Программа и поурочное планирование по истории 11 класс
рабочая программа по истории (11 класс) на тему

Лыч Татьяна Львовна

Программа составлена по учебникам: всеобщая история -  Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В.; под общей редакцией Мясникова В.С. , М., «Вентана-Граф», 2014.

История России: А.А. Данилов, А.И. Уткин, А.В. Филиппов, М. «Просвещение», 2013

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_i_pourochnoe_11_istoriya.docx88.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №700  Василеостровского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО

На заседании

Методического объединения

Протокол № ______

От «___»__________201_

Председатель МО

_________/____________/

ПРИНЯТО

Решением педагогического совета

ГБОУ СОШ № 700

Протокол № _____

От «_____»________________201___года

Председатель педсовета

_______________  

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

                           

Приказ № ______

От «___»________201_

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ

11   класс

на 2017 -2018  учебный год

Составила учитель

Т.Л. Лыч

Санкт-Петербург

2017


Содержание

  1. Титульный лист
  2. Паспорт рабочей программы
  3. Пояснительная записка
  4. Содержание программы учебного предмета, курса;
  5. Тематическое планирование
  6. Календарно-тематическое (поурочное) планирование
  7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
  8. Литература для учителя:
  9. Лист внесения изменений


  1. Паспорт рабочей программы

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы

Рабочая программа учебного курса

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Программа по истории 10-11 кл. (О.Н. Журавлева, Т.П. Андреевская, Л.В. Искровская, С.В. Шевченко. М. Вентана-Граф, 2014),

Примерная программа курса «Истории России» авторы А.А.Данилов и др.

УМК (автор учебника, издательство и год издания, учебно-наглядные пособия (контурные карты, атлас)

Всеобщая история: Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В.; под общей редакцией Мясникова В.С. , М., «Вентана-Граф», 2014

История России: А.А. Данилов, А.И. Уткин, А.В. Филиппов, М. «Просвещение», 2013

Атлас: История России XX-XXI вв., М., «Дрофа», 2013

Категория обучающихся

Учащиеся  11 класса ГБОУ средней школы №700 Василеостровского района Санкт-Петербурга

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

102 часов

Форма обучения

очная

Режим занятий

3  часа в неделю


  1. Пояснительная записка

Изучение истории занимает значительное место в системе среднего образования в российской школе. Это определяется познавательными и мировоззренческими качествами истории, ее вкладом в духовно-нравственное становление личности, ролью в общественной и культурной жизни социума. История относится к общественно-научным дисциплинам.

История как знание представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании, о культурной практике, то есть о том, чему посвящены многое школьные дисциплины. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Современная модель исторического образования предполагает качественно новые подходы к перспективному планированию учебного процесса, к отбору содержания, к разработке форм и методов обучения. Учебный процесс проектируется как система совместной деятельности учителя и учеников.

Рабочая учебная программа по  Истории 11 класс составлена на основе примерной программы курса «Истории России» авторы А.А.Данилов и др.,  «Всеобщей истории», авторы О.Н. Журавлева, Т.П. Андреевская, Л.В. Искровская, С.В. Шевченко и др. для общеобразовательных учреждений в соответствие с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания исторического образования.

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2012г.);
  2. Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования;
  3. Фундаментального ядра содержания общего образования;
  4. Примерной программы среднего общего образования по истории;
  5. Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности учащихся и коммуникативных качеств личности;
  6. Идей и положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  7. Учебного плана ГБОУ СОШ №700 с углублённым изучением иностранных языков на 2015-2016 учебный год.

Цели и задачи:

- воспитание гражданственности, формирование национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;

- освоение комплекса систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации;

- формировать способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически  возникшими мировоззренческими системами.

Основные формы:

  • Лекция;
  • Семинар;
  • Дискуссия;
  • Беседа;
  • Практикум.

Основные технологии:

  1. Развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии;

  2. Интерактивные образовательные технологии;

  3. Реализация модели практико-ориентированное обучение истории и обществознания при использовании проектных технологий и ИКТ;

  4. Развитие творческих способностей учащихся при использовании проектных методов обучения на уроках истории;

  5. Формирование ИКТ – компетенций в преподавании общественных дисциплин;

  6. Оптимальное использование традиционных и инновационных технологий в целях подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.

Формы контроля:

  • Тестирование;
  • Устный опрос, письменный опрос; зачет.

Предполагаемые результаты:

  1. Предметные:
  • Владение системными знаниями об основных этапах, процессах и ключевых событиях истории России и человечества в целом в XX-XXI вв., о месте своей страны во всемирной истории;
  • Способность применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических общностей;
  • Осуществление сопоставительного анализа различных источников исторической информации, объяснение причин и следствий исторических событий;
  • Определение и обоснование своего отношения к различным версиям и оценкам событий и личностей прошлого;
  • Способность конструктивно применять исторические и историко-культурные знания в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении.

  1. Метапредметные:
  • Способность организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знания;
  • Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • Умение логически строить рассуждение, ясно и аргументировано излагать свои мысли;
  • Владение начальными исследовательскими умениями, способность решать поисковые и исследовательские задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах  (эссе, сообщение, презентация, реферат и т.д.);
  • Готовность к взаимодействию и конструктивному сотрудничеству в школьном и социальном общении, умение вести диалог, участвовать в дискуссиях.

  1. Личностные:
  • Осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, представителя этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, ее народами; понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;
  • Уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека, толерантность, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе;
  • Понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, готовность к межкультурному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств.

  1. Содержание   учебного курса

Страны мира в преддверии Новейшего времени.

Развитие процесса демократизации в индустриальных странах: успехи и трудности. Реформы избирательных систем и их влияние на политическую и общественную жизнь в индустриальных странах. Возникновение «массовой демократии» и ее отличие от «старого» либерализма. Возникновение массовых политических партий. Социал-демократическое движение на рубеже веков. Понятие «национализм». Факторы, способствовавшие распространению идеологии национализма в европейском обществе. Политика империализма. Дискуссия о причинах и природе империализма. Кризис традиционного общества. Новые явления в экономике Европы и США на рубеже веков. Научно-технический прогресс. Концентрация производства и его рационализация. Монополизация промышленности и капитала. Новые способы организации промышленного производства. Изменения в социальной структуре. Классы и социальное расслоение. Массовое общество и социальный реформизм. Новая роль государства в политике и социальной сфере.

Первая мировая война

Международные отношения в начале ХХ века. Мирные и военные способы борьбы за сферы влияния и передел мира на рубеже веков. Предпосылки войны: англо-германское и франко-германское соперничество. Балканы – узел международных противоречий. Господство воинствующего национализма и его проявления в европейских странах. Июльский кризис 1914 года и развязывание Первой мировой войны. Крушение немецкого блицкрига. Позиционное противостояние. Внутриполитическое положение в воюющих странах. Завершение войны. Революционные потрясения и возникновение новых государств. Парижская мирная конференция и изменение политической карты мира. Договоры с Германией и ее союзниками. Лига Наций. Вашингтонская конференция. Экономические, политические, социально-психологические и демографические последствия Первой мировой войны. Начало складывания системы международного права. Дискуссионные вопросы Первой мировой войны.

Кризис демократии и тоталитаризм в межвоенный период.

Политические и социально-экономические особенности послевоенного периода. Стабилизация 194-1929гг. Усиление маргинализации населения в европейских странах и ее последствия. Слабость республиканских устоев Веймарской республики. Характерные черты политической жизни Великобритании и Франции в 20-х гг. ХХ века. Противоречивость американского «процветания» 1920-х гг. Мировой экономический кризис 1929-1933гг.: причины и особенности. Влияние мирового экономического кризиса на переход к государственному регулированию экономики. Теория Дж. М. Кейнса. «Новый курс» как классический пример либерально-демократической модели государственного регулирования экономики. Ф.Д. Рузвельт. Страны европейской демократии в годы кризиса. Тоталитаризм как разновидность политического режима. Дискуссия о природе тоталитаризма и авторитаризма в исторической науке. Социальная база тоталитарных режимов. Роль личности в их становлении: Б. Муссолини, А. Гитлер. Общие черты и различия итальянского фашизма и германского нацизма. Нацистское государство и его социально-экономическая политика. Культура и пропаганда при тоталитарных режимах. Возникновение военно-авторитарных режимов в Европе в 1920-1930-егг. Характерные черты авторитарных режимов в Восточной и Юго-Восточной Европе. Победы и поражения Народных фронтов во Франции и Испании.

Вторая мировая война

Крах Версальско-Вашингтонской системы. Образование очагов войны в Европе и на Дальнем Востоке. Агрессивный характер внешней политики Японии, Германии, Италии. Попытки создания системы коллективной безопасности и политика умиротворения. Мюнхенский сговор и советско-германский пакт 1939г. Дискуссия о характере этих соглашений в исторической науке. Характер и основные события Второй мировой войны. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. «Новый порядок» на оккупированных нацистами территориях. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Вступление СССР в войну с Японией. Конференции союзных держав 1943-1945гг. Итоги Второй мировой войны. Дискуссионные вопросы истории Второй мировой войны.

«Холодная война»

Влияние гонки ядерных и обычных вооружений на международные отношения после Второй мировой войны. Становление системы блокового противостояния. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны». Историки об истоках и причинах «холодной войны». Раскол Европы после Второй мировой войны. Берлинский кризис 1948г. Роль плана Маршалла в восстановлении Западной Европы. Американская оккупация и становление послевоенной Японии. Образование социалистического лагеря. Социалистическое развитие стран Восточной Европы. Попытки «либерализации» в странах Восточной Европы и их подавление. Китайская модель социализма. Мао Цзэдун. Корейская война. Противостояние во Вьетнаме. Хо Ши Мин. Понятие «третий мир». Движения неприсоединения. Индия и Пакистан: достижения и проблемы. Авторитарный режим в Индонезии. Мусульманские страны и государство Израиль. Арабо-израильские войны. Влияние «холодной войны» на процесс деколонизации Африки. Экономические и демографические различия африканских стран. Выбор некапиталистического пути: Золотой Берег (Гана), Алжир. Южно-Африканская Республика. Этнические конфликты и проблема африканского единства. Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией. Особенности политического развития. Проблемы экономического развития и бреемы долгов. Влияние «холодной войны» на страны Латинской Америки. Политика США в отношении латиноамериканских стран. Развитие революционного движения в Латинской Америке.

«Государство благоденствия»: достижения и проблемы.

Реализация модели «государства благоденствия». Социальная сфера. Роль государства в экономическом развитии Франции, Великобритании, Италии. Либеральная рыночная экономика ФРГ, США и Японии. Возрождение либерально-демократической модели власти в ФРГ и Италии. А. де Гаспери, К. Аденауэр. Крах Четвертой республики во Франции. «Голлизм» во Франции. Особенности развития стран Южной Европы: Испания, Греция. Протестные формы общественно-политических движений. «Революция 1968г.». Молодежные субкультуры 60-х гг. ХХ века. Причины студенческих волнений в 1968г. в Западной Европе и США. Международные отношения в 1960-1970 гг. Берлинский кризис 1961 г. и его последствия. Карибский кризис. Вьетнамская война. Разрядка международной напряженности. Причины новой конфронтации.

Эпоха постиндустриального общества.

Неоконсерватизм 1980-1990-х гг. Кризис политики «государства благоденствия». Сущность понятия «неоконсерватизм». Характерные черты неоконсервативной политики М. Тэтчер, Р. Рейгана. Реформирование социальной сферы. Влияние неоконсерватизма на внешнюю политику стран Запада. Проявление неоконсерватизма в Латинской Америке. Развитие в мире процесса демократизации. Переход от авторитаризма к демократии в государствах Южной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы. Общие черты и особенности процесса реформирования в странах Восточной Европы.

Мир в эпоху глобализации.

Главные направления мирового развития после окончания «холодной войны». Роль ЕЭС в процессе европейской интеграции. Концепция «третьего пути» У. Клинтона, Э. Блэра, Г. Шрёдера. Трудности и проблемы на пути демократизации Восточной Европы. Югославский кризис и образование новых балканских государств. Многополярный мир в конце ХХ – начале XXI вв. Геополитические изменения на рубеже веков. Основные центры силы, определяющие систему международных отношений в современном мире. Место России в современном мире. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI века. Исламский фундаментализм и его роль в современном мире. Специфика развития африканских и латиноамериканских стран на рубеже веков. Терроризм в истории ХХ века. Методы борьбы против терроризма: успехи и поражения. Новые проблемы и вызовы в международных отношениях. Локальные конфликты и проблемы национального суверенитета в глобализированном мире. Основные тенденции в развитии художественной культуры, науки, образования в последней трети ХХ – начале XXI вв. Развитие науки в ХХ веке и ее влияние на повседневную жизнь человека. Научно-техническая революция. Многообразие стилей и течений в художественной культуре ХХ века. Массовый досуг, возникновение поп-культуры и новые ценности. Влияние глобализации на современные культурные процессы.

Россия в начале ХХ века

Россия на рубеже XIX – XX вв. Особенности географического положения и климатических условий России. Демографические процессы. Социальная структура. Российская модель экономической модернизации. Буржуазия и рабочие. Экономическая политика правительства. Сельское хозяйство: особенности развития.

Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг. Внутренняя политика правительства в начале XX в. Русско-японская война 1904-1905 гг. «Кровавое воскресенье» и начало революции 1905-1907 гг. Крестьянские выступления и брожение в армии. Манифест 17 октября 1905 г. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г. Особенности формирования политических партий России. Основные политические партии. Реформа государственного строя. I и II Государственные думы. Третьеиюньский государственный переворот. Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина. П.А. Столыпин и его политика. Реформы П.А. Столыпина. Итоги правления Столыпина. Политический кризис 1912-1913гг. Культура России в конце XIX — начале XX в. Городская и сельская жизнь. Достижения науки. Идейные искания и художественная культура. Спорт в Российской империи.

Революция и Гражданская война в России.

Россия в Первой мировой войне: конец империи Российская дипломатия накануне Первой мировой войны. Начало и характер Первой мировой войны. Подготовка России к войне и планы сторон. Кампании 1914-1915 гг. 1916 г. Брусиловский прорыв. Война и российское общество. Власть и Дума: последний кризис монархии. Февральская революция 1917 г. предпосылки и причины Февральская революция 1917 г. Падение самодержавия. Создание Временного правительства. Апрельский кризис. Большевики и революция. Июньский и июльский кризисы власти. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Переход власти к партии большевиков. Углубление кризиса власти осенью 1917 г. Вооруженное восстание в Петрограде. Установление советской власти. Революционно-демократические преобразования. «Декрет о власти», «Декрет о мире», «Декрет о земле», Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. Конституция РСФСР 1918г. Заключение Брестского мира и его последствия. Предпосылки гражданской войны. Гражданская война и военная интервенция. 1918-1922 гг. Начальный этап Гражданской войны и интервенции. Периодизация Гражданской войны. Цели и состав белого и красного движений, другие участники войны. Создание Красной Армии. Советская республика в кольце фронтов: май 1918-март 1919 г. Политика военного коммунизма. Время решающих сражений: март 1919-март 1920 г. Война с Польшей и поражение белого движения. Апрель - ноябрь 1920г. Причины победы красных и поражения белого движения. Борьба с «зелеными». Завершающий этап Гражданской войны. Особенности боевых действий на национальных окраинах России. Итоги Гражданской войны.

Советское государство в 1920-1930-е годы

Новая экономическая политика. Экономическое и политическое положение Советской России после Гражданской войны. Создание и принятие плана ГОЭЛРО. Новая экономическая политика. Роль государства в экономике периода нэпа. Первые итоги нэпа. Противоречия нэпа и его кризисы. Нэп и политические репрессии. Образование СССР и его международное признание. Предпосылки создания СССР. Образование Союза Советских Социалистических Республик. Первая Конституция СССР (1924г.). Международное положение СССР после Гражданской войны. Европейская политика страны в 1920-е гг. Генуэзская конференция и заключение советско-германского соглашения в Рапалло. Коминтерн и Советская Россия. Период дипломатического признания СССР. Культура и искусство после октября 1917г. Раскол деятелей культура на сторонников новой власти, наблюдателей и её противников. «Музыка революции»: искусство, общество и власть в 1917-1922 гг. Разнообразие литературно-художественных группировок в культурной жизни страны в 1920-е гг. Архитектура и зрелищные искусства как воплощение новаторских идей. Физкультура и спорт. Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Культурная революция. Цели модернизации, индустриализации. Коллективизация. Ее принципы – провозглашенные и реальные. «Ликвидация кулачества». Итоги насильственной коллективизации. Индустриализация: основные результаты. Модернизация армии. Культурная революция: ее составляющие и итоги. Спорт и физкультурное движение в 1930-е гг. Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР. Письмо Ленина к XI съезду РКП(б). Борьба за власть в партии большевиков в период с 1923 по 1928г. Причины возвышения И.В. Сталина. Культ личности и политический террор в СССР в 1930-е гг. Репрессии 1936-1938 гг. «Дело Тухачевского» и чистка рядов Красной Армии. Идея И.В. Сталина о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Создание системы ГУЛАГа. Создание сталинской системы управления и Конституция 1936 г. Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве. Воспитание нового человека. Искусство и государственное строительство. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг. Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе. СССР и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. СССР и страны Запада накануне Второй мировой войны. Военное столкновение СССР с Японией в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол. Советско-германские отношения: пакт о ненападении 23 августа 1939г. и секретный протокол к нему. СССР в 1939-1941 гг. Политика СССР в начальный период Второй мировой войны. Договор о дружбе и границе между СССР и Германией от 28 сентября 1939г. Советско-финская война. План «Барбаросса». Подготовка Красной Армии к войне. Идеологическая и моральная подготовка СССР к войне.

Великая Отечественная война

Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 - ноябрь 1942 г. Летняя катастрофа 1941 г. Мобилизация страны. Смоленское сражение и катастрофа на Украине. Начало блокады Ленинграда. Битва под Москвой. Зарождение антигитлеровской коалиции. Боевые действия весной - летом 1942 г. Оборона Сталинграда. Оккупационный режим на советской территории. Партизанское движение. Перевод экономики страны на военные рельсы. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942 - зима 1943 г. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне. Проблемы открытия второго фронта. Тегеранская конференция, ее значение для совместных действий союзников. Идеология, культура и война. Русская православная церковь в годы войны. Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Освобождение советской земли. Снятие блокады Ленинграда. Операция «Багратион», освобождение Белоруссии. Государственная политика на освобожденных территориях. Наступление Красной Армии в Восточной Европе. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция. Арденнская и Висло-Одерская операции. Падение Берлина. Капитуляция Третьего рейха. Причины, цена и значение Великой Победы. Потсдамская конференция и окончание Второй мировой войны. Участие СССР в войне с Японией. Причины Победы. Цена Победы и итоги войны.

СССР после Великой Отечественной войны и реформы Н.С. Хрущева.

Внешняя политика СССР и начало «холодной войны». Причины «холодной войны». Доктрина Трумэна и «политика отбрасывания». СССР и «план Маршалла». Формирование биполярного мира. Роль двух военно-блоковых систем в обострении международной обстановки. Локальные вооруженные конфликты. Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина. Переход страны на мирный путь развития. Проблемы сельского хозяйства. Денежная реформа 1947г. Итоги четвертой пятилетки. Послевоенные репрессии. Дискуссии о характере политического режима в СССР. Первые попытки реформ и XX съезд КПСС. Смерть И.В. Сталина. Необходимость смены курса. Первые шаги по пути отказа от прежних методов управления. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. XX съезд КПСС, значение разоблачения культа личности И.В. Сталина для последующего развития страны. Противоречия политики мирного сосуществования. Мирные инициативы СССР. XX съезд КПСС о новых теоретических положениях относительно развития отношений со странами «капиталистического лагеря». Углубление военно-блокового противостояния. СССР и страны Восточной Европы. СССР и конфликты в Азии, Африке и Латинской Америке. Советское общество конца 1950-х - начала 1960-х гг. Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после XX съезда КПСС. Борьба за власть в конце 1950-х гг. Экономика и политика в конце 1950-х -начале 1960-х гг. Успехи и неудачи социально-экономического развития СССР в годы правления Н.С. Хрущева. Административные реформы. Итоги октябрьского Пленума ЦК КПСС 1964г. Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг. Развитие культуры и науки в первые послевоенные годы. Духовная жизнь в период «оттепели». Отступление от «оттепели». СССР на международной спортивной арене.

Брежневская эпоха. СССР в 1964-1985 гг.

Приход к власти Л.И. Брежнева. Политика и экономика: от реформ - к «застою». Система «коллективного руководства». Экономические реформы 1960-х гг. и их итоги. Проблемы «застоя» в экономике. Политика консервации сложившихся методов руководства. Нерентабельность экономики. СССР на международной арене. 1960-1970-е гг. Симптомы кризиса «социалистического лагеря». Конфликты с Китаем. События 1968г. в Чехословакии. Доктрина Брежнева. СССР и международные конфликты. Переход к политике разрядки международной напряженности. Противоречия политики разрядки. Духовная жизнь в СССР середины 1960-х - середины 1980-х гг. Партийный аппарат и общество. Идеология инакомыслия и его подавление. Правозащитная деятельность. Отражение международных обязательств СССР по соблюдению прав человека в Конституции 1977г. Углубление кризисных явлений в СССР. Провал политики разрядки. Ввод советских войск в Афганистан. Обострение отношений между СССР и США. Политика Ю.В. Андропова. Попытка оздоровления экономики и политики страны. Наука, литература и искусство. Спорт. 1960-1980-е гг. Достижение научной и военно-технической мысли. Развитие отечественной литературы. Театр и киноискусство. Эстрада. Спорт в СССР.

Перестройка

Политика перестройки в сфере экономики. Приход к руководству страной М.С. Горбачева. Продолжение курса Ю.В. Андропова. Стратегия ускорения как основа экономических программ и причина ее провала. По пути экономических реформ. Дискуссия о путях реформирования сложившейся экономической системы. Забастовки 1989г. Кризис потребления. Развитие гласности и демократии в СССР. Расширение гласности. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее. Политический раскол советского общества. Выборы народных депутатов СССР в 1989г. на новой основе. Консолидация сил, оппозиционных курсу перестройки, в рядах КПСС. Избрание Б.Н. Ельцина президентом Российской Федерации. Новое политическое мышление: достижения и проблемы. Необходимость поиска новых решений. Концепция нового политического мышления. Пути нормализации отношений с США. Инициативы в военной области. СССР и перемены в Азии. Распад системы союзов СССР. Падение советской модели социализма в странах Восточной Европы. Дискуссии об итогах политики, основанной на новом политическом мышлении. Кризис и распад советского общества. Обострение межнациональных конфликтов. Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР. Развитие кризиса Союза ССР. Принятие союзными республиками деклараций о суверенитете. Принятие Декларации о суверенитете РСФСР (12 июня 1990). Попытка переворота в стране. Распад СССР. Создание Содружества Независимых Государств.

Новая Россия

Курс реформ и политический кризис 1993 г. Опыт «шоковой терапии». Либерализация цен. Проведение приватизации. Структурная перестройка экономики. Политический и конституционный кризис 1993г. На грани гражданской войны. Октябрьские события 1993г., их итоги. Новая Конституция России. Итоги выборов 1993г. в Государственную Думу. Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг. Обострение межнациональных отношений. Начало чеченского конфликта. Выборы 1995 и 1996 гг., их влияние на развитие страны. Попытки коррекции курса реформ. Дефолт и его последствия. Россия на рубеже веков: по пути стабилизации. Вторжение отрядов боевиков на территорию Дагестана. Контртеррористическая операция. Парламентские и президентские выборы 1999-2000 гг. Отставка Б.Н. Ельцина. В.В. Путин во главе страны. По пути реформ и стабилизации. Власть и общество: новая модель отношений. Парламентские и президентские выборы 2003 и 2004 гг. Новый этап в развитии Российской Федерации. Итоги курса стабилизации 2000-2004 гг. Национальные проекты и их значение. Создание госкорпораций, реформа системы управления. Новая стратегия развития страны. Парламентские (2007) и президентские (2008) выборы и их итоги. Ориентиры внутренней политики России в современных условиях. Внешняя политика демократической России. Международное положение Российской Федерации после распада СССР. Россия и Запад: поиск взаимопонимания. Смена приоритетов российской дипломатии. Россия и страны СНГ. Россия на международной арене в начале XXI в. Россия в формирующемся глобальном мире: 2000 – 2007гг. Духовная жизнь России к началу XXI в. Изменения в духовной жизни. Русская православная церковь в новой России. Театр, музыка, кино. Живопись, архитектура, скульптура. Спорт в Российской Федерации. Государственная политика в области культуры.



6. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Изучаемые вопросы

Виды деятельности

Формы контроля

 

 

 

 

 

 

Всеобщая история

Раздел 1. Страны мира в предверии Новейшего времени

1

 

Новые явления в политической жизни мира

"Массовая демократия" и последствия ее удтверждния. Появление массовых политических партий. Национализм, империализм. Кризис традиционного общества

Раскрывать сущность понятий: национализм, империализм. Аргументировать выбранную точку зрения. Анализировать фотодокументы и делать выводы

Беседа

2

 

Социально-экономическое развитие стран мира в последней трети XIX - начале ХХ вв.

Новые явления в экономике Европы и США. Изменения в социальной структуре. Социальный реформизм

Выделять характерные черты экономического развития и изменений в социальной структуре стран Европы и США. Показывать уситение роли государства в экономике и социальной сфере. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы.

Беседа, работа с документом

Раздел 2. Первая мировая война.

3

 

Причины Первой мировой войны. Ход военных действий в 1914-1916гг.

Роль "массовой демократии" в развязывании Первой мировой войны. Господство воинствующего национализма. Крушение немецкого блицкрига. Позиционное противостояние.

Выделять субъективные и объективные факторы в причинах Первой мировой войны. Характеризовать основные периоды Первой мировой войны. Излагать материал с опорой на историческую карту.

Беседа, работа с картой

4

 

Окончание Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система

Завершение войны. Влияние Первой мировой войны на революционные процессы в Европе. Парижская мирная конференция. Договор с Германией и ее союзниками. Лига Наций. Вашингтонская конференция и ее решения.

Давать оценку историческим событиям. Приводить аргументы, как подтверждающие, так и опровергающие оценки Версальского договора. Использовать историческую карту при воспроизведении хода исторических событий. Анализировать  письменные исторические источники и различные виды нетекстовых источников: карикатуры, плакаты, фотодокументы и др.

Беседа, работа с картой, работа с документами

Раздел 3. Кризис демократии и тоталитаризм в межвоенный период

5

 

Страны Европы и США в период послевоенного кризиса и стабилизации 1924-1929 гг.

Характерные черты внутриполитической жизни Германии, Великобритании и Франциив 1920-х гг. Особенности американского "процветания". Характер и итоги социально-эконоического и политического развития в 1920-е гг.

Выделять особенности политического и социально-экономического  развития ведущих стран мира в 1920-х гг. Систематизировать и обобщать исторический материал. Анализировать исторический источник.

Тест, беседа, анализ исторического источника

6

 

Мировой экономический кризис 1929-1933гг. и западные демократии

Причины и последствия мирового экономического кризса. "Новый курс" Ф. Рузвельта. Страны европейской демократии в годы кризиса и депрессии.

Прослеживать причинно-следственные связи. Характеризовать деятельность исторической личности и оценивать ее результаты. Аргументировать избранную точку зрения на явления и события. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы.

Беседа, дискуссия, работа с документами

7

 

Феномен тоталитаризма: Италия и Германия

Новый тип политического режима. Итальянский фашизм и германский нацизм.

Раскрывать сущность понятия: "тоталитаризм". Использовать метод сравнительного анализа при характеристике итальянского фашизма и германского нацизма. Анализировать политические лозунги. Показывать роль личности в истории (Б. Муссолини, А. Гитлер)

Тест, беседа, работа в группах, исторический портрет

8

 

Мир между двумя мировыми войнами

Левое движение в Европе в межвоенный период. "Народный фронт" во Франции и Испании

Использовать метод сравнительного анализа при работе с разными типами исторических источников. Давать оценку личностям и событиям, аргументируя свою позицию

Беседа, анализ исторических источников

Раздел 4. Вторая мировая война.

9

 

Международные отношения в 1930-е гг.

Военные планы А. Гитлера и его союзников. Экспансия Японии и Италии. Германская экспансия и отношение к ней ведущих европейских держав и СССР

Давать оценку историческим событиям. Приводить аргументы, как подтверждающие, так и опровергающие оценки пакта о ненападении от 23 августа 1939г. Использовать карту как исторический источник.

Беседа, работа с картой

10

 

Начало Второй мировой войны  превращение ее в глобальный конфликт (1939-1941гг)

Начало войны. Поражение Франции и битва за Англию. Нападение Германии на СССР. Дальневосточный театр военных действий. Антигитлеровская коалиция

Раскрывать причинно-следственные связи. Использовать карту как исторический источник. Анализировать и комментировать внетекстовые источники: фотодокументы, плакаты, карикатуры. Анализировать статистические данные и делать выводы.

Беседа, работа с картой, работа с документами

11

 

Перелом в годы войны в 1942-1945гг. Окончание и итоги Второй мировой войны

Военные действия в 1942г. "Новый порядок" и движение Сопротивления. Основные события на фронтах Второй мировой войны в 1943-1945гг. Вступление СССР в войну с Японией. Итоги Второй мировой войны

Определять причины перелома в ходе Второй мировой войны. Раскрывать роль СССР и союзников  в ходе разгрома фашистской Германии. Использовать карту как исторический источник. Анализировать фотодокументы.

Беседа, работа с картой, дискуссия

12

 

Конференции союзных держав в 1943-1845гг.: на путях к новому мироустройству

Московская конференция. Тегеранская конференция. Ялтинская конференция. Потсдамская конференция.

Давать оценку позициям союзников на международных конференциях. Раскрывать сущность нового геополитического порядка, созданного на конференциях союзников. Использовать карту как исторический источник

Д/З, беседа, дискуссия, работа с картой

13

 

Дискуссионные вопросы истории Второй мировой войны

Вопрос об ответственности за развязывание Второй мировой войны. Коллаборационизм в оценках историков. Роль второго фронта в ходе Второй мировой войны. Проблемы итогов Второй мировой войны

Определять ключевые моменты дискуссии. Формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам. Использовать полученные знания для ее аргументации.

Беседа, дискуссия, тест

Раздел 5. "Холодная война"

14

 

Истоки и смысл "Холодной войны"

Начало "холодной войны". Образование социалистического лагеря. Западная Европа в период "холодной войны". Политика США в отношении послевоенной Японии.

Выделять общее и особенное в процессе утверждения социализма в странах Восточной Европы. Раскрывать взаимосвязь между процессами и явлениями. Определять особенности развития стран Западной Европы в период "холодной войны". Анализировать фотодокументы и делать на основании этого выводы

Беседа, анализ исторических источников

15

 

Глобальное противостояние в Азии. Политические изменения в странах "третьего мира" в годы "холодной войны"

Особенности политического развития стран "третьего мира". Движение непрсоединения. Китайская модель социализма. Корейская война. Индокитай: начало противостояния. Основные проблемы развития Индостана. Авторитарный режим "направляемой демократии" в Индонезии. Создание государства Израиль и конфликт на Ближнем Востоке в период "холодной войны"

Выделять особенности китайской модели социализма. Раскрывать влияние "холодной войны" на развитие стран "третьего мира". Объяснять причины Ближневосточного конфликта. Давать атрибуцию документа и отвечать на вопросы по его содержанию

Д/З, беседа, работа с документами

16

 

Деколонизация Африки

Общие проблемы деколонизации африканских государств. Непростой путь деколонизации. Субсахарская Африка

Раскрывать влияние "холодной войны" на процесс деколонизации Африки. Систематизировать исторический материал. Анализировать фрагменты международно-правовых актов

Беседа, работа в группах

17

 

Латинская Америка: между авториторизмом и демократией

Особенности политического развития. Характерные черты экономического развития. Перонизм как латиноамериканская разновидность популизма. Развитие революционного движения в Латинской Америке

Выявлять общее и различное в политической жизни Латинской Америки. Раскрывать зависимость Латинской Америки от США

Тест, беседа

Раздел 6. "Государство благоденствия": достижения и проблемы

18-19

 

Социально-экономическое развитие стран Западной Европы, США, Японии в период реализации модели "государства благоденствия"

Изменения в социальной сфере. Общие черты экономического развития. Экономическая реализация модели "государства благоденствия" во Франции, Италии, Великобритании. Либеральная рыночная экономика ФРГ, США и Японии

Выделять характерные черты исторического периода. Давать оценку различных моделей социально-экономического развития. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы. Давать оценку высказываниям исторической личности

Беседа, анализ исторических источников

20

 

Основные тенденции политического развития в период "государства благоденствия"

Политическое возрождение стран Западной Европы. Особенности политического развития Испании и Греции.

Раскрывать причинно-следственные связи. Характеризовать основные направления деятельности исторической личности и оценивать результаты ее деятельности (К. Аденауэр, П. де Гаспери, Ш. де Голль). Анализировать фрагменты государственных актов

Д/З, беседа, исторический портрет, анализ документов

21

 

Духовный кризис Запада 1960-х годов

Молодежные и студенческие движения 1960-х гг. Истоки молодежного протеста

Составлять портрет типичного представителя социальной группы. Анализировать фотодокументы и давать к ним комментарии. Анализировать лозунги и делать на основании этого выводы

Работа в группах, анализ исторического документа

22

 

Международные отношения в 1960-70-х гг. Разрядка международной напряженности

Берлинский кризис 1961г. Карибский кризис. Война в Индокитае. От разрядки к конфронтации

Раскрывать причины и последствия международных конфликтов. Приводить аргументы в подтсверждение и в опровержение оценок международных кризисов 1960-х гг. Анализировать фрагменты международно-правовых документов

Тест, беседа, дскуссия

23

 

Историки об эпохе "холодной войны"

Проблема периодизации "холодной войны". Дискуссии о причинах и истоках "холодной войны". Арабо-израильский конфликт глазами современников и историков. Вопрос о соотношении внутренних и внешних факторов в процессе утверждения советской модели социализма в сторнах Восточной Европы.

Проводить комплексный поиск информации в источниках различного типа. Сопоставлять существующие версии и оценки исторических событий. Выстраивать собственный алгоритм решения исторических задач

Беседа, анализ исторических источников

Раздел 7. Эпоха постиндустриального общества.

24

 

Неоконсерватизм 1980-1990-х гг.: сущность, основные направления, итоги

Идеология неоконсерватизма. Неоконсерватизм и внешняя политика стран Запада в 1980-1990-егг. Социально-экономическая политика неоконсерваторов. "Неоконсервативная волна" в Латинской Америке.

Раскрывать сущность понятия "неоконсерватизм". Приводить аргументы в подтверждение и в опровержение приведенных в учебнике итогов "холодной войны". Характеризовать основные направления деятельности исторической личности и оценивать ее результаты (М. Тэтчер, Р. Рейган)

Беседа, анализ исторического источника, исторический портрет

25

 

Процесс демократизации в мире

Процесс демократизации в странах Латинской Америки, Азии и Африки. Преобразования в Центральной и Восточной Европе.

Использовать метод сравнительного анализа при характеристике процесса перехода стран Востоной Европы к демократии. Приводить аргументы в подтверждение и в опровержение приведенных в учебнике оценок событий 1989-1990-х годов. Анализировать фоторяд и делать на основании этого выводы.

Д/З, беседа, анализ фотодокументов

Раздел 8. Мир в эпоху глобализации

26

 

Основные проблемы мирового развития после окончания "холодной войны"

Европейские интеграционные процессы. Идеология и практика "третьего пути". Трудный путь демократии стран Восточной Европы. Война на Балканах

Прослеживать причинно-следственные связи. Анализировать политические лозунги и делать на основании этого выводы. Выполнять задания на моделирование исторической ситуации. Приводить аргументы в подтверждение и в опровержение приведенных в учебнике оценок деятельности НАТО в конце XX - начале XXIвв

Беседа, работа в группах

27

 

Многополярный мир в конце ХХ - начале XXI вв

Кардинальные геополитические перемены. Роль США в современном мире. Роль России в современной системе международных отношений. Место Африки в современном мире. Латинская Америка в современном мире.

Характеризовать основные центры международной политики в современном мире. Раскрывать специфику развития стран Африки и Латинской Америки. Давать аргументированную оценку высказываанию политического деятеля. Анализировать статистические данные и делать на основании этого выводы.

Беседа, дискуссия, анализ документа

28

 

Основные проблемы современного мира

Европейская интеграция: достижения и проблемы. Проблема трансформации стран Восточной Европы после "холодной войны". Проблема международного терроризма на рубеже веков. Локальные, региональные конфликты и роль международных организаций в их урегулировании.

Проводить комплексный поиск информации в источниках различного типа. Раскрывать на примерах зависимость интерпритации исторического факта от системы взглядов и ценностных ориентиров исследователя

Д/З, беседа

29

 

Основные тенденции развития образования, науки, искусства в последней трети ХХ - начале XXI вв.

Прогресс в образовании. Революция в естествознании. Новые направления в философии и художественном творчестве. Научно-техническая революция. Развитие социальной мысли. Основные направления культурного развития во второй половине ХХ века

Сравнивать развитие культуры в первой и во второй половине ХХ века, выделяя общие черты и различия. Характеризовать основные напрвления деятельности выдающихся деятелей науки и культуры ХХ века и оценивать результаты их деятельности

Беседа, работа в группах

30

 

Повторительно-обобщающий урок

 

Обобщать сведения в форме таблицы, схемы.

Тест, беседа, дискуссия

История России ХХ - начала XXI вв.

Раздел 1. Россия в начале ХХ века

1-2

 

Государство и общество в России на рубеже XIX-XX вв.

Нарастание социально-политического кризиса в стране. Образование революционных политических партий. Русско-японская война.

Объяснять и применять понятия и термины: революционное движение, его направления: неонародническое и социал-демократическое; эсеры, большевизм, меньшевизм, буржуазно-демократические ценности, кадеты, охранительное движение, черносотенные союзы, анархизм. Объяснять причины и характер русско-японской войны, излагать ее основные события (с опорой на карту) и итоги. На примерах раскрывать патриотиз и мужество русской армии и флота: С.О. Макаров, Р.И. Кондратенко, З.П. Рождественский. Выражать свое отношение к террору как средству достижения политических целей (эсеры)

Беседа, дискуссия, исторический портрет

3

 

Предпосылки и начало революции 1905-1907гг.

Предпосылки первой русской революции. Повод  к революции - Кровавое воскресенье

Излагать причины революции. Показывать  на примерах противоречивость внутренней политики Николая II

Беседа, работа в группах

4

 

Основные события 1905г.

Нарастание революции. Манифест 17 октября

Раскрывать содержание и значение Манифеста 17 октября 1905г. Объяснять и применять понятие: октябристы. Составлять хронологическую таблицу

Беседа, работа с историческим текстом

5-6

 

Политическое развитие России в 1905-1907гг. Становление парламентаризма

Итоги первой русской революции. Многопартийность. Начало парламентаризма в России

Излагать основные взгляды В.М. Чернова, П.Б. Струве, П.Н. Милюкова, Г.В. Плеханова, В.И. Ульянова-Ленина, П.А. Кропоткина, комментировать оценки их взглядов историками, аргументировать собственную позицию.

Тест, беседа, исторический портрет

7-8

 

Реформаторский курс П.А. Столыпина

Аграрная реформа. Школьная реформа. Административные реформы. Ужесточение национальной политики.

Давать аргументированную оценку деятельности П.А. Столыпина.

Д/З, беседа, анализ исторических документов

9-10

 

Россия в Первой мировой войне

Система международных союзов. Причины и повод к войне. Боевые действия на Восточном фронте в 1914-1916гг. Война и российское общество

Актуализировать термины: геополитическое положение, шовинизм, империализм, тройственный союз, Антанта, Боснийский кризис, позиционная война, Брусиловский прорыв. Беженство. Раскрывать причины  и характер Первой мировой войны. Использовать карту при изложении основных событий войны

Тест, беседа, работа с картой

11-12

 

Культура России начала ХХ века

Просвещение  и издательская деятельность. Наука. Литература и искусство. Изменения в жизненном укладе россиян. Спорт

Актуализировать понятия и термины: Серебряный век, реалистическое направление, модерн, символизм, футуризм, акмеизм, русский авангард, "мирискусники". Излагать основные события культурной жизни страны, новые направления в искусстве начала ХХ века, приводить примеры творчества выдающихся деятелей культуры.

Беседа, дискуссия, сообщение

Раздел 2. Революция и Гражданская война в России

13

 

Февральская революция 1917г.

Нарастание социально-политического кризиса в стране. Крах самодержавия в феврале 1917г. Двоевластие в стране.

Объяснять и применять понятия: социальная революция, распутинщина, эмиграция, Учредительное собрание, "Прогрессивный блок",  Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, двоевластие, демократизация армии. Излагать причины, ход  и итоги Февральской революции. Давать характеристику деятельности Николая II. Раскрывать значение свержения самодержавия в стране. Давать характеристику позиций основных политических партий и их лидеров в 1917г.

Беседа, работа в группах

14-15

 

От Февраля к Октябрю: динамика событий

Социально-политическая ситуация в стране. Деятельность Временного правительства. Основные политические кризисы 1917г.

Объяснять и примениять понятия и термины: Временное правительство, коалиционное правительство, революционное оборончество, продразверстка, комбеды, альтернатиы развития революции, военная диктатура, корниловщина. Излагать на примерах сущность двоевласти в стране. излагать основные мероприятия Временного правительства. На примерах раскрывать суть основных политическихх кризисов 1917г., их последствия. давать обобщенную характеристику деятельности А.Ф. Керенского, Л.Г. Корнилова, В.И. Ленина.

Д/З, анализ исторического источника, исторический портрет

16

 

Октябрьский переворот 1917г.

Октябрьское вооруженное восстание, его политические итоги. Решения II съезда Советов. "Полоса декретов": мероприятия соетской власти. На пути к Гражданской войне. Брестский мир

Объяснять и применять понятия и термины, расшифровывать аббревиатуры: вооруженное восстание, ВРК, политические итоги, ВЦИК, СНК, декреты, контрибуция, аннексия, социализация земли, РСФСР, ВЧК, РККА, ВСНХ, интервенция, национализация. Излагать ход и выявлять политические итоги Октябрьского вооруженного восстания. Объяснять причины прихода большевиков к власти. Излагать основные мероприятия СНК, их значение. Раскрывать значение Брестского мира.

Беседа, дискуссия

17-18

 

Гражданская война

Восстановление государственного аппарата в РСФСР. Политика "военного коммунизма". Основные политические силы в Россиив 1918-1920гг. Национально-государственные образования. Основные события гражданской войны. "Красный" и "белый" террор. Повседневная жизнь в годы войны. Итоги гражданской войны

Излагать и соотносить события и периоды Гражданской войны. Создавать  хронологические таблицы, используя сведения из учебника и карт. Раскрывать сущность и основные элементы политики "военного коммунизма" (в форме таблицы), национальной политики. Аргументировать причины победы большевиков и поражения Белого движения. Объяснять на примерах сущность "красного" и "белого" террора.

Тест, беседа, анализ документа, работа с картой

Раздел 3. Советское государство в 1920-1930-е гг.

19-20

 

Кризис политики "военного коммунизма" и переход к НЭПу

 Политико-экономический кризис конца 1920 - начала 1921гг. Новая экономическая политика.

Объяснять причины политико-экономического кризиса конца 1920 - начала 1921г. Объяснять и применять понятия: НЭП, тресты, акционерные предприятия, концессия, дотация, советский червонец. Называть основные элементы НЭПа, характеризовать их. Сравнивать исторические процессы и явления по самостофятельно намеченным линиям (НЭП и военый коммунизм). Раскрывать на примерах сущность и противоречивость НЭПа. Характеризовать результаты НЭПа.

Д/З, беседа

21

 

Борьба за выбор путей развития страны

Образование СССР. Переходный период в СССР. Коммунистическая партия и ее аппарат в 1920-е гг. Внутрипартийная борьба и ее итоги. Свертывание НЭПа.

Объяснять и применять понятия: партаппарат, номенклатура, внутрипартийная борьба, "новая оппозиция", "правый уклон", репрессии. Анализировать положения конституции 1924г. Излагать основные этапы политической борьбы, ее итоги.

Беседа, анализ документа

22-23

 

Индустриалиализация в СССР

Переход к пятилетнему планированию. Первые пятилетки  и  их итоги. Трудовой героизм народа. Итоги "большого скачка" в СССР

Объяснять и применять понятия: сталинская модернизация, советская индустриализация, административно-командная система. Характеризовать основные итоги индустриализации страны. Раскрывать сущность и противоречивость сталинской модернизации.

Беседа, работа в группах

24-25

 

Коллективизация сельского хозяйства в СССР

XV съезд ВКП(б). Сплошная коллективизация. МТС. Указ "о пяти колосках". Голодомор. Итоги коллективизации.

Объяснять и применять понятия: коллективизация, колхоз, совхоз, раскулачивание, МТС, спецпоселенцы. Характеризовать основные итоги коллекивизации.

Тест, беседа, дискуссия

26

 

Политическая система в 1930-е гг

Культ личности. Партия-государство. Политические процессы в стране. Годы "большого террора". Повседневность в 1930-е гг.

Объяснять и применять понятия: культ личности, тоталитарное государство, партия-государство, НКВД, репрессии, лимитчики. Раскрывать основные черты административно-командной системы. Раскрывать основные положения Конституции 1936г. Характеризовать предпосылки и последствия установления в стране репрессивной политики, культа личности И.В. Сталина.

Беседа, исторический портрет

27-28

 

Духовная и повседневная жизнь людей в послереволюционные годы

"Культурная революция" 1917-1929гг. Наука и народное образование. Художественная литература. Театр, музыка, кино. Изобразительное искусство, архитектура.

Объяснять и применять понятия: "культурная революция", пролеткульт, плакат, агитпоезд, ВЛКСМ, ФЗУ, соцреализм. Раскрывать на примерах особенности культурной и духовной жизни советской страны. Систематизировать информацию о политике советской власти в области культуры, выявлять ее основные черты. Раскрывать на примерах вклад научной и художественной интеллигенции в развитие советской страны. Раскрывать значение научных открытий, определять собственное отношение к художественным роизведениям, достижениям культуры.

Беседа, дискуссия, сообщение

29-30

 

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-1930-е гг.

Внешняя политика СССР в 1920-е гг. отношения со странами Азии в 1920-1930-е гг. СССР и Запада в 1930-е гг. Участие СССР в работе Лиги Наций. Попытка создания системы коллективной безопасности.

Объяснять и применять понятия: коминтерн, "мировая революция", КВЖД, фашизм, система коллективной безопасности, Мюнхенское соглашение. Излагать основные проблемы и направления внешней политики СССР (европейское, восточное). Характеризовать направления и основные события внешней политики СССР в 1920-1930-е гг.

Д/З, беседа, работа с картой

31

 

Повторительно-обобщающий урок

 

Обобщать сведения в форме таблицы, схемы.

Тест, беседа, дискуссия

Раздел 4. Великая Отечественная война

32

 

Причины и начало Великой Отечественной войны.

СССР накануне войны. Советско-германские договоры. Присоединение западных территорий к СССР. Советско-финская война: причины, характер. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Оборонительные сражения. Провал гитлеровского плана молниеносной войны.

Актуализировать знания из курсов отечественной и всеобщей истории для участия в беседе о ситуации в Европе к 1939г. Объяснять и применять понятия, термины: система коллективной безопасности, пакт, секретный протокол. Систематизировать материал о внешней политике СССР в форме таблицы, конспекта. Давать характеристику и оценку деятельности В.М. Молотова, А.Гитлера. Давать характеристику пакта о ненападении и секретного протокола к нему. Актуализировать понятия и термины: блицкриг, стратегическая инициатива. Определять и сопоставлять цели Второй мировой и Великой Отечественной войн. Раскрывать причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны. Давать характеристику документов: "План "Барбаросса", "План "Ост", приказ №270.

Беседа, работа с картой, исторический портрет

33-35

 

Боевые действия Красной Армии в 1941-1942гг. Коренной перелом в ходе войны

Блокада Ленинграда. Битва за Москву. Коренной перелом в ходе войны: Сталинград, Курск.

Актуализировать понятие: коренной перелом. Давать характеристику документа: приказ №227 ("Ни шагу назад!"). Описывать крупнейшие сражения и битвы с использованием карты. Объяснять значение битв за Москву, за Сталинград, на Курской дуге. Раскрывать на примерах массовый героизм жителей блокадного Ленинграда. Давать развернутые характеристики деятельности И.В. Сталина, Г.К. Жукова.

Тест, Д/З, беседа, работа с картой, исторический портрет

36

 

Советский тыл в годы войны

Эвакуация промышленности. Трудовой героизм советского народа. Повседневная жизнь в годы войны. Официальная идеология в годы войны.

Давать характеристику всенародной борьбы с фашизмом. Характеризовать жизнь людей в годы войны, привлекая информацию из исторических источников.

Д/З, беседа

37

 

Оккупационный режим и партизанское движение

"Новый порядок" на захваченных территориях. Партизанское движение. Подполье. Массовый героизм советского народа

Актуализировать понятия и термины: движение Сопротивления, "новый порядок", холокост, операция "Концерт", операция "Рельсовая война". Раскрывать особенности партизанского движения, подполья. Формулировать личностное отношение к предательству в годы войны.

Д/З, беседа, дискуссия, работа с картой

38

 

Внешняя политика СССР в годы войны. Окончание войны

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференция в Тегеране. Освобождение Европы. Берлинская операция. Конференция в Ялте, Потсдаме и их решения. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны. Историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне

Актуализировать понятия и термины: антигитлеровская коалиция, антифашисты, второй фронт, "Большая тройка", ленд-лиз, "польский вопрос", капитуляция, денацификация, демилитаризация. Излагать основные итоги конфеенций в годы войны. Раскрывать роль СССР в разгроме милитаристской Японии, историческое значение победы СССР в войне с фашизмом. Излагать итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Тест, беседа, анализ исторического источника

39

 

Культура в годы Великой Отечественной войны

Идеология и культура в годы войны. Церковь. Достижения советской науки. Советский человек в годы войны.

Актуализировать понятия и термины: официальная культура, фольклор, артистические (фронтовые) бригады, плакат, модификация военной техники, реактивные самолеты, ядерное оружие, национальный русский характер. Доказывать всенародный характер войны СССР с гитлеровской Германией. Высказывать суждения о произведениях, памятниках советской культуры, их художественных особенностях, их восприятии современниками.

Беседа, дискуссия, сообщение

Раздел 5. СССР после Великой Отечественной войны и реформы Н.С. Хрущева

40

 

СССР во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг.: восстановление и развитие экономики

Последствия Великой Отечественной войны для экономики СССР. Восстановление хозяйства. Развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Итоги четвертой пятилетки. Пятая пятилетка

Характеризовать состояние советской экономики после окончания Великой Отечественной войны. Сравнивать экономическую политику предвоенного и послевоенного времени. Самостоятельно определять черты сходства и различия. Объяснять быстрый выход СССР из разрухи: причины, результаты.

Беседа, анализ документа

41

 

Политическое развитие страны в послевоенные годы

Ужесточение внутренней политики. Борьба с национальстическими движениями в западных районах СССР. Обострение борьбы за власть. Идеологическая кампания конца 1940 - начала 1950-х гг. Депортации. Духовная атмосфера в обществе.

Определять задачи, итоги внутренней политики СССР в послевоенные годы. Показвать пути усиления роли государства во всех сферах жизни общества. Актуализировать понятия: космополитизм, депортации, лысенковщина. Раскрывать на примерах суть социальной политики, особенности жизни советских людей в послевоенные годы. Высказывать отношение к идеологическим кампаниям 1940-х гг. Выявлять сходство и различия в сущности сталинских репрессий довоенного и послевоенного периодов.

Д/З, беседа, дискуссия

42-43

 

Политические процессы в 1953-1964гг.

Смерть И.В. Сталина. Борьба за власть. ХХ съезд КПСС. "Оттепель": основные элементы и сущность. Нарастание кризиса в 1962-1964гг.

Актуализировать понятия и термины: политическая элита, "оттепель", культ личности, десталинизация, реабилитация. Излагать суть борьбы преемников И.В. Сталина. Раскрывать значение решений ХХ съезда КПСС. Раскрывать противоречия социально-политического курса. Высказывать аргументированное суждение о событиях в Новочеркасске. Выявлять сущность процесса "оттепели" в политике  СССР. Выявлять причины смещения Н.С. Хрущева. Оценивать его деятельность.

Тест, беседа, исторический портрет

44-45

 

Экономическое развитие СССР в 1953-1964гг.

Сельскохозяйственная реформа. Освоение целины. Развитие космической техники. "Окончательная победа" социализма.

Актуализировать понятия и термины: целинные и залежные земли, реорганизация, совнархозы. Излагать основные положения проводимых реформ, анализировать их итоги, причины свертывания.

Беседа, работа в группах

46-47

 

Внешняя политика СССР в 1953-1964гг.

Послевоенное устройство мира. Начало "холодной войны". Кризис в странах "социалистического лагеря". Отношения со странами "третьего мира". Основные принципы внешеней политики СССР в отношениях со странами Запада. Карибский кризис и его последствия

Актуализировать понятия и термины: "холодная война", речь в Фултоне, "социалистический лагерь", геополитические изменения, страны "третьего мира", мирное сосуществование. Показывать новую расстановку сил в мире, излагать задачи внешней политики страны. Определять причины, сущность "холодной войны". Соотносить направления внешнеполитической деятельности руководства страны и основные события международной жизни. Раскрывать значение разрешения Карибского кризиса мирными средствами.

Д/З, беседа, анализ историчесих источников, работа с картой

48-49

 

"Оттепель": духовная жизнь, наука, культура

Начало "оттепели". Отражение советской действительности в произведених литературы, искусства и кинематографа. Новые герои и темы в искусстве. Власть и деятели культуры.  "Бытовая революция". Развитие образования.

Актуализировать понятия: "оттепель" в культуре, искусственный спутник. На примерах раскрывать успехи фундаментальных наук. Доказывать значимость достижений в исследовании атома, создании ракетной техники, авиастроении, а также развития научно-технической революции. Понимать достижения советского образования, противоречивость культурной политики

Беседа, дискуссия, сообщение

Раздел 6. Брежневская эпоха. СССР в 1964-1985гг.

50

 

Внутреняя политика СССР в 1964-1985гг.

Политическая ситуация в стране. "Застой" как политико-экономическое явление. Л.И. Брежнев как политический и государственный деятель. Диссидентское и правозащитное движение в СССР

Актуализировать понятия и термины: развитой социализм, "застой", диссидентство. Систематизировать материал в форме таблицы, конспекта. Давать характеристику и оценку деятельности Л.И. Брежнева  и других политических деятелей.

Тест, беседа, исторический портрет

51-52

 

Советская экономика: попытки реформ

Экономическая ситуация в стране. Реформы А.Н. Косыгина: ожидания и результаты. "Застой" в экономике.

Актуализировать понятия и термины: постиндустриальное общество, интенсификация производства, военно-промышленный комплекс, нефтедоллары, теневая экономика, коррупция. Излагать основные положения проводимых реформ, анализировать их итоги, причины свертывания. Объяснять, в чем заключались новые подходы к решению хозяйственных проблем.

Д/З, беседа, анализ документа, исторический портрет

53-54

 

Внешняя политика СССР в1960-1980гг.

СССР и кризисы в странах Восточной Европы. Поддержка национально-революционных режимов. Афганская война, ее влияние на советское общество. Разрядка и причины ее срыва. Противоречия и основные направления советской внешней политики

Актуализировать понятия и термины: "доктрина Брежнева", Пражская весна, военно-стратегический паритет, разрядка международной напряженности. Хельсинские соглашения. Раскрывать реальность угрозы ядерной войны и потенциал политики мирного сосуществования. Давать оценку значимости соглашений СССР, США, Великобритании по ограничению ядерного оружия. Излагать итоги совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. На примерах раскрывать отношения СССР со странами "социалистического лагеря"и Запада. Характеризовать внутриполитические и международные последствия участия СССР в войне в Афганистане.

Тест, беседа, дискуссия, работа в группах

55-56

 

Культура и духовная жизнь в "эпоху развитого социализма"

Духовная и повседневная жизнь общества. Образование, наука и техника. Новые имена в литературе и искусстве. Успехи советского спорта. Эмиграция оппозиционных деятелей литературы и искусства

Актуализировать понятие: "невозвращенцы". Приводить примеры развития советской науки, культуры, спорта, основных художественных произведений с использованием сведений из других предметов. На примерах раскрывать усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью, противоречия в развитии художественной культуры.

Беседа, дискуссия, сообщение

Раздел 7. Перестройка

57-58

 

Советское государство и общество в условиях "перестройки".

М.С. Горбачев - новый лидер страны. Курс на "ускорение". Политика гласности. XIX партийная конференция  - начало конституционных реформ в СССР. Национальные движения в СССР

Объяснять и применять понятия, термины: перестройка, "ускорение", демократизация, гласность. Раскрывать объективную потребность страны в преобразованиях, особенности процессов "перестройки". Определять задачи, итоги внутренней политики руководства страны. Раскрывать причинно-следственные связи исторических событий.

Д/З, беседа, анализ исторических источников

59-60

 

Революционные перемены в 1988-1991гг. Распад СССР

Обострение общественно-политической ситуации в стране. Съезды народных депутатов. Нарастание экономического кризиса в стране. Межнациональные конфликты. Конец "перестройки". Августовский путч и его провал. Распад СССР

Объяснять понятия, термины, использовать их: государственный суверенитет, "парад суверенитетов", плюрализм, референдум, СНГ, ГКЧП. Раскрывать объективную потребность страны в радикальных преобразованиях, особенности становления российской государственности. Объяснять сущность, причины и итоги "перестроечных" процессов в СССР. Определять причины и последствия распада СССР. Раскрывать историческое значение августовских событий 1991г., окончания "холодной войны"

Беседа, анализ исторических источников

61

 

Духовная жизнь на переломе эпох

Гласность  - свобода мнений. Утверждение политических свобод. Государство и церковь. Повседневная жизнь

Актуализировать понятие: гласность. Систематизировать материал в форме таблицы, конспекта.

Тест, беседа, дискуссия

Раздел 8. Новая Россия

62-63

 

Экономические реформы в России.

Основные направления экономических реформ. "Шоковая терапия". Приватизация.

Объяснять и применять понятия: радкальные экономические реформы, "шоковая терапия", приватизация, ваучер, инфляция, либерализация цен, бартерная экономика. Объяснять сущность, причины и итоги радикальных экономических реформ начала 1990-х гг. Выделять этапы становления в России рыночной экономики. Давать характеристику и оценку деятельности Е.Т. Гайдара, А.Б. Чубайса

Беседа, дискуссия, анализ исторического документа

64

 

Новый политический режим

Федеративный договор. Противостояние президента и оппозиции. События 21 сентября - 4 октября 1993г. Новая структура власти. Военно-политический кризис в Чечне. Проблема многопартийности в России. Основные политические кампании в России в 1990-1999гг.

Объяснять понятия, термины, использовать их: президентская и парламентская республика, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, импичмент. Определять направления политического развития России, основные тенденции конца ХХ века. Давать характеристику Конституции 1993г. Давать развернутую характеристику деятельности Б.Н. Ельцина.

Д/З, беседа, анализ исторического документа

65

 

Экономический кризис 1998-1999гг.

Кризис "олигархического кпитализма". Дефолт. Внутриполитический кризис 1999г.

Объяснять  и применять понятия: "олигархический капитализм", дефолт. Давать характеристику положению различных слоев общества.

Тест, Д/З, беседа

66

 

Международное положение и внешняя политика России на рубеже XX-XXI вв.

Фортирование концепции внешней политики России. Диалог Россия - НАТО. Дальневосточное напрвление. Основные проблемы на постсоветском пространстве. Отношения со странами ближнего зарубежья.

Объяснять понятия, термины, использовать их: "Большая восьмерка", Евросоюз, многополюсный мир, постсоветское пространство, ближнее зарубежье, дальнее зарубежье, "гуманитарная интервенция". Излагать основные направления, события внешней политики 1990-х гг. Систематизировать и анализировать информацию по вопросам международных отношений конца ХХ века.

Беседа, работа с картой, анлиз исторического источника.

67

 

Внутреняя политика России в начале XXI века.

Налоговая реформа. Борьба с терроризмом. Курс на консолидацию общества. Развитие экономики. Реформа управления. Национальные проекты.

Объяснять понятия, термины, использовать их: Государственный Совет, федеральные округа, приоритетные национальные проекты, монетизация льгот, разновекторная политика, единое экономическое пространство, интергация.  Характеризовать цели, результаты реализации программ создания в России современной инновационной экономики, укрепления правового государства. Характеризовать партийную систему современной России, лидеров партий и общественных движений

Беседа, работа с документом

68

 

Российское общество в эпоху перемен

Перемены в начале 1990-х гг. Коммерциализация искусства и массовая культура. Новая эстетика. Постмодернизм. Информационные технологии. Историко-культурное наследие. Религиозная жизнь

Приводить примеры, раскрывающие духовную, культурную жизнь страны. Характеризовать стили, течения современной культуры. Приводить примеры произведений, давать им аргументированную оценку.

Беседа, дискуссия, сообщение

69

 

Повторительно-обобщающий урок

 

Обобщать сведения в форме таблицы, схемы.

Тест, беседа

70

 

Итоговое повторение

 

Представлять результаты изучения исторического материала

Тест, беседа

71-72

 

Резерв

 

 

 


  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебники:

Всеобщая история: Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В.; под общей редакцией Мясникова В.С. , М., «Вентана-Граф», 2014

История России: А.А. Данилов, А.И. Уткин, А.В. Филиппов, М. «Просвещение», 2013

Атлас: История России XX-XXI вв., М., «Дрофа», 2013

Справочные пособия:

Словарь иностранных слов

Энциклопедии и т.д.

Цифровые образовательные ресурсы

Учебные CD-ROM по истории

Фильмы на DVD/CD

Медиакурсы по истории

Технические средства обучения:

Персональный компьютер учителя

Лицензионное программное обеспечение

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

  1. Литература для учителя:

  1. Андриянов В.И. Косыгин. М., 2004;
  2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество, М., 1999;
  3. Ватлин А.Ю. Германия в ХХ в., М., 2002;
  4. Гареев М.А. Полководцы Победы и их военное наследие. М., 2005;
  5. Голдман В.З. Террор и демократия в эпоху Сталина. Социальная динамика репрессий. М., 2010;
  6. История Великобритании/под ред. О. Кеннета, М. Моргана. М., 2008;
  7. История политических партий России. М., 1994;
  8. Смирнов В.П. Франция в ХХ в., М.,  2002;
  9. Соргин В.В. Политическая история США. XVII-XX вв., М. 2005;
  10. Строганов А.И. Латинская Америка в ХХ в., М., 2002
  11. Тоталитаризм в Европе ХХ века: из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления/ Я.С. Драбкин, Н.П. Комолова, А.О. Чубарьян и  др., М. 1996

Интернет-ресурсы

  1. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  2. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  3. http://museum.ru/ -  Портал «Музеи России».
  4. http://militera.lib.ru/ - электронная библиотека военной литературы
  5. http://zzl.lib.ru/ - библиотека серии “Жизнь замечательных людей»
  6. http://www.vivl.ru – Всемирная история в лицах
  7. http://wunderwaffe.narod.ru – Сайт от истории мировых войн


  1. Лист внесения изменений

 

Тема

Причина корректировки

Способ, форма корректировки

Согласование с завучем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое поурочное планирование по истории России 7 класс

Тематическое поурочное планирование по истории России 7 класс...

Тематическое поурочное планирование по истории 8 класс

Тематическое поурочное планирование по истории 8 класс...

Рабочая программа с поурочным планированием для 5 класса с учетом требований ФГОС

Программа по английскому языку для 5 класса по УМК Биболетовой М.З. Enjoy English. Поурочное планирование с указанием формируемых УУД....