"Власть и общество в эпоху петровских преобразоываний: дворянство, крестьянство". Технологическая карта.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Технологическая карта содержит основной материал по указанной теме, раскрывает основные процессы, произошедшие изменения в общественной структуре России первой четверти XVIII века. В ходе урока учащиеся узнают о слиянии боярского и дворянского сословий в единое целое, а также могут проследить изменения в жизни крестьянского сословия. В приложениях предствадены отрывки из документов и презентация для урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 31.5 КБ |
dokumenty.doc | 12.5 КБ |
rabochiy_list.doc | 22.5 КБ |
vlast_i_obshchestvo_v_epohu_petrovskih_preobrazovaniy.pptx | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Головнева Е.С. МБОУ СОШ №73 им. А.Ф.Чернонога
Этапы урока Методические, учебные | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Доска |
Оргмомент Создание проблемной ситуации Актуализация знаний Изменения в положении основных сословий Поиск решения проблем, открытие новых знаний Рефлексия Домашнее задание | Ни для кого не секрет, что петровская эпоха изменила весь ход исторического процесса в России. Его действия были смелыми, решительными, бескомпромиссными. «...Современникам его казалось, что царь перевернул вверх дном всю старую жизнь, не оставил камня на камне от старого порядка» (С.Ф.Платонов) Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? На какое сословие опиралась царская власть в России? Какое положение они занимали? А какое сословие было самым многочисленным и самым бесправным? Сегодня мы говорим, что государство создано для блага людей. Но думал ли царь Петр о людях? Или они были лишь средством достижения цели? Ответ на эти вопросы мы постараемся сегодня сформулировать. Но что мы знаем о Петре Великом как о человеке? Верно. И того же он требовал от других. Бояре и дворяне всегда были ближе всех к власти, крестьяне всегда были источником дохода для высших сословий. Поэтому наибольшие изменения коснулись именно этих сословий. (Или – как вы думаете, почему я взяла для рассмотрения сегодня именно эти категории население?) Каким же образом поменялась их жизнь? Фрагмент фильма очень ярко показывает, насколько радикальными были перемены. Так ли все было на самом деле, нам помогут убедиться фрагменты исторических источников. Что вы можете сказать о положении боярского сословия? На основе уже имеющихся знаний попробуйте ответить на вопрос, как реформы Петра изменили жизнь крестьянского сословия. На основе составленной схемы, сделайте вывод о характере изменений в жизни этих сословий. Думал ли царь Петр о людях? Можно ли было обойтись без преобразований общества? Как можно оценить реформы Петра I?
Ответить на вопрос «Была ли российская модернизация неизбежна или она была осуществлена лишь благодаря воле Петра?» | Обучающиеся смотрят слайд-шоу, которое должно навести их на мысль о теме урока Формулируют тему. Боярство, дворянство. Привилегированные сословия. Крестьяне Примерные ответы. Целеустремленный, требовательный, трудолюбивый, жестокий(деспотичный),не боялся никакой работы, не жалел сил для дела, хотел сделать Россию великой державой.(возможны иные варианты ответов). Просмотр фрагмента к/ф «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Работа с документами: каждый документ зачитывается вслух, делают выводы, выясняя изменения в положении боярства и дворянства. Изменения записываются в рабочих листах, обучающиеся складывают ответ из фрагментов мозаики . Делается вывод о слиянии боярства и дворянства в единое сословие. Разрешается воспользоваться уже имеющимися записями в тетради и учебником. Примерные ответы: была введена подушная подать, заменившая подворное налогообложение, и рекрутская повинность, запрещалось носить бороду. Результаты записываются в рабочие листы. Отвечают на вопросы, заданные в начале урока. Примерный ответ: нет, не думал. Проблемы каждого человека в отдельности не имели значения в масштабах государства. Реформы Петра не только не улучшили жизнь ни одного из тех сословий, которые мы рассматриваем, но и сделали ее гораздо сложнее. Произошла ломка старых представлений и ценностей, замена их европейскими. Обойтись без общественных реформ было нельзя, так как менялись основы государственной и экономической жизни, значит и люди должны были измениться. Обучающимся предлагается сформулировать плюсы и минусы петровских реформ и записать их в рабочие листы. Составляют синквейн «Изменения жизни общества». Записывают домашнее задание | Слайд 1 Слайд 2 Тема записывается на доске На доске схема «Изменения в положении основных сословий: боярство, дворянство, крестьянство». Слайд 3,4,5 Схема дополняется фрагментами о крестьянах Запись синквейна на доске |
Предварительный просмотр:
Из Указа о единонаследии от 23 марта 1714 г.
2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную (по завещанию), тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, …кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет.
Кто получил право наследования поместья?
На что имели право остальные наследники?
Из Указа о введении Табели о рангах 1722 г.
Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства не из дворян; то когда кто получить вышеписанный чин, оный суть дворянин и его дети, которые родятся в обер-офицерстве.
…И понеже никому, кроме нас, и других коронованных глав принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью жаловать.
Какое право получили служащие недворянского звания согласно Табели о рангах?
Каким еще способом возможно было получить дворянство?
Из сборника «Юности честное зерцало»
Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив.
Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языками,..: а особливо когда тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли, и чтоб их от других незнающих болванов распознать.
Почему Петр I уделял столь значительное внимание воспитанию молодого дворянства?
Для чего молодым дворянам предписывалось общаться на иностранных языках?
Предварительный просмотр:
Рабочий лист по теме
«Власть и общество в эпоху петровских преобразований: дворянство, крестьянство»
Изменения в положении основных сословий
Дворянство Крестьянство
Оценка петровских реформ
Положительные Отрицательные
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Власть и общество в эпоху петровских преобразований: дворянство, крестьянство. Учитель Головнева Е.С. МБОУ СОШ № 73 им.А.Ф.Чернонога
Из Указа о единонаследии от 23 марта 1714 г … Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет , единому из оных дать недвижимое чрез духовную (по завещанию), тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, …кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет . Кто получил право наследования поместья? На что имели право остальные наследники?
Из Указа о введении Табели о рангах 1722 г. Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства не из дворян; то когда кто получить вышеписанный чин, оный суть дворянин и его дети, которые родятся в обер-офицерстве . … И понеже никому, кроме нас, и других коронованных глав принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью жаловать . Какое право получили служащие недворянского звания согласно Табели о рангах? Каким еще способом возможно было получить дворянство?
Из сборника «Юности честное зерцало » Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив. Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языками,..: а особливо когда тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли, и чтоб их от других незнающих болванов распознать . Почему Петр I уделял столь значительное внимание воспитанию молодого дворянства? Для чего молодым дворянам предписывалось общаться на иностранных языках?
Последствия петровских реформ п оложительные отрицательные
Закончите предложение : Сегодня я узнал(а), что… Оказывается… Раньше я думал(а), что… Теперь мне понятно, что…
Ответить на вопрос «Была ли российская модернизация неизбежна или она была осуществлена лишь благодаря воле Петра?» Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории в 7 классе "Предпосылки петровских преобразований"
Методическая разработка по истории в 7 классе на тему "Предпосылки петровских преобразований"...
Технологическая карта урока «Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе».
Цель урока: Сосредоточить внимание обучающихся на вопросах Гражданской войны, требующих глубокого осмысления: Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе, к...
Технологическая карта урока Власть и общество
Урок в 8 классе...
Власть и общество в пертровскую эпоху
презентация к уроку...
технологическая карта урока Предпосылки петровских преобразований, 7 класс
технологическая карта урока в 7 классе разработана в соответстквии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока по теме "Преобразования в области культуры и быта в Петровскую эпоху"
Урок по курсу История России для 8 класса имеет основной целью развить навыки функциональной грамотности - научить выделять характерные черты преобразований в области культуры и быта с использованием ...
Технологическая карта учебного занятия по теме "Россия в эпоху петровских преобразований"
Технологическая карта учебного занятия по истори...