"Личностно-ориентированные методы обучения через проектную деятельность"
статья по истории на тему
Школа должна ребенка: “научить учиться”, “научить жить”, “научить жить вместе”, “научить работать и зарабатывать” (из доклада ЮНЕСКО – “В новое тысячелетие” Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannye_metody_obucheniya_cherez_proektnuyu_deyatelnost.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
“Личностно-ориентированные методы обучения через проектную деятельность”
(Из опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ школа № 166 имени А.А.Микулина г.о. Самара Хохловой Т.В.)
Образование сегодня все более становиться тем социальным институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены во всех сферах общественной жизни. Это не может не отразиться на поведении, жизненных ориентирах и внутреннем мире современного человека. Пришло время корректировки педагогических ориентиров, содержания и технологий образовательного процесса.
Сегодня необходимо использовать личностно-ориентированные образовательные технологии, которые способствуют развитию необходимых в современном обществе ценностно-деятельностных и научно-исследовательских компетенций у школьников. Одной из главных задач образования становится не только овладение определенной суммой знаний учащимися, но и развитие самостоятельного, творческого мышления школьников, формирование умений и навыков поиска, анализа и оценки информации.
За время моей многолетней педагогической деятельности мне приходилось решать проблемы деффиренцированного обучения, проектной деятельности, компетеностного обучения, а сегодня - проблема формирования УУД. Все вышеперечисленное решало фактически одну проблему – превратить ученика из присутствующего, пассивного, исполняющего указания учителя должен быть главным деятелем. Но эту мысль высказывал еще Ушинский : “Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим процессом и давал для него материал ”. Тем самым можно сделать вывод, что учитель не должен солировать на уроке.
В своей практике использую «метод проектов», совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить проблему обучающегося путём выполнения им самостоятельных действий с обязательной презентацией полученных результатов. Он предусматривает развитие познавательных навыков, критического мышления, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Новые информационные и телекоммуникационные технологии дают в руки богатый набор инструментов и широчайшие возможности работы в едином информационном пространстве с доступной и качественной информацией. Они способствуют обучению оптимальным приемам поиска информации, повышают общий информационно-культурный уровень учащихся.
Проектный метод позволяет не только формировать общеучебные умения, но и углубленно изучать материал, формировать систему научных знаний, мировоззрение.
Непременным условием деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте, этапах проектирования и реализации, включая осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Учебный проект позволяет школьнику проявиться индивидуально или в группе, попробовать свои силы, продемонстрировать свои силы, знания, публично показать результаты.
Результаты этой деятельности – найденный способ решения проблемы - носит практический характер, интересен и значим для самого учащегося.
Темой проектных работ может стать создание небольших слайд – презентаций, отражающих обществоведческий, исторический, правовой материал.
Я считаю, что именно проектная деятельность позволяет индивидуализировать образовательный процесс, создает благоприятные условия для развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности учащихся.
В современной отечественной педагогике существует несколько классификаций проектов, однако, практика показывает, что обычно нельзя увидеть в чистом виде тот или иной проект, можно говорить лишь о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта. В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я чаще всего использую такие типы проектов, как прикладные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы. В 5-6-х классах, на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов:
- прикладной – «Картинная галерея древних» (Наскальная живопись)
- ролево-игровой – «Я – ученик афинской школы»
-информационный – «Семь чудес света», «Рюриковичи – история в портретах»
На уроках истории средних веков возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Рыцарский кодекс – устарел ли он в наше время?».
По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты.
Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности.
Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков и портретов, сценарий игры.
Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения.
Например, на уроках обществознания в 7-х классах особый интерес вызвала работа над проектом «Кто я в этом мире?». Учащиеся проводили анкетирование, представили доклады, защищали свою точку зрения. Хочу отметить, что проекты в 7 – 8-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.
На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.
По составу участников проекты могут быть индивидуальными и групповыми.
Так, учащиеся 10-х классов выполнили групповой среднесрочный информационный проект «Русь в период феодальной раздробленности». Поскольку в разработке и изучении истории феодальной раздробленности главная проблема заключается в оценке этого явления, в процессе работы над проектом учащимися изучались различные мнения: древнерусских летописцев, историков Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Б.А. Рыбакова, А. К. Леонтьева, Л. Н. Гумилева. Изучение характеристик процессов, явлений, объектов, анализ и обобщение выявленных фактов позволили сделать выводы по основной проблеме проекта - «Удельная Русь – феодальная или государственная раздробленность?»
Примером среднесрочного индивидуального проекта может быть работа над составлением календаря событий определенного периода истории нашей страны. Например, при изучении периода правления Екатерины II в 10 классе я предлагаю учащимся следующие направления для составления календаря событий:
-развитиеэкономики
-законотворчество
-внешняяполитика
- развитие культуры и другие.
Учащиеся самостоятельно выбирают темы исследования, критерии отбора и систематизации материала.
На уроках повторения и обобщения возможны краеведческие проекты в качестве домашнего задания и мини-проектов.
Далее демонстрация своих проектов:
- Исторический журнал “ 1917 от февраля до октября: хроника судьбоносных событий нашего отечества;
- Внутренняя политика самодержавия в 1894-1904 гг.;
- Свобода, выбор, отвественность;
- Персидская держава;
- проект 6 класс.
Презентация ученика про ценные бумаги и презентация УУД.
-Синквейн “Законы царя Хамураппи.
В заключении: Школа должна ребенка: “научить учиться”, “научить жить”, “научить жить вместе”, “научить работать и зарабатывать” (из доклада ЮНЕСКО – “В новое тысячелетие” Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков коммуникативной компетенции через личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам.
В данной статье рассмотрен опыт работы по использованию некоторых инновационных образовательных технологий,в основе которых лежит метод коммуникативных заданий....
Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.
Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении устно-речевой компетенции через проблематизацию учебного материала
Тему авторской разработки "Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении устно-речевой компетенции через проблематизацию учебного материала" считаю актуальной в современной общеобразователь...
Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках по иностранному языку в школе в контексте личностно-ориентированного подхода в обучении.
Проектно-исследовательская деятельность представляет собой образовательную технологию, предполагающую решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя, в ходе которой ре...
презентация к докладу «Личностно-ориентированное обучение истории-через проектную деятельность»
Достижение метапредметных результатов посредством технологии личностно-ориентированного обучения.Формирование у обучающихся самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно а...
Доклад Личностно-ориентированное обучение истории через проектную деятельность
Доклад Личностно-ориентированное обучение истории через проектную деятельность...