Уро кистории в 5 классе по теме "В афинских школах и гимнасиях"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок составлен в соответствии с программой и требованиями ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_v_afinskih_shkolah_i_gimnasiyah.docx | 40.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет_________история_______________________________
Класс_____________5 класс______________________________
Автор УМК_______ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая _____
Тема урока______________В афинских школах и гимнасиях___
Тип урока______________изучение нового материала_________
Задачи урока:
Личностные: Способствовать пониманию значения и ценности образования в жизни человека в прошлом и настоящем
Предметные:
Анализируя данные об афинских школах, гимнасиях, палестрах выявить особенности образования в Древней Греции.
Научить выявлять причины возникновения школ, характеризовать их значение для афинского общества; видеть сходство и различия древнегреческих и современных школ
Метапредметные:
- Формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;
- Владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами исторических источников.
- Создать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников.
Образовательная среда:
- учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая “История древнего мира”, 5 класс;
- компьютер, медиапроектор;
- Мультимедийная презентация «В Афинских школах и гимнасиях»;
- Карточки с заданиями, дополнительной информацией и шаблоны опорных схем для групп;
- «Лавровые листья» из бумаги
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Доска, экран |
Эмоциональный настрой | Приветствие | Приветствуют учителя | |
1.Актуализация знаний | Ребята, вспомните какие качества ценились у граждан Древней Греции? Где они могли продемонстрировать эти качества? Вспомните, о каких достижениях древних греков вы знаете? А как вы думаете, где древние греки могли овладеть знаниями и умениями? Где вы получаете знания? О чем мы сегодня будем говорить на уроке? | Вспоминают об ораторском искусстве эллинов, Олимпийских играх, о развитии архитектуры и искусства в Афинах. Предполагают, что в Греции существовали учебные заведения, о которых мы и узнаем на уроке и какое значение образование играло в жизни древних греков? | |
2. Формулирование темы и составление плана ее изучения | Тема нашего урока «В афинских школах и гимнасиях» Подумайте, по какому плану мы будем работать на уроке? Работать будем по следующему плану:
| Учащиеся предлагают план изучения темы и с помощью учителя формулируют основные вопросы: Где? С какого возраста? Чему учились? Какое значение имело образование для развития Древней Греции? Как образование влияет на развитие страны, народа? (как вариант) | Тема урока Этот вопрос как проблемный записывается на доске. |
3. Первичное усвоение новых знаний. |
Рассмотрите ОК, попробуйте догадаться, как было организовано обучение в Древней Греции. А) Школа (от греч. schole – досуг)- учебно-воспитательное заведение начального и среднего образования. - Обратите внимание на рисунок «Греческая школа». Опишите, что вы видите на рисунке. - Налево урок музыки, направо – поэзии. Учитель развернул книгу, по которой читает ученик; на стене развешаны учебные предметы. Греки не считали образованным человека, не умевшего петь и танцевать. – Как вы думаете, какие уроки были самыми главными в школе? - О каком воспитании здесь идет речь – афинском или спартанском? - Почему вы так думаете? - Платон, древнегреческий ученый, говорил, что только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ, невежда же самое дикое создание из всех существующих на земле. - Согласны ли вы с мнением Платона? Обоснуйте свой ответ. - В каком городе – государстве Древней Греции особенно сильна была тяга к знаниям? - Афины являлись научным и культурным центром Греции, куда стекались знаменитые ученые, поэты, философы. - Для кого было доступно образование? - Сыновья свободных греков получали образование в школе. Обучение было платным, и не все семьи могли себе позволить дать образование детям, хотя очень стремились к этому. Мальчики бедных родителей, научившись читать и писать за три года, как правило заканчивали образование. Мальчики из богатых семей продолжали учиться до 18 лет. Б) Палестра - Познакомимся со следующей ступенью обучения. - Чем занимались в палестре? - Сформулируйте определение сами. - Греки считали, что умственное «моральное развитие человека достигается лучше всего в здоровом теле, которое должно всесторонне и свободно развиваться так, чтобы человек достигал гармонического совершенства души и тела». - Сохранилась ли такая точка зрения в наши дни? В) Гимнасий - Какое слово вам напоминает? (гимнастика, гимназия) - Предположите, чем там будут заниматься? - Сформулируйте определение, используя текст учебника с. 176 п.4. - Образование в первую очередь готовило мальчиков к защите Отечества. Г) Педагог - А сейчас я хочу рассказать краткую историю: «Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой –то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот еще одним педагогом стало больше!». - Что он имел в виду? Кого в Греции называли педагогами? - Сформулируйте определение. - Кого сейчас называют педагогами? - Итак, день ученика начинался с того, что он отправлялся в школу в сопровождении раба - педагога. - Рассмотрите рисунок с. 181, опишите так, чтобы получился связный рассказ. 2. Уроки в греческой школе Раз у нас урок – экскурсия, давайте заглянем в афинскую школу, палестру и гимнасий. Проблемный вопрос: Какие уроки можно извлечь для себя, обучаясь в греческой школе? Школа Представьте, что мы находимся в обычной греческой школе. Посмотрим, как проходят уроки. - С чего же начинается урок? (с приветствия) “Хайретэпайдес! Калой кой агатой!” Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные! Сегодня я ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите не раньше первых сумерек. Не шалите - розги всегда лежат перед вами. Не толкайтесь, не пристало здесь играть ни в бронзовую муху, когда один тычется как заболевший осел, а остальные визжат и разбегаются; ни в хитринду, когда вы сажаете товарища на пол, скачете вокруг и задираете его, а он хватает вас, но не может сойти с места. А самое сильное наказание будет назначено игрокам в эфедрисму, потому что священные стены храма знаний - не для диких прыжков ребенка с товарищем на закорках. Наш город с надеждой смотрит на вас, будующих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, сядьте прямо и начнем урок. Я буду учить вас писать, читать, считать. Урок – письмо Тема: Буквы греческого алфавита. - Чем и на чем будем писать? - Книги, как правило, писались на папирусе и свертывались в рулоны. - Вспомните, опыт какого народа использовали греки при создании своей буквенной письменности? - В чем его достоинства по сравнению с древнеегипетским письмом и клинописью? - В чем различие финикийского и греческого алфавитов? - Сколько букв в греческом алфавите? - Давайте прочитаем буквы алфавита. - Как по – гречески называется наука о прошлом? - Давайте запишем это слово - Греческий алфавит был использован при создании алфавита других народов. Можете доказать это? - Изобретение греками алфавита по своему значению можно сравнить с изобретением в Индии цифр. - Какой важный урок дает нам история создания письменности разными народами?» - А какую роль сыграло создание алфавита в самой Греции? Урок поэзии (литературы) Тема: Великие мастера слова - В Греции почти невозможно найти грамотного человека, который бы не знал и не любил своей литературы. Лучшие ученики не только читают наизусть произведения любимых авторов, но и учатся сами писать стихи. - Прочитайте выразительно текст и определите, из какого произведения взят этот отрывок? - Кто считается его автором? - Какое другое величайшее произведение Гомера вам известно? - Почему греки передают из уст в уста строки из творений Гомера «Илиада» и «Одиссея», заучивают их наизусть? Урок истории Тема: По страницам истории Геродота Чтение фрагмента «Греко-персидские войны» - О каком историческом событии идет речь в труде Геродота? Урок музыки и танцев Тема: Музицирование (игра на свирели), сиртаки Палестра - Познакомимся со следующей ступенью обучения в Древней Греции. Наш путь лежит в соседнюю палестру. Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы? - В палестрах стоят статуи знаменитых атлетов – работы великих греческих мастеров Мирона и Поликлета. - Обратите внимание, как скульпторы изображают человеческую фигуру – в свободном движении, показывают, каким физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу должен быть каждый гражданин своего полиса. Задание: Рассмотрите рисунки и определите, каким видам спорта обучались мальчики в палестрах? Гимнасий - Дальше наш путь лежит в афинский гимнасий. В гимнасиях выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, обучали искусству красноречия – умению правильно и красиво говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. О, дар слова – великая сила! Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою его положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, - так убедительно он говорил. Искусству красноречия надо учиться долго и упорно. Задание: говоря одновременно в течение 30 секунд. Не прерываясь, вы должны хвалить своего соперника. Побеждает тот, кто не прервется, будет более убедителен и продержится дольше по времени. Урок философии Тема: Единство мира природы и человека Философия – любовь к мудрости - Много думали греки над существом самого человека. Они рассуждали о том, как развивается человеческий ум, как появляются у человека понятия о добре и зле; чем держится порядок в обществе: страхом ли людей перед наказанием за проступки, или врожденным у человека чувством правды. Греки называли людей, которые думали об этих вопросах и старались понять, как устроен мир и человеческая жизнь, философами. Мы теперь таких людей называем учеными. Древнегреческий ученый Демокрит высказал гениальную мысль о том, что весь мир состоит из мельчайших частиц – атомов. - Почему это высказывание Демокрита свидетельствует о единстве мира природы и человека? «Более, чем дети о своей матери, должны граждане заботиться о родимой земле, ведь она богиня – владычица смертных созданий» Платон - В чем видит связь природы и человека Платон? «Подобно тому, как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой – от заботы о своем коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем, что становлюсь лучше». Сократ - Что для вас было бы сложнее: заботиться об урожае, возделывая землю (о чем говорит Платон), или заниматься воспитанием самого себя (о чем говорил Сократ | Работа по опорному конспекту (приложение 1) По ходу объяснения новых слов делается схема в тетради Рисунок в ОК Ответ:Уроки поэзии и музыки были самыми главными. Ответ учащихся Афины Палестра – (от греч.парле – борьба) школа борьбы, здание для подготовки атлетов. Ответы учащихся Гимнасий(от греч. gymnos - обнаженный) архитектурно оформленные площадки для гимнастических упражнений с банями, портиками и другими помещениями для отдыха и духовного общения. Педагог – раб, сопровождающий ученика в школу и следивший за его поведением и успехами в классе. Описание Проверка зарисовки схемы Рассматривают рис. «Письменные принадлежности» (с. 182) -финикийцы - наличие гласных букв - 24 Чтение алфавита по карточкам (приложение 2) - История Проговариваются буквы, запись слова в тетрадь по-гречески - Греческая азбука лежит в основе азбук – русской, английской, французской, немецкой - Возникновение и развитие письма у каждого народа шло своим путем, но при этом люди использовали опыт создания письменности друг друга и этим обогащали и мировую, и собственную культуру овладение грамотой стало возможно за короткий срок Чтение вслух учеником (приложение 3) Гомер, отрывок из «Одиссеи» - Илиада в этих произведениях описывается история греков, мужество и отвага, поучение о победе добра над злом Сообщение о биографии Геродота (ученик) Приложение 5 Марафонская битва, 490 г. до н.э. Физминутка, танец Сообщение учащегося о статуях Дискобол, Копьеносец Пятиборье (рис) Риторика Высказывания ученых на листочках Ответы детей | |
4. Первичная проверка понимания | Что вы узнали о культуре Греции, побывав на школьных уроках, в палестре, гимнасии? - Какой вклад в культуру внесли эти выдающиеся греки? Аристофан, Геродот, Гомер, Пифагор, Эзоп - Какие уроки можно извлечь для себя, обучаясь в греческой школе? | Ответы детей: 1. Греки давали детям широкое образование. 2. Греки создали свою письменность. 3. В Греции существовала великая литература: поэмы, драматические произведения, басни. 4. В Греции развивались науки: математика, история, философия и др. 5. Физическая культура ставилась наравне с науками. 6. В Греции обучали умению красиво говорить – ораторскому искусству. Дети вытягивают листочки и именами, дают ответ | Да доске закрепляются составленные опорные схемы. |
5. Первичное закрепление. | Сейчас мы поработаем в группах. Выполняя задания по теме урока | Текст с ошибками. Исправьте не менее 5 ошибок в тексте: Афинскую школу посещали мальчики с 8 лет. Образование было бесплатным. Педагоги проводили занятия. В школе учились чтению, музыке, архитектуре. В палестрах мальчики занимались гимнастикой и домоводством . А в гимнасиях слушали выступления известных стратегов, ученых, которые излагали свои взгляды по различным наукам. «Третье лишнее» Зачеркни лишнее понятие.
«Логическая цепочка» 3 Продолжи цепочку:
3. Музыка, чтение, счет, … | Слайды с заданиями |
6. Домашнее задание | § 38, вопросы к параграфу. Опережающее задание: прочитать параграф 39, изготовить трагическую или комическую маску. | ||
7. Рефлексия (Подведение итогов занятия) Саморефлексия. | Как мы можем ответить на вопрос нашего урока? В течение урока мы с вами выполняли различные задания. Я хочу предложить вам оценить свою работу сегодня. На экране вы видите разные варианты начала предложения. Выберите любое из них и закончите фразу. (Рефлексия). (см. Приложение) | Говорят о значении знаний, спорта и в целом образования в в жизни древних греков и своей. Оценивают свою работу и работу своих групп, выставляя отметки в карту оценки. | Слайд с вопросами для рефлексиии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "В афинских школах и гимнасиях"
Презентация для изучения истории древнего мира в 5-м классе по теме: "В афинских школах и гимнасиях"...
План-конспект урока по теме "В афинских школах и гимнасиях"
Конспект составлен по ФГОС. В конспекте определена деятельность учителя и ученика. Показано применение технологии развивающего обучения через выполнение различных заданий....
Технологическая карта урока истории на тему В афинских школах и Гимнасиях
Учебный предмет: историяКласс: 5Автор учебника: А.А. Вигаскин, Г.И. Годер, И.С. СвеницкаяТема урока: « В афинских школах и гимнасиях» Цель урока: показать значимость древнегрече...
Презентация к уроку истории в 5 классе "Путешествие в афинские школы и гимнасии"
Презентация к уроку истории Древнего мира в 5 классе "Путешествие в афинские школы и гимнасии" явялется иллюстративным приложением к разработке урока. Ведущая технология - "погружение в историю" с эле...
урок истории в 5 классе по теме "В афинских школах и гимнасиях"
урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС (учебник А.А.Вигасин)...
Конспект урока по истории на тему "В афинских школах и гимнасиях" (5 класс)
урок изучения новой темы...
Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме "В афинских школах и гимнасиях"
Тема урока: "В афинских школах и гимнасиях"Цель урока: дать характеристику воспитанию и обучению афинских мальчиков, показать значение гимнасиев для жизни взрослых афинян; отрабатывать навык...