разработка урока ОДНКНР в 5 классе
электронный образовательный ресурс по истории (5 класс) на тему

Урок по программе Виноградовой Н.Ф по теме "Героические страницы истории нашей страны"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Жабская основная общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»

   

Разработка урока  учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе  по теме:  

«Героические страницы истории нашей страны»

                                                                      Автор: Крайнюченко Юлия Анатольевна,

                                                                      учитель православной культуры

Жабское, 2017 год


       Технологическая карта урока учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Тема урока: Героические страницы истории нашей страны.

Класс: 5

Место урока  в программном материале: урок № 8, первая  учебная четверть.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Тип урока:  изучению нового материала.

Цели: 

Предметные: формирование  у обучающихся новых знаний о защитниках Отечества у всех народов нашей многонациональной Родины.

Метапредметные: развитие умения самостоятельно формулировать цели учебного процесса, делать выводы и обобщения, сравнивать факты и явления; работать с текстом учебника, находить пути и способы решений проблемных задач;

Личностные: воспитание представления о верности, долге, преданности Отчизне

Формируемые УУД:

Личностные – ценить и принимать базовые ценности «Родина», «патриот», «защитник». Уважение к своей родине,  радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,

Регулятивные – определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться  корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные – уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные  -  уметь работать в группе, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Основные понятия:  Родина, защитник, патриот, подвиг.

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД (коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные)

1

Организационный этап

- Подготовка учащихся к работе на уроке,

- обеспечить благоприятную  обстановку для работы на учебном занятии;

- психологически подготовить уч-ся к общению на учебном занятии.

Готовятся к уроку

Приветствуют учителя

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Личностные: ответственное отношение к учёбному занятию

2

Этап актуализации опорных знаний

- Прослушайте стихотворение и скажите, о каких событиях в нем идет речь?

Пламя ударило в небо!— ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь...»

Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: я или Родина.      (Р.Рождественский)

Вопрос: о чем повествует стихотворение?

- 3 группы получают 3 конверта:

в первом конверте рисунок  богатыря с мечом  и щитом;

во втором конверте рисунок кавалериста 19 века;

в третьем конверте рисунок солдата с автоматом.

Задание: кто изображен на рисунках? Как называли людей, изображенных на рисунках? Какую задачу они выполняли?

Ответ учащихся: о военной опасности, нападении врагов  и защите Родины

Ответ учащихся: на рисунках изображены воины Отечества в разные времена.

Людей называли по- разному: богатыри, воины, солдаты – общее название защитники Родины.

Коммуникативные: умение управлять своей деятельностью; умение использовать монологическую речь, проводить взаимодополнение ответов.

Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Личностные: умение вести диалог на основе взаимного уважения и равноправных отношений

3

Этап подготовки уч-ся к работе на основном этапе

 Определение темы урока

обучающимися совместно с учителем:

прочитайте вступление к теме на стр. 25, просмотрите иллюстрации с.24, проанализируйте все   и скажите:

- как мы сможем сформулировать тему урока?

- что мы сможем узнать на уроке?

- эта тема вам уже встречалась?

Формулируют  тему, цели, задачи  урока («Мозговой штурм» )

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем; адекватно использовать речь для планирования своей деятельности

Регулятивные: постановка учебной задачи

4

Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Первичная проверка понимания

1. Работа 3 групп: каждая группа получает карточки с заданиями и вопросами к текстам. Ученики самостоятельно ищут ответы на вопросы задания в учебнике.

2. Каждая группа представляет свои ответы на задания.

1 группа: «Защитники Отечества  14 века»

Вопросы 1 группе:

- чем прославился Сергий Радонежский?

- зачем приехал князь Дмитрий  Иванович перед Куликовской битвой к Сергию Радонежскому?

- кого послал вместе с князем на битву Сергий Радонежский?

- составьте словесный портрет Дмитрия Донского по картине С.Кириллова (с.27)

2 группа: «Война 1812 года»

Вопросы 2 группе:

- почему даже женщины в 1812 году встали на защиту Отечества?

- составьте словесный портрет Натальи Дуровой, женщины-офицера 1812 года;

- какой вклад в победу над Наполеоном внесли башкирские кавалеристы?

- чем в году войны 1812 года прославился Рабби Шнеур-Залман?

- можно ли назвать победу в войне 1812 года общенациональной?

3 группа: «Великая Отечественная война»

Вопросы 3 группе:

- расскажите о подвигах А.Маресьева и А.Покрышкина. Что общего в их биографии?

- какой вклад внесли в победу в Великой Отечественной войне над врагом люди разных национальностей?

- что поддерживало людей в трудные годы войны?

Физкультминутка

Исследование текста учебника и поиск ответов на вопросы, обсуждение. Члены групп задают вопросы друг другу в ходе выступления.

Выступление представителей групп с ответами за задания.

Личностные: самостоятельная работа, диалог с одноклассниками

Познавательные: анализ, сравнение, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную мысль текста

Регулятивные: прилагать волевые усилия на пути достижения целей; умение самостоятельно контролировать своё время

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; аргументировать свою точку зрения; строить монологичное высказывание; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; планировать общие способы работы

5

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Игра-викторина «Защитники Отечества»

1тур: «Отечества достойные сыны»

2 тур: «Героические даты»

3 тур: «Слова в истории»

4 тур: «Кроссворд»

В игре принимают участие 3 группы, которые отвечают на вопросы и задания, составленные на основе нового материала

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, строить продуктивное взаимодействие

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

6

Этап подведения итогов урока

Много врагов в разные века нападали на нашу Родину. Но всегда на ее защиту вставали  воины-защитники, готовые отдать свои жизни за свободу и независимость страны.

Каким словом их называют?

Какими качествами они обладали? Хотите вы быть похожими на них и почему?

Составьте синквейн со словом «патриот» или «защитник»

Ответы на вопросы:

- (патриоты)

- (мужество, смелость, вера в правое дело)

-(да, чтобы защищать родную землю)

Составляют синквейн:

патриот

мужественный, преданный

защищает, любит, верит

Патриот – истинный сын Отечества.

защитник

Коммуникативные: способность слушать и анализировать информацию, подводить итоги работы

7

Этап информации о домашнем задании

 Каждая российская семья чтит память о своем герое  Великой Отечественной войны, которыми являются ваши прадедушки.

Задание на дом: мини-проект: «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны» - запишите рассказ с помощью взрослых о ветеране, найдите в семейном архиве портрет ветерана.

Фиксируют информацию

Регулятивные: формирование умения у обучающихся запоминать информацию

8

Этап рефлексии

Завершите предложения:

- На уроке  я узнал …

- На уроке я справился с….

- На уроке я затруднялся…

Выражают свое отношение к работе на уроке

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

 Приложение

Задания игры-викторины «Защитники Отечества»

1тур: «Отечества достойные сыны»

Назовите исторических деятелей и войны, в которых они сражались:C:\Documents and Settings\Сергей\Рабочий стол\12.jpg

C:\Documents and Settings\Сергей\Рабочий стол\img9.jpgC:\Documents and Settings\Сергей\Рабочий стол\c6d08ef5a38f.jpgC:\Documents and Settings\Сергей\Рабочий стол\anevsky_480x954.jpgC:\Documents and Settings\Сергей\Рабочий стол\img-278010-e14bd39b87.jpg

 

1А. Невский              2. Русские богатыри                    3. Д.Донской                                4. Н.Дурова           5. А.Маресьев

 C:\Documents and Settings\Сергей\Рабочий стол\5.jpgC:\Documents and Settings\Сергей\Рабочий стол\-54-338-366-.jpgC:\Documents and Settings\Сергей\Рабочий стол\nguyensoaiZukov.jpgC:\Documents and Settings\Сергей\Рабочий стол\f6823fb05c9224da95d220b7375a4433.jpg

6. А.В.Суворов                  7. М.И.Кутузов                  8. Г.К.Жуков                          9. А.И.Покрышкин

2 тур: «Героические даты»

Назовите историческую дату: 1242 г, 1380 г, 1812 г, 1941 г, 1945 г

3 тур:  «Слова в истории» - кому принадлежат, по какому поводу сказаны фразы

- «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» (А.Невский)

- «Иди, князь, смело на безбожных врагов. Господь тебе поможет, победишь врагов твоих» (Сергий Радонежский)

- «Тяжело в учении, легко в бою» (А.В.Суворов)

- « И женщины могут сражаться и защищать Родину» (Н.Дурова)

- «Кто считает коварство своей силой, Господь низвергнет его в бездну» (Рабби Шнеур-Залман)

- «Формула воздушного боя: высота – скорость – манёвр - огонь» (А.И.Покрышкин)

4 тур: «Кроссворд»

Составьте кроссворд из 7 слов, где исходным словом по горизонтали будет слово «патриот»

                                                                                                Литература

1. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ - М: Вентана-Граф, 2015 – 160 с.: ил.

2. Веряскина О.Г. Олимпиады по истории: школьный  и муниципальный этап – учебно-методическое пособие. – Ростов на Дону: Легион, 2009. – 159 с.

https://yandex.ru/images/search?img
https://yandex.ru/search/?text


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОДНКНР 5 класс тема "В труде красота человека"

Презентация к уроку ОДНКНР 5 класс тема "В труде красота человека"...

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина

Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....

Разработка урока ОДНКНР

Разработка урока ОДНКНР на тему "Семейные традиции"...

Урок ОДНКНР, 5 класс, тема: «Монашество-особый путь духовного восхождения. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский».

Урок ОДНКНР, 5 класс, тема: «Монашество-особый путь духовного восхождения.  Иосиф Волоцкий и Нил Сорский». Урок проводился в технологии фасилитации "Мировое кафе"...

Презентация к уроку ОДНКНР 5 класс "Семья это главное в жизни"

Презентация "Семья это главное в жизни"...

Разработка урока ОДНКНР "Совесть и долг"

Урок ОДНКНР по теме " Совесть и долг"...

Методическая разработка урока ОДНКНР Золотое правило нравственности 5 класс

Целью урока являетсясоздание условий для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как важного принципа для выстраивания межличностных отношений; использование методики разноуровне...