Конспект урока истории в 6 классе
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Гнездилова Ирина Владимировна

Конспект урока истории в 6 классе по теме: «Татаро-монгольское нашествие на Русь»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                    Гнездилова Ирина Владимировна

                                                                                 учитель истории

                                                                                 МКОУ «Нижнеждановская СОШ

                                                                                   Железногорского района

                                                                                                 Курской области 

Конспект урока истории в 6 классе по теме: «Татаро-монгольское нашествие на Русь»

Цели:

Личностные:

Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут:

  1. в процессе работы развить навыки самообразования
  2. работать  с иллюстрацией и при этом  уметь высказать свое мнение о героической защите русских городов.
  3. Создать условия для развития мышления, памяти и внимания;
  4. Создать условия для развития интереса к историческому прошлому своей Родины;

Предметные:

Создать условия, при которых на основе работы с картой, ученик сможет

1.проследить походы Батыя на Русь, называть дату и княжества, захваченные Батыем;

2. Используя карту «Нашествие монголов на Русь», называть захваченные в княжеств татаро – монголами;

4. Найти и  проанализировать причины и последствия монгольских завоеваний.

Метапредметные:

Создать условия, при которых ученик сможет

  1. анализировать документ, извлекать информацию и отвечать на поставленные вопросы к документу;
  2. работать с историческими источниками, картой,
  3. составлять план на основе текста учебника.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  1. Учебник  «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» под редакцией А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, издательство «Просвещение» 2013 г.;
  2. Компьютер с установленным программным обеспечением Microsoft Office PowerPoint 2010, проектор, презентация.
  3. Карта  «Татаро – монгольское нашествие на Русь». 

                                            Ход урока:

1. Организационный этап.

2.Поторение изученного материала.

А) Вступительная беседа

1)    Дайте определение «феодальная раздробленность»

2)    Назовите основные причины раздробленности Руси и   определите  плюсы и минусы феодальной раздробленности.

Период феодальной раздробленности сопровождается упадком политического  и военного могущества Руси, чем и воспользовались монголо-татары.

I.               Изучение нового материала

1.     Образование Монгольской империи. Чингисхан. Начало завоеваний.

2.     Трагедия на Калке.

3.     Нашествие Батыя на Русь.

4.     Установление монголо-татарского ига.

 Характеристика монгольского государства. (слайд) 
Завоевание монголов (слайд)

Рассказ учителя

В начале XII в. на Русь стали доходить смутные слухи о появлении где-то на востоке новой мощной державы степных кочевников. Эти сведения доносили купцы из Индии и Средней Азии, путешественники. А вскоре новая грозная опасность встала уже у русских границ. Это были татаро-монголы.

Во второй половине XII—начале XIII в. на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные монгольские племена. Собственно монголы были одним из этих племен. Именно это племя дало потом обобщенное имя всему монгольскому государству. Татары были другим здешним племенем.

Во второй половине XII в. среди монгольских племен происходили примерно те же процессы, что и в Западной Европе в V—VII вв. и среди восточных славян в VIII—IX вв. Шло отмирание первобытнообщинных отношений, появлялась частная собственность; хозяйственной основой общества стал уже не род, а отдельная семья. Одно лишь большое различие имелось в жизни монгольского общества и народов Западной и Восточной Европы, проходивших тот же путь на несколько веков ранее. Монголы были кочевниками-скотоводами. Основой их хозяйства были табуны коней, стада рогатого скота, овец. Южные племена монголов были наиболее развиты, в хозяйственном отношении наиболее богаты. Кочевое скотоводство, превосходные пастбища давали возможность отдельным семьям выделиться в хозяйственном отношении.

Во второй половине XII в. между монгольскими племенами, как и в раннее время среди германских племен, восточных славян, началась межплеменная борьба за первенство. Создавались союзы племен, племенные конфедерации. Те, кто побеждал, подчиняли своих противников, часть из них обращали в рабство, других заставляли служить своим военным интересам. Дух дружинного предпринимательства в эту пору захватил монгольское общество. Рождение государства сопровождалось войнами между племенами и союзами племен, возвышением вождей, их отчаянными схватками между собой.

В конце 50-х—начале 60-х гг. XII в. одному из монгольских вождей Есугэю из племени тайчиутов удалось объединить под своей властью большинство монгольских племен. В его семье родился старший сын Тэмучэн, будущий Чингисхан.

На курултае (общем съезде монгольских вождей) в 1204— 1205 гг. Тэмучэн был провозглашен Чингисханом, т.е. “великим ханом”. Тем самым ему удалось объединить монголов в единое государство. На курултае задачей монголов было провозглашено завоевание мирового господства.

Государственно-военная машина монголов заработала на полные обороты в 1211 г., когда Чингисхан обрушился на Северный Китай. В течение нескольких лет монголы завоевали Китай и в 1213 г. захватили столицу империи Пекин.

 После похода на Китай монголы повернули на Запад острие своей мощной, хорошо организованной военной машины, способной к масштабным и долговременным войнам.

В 1219—1220 гг. монголы захватили Среднюю Азию. Затем монгольское войско продвинулось в Северный Иран, вышло через Южный Прикаспий в Азербайджан и появилось на Северном Кавказе. Там оно сломило сопротивление алан (осетин), которые тщетно обращались за помощью к половцам. Преследуя алан, монголы появились и в землях половцев, в Приазовье, Крыму и овладели старинным византийским городом Сурожем (Судаком). Теперь перед ними расстилались половецкие кочевья и южнорусские степи.

 Битва на Калке.  (слайды)      

Учащиеся самостоятельно читают текст учебника на стр.    и отвечают на вопросы:

Как вы думаете возможен ли был иной исход битвы на Калке? (нет,  потому  что  князья  действовали  разобщено,  каждый  сам  за  себя,  не  имели  общего   командования,  спорили  между  собой)
Какое значение имело поражение в этой битве? 

 1235 г. на курултае в Карокуме, который проходил под руководством великого хана Угэдэя, было принято решение выполнить распоряжение Чингисхана – отправиться в поход на Русь и Северный Кавказ. Во главе сборного войска (все улусы Монгольской империи должны выделить по одному воину из каждого десятка) встанет Батый, внук Чингисхана, главный военачальником войска будет Субэдэй.

Численность войска Батыя составляла около 200 тыс., против Руси выступало до 130 тыс.  Русские войска: боеспособная часть войска дружина – Рязань – 3-7 тыс., Владимиро-Суздальское княжество – 20-25 тыс., Новгород – 7-10 тыс. В 1236 г. была занята Волжская Булгария.

Поздней осенью 1237 г.монголы подошли к русским границам. 
Декабрь 1237 г. – Рязанская земля. Князь Юрий Игоревич послал за помощью во Владимир и Чернигов и получили отказ. 
Послы хана потребовали от рязанцев дать десятину, встретив отказ, хан приказал начать вторжение. 
На реке Воронеж рязанцы потерпели поражение, погиб и князь Юрий. 
21 декабря после пятидневной осады пала Рязань. Были разграблены Пронск и другие города. 
Взяв Коломну, завоеватели вступили в пределы Владимиро-Суздальского княжества. Захвачены города: Москва, Владимир (7 февраля), Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь и др.

Учащимся предлагается решить вопрос: почему один город монголо-татары подвергали разрушению и сожжению, а к другим относились благосклонно, порою обходя их?

Причины поражения русских войск. (слайд)

  • невозможность сопротивления монголо-татарам в связи с их воинской организацией (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);
  • разобщённость русских войск и сил;
  • умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.

Работа с картой.

Покажите территорию Золотой Орды. 
Какие территории вошли в состав Золотой Орды? (земли волжских булгар, половецкие степи, Крым, Приуралье, Западная Сибирь, Хорезм и др). 
Назовите столицу.   (Сарай.) 

Учитель:   Последствия  монгольского  завоевания:  (записывают в  тетрадь)

  • Гибель  населения;
  •  Разрушение городов, сел.
  • Упадок ремесла, сельского хозяйства.
  • Нарушение торговых связей.
  •  Уничтожение храмов, книг, летописей.

 III. Закрепление изученного.   

   Подведение итогов.

Учитель: Монголо-татарское нашествие  продолжалось с 1237 по 1240 г. В результате Русь превратилась в страну, где погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел...

 Монголо-татарское нашествие   уничтожило многие русские города, некогда славившиеся своей красотой и богатством. Вместо Рязани, Владимира, Торжка, Козельска, Киева остались руины и пепелища.   Сразу после ухода монголо-татарских войск люди возвращались на родные пепелища и восстанавливали жилье. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить.

   Рефлексия:

  1. Какова была цель урока?
  2. Удалось получить результат?
  3. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
  4. Какую оценку вы бы себе поставили?

  IV. Домашнее задание параграф  12,  вопросы  в  конце  параграфа, документ на  стр.  105-106 , сообщение об Александре Невском.  

                               

  Литература .

  1. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные». 7 класс

        «Дрофа» 2014.

  1. С.В.       Суматохина  «Рабочая тетрадь. Животные». 7 класс

         «Дрофа» 2014.  

  1. С.А. Молис « Книга для чтения по зоологии». М. 1986.
  2. А.А. Яхонтов « Методика обучения зоологии». М. 2002.
  3. М.С. Гекалюк  Биология . 7 класс . Тесты. Л.2013.

Интернет- ресурсы.

http://  allpenguins.narod.ru  

http://www.kraynov.com 

http://www.traditio.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 5 класса. Прощание с Грецией

Форма урока: "урок игра". Цели: повторить и обобщить изученный материал по истории Древней Греции, привить интерес к самостоятельному изучению истории древности. Урок-игра состоит из 5-и раундов: "Сча...

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Конспект урока истории 5 класс

Конспект урока истории в 5 классе по образовательной системе «Школа-2100», учебник С.В. Колпаков, В.А. Рогожкин, С.В. Тырин История древнего мира 5 класс М., «Баласс», 2004....

конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы

конспект урока истории 7 класс Специальное  (коррекционной) школы...

Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"

Урок раскрывает направления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг , ход военных действий, итоги и последствия Русско - японской войны....

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....