Готовимся к ЕГЭ. Тестовые задания в формате ЕГЭ по темам
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) на тему
Для успешной подготовки к ЕГЭ предлагаю использовать данные тесты, как итоговое повторение по темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
период : 1900-1922 год | 925.5 КБ |
период:1920-1930 | 578.5 КБ |
test_18_vek.doc | 738 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговый тест по истории России 1900 – 1922 г.г. (НЭП )
Задание 1
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) аграрная реформа П. А. Столыпина
2) деятельность 1 Государственной Думы
3) финансовая реформа С.Ю. Витте
Задание 2
Установите соответствие между законодательными актами начала XX в. и годами их принятия: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ |
| ГОДЫ |
A) указ о свободном выходе крестьян из общины с наделом Б) манифест об учреждении Государственной Думы B) манифест о начале войны с Германией Г) манифест о роспуске II государственной Думы |
| 1) 1905 г. 2) 1906 г. 3) 1907 г. 4) 1911 г. 5) 1914 г. 6) 1917 г. |
Задание 3
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям 1917-1921 гг. Найдите и запишите термины, относящиеся к другому историческому периоду.
1) Совнарком
2) рабочий контроль
3) коллективизация
4) военный коммунизм
5) индустриализация
6) продразверстка
Задание 4
Напишите пропущенное понятие (термин).
Социально-экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны называлась _____________
Задание 5
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ) |
| ФАКТ |
А) Гражданская война в России Б) Великая российская революция 1917 г. В) Создание СССР Г) Революция 1905-1907 г.г. |
| 1) учреждение Государственной Думы 2) принятие Ярославом Всеволодовичем ярлыка на Великое княжение Владимирское 3) учреждение Сената 4) разработка И. В. Сталиным плана «автономизации» 5) создание Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов 6) штурм Перекопа |
Задание 6
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Повелеваем всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам.
Остающиеся в неделе шесть дней, по равному числу разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков, при добром расположении достаточны будут на удовлетворение всяких хозяйственных надобностей».
Б) «Манифестом Нашим<...>, взимание с крестьян выкупных платежей отменяется<...> Признав<...> необходимым ныне же устранить имеющиеся в действующих узаконениях препятствия к действи- тельному осуществлению крестьянами принадлежащих им прав на надельные земли и одобрив состоявшийся по сему предмету особый журнал Совета министров, мы, на основании статьи 87 Свода Основных государственных законов<...>, повелеваем:
1. Каждый домохозяин, владеющий надельной землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность сверх усадебного участка все участки общинной земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) законодательный акт был издан императором Александром Вторым
2) при императоре, издавшем данный законодательный акт, в России произошла революция
3) в издании законодательного акта большую роль сыграл П. А. Столыпин
4) издавший законодательный акт император погиб в результате дворцового переворота
5) законодательный акт отменял крепостное право
6) издание законодательного акта относится к концу XVIII в.
Задание 7
Какие три из перечисленных явлений относятся к «военному коммунизму»? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) аренда мелких и средних предприятий
2) продразвёрстка
3) всеобщая трудовая повинность
4) концессии иностранным предпринимателям
5) бесплатные коммунальные услуги
6) широкое кооперативное движение
Задание 8
Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ |
| ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ |
A) П. А. Столыпин Б) А. А. Аракчеев B) А. Х. Бенкендорф Г) С. Ю. Витте |
| 1) создание военных поселений 2) введение золотого стандарта 3) разрешение свободного выхода крестьян из общины 4) создание корпуса жандармов 5) роспуск Учредительного собрания |
Задание 9
Установите соответствие между фамилиями советских руководителей и их должностями в годы Гражданской войны.
ФАМИЛИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ |
| ДОЛЖНОСТИ |
А) В. И. Ленин Б) И. В. Сталин В) Л. Д. Троцкий Г) А. В. Луначарский |
| 1) председатель Революционного военного совета 2) нарком просвещения 3) председатель Совета народных комиссаров 4) нарком по делам национальностей 5) нарком внутренних дел |
Задание 10
Прочтите отрывок из документа и укажите фамилию императора, его подписавшего.
«Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое настроение народное и угроза целости и единству державы нашей.
Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.
На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы
населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку, и
3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.
Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле».
Задание 11
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Дата | Участник(-и) |
Создание Совета народных комиссаров | __________(А) | В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий |
Штурм Перекопа | __________(Б) | __________(В) |
__________(Г) | 1922 г. | Г. В. Чичерин |
Подписание пакта о ненападении с СССР | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) июль 1914 г.
2) октябрь 1917 г.
3) ноябрь 1920 г.
4) Генуэзская конференция
5) Кронштадский мятеж
6) М. В. Фрунзе
7) Гиммлер
8) Риббентроп
9) август 1939 г.
Задание 12
Прочтите отрывок из допроса бывшего командующего Черноморским флотом.
«Вечером я получил телеграмму от Родзянко, в которой он меня извещал, что правительство пало, что власть перешла к Комитету Государственной думы и что он просит меня соблюдать полное спокойствие, памятуя, что прежнее правительство, оказавшееся несостоятельным, будет заменено новым... Затем я получил телеграмму от Алексеева... В этой телеграмме они предлагали государю отречься от престола. Я сейчас же оповестил всех об этой телеграмме. Вслед за тем получилось извещение, что произошло отречение от верховной власти в лице государя и наследника. Предполагали, что верховную власть возьмет Михаил Александрович. Вскоре пришла телеграмма с сообщением об отказе Михаила Александровича. Затем была получена телеграмма от князя Львова об образовании первого министерства. Когда они собрались, я прочёл манифест и сказал, что в настоящее время прежней власти не существует, династия, по-видимому, кончила своё существование, наступает новая эпоха. При этом я обратился к ним и сказал, что каковы бы ни были у нас взгляды, каковы бы ни были наши убеждения, но мы ведём войну, и потому мы имеем обязательства не только перед правительством или той властью, которая существует, но мы имеем большие обязательства и перед нашей родиной. Какое бы правительство ни существовало у нас, оно будет продолжать войну, и мы будем выполнять свой долг так же, как и до того времени».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Описанные в документе события произошли в октябре 1917 г.
2) Правительство, о котором идёт речь в документе, называлось Временное.
3) Автор телеграммы — сторонник продолжения войны с Германией.
4) Автор лояльно относится к новой власти.
5) Новое правительство поддержали все слои русского общества.
6) Россия выиграла эту войну.
Задание 13
Рассмотрите схему и выполните задание
Назовите имя российского императора, в годы правления которого произошли события, обозначенные на схеме.
Задание 14
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Задание 15
Укажите название сражения, район которого заштрихован и обозначен на схеме цифрой «2».
Задание 16
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Одним из участников событий, изображённых на схеме, был адмирал С. О. Макаров.
2) В событиях, обозначенных на схеме, участвовали корабли Балтийского флота России.
3) Мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме, был подписан в Ништадте.
4) Боеприпасы и пополнение для русской армии в ходе войны, события которой обозначены на схеме, поставлялись по железной дороге.
5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия получила новые территории.
6) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, союзницей России была Англия.
Задание 17
Установите соответствие между памятниками архитектуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
| ХАРАКТЕРИСТИКИ |
A) икона «Троица» Б) поэма «Хорошо!» B) «Повесть о Шемякином суде» Г) картина «Арест пропагандиста»
|
| 1) произведение посвящено октябрьским событиям 1917 г. 2) автор произведения был удостоен Нобелевской премии 3) произведение создано анонимным автором XVII в. 4) в произведении отражены события российской действительности 1870-х гг. 5) автор был современником Владимира Мономаха 6) автор был создателем фресок Успенского собора во Владимире
|
Задание 18
Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о картине, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Фотография была сделана в первые годы советской власти (1917−1920 гг.).
2) Экономическая политика, проводившая в это время, — нэп.
3) Для изъятия хлеба у крестьян создавались продотряды.
4) Крестьяне добровольно сдают хлеб.
5) Продотряды являлись частями Красной армии.
Задание 19
Какие из изображений относятся к тому же периоду, что и картина? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Задание 20
Укажите год, к которому относятся описанные события, и название правительства, о котором идёт речь.
Из протокола допроса А. В. Колчака
«Как раз перед концом заседания прибыл ген. Корнилов <...> Корнилов сказал, что в городе происходит вооружённая демонстрация войск против правительства, что он располагает достаточными силами, чтобы прекратить это выступление, и в случае надобности, если бы произошло вооружённое столкновение, у него есть уверенность в возможности подавления этого движения. Поэтому он просил, чтобы правительство санкционировало это и дало возможность немедленно начать действовать. Это послужило поводом к обмену мнениями и дебатам, при чём особенно против восставали Львов и Керенский, который заявил: “Наша сила заключается в моральном воздействии, в моральном влиянии, и применить вооружённую силу значило бы вступить на прежний путь насильственной политики, что я считаю невозможным”. На этом заседание закончилось <.. .>
За время пребывания в Петрограде я убедился, что это правительство состоит из людей искренних и честных, желающих принести возможную помощь родине <...> Они искренно хотели спасти положение, но опирались при этом на очень шаткую почву, — на какое-то нравственное воздействие на массы, народ, войска. Для меня было также совершенно ясно, что это правительство совершенно бессильно, что единственный орган, который выдвигается и вполне определился, — Совет солдатских и рабочих депутатов — ведёт совершенно открыто разрушительную работу в армии и вообще в отношении вооружённой силы, открыто выставляет лозунги прекращения войны с Германией и т. д.».
Задание 21
Как А. В. Колчак оценивает положение, возможности данного правительства? Какие причины такого положения правительства он указывает?
Задание 22
На основе знаний по курсу истории приведите не менее трёх задач, разрешение которых взяло на себя при создании данное правительство.
Задание 23
Утверждение Советской власти обернулось для России полномасштабной Гражданской войной, повлёкшей миллионные жертвы. Назовите не менее трёх причин этой ситуации.
Задание 24
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Введение нэпа в 1921 г. было признанием большевиками поражения попытки форсированного построения коммунизма, отступлением назад, к капитализму».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) ...
2) ...
Аргументы в опровержение:
1) ...
2) ...
Задание 25
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1914–1916 гг.;
2) 1921–1928 гг.;
3) 1917–1922 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,
относящиеся к данному периоду.
Предварительный просмотр:
Итоговый тест по истории СССР 1920 – 1930 г.г.
Задание 1
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) пакт Молотова-Риббентропа
2) стахановское движение
3) свёртывание НЭПа
Задание 2
Установите соответствие между законодательными актами начала XX в. и годами их принятия: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ |
| ГОДЫ |
A) принятие второй («сталинской») Конституции Б) начало Второй мировой войны B) начало сплошной коллективизации Г) вступление СССР в Лигу Наций |
| 1) 1939 г. 2) 1934 г. 3) 1907 г. 4) 1936 г. 5) 1927 г. 6) 1929 г. |
Задание 3
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, происходившим в СССР в 1930-е гг.
1) индустриализация
2) Конституция СССР
3) культ личности
4) приватизация
5) репрессии
6) перестройка
Задание 4
Напишите пропущенное понятие (термин).
Установившаяся повсеместно на селе в СССР в результате «великого перелома» форма хозяйствования, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т.д.) находились в совместной собственности и под общественным управлением его участников, называется ___________.
Задание 5
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) |
| ФАКТЫ |
A) коллективизация в СССР Б) первые преобразования большевиков B) создание СССР Г) форсированная индустриализация
|
| 1) разработка И. В. Сталиным плана «автономизации» 2) издание Декрета о земле 3) учреждение института мировых судей 4) массовые ссылки хозяев, признанных кулаками 5) поход «за зипунами» 6) строительство Днепрогэса |
Задание 6
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
См. отдельный лист
Задание 7
Что из перечисленного характеризует экономическую систему СССР конца 1930-х гг.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) аренда частными предпринимателями мелких и средних предприятий
2) преобладание в аграрном секторе коллективных хозяйств
3) большая роль иностранного капитала в тяжёлой промышленности
4) разработка пятилетних планов развития народного хозяйства
5) государственное регулирование цен
6) приоритетное развитие производства товаров народного потребления в сравнении с изготовлением средств производства
Задание 8
Какие из перечисленных ниже событий относятся к 1930-м гг. ? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) заключение Рапалльского договора между РСФСР и Веймарской республикой
2) подписание Пакта о ненападении между СССР и Германией
3) разрыв дипломатических отношений между СССР и Великобританией
4) начало Гражданской войны в Испании
5) подписание Мюнхенского соглашения между Великобританией, Францией, Германией и Италией («Мюнхенский сговор»)
6) создание Организации Объединённых Наций
Задание 9
Установите соответствие между государственными деятелями и их ролью в истории.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ |
| ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ |
A) В. И. Ленин Б) И. В. Сталин B) Л. П. Берия Г) В. М. Молотов |
| 1) подписание советско-германского договора 2) нарком иностранных дел 3) разрешение свободного выхода крестьян из общины 4) руководитель НКВД 5) принятие плана ГОЭЛРО |
Задание 10
Напишите пропущенное слово.
«Цель ___________ заключалась в преодолении отставания, вызванного неспособностью НЭПа обеспечить необходимый уровень технического оснащения народного хозяйства. Если в таких областях, как лёгкая промышленность, торговля и сфера услуг, наблюдался определённый прогресс, то развивать в те годы тяжёлую промышленность на базе частного капитала не представлялось возможным. Причины ____________ включали в себя и необходимость создания военно-промышленного комплекса.
Задание 11
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
название органа власти | Год создания | Первый руководитель |
__________(А) | 1917 г. | Г. Е. Львов |
Совет Народных Комиссаров | __________(Б) | __________(В) |
Центральный исполнительный комитет СССР | 1922 г. | __________(Г) |
__________(Д) | __________(Е) | И. В. Сталин |
Пропущенные элементы:
1) 1941 г.
2) М. И. Калинин
3) 1917 г.
4) Революционный военный совет Республики
5) Временное правительство
6) В. И. Ленин
7) Ф. Э. Дзержинский
8) 1936 г.
9) Государственный Комитет Обороны
Задание 12
Прочтите отрывок из статьи политического деятеля.
«Советская власть, в полном соответствии со своими основными целями, покровительствует кооперации, торговой и производственной. До самого последнего времени, однако, производственная кооперация в деревне (колхозы) занимала очень небольшое место в сельском хозяйстве. <…>
Между тем за самый последний период … [она] приняла, совершенно неожиданно для руководства, грандиозный размах. Достаточно сказать, что по плану коллективное хозяйство должно было охватить к концу пятилетия
около 20 % крестьянских хозяйств. Между тем … [кооперация в деревне] захватила уже сейчас, т. е. в начале второго года, более 40 %. При сохранении этого темпа колхозы охватят всё крестьянство в течение ближайшего года-двух. Казалось бы, гигантский успех? На самом деле — гигантская опасность.
<…> Коллективное хозяйство есть, прежде всего, крупное хозяйство. Рациональные размеры хозяйства определяются, однако, характером применяемых им средств и методов производства. Из крестьянских сох и
крестьянских кляч, хотя бы и объединённых, нельзя создать крупного сельского хозяйства, как из суммы рыбачьих лодок нельзя сделать парохода. [Кооперация] сельского хозяйства может быть только результатом его механизации. Отсюда вытекает, что общий объём индустриализации страны предопределяет допустимый размах … [кооперации] сельского хозяйства.
На деле эти два процесса оказались, однако, в настоящее время совершенно разорваны. Как ни быстро идёт развитие советской индустрии, но она всё же является и долго ещё останется чрезвычайно отсталой».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Статья была написана в начале 1920-х гг.
2) Политика, об осуществлении которой идёт речь в отрывке, предполагала отмену продразвёрстки.
3) Автор обращает внимание на неожиданные для руководства государства низкие темпы осуществления кооперации в деревне.
4) Автор выражает обеспокоенность темпами изменения доли колхозов в структуре сельского хозяйства.
5) Автор выражает убеждённость в том, что ключевым фактором, способным обеспечить успех описанного движения за кооперацию в сельском хозяйстве, является механизация.
6) Одной из задач политики, об особенностях осуществления которой идёт речь в отрывке, являлось установление социалистических производственных отношений в деревне.
Задание 13
Рассмотрите схему и выполните задание
Назовите страну, против которой были направлены указанные на схеме военные действия СССР.
Задание 14
Напишите фамилию, под которой он вошел в историю, руководителя СССР в период событий, указанных на схеме.
Задание 15
Укажите название полуострова под цифрой 3, на котором располагалась военно-морская база, полученная в аренду СССР по итогам данной войны.
Задание 16
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) начало войны относится к 1939 г.
2) союзниками СССР в этой войне были США и Великобритания
3) результатом войны стало присоединение к СССР территории с городом Выборгом
4) основные военные действия в этой войне пришлись на зимний период
5) СССР не получил в результате войны территориальных приобретений
6) в ходе войны противник не оказал советским войскам серьезного сопротивления
Задание 17
Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
| ХАРАКТЕРИСТИКИ |
A) поэма «Двенадцать» Б) «Тихий Дон» B) здание МГУ на Воробьёвых горах Г) кинофильм «Трактористы» |
| 1) Автор был современником революции 1917 г. 2) Сюжет о событиях, предшествовавших Бородинской битве. 3) Автор — А. Д. Кившенко. 4) автор удостоен Нобелевской премии 5) Создан в период коллективизации и индустриализации. 6) Сюжет иллюстрирует события церковного раскола |
Задание 18
Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о картине, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Марка посвящена событиям времен новой экономической политики.
2) Главной целью развития экономики в конце 1920-х гг. было создание парка сельскохозяйственных тракторов.
3) Обозначенный на марке призыв относится к первой пятилетке.
4) Руководителем страны в это время был И. В. Сталин.
5) В результате осуществления экономической политики СССР стал самой мощной индустриальной державой мира.
Задание 19
Какие из памятников, представленных ниже, были созданы в тот период, когда страной руководил деятель, положивший начало изображённым на марке процессам? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Задание 20
Из материалов договора, заключённого между РСФСР и Германией
«Статья 1. Оба правительства согласны, что разногласия между Германией и Российской Советской Республикой по вопросам, возникшим за время состояния этих государств в войне, регулируются на следующих основаниях:
а) Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов, равно как и от возмещения военных убытков, иначе говоря тех убытков, которые были причинены им и их гражданам в районах военных действий, вследствие военных мероприятий, включая и предпринятые на территории противной стороны реквизиции. Равным образом обе стороны отказываются от возмещения невоенных убытков, при-чиненных гражданам одной стороны посредством так называемых исключительных военных законов и насильственных мероприятий государственных органов другой стороны. <...>
Статья 3. Дипломатические и консульские отношения между Германией и РСФСР немедленно возобновляются. Допущение консулов той и другой стороны будет урегулировано специальным соглашением. <...>
Статья 5. Оба правительства будут в доброжелательном духе взаимно идти навстречу хозяйственным потребностям обеих стран. В случае принципиального урегулирования этого вопроса на международном базисе, они вступят между собою в предварительный обмен мнений. Германское правительство объявляет о своей готовности оказать возможную поддержку сообщенным ей в последнее время проектируемым частными фирмами соглашениям и облегчить проведение их в жизнь. <...>»
Когда и где состоялись переговоры между делегацией РСФСР и Германии? Какие обстоятельства сделали возможным данные переговоры?
Задание 21
Используя текст источника, укажите, какие основные решения были приняты на встрече представителей РСФСР и Германии? Какие последствия для РСФСР имели достигнутые договорённости?
Задание 22
Используя знания по истории, укажите, в каких областях развивалось сотрудничество между РСФСР (СССР) и Германией? В каком году и по каким причинам это сотрудничество было свёрнуто?
Задание 23
За период конца 1920-х — первой половины 1930-х гг. в СССР из деревни в город переселилось несколько миллионов человек.
Укажите не менее трёх причин (предпосылок) данного явления.
Задание 24
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Индустриализация 30-х гг. XX века − главная причина победы СССР в Великой отечественной войне
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Задание 25
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1921–1928 гг.;
2) 1928–1935 гг.;
3) 1930–1940 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,
относящиеся к данному периоду.
Предварительный просмотр:
Итоговый тест по истории России – XVIII век
Задание 1
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Смута
2) Гражданская война в России
3) Великая Французская революция
Задание 2
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
| ГОДЫ |
А) Жалованная грамота дворянству Б) воцарение Лжедмитрия I В) Полтавская битва Г) Сдача турецкой крепости Измаил
|
| 1) 1709 г. 2) 1785 г. 3) 1934 г. 4) 1097 г. 5) 1605 г. 6) 1790 г. |
Задание 3
Ниже приведён ряд имён видных государственных и военных деятелей. Все они, за исключением двух, относятся к XVIII в.
1) Меншиков
2) Потёмкин
3) Миних
4) Румянцев
5) Канкрин
6) Бенкендорф
Задание 4
Напишите пропущенное слово.
Созданные по западному образцу Петром I центральные государственные учреждения, между которыми были разделены основные отрасли управления, назывались _________.
Задание 5
Установите соответствие между названиями войн и сражениями, происходившими во время этих войн.
ВОЙНЫ |
| СРАЖЕНИЯ |
А) Семилетняя война 1756—1763 гг. Б) русско-турецкая война 1787—1791 гг. В) Северная война 1700—1721 гг. Г) Ливонская война 1558—1583 гг. |
| 1) оборона Пскова 2) взятие крепости Измаил 3) сражение при Гросс-Егерсдорфе 4) Гангутское морское сражение 5) Синопское морское сражение |
Задание 6
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Главным представителем этой партии была... ученица Симеона Полоцкого, личность, безусловно, умная и энергичная, которой душно было в тесной полумонашеской обстановке, окружавшей московских царевен; образование расширило её умственный кругозор, выработало в ней широкие запросы жизни, а отсутствие стесняющего внешнего авторитета родительской власти позволило... искать ответы на эти вопросы вне терема. Она тесной сердечной связью сблизилась с замечательнейшей личностью того времени, князем В. В. Голицыным, и вмешивалась в общественную жизнь. Кровными узами привязанная к дворцовой партии Милославских... прониклась её интересами. Как сильная и страстная натура, она лучше и сильнее всех чувствовала эти интересы и стала руководительницей этой партии».
Б) «По инициативе Шувалова была создана Комиссия для составления нового свода законов (Уложенная комиссия). ...Проект не был утверждён императрицей, всё более к этому времени занятой не столько государственными делами, сколько своей меркнущей красотой. Она слыла первой красавицей того времени и очень переживала, когда довольно быстро стала стареть... Что же касается экономических реформ Шувалова, то они были прерваны начавшейся Семилетней войной».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В документе идет речь о дочери Петра I.
2) Описанные события происходили и XVIII в.
3) В документе идёт речь о дочери Алексея Михайловича.
4) Описанные события происходили в XVII в.
5) В документе идёт речь о Екатерине II.
6) Описанные события происходили в XIX в.
Задание 7
Выберите из списка события, связанные с внешней политикой России в XVIII в.
Ответ запишите цифрами без пробелов.
1) Смоленская война
2) Семилетняя война
3) Андрусовское перемирие
4) разделы Речи Посполитой
5) Деулинское перемирие
6) Ясский мир
Задание 8
Установите соответствие между терминами, понятиями и именами правителей, с чьим царствованием связано их появление. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ТЕРМИНЫ |
| ИМЕНА ПРАВИТЕЛЕЙ |
A) бироновщина Б) рекрутская повинность B) «просвещённый абсолютизм» Г) церковный раскол |
| 1) Пётр I 2) Екатерина II 3) Анна Иоанновна 4) Пётр III 5) Алексей Михайлович |
Задание 9
Установите соответствие между событиями и их участниками.
УЧАСТНИКИ |
| СОБЫТИЯ |
A) Дмитрий Боброк Б) Кузьма Минин B) гетман Мазепа Г) князь Г. Потёмкин |
| 1) освобождение Москвы от поляков в 1612 г. 2) Куликовская битва 3) «стояние на Угре» 4) Северная война 5) присоединение Крыма |
Задание 10
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Правитель | Война | Событие |
Стефан Баторий | Ливонская (1558−1583 гг.) | __________(А) |
__________(Б) | Северная (1700−1721 гг.) | __________(В) |
Екатерина II | __________(Г) | __________(Д) |
Александр I | __________(Е) | Смоленское сражение |
Пропущенные элементы:
1) осада Пскова
2) Отечественная война 1812 г.
3) русско-турецкая война 1768−1774 гг.
4) Чесменский бой
5) Полтавская битва
6) Петр I
7) Елизавета Петровна
8) Синопский бой
9) бои за Малахов курган
Задание 11
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель | Годы правления | Современник правителя |
Император Петр I | 1682−1725 | __________(А) |
__________(Б) | __________(В) | патриарх Никон |
Императрица Елизавета Петровна | __________(Г) | М. Ломоносов |
__________(Д) | 1774−1792гг. | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) царь Алексей Михайлович
2) Людовик XVI
3) А. Д. Меншиков
4) Робеспьер
5) 1645−1676 гг.
6) 1741−1761 гг.
7) 1762−1796 гг.
8) кардинал Ришелье
9) 1613−1645 гг.
Задание 12
Прочтите прошение к правителю: «Всемилостивейший государь».
«Понеже труды Вашего Величества в произведении нашего отечества и подданного Вашего всероссийского народа всему свету известны, того ради, хотя мы ведаем, что Вашему Величеству яко самодержцу вся принадлежит, однако ж в показание и знак нашего истинного признания, что весь подданной Ваш народ ничем иным, кроме единых Ваших неусыпных попечений и трудов об оном, и со ущербом дражайшего здравия Вашего положенных, на такую степень благополучия и славы в свете произведён есть, помыслили мы, по примеру древних, особливо ж римского и греческого народов, дерзновение восприять, в день торжества и объявления заключённого Вашего Величества трудами всей России столь славного и благополучного мира, принесть своё прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас яко от верных своих подданных во благодарение титул Отца Отечества, Императора Всероссийского...
Святейший Синод в том с нами согласен.
И тако ожидаем от Вашего Величества милостивого нам невозбранения. Александр Меншиков. Канцлер граф Головкин. Князь Григорий Долгорукой. Князь Дмитрий Кантемир. Барон Пётр Шафиров. Адмирал граф Апраксин. Князь Дмитрий Голицын. Пётр Толстой. Андрей Матвеев».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Следствием подписания упоминаемого в тексте мирного договора стало получение Россией Балтийского побережья от Риги до Выборга.
2) Прошение подписано членами созданного Петром I Сената.
3) Мирный договор, упоминаемый в тексте, завершил Семилетнюю войну.
4) Прошение адресовано Петру I.
5) Упоминаемый в тексте Святейший Синод был создан в конце XVII в.
6) Прошение было написано в 1725 г.
Задание 13
Рассмотрите схему и выполните задания
Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.
Задание 14
Напишите имя российского монарха, в годы правления которого шла война, события которой обозначены на данной схеме.
Задание 15
Напишите название города, у стен которого произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой «1».
Задание 16
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В ходе войны, события которой обозначены на данной схеме, проводились рекрутские наборы.
2) Мирный договор, завершивший войну, события которой изображены на данной схеме, был подписан в городе, обозначенном цифрой «2».
3) Одну из решающих побед в данной войне русская армия одержала в сражении, обозначенном цифрой «3».
4) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стала утрата Россией статуса морской державы.
5) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.
6) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.
Задание 17
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
| ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Б) «Повесть временных лет» В) Исаакиевский собор в Петербурге Г) «Рабочий и колхозница». |
| 1) Картина русского художника Ильи Репина. Огромное панно (2,03×3,58 м) было начато в 1880 и закончено в 1891 году. 2) Данное творение создано Нестором-летописцем 3) Автором этого архитектурного памятника является О. Монферран. 4) Данная скульптура создана в 30-ее гг. XX в. 5) Данное творение является первым письменным сводом законом Древнерусского государства. 6) Автором данной скульптуры стал Е. Вучетич. |
Задание 18
Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения, связанные с картиной, которую Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) С деятельностью царя, изображённого на картине, связано превращение России в морскую державу.
2) Царь, изображённый на картине, установил порядок престолонаследия строго по нисходящей мужской линии.
3) Изображённые на картине исторические персонажи жили во второй половине XVIII в.
4) Между историческими персонажами, изображёнными на картине, возник конфликт, который стал причиной смерти одного из них.
5) Художник, написавший данную картину, входил в объединение «Мир искусства».
Задание 19
Какие из представленных ниже архитектурных сооружений строились по повелению царя, изображённого на картине? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Задание 20
Из исторического источника.
«Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию российского народа мы по преставлению всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли... того ради, чрез сие наикрепчайшее обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, ко и крайнем и всевозможном распространении православные нашел веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни о себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1) Ни с кем войны не всчинять.
2) Миру не заключать.
3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.
4) В знатные чины... выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.
5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
6) Вотчины и деревни не жаловать.
7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.
...А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».
К какому веку относится этот документ? Укажите его название. Кем он был первоначально подписан?
Задание 21
Используя текст документа и знания по истории, объясните, по чьей инициативе он был подготовлен и с какими целями. Укажите не менее двух целей.
Задание 22
Используя знания по истории, объясните, почему данные обещания не были реализованы. Назовите не менее трёх причин.
Задание 23
В 1762 г., свергнув Петра III, на престол вступила Екатерина II. Но политика свергнутого мужа была во многом продолжена новой императрицей. Проиллюстрируйте это положение тремя примерами.
Задание 24
Ниже указана одна из точек зрения на характер восстания (крестьянской войны) 1773—1775 гг.
Повстанцы во главе с Е. И. Пугачевым казнили воевод и помещиков, но при этом пытались копировать существовавшую модель государственного устройства.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Задание 25
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1762-1796 гг.;
2) 1796—1801 гг.;
3) 1725–1762 гг.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениям, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания в формате ЕГЭ к разделу "Грамматика"
Данные тесты в формате ЕГЭ для раздела «Грамматика» разработаны на основе коротких рассказов из сборника L.A.Hill“AdvancedStoriesforReproduction” (seriesI) publishedOxfordUniversityPress, 1965, 68 pag...
Учебный тренажёр задания В3 формата ГИА и задания А9 формата ЕГЭ по теме "Грамматическая основа предложения".
Экзамены не за горами. Предлагаю Учебный тренажёр задания В3 формата ГИА и задания А9 формата ЕГЭ по теме «Грамматическая основа предложения».Потренируйтесь в тестах подчеркивать осн...
Использование разноуровневых тестовых заданий в формате ЕГЭ при выполнении практических работ по химии
Использование разноуровневых тестовых заданий в формате ЕГЭ при выполнении практических работ по химии в 9 классе....
Тестовые задания в формате ЕГЭ по русскому языку.
Тестовые задания по русскому языку соответствуют формату демоверсии 2015 года....
«Пример тестового задания в формате ЕГЭ для 7-х классов »
Данный материал является примером тестовой части ЕГЭ....
Формирование стратегий выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ по английскому языку (на примере раздела «Аудирование»)
В работе представлены стратегии выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ, тренировочные варианты....
Маршрутный лист к уроку русского языка в 10 классе "Синтаксические нормы русского языка. Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ (задание 8). (ПРОДОЛЖЕНИЕ)"
Теоретическая и практическая часть (Задание 8 )....