Программа дополнительного образования в 5 классе "Я - исследователь"
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Программа дополнительного образования "Я - исследователь" предполагает развитие у пятиклассников практичесих навыков постановки экспериментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur_rp_no4.docx | 86.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Алзамай»
Рассмотрено на заседании МО учителей естественного цикла Протокол № __ ________ от «___»_____20__г. Руководитель МО______ | Согласовано: Зам.директора по УВРМКОУ «СОШ №3 Шиверская О.Ф. | Утверждаю: Директор МКОУ «СОШ № 3 г. Алзамай» Приказ № ____от ____20___г Марженакова Л.Ф. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Я - исследователь
Направление - общеинтеллектуальное
для учащихся 5 класса
срок реализации программы: 1 год
Программу составила:
Искрастинская Г. П.
учитель высшей.категории
Алзамай
2015г
I .Пояснительная записка
Статус программы
Программа внеурочной деятельности «Я – исследователь» разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. (Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.), с особенностями образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Направление программы
Общеинтеллектуальное
Актуальностьпрограммы
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит большое применение. Учителя предлагают задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Актуальность программы основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Знания и умения, полученные в результате исследовательской деятельности, станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Цель программы:
создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности, развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи программы:
- содействовать индивидуальному развитию в избранной сфере внеурочной деятельности;
-развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества,расширять рамки общения с социумом;
-формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
-обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
-формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
-воспитывать целеустремлённость, упорство, ответственность за доведение выбранной работы до конца; точность, аккуратность, последовательность, творческие качества, внимательность, сосредоточенность, тактичность. Умение обосновывать, аргументировать точку зрения, контролировать свои эмоции и не поддаваться им, выступать перед аудиторией, не теряться при ответах на вопросы..
Ценностные ориентиры содержания программы курса:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Отличительные особенности программы:
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться, самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
-непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
-развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-системность организации учебно-воспитательного процесса;
-раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Условия для реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- конкретное планирование деятельности
- методическое обеспечение программы
- педагогические условия
- материально-техническое обеспечение.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 11-12 лет
Сроки реализации программы:
Курс предназначен для учащихся 5 класса и рассчитан на 1 год.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 34 часа, занятия проводятся в одновозрастной группе, 1 раз в неделю.Продолжительность занятий- 40 минут.
Методы и формы проведения занятий:
• проблемное введение в тему занятия;
• постановка целей и задач совместно с учащимися;
• совместное планирование выполнения практического задания;
индивидуальныепрактические работы и эксперименты;
• групповые экспериментальные и практические работы, с распределением видов деятельности в группе;
• выдвижение идеи (мозговой штурм);
• постановка вопроса (поиск гипотезы);
•формулировка предположения (гипотезы);
• обоснованный выбор способа выполнения задания
• составление аннотации к прочитанной книге, картотеке;
• поиск дополнительной литературы;
• подготовка доклада (сообщения);
• разработка опыта, эксперимента
•проведение опыта, эксперимента;
• самоанализ и самооценка, рефлексия;
• поиск альтернативных способов решения проблемы
Подведение результатов освоения данной программы осуществляется в форме:
мини – конференции по защите исследовательских работ и экспериментов, школьной научно – практической конференции
Способы оценивания достижений:
Оценка достижений участников внеурочной деятельности осуществляется по качеству представленного ими продукта: письменного отчёта, печатного проекта (возможно с демонстрацией презентации), выступления с подготовленным сообщением, демонстрации опыта или эксперимента, ведения рабочей тетради «Я – исследователь», демонстрации собранных материалов по выбранной теме или рефлексии (самоанализа и самооценки проделанной работы, своих впечатлениях).
II.Общая характеристика программы курса
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории - к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- проводить эксперименты и опыты по исследуемой теме;
- участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над исследованием предваряется работой над общей темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию. Учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать по теме.
III . Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Изучение материала дает возможность обучающимся достичь следующих образовательных результатов:
Личностные результаты:
-мотивированностьк обучению, самоорганизации и стремления к саморазвитию.
- критическое и творческое мышление, познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
-осуществление грамотного поиска необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
-запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- проведение сравнений и классификаций по заданным критериям, установка причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-умение делать сообщения, проекты в устной и письменной форме;
Метапредметные результаты:
Регулятивные :
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия.
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные :
-уметь учиться: решать творческие задачи, уметь искать, анализировать и интерпретировать информацию;
-добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
-учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
К концу обучения учащийся научится:
_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- проводить опыты и эксперименты;
_ высказываться в устной и письменной формах;
_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
_ анализировать объекты, выделять главное;
_ осуществлять синтез (целое из частей);
_ проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
_ устанавливать причинно-следственные связи;
_ строить рассуждения об объекте;
_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
_ подводить под понятие;
_ устанавливать аналогии;
_ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
К концу обучения учащийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет и фиксировать её;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обученияв основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Предполагаемые результаты реализации программы:
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов предполагает приобретение пятиклассниками новых знаний, опыта решения проблем и задач по различным направлениям. Результат выражается в первичном понимании школьниками сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатовпредполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию, получение первого опыта исследования. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатовпредполагает получение опыта самостоятельного ведения исследования. Проявляется в участии школьников в реализации проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, постановку экспериментов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, конференции, фестивали и пр.
IV. Тематическое планирование
№п/п | Раздел (тема) | Кол-во часов | Теория | Практика | Вид деятельности |
1. | Введение. Что мы узнаем в курсе «Я- исследователь» Реклама тем. | 6 | 2 | 4 | Исследовательская экспериментальная деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; |
2. | Выбор подтем областей знания. | 6 | 2 | 4 | Познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; экспериментальная деятельность |
3. | Основы исследовательской деятельности | 10 | 2 | 8 | Познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; Совместная и самостоятельная деятельность, сравнение и обобщение представленного материала, постановка опытов и экспериментов, рефлексия. |
4. | Работа над исследованиями. | 10 | 2 | 8 | Задания по устранению затруднений при работе над проектом: формулировка целей (ведущих и промежуточных) и задач; поиски путей достижения главной цели проекта, аргументированный выбор оптимальных решений при наличии альтернативных. |
5. | Представление результатов исследовательской работы | 3 | 3 | Познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; экспериментальная деятельность. Формирование презентационных навыков. Подготовка отчёта Выбор способов и форм представления результатов деятельности. Создание моделей, подготовка демонстрационных экспериментов | |
Итого: | 35 | 8 | 27 |
V. Содержание курса внеурочной деятельности
1. Введение. Что мы узнаем в курсе «Я- исследователь». Реклама тем. 6 часов
Теория (2часа)
Реклама тем. «Воздух», «Вода», «Свет», «Магнетизм», «Электричество», «Химия» «Движение», «Органы чувств». Информационный материал по теме (лекция, беседа).
Что такое исследование. Где и как используют люди результаты научных исследований?
Два основных вида деятельности: циклические процессы (операции) и проекты.
Термин «исследование». Основные отличительные признаки исследовательской
деятельности. Исследования в истории человечества. Величайшие научные исследования прошлого инастоящего.Организация групповой проектной деятельности: двухкомпонентная, соединение дисциплины и свободы выбора.
Практика (4 часа)
Применение правил поведения на занятии при индивидуальной работе, парами и в группе.
Создание проблемной ситуации на основе жизненного опыта учащихся путём подводящего диалога.
Обсуждение предложенных тем (беседы, диспуты).
Формирование коммуникативных навыков при выполнении разноуровневых заданий.
Развитие навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени. Эксперименты: «Воздух есть везде» - способы увидеть и взвесить воздух.
Практическая работа №1 «Где находится воздух?»
Практическая работа №2 «Давление воздуха», «Вода»
Практическая работа №3 «Сила воды»
Практическая работа №4 «Лучи света»
Практическая работа №6 «Как видит наш глаз»
2. Выбор подтем областей знания. 6 часов.
Теория (2 часа)
Информационный материал по теме (лекция, беседа).
Двухкомпонентная проектная деятельность, соединение дисциплины и свободы выбора.
Рассмотрение предмета изучения «под разным углом»: многогранность содержания тем.
Тема и её подтемы (мини-темы в рамках общей темы: «Воздух», «Вода», «Свет», «Магнетизм», «Электричество», «Химия», «Движение», «Органы чувств»).Что такое план и правила его составления.
Правила организации индивидуальной и групповой работы.
Критерии оценки работы учащихся.
Практика (4 часа)
Обсуждение содержания выбранной темы, её многогранности.
Выбор подтем для исследования в рамках общей темы учениками. Обсуждение содержания работы по индивидуальным темам (подтемам).
Совместная и самостоятельная деятельность при составлении планов работы по выбранной подтеме (индивидуальных и групповых), сравнение и обобщение представленного материала.
Распределение последовательности действий каждого члена команды.
Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение):
Тест-задания по теории проектной деятельности.
Задания по отработке навыков групповой работы: ролевое распределение работы в группе, планирование групповой и индивидуальной деятельности, самоанализ и рефлексия.
Развитие умения оценивать свои возможности, осуществлять и аргументировать свой выбор, предусматривать по возможности последствия выбора.
Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи.
Обсуждение критериев оценки работы над темой, времени начала
и окончания работы над темой.
Участие родителей в проектной деятельности учащихся (выборе подтемы). Родительское собрание «Проектно-исследовательская деятельность учащихся. Организация работы. Роль родителей в организации рабочего процесса над проектом». Практическая работа №7. «Давит ли воздух?»
Практическая работа №8. «Направления давления воздуха»
Практическая работа №9 «Способы сжатия воздуха»
Практическая работа №10 «Работа с источниками информации: книгами, энциклопедиями, периодикой».
Практическая работа №11 «Работа с источниками информации: компакт-диски, сеть Интернет».
Практическая работа №12 «Составление списка литературы по теме»
3. Основы исследовательской деятельности. 10 часов
Теория (2часа)
Как выбирать тему исследования.
Как ставить цель и задачи исследования.
Гипотеза исследования.
Как составить план работы? Умение задавать вопросы.
Как работать с источниками информации по выбранной теме.
Что такое наблюдение. Наблюдение как способ выявления проблем.
Что такое эксперимент
Работа с компьютером: требования к оформлению текста.
Как подготовить сообщение по результатам исследовательской работы.
Что такое тезисы.
Схемы, чертежи, рисунки, макеты как продукты исследования. Выбор общей темы. исследования
Знакомство с источниками информации по выбранной теме-энциклопедии, книги, электронные пособия. Наблюдения, эксперименты по темам исследования .
Работа с компьютером: подготовка текста.
Подготовка к защите исследовательской работы. Тезисы.
Методы работы с информационными источниками (сбор, систематизация, хранение, использование). Обзор источников информации: книги, интернет-ресурсы, энциклопедии, компакт-диски. Правила составления списка используемой литературы. Правила работы в сети Интернет, подбор сайтов.
Как выделить главное и «отбросить» второстепенное.
Практика (8 часов)
Формирование поисковых и информационных компетенций (сбор,систематизация, хранение, использование).
Отработка навыков самостоятельного поиска материала по определённой теме (выделение главного) в библиотеке (в статье, книге, энциклопедии) с применением ранее полученных знаний. Работа (парная и групповая) с иными источниками информации (компакт-диски, интернет-ресурсы). Дозированное участие взрослых при работе на этапе «Сбор сведений» (подбор книг, информация о работе в сети Интернет, правилах хранения собранной информации на компьютере). Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или пути поиска.Отличительные черты и особенности проектно-исследовательской деятельности. Виды проектов. Групповой проект, особенности организации совместной работы. Тематика проектов. Успешность проекта. Выбор направлений для проектов с учётом интересов детей. Этапы работы над проектом. Обзор результата проектов: поделки, мероприятия, исследования. Условия (правила) выбора темы проекта индивидуального или группового. Организация работы над групповым и индивидуальным проектами. Рекомендации по оформлению проекта. Погружение в проект, обоснование практической и социальной пользы работы. Определение значимости проблемы для учащихся. Корректировка основополагающего вопроса проекта.
Выбор учащимися темы проекта в рамках общей темы. Обсуждение результата работы над проектом. Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение).Отработка умения по распределению ролей каждого члена команды в групповом проекте. Развитие умения оценивать свои возможности. Участие родителей в выборе темы проекта Распределение ролей в командах. Задания по устранению затруднений, возникающих при работе над проектом: формулировка целей (ведущих и промежуточных) и задач; поиски путей достижения главной цели проекта, аргументированный выбор оптимальных решений при наличии альтернативных. Отработка навыков написания текстов, составления таблиц и схем. Выполнение заданий по обучению оформлению текстового материала с учётом общих требований: размещение информации на листах одинакового формата, использование текста определённого вида. Завершение работы над темой. Создание компактного иллюстрированного информационного материала. Анализ совместной работы (сравнение полученного результата с запланированным) с точки зрения оформления, содержания, времени исполнения
Практическая работа №13«Сбор источников информации по теме «Что происходит с воздухом при нагревании?»
Практическая работа №14 «Составление опросника по теме «Свойства холодного и горячего воздуха»
Практическая работа №15 «Сбор сведений по теме «Воздух. Как сберечь тепло?»
Практическая работа №16 «Давление холодного и горячего воздуха»
Практическая работа №17 «Составление списка сайтов по теме «Свойства воздуха» Практическая работа №19 «Обработка собранных сведений»
Практическая работа №20 «Изучение правил оформления текста Обмен опытом по сбору
информации»
Практическая работа №21 «Оформление коллективной совместной работы «Воздух. Свойства воздуха»
Практическая работа №22 «Обзор результатов исследований: рабочей тетради, записей, зарисовок опытов и экспериментов».
4. Работа над исследованиями. 10 часов.
Теория (2 часа)
Мотивация самостоятельной деятельности и творческой активности.
Виды проектов по результату, по времени, по количеству участников, по доминирующей деятельности учащихся. Информационные проекты. Обоснование правил оформления информационных листов (текста).Рекомендации по использованию фотоматериалов, схем и таблиц при оформлении информационных листов для информационного группового проекта. Компактное иллюстрированное изложение найденных сведений.
Организация работы над групповым и индивидуальным проектами.Рекомендации по оформлению работы (создание продукта, презентация).Технологии изготовления продукта проекта. Формы проведения презентации: иллюстративное сопоставление фактов, событий; реклама; учебная конференция; ролевая игра воплощение в роль человека, одушевлённого или неодушевлённого существа; диалог исторических или литературных персонажей и т.п.); спектакль; инсценировка реального или вымышленного исторического события; соревнования; спортивная игра.Выбор формы презентации.
Практика (8 часов)
Выбор темы и объекта исследования. Гипотеза. Наблюдения. Эксперименты.
Эксперименты на моделях. Обсуждение работы над проектом: составление плана работы, распределения ролей. Составление индивидуальных и групповых планов работы по проекту. Формирование коммуникативных навыков (учебное сотрудничество): умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности. Выполнение практических заданий по организации совместной и самостоятельной работы учащихся (ролевое распределение в группе).Формирование презентационных навыков. Подготовка отчёта (устного доклада (сообщения) о проделанной работе. Выбор способов и форм представления результатов деятельности. Создание моделей, газет, фотоальбомов и т.д. Совершенствование коммуникативной компетенции. Затруднения учащихся при работе по методу проектов: обозначение ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач, выбор оптимальных при наличии альтернативных; осуществление и аргументация выбора; самостоятельное действование (без подсказки). Самостоятельное выполнение отдельных заданий, соответствующих определённым этапам создания проекта: поиск путей решения поставленных задач, определение способов контроля и оценки деятельности («Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); предвидение трудностей («Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление. Сбор материала для исследования Результаты наблюдения. Описание
экспериментов на моделях. Обобщение полученных данных.Обсуждение трудностей при проектной деятельности и путей их устранения (беседа, ученическая конференция).
Практическая работа №23 «Оформление титульного листа исследовательской работы»
Практическая работа №24 «Составление оглавления»
Практическая работа №25 «Определение цели, задач, гипотезы исследования».
Практическая работа №26 «Поиск информации из различных источников. Оформление работы»
Практическая работа №27«Свойства воды» (Увеличение силы воды, фонтан, почему вода движется? натяжение воды)
Практическая работа №28 «Подготовка выводов и заключительной части исследования » Эксперимент: «Натяжение воды».
Практическая работа №29 «Подготовка рисунков и демонстраций экспериментов» по теме «Свойства воды». Эксперимент «Действие мыла на воду».
Практическая работа №30 «Подготовка презентации исследовательской работы» Эксперимент: «Вес тел в воде»
Практическая работа №31 «Подготовка тезисов для выступления на школьной конференции»
Практическая работа №32 «Превращения воды»
5. Представление результатов исследовательской работы – 3 часа.
Практика (3 часа)
Анализ собранного материала по теме исследования. Умозаключения, выводы Подготовка сообщения о результатах исследования. Работа с компьютером: требования к оформлению текста. Обработка информации и её оформление в виде презентации. Создание выступления (доклада) о проделанной работе..Представление проектного продукта. Обсуждение и оценивание результатов. Защита проектного продукта. коллективное обсуждение выступлений.
Подготовка к защите. Алгоритм оценивания результатов.
Практическая работа №33 «Представление результатов исследовательской работы»
Практическая работа №34 «Обсуждение и оценивание результатов»
Школьная конференция
Выступление на общешкольной конференции
Представление созданных презентаций.
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности
Методическая литература:
1.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.
2.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2004.
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.
Цифровые образовательные ресурсы;
Ресурсы сети Интернет по проблемам проектной и исследовательской деятельности:
1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. http://schools.keldysh.ru/labmro – методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
3.http://www.educom.ru/ru/documents/archive/www.researcher.ru – портал исследовательской деятельности учащихся.
4. http://www.issl.dnttm.ru/ – сайт журнала «Исследовательская работа школьника
5. http://www.konkurs.dnttm.ru/.
6. http://school-collection.edu.ru/)
Источники, использованные при подготовке образовательной программы:
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / ГузеевВ.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников : / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с
- Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
- В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
Источники, рекомендованные для педагога
1.Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
2. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
3.Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
Источники, рекомендованные для учащихся:
1.Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
2.Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
3.А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_
4.Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
Муниципальное казенное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Алзамай»
Рассмотрено на заседании МО учителей естественного цикла Протокол № __ ________ от «___»_____20__г. Руководитель МО______ | Согласовано: Зам.директора по УВРМКОУ «СОШ №3 Шиверская О.Ф. | Утверждаю: Директор МКОУ «СОШ № 3 г. Алзамай» Приказ № ____от ____20___г Марженакова Л.Ф. |
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности
по курсу «Я – исследователь»
5 класс
на 2015-2016 учебный год
Планирование составила:
Искрастинская Г. П.
учитель в. кв.к
- Программное обеспечение образовательного процесса.
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с рабочей программой по курсу «Я-исследователь»
Программой предусмотрено – 34 часа (1 час в неделю).
Предусмотрено проведение:
- Практических работ -34
- Исследовательских работ –2
- Школьная конференция - 1
VI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности
Методическая литература:
1.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.
2.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2004.
3. Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.
4. Савенков, А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я – исследователь»
-6-е изд.-Самара: Издательский дом «Федоров», 2015
Средства обучения:
набор химической посуды и различных приспособлений, гербарии; микропрепараты;
коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;,географические и исторические карты; микроскопы;увеличительные стёкла, аквариум, водоросли, комнатные растения;батарейки, провода, шарики резиновые, шарики для пинг-понга, скрепки, нитки, карандаши, резинки, компасы, воронки, бутылки, резиновые трубочки, безмен, пластиллин, кипятильник, ванночки. ,химические вещества, фонарик, картон,старые диски, зеркала, ножницы, циркули, фломастеры, термометр, барометр, скотч, линейки, коробки из-под обуви, магниты, металлические предметы и т.д.
Средства мультимедийных демонстраций:
компьютер, медиапроектор.
Средства фиксации окружающего мира:
фотокамера
Мулътимедиапроекция
для иллюстрации исследовательской задачи, контроля знаний по определенной проблеме и по курсу в целом, подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся.
Электронные пособия, которые позволяют обеспечить программированное управление процессом обучения, конкретизировать учебный материал, систематизировать и закрепить знания и умения учащихся, проконтролировать их усвоение в ходе занятия и по окончании изучения темы, курса.
Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/).
Список литературы для педагога:
1.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.
2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.
3. Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной
технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. – 1995. – № 6.
4.. Савенков, А.И. Детские исследования в домашнем обучении //
Исследовательская работа школьников / А.И. Савенков. – 2002. –№ 1. – С. 34–45.
№ | Содержание (тема занятия) | Дата | Продукт деятельности | Примечание |
1. Введение. Что мы узнаем в курсе «Я- исследователь». Реклама тем - 6 часов | ||||
1 | Что мы узнаем в курсе «Я – исследователь». Что такое исследование. Исследования в истории человечества. Практическая работа №1 «Где находится воздух?» | Знание термина «исследование» и отличительных признаков исследовательской деятельности | ||
2 | Величайшие научные исследования. Реклама темы «Воздух» Практическая работа №2 «Давление воздуха» | навык организации рабочего пространства и использования рабочего времени. Зарисовка результатов работы. | ||
3 | Понятие «групповое исследование». Реклама темы «Вода» Практическая работа №3 «Сила воды» | Записи рабочей тетради.Схематический рисунок эксперимента. | ||
4 | Организация исследовательской деятельности. Реклама темы «Свет» Практическая работа №4 «Лучи света» | Записи в рабочей тетради. | ||
5 | Определение значимости тем. Что можно исследовать в темах«Магнетизм», «химия», «Электричество»Практическая работа №5 «Магнитные полюсы» | Фиксация результатов обсужденияв рабочей тетради, . | ||
6 | Реклама темы «Органы чувств»Практическая работа №6 «Как видит наш глаз» Выбор общей темы | Фиксация результатов в рабочей тетради. | ||
2. Выбор подтем областей знания - 6 часов | ||||
7 | Тема для группового исследования «Воздух. Свойства воздуха».Практическая работа №7. «Давит ли воздух?» | Записи и зарисовки в рабочих тетрадях | ||
8. | Обсуждение содержания темы «Воздух» Практическая работа №8. «Направления давления воздуха» | Записи и зарисовки в рабочих тетрадях | Развитие умения оценивать свои возможности, осуществлять и аргументировать свой выбор, предусматривать последствия выбора | |
9 | Составление плана работы Практическая работа №9 «Способы сжатия воздуха» | План работы и результат опыта -в рабочей тетради. | Совместная и самостоятельная деятельность при составлении планов работы по выбранной подтеме | |
10. | Практическая работа №10 «Работа с источниками информации: книгами, энциклопедиями, периодикой». | Записи в рабочей тетради по выбранной теме | ||
11 | Практическая работа №11 «Работа с источниками информации: компакт-диски, сеть Интернет». | Записи и зарисовки в рабочих тетрадях | ||
12 | Обзор источников информации: книги, библиотеки. Практическая работа №12 «Составление списка литературы по теме» | Записи и зарисовки в рабочих тетрадях | ||
3. Основы исследовательской деятельности – 10 часов | ||||
13. | Практическая работа №13«Сбор источников информации по теме «Что происходит с воздухом при нагревании?» | Список источников информации по теме. | Отработка навыков самостоятельного поиска материала потеме | |
14. | Наблюдения, опросы интервьюкак источники информации. Практическая работа №14 «Составление опросника по теме «Свойства холодного и горячего воздуха» | Опросник по теме «Свойства холодного и горячего воздуха» | ||
15. | Работас информационными источниками (интернет-ресурсы). Практическая работа №15 «Сбор сведений по теме «Воздух. Как сберечь тепло?» | Дополнительная информация по теме «Свойства воздуха» | ||
16. | Работа с интернет-ресурсами. Практическая работа №16 «Давление холодного и горячего воздуха» | Папка «Свойства воды» | ||
17 | Практическая работа №17 «Составление списка сайтов по теме «Свойства воздуха» | Список сайтов к теме «Свойства воздуха» | ||
18. | Практическая работа №18 «Сбор материала по теме «Свойства воздуха: как возникает ветер. Сила ветра» | Систематизирующая папка «Свойства воздуха» | ||
19. | Практическая работа №19 «Обработка собранных сведений» | Печатная статья по результатам исследования воздуха и его свойств | ||
20 | Практическая работа №20 «Изучение правил оформления текста Обмен опытом по сбору информации» | Оформленный в соответствии с правилами текст | ||
21 | Практическая работа №21 «Оформление коллективной совместной работы «Воздух. Свойства воздуха» | Оформленный в соответствии с правилами текст. | ||
22 | Практическая работа №22 «Обзор результатов исследований: рабочей тетради, записей, зарисовок опытов и экспериментов». | Рабочие тетради с результатами проведённых работ по теме «Воздух. Свойства воздуха» | ||
4. Работа над исследованиями -10 часов | ||||
23 | Выбор темы группового исследования «Свойства воды». Практическая работа №23 «Оформление титульного листа исследовательской работы» | Правила оформления информационных листов (текста). Макет титульного листа. | ||
24. | Этапы работы над проектомПрактическая работа №24 «Составление оглавления» | Оглавление к работе. «Вода. Свойства воды» | ||
25. | Практическая работа №25 «Определение цели, задач, гипотезы исследования». | Цель, задачи, гипотеза исследования | ||
26. | Практическая работа №26 «Поиск информации из различных источников. Оформление работы» | Записи к теме по различным источникам информации | ||
27 | Практическая работа №27«Свойства воды» (Увеличение силы воды, фонтан, почему вода движется? натяжение воды) | Описание и зарисовки опытов и экспериментов | ||
28 | Практическая работа №28 «Подготовка выводов и заключительной части исследования » Эксперимент: «Натяжение воды». | Выводы и заключения по теме исследования | ||
29 | Практическая работа №29 «Подготовка рисунков и демонстраций экспериментов» по теме «Свойства воды». Эксперимент «Действие мыла на воду». | Рисунки и демонстрации лучших экспериментов | ||
30 | Практическая работа №30«Подготовка презентации исследовательской работы» Эксперимент: «Вес тел в воде» | Презентация исследовательской работы | ||
31 | Правила создания выступления (доклад) о проделанной работе. Практическая работа №31 «Подготовка тезисов для выступления на школьной конференции» | Тезисы к выступлению | Обсуждение трудностей при проектной деятельности и путей их устранения | |
32 | Подготовка выводов по ведению исследований .Практическая работа №32 «Превращения воды» | Зарисовки и записи в рабочих тетрадях | ||
5. Представление результатов исследовательской работы – 3 ч | ||||
33 | Практическая работа №33 «Представление результатов исследовательской работы» | Исследовательская работа в печатном варианте. | ||
34 | Рефлексия.Практическая работа №34 «Обсуждение и оценивание результатов» | Коллективная оценка исследовательской деятельности каждого участника группы. | ||
35 | Выступление на общешкольной конференции | Печатный текст исследовательской работы «Вода. Свойства воды» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" для 10-11 классов
Представленная программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" рассчитана на учащихся 10-11 классов. Программа была опробирована в течение 2 лет 2010-2011гг. За время реализации програм...
Программа дополнительного образования "Исследователи природы"
Программа дополнительного образования "Исследователи природы"...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей Направление: познавательное, интеллектуальное Название: объединение «Юные исследователи» Срок реализации 3 года Возраст: 13-15 лет
Программа дополнительного образования рассчитана на 3 года, для учащихся 7-9 классов, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках естествознания и физики. Занятия кр...
Программа дополнительного образования детей по изучению основ исследовательской деятельности «Юный исследователь» для обучающихся 10-15 лет
Программа ДО детей по изучению основ исследовательской деятельности...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Эколог-исследователь"
Образовательная программа дополнительного образования детей "Эколог-исследователь" предназначена для занятий по дополнительному образованию.Направление – эколого – биологическое....
Программа дополнительного образования "Юный исследователь"
Программа дополнительного образования по историии "Юный исследователь" предназначена для учащихся 5-х классов...
Методические рекомендации к авторской программе дополнительного образования по биологии «Юный исследователь» для обучающихся 6 – 8 классов
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть ...