ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ-ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ОБЖ.
статья по обж (8 класс) на тему
Статья повещена формированию патриотических чувств у подрастающего поколения через воспитательный процесс образовательного учреждения. Освещается ряд проблем в формировании патриотических чувств у школьников, и даются примеры их решения. Приводятся примеры способствующие повышению качества деятельности военно-патриотической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriot.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация доклада
Статья повещена формированию патриотических чувств у подрастающего поколения через воспитательный процесс образовательного учреждения. Освещается ряд проблем в формировании патриотических чувств у школьников, и даются примеры их решения. Приводятся примеры способствующие повышению качества деятельности военно-патриотической направленности.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ-ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ОБЖ.
Общество сегодня, поставив задачу модернизации образования, должно решить в первую очередь вопросы воспитания и затем обучения. Только поколение граждан с новым мировоззрением сможет сделать нашу страну процветающей. Важнейшая составляющая процесса воспитания - формирование и развитие гражданских качеств личности, патриотических чувств.
Патриотизм—категория нравственная. Это не слепая преданность своей стране, а знание и уважение истории и культуры своего Отечества, сохранение самобытности и традиций своего народа, сопричастность к общественной жизни страны, стремление приложить все силы для того, чтобы повысить духовное и материальное благосостояние своей Родины, ее безопасность. Известный русский писатель Н. М. Карамзин о патриотизме сказал так: « Патриотизм есть любовь ко благу и славе своего Отечества, а также желание способствовать им во всех отношениях. Патриотизм требует рассуждения а потому не все люди имеют его».
Задача всемерного повышения безопасности нашей Родины актуальна в свете нынешней ситуации в мире. Угрозы для России не только существуют, но, без сомнения, возрастают и вполне могут быть реализованы. Поэтому в России должна быть армия, хорошо вооруженная и оснащенная по последнему слову науки и техники, в которой будут служить крепкие, сильные, горячо любящие Родину российские парни, настоящие защитники Отечества! Россия должна уверенно идти вперед по пути развития и процветания [2, с.20].
При организации занятий по предмету ОБЖ - военно-патриотическая направленность должна быть стержнем и основой воспитания учащихся школьного возраста. В воспитании мальчиков-юношей, будущих защитников Родины, очень важно сформировать такое качество, как верность воинскому долгу ради высокой цели - защиты своей Родины. Именно в школе ученики должны понять непреходящую мудрость А.В. Суворова: «Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов. Вот одного только не может — защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой». Поэтому перед учителем ОБЖ стоит задача — воспитать у учащихся патриотические чувства, сформировать у них готовность к военной службе, защите Родины, даже ценой своей жизни
Следовательно, основные цели военно-патриотического воспитания:
♦ развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
♦ формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней видов государственной службы;
♦ воспитание верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени. [1, с. 16].
К сожалению, это серьезная проблема в современном обществе, в силу реалий подобные качества воспитывать сложно. Слишком уж в наших людях сидит потребительский дух. И поэтому патриотом молодой человек, призванный на военную службу, никогда не станет в одно мгновение. Патриотизм, любовь к Родине должны воспитываться с детства в семье, школе. Ведь дети во всем стараются быть похожими на старших брата, отца, дедушку.
Мальчик, будущий воин, приходит в школу с уже приобретенными в коллективе сверстников опытом и навыками и от воспитателей и учителей учебного учреждения, от их терпения, настойчивости и последовательности зависит, каким будет этот гражданин, когда закончит школу. Рождается вопрос. Смогут ли родители быть союзниками в этом непростом процессе? Здесь больше вопросов, чем ответов.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в вопросах военно-патриотического воспитания учащихся, без сомнения, является интегрирующим. Однако урочного времени, выделенного для ОБЖ явно недостаточно. Что делать? Внеурочная деятельность, кружковая, досуговая работа в данном случае становится тем недостающим и связующим звеном, усиливающим воспитательный эффект.
Педагоги школы, учитывая все аспекты воспитания школьников, должны с первых дней учебы вовлекать детей в активную познавательную внеурочную деятельность. Самые разнообразные кружки и секции - спортивные, туристско-краеведческие, поисковые, музейные, исторические помогают детям лучше узнать о своей стране, расширить мировоззрение, попробовать себя в разных качествах [2, с. 20].
Внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию обучающихся в нашей школе проводится по трём системообразующим направлениям:
1-е направление - патриотическое воспитание на опыте и традициях прошлых поколений и Вооруженных сил. Данное направление включает в себя следующее:
- мероприятия по увековечению памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Вахта Памяти; митинги посвящённых торжественным датам и другие патриотические мероприятия);
- проведение уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, празднование памятных дат, организация викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;
- проведение смотр-конкурсов строя и военно-патриотической песни, а также праздничных концертов, посвященных знаменательным датам;
2-е направление - военно-спортивные игры:
- проведение игр «ОРЛЕНОК», и «А ну-ка, парни!», « Юный турист», военизированные эстафеты. Военно-спортивные игры оказывают положительное влияние на укрепление школьного коллектива, способствуют развитию общественной активности детей, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины [1, с. 20];
- месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты и конкурсы;
3-е направление – изучение молодёжного направления «Street Workout». Ориентация, которого направлена на формирование здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности, расширения кругозора личности, формирование здравых ценностей и мировоззрения.
«Street Workout» - это уличное направление, базирующееся вокруг упражнений с собственным весом, в которых основной акцент идёт на развитие силы и выносливости [3].
В нашей школе создан военно-патриотический клуб «ПАТРИОТ». Члены клуба изучают как теоретические, так и практические аспекты военного дела.
Программа кружка реализует военно-патриотическое воспитание обучающихся, направленное на формирование гражданской позиции, на осознание своего долга по защите России.
Занятия кружка проводятся комплексно: изучается материал сразу нескольких разделов - строевая подготовка, огневая подготовка, выживание в природных условиях, история Вооруженных сил РФ, уставы Вооруженных сил РФ, защита от оружия массового поражения, Тактическая подготовка, осуществляется физическая подготовка и полученные знания и навыки закрепляются в соревнованиях, играх, конкурсах.
Тренировки в клубе дополняются занимательными развивающими играми с элементами военного дела «Патриот», Обстановка состязательности мотивирует ребят к повышению своих достижений, желанию стать сильнее и выносливее, помочь слабому. Знания, приобретаемые учащимися на занятиях внеурочной деятельностью, востребованы на уроках ОБЖ и в ходе соревнований различного уровня.
Примерами того служат высокие показатели на районном, региональном и федеральном уровнях в спортивных и военизированных мероприятиях: «Безопасное колесо» 1 место, «Школа безопасности» 1 место, смотр-конкурс строя и песни «Орленок» 3 место, «, «Street Workout» 1,2,3 места. Участвуют ежегодно в международном конкурс-игре «Муравей» где занимают призовые места, всероссийской олимпиаде по ОБЖ, неделе ОБЖ.
Высокие результаты демонстрируют мальчики клуба по направлению «Street Workout», не только завоёвывая призовые места на региональном уровне, но и пропагандируя здоровый образ жизни (ЗОЖ). Организовывая показательные выступления на спортивных праздниках и соревнованиях. Совершая выезды, по школам района ведётся популяризация данного направления и приобщение молодёжи к спорту.
Воспитание процесс непрерывный, по большому счету он нацелен на формирование в учениках полезных для общества привычек, традиций, вкусов, желаний. И военно-патриотическое воспитание не исключение. Невозможно воспитать патриота и будущего защитника Отечества, просто посвятив несколько уроков и внеурочных мероприятий рассказам о подвигах прошлого и объяснениям, какое значение имеет в жизни человека его патриотизм. А вот если действия, воспитывающие, образно выражаясь, не мальчика для битья, но мужа (воина фактически), производить постоянно, сделав их привычными и естественными для школьников с учетом их возрастных особенностей, то человек станет патриотом, даже не заметив, что его воспитывали в этом духе [4, с.22].
Необходимо отметить, что для обеспечения более полной реализации целей военно-патриотического воспитания нужен хорошо оснащенный кабинет ОБЖ. ОБЖ — это практико-ориентированный предмет, изучение которого требует практического закрепления, а не просто накопления знаний.
Кабинет ОБЖ — это не только место для проведения учебных занятий, это и центр военно-патриотической работы. Здесь организуются и проводятся уроки Мужества, встречи, классные часы, просмотры видеофильмов, занятия в кружках и т.д. сама атмосфера настраивает учащихся на рабочий лад [1, с.19].
Исключительно важную роль в воспитании высоких моральных качеств у детей играет общественное мнение. С этой целью мы показываем результаты деятельности клуба «ПАТРИОТ» учащимся школы, родителям вывешивая фото и информацию на стенды, выкладываем на страницах школьного сайта, отправляем статьи в районную газету.
Конечно, вся работа должна проводиться в системе. В нашей школе она постоянно дорабатывается. Однако есть силы и желание действовать. Наш великий соотечественник Александр Васильевич Суворов считал, что «деятельность - одно из важнейших качеств воинских!» [2, с. 22].
Список литературы
- Черноморцев М.А. Военно-патриотическое воспитание как средство социализации молодёжи. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2013., №3 (201). стр. 16-21, Москва, «Русский журнал».
- Греченев В.П. Патриотизм как стержень гражданского воспитания. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2013., №1 (199). стр. 20-22, Москва, «Русский журнал».
- Кучумов А. Как НЕ надо писать о воркауте (для СМИ). [Электронный ресурс]. URL: http://workout.su/articles/137
- Ремизов А. Как заинтересовать школьников предметом ОБЖ. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2013., №3 (201). стр. 22-25, Москва, «Русский журнал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)
В современных условиях, когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке, а у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...
Патриотическое воспитание школьников на занятиях внеурочной деятельности через музыку и художественное слово
Значительное число обучающихся (35%) не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к отечеству, к своей Малой Родине. Они не испытывают чувства гордости за свою школу, край, земляков....
Реализация регионального компонента как одного из направлений патриотического воспитания через урочную и внеурочную деятельность по английскому языку.
Огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа. Сегодня крайне необходимо говорить о важности формирования любви к Родине, к "малой" Родине, интереса к истории и культуре Росси...
Система работы "Патриотическое воспитание через учебную и внеурочную деятельность"
Система работы преподавателя-организатора ОБЖ в школе по патриотическому воспитанию школьников через учебную и внеурочную деятельность....
Исследовательская деятельность на уроках кубановедения как средство патриотического воспитания на примере жизни и деятельности Ф.А.Щербины.
Цель исследования: раскрыть роль жизни и деятельности известных кубанских ученых в формировании ценностных ориентиров современной молодежи. Задачи: форми...
Комментарии
Патриатическое воспитание.
Спасибо Вам Владимир Григорьевич за познавательную и интересную статью.