Тестовые задания в формате ЕГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Тестовые задания по русскому языку соответствуют формату демоверсии 2015 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2015-1_v.doc | 66 КБ |
2015-_2_v.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
2015- 1 В
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Голос человека возникает глубоко в горле, где находится твёрдая трубочка – гортань, в которой расположены голосовые связки. (2) Когда мы дышим, они спокойно лежат на внутренних стенках гортани, а при разговоре, пении или крике поток выдыхаемого воздуха проходит мимо напряжённых голосовых связок и вызывает их быструю вибрацию. (3) (…), эта вибрация напряжённых голосовых связок и производит звук, который мы называем голосом.
1 В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1.При дыхании голосовые связки напряжены, а при разговоре, пении или крике поток выдыхаемого воздуха проходит мимо голосовых связок и вызывает их быструю вибрацию.
2. В результате вибрации горла, в котором расположены голосовые связки, при разговоре, пении или крике человек дышит.
3. Голос возникает в результате вибрации напряжённых голосовых связок, которую вызывает поток выдыхаемого воздуха.
4. Голосовые связки находятся в гортани, где и возникает голос.
2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Наконец потому что таким образом однако это
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СПОКОЙНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
СПОКОЙНЫЙ, -ая, -ое; -оен, -ойна.
1. Находящийся в состоянии покоя, малоподвижный или неподвижный. Море спокойно. Стоять спокойно (нареч.). Спокойно! (призыв не волноваться или не двигаться).
2. Исполненный спокойствия (во 2 знач.), лишенный тревог, забот. Спокойная совесть. Спокойная улыбка. На душе спокойно (в знач. сказ.). С. образ жизни. Спокоен за семью кто-н. Будьте спокойны (будьте уверены, не сомневайтесь).
3. Ведущий себя тихо, не беспокоящий, не раздражающий. С. ребенок. С. сосед.
4. Удобный (об одежде, мебели, жилье). Спокойная обувь. Спокойное кресло. С. уголок.
5. О цвете, краске: приятный для глаз, мягкий (во 2 знач.). Спокойные тона. || сущ. спокойность, -и, ж.
4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
звОним Оптовый нАчал цЕмент
5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
При первом же знакомстве наш начальник вызвал у нас СИМПАТИЮ.
Я собрал библиотеку из книг русских и европейских классиков, чьё творчество мне СИМПАТИЗИРОВАЛО.
Зритель привык искать в репликах персонажей СКРЫТЫЙ смысл.
Печорин не размахивал руками, что говорит о СКРЫТНОМ характере.
6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯГТЕ на пол
ИХ работа
НЕ ЕЗДИТЕ сегодня за город
В СТАХ метрах от нашего дома
ГОРАЗДО ЛУЧШЕ
7 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Паустовский интересовался 1. неправильное употребление
и посвятил природе Мещёрского падежной формы существительного
края своё творчество. с предлогом.
Б) Все, кто уезжал через две 2. нарушение связи между подлежа-
недели в столицу, собрался щим и сказуемым
у Нежинских.
В) Наблюдая экзотическую 3. нарушение в построении
природу, возникла теория предложения с несогласованным
эволюции Чарльза Дарвина. приложением
Г) Один из героев романа, 4. неправильное построение
ищущим смысл жизни, предложения с косвенной
пытается найти его в любви. речью
Д) Размышляя о роли поэта 5. неправильное построение
и поэзии, А.С.Пушкин говорит, предложения с деепричастным
что долго буду тем любезен я оборотом
народу, что чувства добрые я
лирой пробуждал. 6. нарушение в построении
предложения с причастным оборотом
7. нарушение в употреблении
однородных сказуемых
8 Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
ут..нчённый
к_лыхаясь
скл..нение
м..локо
9 Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр_увеличивать, пр_ложение
бе_дарно, ра_базаривать
о_дать, на_ломить
из_скать, дез_нформация
10 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Подпрыг..вая
Гуттаперч..вый
Сирен..вый
Обид..ться
Коч..вой
11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Завистл..вый
Стро..вой
Прикле..вший
Немысл_мый
Завер..шь
12 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Характер дневниковых записей (не)совсем обычный.
Автор (не)просто рассказывает о герое, а описывает его характер.
Его (не)уступчивый характер был известен многим.
С течением времени мятежный пафос поэзии М.Ю. Лермонтова (не)исчезает.
13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Дул (СЕВЕРО)ВОСТОЧНЫЙ ветер, и небо было (ПО)ПРЕЖНЕМУ затянуто тучами.
Судя по всему, они останавливались (ЗА)ТЕМ домом, ЧТО(БЫ) немного отдохнуть.
(В)СКОРЕ после нас на новую квартиру переехали папа и дедушка, а ТАК(ЖЕ) перевезли туда и кота Стёпку.
Приятно гулять (ПО)ЗИМНЕМУ лесу, ПОТОМУ (ЧТО) воздух там особенно свеж, а в тишине слышен скрип снега.
14 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Здесь есть хорошая гости(1)ица, особе(2)о знаменитая своими цыплятами, туше(3)ыми в пря(4)остях.
15 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдаёт иллюзию за «чистую монету».
Мир наполнен запахом сосны солнцем и пением жаворонка.
С верхней палубы доносились смех весёлые возгласы детские голоса.
Это выглядит как благородная попытка найти истину.
Основой для хатки бобра служит старый пень или кочка или кустарник у кромки воды.
16 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Потребность в мифах (1) героизирующих историю этноса (2) обычно возникает у представителей народов (3) в ходе истории страдавших от притеснений со стороны более могущественных соседей (4) и нуждающихся в каких-то дополнительных моральных опорах для самоутверждения
17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Видимо (1) в самой природе человека заложена склонность извлекать смысл из хаоса бессмыслицы. Кстати (2) отчасти в этом (3) вероятно (4) удовольствие рыбалки: из хаоса воды извлечь трепещущую рыбку, то есть (5) отчасти как бы создать её.
18 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
После открытия астронома Гершеля Солнечная система (1) границы (2) которой (3) до тех пор проводились по орбите Сатурна (4) увеличилась сразу вдвое.
19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он пóлно и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
(1)Имя собственное «принадлежит себе», потому что в древнерусском языке собь (себе) – это собственность (отсюда, между прочим, и слово «свобода»). (2)Чужое имя – другая судьба. (3)Язычники тщательно подбирали имя наследнику: не случилось бы чего плохого.
(4)Имя человека – имя собственное, оно показывает, каков человек есть и каким его хотят видеть. (5)История же такова. (6)В древности личных имён накапливалось у каждого человека достаточно. (7)Родился вторым в семье – Другой, неповоротлив и вял – Леной (ленивый), родитель верит в твою славу – Ярослав, поп окрестил – Пётр… и так далее, в зависимости от судьбы, от того, как сложится жизнь. (8)Одна дочь – Румяна, другая – Беляна, хороша и та, и другая… (9)Именем личным могло стать также любое слово – если оно относилось к конкретному человеку. (10)Мы сказали бы: не именем, а прозвищем. (11)Смысл слова прозвище ясен: про – зов – ище. (12)Корень -зов- тот же, что в словах звать, и зов, и призыв. (13)Зовом призывают человека, зовут его. (14)Важнее приставка про-. (15)Про- – это то, что будет, что находится «перед» чем-то. (16)Про- всегда в движении. (17)Это то, чего ещё нужно достичь. (18)Следовательно, прозвище – то, что дают впрок, на всякий случай, чтобы не только звать человека, но и призвать на него все добрые силы. (19)Потому имена давались хорошие, светлые, добрые. (20)Потом появилось отчество. (21)Слово то же, что и отечество. (22)Старое слово дало две формы, и каждая рачительно использована. (23)У одной остались оба гласных, эта форма стала обозначать место рождения – отечество. (24)У другой формы в разговорной речи остался только один прежний краткий гласный: отчество. (25)Отчество от имени отличается, посредством отчества человек показан прилагательным, которое как бы прилагается к человеку, ему полагается по статусу, выделяя в принадлежности не его самого, а весь его род. (26)В именовании отчеством признание общественных заслуг всего рода. (27)Отчество есть «имя по отечеству», по отцу, семейное имя.
(28)Насколько хорош и удобен в общении русский обычай называть человека не только по имени, но и по отчеству? (29)Сохранять ли отчество при личном имени – это вопрос о ценностях национальной традиции.
(30)Обращение к человеку по отчеству связано с обычаем наследования по отцовской линии. (31)Начиная с Древней Руси по отчеству называли стольных князей, затем и удельных, мелких, позже – бояр, ещё позже – именитых купцов. (32)Деловые люди, купцы, при Петре получившие право «называться по отечеству», целовали руки своего императора за неизбывную честь, включившую их в ряды «новых русских» ХVIII века.
(33)Отчество – по отцу, фамилия – по роду, и только личное имя всегда твоё, с ним ты личность, и чего заслужишь, так тебя и нарекут: Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк – ведь это всё разные имена. (34)Сегодня мы во многом подражаем деловитым американцам.
(35)Даже вместо русских слов частенько подставляем соответствующие английские. (36)Так и с именем. (37)У них Боб, Джек, Джон и даже президент всего лишь Билли – и у нас похожее. (38)Говорят, например, Влад, и тогда не ясно, кто есть этот Влад: Владислав, Владимир или ещё кто?
(39)Не имя, конечно, создаёт личность. (40)Хотя и имя – не последнее дело, обычно оно вскрывает некоторую сущность человека. (41)Я убеждён в этом. (По В.В. Колесову)
20 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Имя человека – имя собственное, оно показывает, каков человек есть и каким его хотят видеть.
2)Имя подбирали человеку только по внешности.
3) Отчество – по отцу, фамилия – по роду, и только личное имя всегда твоё, с ним ты личность, и чего заслужишь, так тебя и нарекут
4)Отчество – это семейное имя.
5) Имя связано каким-то образом с личностью человека.
21 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 7–9 представлено повествование.
2) Предложение 21 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 20.
3) В предложениях 1–3 представлено рассуждение.
4) В предложении 18 содержится описание действий.
5) В предложении 33 присутствует элемент описания.
22 Из предложений 4–9 выпишите контекстные синонимы.
23 . Среди предложений 38–41 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения.
24 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке
образцами..
В.В. Колесов, современный учёный-лингвист, использует в своей статье такие лексические средства, как __ (например, «нарекут»), ____ («корень», «форма слова», «разговорная речь»). Но с какой целью автор использовал в предложении 32___ «новые русские»? Так выражается лёгкая усмешка автора над нашими далёкими предками, которые, совсем как многие из нас, хотели показать свою важность. ,__ использованный автором в предложении 33, лишний раз подчёркивает, какое разное значение может быть у имени».
Список терминов:
- сравнительный оборот
- литота
- фразеологическое сочетание
- устаревшие слова
- метафора
- парцелляция
- ряд однородных членов
- превосходная степень прилагательного
- терминологическая лексика
Предварительный просмотр:
2015- 2 В
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
1)Около двух с половиной тысяч лет тому назад выдающийся древнегреческий философ Зенон Элейский сформулировал парадоксальное утверждение (апорию) «Стрела» о невозможности движения в природе: в любое отдельно взятое мгновение времени летящая стрела находится в определённой точке пространства, а следовательно, не существует такого момента времени, в котором летящая стрела перемещается. (2)Казалось бы, апорию Зенона можно без труда опровергнуть, просто указав на то, что в реальном мире пущенные стрелы движутся в пространстве. (3)<…> такое «опровержение» бессмысленно: суть апории не в отрицании очевидного наблюдателю факта движения, а в заведомой ложности выводов, полученных в процессе безупречных логических рассуждений, что наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.
1 В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Рассуждения Зенона в апории «Стрела» приводят к заведомо ложным выводам и легко опровергаются простым указанием на факт существования движения.
2) Из рассуждения о неподвижности летящей стрелы в каждый определённый момент времени древнегреческий философ Зенон сделал вывод об отсутствии движения как такового.
3) В апории Зенона «Стрела» мы приходим к ложному выводу, руководствуясь безукоризненным логическим рассуждением, что свидетельствует о принципиальной невозможности познания мира посредством логики.
4) Суть апории Зенона «Стрела» состоит не в отрицании существования движения в природе, а в том, что возможности логического мышления ограниченны.
5) Апория Зенона парадоксальна, но соответствует истине: она наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.
2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Наоборот Например Однако Именно Вероятно
3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ВРЕ́МЯ, -мени, мн. -мена, -мён, -менам, ср.
1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи, последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.
2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).
3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести в. В. не ждёт (надо торопиться). В. терпит (еще можно ждать). В. покажет (будет видно в будущем). В. работает на нас. Продолжительное в. На короткое в. Выиграть в.
4. Определённый момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.
5. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (с незапамятных времён). Во все времена (всегда). На все времена (навсегда).
6. Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым ещё рано ложиться спать; разг.). Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).
4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
бОроду лилА назвалАсь сверлИшь прозОрлива
5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Туристическая фирма обязана ПРЕДОСТАВИТЬ потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего её органа.
К ИГРОВОМУ кино относятся практически все произведения кинематографа, за исключением части документального кино.
В соответствии с «Правилами предоставления услуг почтовой связи» заказное письмо только тогда считается доставленным, когда АДРЕСАТ лично расписался в уведомлении о вручении.
После мокрого снегопада необходимо ОТРЯХНУТЬ снег с ветвей деревьев, чтобы они не поломались.
Невозможно было ОЖИДАТЬ более тёплого приёма, чем тот, который был организован для гостей фестиваля.
6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
По обоим сторонам более пятисот долларов
опытные инженеры розовый какаду
7 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) В своём тексте автор 1 неправильное употребление
поднимает проблему о падежной формы существительного
взаимоотношениях учителя
и учеников. 2 нарушение связи между
Б) Посещая Третьяковскую подлежащим и сказуемым
галерею, внимание туристов
непременно привлекают 3 нарушение в построении
картины Василия Перова. Предложения с несогласованным
В) Никто из тех, кто находится приложением
вне этой комнаты, не услышат
ни звука. 4 ошибка в построении предлож
Г) Одним из знаменитых с однородными членами
учёных двадцатого века,
оказавших значительное 5 неправильное построение
влияние на развитие лингвистики, предл с дееприч. оборотом
был Фердинанд де Соссюр. 6 нарушение в построении
Д) Лингвист А.Х.Востоков предлож с причаст. оборотом
дал описание системы языка
в книге «Русской грамматике». 7 неправильное построение
предлож с косвенной речью
8 Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Р..скошный распол..жение выр..щенные соч..тание прец..дент
9 Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Пр..беречь, пр..градить
З..головок, поз..вчера
Без..сходный, по..скать
Бе..граничный, не…держанность
10 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
прохаж_ваться неразборч_вый отча_лись догадл_вый заноч..вать
11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Движ..мый пропущ..нный забрасыва…мый
наката…шься провер..нный
12 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Громадный кран так вздрагивал, будто он был (не)стальной, а бамбуковый.
Река тянулась вдоль отнюдь (не)высокого обрывистого берега.
Наш долг — сберечь блистательный и (не)слыханно богатый язык наших классиков.
Фонари (не)очень ярко отражались на чёрной поверхности воды.
(Не) высказанный вслух упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.
13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Акула часто нападает (С)НИЗУ, загибая рыло, ТАК(КАК) оно мешает ей захватывать добычу.
Антон Степанович ТУТ(ЖЕ) показал нам старинный медальон (В)ВИДЕ сердечка.
(НА)РЯДУ с картинами на современные темы, большое место в творчестве Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращается (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.
За (ПОЛ)ЧАСА он собрался в город, ПРИ(ЧЕМ) забрал все деньги.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего вечера княгиня (ОТ)ТОГО была невесела, что давно не виделась с братом.
14 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пышный каравай в искус(2)о сплете(3)ой корзине, и сползающая салфетка выписа(4)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью.
15 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
2) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.
3) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
4) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лет синюю ночь или светлое утро.
5) Редкие желтоватые звёзды мелькали между тучами и небо понемногу светлело на горизонте.
16 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Иван Яковлевич бросил перо (1) и (2) откинувшись на спинку стула (3) стал смотреть за окно на поляну (4) залитую (5) лунным светом.
17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.
18 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Раскольникову (1) больше по сердцу Сенная площадь (2) в окрестностях (3) которой (4) влачат нищенское существование бедняки.
19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная...
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы.
(5)Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна — запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах, почему-то чесалось за шиворотом. (7)Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно.
(8)И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. (9)Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. (10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!
(12)Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. (13) Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. (14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов. (15)Зато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлён, если удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормового ветра.
(16)Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. (17)Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чувствовал не только ладонью, но и всем своим существом. (18)Просто судьба изменила... (19) Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг... (20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра... (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
(23)Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24)За неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых.
(По В. Конецкому*)
*Виктор Викторович Конецкий (1929—2002) — капитан дальнего плавания, прозаик, сценарист. В своих произведениях отразил жизнь моряков-полярников.
20 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Иногда человек одним поступком может изменить свою дальнейшую судьбу.
- Молодой штурман решился на отчаянный поступок, стремясь продлить срок сдачи документации.
- Старший лейтенант Шаталов многократно ходил на вельботе к замкнутому в кольцо прибоя островку, поэтому знал все проходы в прибрежных камнях.
- Шаталову так и не удалось зажечь маяк на островке.
- Шаталов, будучи старшим лейтенантом, заболел ревмокардитом, когда вел журнал боевой подготовки.
21 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- В предложениях 1—3 представлено рассуждение.
- Предложение 20 содержит описательный фрагмент.
- В предложении 17 представлено обоснование суждения, высказанного в предложении 16.
- В предложениях 23—24 представлено повествование.
- Предложение 22 содержит элемент рассуждения.
22 Из предложений 1-4 выпишите контекстные синонимы.
23 . Среди предложений 12—19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
24 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
Писатель В. Конецкий, бывший моряк, использует такое лексическое средство выразительности, как _____ (например, «треклятый» в предложении 3), и такой троп, как _____ («водораздел судьбы»), чтобы точнее описать душевное состояние персонажа и его отношение к своему поступку. Такой троп, как ______ («отчаянная авантюра» в предложении 16), в сочетании с морскими терминами помогают лучше понять характер молодого штурмана. Такое синтаксическое средство, как ______ («блеск..., удар, треск..., ...рты... и рык...» в предложении 20), подчёркивает напряжённость ситуации.
Список терминов:
- Диалектизм 6) литота
- Эпитет 7) эмоционально-оценочные слова
- Метафора 8) вопросно-ответная форма
- Парцелляция 9) ряд однородных членов
- риторическое обращение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания В 3 ЕГЭ по русскому языку с ответами
Тематические тестовые задания В 3 помогут отработать с учащимися навыки определения способов связи слов в словосочетаниях и подготовить их к выполнению части В ЕГЭ по русскому языку....
Тестовые задания В 4 ЕГЭ по русскому языку с ответами.
Тематические тестовые задания В 4 помогут отработать с учащимися навыки определения видов односоставных предложений, нахождения их в тексте и подготовить выпускников к выполнению части В Е...
Тренировочные задания в формате ЕГЭ по русскому языку (А12-А25)
Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. 5 вариантов заданий в формате А12 - А25)...
Тренировочные задания в формате ГИА по русскому языку
В данный материал вошли задания в формате ГИА из открытого банка заданий. Именно данные задания вызывают у ученков затруднения. Правильные ответы выделены красным цветом....
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе «Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку»
Рабочая программа "Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий ГИА по русскому языку"...
Формирование стратегий выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ по английскому языку (на примере раздела «Аудирование»)
В работе представлены стратегии выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ, тренировочные варианты....
Статья "Формирование стратегий выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ по английскому языку (на примере раздела «Грамматика и лексика»)"
В настоящее время ЕГЭ по английскому языку является не обязательным, но некоторые ученики осознанно выбирают этот предмет в качестве выпускного экзамена....