Разработка урока в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Урок посвящен расцету афинской демократии при Перикле во второй половине V в. до н.э. В ходе урока учащиеся обобщают свои знания о социальной структуре афинского полиса, об организации управления городом-государством, о источниках финансирования Афинской демократии. В ходе урока учащиеся будут сравнивать древнегреческую демократию с современной, делать заключения о положительных и отрицательных сторонах данного политического режима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_perikl.docx32.61 КБ
Файл perikl.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Афинская демократия при Перикле». Всеобщая история 5 класс.

Дата проведения: 12.02.2018 г.

Цели урока:

  • Образовательные: сформировать представление о развитии демократии в Афинах в период правления Перикла, причинах ее расцвета и особенностях функционирования.
  • Развивающие: формировать умение работать с историческими источниками и визуальной информацией, формулировать несложные выводы.
  • Воспитывающие: разобрать с учащимися сильные и слабые стороны демократии как политического режима на примере жизни Афин при Перикле.

Оборудование урока:

  • УМК Всеобщая история 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М., Просвещение, 2014
  • Рабочий лист урока с заданиями для закрепления материала
  • Раздаточный материал – фрагменты из речи Перикла, записанной Фукидидом, и отрывок из “Афинской политии” неизвестного автора (V в. до н.э.)
  • Слайд-шоу “Афинская демократия. V в. до н.э.”.

Оформление кабинета:

  • Экран для демонстрации слайд-шоу
  • Домашнее задание на правом крыле доски
  • В ходе урока на правом крыле доски будет написана дата – избрание Перикла первым стратегом (443 г. до н.э.) и тема урока (Афинская демократия).
  • Историческая карта «Древняя Греция до V в. до н.э.»

Ход урока

План

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Проверка отсутствующих

Проверка готовности к уроку

Готовятся к уроку.

2. Введение в тему урока

На экране появляется вид города (слайд 1). Обучающимся предлагается

узнать, какой именно город перед ними;

предположить, чем именно больше всего гордятся жители этого города.

На экране появляется цитата из трагедии Эсхила “Персы”, она поможет обучающимся сориентироваться с ответом и станет переходом к следующему вопросу:

Когда в Афинах зародилась демократия?

Давайте вспомним устройство государственной власти в Афинах при Солоне (по мере ответа появляется схема на слайде 2).

Ответы на вопросы учителя:

1. Афины

2. прекрасными зданиями, богатствами города и богатой торговлей, политическим строем.

3. Демократия в Афинах зародилась при Солоне в VI в. до н.э.

4. До того городом управляла аристократия, совет знати (ареопаг) избирал 9 правителей-архонтов из числа знатных горожан. После реформ Солона главная роль начала переходить к Народному собранию, архонтами стали избирать богатых граждан, а судьей мог стать любой гражданин Афин.

3. Объяснение нового материала

Давайте посмотрим, что изменилось в управлении Афинами после победы в Греко-персидских войнах (слайд 3).

А. Личность Перикла

Слайд 4. Расцвет демократии в Афинах приходится на то время, когда во главе города стоял Перикл. Он происходил из знатного рода, был богат, но считал, что все граждане Афин могут и должны управлять государством. Давайте посмотрим, какими качествами обладал Перикл. Вопрос классу: “Где могли пригодиться Периклу те качества, которыми он обладал”?

Благодаря своим талантам и успешной политике Перикла 15 раз избирали на Народном собрании первым стратегом.

При показе слайда 3 записывается тема урока в тетрадях.

При показе слайда 4 фиксируют в тетради дату первого избрания Перикла на должность первого стратега (443 г. до н.э.). Ответ на вопрос учителя: “В выступлениях на Народном собрании, так как ему нужно было убеждать людей принять его точку зрения; при управлении государством”.

Слайд 5. Действительно, для того, чтобы выступать перед Народным собранием в Афинах все эти качества были необходимы. Особенно важным было умение громко, красиво и доходчиво излагать свои мысли. Ведь в Народном собрании могли участвовать все граждане, а это около 20 тысяч человек. Сначала Народные собрания собирались на агоре – рыночной площади. Но во времена Перикла местом проведения Народного собрания стал холм Пникс (“толкучка”). Чтобы вас услышали и выслушали, нужно говорить интересно и убедительно, чтобы слушатели боялись пропустить даже слово.

А кто мог участвовать в Народном собрании, у кого были гражданские права в Афинах?

При обсуждении слайда 5 отвечают на вопрос: “Гражданами в Афинах были те, чьи родители были гражданами (+ владение землей и служба в армии), в Народном собрании могли участвовать только мужчины старше 20 лет”.

Б. Устройство афинской демократии при Перикле

Обучающимся предлагается перерисовать со слайда 6 схему. В это время учитель дает необходимые пояснения к схеме: “Решающая роль в управлении страной принадлежала в это время Народному собранию и Совету пятисот. В Народном собрании решались самые главные вопросы – объявляли войны и подтверждали заключение мира, принимали новые законы, выбирали 10 стратегов (в том числе и первого), выслушивали отчеты стратегов о том, как они расходовали деньги из казны. Поскольку все граждане могли участвовать в Народном собрании и вносить на обсуждение законы, демократия в Афинах была прямой”.

 

Заполняют схему “Устройство афинской демократии при Перикле”;

Вопрос обучающимся: “Как граждане России участвуют в управлении государством, в чем отличие от афинской демократии”?

Но участников Народного собрания очень много. Поэтому к каждому собранию (проходившему 3 – 4 раза в месяц) нужно было готовиться. Эта обязанность, как и необходимость следить за ходом обсуждения вопросов, возлагалась на Совет пятисот.

На Народном собрании проходили выборы судей и государственных чиновников.

Отвечают на вопрос:

У нас –демократия. Мы выбираем депутатов (и мужчины, и женщины), а сами в заседаниях парламента не участвуем.

Перед обсуждением вопросов о способах голосования учащимся предлагается выполнить задание № 1 на рабочем листе.

Голосование в Афинах могло быть как тайным, так и открытым (слайд 8 – переход через жетоны), или осуществляться путем жеребьевки. Вопросы обучающимся:

“Как вы думаете, почему афиняне применяли жеребьевку”?

После ответов, по управляющей стрелке презентация возвращается на слайд 6.

Выполняют задание №2 в рабочем листе урока, проверка задания может осуществляться сразу после выполнения или лист будет собран и за его заполнение будет выставлена оценка по итогам урока

Варианты ответов – для соблюдения справедливости, чтобы никто не подтасовал решение; или отдают решение на волю богов;

Ещё одной задачей, стоящей перед Народным собранием, была борьба с внутренними врагами демократии. Для этого применяли остракизм (слайд 7 – переход через остракон). Один раз в год на Народном собрании опасных для демократии граждан подвергали остракизму, то есть тайному суду и изгнанию. Каждый член собрания писал на отдельном черепке (по-гречески – остракон) имя человека, который, по его мнению, угрожал демократии. Тот, за которого голосовало больше половины собравшихся, подвергался осуждению и изгнанию из города. После обсуждения вопросов – возвращение на слайд 6 через управляющую кнопку.

Слушают рассказ учителя

Вопрос: чье имя написано на остраконе? Чем этот человек известен? Чем он мог быть опасен для Афин?

(на верхнем остраконе можно рассмотреть имя Фемистокла, афинского стратега периода греко-персидских войн, руководившего греческим флотом во время битвы при Саламине)

Перикл добился введения оплаты выборных должностей. Как вы думаете, зачем он это сделал? А откуда у афинян было столько денег, чтобы платить за занимаемые должности? (слайд 10 “Источники пополнения Афинской казны”– переход через кнопку со стрелкой вперед).

Все афиняне были равны перед законом (слайд 9 – переход через кнопку с домом). Примером может служить судьба самого Перикла. Его женой была уроженка города Милета – Аспасия. Двое его сыновей от этого брака не могли получить афинское гражданство, несмотря на все заслуги своего отца.

Ответ на вопрос учителя: чтобы бедные граждане могли работать на выборной должности, не думая, как им прокормить свои семьи. Выдвижение предположений об источниках доходов, сравнение с представленными на слайде 10.

4. Закрепление материала

Демократия как строй имела и сторонников, и противников. Давайте посмотрим, какие положительные и отрицательные черты выделяли в этом строе современники.

А какие черты положительные и отрицательные можете выделить вы?

Если остается время на уроке, в качестве иллюстрации возможной несправедливости со стороны Народного собрания можно привести рассказ о судьбе друзей Перикла (стр. 186 – 187) или о Солоне (стр. 188 – 189).

Работа с текстом источника, ответы на вопросы учителя.

Выполнение заданий №№ 3,4 рабочего листа урока.

После обсуждения ответов на вопросы, поставленные в раздаточных материалах, обучающиеся обращаются к слайду 11 (переход по стрелке) и сравнивают выводы с теми, что представлены в учебной презентации.

5. Домашнее задание

Высвечивается на экране (слайд 12) или открывается на доске.

Запись домашнего задания.

Учитель истории                                                                         Кулаков С.В.

ЛИСТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Кадета 5 А класса ____________________________________________________________

1. Заполните схему «Устройство Афинской демократии при Перикле»:

                                                                                        обсуждение

                                выборы

2. Кто был лишен участия в демократическом управлении в Афинах?

А. ______________________________________________________

Б. ______________________________________________________

В. ______________________________________________________

3. Откуда взялись богатства для расцвета Афинской демократии?

А. ______________________________________________________

Б. ______________________________________________________

В. ______________________________________________________

Г. ______________________________________________________

4. Чему мы в XXI веке научились у Афинской демократии?

А. ______________________________________________________

Б. ______________________________________________________

В. ______________________________________________________

5*. Заполни пропуски в рассказе:

        Афины при Перикле достигли невиданного расцвета. Это стало возможным после победы греков над персами, из-за чего в Грецию «хлынула» военная добыча в виде тысяч _________ и тонн _________.

        Власть в Афинах находилась в руках ___________________ . В его работе могли принимать участие только ________-мужчины старше 20 лет. _________, _________, ________ были лишены права участия  в управлении полисом. Главный орган власти на 1 год избирал руководителей - ________________. Должность первого ___________ 15 лет подряд занимал Перикл.

        При Перикле государственные должности могли занимать и бедные ___________. Это стало возможным после принятия закона об ____________ за государственный счет труда служащих.

        Украшение Афин храмами и красивыми постройками, привлечение к управлению бедняков, содержание огромного военного флота – все это стоило огромных денег. Часть денег Афины получали из ________________ на юге Аттики, где работали государственные рабы, часть - из налогов, получаемых от ___________, часть от торговых пошлин из порта ____________, однако огромная часть богатств была получена от __________ Афин, деньги которых хранились в главном храме полиса.

        Многое, чего достигли Афины в V в. до н.э. мы используем и сегодня в _________________ сфере жизни нашего общества – это и ___________ и __________ выборы, __________ за исполнение государственных должностей. Однако, Афинскую демократию можно назвать ограниченной, так как ____________________________________________________________________________.

Народоправие

Отрывок из речи Перикла

Так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправием. В частных (личных) делах все пользуются одинаковыми правами по закону. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести.

Граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбираются в политике. Ведь только мы одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, неблагонамеренным гражданином, бесполезным обывателем.

«Афинская полития»

Отрывок из сочинения неизвестного автора (V в. до н.э.)

Я не одобряю государственный строй афинян по той причине, что они избрали такой порядок, чтобы простому народу жилось лучше, чем благородным. Они благородных лишают гражданской чести, отнимают имущество, изгоняют из своих владений и убивают, а простых поддерживают.

Во всякой земле лучший элемент является противником демократии, потому что лучшие люди очень редко допускают бесчинство и несправедливость, но зато самым тщательным образом стараются соблюдать благородные начала, тогда как у народа – величайшая необразованность, недисциплинированность и низость. Действительно, людей простых толкают на позорные дела скорее бедность, необразованность и невежество – качества, которые у некоторых происходят по недостатку средств.

Задание

  1. Укажите, какие достоинства имело народоправие (демократия) в Афинах.
  2. Определите, как относится автор второго текста к демократии. Обоснуйте ответ.
  3. Для кого демократию можно считать справедливым порядком?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подданства они не знают и не служат никому .

Слайд 2

Афинская демократия в VI в. до н.э. 9 архонтов Ареопаг знатные (До Солона) Народное собрание богатые (После Солона) Судьи (любой гражданин Афин)

Слайд 3

Афинская демократия при Перикле

Слайд 4

Перикл Перикл был умен, он получил хорошее образование Благородную внешность Перикла портила продолговатая форма головы («тыковка »), из-за чего его постоянно изображали в шлеме Он обладал прекрасной выдержкой и был блестящим оратором Пригодятся ли вам сегодня эти качества? Перикл был 15 раз первым стратегом с 443 г. до н.э.

Слайд 5

Около 20 тысяч жителей Афин были полноправными гражданами

Слайд 6

Перикл ввел плату за исполнение выборных должностей Устройство афинской демократии при Перикле Прямая демократия

Слайд 7

ОСТРАКИЗМ Один раз в год на Народном собрании опасных для демократии граждан подвергали остракизму, то есть тайному суду и изгнанию. Каждый член собрания писал на отдельном черепке (по-гречески – остракон) имя человека, который, по его мнению, угрожал демократии. Тот, за которого голосовало больше половины собравшихся, подвергался осуждению и изгнанию из города.

Слайд 8

Голосование в Афинах Голосование могло быть открытым или тайным. Открытым голосованием выбирались высокопоставленные должностные лица - стратеги, ответственные за военную политику страны. Это должны были быть люди талантливые, знающие и опытные.

Слайд 9

Аспасия Семья Перикла Несмотря на успехи в управлении полисом, Перикл умер в осажденном городе от неизвестной эпидемии в 429 г. до н.э. во время войны со Спартой. Он не увидел как демократические Афины подписали унизительный мир с победоносными спартанскими царями в 404 г. до н.э.

Слайд 10

- Казна Афинского полиса: а) Пошлины с купцов б) Налог с переселенцев в) Доходы от государственных серебряных рудников на юге Аттики - Казна Афинского морского союза (хранившаяся на Акрополе) Источники доходов Афинской демократии

Слайд 11

Афинская демократия – плюсы и минусы Положительные черты демократии в Афинах Отрицательные черты демократии в Афинах Все граждане могут участвовать в управлении полисом У всех граждан одинаковые права по закону При выдвижении на должность учитывают собственные достижения человека Не все жители города имеют права гражданина и могут участвовать в политической деятельности Народное собрание может принять несправедливое решение Должностные лица из простых граждан иногда не имели навыков руководства

Слайд 12

- § 40. Вопросы к параграфу устно - Вопрос 5* в рабочем листе - письменно . - Рабочая тетрадь. - Доклад об одном из друзей Перикла Задание на дом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Разработка урока истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"

Разработка урока  истории Древнего мира в 5 классе "Зарождение демократии в Афинах"...