Взаимодействие учителя истории и родителей обучающихся в вопросах патриотического воспитания школьников
статья по истории (6, 7, 8 класс) на тему

Золотокрылина Татьяна Алексеевна

Патриотическое воспитание всегда было и остается одним из приоритетов государственной политики в области воспитания и образования подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание предполагает определенное придание смыслов многим очень важным и общественно значимым сферам: историко-культурному наследию, сознательному отношению к собственному здоровью, рачительному подходу к охране природы и окружающей среды, развитию собственной созидательной общественно-политической активности и т.д. и, таким образом, охватывая весь спектр жизнедеятельности, является одной из основных задач образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя истории и родителей обучающихся в вопросах патриотического воспитания школьников

Патриотическое воспитание всегда было и остается одним из приоритетов государственной политики в области воспитания и образования подрастающего поколения, это одна из важнейших политических составляющих.                                      Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Наряду с этим, академик В. С. Лихачёв говорил: «Нельзя только призвать к патриотизму, его нужно воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость».

Патриотическое воспитание предполагает определенное придание смыслов многим очень важным и общественно значимым сферам: историко-культурному наследию, сознательному отношению к собственному здоровью, рачительному подходу к охране природы и окружающей среды, развитию собственной созидательной общественно-политической активности и т.д. и, таким образом, охватывая весь спектр жизнедеятельности, является одной из основных задач образовательного учреждения.

Основные цели патриотического воспитания:

· развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества;

· сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа, приобщение к традициям и культуре страны, развитие у учащихся лучших качеств патриотов России.

Планируемый результат:

  • сформированность у учащихся высокой общей культуры,                                        · воспитание у учащихся патриотические чувства и осознания исторических ценностей России, родного города;
  • любви к своей семье, уважение к замечательным людям-созидателям;
  • формирование ответственного понимания у учащихся своего гражданского долга и конституционных обязанностей;
  • создание благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности обучающегося.

Очень важно учитывать в процессе воспитания, что современным подросткам нельзя ничего навязывать. Это может вызвать у них протест и отчуждение. Поэтому нужно стараться заинтересовать учеников возможностью проявить свои таланты и способности, узнать новое об обществе и людях, оставлять после себя только добрые дела и воспоминания.

Всех этих тем в значительной степени касаются учителя истории и обществознания, - как на предметных уроках, так и во внеурочной деятельности. И конечно, невозможно представить формирование характера подростка, его мировоззренческой позиции лишь только в школе, без активного сотрудничества с семьями обучающихся. Природа, родители, родственники, Родина, народ - не случайно однокоренные слова.

Воспитательный эффект многократно усиливается, если подросток видит, чувствует солидарность значимых для него взрослых, т. е. взаимодействующие стороны должны иметь общие цели.  Я стараюсь донести до родителей своих  учеников мысль о том, что бессмысленно грести в разные стороны, находясь в одной лодке. Безусловно, это значительно усиливает ответственность учителя, должного просвещать педагогическими и психологическими знаниями  родителей своих учеников. Но, следует заметить, что и учитель может многому научиться у родителей, - это будет только способствовать росту его авторитета, ведь способность к самообразованию, открытость, гибкость – необходимые характеристики в современном обществе.

Практика моей работы показала, что совместные с родителями экскурсии, проекты по предмету, иные внеклассные мероприятия более эффективны и значимы для учеников.

Успешно и широко реализуются в нашем образовательном учреждении формы, ставшие традиционными в сфере патриотического воспитания. Это: «Уроки мужества», «Вахты памяти», поисковые и исследовательские проекты и др..  Яркий пример эмоционально-насыщенного, а значит – действенного – события этого ряда – совместное участие семей учеников и учителей в марше Бессмертного полка с портретами родственников-участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Число участников этого события, ставшего традиционным для нашего коллектива, увеличивается из года в год.

Но патриотическое воспитание – это не только отождествление себя с героическим прошлым своих предков, - что безусловно важно, - но и собственное восприятие сложного и противоречивого настоящего, а также - представление себя в желаемым будущем, соотнесение личного с судьбой страны - своей Родины, со своим городом, семьей,  школой, со всей российской многонациональной культурой, с культурой и национальными традициями предков и родителей.

Очень важным аспектом в практике патриотического воспитания считаю продуктивное взаимодействие с представителями старшего поколения, с яркими и интересными людьми. Именно благодаря их труду нас окружает то, что именуем общим словом «культура», т. е. все, к чему прикоснулась мысль и руки человека. Убеждена, что неформальные, эмоционально окрашенные встречи с увлеченными профессионалами – представителями разных поколений семей моих учеников, оказали на ребят большое влияние. Им стали ближе и понятнее не только профессии инженера-связиста, офицера-пограничника или художника-реставратора, но всем был дан толчок к осмыслению важности честного, добросовестного труда на благо общества. Для некоторых учеников такая встреча стала определяющей в плане профессионального самоопределения, кому-то послужила образцом или примером в личностном плане. Рефлексия была не придуманной: тема очередной прошедшей встречи еще долго всплывала у ребят во всевозможных деталях и аспектах.

В воспитании гражданственности моих учеников значительное место занимает формирование специфических компетенций взаимодействия человека как гражданина с государством и структурами гражданского общества (общественными, не- государственными, некоммерческими организациями). К беседам по таким важным темам также привлекаются родители.

 Еще одним важным аспектом осуществления патриотического воспитания в общеобразовательной школе представляется следование принципу сочетания «событийности — повседневности», что предполагает решение соответствующих педагогических задач не только через яркие массовые мероприятия, акции, но через использование патриотической символики в предметно-эстетической среде, а также личный пример педагогов в следовании государственным ритуалам.

Литература:

Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М., Айрис-пресс, 2006;

Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников-М., 2005 № 8;

Петросьян Д.И. Противоречия патриотических настроений как отражение социальных изменений: Дис. канд. социол. наук. - М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на августовской педагогической конференции учителей Ельниковского муниципального района "Патриотическое воспитание школьников"

Доклад был представлен на августовской педагогической конференции. Тема доклада "Патриотическое воспитание школьников"...

Выступление на Всероссийском слете учителей-2015."Музей как средство патриотического воспитания школьников".

История страны, история своего села, своей семьи, пропущенная через собственный жизненный опыт, пробуждает чувство гордости, сострадания и соучастия. Вот что воспитывает настоящего патриота и граждани...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ-ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ОБЖ.

Статья повещена формированию патриотических чувств у подрастающего поколения через воспитательный процесс образовательного учреждения. Освещается ряд проблем в формировании патриотических чувств у шко...

Программа «Взаимодействия учителя физкультуры с родителями обучающихся детей»

   Основная задача учителя физкультуры – привитие у детей потребности к занятиям физической культурой и спортом, сохранение их здоровья, а для этого нужно сделать семью своим союзнико...

«Взаимодействие семьи и школы – основа для гражданско-патриотического воспитания школьника».

Материалы для классного руководителя по вопросу гражданско-патриотического воспитания школьника....

«Взаимодействие учителя физкультуры с родителями обучающихся детей»

Учитель и родители связаны единой целью: обучить и воспитать детей. Достичь каких- либо успехов в этом, возможно при установившемся взаимопонимании между семьёй и школой. Но зачастую родители самоустр...

«Роль учителя-наставника в патриотическом воспитании школьников»

Наставничество –  это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанно...