Разработка урока ОДНКНР
план-конспект занятия (5 класс)

Клементьева Надежда Николаевна

Разработка урока ОДНКНР на тему "Семейные традиции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_traditsii_i_tsennosti.docx252.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по курсу ОДНКНР

Учитель – Клементьева Н.Н.

Ход урока:

1.Создание психологического комфорта на уроке:

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните…Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Введение в тему:

-Как здорово, что мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном. А тему нашей беседы, я думаю вам подскажет предлагаемый вам сюжет. Внимание на экран!

Отрывок из мультфильма «Мешок яблок»

- Вы догадались, о чём пойдёт разговор? ( О семье )

- Ребята, а что, по-вашему, означает слово «семья»?

- Спасибо за ваши искренние ответы. А где ещё мы можем найти ответ на этот вопрос?

(Можем спросить у родителей, у учителя; обратиться к учебнику, найти в словаре)

- Предлагаю начать работу.

3. Основная часть:

 Работа в группах. Каждая группа получает задание: Что такое «семья »?

    1 группа: Работает по учебнику.

    2 группа: Работает со словарём В.Даля

    3 группа: Работает со словарём С.И.Ожегова

Ребята зачитывают определения.

- Совпадают ли они с вашими высказываниями о семье? Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта. Какая?

_ Это единение, общность. Взглядов, интересов, ценностей
Как вы понимаете словосочетание семейные ценности?

Семейные ценности– это не дорогие украшения, костюмы, платья, бытовая техника или квартира – это все материальные ценности. Семейная духовная  ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Идеальная семья немыслима без любви. Любовь – важнейшая семейная ценность. Семейными ценностями являются верность, уважение, память предков, традиции семьи. Семейные ценности  нужно воспитывать с раннего детства, через рассказы о прошлом семьи, её истории, отраженной и запечатленной в семейном архиве. Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений .

Сегодня вы познакомитесь  с одной очень старой и мудрой притчей.

Притча

 Читает притчу Клементьев  Илья.

Один человек пришел к старцу и сказал:

- Отче, родители мои все плачутся да бормочут, жить спокойно не дают. Видно, от старости у них ум за разум зашел. Не могу я больше этого выносить! Не отправить ли их в богоугодное заведение?

- Понимаю, трудно тебе, - покачал головой старец, — но подумай, когда ты был в люльке, ведь тоже небось день и ночь хныкал, да и большим умом не отличался. А отец с матерью брали тебя на руки и ласкали нежно, с любовью. Они скорее с жизнью бы расстались, нежели с тобой. И чем же ты теперь хочешь им отплатить?

- Вам понравилась притча? Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?

- Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл этой притчи?

- Предлагаю поиграть в игру. Каждой группе выдаю конверт с разрезанной на части пословицей. Вы должны собрать пословицу и объяснить её смысл

  • Пословицы (о традициях)    Семья в куче - не страшна и туча.
  • Семейный горшок всегда кипит.
  • Искусство семейной жизни - самое сложное искусство.
  • Согласную семью горе не берёт и волк не страшен.
  • Семья без ребёнка, что очаг без огня.
  • Семья счастлива, если муж и жена - друзья.

Ребята, а вы согласны со мной что , одному человеку нелегко прожить. И чтобы ни говорили, а семья- главное богатство в жизни. Это близкие и родные люди.   Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем так же. С чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы. Думаю, в ваших семьях царят именно такие отношения. А помогают в этом именно семейные ценности и традиции .  Давайте сегодня поговорим о семейных традициях: стихотворение «Семья» О.Высотской,  (Ульяна)

Воскресенье – вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

«Семейные традиции» - что это такое?

Это в первую очередь, праздники, которые отмечаются в семьях (день рождения, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз). Это может быть традиция сажать деревце или выезжать под Новый год за город, чтобы украсить живую елку. Это традиции посещать вместе с ребенком музеи, выставки, театры. Это совместные игры, или поздравления родственников. Это традиционные походы, прогулки, пикники на природе, а также семейное ремесло, о котором нам расскажет Ефимова Е М.

Выступление Ефимовой Е М и Маши (Частушки)

А теперь предлагаю поработать в парах и  опираясь на личный опыт и мудрость русских пословиц, выведите несколько правил «Снмейного счастья».

 1 Задание : Индивидуальная работа -  «Несколько правил семейного счастья»

(Ребята советуются, записывают на листе свои правила , а затем зачитывают:

Я с гордостью хочу сказать, что ваши правила  и правила учёных-психологов очень похожи. Прочитайте их и сравните.

3 Физ.минутка «Семья»

Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье? (ответы)

Женя Мордвин  -  в  России впервые -  8 июля 2008 года отмечался новый праздник — День семьи. Он посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских.

В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья, а символом семьи стала ромашка….

В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония.

(Однажды в городе Муроме в давние годы правил князь Пётр со своею супругой Февронией, которая когда-то исцелила его от страшной болезни. И с тех пор они были неразлучны.)

Презентация

Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

 я надеюсь, что сегодняшний урок запомнится вам и вы приобрели на нём частичку мудрости.

Ребята, у каждого из вас на партах лежит ромашка.. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился – гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.

– Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна.

Я желаю, чтобы вы помнили основные принципы  семьи, делали всё, что от вас зависит. Оберегали здоровье родных, уважали и любили. Учиться надо в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в ваших будущих семьях. Если наши семьи будут прочными и счастливыми, то и Родина будет крепкой и богатой.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга

Обижать не давайте

Берегите друг друга

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом вместе побудьте.

Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.

Просмотр клипа «Гимн семье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ОДНКНР по теме "Человек - творец и носитель культуры" ФГОС

Материал можно использовать при изучении темы "Человек - творец и носитель культуры" в курсе ОДНКНР в 5 классе. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения...

разработка урока ОДНКНР в 5 классе

Урок по программе Виноградовой Н.Ф по теме "Героические страницы истории нашей страны"...

Методическая разработка урока по обществознанию и ОДНКНР «Религии народов России»

- Научить учащихся выбирать источник знаний, систематизировать полученные знания, научить анализировать текстовый материал, работать с дополнительными источниками информации.- Воспитывать у учащихся ч...

Разработка урока ОДНКНР "Совесть и долг"

Урок ОДНКНР по теме " Совесть и долг"...

Методическая разработка урока ОДНКНР Золотое правило нравственности 5 класс

Целью урока являетсясоздание условий для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как важного принципа для выстраивания межличностных отношений; использование методики разноуровне...

Методическая разработка урока по ОДНКНР 5 класс "Многообразие культур народов России"

Тема урока: Многообразие культур РоссииЦель:  формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с ...

Методическая разработка уроков по ОДНКНР Семья - хранитель духовных ценностей.

Материал предназначен для учителей школы в помощь в подготовке к урокам. В данной работе содержатся материалы к трём урокам....