рабочая программа по дисциплине "История" для студентов первого курса ПОО
рабочая программа по истории на тему
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», в соответствии с Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для изучения «Истории» в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shostak_i.n.-programma_1_kurs.docx | 110.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Шостак Ирина Николаевна, преподаватель истории,
Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение
«Камчатский политехнический техникум»
(КГПОАУ «Камчатский политехнический техникум»)
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ. 4 ИСТОРИЯ
ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
1 КУРСА
Петропавловск - Камчатский - 2018
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», в соответствии с Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Организация-разработчик: КГПАОУ «Камчатский политехнический техникум».
Разработчик: Шостак Ирина Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории.
РЕКОМЕНДОВАНО Цикловой комиссией гуманитарного цикла протокол №________ от «___» __________ 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Методическим советом протокол №_______ от «____» _________ 2018 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Паспорт рабочей программы дисциплины………………………………….. | 4[1] |
1.1 | Область применения программы ……………………………………………. | 4 |
1.2 | Место дисциплины в структуре образовательной программы…………….. | 4 |
1.3 | Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины…………………………………………………………………… | 4 |
1.4 | Количество часов на освоение программы дисциплины………………….. | 8 |
2 | Структура и содержание дисциплины……………………………………… | 9 |
2.1 | Объём дисциплины и виды учебных занятий………………………………. | 9 |
2.2 | Тематический план и содержание дисциплины…………………………….. | 10 |
3 | Условия реализации рабочей программы дисциплины……………………. | 25 |
3.1 | Требования к минимальному материально-техническому обеспечению…………………………………………………………………… | 25 |
3.2 | Информационное обеспечение обучения …………………………………… | 25 |
4 | Контроль и оценка результатов освоения дисциплины……………………. | 27 |
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для изучения «Истории» в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «История» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО.
- Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин,
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами,
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе,
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации,
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории,
- периодизацию всемирной и отечественной истории,
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории,
- основные исторические термины и даты,
- особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд),
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения,
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений,
- результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, проекта
Освоение содержания учебной дисциплины «история» обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностных:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
- становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
предметных:
- сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
На изучение дисциплины «История» по специальностям среднего профессионального образования технического профиля отводится 175 часов, в том числе 117 часов аудиторной нагрузки в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах ОПОП среднего профессионального образования.
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций. И ключевых компетенции – совокупность родовых качеств, которые важны и необходимы работникам большинства профессий и значимы для общества в целом на данном временном отрезке развития цивилизации.
В программе по дисциплине «История», реализуемой при подготовке студентов специальностям технического профиля, профильной составляющей является темы, включенные в раздел 5, 7, 8.
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, практическими работами.
Изучение регионального компонента включено в раздел 4 изучение вопроса: «Открытие и освоение Камчатки», раздел 8 изучение вопроса «Героическая оборона Петропавловска-Камчатского 1854», раздел 9 изучение вопросов «Камчатка в годы русско-японской войны 1904-1905», Камчатка во время гражданской войны», «Камчатка в годы ВОВ».
Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая подготовку исследовательских работ в форме проектов, тему которых студенты определяют вместе с преподавателем и работают над ней в течение всего учебного года. Программа предусматривает работу студентов в среде информационных технологий, создание презентаций по темам с последующей защитой.
Контроль качества освоения дисциплины «История» проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета по итогам изучения дисциплины в конце семестра.
Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета и выставляется на основании результатов выполнения контрольной работы и защиты исследовательского проекта за весь курс изучения дисциплины «История».
Программа предусматривает постоянный мониторинг образовательных достижений обучающихся использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, подготовку виртуальной экскурсии.
В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы.
Программа предусматривает дифференцированный подход к изучению учебной дисциплины: для одаренных обучающихся, средний уровень обученности, для обучающихся испытывающих трудности в обучении и с ослабленным здоровьем.
Программа предусматривает реализацию личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода.
При реализации программы используются следующие педагогические технологии:
- развитие критического мышления,
- информационно-коммуникативные,
- проблемные,
- проектные,
- игровые,
- групповые,
- здоровьесберегающие технологии.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов; самостоятельной работы обучающегося 58 часов.
Учебным планом предусмотрена промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы представлены в таблице ниже.
Таблица – Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 175 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе | 117 |
теоретические занятия | 73 |
практические занятия, семинары | 44 |
контрольные работы, в том числе промежуточная аттестация (зачет) в форме теста | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося, в том числе | 58 |
подготовка реферата | 6 |
подготовка доклада (сообщения) по заявленной теме | 4 |
создание презентаций с последующей защитой | 16 |
разработка исследовательских проектов | 16 |
подготовка и проведение виртуальной экскурсии | 6 |
составление сравнительных таблиц | 2 |
подготовка с последующим участием в дискуссиях | 6 |
составление конспекта | 2 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Тематический план и содержание учебной дисциплины представлены в таблице ниже.
Таблица – Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
Раздел 1 Древнейшая и древняя история. Традиционные общества | 9 | |||
Тема 1.1 Основы исторического знания. Первобытный мир. Зарождение цивилизаций | Содержание учебного материала: 1) введение. Значение изучения истории, 2) происхождение человека. Люди эпохи палеолита, 3) неолитическая революция и её последствия | 2 | 1 | |
Теоретическое занятие: «Основы исторического знания. Первобытный мир. Зарождение цивилизаций» | 2 | |||
Тема 1.2 Цивилизации Древнего Востока | Содержание учебного материала: 1) понятие цивилизации, 2) особенности цивилизаций Древнего мира, 3) великие державы Древнего Востока | 2 | 2 | |
Теоретическое занятие: «Цивилизации Древнего Востока» | 2 | |||
Тема 1.3 Цивилизации античного мира. Культурное наследие древних цивилизаций | Содержание учебного материала: 1) древняя Греция, 2) древний Рим, 3) особенности культуры и религии Древнего мира | 5 | 2 | |
Теоретическое занятие: «Цивилизации античного мира. Культурное наследие древних цивилизаций» | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: «Культура Древнего мира», «Неолитическая революция на территории современной России», «Великая греческая колонизация и ее последствия», (подготовить презентацию на выбор с последующей защитой)∗, «Религии Древнего мира», (подготовить сообщение) ∗∗∗ | 3 | |||
Раздел 2 Цивилизации Запада и Востока в Средние века | 8 | |||
Тема 2.1 Социально-экономические отношения в раннее Средневековье | Содержание учебного материала: 1) кризис античной цивилизации. Великое переселение народов, 2) общая характеристика периода, 3) политическое развитие Европы в V-XI вв., 4) феодализм и феодальная раздробленность, 5) социальная структура, 6) Византийская империя | 2 | 2 |
Примечание: *для одаренных обучающихся, **для среднего уровня обученности, ***для обучающихся испытывающие трудности в обучении и с ослабленным здоровьем
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин. Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя. Технические средства обучения: персональный компьютер с лицензированным программным обеспечением, мультимедийный проектор, экран, исторические карты, презентации, DVD диски.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1 Артемов, В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 8-е изд., стер. - Москва : Издательский центр «Академия», 2015. – 304 с.,
2 Артемов, В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 8-е изд., стер. - Москва : Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с.
Дополнительные источники:
- Аверьянов, К. А., Ромашов С. А. Смутное время: Российское государство в начале XVII в.: исторический атлас. - М., 2015.
- Я сдам ЕГЭ! История: модульный курс: практикум и диагностика / И. А. Артасов, А. А. Данилов, Н. Ф. Крицкая, О.Н. Мельникова. - М. : 2017.
- Артемов, В.В. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М. : 2017.
- Артемов В.В. История: Дидактические материалы: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков.. - М., 2017
- Буганов, В.И. История России конец XVII-XIX в. / В.И. Буганов, П.И. Зырянов. - М. : Просвещение, 2002.
- Головина, В.А. История Древнего мира. / В.А. Головина, А.А. Немировский. – М. : Мнемозина, 2003.
- Булдаков, В. П. Война, породившая революцию / В. П. Булдаков, Т. Г. Леонтьева. - М. : 2015.
- Вторая мировая война в истории человечества: 1939—1945 гг. Материалы международной научной конференции / Под ред. С. В. Девятова и др. - М. : 2015.
- Дорожина, Н. И. Современный урок истории / Н. И. Дорожина. - М. : 2017.
- Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия. / Сост. Е. А. Мельникова, В. Я. Петрухин. - М. : 2014.
- Краткий курс истории ВКП(б). Текст и его история. В 2 ч. / Сост. М. В. Зеленов, Д. Бренденберг. - М. : 2014.
- Критический словарь Русской революции: 1914—1921 гг. / Сост. Э. Актон, У Г. Розенберг, В. Ю. Черняев. – Санкт-Петербург : 2014.
- ХХ век глазами современников / И. С. Розенталь, Н. Валентинов и другие. - М. : 2015.
- Победа-70: реконструкция юбилея / Под ред. Г. А. Бордюгова. -М. : 2015.
- Формирование территории Российского государства. XVI — начало ХХ в. (границы и геополитика) / Под ред. Е. П. Кудрявцевой. - М. : 2015.
Интернет- ресурсы:
- Электронно-библиотечная система IPRbooks,
- Библиотека Гумер: [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.gumer.info.
- Библиотека Исторического факультета МГУ: [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm,
- Библиотека социал-демократа: [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.plekhanovfound.ru/library,
- Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам: [Электронный ресурс] - Режим доступа: www. bibliotekar. Ru.
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и исследовательских работ, тестирования, устного опроса, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Таблица 3 – Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения | Формы и методы контроля результатов обучения |
Усвоенные знания: 1) основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории, 2) периодизацию всемирной и отечественной истории, 3) современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории, 4) основные исторические термины и даты, 5) особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе Освоенные умения: 1) анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), 2) различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, 3) устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений, 4) результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, проекта | Формы: текущее и итоговое тестирование, самоконтроль, практические работы, семинарские занятия Методы: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), письменный опрос (тест, диктант основных понятий темы и др.), дискуссия, анализ проблемных ситуаций по теме, отчет по самостоятельной работе, составление схем и таблиц, защита рефератов, презентаций, проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные уроки физики как способ повышения интереса студентов первых курсов к изучению предмета
Данное пособие предлагает нетрадиционные уроки по физике в группах первого курса колледжа. В методическом пособии содержится описание нетрадиционных уроков на различных этапах обучения физики с ...
Рабочая тетрадь для студентов первых курсов колледжей
Данная рабочая тетрадь по английскому языку предназначена для стулентов первых курсов колледжец всех специальностей, обучающихся на базе основного общего образования....
рабочая программа по информатике для первого курса СПО
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и примерной программы по специальности среднего профессионального образов...
Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов первого курса
Вводный лексико-грамматический курс английского языка предназначен для студентов первого курса всех специальностей очной формы обучения, реализующих образовательную программу среднего (пол...
Сборник самостоятельных и домашних работ для студентов первого курса очной формы обучения часть I; часть II
Данные методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ и домашних заданий студентами первого курса очной формы обучения по дисциплине «Математика». ...
Рабочая программа по математике для студентов первого курса СПО технического профиля
Рабочая программа по математике для студентов первого курса СПО технического профиля, максимальная нагрузка - 435 часов, аудиторная нагрузка - 290 часов....
Задания для подготовки студентов первого курса к промежуточной аттестации в первом семестре
Данный материал предназначен для подготовки к экзамену студентов 1 курса специальностей ПС, СП, ТМ. Включает в себя набор заданий по темам первого семестра....