Урок по истории России "Фронтовое письмо"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Закрепление материала можно осуществлять на уроке в интересной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frontovoe_pismo.docx | 244.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гуманитарно-эстетическая гимназия № 11 г. Дубны Московской области»
Урок по истории России
«Фронтовое письмо»
Технологии: Реконструирование учебного материала. ТРИЗ.
Форма: игра.
Организация работы учащихся на уроке: групповая
Тип урока: повторительно-обобщающий
Л. М. Федорова,
учитель истории и обществознания
г. Дубна
План урока по истории России в 9 классе
Тема «Фронтовое письмо»
Технологии: Реконструирование учебного материала. ТРИЗ.
Форма: игра.
Организация работы учащихся на уроке: групповая
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цели урока:
1. Воспитание уважительного отношения к памяти поколений военной поры.
2. Использование полученных знаний о событиях Великой Отечественной войны для развития творческих способностей учащихся.
Задачи урока:
- Решить нестандартную учебную задачу, применяя полученные знания.
- Акцентировать внимание учащихся на нравственно-этических ценностях отечественной истории времен Великой Отечественной войны: способности военного поколения справляться с трудностями времени, обрести статус «победителей», создать выдающиеся произведения искусства, запечатлевшие образы героев-соотечественников и простого народа, сохранять национальное единство и силу духа.
- Проверить усвоение знаний и представлений о событиях ВОВ.
- Выяснить личностное отношение учащихся к культурно-историческим ценностям поколений военной поры.
План урока
- Организационный момент. Обозначение и комментарий «д/з».
- Изобретательская задача.
- Определение цели и задачи урока.
- Организация групп учащихся для решения задач.
- Выполнение работы группами. Коучинг.
- Динамическая пауза.
- Проверка выполненной работы
- Самооценка работы групп
- Рефлексия.
- Самооценка работы учащихся в группе
- Подведение итогов работы на уроке.
Оборудование: учебник, дидактический материал, оценочные карточки, АРМ и ПК
Конструктор урока
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примеча-ние |
1. | Начало урока | 1. Дата, тема урока, запись темы и краткий комментарий д/з (эссе). | Записывают, задают вопросы | 2 мин. |
2. | Изобретательская задача | 1. Чтобы узнать об истории и времени прошедших событий люди нашли разные способы. Документы военной поры – важные письменные источники. Но бывает, что и документы теряются или подделываются. Как вы думаете, что хранится не требуя замков, а рассказывает о войне правдивее журналистов? Показывает фронтовой треугольник. Самые ценные реликвии, которые бережно хранятся близкими и потомками тех, кто воевал или жил во времена Великой Отечественной войны – это письма с фронта. | Размышляют и отвечают на вопрос | 2 мин. |
3. | Цель и задачи урока. | У нас сегодня будут особенные документы – это «фронтовые письма», читая которые мы будем вспоминать события военных лет и размышлять над ними. | слушают | 1 мин. |
4. | Организационный момент: Регламент работы на уроке Домашнее задание (обозначение в дневнике) | Инструктаж по организации групп и выполнению заданий группами: Содержание работы:
(оценка качества работы группы; цветн. карточки) оценка объективности оценки работы одноклассников; оценка умения взаимодействовать в группе при выполнении творческой части задания; оценка демонстрации выполненной работы группой; самая интересная работа.) – * учащимся можно назвать не все критерии. | Слушают, рассаживаются по группам, заполняют рабочий лист (дата, класс, тема, состав группы) | 2 мин. |
5. | Интрига урока: учащиеся не знают содержания «писем», т. е. заданий. Выполнение заданий Реконструирование учебного материала. | Наблюдает, фиксирует замечания. Коучинг. | Самостоятельная работа или при поддержке учителя, творческое применение имеющихся знаний | 10 мин. |
6. | Релакс – пауза. Музыкальный фрагмент | Включение музыкального фрагмента (песня военных лет «Друзья-однополчане») | Отдыхают | 1 мин. |
7. | Демонстрация выполненной работы | Слушает, корректирует. Фиксирует результаты оценок работы групп, сделанные учащимися по каждому заданию в контрольный лист результатов работы учащихся на уроке. | Знакомят с содержанием задания и выполненной работы (по цепочке, последовательно по № задания (1-6). Последовательно проводят сравнительную оценку по выявлению лучшей работы | До 15 – 20 мин. |
8. | Подведение итогов работы на уроке | Знакомит с итоговой оценкой работы групп учащихся | Слушают | 1 мин. |
9. | Рефлексия | Задает вопрос: «Нужны ли нам сегодня письма?» Фиксирует на доске общие результаты. Дает собственную оценку ( по ситуации). | Фиксируют результат, используя цветную карточку («да, очень!» - зеленая; «надо подумать» - желтая; «не знаю, о чем написать» - красная) | 1 мин. |
10. | Рейтинговая оценка | Наблюдает. Собирает оценочные листы и работы учащихся. | Обсуждают, проставляют рейтинговые оценки (от 1 балла до 10). Сдают работы и оценочные листы на проверку. | 2 мин. |
11. | Конец урока | Обсуждение д/з : эссе на тему «Я помню о войне…». Вариант: сочинение «Об этом рассказал ветеран». Оценка работы на уроке. Выставление отметок в дневник. Пожелание. | Фиксируют собственную оценку работы на уроке с помощью цветных карточек: «полезно» - зеленая; «интересно» - желтая; «не понравилось» -белая. | 2 мин |
Резерв времени | 1 мин |
Пояснительная записка
Учащимся выдаются «фронтовые письма» в виде «треугольников» с указанием условного № Полевой почты, развернув которые они узнают свои задания. Заданий всего 7, но в зависимости от количества учащихся в классе, каждая группа получает по одному – два заданию. Для этого необходимо иметь в комплекте по две копии каждого задания. Система распределения заданий группам и последующего учета учителем их выполнения, фиксируется по условным номерам «Полевой почты». Например: «П/П № 1 – 9 /Ш», т. е. задание № 1; 9 класс; «Шифровка» и т. д.
Задания для групп учащихся
№ задания | Название задания, форма | Содержание задания | Ценностный компонент содержания знания или культурного развития |
1. | «Шифровка» (кроссворд) | В этой шифровке – самое желанное слово для каждого солдата – и рядового, и маршала, и пехотинца, и летчика, и моряка,… Попробуйте его отыскать и разгадать. (Это ключевое слово, по вертикали) По горизонтали: 1. Укрытие солдата; (окоп). 2. И герой, и город главный; (Москва). 3. Смерть, несущая с небес; (бомба). 4. «Царица полей»; (пехота). 5. Самая высокая награда; (орден). 6. С неё начиналась любая военная операция; (карта). | Повторение понятий: участники войны, цель войны, условия военного быта, город-герой, угроза войны (опасность для человека), род войск, вознаграждение за военную службу, вещественные исторические источники |
2. | Археологическая находка - «Фрагмент письма» (буриме) | «Я не верю тому, что «музы молчат, когда грохочут пушки». Эти строчки я написал вчера, потому что не мог заснуть, все». Дальше текст не прочитывается, но есть отдельные слова, которыми заканчиваются строчки стихотворения неизвестного автора: «война», «вокруг». Попробуйте прочитать это стихотворение, используя сохранившиеся или свои слова и рифмы слов. Например: платок – венок; солдат – наград; друг – вокруг; огромная – темная; туманы – партизаны; герой – горой. | Самостоятельная творческая работа на тему войны. |
3. | «Письмо другу» (вставить пропущенные слова в строчки известных песен о войне) | Здравствуй! Вчера вместе с дедом смотрели фильм Василия Быкова «В бой идут одни «старики». Хороший фильм, а главное слова там есть правильные: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» Скоро праздник. Хотим его порадовать. Дед любит, когда мы поем песни о войне. Только вот слова некоторые забылись. Если сам знаешь, подскажи. 1. «Эх, дороги! Пыль, да туман, холода, ______________, да ____________ бурьян». (тревоги, степной) 2. А цыганка-молдаванка отвечала парню в лад: «__________________, Молдаванский собираем мы ____________ .» (партизанский , отряд) 2. «…вспомните, ребята! Как они стояли у ______________ с бритыми навечно головами. (военкомата) 3. «Шел в атаку яростный ______год. У деревни Крюково погибает взвод». (41-ый) 4. «Сомненья прочь! Уходит в ночь отдельный, десятый наш, десантный ___________________». (батальон). 5. «Этот День Победы _____________ пропах». (порохом). | Межпредметные связи: МХК, музыка. Жанр «песня» (о войне). |
4. | «Похоронка». | «… пропал без вести». Для того, чтобы найти хоть какие-то сведения (известна только дата полученного извещения 19. 10. 1943 г.), необходимо вспомнить, какие сражения велись в тот период войны, который в учебнике по истории называют «коренным переломом». Подчеркните нужное. 1. Московская битва 2. Сражение под Ржевом 3. Сталинградская битва 4. Освобождение Киева 5. Освобождение Севастополя 6. Сражение под Прохоровкой 7. Берлинская операция | Повторение дат важных сражений в ходе войны |
5. | «Обрывок фронтовой газеты» | «Мы считаем необходимым создать международную организацию, имеющую целью сохранение мира. Мы считаем, что это существенно как для предупреждения агрессии, так и для устранения политических, экономических и социальных причин войны путем тесного и постоянного сотрудничества всех миролюбивых народов». Вопрос. Об идее создания какой организации могли узнать бойцы из газеты в феврале-марте 1945 года? | Международное сотрудничество стран союзниц на завершающем этапе войны. (Создание ООН. С 4 по 11 февраля 1945 года в Крыму проходила конференция глав правительств трёх союзных государств антифашистской коалиции — СССР, США, Великобритании – встреча «Большой тройки»). |
6. | «Пожелтевшие снимки в альбоме» | «Я прошел всю войну. Эти фотографии мне очень дороги» - надпись в альбоме. Что могло бы быть на этих 5-ти снимках, которым больше 60 –ти лет, и которые так бережно хранил фронтовик, участник многих сражений? | Личностное эмоциональное отношение к исторической реликвии. Креативность. Знание сражений в ходе войны. |
7. | «Письмо к тем, кто будет жить после войны» | «Напишите о нас, чтобы знали и помнили, как мы сражались, как жили, как шли днем и ночью к ПОБЕДЕ!» «Никто не забыт, ничто не забыто», если есть памятники и музеи, созданы талантливыми людьми произведения искусства, запечатлевшие образы военной поры. Какие известны вам? | Общая эрудиция и культура |
Выставление итоговых отметок учащимся за работу на уроке возможно только после анализа рейтинговой оценки (от 1 до 10 баллов), сделанной учащимися внутри группы, после обработки контрольных листов работы группы.
Цветные карточки (размер 7х7; в комплекте на каждого или группу, пару, команду: красная, желтая, зеленая, белая) имеют универсальное свойство. В практике работы с учащимися они применяются с 5-го по 11 класс; фронтально, в группах, парах, командах; для оценки правильности ответа, оценки работы группы, оценки отношения к суждению и общей оценки работы на уроке.
Приложение 1.
Примечание: можно использовать открытую для учащихся форму оценочного листа в электронном или печатном виде.
Контрольный лист учителя
№ группы (определяя-ется на уроке) | №№ заданий, полученных группой | Отметка учителя за объективность оценки, произведенной группой (+ или -) | Средняя отметка групп за выполненные задания по преобладающ-ему цвету: красный (-), желтый (+-), зеленый(+) | Отметка учителя выполнен-ного группой задания (+, +-,-, 0) | Итоговая отметка работы группы: Общее количество + |
№ 1. | |||||
№ 2. | |||||
№ 3. | |||||
№ 4. | |||||
№ 5. |
Приложение 2.
Примечание: шаблон контрольного листа выполнения и рейтинговой оценки активности учащихся в работе группы можно использовать на различных учебных занятиях, где предполагается групповая форма организации деятельности учащихся.
Контрольный лист работы группы № ______по теме «Фронтовое письмо»
Состав группы: 1.____________________________ 2.____________________________ 3.____________________________ 4.____________________________ 5.____________________________ | Рейтинговая оценка активнос-ти учащегося в работе группы (в баллах от 1 до 10) _________ _________ _________ _________ _________ | Дата ____________ Класс____________ |
Замечания учителя (есть, нет).
Контрольный лист работы группы № ______________по теме ____________________
_____________________________________________________________________________
Состав группы: 1.____________________________ 2.____________________________ 3.____________________________ 4.____________________________ 5.____________________________ | Рейтинговая оценка активности учащегося в работе группы (в баллах от 1 до 10) _________ _________ _________ _________ _________ | Дата _______________ Класс ______________ |
Замечания учителя:____________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Фронтовые письма как отражение эпохи». (Урок развития речи. Написание письма ветерану ВОВ)
Представлена методическая разработка по написанию письма ветерану ВОВ. Урок развития речи....
" История развития письма"
Урок русского языка в 9 классе " История развития письма" посвящается Дню славянской письменности. Ведь значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отраж...
Ирина Герасимова. "История в письмах"
В нашей школе много лет работает кружок юнкоров-краеведов под руководством Ширямовой Т.Н. Одним из направлений работы был поиск захоронений солдат, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Чер...
Мероприятие в 8-9-х классах " Страницы истории в письмах"
Мероприятие, проводимое в 8-9-х классах с целью воспитания чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за подвиги людей в военное и мирное время. На примере писем, написанных в разные годы, ...
История одного письма. Жизнь и судьба солдата Сидорова
Великая Отечественная война повлияла на судьбы миллионов людей, в том числе и наших земляков. Многие из них были призваны в армию и единственной связывающей нитью с их родными были фронтовые письма. А...
Конспект урока по графике и письму. "Письмо буквы У". 2 класс (8.2). Первый год обучения (надомное)
Конспект урока по графике и письму для детей с ТМНР...
План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".
Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...