План-конспект урока по теме "В афинских школах и гимнасиях"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Зубкина Ольга Петровна

Конспект составлен по ФГОС. В конспекте определена деятельность учителя и ученика. Показано применение технологии развивающего обучения через выполнение различных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_afinskikh_shkolakh_i_gimnasiyakh.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Зубкина О.П.

учитель истории

ГБОУ СОШ №629

Г. Москвы

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА ПО ФГОС

(5 КЛАСС)

Тема  урока  «В афинских школах и гимнасиях»

Цели урока: Познакомить учащихся с системой образования в Древней Греции.

Задачи:

Предметные: Обеспечить освоение учебного материала о системе образования и воспитания  в Древней Греции.

Метапредметные: Содействовать развитию способностей учащихся сравнивать, анализировать и обобщать факты, работать с различными      видами источников информации, продолжать формирование умения правильно употреблять  и объяснять исторические термины и понятия. участвовать в обсуждении, делать выводы.

Личностные: способствовать развитию интереса через приобщение к общечеловеческим ценностям

Ожидаемые результаты: на основе использования технологии развивающего обучения, обеспечивающей развитие ОУУН, предполагаю достижение поставленных целей и задач. 

Оборудование  урока: мультимедийная презентация, учебник.

Форма урока:  овладение новыми знаниями

Технология развивающего обучения

Ход урока.

Этап урока

Содержание урока

Действия учащихся

Действия учителя

Оборудование и доска

Организационный момент

3 мин

Объявление темы урока

Повторяют домашнее задание

Объявляет тему урока и вопросы для повторения.

Слайд 1-2

Актуализация знаний учащихся

5-7 мин

Проверка выполнения домашнего задания в виде исторической викторины.

Отвечают на вопросы исторической викторины

Читает вопросы  исторической разминки , используя презентацию.

  • На каком полуострове находится Греция?
  • Как древние греки называли свою Родину?
  • Кто автор поэмы « Одиссея» и «Илиада»?      
  • Название поэмы  « Илиада». Почему?
  • Главный бог в греческой мифологии?            
  • Объясните полис – это…?            
  • Как назывался греческий военный корабль?  
  • Расстояние от Афин до Марафона.  
  • Илоты – это…?                
  • Как назывался боевой строй  афинских воинов в Марафонской битве?
  • Демократия – это…?  
  • Как называлось главная площадь Афин?              
  • Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны?  
  • Назовите главный порт Афин? Назовите высший орган власти в Афинах?
  • Колония-это?..
  • Главный храм в Афинах?
  • Верфь – это…?
  • Имя полководца греческих войск в Марафонской битве?
  • Сколько дней проходили Олимпийские игры?  
  • Назовите афинский район, где жили гончары?  
  • Назовите имя спартанского полководца в битве у Фермопил?

Слайд 3-5

Изучение нового материала          30-35 мин 

Постановка учебной задачи на урок и проблемного вопроса «Сравните систему обучения в Древней Греции и сегодня».

Записывают в тетрадь тему урока.

Объявляет тему, цели урока, ставит учебную задачу:

«Сравнить систему обучения в Древней Греции и сегодня»

Изучение  нового материала с использованием мультимедийного ряда Power Point , текста учебника, в постоянном диалоге с учащимися

Учащиеся записывают в тетрадь имя богини КЛИО и перерисовывают со слайда схему учебных заведений в Древней Греции.

Учитель рассказывает о богине истории КЛИО и о системе учебных заведений в Древней Греции по схеме. «Ее обычно изображали со свитком в одной руке и грифельной палочкой в другой. Рядом с ней всегда находилась корзина со свитками, на которых были записаны исторические события и деяния людей.Людям необразованным и невежественным богиня никогда не раскрывала свои тайны. Для любознательных же ее кладовые всегда были открыты».

Слайд 6-7

Учащиеся слушают сообщение ученика о рабах-педагогах, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы, находящиеся на слайдах

.

Учитель предлагает послушать сообщение учащегося о рабах-педагогах и предлагает учащимся ответить на вопрос : «Чем обучение в современной школе отличается от обучения в школе Древней Греции»

Слайд  8    

Учащиеся читают текст документа со слайда или в учебнике стр.183 и отвечают на вопрос.  

Учитель предлагает прочитать «Жалобу раздражённой матери учителю  на прогульщика сына из весёлой пьесы древнего автора» и ответить на вопрос «Что нового мы узнали о древнегреческой школе из этого документа»?

Слайд 9

Учащиеся выполняют задание

Учитель предлагает выполнить задание: «Что имел в виду афинский стратег Перикл, который, узнав о том, что какой-то раб сломал  ногу,  воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше».

Слайд 10

Учащиеся, прослушав  сообщение и, используя материал учебника стр.182, отвечают на вопрос.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель предлагает прослушать сообщение учащегося об обучении в школе и ответить на вопрос «Чем обучение в древнегреческой школе отличалось от обучения в современной школе?»

Учитель рассказывает о письменности в Древней Греции и о системе счёта.

Предлагает учащимся ответить на вопросы:

Где в это время уже была письменность?

Чем и на чем писали в странах Древнего Востока?

Далее учитель предлагает решить задачу, используя древнегреческие цифры.

«Деметриос шалил на уроке и получил восемь ударов палкой, а Фотион опоздал на занятия и был наказан четырьмя ударами. Сколько ударов нанес учитель в течение урока?» и ответит ь на вопрос «Почему учитель давал своим ученикам решать такие задачи?»

Слайд  11

Слайд 12-13

Слайд 14

Учащиеся отвечают на вопросы на слайде.

Учащиеся отвечают на вопрос, используя слайд и иллюстрации учебника на  стр.182-183

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель предлагает послушать сообщение учащихся об обучении в палестре и ответить на вопросы.

1. Чем занимались в палестре?

2. Каким видам спорта обучались мальчики в палестрах?

Учитель предлагает внимательно рассмотреть статуи известных  греческих скульпторов Поликлета и Мирона и ответить на вопрос: «Как скульпторы изображают человеческую фигуру?

Учитель предлагает учащимся провести «весёлую переменку», которую проводили в древнегреческой школе. Там учащиеся на перемене отгадывали загадки.

  1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе
  2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз
  3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая.

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель: «Взрослые  афиняне, желавшие  продолжить занятия  гимнастикой и пополнить свои  знания  посещали гимнисии, которые располагались  за городом».

Предлагает учащимся прослушать сообщение

учащегося об обучении в гимнасиях и ответить на вопросы.

Что такое «гимнасий»?

Кто мог их посещать?

Чему учились в гимнасиях?

Слайд 19

Слайд 20

Рассказ учителя об учёных Древней Греции:

Пифагор – известный математик;

Евклид – автор знаменитого учебника по геометрии;

 Геродот – “отец истории” - описал войны греков с персами;

Гиппократ – знаменитый врач;

Аристарх – догадался о вращении Земли;

 Сократ – философ, будил мысли о правде, добре и зле.

Слайд 21

Рефлексия

5-7мин

Для закрепления новых знаний  предлагается решить задание, ответить  на проблемный вопрос урока.

Учитель  предлагает решить задание:

Исправьте не менее 6 ошибок в тексте:

Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды по различным наукам» и  ответить на проблемный  вопрос урока «Чем система образования в Древней Греции отличается от современной системы образования?»

  Учитель предлагает повторить новые понятия и записать их в тетрадь.

Педагог – сопровождающий  ребенка  в

школу.

Палестра – школа  для  занятий  гимнас-

тикой.

Дискобол – метатель диска

Гимнасий – школа  для  взрослых.

Стиль – металлическая или костяная  палочка  для письма.

Красноречие – умение отстаивать своё мнение

Слайд 22

Слайд 23

Домашнее задание

Прочитать § 38, ответить на вопросы на стр.185, и выучить новые понятия, записанные в тетрадь.

Слайд 24

Использованные источники:

  1. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/
  2. http://122.72.0.6www.openclass.ru/node/348070 
  3. http://ppt4web.ru/istorija/v-afinskikh-shkolakh-i-gimnasijakh.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".

План открытого урока в з-ем  классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....

План-конспект Открытый урок по теме \'\'Путешествие\'\'\' 9 класс

Конспект открытого урока  по английскому языку. Тема урока:  "Путешествие".  ...

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План – конспект открытого урока в 7а классе: «Школа и школьная жизнь»

Урок английского языка в 7а классе по теме "Школа и школьная жизнь" является уроком отработки умений и рефлексии раздела " Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отн...

Технологическая карта, план-конспект открытого урока на тему: "Метаморфозы" человеческого тела". Презентация к уроку.

Открытый урок на тему:"Метаморфозы" человеческого тела". К уроку прилагается визитная карточка, технологическая карта, план-конспект урока, дидактический материал, практические разработ...

План-конспект открытого урока в 3 классе. школы с углубленным изучением английского языка. УМК И.Н.Верещагина, Т.А.Притыкина. Тема урока «Одежда. Времена года».

Урок разработан с целью повторить и закрепить слова по пройденной теме "Одежда", ввести новую тему «Времена года» и новые слова,  организовать их первичную тренировку, ...