разработка урока ОДНКНР в 5 классе
электронный образовательный ресурс по истории (5 класс) на тему
Урок по программе Виноградовой Н.Ф по теме "Героические страницы истории нашей страны"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Жабская основная общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области»
Разработка урока учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе по теме:
«Героические страницы истории нашей страны»
Автор: Крайнюченко Юлия Анатольевна,
учитель православной культуры
Жабское, 2017 год
Технологическая карта урока учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Тема урока: Героические страницы истории нашей страны.
Класс: 5
Место урока в программном материале: урок № 8, первая учебная четверть.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Тип урока: изучению нового материала.
Цели:
Предметные: формирование у обучающихся новых знаний о защитниках Отечества у всех народов нашей многонациональной Родины.
Метапредметные: развитие умения самостоятельно формулировать цели учебного процесса, делать выводы и обобщения, сравнивать факты и явления; работать с текстом учебника, находить пути и способы решений проблемных задач;
Личностные: воспитание представления о верности, долге, преданности Отчизне
Формируемые УУД:
Личностные – ценить и принимать базовые ценности «Родина», «патриот», «защитник». Уважение к своей родине, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
Регулятивные – определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные – уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные - уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Основные понятия: Родина, защитник, патриот, подвиг.
Ход урока
№ | Этап урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД (коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные) |
1 | Организационный этап | - Подготовка учащихся к работе на уроке, - обеспечить благоприятную обстановку для работы на учебном занятии; - психологически подготовить уч-ся к общению на учебном занятии. | Готовятся к уроку Приветствуют учителя Воспринимают информацию, сообщаемую учителем | Личностные: ответственное отношение к учёбному занятию |
2 | Этап актуализации опорных знаний | - Прослушайте стихотворение и скажите, о каких событиях в нем идет речь? Пламя ударило в небо!— ты помнишь, Родина? Тихо сказала: «Вставайте на помощь...» Родина. Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина. Просто был выбор у каждого: я или Родина. (Р.Рождественский) Вопрос: о чем повествует стихотворение? - 3 группы получают 3 конверта: в первом конверте рисунок богатыря с мечом и щитом; во втором конверте рисунок кавалериста 19 века; в третьем конверте рисунок солдата с автоматом. Задание: кто изображен на рисунках? Как называли людей, изображенных на рисунках? Какую задачу они выполняли? | Ответ учащихся: о военной опасности, нападении врагов и защите Родины Ответ учащихся: на рисунках изображены воины Отечества в разные времена. Людей называли по- разному: богатыри, воины, солдаты – общее название защитники Родины. | Коммуникативные: умение управлять своей деятельностью; умение использовать монологическую речь, проводить взаимодополнение ответов. Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы Личностные: умение вести диалог на основе взаимного уважения и равноправных отношений |
3 | Этап подготовки уч-ся к работе на основном этапе | Определение темы урока обучающимися совместно с учителем: прочитайте вступление к теме на стр. 25, просмотрите иллюстрации с.24, проанализируйте все и скажите: - как мы сможем сформулировать тему урока? - что мы сможем узнать на уроке? - эта тема вам уже встречалась? | Формулируют тему, цели, задачи урока («Мозговой штурм» ) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем; адекватно использовать речь для планирования своей деятельности Регулятивные: постановка учебной задачи |
4 | Этап изучения новых знаний и способов деятельности. Первичная проверка понимания | 1. Работа 3 групп: каждая группа получает карточки с заданиями и вопросами к текстам. Ученики самостоятельно ищут ответы на вопросы задания в учебнике. 2. Каждая группа представляет свои ответы на задания. 1 группа: «Защитники Отечества 14 века» Вопросы 1 группе: - чем прославился Сергий Радонежский? - зачем приехал князь Дмитрий Иванович перед Куликовской битвой к Сергию Радонежскому? - кого послал вместе с князем на битву Сергий Радонежский? - составьте словесный портрет Дмитрия Донского по картине С.Кириллова (с.27) 2 группа: «Война 1812 года» Вопросы 2 группе: - почему даже женщины в 1812 году встали на защиту Отечества? - составьте словесный портрет Натальи Дуровой, женщины-офицера 1812 года; - какой вклад в победу над Наполеоном внесли башкирские кавалеристы? - чем в году войны 1812 года прославился Рабби Шнеур-Залман? - можно ли назвать победу в войне 1812 года общенациональной? 3 группа: «Великая Отечественная война» Вопросы 3 группе: - расскажите о подвигах А.Маресьева и А.Покрышкина. Что общего в их биографии? - какой вклад внесли в победу в Великой Отечественной войне над врагом люди разных национальностей? - что поддерживало людей в трудные годы войны? Физкультминутка | Исследование текста учебника и поиск ответов на вопросы, обсуждение. Члены групп задают вопросы друг другу в ходе выступления. Выступление представителей групп с ответами за задания. | Личностные: самостоятельная работа, диалог с одноклассниками Познавательные: анализ, сравнение, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную мысль текста Регулятивные: прилагать волевые усилия на пути достижения целей; умение самостоятельно контролировать своё время Коммуникативные: умение выражать свои мысли; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; аргументировать свою точку зрения; строить монологичное высказывание; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; планировать общие способы работы |
5 | Этап закрепления новых знаний и способов действий | Игра-викторина «Защитники Отечества» 1тур: «Отечества достойные сыны» 2 тур: «Героические даты» 3 тур: «Слова в истории» 4 тур: «Кроссворд» | В игре принимают участие 3 группы, которые отвечают на вопросы и задания, составленные на основе нового материала | Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, строить продуктивное взаимодействие Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
6 | Этап подведения итогов урока | Много врагов в разные века нападали на нашу Родину. Но всегда на ее защиту вставали воины-защитники, готовые отдать свои жизни за свободу и независимость страны. Каким словом их называют? Какими качествами они обладали? Хотите вы быть похожими на них и почему? Составьте синквейн со словом «патриот» или «защитник» | Ответы на вопросы: - (патриоты) - (мужество, смелость, вера в правое дело) -(да, чтобы защищать родную землю) Составляют синквейн: патриот мужественный, преданный защищает, любит, верит Патриот – истинный сын Отечества. защитник | Коммуникативные: способность слушать и анализировать информацию, подводить итоги работы |
7 | Этап информации о домашнем задании | Каждая российская семья чтит память о своем герое Великой Отечественной войны, которыми являются ваши прадедушки. Задание на дом: мини-проект: «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны» - запишите рассказ с помощью взрослых о ветеране, найдите в семейном архиве портрет ветерана. | Фиксируют информацию | Регулятивные: формирование умения у обучающихся запоминать информацию |
8 | Этап рефлексии | Завершите предложения: - На уроке я узнал … - На уроке я справился с…. - На уроке я затруднялся… | Выражают свое отношение к работе на уроке | Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
Приложение
Задания игры-викторины «Защитники Отечества»
1тур: «Отечества достойные сыны»
Назовите исторических деятелей и войны, в которых они сражались:
1А. Невский 2. Русские богатыри 3. Д.Донской 4. Н.Дурова 5. А.Маресьев
6. А.В.Суворов 7. М.И.Кутузов 8. Г.К.Жуков 9. А.И.Покрышкин
2 тур: «Героические даты»
Назовите историческую дату: 1242 г, 1380 г, 1812 г, 1941 г, 1945 г
3 тур: «Слова в истории» - кому принадлежат, по какому поводу сказаны фразы
- «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» (А.Невский)
- «Иди, князь, смело на безбожных врагов. Господь тебе поможет, победишь врагов твоих» (Сергий Радонежский)
- «Тяжело в учении, легко в бою» (А.В.Суворов)
- « И женщины могут сражаться и защищать Родину» (Н.Дурова)
- «Кто считает коварство своей силой, Господь низвергнет его в бездну» (Рабби Шнеур-Залман)
- «Формула воздушного боя: высота – скорость – манёвр - огонь» (А.И.Покрышкин)
4 тур: «Кроссворд»
Составьте кроссворд из 7 слов, где исходным словом по горизонтали будет слово «патриот»
Литература
1. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ - М: Вентана-Граф, 2015 – 160 с.: ил.
2. Веряскина О.Г. Олимпиады по истории: школьный и муниципальный этап – учебно-методическое пособие. – Ростов на Дону: Легион, 2009. – 159 с.
https://yandex.ru/images/search?img
https://yandex.ru/search/?text
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку ОДНКНР 5 класс тема "В труде красота человека"
Презентация к уроку ОДНКНР 5 класс тема "В труде красота человека"...
Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина
Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....
Разработка урока ОДНКНР
Разработка урока ОДНКНР на тему "Семейные традиции"...
Урок ОДНКНР, 5 класс, тема: «Монашество-особый путь духовного восхождения. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский».
Урок ОДНКНР, 5 класс, тема: «Монашество-особый путь духовного восхождения. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский». Урок проводился в технологии фасилитации "Мировое кафе"...
Презентация к уроку ОДНКНР 5 класс "Семья это главное в жизни"
Презентация "Семья это главное в жизни"...
Разработка урока ОДНКНР "Совесть и долг"
Урок ОДНКНР по теме " Совесть и долг"...
Методическая разработка урока ОДНКНР Золотое правило нравственности 5 класс
Целью урока являетсясоздание условий для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как важного принципа для выстраивания межличностных отношений; использование методики разноуровне...