Разработка урока в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок посвящен расцету афинской демократии при Перикле во второй половине V в. до н.э. В ходе урока учащиеся обобщают свои знания о социальной структуре афинского полиса, об организации управления городом-государством, о источниках финансирования Афинской демократии. В ходе урока учащиеся будут сравнивать древнегреческую демократию с современной, делать заключения о положительных и отрицательных сторонах данного политического режима.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_perikl.docx | 32.61 КБ |
perikl.pptx | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Афинская демократия при Перикле». Всеобщая история 5 класс.
Дата проведения: 12.02.2018 г.
Цели урока:
- Образовательные: сформировать представление о развитии демократии в Афинах в период правления Перикла, причинах ее расцвета и особенностях функционирования.
- Развивающие: формировать умение работать с историческими источниками и визуальной информацией, формулировать несложные выводы.
- Воспитывающие: разобрать с учащимися сильные и слабые стороны демократии как политического режима на примере жизни Афин при Перикле.
Оборудование урока:
- УМК Всеобщая история 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М., Просвещение, 2014
- Рабочий лист урока с заданиями для закрепления материала
- Раздаточный материал – фрагменты из речи Перикла, записанной Фукидидом, и отрывок из “Афинской политии” неизвестного автора (V в. до н.э.)
- Слайд-шоу “Афинская демократия. V в. до н.э.”.
Оформление кабинета:
- Экран для демонстрации слайд-шоу
- Домашнее задание на правом крыле доски
- В ходе урока на правом крыле доски будет написана дата – избрание Перикла первым стратегом (443 г. до н.э.) и тема урока (Афинская демократия).
- Историческая карта «Древняя Греция до V в. до н.э.»
Ход урока
План | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Проверка отсутствующих Проверка готовности к уроку | Готовятся к уроку. |
2. Введение в тему урока | На экране появляется вид города (слайд 1). Обучающимся предлагается узнать, какой именно город перед ними; предположить, чем именно больше всего гордятся жители этого города. На экране появляется цитата из трагедии Эсхила “Персы”, она поможет обучающимся сориентироваться с ответом и станет переходом к следующему вопросу: Когда в Афинах зародилась демократия? Давайте вспомним устройство государственной власти в Афинах при Солоне (по мере ответа появляется схема на слайде 2). | Ответы на вопросы учителя: 1. Афины 2. прекрасными зданиями, богатствами города и богатой торговлей, политическим строем. 3. Демократия в Афинах зародилась при Солоне в VI в. до н.э. 4. До того городом управляла аристократия, совет знати (ареопаг) избирал 9 правителей-архонтов из числа знатных горожан. После реформ Солона главная роль начала переходить к Народному собранию, архонтами стали избирать богатых граждан, а судьей мог стать любой гражданин Афин. |
3. Объяснение нового материала | Давайте посмотрим, что изменилось в управлении Афинами после победы в Греко-персидских войнах (слайд 3). А. Личность Перикла Слайд 4. Расцвет демократии в Афинах приходится на то время, когда во главе города стоял Перикл. Он происходил из знатного рода, был богат, но считал, что все граждане Афин могут и должны управлять государством. Давайте посмотрим, какими качествами обладал Перикл. Вопрос классу: “Где могли пригодиться Периклу те качества, которыми он обладал”? Благодаря своим талантам и успешной политике Перикла 15 раз избирали на Народном собрании первым стратегом. | При показе слайда 3 записывается тема урока в тетрадях. При показе слайда 4 фиксируют в тетради дату первого избрания Перикла на должность первого стратега (443 г. до н.э.). Ответ на вопрос учителя: “В выступлениях на Народном собрании, так как ему нужно было убеждать людей принять его точку зрения; при управлении государством”. |
Слайд 5. Действительно, для того, чтобы выступать перед Народным собранием в Афинах все эти качества были необходимы. Особенно важным было умение громко, красиво и доходчиво излагать свои мысли. Ведь в Народном собрании могли участвовать все граждане, а это около 20 тысяч человек. Сначала Народные собрания собирались на агоре – рыночной площади. Но во времена Перикла местом проведения Народного собрания стал холм Пникс (“толкучка”). Чтобы вас услышали и выслушали, нужно говорить интересно и убедительно, чтобы слушатели боялись пропустить даже слово. А кто мог участвовать в Народном собрании, у кого были гражданские права в Афинах? | При обсуждении слайда 5 отвечают на вопрос: “Гражданами в Афинах были те, чьи родители были гражданами (+ владение землей и служба в армии), в Народном собрании могли участвовать только мужчины старше 20 лет”. | |
Б. Устройство афинской демократии при Перикле Обучающимся предлагается перерисовать со слайда 6 схему. В это время учитель дает необходимые пояснения к схеме: “Решающая роль в управлении страной принадлежала в это время Народному собранию и Совету пятисот. В Народном собрании решались самые главные вопросы – объявляли войны и подтверждали заключение мира, принимали новые законы, выбирали 10 стратегов (в том числе и первого), выслушивали отчеты стратегов о том, как они расходовали деньги из казны. Поскольку все граждане могли участвовать в Народном собрании и вносить на обсуждение законы, демократия в Афинах была прямой”. |
Заполняют схему “Устройство афинской демократии при Перикле”; | |
Вопрос обучающимся: “Как граждане России участвуют в управлении государством, в чем отличие от афинской демократии”? Но участников Народного собрания очень много. Поэтому к каждому собранию (проходившему 3 – 4 раза в месяц) нужно было готовиться. Эта обязанность, как и необходимость следить за ходом обсуждения вопросов, возлагалась на Совет пятисот. На Народном собрании проходили выборы судей и государственных чиновников. | Отвечают на вопрос: У нас –демократия. Мы выбираем депутатов (и мужчины, и женщины), а сами в заседаниях парламента не участвуем. | |
Перед обсуждением вопросов о способах голосования учащимся предлагается выполнить задание № 1 на рабочем листе. Голосование в Афинах могло быть как тайным, так и открытым (слайд 8 – переход через жетоны), или осуществляться путем жеребьевки. Вопросы обучающимся: “Как вы думаете, почему афиняне применяли жеребьевку”? После ответов, по управляющей стрелке презентация возвращается на слайд 6. | Выполняют задание №2 в рабочем листе урока, проверка задания может осуществляться сразу после выполнения или лист будет собран и за его заполнение будет выставлена оценка по итогам урока Варианты ответов – для соблюдения справедливости, чтобы никто не подтасовал решение; или отдают решение на волю богов; | |
Ещё одной задачей, стоящей перед Народным собранием, была борьба с внутренними врагами демократии. Для этого применяли остракизм (слайд 7 – переход через остракон). Один раз в год на Народном собрании опасных для демократии граждан подвергали остракизму, то есть тайному суду и изгнанию. Каждый член собрания писал на отдельном черепке (по-гречески – остракон) имя человека, который, по его мнению, угрожал демократии. Тот, за которого голосовало больше половины собравшихся, подвергался осуждению и изгнанию из города. После обсуждения вопросов – возвращение на слайд 6 через управляющую кнопку. | Слушают рассказ учителя Вопрос: чье имя написано на остраконе? Чем этот человек известен? Чем он мог быть опасен для Афин? (на верхнем остраконе можно рассмотреть имя Фемистокла, афинского стратега периода греко-персидских войн, руководившего греческим флотом во время битвы при Саламине) | |
Перикл добился введения оплаты выборных должностей. Как вы думаете, зачем он это сделал? А откуда у афинян было столько денег, чтобы платить за занимаемые должности? (слайд 10 “Источники пополнения Афинской казны”– переход через кнопку со стрелкой вперед). Все афиняне были равны перед законом (слайд 9 – переход через кнопку с домом). Примером может служить судьба самого Перикла. Его женой была уроженка города Милета – Аспасия. Двое его сыновей от этого брака не могли получить афинское гражданство, несмотря на все заслуги своего отца. | Ответ на вопрос учителя: чтобы бедные граждане могли работать на выборной должности, не думая, как им прокормить свои семьи. Выдвижение предположений об источниках доходов, сравнение с представленными на слайде 10. | |
4. Закрепление материала | Демократия как строй имела и сторонников, и противников. Давайте посмотрим, какие положительные и отрицательные черты выделяли в этом строе современники. А какие черты положительные и отрицательные можете выделить вы? Если остается время на уроке, в качестве иллюстрации возможной несправедливости со стороны Народного собрания можно привести рассказ о судьбе друзей Перикла (стр. 186 – 187) или о Солоне (стр. 188 – 189). | Работа с текстом источника, ответы на вопросы учителя. Выполнение заданий №№ 3,4 рабочего листа урока. После обсуждения ответов на вопросы, поставленные в раздаточных материалах, обучающиеся обращаются к слайду 11 (переход по стрелке) и сравнивают выводы с теми, что представлены в учебной презентации. |
5. Домашнее задание | Высвечивается на экране (слайд 12) или открывается на доске. | Запись домашнего задания. |
Учитель истории Кулаков С.В.
ЛИСТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Кадета 5 А класса ____________________________________________________________
1. Заполните схему «Устройство Афинской демократии при Перикле»:
обсуждение
выборы
2. Кто был лишен участия в демократическом управлении в Афинах?
А. ______________________________________________________
Б. ______________________________________________________
В. ______________________________________________________
3. Откуда взялись богатства для расцвета Афинской демократии?
А. ______________________________________________________
Б. ______________________________________________________
В. ______________________________________________________
Г. ______________________________________________________
4. Чему мы в XXI веке научились у Афинской демократии?
А. ______________________________________________________
Б. ______________________________________________________
В. ______________________________________________________
5*. Заполни пропуски в рассказе:
Афины при Перикле достигли невиданного расцвета. Это стало возможным после победы греков над персами, из-за чего в Грецию «хлынула» военная добыча в виде тысяч _________ и тонн _________.
Власть в Афинах находилась в руках ___________________ . В его работе могли принимать участие только ________-мужчины старше 20 лет. _________, _________, ________ были лишены права участия в управлении полисом. Главный орган власти на 1 год избирал руководителей - ________________. Должность первого ___________ 15 лет подряд занимал Перикл.
При Перикле государственные должности могли занимать и бедные ___________. Это стало возможным после принятия закона об ____________ за государственный счет труда служащих.
Украшение Афин храмами и красивыми постройками, привлечение к управлению бедняков, содержание огромного военного флота – все это стоило огромных денег. Часть денег Афины получали из ________________ на юге Аттики, где работали государственные рабы, часть - из налогов, получаемых от ___________, часть от торговых пошлин из порта ____________, однако огромная часть богатств была получена от __________ Афин, деньги которых хранились в главном храме полиса.
Многое, чего достигли Афины в V в. до н.э. мы используем и сегодня в _________________ сфере жизни нашего общества – это и ___________ и __________ выборы, __________ за исполнение государственных должностей. Однако, Афинскую демократию можно назвать ограниченной, так как ____________________________________________________________________________.
Народоправие
Отрывок из речи Перикла
Так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправием. В частных (личных) делах все пользуются одинаковыми правами по закону. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести.
Граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбираются в политике. Ведь только мы одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, неблагонамеренным гражданином, бесполезным обывателем.
«Афинская полития»
Отрывок из сочинения неизвестного автора (V в. до н.э.)
Я не одобряю государственный строй афинян по той причине, что они избрали такой порядок, чтобы простому народу жилось лучше, чем благородным. Они благородных лишают гражданской чести, отнимают имущество, изгоняют из своих владений и убивают, а простых поддерживают.
Во всякой земле лучший элемент является противником демократии, потому что лучшие люди очень редко допускают бесчинство и несправедливость, но зато самым тщательным образом стараются соблюдать благородные начала, тогда как у народа – величайшая необразованность, недисциплинированность и низость. Действительно, людей простых толкают на позорные дела скорее бедность, необразованность и невежество – качества, которые у некоторых происходят по недостатку средств.
Задание
- Укажите, какие достоинства имело народоправие (демократия) в Афинах.
- Определите, как относится автор второго текста к демократии. Обоснуйте ответ.
- Для кого демократию можно считать справедливым порядком?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Афинская демократия в VI в. до н.э. 9 архонтов Ареопаг знатные (До Солона) Народное собрание богатые (После Солона) Судьи (любой гражданин Афин)
Афинская демократия при Перикле
Перикл Перикл был умен, он получил хорошее образование Благородную внешность Перикла портила продолговатая форма головы («тыковка »), из-за чего его постоянно изображали в шлеме Он обладал прекрасной выдержкой и был блестящим оратором Пригодятся ли вам сегодня эти качества? Перикл был 15 раз первым стратегом с 443 г. до н.э.
Около 20 тысяч жителей Афин были полноправными гражданами
Перикл ввел плату за исполнение выборных должностей Устройство афинской демократии при Перикле Прямая демократия
ОСТРАКИЗМ Один раз в год на Народном собрании опасных для демократии граждан подвергали остракизму, то есть тайному суду и изгнанию. Каждый член собрания писал на отдельном черепке (по-гречески – остракон) имя человека, который, по его мнению, угрожал демократии. Тот, за которого голосовало больше половины собравшихся, подвергался осуждению и изгнанию из города.
Голосование в Афинах Голосование могло быть открытым или тайным. Открытым голосованием выбирались высокопоставленные должностные лица - стратеги, ответственные за военную политику страны. Это должны были быть люди талантливые, знающие и опытные.
Аспасия Семья Перикла Несмотря на успехи в управлении полисом, Перикл умер в осажденном городе от неизвестной эпидемии в 429 г. до н.э. во время войны со Спартой. Он не увидел как демократические Афины подписали унизительный мир с победоносными спартанскими царями в 404 г. до н.э.
- Казна Афинского полиса: а) Пошлины с купцов б) Налог с переселенцев в) Доходы от государственных серебряных рудников на юге Аттики - Казна Афинского морского союза (хранившаяся на Акрополе) Источники доходов Афинской демократии
Афинская демократия – плюсы и минусы Положительные черты демократии в Афинах Отрицательные черты демократии в Афинах Все граждане могут участвовать в управлении полисом У всех граждан одинаковые права по закону При выдвижении на должность учитывают собственные достижения человека Не все жители города имеют права гражданина и могут участвовать в политической деятельности Народное собрание может принять несправедливое решение Должностные лица из простых граждан иногда не имели навыков руководства
- § 40. Вопросы к параграфу устно - Вопрос 5* в рабочем листе - письменно . - Рабочая тетрадь. - Доклад об одном из друзей Перикла Задание на дом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...
Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева
Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...
Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"
Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...
Разработка урока истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"
Разработка урока истории Древнего мира в 5 классе "Зарождение демократии в Афинах"...