Программа и поурочное планирование по истории 11 класс
рабочая программа по истории (11 класс) на тему
Программа составлена по учебникам: всеобщая история - Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В.; под общей редакцией Мясникова В.С. , М., «Вентана-Граф», 2014.
История России: А.А. Данилов, А.И. Уткин, А.В. Филиппов, М. «Просвещение», 2013
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_i_pourochnoe_11_istoriya.docx | 88.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №700 Василеостровского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО На заседании Методического объединения Протокол № ______ От «___»__________201_ Председатель МО _________/____________/ | ПРИНЯТО Решением педагогического совета ГБОУ СОШ № 700 Протокол № _____ От «_____»________________201___года Председатель педсовета | УТВЕРЖДЕНО Директор школы
Приказ № ______ От «___»________201_ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
11 класс
на 2017 -2018 учебный год
Составила учитель
Т.Л. Лыч
Санкт-Петербург
2017
Содержание
- Титульный лист
- Паспорт рабочей программы
- Пояснительная записка
- Содержание программы учебного предмета, курса;
- Тематическое планирование
- Календарно-тематическое (поурочное) планирование
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Литература для учителя:
- Лист внесения изменений
- Паспорт рабочей программы
Тип программы | Программа общеобразовательных учреждений |
Статус программы | Рабочая программа учебного курса |
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; | Программа по истории 10-11 кл. (О.Н. Журавлева, Т.П. Андреевская, Л.В. Искровская, С.В. Шевченко. М. Вентана-Граф, 2014), Примерная программа курса «Истории России» авторы А.А.Данилов и др. |
УМК (автор учебника, издательство и год издания, учебно-наглядные пособия (контурные карты, атлас) | Всеобщая история: Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В.; под общей редакцией Мясникова В.С. , М., «Вентана-Граф», 2014 История России: А.А. Данилов, А.И. Уткин, А.В. Филиппов, М. «Просвещение», 2013 Атлас: История России XX-XXI вв., М., «Дрофа», 2013 |
Категория обучающихся | Учащиеся 11 класса ГБОУ средней школы №700 Василеостровского района Санкт-Петербурга |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объём учебного времени | 102 часов |
Форма обучения | очная |
Режим занятий | 3 часа в неделю |
- Пояснительная записка
Изучение истории занимает значительное место в системе среднего образования в российской школе. Это определяется познавательными и мировоззренческими качествами истории, ее вкладом в духовно-нравственное становление личности, ролью в общественной и культурной жизни социума. История относится к общественно-научным дисциплинам.
История как знание представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании, о культурной практике, то есть о том, чему посвящены многое школьные дисциплины. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Современная модель исторического образования предполагает качественно новые подходы к перспективному планированию учебного процесса, к отбору содержания, к разработке форм и методов обучения. Учебный процесс проектируется как система совместной деятельности учителя и учеников.
Рабочая учебная программа по Истории 11 класс составлена на основе примерной программы курса «Истории России» авторы А.А.Данилов и др., «Всеобщей истории», авторы О.Н. Журавлева, Т.П. Андреевская, Л.В. Искровская, С.В. Шевченко и др. для общеобразовательных учреждений в соответствие с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания исторического образования.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2012г.);
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Примерной программы среднего общего образования по истории;
- Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности учащихся и коммуникативных качеств личности;
- Идей и положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Учебного плана ГБОУ СОШ №700 с углублённым изучением иностранных языков на 2015-2016 учебный год.
Цели и задачи:
- воспитание гражданственности, формирование национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
- освоение комплекса систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации;
- формировать способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
Основные формы:
- Лекция;
- Семинар;
- Дискуссия;
- Беседа;
- Практикум.
Основные технологии:
Развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии;
Интерактивные образовательные технологии;
Реализация модели практико-ориентированное обучение истории и обществознания при использовании проектных технологий и ИКТ;
Развитие творческих способностей учащихся при использовании проектных методов обучения на уроках истории;
Формирование ИКТ – компетенций в преподавании общественных дисциплин;
Оптимальное использование традиционных и инновационных технологий в целях подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Формы контроля:
- Тестирование;
- Устный опрос, письменный опрос; зачет.
Предполагаемые результаты:
- Предметные:
- Владение системными знаниями об основных этапах, процессах и ключевых событиях истории России и человечества в целом в XX-XXI вв., о месте своей страны во всемирной истории;
- Способность применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических общностей;
- Осуществление сопоставительного анализа различных источников исторической информации, объяснение причин и следствий исторических событий;
- Определение и обоснование своего отношения к различным версиям и оценкам событий и личностей прошлого;
- Способность конструктивно применять исторические и историко-культурные знания в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении.
- Метапредметные:
- Способность организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знания;
- Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- Умение логически строить рассуждение, ясно и аргументировано излагать свои мысли;
- Владение начальными исследовательскими умениями, способность решать поисковые и исследовательские задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, сообщение, презентация, реферат и т.д.);
- Готовность к взаимодействию и конструктивному сотрудничеству в школьном и социальном общении, умение вести диалог, участвовать в дискуссиях.
- Личностные:
- Осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, представителя этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, ее народами; понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;
- Уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека, толерантность, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе;
- Понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, готовность к межкультурному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств.
- Содержание учебного курса
Страны мира в преддверии Новейшего времени.
Развитие процесса демократизации в индустриальных странах: успехи и трудности. Реформы избирательных систем и их влияние на политическую и общественную жизнь в индустриальных странах. Возникновение «массовой демократии» и ее отличие от «старого» либерализма. Возникновение массовых политических партий. Социал-демократическое движение на рубеже веков. Понятие «национализм». Факторы, способствовавшие распространению идеологии национализма в европейском обществе. Политика империализма. Дискуссия о причинах и природе империализма. Кризис традиционного общества. Новые явления в экономике Европы и США на рубеже веков. Научно-технический прогресс. Концентрация производства и его рационализация. Монополизация промышленности и капитала. Новые способы организации промышленного производства. Изменения в социальной структуре. Классы и социальное расслоение. Массовое общество и социальный реформизм. Новая роль государства в политике и социальной сфере.
Первая мировая война
Международные отношения в начале ХХ века. Мирные и военные способы борьбы за сферы влияния и передел мира на рубеже веков. Предпосылки войны: англо-германское и франко-германское соперничество. Балканы – узел международных противоречий. Господство воинствующего национализма и его проявления в европейских странах. Июльский кризис 1914 года и развязывание Первой мировой войны. Крушение немецкого блицкрига. Позиционное противостояние. Внутриполитическое положение в воюющих странах. Завершение войны. Революционные потрясения и возникновение новых государств. Парижская мирная конференция и изменение политической карты мира. Договоры с Германией и ее союзниками. Лига Наций. Вашингтонская конференция. Экономические, политические, социально-психологические и демографические последствия Первой мировой войны. Начало складывания системы международного права. Дискуссионные вопросы Первой мировой войны.
Кризис демократии и тоталитаризм в межвоенный период.
Политические и социально-экономические особенности послевоенного периода. Стабилизация 194-1929гг. Усиление маргинализации населения в европейских странах и ее последствия. Слабость республиканских устоев Веймарской республики. Характерные черты политической жизни Великобритании и Франции в 20-х гг. ХХ века. Противоречивость американского «процветания» 1920-х гг. Мировой экономический кризис 1929-1933гг.: причины и особенности. Влияние мирового экономического кризиса на переход к государственному регулированию экономики. Теория Дж. М. Кейнса. «Новый курс» как классический пример либерально-демократической модели государственного регулирования экономики. Ф.Д. Рузвельт. Страны европейской демократии в годы кризиса. Тоталитаризм как разновидность политического режима. Дискуссия о природе тоталитаризма и авторитаризма в исторической науке. Социальная база тоталитарных режимов. Роль личности в их становлении: Б. Муссолини, А. Гитлер. Общие черты и различия итальянского фашизма и германского нацизма. Нацистское государство и его социально-экономическая политика. Культура и пропаганда при тоталитарных режимах. Возникновение военно-авторитарных режимов в Европе в 1920-1930-егг. Характерные черты авторитарных режимов в Восточной и Юго-Восточной Европе. Победы и поражения Народных фронтов во Франции и Испании.
Вторая мировая война
Крах Версальско-Вашингтонской системы. Образование очагов войны в Европе и на Дальнем Востоке. Агрессивный характер внешней политики Японии, Германии, Италии. Попытки создания системы коллективной безопасности и политика умиротворения. Мюнхенский сговор и советско-германский пакт 1939г. Дискуссия о характере этих соглашений в исторической науке. Характер и основные события Второй мировой войны. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. «Новый порядок» на оккупированных нацистами территориях. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Вступление СССР в войну с Японией. Конференции союзных держав 1943-1945гг. Итоги Второй мировой войны. Дискуссионные вопросы истории Второй мировой войны.
«Холодная война»
Влияние гонки ядерных и обычных вооружений на международные отношения после Второй мировой войны. Становление системы блокового противостояния. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны». Историки об истоках и причинах «холодной войны». Раскол Европы после Второй мировой войны. Берлинский кризис 1948г. Роль плана Маршалла в восстановлении Западной Европы. Американская оккупация и становление послевоенной Японии. Образование социалистического лагеря. Социалистическое развитие стран Восточной Европы. Попытки «либерализации» в странах Восточной Европы и их подавление. Китайская модель социализма. Мао Цзэдун. Корейская война. Противостояние во Вьетнаме. Хо Ши Мин. Понятие «третий мир». Движения неприсоединения. Индия и Пакистан: достижения и проблемы. Авторитарный режим в Индонезии. Мусульманские страны и государство Израиль. Арабо-израильские войны. Влияние «холодной войны» на процесс деколонизации Африки. Экономические и демографические различия африканских стран. Выбор некапиталистического пути: Золотой Берег (Гана), Алжир. Южно-Африканская Республика. Этнические конфликты и проблема африканского единства. Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией. Особенности политического развития. Проблемы экономического развития и бреемы долгов. Влияние «холодной войны» на страны Латинской Америки. Политика США в отношении латиноамериканских стран. Развитие революционного движения в Латинской Америке.
«Государство благоденствия»: достижения и проблемы.
Реализация модели «государства благоденствия». Социальная сфера. Роль государства в экономическом развитии Франции, Великобритании, Италии. Либеральная рыночная экономика ФРГ, США и Японии. Возрождение либерально-демократической модели власти в ФРГ и Италии. А. де Гаспери, К. Аденауэр. Крах Четвертой республики во Франции. «Голлизм» во Франции. Особенности развития стран Южной Европы: Испания, Греция. Протестные формы общественно-политических движений. «Революция 1968г.». Молодежные субкультуры 60-х гг. ХХ века. Причины студенческих волнений в 1968г. в Западной Европе и США. Международные отношения в 1960-1970 гг. Берлинский кризис 1961 г. и его последствия. Карибский кризис. Вьетнамская война. Разрядка международной напряженности. Причины новой конфронтации.
Эпоха постиндустриального общества.
Неоконсерватизм 1980-1990-х гг. Кризис политики «государства благоденствия». Сущность понятия «неоконсерватизм». Характерные черты неоконсервативной политики М. Тэтчер, Р. Рейгана. Реформирование социальной сферы. Влияние неоконсерватизма на внешнюю политику стран Запада. Проявление неоконсерватизма в Латинской Америке. Развитие в мире процесса демократизации. Переход от авторитаризма к демократии в государствах Южной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы. Общие черты и особенности процесса реформирования в странах Восточной Европы.
Мир в эпоху глобализации.
Главные направления мирового развития после окончания «холодной войны». Роль ЕЭС в процессе европейской интеграции. Концепция «третьего пути» У. Клинтона, Э. Блэра, Г. Шрёдера. Трудности и проблемы на пути демократизации Восточной Европы. Югославский кризис и образование новых балканских государств. Многополярный мир в конце ХХ – начале XXI вв. Геополитические изменения на рубеже веков. Основные центры силы, определяющие систему международных отношений в современном мире. Место России в современном мире. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI века. Исламский фундаментализм и его роль в современном мире. Специфика развития африканских и латиноамериканских стран на рубеже веков. Терроризм в истории ХХ века. Методы борьбы против терроризма: успехи и поражения. Новые проблемы и вызовы в международных отношениях. Локальные конфликты и проблемы национального суверенитета в глобализированном мире. Основные тенденции в развитии художественной культуры, науки, образования в последней трети ХХ – начале XXI вв. Развитие науки в ХХ веке и ее влияние на повседневную жизнь человека. Научно-техническая революция. Многообразие стилей и течений в художественной культуре ХХ века. Массовый досуг, возникновение поп-культуры и новые ценности. Влияние глобализации на современные культурные процессы.
Россия в начале ХХ века
Россия на рубеже XIX – XX вв. Особенности географического положения и климатических условий России. Демографические процессы. Социальная структура. Российская модель экономической модернизации. Буржуазия и рабочие. Экономическая политика правительства. Сельское хозяйство: особенности развития.
Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг. Внутренняя политика правительства в начале XX в. Русско-японская война 1904-1905 гг. «Кровавое воскресенье» и начало революции 1905-1907 гг. Крестьянские выступления и брожение в армии. Манифест 17 октября 1905 г. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.
Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г. Особенности формирования политических партий России. Основные политические партии. Реформа государственного строя. I и II Государственные думы. Третьеиюньский государственный переворот. Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина. П.А. Столыпин и его политика. Реформы П.А. Столыпина. Итоги правления Столыпина. Политический кризис 1912-1913гг. Культура России в конце XIX — начале XX в. Городская и сельская жизнь. Достижения науки. Идейные искания и художественная культура. Спорт в Российской империи.
Революция и Гражданская война в России.
Россия в Первой мировой войне: конец империи Российская дипломатия накануне Первой мировой войны. Начало и характер Первой мировой войны. Подготовка России к войне и планы сторон. Кампании 1914-1915 гг. 1916 г. Брусиловский прорыв. Война и российское общество. Власть и Дума: последний кризис монархии. Февральская революция 1917 г. предпосылки и причины Февральская революция 1917 г. Падение самодержавия. Создание Временного правительства. Апрельский кризис. Большевики и революция. Июньский и июльский кризисы власти. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Переход власти к партии большевиков. Углубление кризиса власти осенью 1917 г. Вооруженное восстание в Петрограде. Установление советской власти. Революционно-демократические преобразования. «Декрет о власти», «Декрет о мире», «Декрет о земле», Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. Конституция РСФСР 1918г. Заключение Брестского мира и его последствия. Предпосылки гражданской войны. Гражданская война и военная интервенция. 1918-1922 гг. Начальный этап Гражданской войны и интервенции. Периодизация Гражданской войны. Цели и состав белого и красного движений, другие участники войны. Создание Красной Армии. Советская республика в кольце фронтов: май 1918-март 1919 г. Политика военного коммунизма. Время решающих сражений: март 1919-март 1920 г. Война с Польшей и поражение белого движения. Апрель - ноябрь 1920г. Причины победы красных и поражения белого движения. Борьба с «зелеными». Завершающий этап Гражданской войны. Особенности боевых действий на национальных окраинах России. Итоги Гражданской войны.
Советское государство в 1920-1930-е годы
Новая экономическая политика. Экономическое и политическое положение Советской России после Гражданской войны. Создание и принятие плана ГОЭЛРО. Новая экономическая политика. Роль государства в экономике периода нэпа. Первые итоги нэпа. Противоречия нэпа и его кризисы. Нэп и политические репрессии. Образование СССР и его международное признание. Предпосылки создания СССР. Образование Союза Советских Социалистических Республик. Первая Конституция СССР (1924г.). Международное положение СССР после Гражданской войны. Европейская политика страны в 1920-е гг. Генуэзская конференция и заключение советско-германского соглашения в Рапалло. Коминтерн и Советская Россия. Период дипломатического признания СССР. Культура и искусство после октября 1917г. Раскол деятелей культура на сторонников новой власти, наблюдателей и её противников. «Музыка революции»: искусство, общество и власть в 1917-1922 гг. Разнообразие литературно-художественных группировок в культурной жизни страны в 1920-е гг. Архитектура и зрелищные искусства как воплощение новаторских идей. Физкультура и спорт. Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Культурная революция. Цели модернизации, индустриализации. Коллективизация. Ее принципы – провозглашенные и реальные. «Ликвидация кулачества». Итоги насильственной коллективизации. Индустриализация: основные результаты. Модернизация армии. Культурная революция: ее составляющие и итоги. Спорт и физкультурное движение в 1930-е гг. Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР. Письмо Ленина к XI съезду РКП(б). Борьба за власть в партии большевиков в период с 1923 по 1928г. Причины возвышения И.В. Сталина. Культ личности и политический террор в СССР в 1930-е гг. Репрессии 1936-1938 гг. «Дело Тухачевского» и чистка рядов Красной Армии. Идея И.В. Сталина о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Создание системы ГУЛАГа. Создание сталинской системы управления и Конституция 1936 г. Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве. Воспитание нового человека. Искусство и государственное строительство. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг. Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе. СССР и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. СССР и страны Запада накануне Второй мировой войны. Военное столкновение СССР с Японией в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол. Советско-германские отношения: пакт о ненападении 23 августа 1939г. и секретный протокол к нему. СССР в 1939-1941 гг. Политика СССР в начальный период Второй мировой войны. Договор о дружбе и границе между СССР и Германией от 28 сентября 1939г. Советско-финская война. План «Барбаросса». Подготовка Красной Армии к войне. Идеологическая и моральная подготовка СССР к войне.
Великая Отечественная война
Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 - ноябрь 1942 г. Летняя катастрофа 1941 г. Мобилизация страны. Смоленское сражение и катастрофа на Украине. Начало блокады Ленинграда. Битва под Москвой. Зарождение антигитлеровской коалиции. Боевые действия весной - летом 1942 г. Оборона Сталинграда. Оккупационный режим на советской территории. Партизанское движение. Перевод экономики страны на военные рельсы. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942 - зима 1943 г. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне. Проблемы открытия второго фронта. Тегеранская конференция, ее значение для совместных действий союзников. Идеология, культура и война. Русская православная церковь в годы войны. Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Освобождение советской земли. Снятие блокады Ленинграда. Операция «Багратион», освобождение Белоруссии. Государственная политика на освобожденных территориях. Наступление Красной Армии в Восточной Европе. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция. Арденнская и Висло-Одерская операции. Падение Берлина. Капитуляция Третьего рейха. Причины, цена и значение Великой Победы. Потсдамская конференция и окончание Второй мировой войны. Участие СССР в войне с Японией. Причины Победы. Цена Победы и итоги войны.
СССР после Великой Отечественной войны и реформы Н.С. Хрущева.
Внешняя политика СССР и начало «холодной войны». Причины «холодной войны». Доктрина Трумэна и «политика отбрасывания». СССР и «план Маршалла». Формирование биполярного мира. Роль двух военно-блоковых систем в обострении международной обстановки. Локальные вооруженные конфликты. Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина. Переход страны на мирный путь развития. Проблемы сельского хозяйства. Денежная реформа 1947г. Итоги четвертой пятилетки. Послевоенные репрессии. Дискуссии о характере политического режима в СССР. Первые попытки реформ и XX съезд КПСС. Смерть И.В. Сталина. Необходимость смены курса. Первые шаги по пути отказа от прежних методов управления. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. XX съезд КПСС, значение разоблачения культа личности И.В. Сталина для последующего развития страны. Противоречия политики мирного сосуществования. Мирные инициативы СССР. XX съезд КПСС о новых теоретических положениях относительно развития отношений со странами «капиталистического лагеря». Углубление военно-блокового противостояния. СССР и страны Восточной Европы. СССР и конфликты в Азии, Африке и Латинской Америке. Советское общество конца 1950-х - начала 1960-х гг. Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после XX съезда КПСС. Борьба за власть в конце 1950-х гг. Экономика и политика в конце 1950-х -начале 1960-х гг. Успехи и неудачи социально-экономического развития СССР в годы правления Н.С. Хрущева. Административные реформы. Итоги октябрьского Пленума ЦК КПСС 1964г. Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг. Развитие культуры и науки в первые послевоенные годы. Духовная жизнь в период «оттепели». Отступление от «оттепели». СССР на международной спортивной арене.
Брежневская эпоха. СССР в 1964-1985 гг.
Приход к власти Л.И. Брежнева. Политика и экономика: от реформ - к «застою». Система «коллективного руководства». Экономические реформы 1960-х гг. и их итоги. Проблемы «застоя» в экономике. Политика консервации сложившихся методов руководства. Нерентабельность экономики. СССР на международной арене. 1960-1970-е гг. Симптомы кризиса «социалистического лагеря». Конфликты с Китаем. События 1968г. в Чехословакии. Доктрина Брежнева. СССР и международные конфликты. Переход к политике разрядки международной напряженности. Противоречия политики разрядки. Духовная жизнь в СССР середины 1960-х - середины 1980-х гг. Партийный аппарат и общество. Идеология инакомыслия и его подавление. Правозащитная деятельность. Отражение международных обязательств СССР по соблюдению прав человека в Конституции 1977г. Углубление кризисных явлений в СССР. Провал политики разрядки. Ввод советских войск в Афганистан. Обострение отношений между СССР и США. Политика Ю.В. Андропова. Попытка оздоровления экономики и политики страны. Наука, литература и искусство. Спорт. 1960-1980-е гг. Достижение научной и военно-технической мысли. Развитие отечественной литературы. Театр и киноискусство. Эстрада. Спорт в СССР.
Перестройка
Политика перестройки в сфере экономики. Приход к руководству страной М.С. Горбачева. Продолжение курса Ю.В. Андропова. Стратегия ускорения как основа экономических программ и причина ее провала. По пути экономических реформ. Дискуссия о путях реформирования сложившейся экономической системы. Забастовки 1989г. Кризис потребления. Развитие гласности и демократии в СССР. Расширение гласности. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее. Политический раскол советского общества. Выборы народных депутатов СССР в 1989г. на новой основе. Консолидация сил, оппозиционных курсу перестройки, в рядах КПСС. Избрание Б.Н. Ельцина президентом Российской Федерации. Новое политическое мышление: достижения и проблемы. Необходимость поиска новых решений. Концепция нового политического мышления. Пути нормализации отношений с США. Инициативы в военной области. СССР и перемены в Азии. Распад системы союзов СССР. Падение советской модели социализма в странах Восточной Европы. Дискуссии об итогах политики, основанной на новом политическом мышлении. Кризис и распад советского общества. Обострение межнациональных конфликтов. Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР. Развитие кризиса Союза ССР. Принятие союзными республиками деклараций о суверенитете. Принятие Декларации о суверенитете РСФСР (12 июня 1990). Попытка переворота в стране. Распад СССР. Создание Содружества Независимых Государств.
Новая Россия
Курс реформ и политический кризис 1993 г. Опыт «шоковой терапии». Либерализация цен. Проведение приватизации. Структурная перестройка экономики. Политический и конституционный кризис 1993г. На грани гражданской войны. Октябрьские события 1993г., их итоги. Новая Конституция России. Итоги выборов 1993г. в Государственную Думу. Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг. Обострение межнациональных отношений. Начало чеченского конфликта. Выборы 1995 и 1996 гг., их влияние на развитие страны. Попытки коррекции курса реформ. Дефолт и его последствия. Россия на рубеже веков: по пути стабилизации. Вторжение отрядов боевиков на территорию Дагестана. Контртеррористическая операция. Парламентские и президентские выборы 1999-2000 гг. Отставка Б.Н. Ельцина. В.В. Путин во главе страны. По пути реформ и стабилизации. Власть и общество: новая модель отношений. Парламентские и президентские выборы 2003 и 2004 гг. Новый этап в развитии Российской Федерации. Итоги курса стабилизации 2000-2004 гг. Национальные проекты и их значение. Создание госкорпораций, реформа системы управления. Новая стратегия развития страны. Парламентские (2007) и президентские (2008) выборы и их итоги. Ориентиры внутренней политики России в современных условиях. Внешняя политика демократической России. Международное положение Российской Федерации после распада СССР. Россия и Запад: поиск взаимопонимания. Смена приоритетов российской дипломатии. Россия и страны СНГ. Россия на международной арене в начале XXI в. Россия в формирующемся глобальном мире: 2000 – 2007гг. Духовная жизнь России к началу XXI в. Изменения в духовной жизни. Русская православная церковь в новой России. Театр, музыка, кино. Живопись, архитектура, скульптура. Спорт в Российской Федерации. Государственная политика в области культуры.
6. Календарно-тематическое планирование | |||||
№ п/п | Дата | Тема урока | Изучаемые вопросы | Виды деятельности | Формы контроля |
|
|
|
|
|
|
Всеобщая история | |||||
Раздел 1. Страны мира в предверии Новейшего времени | |||||
1 |
| Новые явления в политической жизни мира | "Массовая демократия" и последствия ее удтверждния. Появление массовых политических партий. Национализм, империализм. Кризис традиционного общества | Раскрывать сущность понятий: национализм, империализм. Аргументировать выбранную точку зрения. Анализировать фотодокументы и делать выводы | Беседа |
2 |
| Социально-экономическое развитие стран мира в последней трети XIX - начале ХХ вв. | Новые явления в экономике Европы и США. Изменения в социальной структуре. Социальный реформизм | Выделять характерные черты экономического развития и изменений в социальной структуре стран Европы и США. Показывать уситение роли государства в экономике и социальной сфере. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы. | Беседа, работа с документом |
Раздел 2. Первая мировая война. | |||||
3 |
| Причины Первой мировой войны. Ход военных действий в 1914-1916гг. | Роль "массовой демократии" в развязывании Первой мировой войны. Господство воинствующего национализма. Крушение немецкого блицкрига. Позиционное противостояние. | Выделять субъективные и объективные факторы в причинах Первой мировой войны. Характеризовать основные периоды Первой мировой войны. Излагать материал с опорой на историческую карту. | Беседа, работа с картой |
4 |
| Окончание Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система | Завершение войны. Влияние Первой мировой войны на революционные процессы в Европе. Парижская мирная конференция. Договор с Германией и ее союзниками. Лига Наций. Вашингтонская конференция и ее решения. | Давать оценку историческим событиям. Приводить аргументы, как подтверждающие, так и опровергающие оценки Версальского договора. Использовать историческую карту при воспроизведении хода исторических событий. Анализировать письменные исторические источники и различные виды нетекстовых источников: карикатуры, плакаты, фотодокументы и др. | Беседа, работа с картой, работа с документами |
Раздел 3. Кризис демократии и тоталитаризм в межвоенный период | |||||
5 |
| Страны Европы и США в период послевоенного кризиса и стабилизации 1924-1929 гг. | Характерные черты внутриполитической жизни Германии, Великобритании и Франциив 1920-х гг. Особенности американского "процветания". Характер и итоги социально-эконоического и политического развития в 1920-е гг. | Выделять особенности политического и социально-экономического развития ведущих стран мира в 1920-х гг. Систематизировать и обобщать исторический материал. Анализировать исторический источник. | Тест, беседа, анализ исторического источника |
6 |
| Мировой экономический кризис 1929-1933гг. и западные демократии | Причины и последствия мирового экономического кризса. "Новый курс" Ф. Рузвельта. Страны европейской демократии в годы кризиса и депрессии. | Прослеживать причинно-следственные связи. Характеризовать деятельность исторической личности и оценивать ее результаты. Аргументировать избранную точку зрения на явления и события. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы. | Беседа, дискуссия, работа с документами |
7 |
| Феномен тоталитаризма: Италия и Германия | Новый тип политического режима. Итальянский фашизм и германский нацизм. | Раскрывать сущность понятия: "тоталитаризм". Использовать метод сравнительного анализа при характеристике итальянского фашизма и германского нацизма. Анализировать политические лозунги. Показывать роль личности в истории (Б. Муссолини, А. Гитлер) | Тест, беседа, работа в группах, исторический портрет |
8 |
| Мир между двумя мировыми войнами | Левое движение в Европе в межвоенный период. "Народный фронт" во Франции и Испании | Использовать метод сравнительного анализа при работе с разными типами исторических источников. Давать оценку личностям и событиям, аргументируя свою позицию | Беседа, анализ исторических источников |
Раздел 4. Вторая мировая война. | |||||
9 |
| Международные отношения в 1930-е гг. | Военные планы А. Гитлера и его союзников. Экспансия Японии и Италии. Германская экспансия и отношение к ней ведущих европейских держав и СССР | Давать оценку историческим событиям. Приводить аргументы, как подтверждающие, так и опровергающие оценки пакта о ненападении от 23 августа 1939г. Использовать карту как исторический источник. | Беседа, работа с картой |
10 |
| Начало Второй мировой войны превращение ее в глобальный конфликт (1939-1941гг) | Начало войны. Поражение Франции и битва за Англию. Нападение Германии на СССР. Дальневосточный театр военных действий. Антигитлеровская коалиция | Раскрывать причинно-следственные связи. Использовать карту как исторический источник. Анализировать и комментировать внетекстовые источники: фотодокументы, плакаты, карикатуры. Анализировать статистические данные и делать выводы. | Беседа, работа с картой, работа с документами |
11 |
| Перелом в годы войны в 1942-1945гг. Окончание и итоги Второй мировой войны | Военные действия в 1942г. "Новый порядок" и движение Сопротивления. Основные события на фронтах Второй мировой войны в 1943-1945гг. Вступление СССР в войну с Японией. Итоги Второй мировой войны | Определять причины перелома в ходе Второй мировой войны. Раскрывать роль СССР и союзников в ходе разгрома фашистской Германии. Использовать карту как исторический источник. Анализировать фотодокументы. | Беседа, работа с картой, дискуссия |
12 |
| Конференции союзных держав в 1943-1845гг.: на путях к новому мироустройству | Московская конференция. Тегеранская конференция. Ялтинская конференция. Потсдамская конференция. | Давать оценку позициям союзников на международных конференциях. Раскрывать сущность нового геополитического порядка, созданного на конференциях союзников. Использовать карту как исторический источник | Д/З, беседа, дискуссия, работа с картой |
13 |
| Дискуссионные вопросы истории Второй мировой войны | Вопрос об ответственности за развязывание Второй мировой войны. Коллаборационизм в оценках историков. Роль второго фронта в ходе Второй мировой войны. Проблемы итогов Второй мировой войны | Определять ключевые моменты дискуссии. Формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам. Использовать полученные знания для ее аргументации. | Беседа, дискуссия, тест |
Раздел 5. "Холодная война" | |||||
14 |
| Истоки и смысл "Холодной войны" | Начало "холодной войны". Образование социалистического лагеря. Западная Европа в период "холодной войны". Политика США в отношении послевоенной Японии. | Выделять общее и особенное в процессе утверждения социализма в странах Восточной Европы. Раскрывать взаимосвязь между процессами и явлениями. Определять особенности развития стран Западной Европы в период "холодной войны". Анализировать фотодокументы и делать на основании этого выводы | Беседа, анализ исторических источников |
15 |
| Глобальное противостояние в Азии. Политические изменения в странах "третьего мира" в годы "холодной войны" | Особенности политического развития стран "третьего мира". Движение непрсоединения. Китайская модель социализма. Корейская война. Индокитай: начало противостояния. Основные проблемы развития Индостана. Авторитарный режим "направляемой демократии" в Индонезии. Создание государства Израиль и конфликт на Ближнем Востоке в период "холодной войны" | Выделять особенности китайской модели социализма. Раскрывать влияние "холодной войны" на развитие стран "третьего мира". Объяснять причины Ближневосточного конфликта. Давать атрибуцию документа и отвечать на вопросы по его содержанию | Д/З, беседа, работа с документами |
16 |
| Деколонизация Африки | Общие проблемы деколонизации африканских государств. Непростой путь деколонизации. Субсахарская Африка | Раскрывать влияние "холодной войны" на процесс деколонизации Африки. Систематизировать исторический материал. Анализировать фрагменты международно-правовых актов | Беседа, работа в группах |
17 |
| Латинская Америка: между авториторизмом и демократией | Особенности политического развития. Характерные черты экономического развития. Перонизм как латиноамериканская разновидность популизма. Развитие революционного движения в Латинской Америке | Выявлять общее и различное в политической жизни Латинской Америки. Раскрывать зависимость Латинской Америки от США | Тест, беседа |
Раздел 6. "Государство благоденствия": достижения и проблемы | |||||
18-19 |
| Социально-экономическое развитие стран Западной Европы, США, Японии в период реализации модели "государства благоденствия" | Изменения в социальной сфере. Общие черты экономического развития. Экономическая реализация модели "государства благоденствия" во Франции, Италии, Великобритании. Либеральная рыночная экономика ФРГ, США и Японии | Выделять характерные черты исторического периода. Давать оценку различных моделей социально-экономического развития. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы. Давать оценку высказываниям исторической личности | Беседа, анализ исторических источников |
20 |
| Основные тенденции политического развития в период "государства благоденствия" | Политическое возрождение стран Западной Европы. Особенности политического развития Испании и Греции. | Раскрывать причинно-следственные связи. Характеризовать основные направления деятельности исторической личности и оценивать результаты ее деятельности (К. Аденауэр, П. де Гаспери, Ш. де Голль). Анализировать фрагменты государственных актов | Д/З, беседа, исторический портрет, анализ документов |
21 |
| Духовный кризис Запада 1960-х годов | Молодежные и студенческие движения 1960-х гг. Истоки молодежного протеста | Составлять портрет типичного представителя социальной группы. Анализировать фотодокументы и давать к ним комментарии. Анализировать лозунги и делать на основании этого выводы | Работа в группах, анализ исторического документа |
22 |
| Международные отношения в 1960-70-х гг. Разрядка международной напряженности | Берлинский кризис 1961г. Карибский кризис. Война в Индокитае. От разрядки к конфронтации | Раскрывать причины и последствия международных конфликтов. Приводить аргументы в подтсверждение и в опровержение оценок международных кризисов 1960-х гг. Анализировать фрагменты международно-правовых документов | Тест, беседа, дскуссия |
23 |
| Историки об эпохе "холодной войны" | Проблема периодизации "холодной войны". Дискуссии о причинах и истоках "холодной войны". Арабо-израильский конфликт глазами современников и историков. Вопрос о соотношении внутренних и внешних факторов в процессе утверждения советской модели социализма в сторнах Восточной Европы. | Проводить комплексный поиск информации в источниках различного типа. Сопоставлять существующие версии и оценки исторических событий. Выстраивать собственный алгоритм решения исторических задач | Беседа, анализ исторических источников |
Раздел 7. Эпоха постиндустриального общества. | |||||
24 |
| Неоконсерватизм 1980-1990-х гг.: сущность, основные направления, итоги | Идеология неоконсерватизма. Неоконсерватизм и внешняя политика стран Запада в 1980-1990-егг. Социально-экономическая политика неоконсерваторов. "Неоконсервативная волна" в Латинской Америке. | Раскрывать сущность понятия "неоконсерватизм". Приводить аргументы в подтверждение и в опровержение приведенных в учебнике итогов "холодной войны". Характеризовать основные направления деятельности исторической личности и оценивать ее результаты (М. Тэтчер, Р. Рейган) | Беседа, анализ исторического источника, исторический портрет |
25 |
| Процесс демократизации в мире | Процесс демократизации в странах Латинской Америки, Азии и Африки. Преобразования в Центральной и Восточной Европе. | Использовать метод сравнительного анализа при характеристике процесса перехода стран Востоной Европы к демократии. Приводить аргументы в подтверждение и в опровержение приведенных в учебнике оценок событий 1989-1990-х годов. Анализировать фоторяд и делать на основании этого выводы. | Д/З, беседа, анализ фотодокументов |
Раздел 8. Мир в эпоху глобализации | |||||
26 |
| Основные проблемы мирового развития после окончания "холодной войны" | Европейские интеграционные процессы. Идеология и практика "третьего пути". Трудный путь демократии стран Восточной Европы. Война на Балканах | Прослеживать причинно-следственные связи. Анализировать политические лозунги и делать на основании этого выводы. Выполнять задания на моделирование исторической ситуации. Приводить аргументы в подтверждение и в опровержение приведенных в учебнике оценок деятельности НАТО в конце XX - начале XXIвв | Беседа, работа в группах |
27 |
| Многополярный мир в конце ХХ - начале XXI вв | Кардинальные геополитические перемены. Роль США в современном мире. Роль России в современной системе международных отношений. Место Африки в современном мире. Латинская Америка в современном мире. | Характеризовать основные центры международной политики в современном мире. Раскрывать специфику развития стран Африки и Латинской Америки. Давать аргументированную оценку высказываанию политического деятеля. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы. | Беседа, дискуссия, анализ документа |
28 |
| Основные проблемы современного мира | Европейская интеграция: достижения и проблемы. Проблема трансформации стран Восточной Европы после "холодной войны". Проблема международного терроризма на рубеже веков. Локальные, региональные конфликты и роль международных организаций в их урегулировании. | Проводить комплексный поиск информации в источниках различного типа. Раскрывать на примерах зависимость интерпритации исторического факта от системы взглядов и ценностных ориентиров исследователя | Д/З, беседа |
29 |
| Основные тенденции развития образования, науки, искусства в последней трети ХХ - начале XXI вв. | Прогресс в образовании. Революция в естествознании. Новые направления в философии и художественном творчестве. Научно-техническая революция. Развитие социальной мысли. Основные направления культурного развития во второй половине ХХ века | Сравнивать развитие культуры в первой и во второй половине ХХ века, выделяя общие черты и различия. Характеризовать основные напрвления деятельности выдающихся деятелей науки и культуры ХХ века и оценивать результаты их деятельности | Беседа, работа в группах |
30 |
| Повторительно-обобщающий урок |
| Обобщать сведения в форме таблицы, схемы. | Тест, беседа, дискуссия |
История России ХХ - начала XXI вв. | |||||
Раздел 1. Россия в начале ХХ века | |||||
1-2 |
| Государство и общество в России на рубеже XIX-XX вв. | Нарастание социально-политического кризиса в стране. Образование революционных политических партий. Русско-японская война. | Объяснять и применять понятия и термины: революционное движение, его направления: неонародническое и социал-демократическое; эсеры, большевизм, меньшевизм, буржуазно-демократические ценности, кадеты, охранительное движение, черносотенные союзы, анархизм. Объяснять причины и характер русско-японской войны, излагать ее основные события (с опорой на карту) и итоги. На примерах раскрывать патриотиз и мужество русской армии и флота: С.О. Макаров, Р.И. Кондратенко, З.П. Рождественский. Выражать свое отношение к террору как средству достижения политических целей (эсеры) | Беседа, дискуссия, исторический портрет |
3 |
| Предпосылки и начало революции 1905-1907гг. | Предпосылки первой русской революции. Повод к революции - Кровавое воскресенье | Излагать причины революции. Показывать на примерах противоречивость внутренней политики Николая II | Беседа, работа в группах |
4 |
| Основные события 1905г. | Нарастание революции. Манифест 17 октября | Раскрывать содержание и значение Манифеста 17 октября 1905г. Объяснять и применять понятие: октябристы. Составлять хронологическую таблицу | Беседа, работа с историческим текстом |
5-6 |
| Политическое развитие России в 1905-1907гг. Становление парламентаризма | Итоги первой русской революции. Многопартийность. Начало парламентаризма в России | Излагать основные взгляды В.М. Чернова, П.Б. Струве, П.Н. Милюкова, Г.В. Плеханова, В.И. Ульянова-Ленина, П.А. Кропоткина, комментировать оценки их взглядов историками, аргументировать собственную позицию. | Тест, беседа, исторический портрет |
7-8 |
| Реформаторский курс П.А. Столыпина | Аграрная реформа. Школьная реформа. Административные реформы. Ужесточение национальной политики. | Давать аргументированную оценку деятельности П.А. Столыпина. | Д/З, беседа, анализ исторических документов |
9-10 |
| Россия в Первой мировой войне | Система международных союзов. Причины и повод к войне. Боевые действия на Восточном фронте в 1914-1916гг. Война и российское общество | Актуализировать термины: геополитическое положение, шовинизм, империализм, тройственный союз, Антанта, Боснийский кризис, позиционная война, Брусиловский прорыв. Беженство. Раскрывать причины и характер Первой мировой войны. Использовать карту при изложении основных событий войны | Тест, беседа, работа с картой |
11-12 |
| Культура России начала ХХ века | Просвещение и издательская деятельность. Наука. Литература и искусство. Изменения в жизненном укладе россиян. Спорт | Актуализировать понятия и термины: Серебряный век, реалистическое направление, модерн, символизм, футуризм, акмеизм, русский авангард, "мирискусники". Излагать основные события культурной жизни страны, новые направления в искусстве начала ХХ века, приводить примеры творчества выдающихся деятелей культуры. | Беседа, дискуссия, сообщение |
Раздел 2. Революция и Гражданская война в России | |||||
13 |
| Февральская революция 1917г. | Нарастание социально-политического кризиса в стране. Крах самодержавия в феврале 1917г. Двоевластие в стране. | Объяснять и применять понятия: социальная революция, распутинщина, эмиграция, Учредительное собрание, "Прогрессивный блок", Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, двоевластие, демократизация армии. Излагать причины, ход и итоги Февральской революции. Давать характеристику деятельности Николая II. Раскрывать значение свержения самодержавия в стране. Давать характеристику позиций основных политических партий и их лидеров в 1917г. | Беседа, работа в группах |
14-15 |
| От Февраля к Октябрю: динамика событий | Социально-политическая ситуация в стране. Деятельность Временного правительства. Основные политические кризисы 1917г. | Объяснять и примениять понятия и термины: Временное правительство, коалиционное правительство, революционное оборончество, продразверстка, комбеды, альтернатиы развития революции, военная диктатура, корниловщина. Излагать на примерах сущность двоевласти в стране. излагать основные мероприятия Временного правительства. На примерах раскрывать суть основных политическихх кризисов 1917г., их последствия. давать обобщенную характеристику деятельности А.Ф. Керенского, Л.Г. Корнилова, В.И. Ленина. | Д/З, анализ исторического источника, исторический портрет |
16 |
| Октябрьский переворот 1917г. | Октябрьское вооруженное восстание, его политические итоги. Решения II съезда Советов. "Полоса декретов": мероприятия соетской власти. На пути к Гражданской войне. Брестский мир | Объяснять и применять понятия и термины, расшифровывать аббревиатуры: вооруженное восстание, ВРК, политические итоги, ВЦИК, СНК, декреты, контрибуция, аннексия, социализация земли, РСФСР, ВЧК, РККА, ВСНХ, интервенция, национализация. Излагать ход и выявлять политические итоги Октябрьского вооруженного восстания. Объяснять причины прихода большевиков к власти. Излагать основные мероприятия СНК, их значение. Раскрывать значение Брестского мира. | Беседа, дискуссия |
17-18 |
| Гражданская война | Восстановление государственного аппарата в РСФСР. Политика "военного коммунизма". Основные политические силы в Россиив 1918-1920гг. Национально-государственные образования. Основные события гражданской войны. "Красный" и "белый" террор. Повседневная жизнь в годы войны. Итоги гражданской войны | Излагать и соотносить события и периоды Гражданской войны. Создавать хронологические таблицы, используя сведения из учебника и карт. Раскрывать сущность и основные элементы политики "военного коммунизма" (в форме таблицы), национальной политики. Аргументировать причины победы большевиков и поражения Белого движения. Объяснять на примерах сущность "красного" и "белого" террора. | Тест, беседа, анализ документа, работа с картой |
Раздел 3. Советское государство в 1920-1930-е гг. | |||||
19-20 |
| Кризис политики "военного коммунизма" и переход к НЭПу | Политико-экономический кризис конца 1920 - начала 1921гг. Новая экономическая политика. | Объяснять причины политико-экономического кризиса конца 1920 - начала 1921г. Объяснять и применять понятия: НЭП, тресты, акционерные предприятия, концессия, дотация, советский червонец. Называть основные элементы НЭПа, характеризовать их. Сравнивать исторические процессы и явления по самостофятельно намеченным линиям (НЭП и военый коммунизм). Раскрывать на примерах сущность и противоречивость НЭПа. Характеризовать результаты НЭПа. | Д/З, беседа |
21 |
| Борьба за выбор путей развития страны | Образование СССР. Переходный период в СССР. Коммунистическая партия и ее аппарат в 1920-е гг. Внутрипартийная борьба и ее итоги. Свертывание НЭПа. | Объяснять и применять понятия: партаппарат, номенклатура, внутрипартийная борьба, "новая оппозиция", "правый уклон", репрессии. Анализировать положения конституции 1924г. Излагать основные этапы политической борьбы, ее итоги. | Беседа, анализ документа |
22-23 |
| Индустриалиализация в СССР | Переход к пятилетнему планированию. Первые пятилетки и их итоги. Трудовой героизм народа. Итоги "большого скачка" в СССР | Объяснять и применять понятия: сталинская модернизация, советская индустриализация, административно-командная система. Характеризовать основные итоги индустриализации страны. Раскрывать сущность и противоречивость сталинской модернизации. | Беседа, работа в группах |
24-25 |
| Коллективизация сельского хозяйства в СССР | XV съезд ВКП(б). Сплошная коллективизация. МТС. Указ "о пяти колосках". Голодомор. Итоги коллективизации. | Объяснять и применять понятия: коллективизация, колхоз, совхоз, раскулачивание, МТС, спецпоселенцы. Характеризовать основные итоги коллекивизации. | Тест, беседа, дискуссия |
26 |
| Политическая система в 1930-е гг | Культ личности. Партия-государство. Политические процессы в стране. Годы "большого террора". Повседневность в 1930-е гг. | Объяснять и применять понятия: культ личности, тоталитарное государство, партия-государство, НКВД, репрессии, лимитчики. Раскрывать основные черты административно-командной системы. Раскрывать основные положения Конституции 1936г. Характеризовать предпосылки и последствия установления в стране репрессивной политики, культа личности И.В. Сталина. | Беседа, исторический портрет |
27-28 |
| Духовная и повседневная жизнь людей в послереволюционные годы | "Культурная революция" 1917-1929гг. Наука и народное образование. Художественная литература. Театр, музыка, кино. Изобразительное искусство, архитектура. | Объяснять и применять понятия: "культурная революция", пролеткульт, плакат, агитпоезд, ВЛКСМ, ФЗУ, соцреализм. Раскрывать на примерах особенности культурной и духовной жизни советской страны. Систематизировать информацию о политике советской власти в области культуры, выявлять ее основные черты. Раскрывать на примерах вклад научной и художественной интеллигенции в развитие советской страны. Раскрывать значение научных открытий, определять собственное отношение к художественным роизведениям, достижениям культуры. | Беседа, дискуссия, сообщение |
29-30 |
| Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-1930-е гг. | Внешняя политика СССР в 1920-е гг. отношения со странами Азии в 1920-1930-е гг. СССР и Запада в 1930-е гг. Участие СССР в работе Лиги Наций. Попытка создания системы коллективной безопасности. | Объяснять и применять понятия: коминтерн, "мировая революция", КВЖД, фашизм, система коллективной безопасности, Мюнхенское соглашение. Излагать основные проблемы и направления внешней политики СССР (европейское, восточное). Характеризовать направления и основные события внешней политики СССР в 1920-1930-е гг. | Д/З, беседа, работа с картой |
31 |
| Повторительно-обобщающий урок |
| Обобщать сведения в форме таблицы, схемы. | Тест, беседа, дискуссия |
Раздел 4. Великая Отечественная война | |||||
32 |
| Причины и начало Великой Отечественной войны. | СССР накануне войны. Советско-германские договоры. Присоединение западных территорий к СССР. Советско-финская война: причины, характер. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Оборонительные сражения. Провал гитлеровского плана молниеносной войны. | Актуализировать знания из курсов отечественной и всеобщей истории для участия в беседе о ситуации в Европе к 1939г. Объяснять и применять понятия, термины: система коллективной безопасности, пакт, секретный протокол. Систематизировать материал о внешней политике СССР в форме таблицы, конспекта. Давать характеристику и оценку деятельности В.М. Молотова, А.Гитлера. Давать характеристику пакта о ненападении и секретного протокола к нему. Актуализировать понятия и термины: блицкриг, стратегическая инициатива. Определять и сопоставлять цели Второй мировой и Великой Отечественной войн. Раскрывать причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны. Давать характеристику документов: "План "Барбаросса", "План "Ост", приказ №270. | Беседа, работа с картой, исторический портрет |
33-35 |
| Боевые действия Красной Армии в 1941-1942гг. Коренной перелом в ходе войны | Блокада Ленинграда. Битва за Москву. Коренной перелом в ходе войны: Сталинград, Курск. | Актуализировать понятие: коренной перелом. Давать характеристику документа: приказ №227 ("Ни шагу назад!"). Описывать крупнейшие сражения и битвы с использованием карты. Объяснять значение битв за Москву, за Сталинград, на Курской дуге. Раскрывать на примерах массовый героизм жителей блокадного Ленинграда. Давать развернутые характеристики деятельности И.В. Сталина, Г.К. Жукова. | Тест, Д/З, беседа, работа с картой, исторический портрет |
36 |
| Советский тыл в годы войны | Эвакуация промышленности. Трудовой героизм советского народа. Повседневная жизнь в годы войны. Официальная идеология в годы войны. | Давать характеристику всенародной борьбы с фашизмом. Характеризовать жизнь людей в годы войны, привлекая информацию из исторических источников. | Д/З, беседа |
37 |
| Оккупационный режим и партизанское движение | "Новый порядок" на захваченных территориях. Партизанское движение. Подполье. Массовый героизм советского народа | Актуализировать понятия и термины: движение Сопротивления, "новый порядок", холокост, операция "Концерт", операция "Рельсовая война". Раскрывать особенности партизанского движения, подполья. Формулировать личностное отношение к предательству в годы войны. | Д/З, беседа, дискуссия, работа с картой |
38 |
| Внешняя политика СССР в годы войны. Окончание войны | СССР в антигитлеровской коалиции. Конференция в Тегеране. Освобождение Европы. Берлинская операция. Конференция в Ялте, Потсдаме и их решения. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны. Историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне | Актуализировать понятия и термины: антигитлеровская коалиция, антифашисты, второй фронт, "Большая тройка", ленд-лиз, "польский вопрос", капитуляция, денацификация, демилитаризация. Излагать основные итоги конфеенций в годы войны. Раскрывать роль СССР в разгроме милитаристской Японии, историческое значение победы СССР в войне с фашизмом. Излагать итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн. | Тест, беседа, анализ исторического источника |
39 |
| Культура в годы Великой Отечественной войны | Идеология и культура в годы войны. Церковь. Достижения советской науки. Советский человек в годы войны. | Актуализировать понятия и термины: официальная культура, фольклор, артистические (фронтовые) бригады, плакат, модификация военной техники, реактивные самолеты, ядерное оружие, национальный русский характер. Доказывать всенародный характер войны СССР с гитлеровской Германией. Высказывать суждения о произведениях, памятниках советской культуры, их художественных особенностях, их восприятии современниками. | Беседа, дискуссия, сообщение |
Раздел 5. СССР после Великой Отечественной войны и реформы Н.С. Хрущева | |||||
40 |
| СССР во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг.: восстановление и развитие экономики | Последствия Великой Отечественной войны для экономики СССР. Восстановление хозяйства. Развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Итоги четвертой пятилетки. Пятая пятилетка | Характеризовать состояние советской экономики после окончания Великой Отечественной войны. Сравнивать экономическую политику предвоенного и послевоенного времени. Самостоятельно определять черты сходства и различия. Объяснять быстрый выход СССР из разрухи: причины, результаты. | Беседа, анализ документа |
41 |
| Политическое развитие страны в послевоенные годы | Ужесточение внутренней политики. Борьба с национальстическими движениями в западных районах СССР. Обострение борьбы за власть. Идеологическая кампания конца 1940 - начала 1950-х гг. Депортации. Духовная атмосфера в обществе. | Определять задачи, итоги внутренней политики СССР в послевоенные годы. Показвать пути усиления роли государства во всех сферах жизни общества. Актуализировать понятия: космополитизм, депортации, лысенковщина. Раскрывать на примерах суть социальной политики, особенности жизни советских людей в послевоенные годы. Высказывать отношение к идеологическим кампаниям 1940-х гг. Выявлять сходство и различия в сущности сталинских репрессий довоенного и послевоенного периодов. | Д/З, беседа, дискуссия |
42-43 |
| Политические процессы в 1953-1964гг. | Смерть И.В. Сталина. Борьба за власть. ХХ съезд КПСС. "Оттепель": основные элементы и сущность. Нарастание кризиса в 1962-1964гг. | Актуализировать понятия и термины: политическая элита, "оттепель", культ личности, десталинизация, реабилитация. Излагать суть борьбы преемников И.В. Сталина. Раскрывать значение решений ХХ съезда КПСС. Раскрывать противоречия социально-политического курса. Высказывать аргументированное суждение о событиях в Новочеркасске. Выявлять сущность процесса "оттепели" в политике СССР. Выявлять причины смещения Н.С. Хрущева. Оценивать его деятельность. | Тест, беседа, исторический портрет |
44-45 |
| Экономическое развитие СССР в 1953-1964гг. | Сельскохозяйственная реформа. Освоение целины. Развитие космической техники. "Окончательная победа" социализма. | Актуализировать понятия и термины: целинные и залежные земли, реорганизация, совнархозы. Излагать основные положения проводимых реформ, анализировать их итоги, причины свертывания. | Беседа, работа в группах |
46-47 |
| Внешняя политика СССР в 1953-1964гг. | Послевоенное устройство мира. Начало "холодной войны". Кризис в странах "социалистического лагеря". Отношения со странами "третьего мира". Основные принципы внешеней политики СССР в отношениях со странами Запада. Карибский кризис и его последствия | Актуализировать понятия и термины: "холодная война", речь в Фултоне, "социалистический лагерь", геополитические изменения, страны "третьего мира", мирное сосуществование. Показывать новую расстановку сил в мире, излагать задачи внешней политики страны. Определять причины, сущность "холодной войны". Соотносить направления внешнеполитической деятельности руководства страны и основные события международной жизни. Раскрывать значение разрешения Карибского кризиса мирными средствами. | Д/З, беседа, анализ историчесих источников, работа с картой |
48-49 |
| "Оттепель": духовная жизнь, наука, культура | Начало "оттепели". Отражение советской действительности в произведених литературы, искусства и кинематографа. Новые герои и темы в искусстве. Власть и деятели культуры. "Бытовая революция". Развитие образования. | Актуализировать понятия: "оттепель" в культуре, искусственный спутник. На примерах раскрывать успехи фундаментальных наук. Доказывать значимость достижений в исследовании атома, создании ракетной техники, авиастроении, а также развития научно-технической революции. Понимать достижения советского образования, противоречивость культурной политики | Беседа, дискуссия, сообщение |
Раздел 6. Брежневская эпоха. СССР в 1964-1985гг. | |||||
50 |
| Внутреняя политика СССР в 1964-1985гг. | Политическая ситуация в стране. "Застой" как политико-экономическое явление. Л.И. Брежнев как политический и государственный деятель. Диссидентское и правозащитное движение в СССР | Актуализировать понятия и термины: развитой социализм, "застой", диссидентство. Систематизировать материал в форме таблицы, конспекта. Давать характеристику и оценку деятельности Л.И. Брежнева и других политических деятелей. | Тест, беседа, исторический портрет |
51-52 |
| Советская экономика: попытки реформ | Экономическая ситуация в стране. Реформы А.Н. Косыгина: ожидания и результаты. "Застой" в экономике. | Актуализировать понятия и термины: постиндустриальное общество, интенсификация производства, военно-промышленный комплекс, нефтедоллары, теневая экономика, коррупция. Излагать основные положения проводимых реформ, анализировать их итоги, причины свертывания. Объяснять, в чем заключались новые подходы к решению хозяйственных проблем. | Д/З, беседа, анализ документа, исторический портрет |
53-54 |
| Внешняя политика СССР в1960-1980гг. | СССР и кризисы в странах Восточной Европы. Поддержка национально-революционных режимов. Афганская война, ее влияние на советское общество. Разрядка и причины ее срыва. Противоречия и основные направления советской внешней политики | Актуализировать понятия и термины: "доктрина Брежнева", Пражская весна, военно-стратегический паритет, разрядка международной напряженности. Хельсинские соглашения. Раскрывать реальность угрозы ядерной войны и потенциал политики мирного сосуществования. Давать оценку значимости соглашений СССР, США, Великобритании по ограничению ядерного оружия. Излагать итоги совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. На примерах раскрывать отношения СССР со странами "социалистического лагеря"и Запада. Характеризовать внутриполитические и международные последствия участия СССР в войне в Афганистане. | Тест, беседа, дискуссия, работа в группах |
55-56 |
| Культура и духовная жизнь в "эпоху развитого социализма" | Духовная и повседневная жизнь общества. Образование, наука и техника. Новые имена в литературе и искусстве. Успехи советского спорта. Эмиграция оппозиционных деятелей литературы и искусства | Актуализировать понятие: "невозвращенцы". Приводить примеры развития советской науки, культуры, спорта, основных художественных произведений с использованием сведений из других предметов. На примерах раскрывать усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью, противоречия в развитии художественной культуры. | Беседа, дискуссия, сообщение |
Раздел 7. Перестройка | |||||
57-58 |
| Советское государство и общество в условиях "перестройки". | М.С. Горбачев - новый лидер страны. Курс на "ускорение". Политика гласности. XIX партийная конференция - начало конституционных реформ в СССР. Национальные движения в СССР | Объяснять и применять понятия, термины: перестройка, "ускорение", демократизация, гласность. Раскрывать объективную потребность страны в преобразованиях, особенности процессов "перестройки". Определять задачи, итоги внутренней политики руководства страны. Раскрывать причинно-следственные связи исторических событий. | Д/З, беседа, анализ исторических источников |
59-60 |
| Революционные перемены в 1988-1991гг. Распад СССР | Обострение общественно-политической ситуации в стране. Съезды народных депутатов. Нарастание экономического кризиса в стране. Межнациональные конфликты. Конец "перестройки". Августовский путч и его провал. Распад СССР | Объяснять понятия, термины, использовать их: государственный суверенитет, "парад суверенитетов", плюрализм, референдум, СНГ, ГКЧП. Раскрывать объективную потребность страны в радикальных преобразованиях, особенности становления российской государственности. Объяснять сущность, причины и итоги "перестроечных" процессов в СССР. Определять причины и последствия распада СССР. Раскрывать историческое значение августовских событий 1991г., окончания "холодной войны" | Беседа, анализ исторических источников |
61 |
| Духовная жизнь на переломе эпох | Гласность - свобода мнений. Утверждение политических свобод. Государство и церковь. Повседневная жизнь | Актуализировать понятие: гласность. Систематизировать материал в форме таблицы, конспекта. | Тест, беседа, дискуссия |
Раздел 8. Новая Россия | |||||
62-63 |
| Экономические реформы в России. | Основные направления экономических реформ. "Шоковая терапия". Приватизация. | Объяснять и применять понятия: радкальные экономические реформы, "шоковая терапия", приватизация, ваучер, инфляция, либерализация цен, бартерная экономика. Объяснять сущность, причины и итоги радикальных экономических реформ начала 1990-х гг. Выделять этапы становления в России рыночной экономики. Давать характеристику и оценку деятельности Е.Т. Гайдара, А.Б. Чубайса | Беседа, дискуссия, анализ исторического документа |
64 |
| Новый политический режим | Федеративный договор. Противостояние президента и оппозиции. События 21 сентября - 4 октября 1993г. Новая структура власти. Военно-политический кризис в Чечне. Проблема многопартийности в России. Основные политические кампании в России в 1990-1999гг. | Объяснять понятия, термины, использовать их: президентская и парламентская республика, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, импичмент. Определять направления политического развития России, основные тенденции конца ХХ века. Давать характеристику Конституции 1993г. Давать развернутую характеристику деятельности Б.Н. Ельцина. | Д/З, беседа, анализ исторического документа |
65 |
| Экономический кризис 1998-1999гг. | Кризис "олигархического кпитализма". Дефолт. Внутриполитический кризис 1999г. | Объяснять и применять понятия: "олигархический капитализм", дефолт. Давать характеристику положению различных слоев общества. | Тест, Д/З, беседа |
66 |
| Международное положение и внешняя политика России на рубеже XX-XXI вв. | Фортирование концепции внешней политики России. Диалог Россия - НАТО. Дальневосточное напрвление. Основные проблемы на постсоветском пространстве. Отношения со странами ближнего зарубежья. | Объяснять понятия, термины, использовать их: "Большая восьмерка", Евросоюз, многополюсный мир, постсоветское пространство, ближнее зарубежье, дальнее зарубежье, "гуманитарная интервенция". Излагать основные направления, события внешней политики 1990-х гг. Систематизировать и анализировать информацию по вопросам международных отношений конца ХХ века. | Беседа, работа с картой, анлиз исторического источника. |
67 |
| Внутреняя политика России в начале XXI века. | Налоговая реформа. Борьба с терроризмом. Курс на консолидацию общества. Развитие экономики. Реформа управления. Национальные проекты. | Объяснять понятия, термины, использовать их: Государственный Совет, федеральные округа, приоритетные национальные проекты, монетизация льгот, разновекторная политика, единое экономическое пространство, интергация. Характеризовать цели, результаты реализации программ создания в России современной инновационной экономики, укрепления правового государства. Характеризовать партийную систему современной России, лидеров партий и общественных движений | Беседа, работа с документом |
68 |
| Российское общество в эпоху перемен | Перемены в начале 1990-х гг. Коммерциализация искусства и массовая культура. Новая эстетика. Постмодернизм. Информационные технологии. Историко-культурное наследие. Религиозная жизнь | Приводить примеры, раскрывающие духовную, культурную жизнь страны. Характеризовать стили, течения современной культуры. Приводить примеры произведений, давать им аргументированную оценку. | Беседа, дискуссия, сообщение |
69 |
| Повторительно-обобщающий урок |
| Обобщать сведения в форме таблицы, схемы. | Тест, беседа |
70 |
| Итоговое повторение |
| Представлять результаты изучения исторического материала | Тест, беседа |
71-72 |
| Резерв |
|
|
|
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебники:
Всеобщая история: Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В.; под общей редакцией Мясникова В.С. , М., «Вентана-Граф», 2014
История России: А.А. Данилов, А.И. Уткин, А.В. Филиппов, М. «Просвещение», 2013
Атлас: История России XX-XXI вв., М., «Дрофа», 2013
Справочные пособия:
Словарь иностранных слов
Энциклопедии и т.д.
Цифровые образовательные ресурсы
Учебные CD-ROM по истории
Фильмы на DVD/CD
Медиакурсы по истории
Технические средства обучения:
Персональный компьютер учителя
Лицензионное программное обеспечение
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
- Литература для учителя:
- Андриянов В.И. Косыгин. М., 2004;
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество, М., 1999;
- Ватлин А.Ю. Германия в ХХ в., М., 2002;
- Гареев М.А. Полководцы Победы и их военное наследие. М., 2005;
- Голдман В.З. Террор и демократия в эпоху Сталина. Социальная динамика репрессий. М., 2010;
- История Великобритании/под ред. О. Кеннета, М. Моргана. М., 2008;
- История политических партий России. М., 1994;
- Смирнов В.П. Франция в ХХ в., М., 2002;
- Соргин В.В. Политическая история США. XVII-XX вв., М. 2005;
- Строганов А.И. Латинская Америка в ХХ в., М., 2002
- Тоталитаризм в Европе ХХ века: из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления/ Я.С. Драбкин, Н.П. Комолова, А.О. Чубарьян и др., М. 1996
Интернет-ресурсы
- http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
- http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://museum.ru/ - Портал «Музеи России».
- http://militera.lib.ru/ - электронная библиотека военной литературы
- http://zzl.lib.ru/ - библиотека серии “Жизнь замечательных людей»
- http://www.vivl.ru – Всемирная история в лицах
- http://wunderwaffe.narod.ru – Сайт от истории мировых войн
- Лист внесения изменений
Тема | Причина корректировки | Способ, форма корректировки | Согласование с завучем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое поурочное планирование по истории России 7 класс
Тематическое поурочное планирование по истории России 7 класс...
Тематическое поурочное планирование по истории 8 класс
Тематическое поурочное планирование по истории 8 класс...
Программа и поурочное планирование по истории и обществознанию 5-11 класс
Готовые поурочные планирования для 5-11 классов...
Календарно - тематическое и поурочное планирование курса.«ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»,6 класс,Программа В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова. История. Средние века, 6 класс. 28 ч., 2 ч. в неделю.
КТП составлено с позиции ФГОС ООО. ...
Календарно- тематическое и поурочное планирование курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»,7 класс.Планирование составлено на основе Программы курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»
КТП соответствует ФГОС ООО....
Календарно- тематическое и поурочное планирование курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»,7 класс.Планирование составлено на основе Программы курса «История России. Конец XVI-XVIII вв.»
КТП соответствует ФГОС ООО. ...
Рабочая программа с поурочным планированием для 5 класса с учетом требований ФГОС
Программа по английскому языку для 5 класса по УМК Биболетовой М.З. Enjoy English. Поурочное планирование с указанием формируемых УУД....