Программа дополнительного образования в 5 классе "Я - исследователь"
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Искрастинская Галина Петровна

Программа дополнительного образования "Я - исследователь" предполагает развитие у пятиклассников практичесих навыков постановки экспериментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneur_rp_no4.docx86.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Алзамай»

Рассмотрено на заседании   МО учителей естественного цикла

Протокол №  __ ________

от «___»_____20__г.                                            

Руководитель МО______

Согласовано:

Зам.директора по УВРМКОУ «СОШ №3

Шиверская О.Ф.      

                            Утверждаю:

Директор МКОУ «СОШ № 3 г. Алзамай»

Приказ № ____от ____20___г

Марженакова Л.Ф.        

        

Рабочая программа

внеурочной деятельности

Я - исследователь

Направление - общеинтеллектуальное

для учащихся 5 класса

срок реализации программы:   1 год

Программу составила:

Искрастинская Г. П.

 учитель высшей.категории

Алзамай

2015г

I .Пояснительная записка

Статус  программы

Программа  внеурочной деятельности «Я – исследователь»  разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь»  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. (Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.), с особенностями образовательных потребностей и запросов обучающихся.

Направление  программы

Общеинтеллектуальное

Актуальностьпрограммы

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит большое применение. Учителя   предлагают задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы  проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы  общего образования. Актуальность программы основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Знания и умения, полученные в результате исследовательской деятельности, станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Цель программы:

создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности, развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи программы:

- содействовать  индивидуальному  развитию в избранной сфере внеурочной деятельности;

-развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества,расширять рамки общения с социумом;

-формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

-обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

-формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

-воспитывать целеустремлённость, упорство, ответственность за  доведение выбранной работы до конца;  точность, аккуратность, последовательность, творческие качества, внимательность, сосредоточенность, тактичность. Умение обосновывать, аргументировать точку зрения,  контролировать свои эмоции и  не поддаваться им, выступать перед аудиторией, не теряться при ответах на вопросы..

Ценностные ориентиры содержания программы курса:

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Отличительные особенности программы:

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться, самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

-непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

-развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

-системность организации учебно-воспитательного процесса;

-раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Условия для реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • конкретное планирование деятельности
  • методическое обеспечение программы
  • педагогические условия
  • материально-техническое обеспечение.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 11-12 лет

Сроки реализации программы: 

Курс предназначен для учащихся 5 класса и  рассчитан на 1 год.

Режим занятий:

Программа  рассчитана на 34 часа, занятия проводятся  в одновозрастной группе,  1 раз в неделю.Продолжительность занятий- 40 минут.

Методы и формы проведения занятий:      

•    проблемное введение в тему занятия;

•    постановка целей и задач  совместно с учащимися;

•   совместное  планирование выполнения практического задания;

     индивидуальныепрактические работы и эксперименты;

•    групповые  экспериментальные и практические работы, с  распределением видов деятельности  в группе;

• выдвижение идеи (мозговой штурм);

• постановка вопроса (поиск гипотезы);

•формулировка предположения (гипотезы);

• обоснованный выбор способа выполнения задания

• составление аннотации к прочитанной книге, картотеке;

• поиск дополнительной литературы;

• подготовка доклада (сообщения);

• разработка опыта, эксперимента   

 •проведение опыта, эксперимента;

• самоанализ и самооценка, рефлексия;

• поиск альтернативных способов решения проблемы

Подведение  результатов освоения данной программы осуществляется в форме:

мини – конференции по защите исследовательских работ и экспериментов, школьной  научно – практической  конференции 

Способы оценивания достижений:

Оценка достижений участников внеурочной деятельности осуществляется по качеству представленного ими продукта: письменного отчёта, печатного проекта (возможно с демонстрацией презентации), выступления с подготовленным сообщением,  демонстрации опыта или эксперимента,  ведения рабочей тетради «Я – исследователь», демонстрации собранных материалов по выбранной теме или рефлексии (самоанализа и самооценки проделанной работы, своих впечатлениях).

II.Общая характеристика программы курса

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории - к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • проводить эксперименты и опыты по исследуемой теме;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над исследованием предваряется работой над общей темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию. Учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать  по теме.

III . Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Изучение  материала дает возможность обучающимся достичь следующих  образовательных результатов:

Личностные результаты:

-мотивированностьк обучению, самоорганизации и стремления к  саморазвитию.

- критическое  и творческое мышление, познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

-осуществление грамотного поиска необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

-запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- проведение сравнений и классификаций по заданным критериям, установка причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-умение делать  сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

Метапредметные результаты:

Регулятивные :

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-различать способ и результат действия.

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные :

-уметь учиться: решать творческие задачи,  уметь искать, анализировать и интерпретировать  информацию;

-добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

-учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

К концу обучения учащийся научится:

_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- проводить опыты и эксперименты;

_ высказываться в устной и письменной формах;

_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

_ анализировать объекты, выделять главное;

_ осуществлять синтез (целое из частей);

_ проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

_ устанавливать причинно-следственные связи;

_ строить рассуждения об объекте;

_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

_ подводить под понятие;

_ устанавливать аналогии;

_ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

К концу обучения учащийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет и фиксировать её;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обученияв основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

 -проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Предполагаемые результаты реализации программы:

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов предполагает приобретение пятиклассниками новых знаний, опыта решения проблем и  задач по различным направлениям.  Результат выражается в первичном понимании школьниками сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатовпредполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию, получение первого опыта исследования.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатовпредполагает получение опыта самостоятельного  ведения исследования. Проявляется в участии школьников в реализации проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, постановку экспериментов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, конференции, фестивали и пр.

IV. Тематическое планирование

№п/п

Раздел (тема)

Кол-во

часов

Теория

Практика

Вид деятельности

1.

Введение. Что мы узнаем в курсе «Я- исследователь» Реклама тем.

6

2

4

Исследовательская  экспериментальная деятельность;

 познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

2.

Выбор подтем областей знания.

6

2

4

 Познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

экспериментальная деятельность

3.

Основы исследовательской деятельности

10

2

8

Познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

Совместная и самостоятельная деятельность, сравнение и обобщение представленного материала, постановка опытов и экспериментов, рефлексия.

4.

Работа над исследованиями.

10

2

8

Задания по устранению затруднений при работе над проектом: формулировка целей (ведущих и промежуточных) и задач; поиски путей достижения главной цели проекта, аргументированный выбор оптимальных решений при наличии альтернативных.

5.

Представление результатов исследовательской работы

3

3

Познавательная  деятельность;

проблемно-ценностное общение;

экспериментальная деятельность. Формирование презентационных навыков. Подготовка отчёта Выбор способов и форм представления результатов деятельности. Создание моделей, подготовка демонстрационных экспериментов

Итого:

35                          

8

27

V. Содержание курса внеурочной деятельности

1. Введение. Что мы узнаем в курсе «Я- исследователь». Реклама тем.  6 часов

Теория (2часа)

Реклама тем. «Воздух», «Вода»,  «Свет»,  «Магнетизм», «Электричество», «Химия» «Движение», «Органы чувств». Информационный материал по теме (лекция, беседа).

Что такое исследование. Где и как используют люди результаты научных исследований?

Два основных вида деятельности: циклические процессы (операции) и проекты.

Термин «исследование». Основные отличительные признаки исследовательской

деятельности. Исследования в истории человечества. Величайшие научные исследования прошлого инастоящего.Организация групповой проектной деятельности: двухкомпонентная, соединение дисциплины и свободы выбора.

Практика (4 часа)

Применение правил поведения на занятии при индивидуальной работе,  парами и в группе.

Создание проблемной ситуации на основе жизненного опыта учащихся путём подводящего диалога.

Обсуждение предложенных тем (беседы, диспуты).

Формирование коммуникативных навыков при выполнении разноуровневых заданий.

Развитие навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени. Эксперименты: «Воздух есть везде» - способы увидеть и взвесить воздух.

Практическая работа №1 «Где находится воздух?»

Практическая работа №2 «Давление воздуха», «Вода»

Практическая работа №3 «Сила воды»

Практическая работа №4 «Лучи света»

Практическая работа №6 «Как видит наш глаз»

2. Выбор подтем областей знания.   6 часов.

Теория (2 часа)

Информационный материал по теме (лекция, беседа).

Двухкомпонентная проектная деятельность, соединение дисциплины и свободы выбора.

Рассмотрение предмета изучения «под разным углом»: многогранность содержания тем.

Тема и её подтемы (мини-темы в рамках общей темы: «Воздух», «Вода»,  «Свет»,  «Магнетизм», «Электричество», «Химия», «Движение», «Органы чувств»).Что такое план и правила его составления.

Правила организации индивидуальной и групповой работы.

Критерии оценки работы учащихся.

Практика (4 часа)

Обсуждение содержания выбранной темы, её многогранности.

Выбор подтем для исследования в рамках общей темы учениками. Обсуждение содержания работы по индивидуальным темам (подтемам).

Совместная и самостоятельная деятельность при составлении планов работы по выбранной подтеме (индивидуальных и групповых), сравнение и обобщение представленного материала.

Распределение последовательности действий каждого члена команды.

Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение):

Тест-задания по теории проектной деятельности.

Задания по отработке навыков групповой работы: ролевое распределение работы в группе, планирование групповой и индивидуальной деятельности, самоанализ и рефлексия.

Развитие умения оценивать свои возможности, осуществлять и аргументировать свой выбор, предусматривать по возможности последствия выбора.

Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи.

Обсуждение критериев оценки работы над темой, времени начала

и окончания работы над темой.

Участие родителей в проектной деятельности учащихся  (выборе подтемы). Родительское собрание «Проектно-исследовательская деятельность учащихся. Организация работы. Роль родителей в организации рабочего процесса над проектом». Практическая работа №7. «Давит ли воздух?»

Практическая работа №8. «Направления давления воздуха»

Практическая работа №9 «Способы сжатия воздуха»

Практическая работа №10 «Работа с источниками информации: книгами, энциклопедиями, периодикой».

Практическая работа №11 «Работа с источниками информации: компакт-диски, сеть Интернет».

Практическая работа №12 «Составление списка литературы по теме»

3. Основы исследовательской деятельности. 10 часов

Теория (2часа)

Как выбирать тему исследования.

Как ставить цель и задачи исследования.

Гипотеза исследования.

Как составить план работы? Умение задавать вопросы.

Как работать  с источниками информации по выбранной теме.

Что такое наблюдение. Наблюдение  как способ выявления проблем.

Что такое эксперимент

Работа с компьютером: требования к оформлению  текста.

Как подготовить сообщение по результатам исследовательской работы.

Что такое тезисы.

Схемы, чертежи, рисунки, макеты как продукты исследования. Выбор  общей темы. исследования

Знакомство с источниками информации по выбранной теме-энциклопедии, книги, электронные пособия. Наблюдения, эксперименты по темам исследования .

Работа с компьютером: подготовка текста.

Подготовка к защите исследовательской работы. Тезисы.

Методы работы с информационными источниками (сбор, систематизация, хранение, использование). Обзор источников информации: книги, интернет-ресурсы, энциклопедии, компакт-диски. Правила составления списка используемой литературы. Правила работы в сети Интернет, подбор сайтов.

Как выделить главное и «отбросить» второстепенное.

Практика (8  часов)

Формирование поисковых и информационных компетенций (сбор,систематизация, хранение, использование).

Отработка навыков самостоятельного поиска материала по определённой теме (выделение главного) в библиотеке (в статье, книге, энциклопедии) с применением ранее полученных знаний. Работа (парная и групповая) с иными источниками информации (компакт-диски, интернет-ресурсы). Дозированное участие взрослых при работе на этапе «Сбор сведений» (подбор книг, информация о работе в сети Интернет, правилах хранения собранной информации на компьютере). Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или пути поиска.Отличительные черты и особенности проектно-исследовательской деятельности. Виды проектов. Групповой проект, особенности организации совместной работы. Тематика проектов. Успешность проекта. Выбор направлений для проектов с учётом интересов детей. Этапы работы над проектом. Обзор результата проектов: поделки, мероприятия, исследования. Условия (правила) выбора темы проекта индивидуального или группового. Организация работы над групповым и индивидуальным проектами. Рекомендации по оформлению проекта. Погружение в проект, обоснование практической и социальной пользы работы. Определение значимости проблемы для учащихся. Корректировка основополагающего вопроса проекта.

Выбор учащимися темы проекта в рамках общей темы. Обсуждение результата работы над проектом. Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение).Отработка умения по распределению ролей каждого члена команды в групповом проекте. Развитие умения оценивать свои возможности. Участие родителей в выборе темы проекта Распределение ролей в командах. Задания по устранению затруднений, возникающих при работе над проектом: формулировка целей (ведущих и промежуточных) и задач; поиски путей достижения главной цели проекта, аргументированный выбор оптимальных решений при наличии альтернативных. Отработка навыков написания текстов, составления таблиц и схем. Выполнение заданий по обучению оформлению текстового материала с учётом общих требований: размещение информации на листах одинакового формата, использование текста определённого вида. Завершение работы над темой. Создание компактного иллюстрированного информационного материала. Анализ совместной работы (сравнение полученного результата с запланированным) с точки зрения оформления, содержания, времени исполнения

Практическая работа №13«Сбор источников информации  по теме «Что происходит с воздухом при нагревании?»

 Практическая работа №14 «Составление опросника по теме «Свойства холодного и горячего воздуха»

Практическая работа №15 «Сбор сведений по теме «Воздух. Как сберечь тепло?»

Практическая работа №16 «Давление холодного и горячего воздуха»

 Практическая работа №17 «Составление списка сайтов по теме «Свойства воздуха» Практическая работа №19 «Обработка собранных сведений»

Практическая работа №20 «Изучение правил оформления текста Обмен опытом по сбору

информации»

Практическая работа №21 «Оформление  коллективной совместной работы «Воздух. Свойства воздуха»

Практическая работа №22 «Обзор результатов исследований: рабочей тетради, записей, зарисовок опытов и экспериментов».

4. Работа над исследованиями. 10 часов.

Теория (2 часа)

Мотивация самостоятельной деятельности и творческой активности.

Виды проектов по результату, по времени, по количеству участников, по доминирующей деятельности учащихся. Информационные проекты.  Обоснование правил оформления информационных листов (текста).Рекомендации по использованию фотоматериалов, схем и таблиц при оформлении информационных листов для информационного группового проекта. Компактное иллюстрированное изложение найденных сведений.

Организация работы над групповым и индивидуальным проектами.Рекомендации по оформлению работы (создание продукта, презентация).Технологии изготовления продукта проекта. Формы проведения презентации: иллюстративное сопоставление фактов, событий; реклама; учебная конференция; ролевая игра воплощение в роль человека, одушевлённого или неодушевлённого существа; диалог исторических или литературных персонажей и т.п.); спектакль; инсценировка реального или вымышленного исторического события; соревнования; спортивная игра.Выбор формы презентации.

Практика (8 часов)

Выбор  темы и объекта исследования. Гипотеза. Наблюдения. Эксперименты.

Эксперименты на моделях. Обсуждение работы над проектом: составление плана работы, распределения ролей. Составление индивидуальных и групповых планов работы по проекту. Формирование коммуникативных навыков (учебное сотрудничество): умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности. Выполнение практических заданий по организации совместной и самостоятельной работы учащихся (ролевое распределение в группе).Формирование презентационных навыков. Подготовка отчёта (устного доклада (сообщения) о проделанной работе. Выбор способов и форм представления результатов деятельности. Создание моделей, газет, фотоальбомов и т.д. Совершенствование коммуникативной компетенции. Затруднения учащихся при работе по методу проектов: обозначение ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач, выбор оптимальных при наличии альтернативных; осуществление и аргументация выбора; самостоятельное действование (без подсказки). Самостоятельное выполнение отдельных заданий, соответствующих определённым этапам создания проекта: поиск путей решения поставленных задач, определение способов контроля и оценки деятельности («Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); предвидение трудностей («Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление. Сбор материала для исследования Результаты наблюдения. Описание

экспериментов на моделях.  Обобщение полученных данных.Обсуждение трудностей при проектной деятельности и путей их устранения (беседа, ученическая конференция).

Практическая работа №23 «Оформление титульного листа исследовательской работы»

Практическая работа №24 «Составление оглавления»

Практическая работа №25 «Определение цели, задач, гипотезы исследования».

Практическая работа №26 «Поиск информации из различных источников. Оформление работы»

Практическая работа №27«Свойства воды» (Увеличение силы воды, фонтан, почему вода движется? натяжение воды)

Практическая работа №28 «Подготовка выводов и заключительной части исследования »  Эксперимент: «Натяжение воды».

Практическая работа №29 «Подготовка  рисунков и демонстраций экспериментов» по теме «Свойства воды». Эксперимент «Действие мыла на воду».

Практическая работа №30 «Подготовка презентации исследовательской работы» Эксперимент: «Вес тел в воде»

Практическая работа №31 «Подготовка тезисов  для выступления на  школьной конференции»

Практическая работа №32 «Превращения воды»

5. Представление результатов исследовательской работы – 3 часа.

Практика (3 часа)

Анализ собранного материала по теме исследования. Умозаключения, выводы Подготовка сообщения о результатах исследования. Работа с компьютером: требования к  оформлению текста. Обработка информации и её оформление в виде презентации. Создание  выступления (доклада) о проделанной работе..Представление проектного продукта. Обсуждение и оценивание результатов. Защита проектного продукта. коллективное обсуждение выступлений.

Подготовка к защите. Алгоритм оценивания результатов.

Практическая работа №33 «Представление результатов исследовательской работы»

Практическая работа №34 «Обсуждение и оценивание результатов»

Школьная конференция

Выступление на общешкольной конференции

Представление созданных презентаций.

VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

Методическая литература:

1.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.

2.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2004.

3. Примерные  программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.

Цифровые образовательные ресурсы;

Ресурсы сети Интернет по проблемам проектной и исследовательской деятельности:

1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2. http://schools.keldysh.ru/labmro – методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.

3.http://www.educom.ru/ru/documents/archive/www.researcher.ru – портал исследовательской деятельности учащихся.

4. http://www.issl.dnttm.ru/ – сайт журнала «Исследовательская работа школьника

5. http://www.konkurs.dnttm.ru/.

6. http://school-collection.edu.ru/)

Источники, использованные при подготовке образовательной программы:

  1. Гузеев В.В.         Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / ГузеевВ.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников : / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с

        

  1. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.
  2. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

  1. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.

Источники, рекомендованные для педагога

1.Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696

2. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/

3.Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty

Источники, рекомендованные для учащихся:

1.Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/

2.Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

3.А.Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_

4.Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

Муниципальное казенное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Алзамай»

Рассмотрено на заседании   МО учителей естественного цикла

Протокол №  __ ________

от «___»_____20__г.                                            

Руководитель МО______

Согласовано:

Зам.директора по УВРМКОУ «СОШ №3

Шиверская О.Ф.      

                            Утверждаю:

Директор МКОУ «СОШ № 3 г. Алзамай»

Приказ № ____от ____20___г

Марженакова Л.Ф.        

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности

по курсу «Я – исследователь»

5 класс

на 2015-2016 учебный год

Планирование составила:

                                                         Искрастинская Г. П.

                                                           учитель в. кв.к

  1. Программное обеспечение образовательного процесса.

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с рабочей программой по курсу «Я-исследователь»

Программой предусмотрено – 34 часа (1 час в неделю).

 Предусмотрено проведение:

  • Практических  работ -34
  • Исследовательских работ –2
  • Школьная конференция - 1

VI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

Методическая литература:

1.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.

2.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2004.

3. Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.

4. Савенков, А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников  «Я – исследователь»

-6-е изд.-Самара: Издательский дом «Федоров», 2015

Средства обучения:

набор химической посуды и различных приспособлений, гербарии; микропрепараты;

коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;,географические и исторические карты;  микроскопы;увеличительные стёкла, аквариум, водоросли, комнатные растения;батарейки, провода, шарики резиновые, шарики для пинг-понга, скрепки, нитки,  карандаши, резинки, компасы, воронки, бутылки, резиновые трубочки, безмен, пластиллин, кипятильник,  ванночки. ,химические вещества,  фонарик,  картон,старые диски,  зеркала,  ножницы, циркули, фломастеры, термометр, барометр, скотч, линейки, коробки из-под обуви,  магниты, металлические предметы и т.д.

Средства  мультимедийных демонстраций

компьютер, медиапроектор.

Средства  фиксации окружающего мира: 

фотокамера

Мулътимедиапроекция

для иллюстрации  исследовательской задачи, контроля знаний по определенной проблеме и по курсу в целом, подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся.

Электронные пособия, которые позволяют обеспечить программированное управление процессом обучения, конкретизировать учебный материал, систематизировать и закрепить знания и умения учащихся, проконтролировать их усвоение в ходе занятия и по окончании изучения темы, курса.

Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/).

Список литературы для педагога:

1.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.

2.Примерные программы  внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.

3. Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной

технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. – 1995. – № 6.

4.. Савенков, А.И. Детские исследования в домашнем обучении //

Исследовательская работа школьников / А.И. Савенков. – 2002. –№ 1. – С. 34–45.

Содержание

(тема занятия)

Дата

Продукт деятельности

Примечание

1. Введение. Что мы узнаем в курсе «Я- исследователь». Реклама тем - 6 часов

1

Что мы узнаем в курсе «Я – исследователь». Что такое исследование. Исследования в истории человечества.

Практическая работа №1 «Где находится воздух?»

Знание термина «исследование» и  отличительных признаков исследовательской

деятельности

2

Величайшие научные исследования. Реклама темы «Воздух» Практическая работа №2 «Давление воздуха»

навык организации рабочего пространства и использования рабочего времени. Зарисовка результатов работы.

3

Понятие «групповое  исследование». Реклама темы «Вода» Практическая работа №3 «Сила воды»

Записи рабочей тетради.Схематический рисунок эксперимента.

4

Организация исследовательской  деятельности. Реклама темы «Свет» Практическая работа №4 «Лучи света»

Записи в  рабочей тетради.

5

Определение значимости тем.   Что можно исследовать в темах«Магнетизм», «химия», «Электричество»Практическая работа №5 «Магнитные полюсы»

 Фиксация результатов  обсужденияв рабочей тетради, .

6

Реклама темы «Органы чувств»Практическая работа №6 «Как видит наш глаз» Выбор общей темы

Фиксация результатов в рабочей тетради.

2. Выбор подтем областей знания - 6 часов

7

Тема для  группового исследования  «Воздух. Свойства воздуха».Практическая работа №7. «Давит ли воздух?»

Записи  и зарисовки в рабочих тетрадях

8.

Обсуждение содержания темы «Воздух»

Практическая работа №8. «Направления давления воздуха»

Записи  и зарисовки в рабочих тетрадях

Развитие умения оценивать свои возможности, осуществлять и аргументировать свой выбор, предусматривать последствия выбора

9

Составление плана работы Практическая работа №9 «Способы сжатия воздуха»

План работы  и результат опыта -в рабочей тетради.

Совместная и самостоятельная деятельность при составлении планов работы по выбранной подтеме

10.

Практическая работа №10 «Работа с источниками

информации: книгами, энциклопедиями, периодикой».

Записи в рабочей тетради по выбранной теме

11

Практическая работа №11 «Работа с источниками информации: компакт-диски, сеть Интернет».

Записи  и зарисовки в рабочих тетрадях

12

Обзор источников информации: книги, библиотеки. Практическая работа №12 «Составление списка литературы по теме»

Записи  и зарисовки в рабочих тетрадях

3. Основы исследовательской деятельности – 10 часов

13.

Практическая работа №13«Сбор источников информации  по теме «Что происходит с воздухом при нагревании?»

Список источников информации

по теме.

Отработка навыков самостоятельного поиска материала потеме

14.

Наблюдения, опросы интервьюкак источники информации. Практическая работа №14 «Составление опросника по теме «Свойства холодного и горячего воздуха»

Опросник по теме «Свойства холодного и горячего воздуха»

15.

Работас информационными источниками (интернет-ресурсы).

Практическая работа №15 «Сбор сведений по теме «Воздух. Как сберечь тепло?»

Дополнительная информация по теме «Свойства воздуха»

16.

Работа с интернет-ресурсами.

Практическая работа №16 «Давление холодного и горячего воздуха»

Папка «Свойства воды»

17

Практическая работа №17 «Составление списка сайтов по теме «Свойства воздуха»

Список сайтов к теме «Свойства воздуха»

18.

Практическая работа №18 «Сбор  материала по   теме «Свойства воздуха: как возникает ветер. Сила ветра»

Систематизирующая папка «Свойства воздуха»

19.

Практическая работа №19 «Обработка собранных сведений»

Печатная статья по результатам исследования воздуха и его свойств

20

Практическая работа №20 «Изучение правил оформления текста Обмен опытом по сбору

информации»

Оформленный  в соответствии с правилами текст

21

Практическая работа №21 «Оформление  коллективной совместной работы «Воздух. Свойства воздуха»

Оформленный  в соответствии с правилами текст.

22

Практическая работа №22 «Обзор результатов исследований: рабочей тетради, записей, зарисовок опытов и экспериментов».

Рабочие тетради с результатами проведённых работ по теме «Воздух. Свойства воздуха»

4. Работа над исследованиями -10 часов

23

Выбор темы группового исследования «Свойства воды». Практическая работа №23 «Оформление титульного листа исследовательской работы»

Правила  оформления информационных листов (текста).

Макет титульного листа.

24.

Этапы работы над проектомПрактическая работа №24 «Составление оглавления»

Оглавление к работе.

«Вода. Свойства воды»

25.

Практическая работа №25 «Определение цели, задач, гипотезы исследования».

Цель, задачи, гипотеза исследования

26.

Практическая работа №26 «Поиск информации из различных источников. Оформление работы»

Записи к теме  по различным источникам информации

27

Практическая работа №27«Свойства воды» (Увеличение силы воды, фонтан, почему вода движется? натяжение воды)

Описание и зарисовки опытов и экспериментов

28

Практическая работа №28 «Подготовка выводов и заключительной части исследования »  Эксперимент: «Натяжение воды».

Выводы и заключения по теме исследования

29

Практическая работа №29 «Подготовка  рисунков и демонстраций экспериментов» по теме «Свойства воды». Эксперимент «Действие мыла на воду».

Рисунки  и демонстрации лучших экспериментов

30

Практическая работа №30«Подготовка презентации исследовательской работы» Эксперимент: «Вес тел в воде»

Презентация исследовательской работы

31

Правила создания выступления (доклад) о проделанной работе.

 Практическая работа №31 «Подготовка тезисов  для выступления на  школьной конференции»

Тезисы к  выступлению

Обсуждение трудностей при проектной деятельности и путей их устранения

32

Подготовка выводов по ведению исследований .Практическая работа №32 «Превращения воды»

Зарисовки и записи в рабочих тетрадях

5. Представление результатов исследовательской работы – 3 ч

33

Практическая работа №33 «Представление результатов исследовательской работы»

Исследовательская работа в печатном варианте.

34

Рефлексия.Практическая работа №34 «Обсуждение и оценивание результатов»

Коллективная оценка исследовательской деятельности каждого участника группы.

35

Выступление на общешкольной конференции

Печатный текст исследовательской работы «Вода. Свойства воды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" для 10-11 классов

Представленная программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" рассчитана на учащихся 10-11 классов. Программа была опробирована в течение 2 лет 2010-2011гг. За время реализации програм...

Программа дополнительного образования "Исследователи природы"

Программа дополнительного образования "Исследователи  природы"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей Направление: познавательное, интеллектуальное Название: объединение «Юные исследователи» Срок реализации 3 года Возраст: 13-15 лет

Программа дополнительного образования рассчитана на 3 года, для учащихся 7-9 классов, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках естествознания и физики. Занятия кр...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Эколог-исследователь"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Эколог-исследователь" предназначена для занятий по дополнительному образованию.Направление – эколого – биологическое....

Программа дополнительного образования "Юный исследователь"

Программа дополнительного образования по историии "Юный исследователь" предназначена для учащихся 5-х классов...

Методические рекомендации к авторской программе дополнительного образования по биологии «Юный исследователь» для обучающихся 6 – 8 классов

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть ...