Становление советской системы. Начало новой экономической политики
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Гребенщикова Наталья Юрьевна

Особенностью разработки урока "Начало НЭП" является попытка использовать навыки работы учащихся  с историческими источниками, составления кластеров, умения вести дискуссию, работать в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nep_razrab._ur.docx90.03 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ

11 класс

Раздел    Становление советской системы.

Тема    Начало новой экономической политики

(Материалы к открытому уроку)

Гребенщикова Наталья Юрьевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ Сакская гимназия №1

Республика Крым

Тема урока:                   Начало НЭП.   

Цели и задачи урока:

  •   уяснить, что причина перехода к НЕПу была прежде всего политическая – реальная угроза потери власти большевиками;
  •   раскрыть предпосылки, сущность, мероприятия и последствия    проведения большевиками новой экономической политики;
  •      продолжить становление навыков сравнительного анализа и оценки результатов и последствий исторических событий для развития общества  на основе сравнения основных мероприятий ВК и НЭП
  • показать, что основным противоречием НЕПа было несоответствие между  экономической и социальной либерализацией и сохранением жесткого авторитарного режима; 
  • установить причины свертывания НЭПа. 
  •    развивать умение выделять главное и устанавливать причинно- следствен-    ные связи;
  • сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма»  и нэпа;     формирование навыков работы с текстом документа;
  • формулировать выводы по итогам нэпа; 

Методы обучения: частично-поисковый (самостоятельная работа в парах с текстами документов),использование методов критического мышления –составление кластеров, приема «фишборн»
Формы работы:  беседа, работа с  историческими источниками - текстами документов и материалов, заполнение опорного конспекта, составление сравнительной таблицы
Средства обучения: карточки-задания с познавательными материалами и заданиями, исторические источники – отрывки из документов , раздаточный материал, меловые СЛС (структурно-логические схемы  на доске)
Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы(исторические источники)  с опорой на средства условной наглядности

Базовые понятия и термины: НЭП, политический кризис Советской власти как главная причина перехода к НЭПу, продналог, концессии, «ножницы цен», кооперация.

Основные даты и события: март 1921г. - Х съезд РКП (б), 1921 – 1928гг. – реализация новой экономической политики, 1922 – 1924 финансовая реформа, 1929г. – год «Великого перелома».

Оборудование урока: учебник – В.А.Шестаков, История России  ХХ-ХХI вв.-М., 2014 ;  атлас, политические карикатуры, СЛС (меловые структурно-логические схемы или готовые схемы на слайдах)

ПЛАН УРОКА
1.Причины и необходимость перехода к НЭПу. 

2.Х съезд партии, его решения. 

3.Основные мероприятия НЭПа.

I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний: 
1.Когда и чем закончилась гражданская война? 

2.Почему в гражданской войне победу одержали большевики?? 

3.Какую политику проводили большевики в годы гражданской войны, в чем ее смысл?

4.Была ли она оправдана условиями войны? 

III. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Итоги Гражданской войны

население сократилось на 11 млн. человек 

сократились посевные площади 

понизились урожаи 

нарушены связи между городом и деревней 

объем промышленного производства – 12% от довоенного уровня 

производительность труда упала на 80 % 

топливный и энергетический кризис

80% доходов  в казну шло за счет продразверстки, план которой выполнять было все сложнее, точнее,  уже невозможно 

Мотивация учебной деятельности

Анализ и прогноз  событий, постановку проблемы формулируют сами учащиеся: недовольство населения ----- волнения, восстания -------отказ и смена экономической политики ------ название темы урока

Цель работы:    На основании документальных источников:                                                               а) подтвердить фактами, что в стране -  экономический кризис после гражданской войны
б) Почему В.И. Ленин считал что «Крестьянская контрреволюция опаснее всех Колчаков и Деникиных вместе взятых» ?

в) подтвердить фактами наличие политического кризиса в стране

Организация работы учащихся на уроке.

Класс делится на несколько групп – 5-6. Инструктаж. Получение карточек-заданий. Анализ  документов, краткие выступления представителей групп. Время на работу с карточкой – 10-12 минут.  Во время выступления  ученики делают пометки, записывают основные моменты в опорный конспект. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку)

Выводы учащихся: Экономический и политический кризис налицо.

              Невозможность продолжения ВК

Запись в тетради: 
Причины перехода к НЭП

(учащиеся записывают выводы, сделанные на основе анализа источников) –                                          1) Последствия Гражданской войны

2) Расстройство финансовой системы

3) Недовольство народа политикой  ВК

Март 1921г. – X съезд РКП (б) принял решение о переходе к новой экономической политике.

Цель учебной деятельности на этом этапе урока - моделирование

Учитель: Какие, на ваш взгляд, варианты выхода из экономического кризиса могли быть в начале 20-х годов?

Ученики:  вырабатывают «гипотезы»  вывода страны из экономического кризиса (2-3 мин.), используя прием составления кластера, «мозговой штурм»

Изучают материал учебника (с.130-132), выписывают в тетрадь основные мероприятия НЭП, дополняя кластер новой информацией

Учитель: Какие из ваших предположений нашли отражения в новой экономической политике?                                                                                                                                                         Какое противоречие в рамках проведения НЭП Вы бы выделили? (между рыночной экономикой и большевистской диктатурой = несовместимость)

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

V. Домашнее задание. §18

Составить сравнительную таблицу

Мероприятия военного коммунизма               Мероприятия  НЭП

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 группа
Задание: На основании документальных источников: 
а) подобрать факты, подтверждающие экономический кризис, сложившийся в стране после гражданской войны;
б) сформулировать вывод об экономической ситуации в стране.
В) подтвердите или опровергните слова В.И. Ленина, относящиеся к 1921 году: «Разорение, нужда, обнищание»


Документы и факты.

Из письма крестьянина Чернова в газету “Беднота”. 9 марта 1921 г.
Многие винят продотряды, говоря, что они возмущают своими действиями деревню… Нет, я скажу, что виновата сама система, т.е. при разверстке неизбежны были те конфликты, которые происходят. При разверстке мы имеем коллективное противодействие ей. Если бы с осени был налог, а не разверстка, то из Сибири и Украины  можно было бы хлеб вывозить с ранней осени и не получилось бы ни такой остроты между крестьянами и продотрядами, ни того ужасного положения в больших  городах. Все те же последствия мы видим и с мясной разверсткой…

Из доклада члена Революционного Военного   Трибунала Республики Ульриха « о повстанческом движении в Тамбовской губернии. 9 февраля 1921г.»

Желание выполнить во что бы то ни стало продразверстку, угрозы и насилия, творимые отдельными продотрядами… , например, продотрядом комиссара Гольдина, которого даже сотрудники ЧК называют “палачом», очень слабое снабжение сельского населения промышленными изделиями, сельскохозяйственными орудиями и др. – все это вместе взятое дало благоприятную почву для агитации правых  и левых эсеров( самая крупная мелкобуржуазная и крестьянская партия в России), против большевиков.


Памятка:

Выделите главную мысль: о чем говорится, ключевые слова

Сформулируйте ответ на вопрос: является ли этот факт проявлением экономического кризиса?

При ответе цитируйте документ

Используйте метод ПРЕС

"Я считаю, что …" (выскажи свое мнение, поясни, в чем заключается твоя точка зрения)

 "… потому что …" (объясни, на чем основана твоя позиция)

"… например, …" (приведи примеры, подтверждающие твою позицию)

"… поэтому …" (сделай вывод – подтверждение твоей позиции или позиции группы)

2 группа

Задание: на основании документальных источников подтвердить  или опровергнуть вывод, что в результате экономической политики большевиков возникла угроза для союза рабочего класса и крестьян, опасность для  существования большевистского государства

Точка зрения очевидца событий  периода военного коммунизма Э.Х. Карр(англ. историк)
“Политика реквизиций( принудительное изъятие продовольствия у крестьян), которая приносила какие-то плоды во время гражданской войны, сейчас оказалась несостоятельной. Крестьяне стали производить лишь необходимое для своего существования и не хотели производить излишки, которое отбирало бы государство. Городам не хватало продовольствия, а в  сельской местности в поисках пропитания рыскали банды демобилизованных солдат, грабивших крестьян”.

 Из дневника Ф.А. Григорьева, преподавателя Командных курсов РККА в Петрограде. События в городе
“24 декабря 1920 г. Положение наше, простых обывателей, все ухудшается. Городские лавки(магазины) закрыты, и не служащие (не работающие) обыватели ничего не получают, живи как хочешь! Нам, служащим, паек уменьшают и выдают очень неаккуратно: за первую половину декабря сахара совсем не выдали; табак, мыло, соль то выдают, то нет. Дров совсем не дают, мерзнем”.

 Из частного письма.События в армии
“Дорогой братец. Если имеешь кусок хлеба, то живи там. Я начальник дивизии, получаю 15 миллионов рублей денег и не могу прожить. Пуд муки стоит 14 миллионов… Сейчас здорово волнуются солдаты и крестьяне. Говорят: обещали много всего, но ничего не дали”.

Памятка:

Выделите главную мысль: о чем говорится, ключевые слова

Сформулируйте ответ на вопрос: является ли этот факт проявлением экономического кризиса?

При ответе цитируйте документ

Используйте метод ПРЕС

"Я считаю, что …" (выскажи свое мнение, поясни, в чем заключается твоя точка зрения)

 "… потому что …" (объясни, на чем основана твоя позиция)

"… например, …" (приведи примеры, подтверждающие твою позицию)

"… поэтому …" (сделай вывод – подтверждение твоей позиции или позиции группы)-смотри задание

3 группа

Задание: на основании изучения документов определить последствия политики военного коммунизма,

Подтвердить мнение фактами из источников

сделать вывод о перспективах существования государства

Памятка:

Выделите главную мысль: о чем говорится, ключевые слова

Сформулируйте ответ на вопрос: является ли этот факт проявлением экономического кризиса и политического кризиса ?

Используйте метод ПРЕС

"Я считаю, что …" (выскажи свое мнение, поясни, в чем заключается твоя точка зрения)

 "… потому что …" (объясни, на чем основана твоя позиция)

"… например, …" (приведи примеры, подтверждающие твою позицию)

"… поэтому …" (сделай вывод – подтверждение твоей позиции или позиции группы)-смотри задание

Голод  в России и на Украине  1921—1922 годов

Факт 1   Из записок американской журналистки Мэри Ворсе Хитон. 

Автор записок участвовала в поездке М.И. Калинина по районам, охваченных голодом.
“Когда автомобиль остановился на деревенской улице, его окружили крестьяне. Слезы текли у них по щекам. Женщины протягивали истощенных детей. “Товарищ Калинин, - кричали они - неужели помощь не придет, и нет никакой надежды?» Одна за другой развертывались перед нами картины голода. Все станции были забиты голодающими… Дети умирали…

Факт2. Согласно данным официальной статистики, голод охватил

35 губерний (Поволжье, Южную УкраинуКрым.

 Причинами его были :

жестокая засуха 1921 года —

от засухи погибло около 22% всех посевов

разрушительные последствия Гражданской войны;

проводимое большевиками уничтожение частной торговли и денег (продразвёрстка и военный коммунизм).

Из газеты «Беднота» (1920)

«Крестьянское земледелие постепенно превращается в самоедское хозяйство. Едок производит ровно столько, сколько нужно ему самому. Крестьяне-производители исчезают. В городах острая нехватка продовольствия. Многие голодают.Вот к чему привели продразверстка и хлебная монополия »

Вывод (делают учащиеся): голод-проявление экономического кризиса,

угроза для  государства рабочих и крестьян

4 группа

Задание: На основании документальных источников: 
а) подобрать факты, подтверждающие, что в стране сложился политический кризис после гражданской войны;

б) сформулировать вывод о политической ситуации в стране.

Факт 1 Восстание моряков и солдат Кронштадта

В марте 1921 г.  в крепости Кронштадт ( недалеко от Петрограда)  началось  восстание моряков и солдат (бывшие крестьяне, в основном, и рабочие, которые пошли служить в Красную армию).
 Требования восставших: 
Политические – предоставить свободу слова, печати, дать право объединяться в политические партии, освободить арестованных за политические выступления рабочих и крестьян, не преследовать за политические убеждения, провести перевыборы в Советы на основе многопартийности -  “Советы без коммунистов”. 

Экономические:  предоставить право крестьянами распоряжаться своей землей и результатами своего труда.

Восставших пытались уговорить прекратить выступление лидеры большевиков

Восставшие на переговоры не пошли. После штурма крепости большевиками много погибших. Более 2100 человек было расстреляно.  6500 человек отправлено в лагеря. 

Факт 2 Антибольшевистские выступления рабочих

На предприятиях Харькова, Киева, Одессы, Екатеринослава  и в других городах  вспыхнули забастовки рабочих , не только под экономическими, но и политическими лозунгами. Самый популярный «Советы без большевиков»

Факт 3  Из личного дневника писателя В.Короленко:

« Сегодня чекисты напечатали длинный список расстрелянных заложников. И этими мерами думают ввести социализм! Большевизм уже сделал столько фальшивых шагов!

Интересно, что рабочие на всяком собрании свищут коммунистам. Но большевики ухитряются фальсифицировать выборы и держатся на этой лжи»

Памятка:

Выделите главную мысль: о чем говорится, ключевые слова

Сформулируйте ответ на вопрос: является ли этот факт проявлением экономического кризиса и политического кризиса?

Используйте метод ПРЕС

"Я считаю, что …" (выскажи свое мнение, поясни, в чем заключается твоя точка зрения)

 "… потому что …" (объясни, на чем основана твоя позиция)

"… например, …" (приведи примеры, подтверждающие твою позицию)

"… поэтому …" (сделай вывод – подтверждение твоей позиции или позиции группы)-смотри задание

Вывод (делают ученики): Восстание показало необходимость перемен в политике и экономике Политический кризис – большевики теряют сторонников среди солдат и рабочих -необходимы перемены

5 группа

Задание: на основании документов  определить, какую реакцию крестьян

вызвала политика большевиков  и чем это грозило в будущем?

Можно ли сделать вывод, что экономический кризис сопровождался политическим? Вывод формулируют учащиеся после анализа документов

Используйте метод ПРЕС

Из воспоминаний современника :

«Чрезвычайная продовольственная политика была встречена крестьянами враждебно. В деревне начались столкновения с продотрядами. Только летом их было более 150.

Крестьяне создавали свои армии, выдвигали политические требования, формировали органы власти, определяли свою основную задачу так: "свержение власти коммунистов-большевиков, доведших страну до нищеты, гибели и позора".
Крестьяне массово уклонялись от мобилизации в Красную армию,захватывали  оружие с призывных пунктов, громили  партийные  ячейки. Основным политическим требованием крестьянства стал лозунг "Советы без коммунистов». В конце 1920г. на территории Украины воевало 40 тыс. повстанцев.

На подавление восстаний были брошены части Красной Армии и карательные органы

"Зеленые". Махновское движение.

Наибольшего размаха крестьянское движение достигло на юге Украины. Махно и его повстанческая армия выступили против политики «военного коммунизма». Махновское движение в течение 1919-1921 годов было общекрестьянским

Политика Советского правительства на насильственное изъятие результатов крестьянского труда не воспринималась ни умом, ни сердцем земледельца.

Кроме отрядов Махно  против большевиков выступили отряды во главе с атаманом Зеленым, повстанцы Соколовского, Гончара, Орловского. В апреле количество таких отрядов возросло до 90. В ликвидации их выступлений участвовали регулярные части Красной армии. Но восстание крестьян против коммунистического строя ширилось. Это было одной из причин падения Советской власти в Украине летом 1919 г.

Восстание атамана Григорьева

В мае 1919 г. командир Красной Украинской армии Н.А.Григорьев поднял антисоветский мятеж. М.Григорьев издал Универсал «К народу Украины и бойцам Красной армии», где призвал к общему восстанию против большевистской диктатуры: Народ украинский, народ измученный! Ты работаешь день и ночь,  ты ходишь в лаптях; вместо чая ты пьёшь горячую воду без сахара, но те, которые обещают тебе светлое будущее, эксплуатируют тебя; тобой воюют с оружием в руках, забирают твой хлеб, реквизируют твою скотину и заверяют тебя, что всё это на благо народа. Мятежники захватили Центральную Украину,города  Екатеринослав,Черкассы, Николаев, Херсон. В "Универсале" восставшие требовали отмены продразверстки, ликвидации колхозов, свободы торговли. Григорьевцев поддержали воинские части – матросы Николаева, Черноморский полк в Екатеринославе.[35]Положение складывалось очень серьезное, речь шла о существовании Советской власти на Украине. В.П. Затонский, указывая на критическую ситуацию в Украинской армии, писал: "По существу любой полк в то время мог поднять против нас восстание"

 В конце мая 1919 г. главные силы мятежников были разбиты, но сам атаман Григорьев с небольшим отрядом продолжал борьбу до июня

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Пример работы учащихся  на уроке – составление кластера



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начало Новой экономической политики

Урок истории в 11 классе "Начало новой экономической политики"Материал урока представлен в форме слайдовой презентации....

урок истории Новая экономическая политика

Материал содержит конспект и презентацию урока истории в 9 классе по теме "Новая экономическая политика". Урок построен по схеме урока-исследования с применением прием технологии критического мышления...

Урок по теме: "Новая экономическая политика" 9класс

На этом уроке используется групповая форма работы. Каждая группа представляет определенный социальный слой общества в20-ые годы (крестьяне, рабочие, партийные работники), кроме того имеется группа ана...

План-конспект урока истории в 9 классе по теме :" Новая экономическая политика"

Тема урока: "Новая экономическая политика". Тип урока: изучение нового материала. Форма: лабораторное занятие с эементами дискуссии, с использованием ЭОР...

Новая экономическая политика (НЭП)

Урок в  9 классе по стории России ХХ века,  по теме "Новая экономическая политика"...

Новая экономическая политика презентация

презентация по теме: новая экономическая политика В презентации НЭП сравнивается с политикой "военного комунизма", может использоваться для 9 и 11 классов, а также для подготовки к ЕГЭ....