" История развития письма"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Урок русского языка в 9 классе " История развития письма" посвящается Дню славянской письменности. Ведь значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь.
В основе данного урока лежит системно - деятельностный подход, позволяющий сделать процесс обучения поисковым и творческим. Форма урока – урок-исследовани
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе " История развития письма".
Форма урока: урок – исследование.
Цели урока:
Предметные результаты: формирование знаний учащихся о понятии "письмо", о типах письма и соотношениях между ними, об истории развития алфавитного письма как средства передачи информации от поколения к поколению, создание текста на лингвистическую тему.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно работать с различными источниками информации, сопоставлять материал, добытый из них, делать выводы, обобщать и аргументировать свою точку зрения; развитие речи, творческих способностей учащихся, а также формирование умений публичных выступлений.
Личностные результаты: воспитание сознательного отношения к русскому языку как духовной ценности русского народа и толерантности.
Оборудование:
-музыкальное сопровождение урока: песня о Владимире;
-презентация учителя; приложение № 1
-презентация учащихся; приложение № 2,3
-проектор;
-Словарь русского языка в 4т;
-БСЭ;
-В. А. Истрин "Возникновение и развитие письма" М. 1965
Ход урока.
1. Организационный этап.
Эмоциональная заставка урока: звучит песня о Владимире на фоне рекламных щитов родного города (презентация учителя). Приложение № 1
2. Подготовка учащихся к осознанному усвоению новых знаний.
- Ребята, если мы с вами пройдемся по улицам нашего города, то увидим, что нас всюду окружают буквы. Мы видим их на рекламных щитах, они светятся на неоновых вывесках, в витринах магазинов и журнальных киосках. Одним словом, куда бы мы ни бросили свой взгляд, везде буквы, буквы…. И это не случайно, ведь современное общество не может существовать без письма. Письменность – одно из самых существенных культурных завоеваний человека.
Проверка домашнего задания: анализ сочинений: "Роль письма в жизни человека" Слайд №3.
(Учитель зачитывает лучшие отрывки из сочинений)
Вот как в своем сочинении определила роль письма Шахова Лиза: "Письмо относится к величайшему изобретению человека. Благодаря письменной речи идеи, знания, великие открытия, произведения искусства не умирают, а живут в веках: читая написанное и напечатанное, люди как бы становятся на плечи предшествующих поколений и поэтому поднимаются в своем развитии все выше и выше".
Абрамов Я. Назначение письма видит в следующем: "Закрепляя мысли на письме, мы делаем ее не только достоянием современников, но и последующих поколений. Без письменной речи человек был бы не в состоянии физически удержать в своей памяти все те знания, которыми владеет человечество".
А вот как лаконично и образно определил значение письма известный языковед России академик Я. К. Грот: "Без письма язык остался бы лишь мгновенным орудием общения. Одно письмо придает прочность летучему слову, побеждает пространством время"
Как вы видите, все в один голос заявляют об огромном значении письма в жизни человека. Вот почему сегодня на уроке мы попытаемся определить, что такое письмо, какова история его развития.
3. Этап усвоения новых знаний.
- Чтобы лучше понять современное русское письмо, необходимо в первую очередь установить, что такое письмо вообще.
1) Групповое задание: Вашему вниманию предложены три определения письма: Словарь русского языка в четырех томах, БСЭ, книга В. А. Истрина "Возникновение и развитие письма" М. 1965. Выберите такие определения (ключевые слова), которые относятся к теме нашего урока. Учтите, что в определении должно быть отмечено и назначение письма (т. е. его цель) и средства ее реализации.
1 группа. (Слайд № 4)
Словарь русского языка дает такое (толкование) слова письмо:
1) Умение, навыки писать, а также самое писание….
2)Система графических знаков, употребляемых для писания.
3) Бумага с написанным текстом, посылаемым кому-либо для сообщения чего-либо, для общения с кем-либо на расстоянии, а также соответствующее почтовое отправление.
4) Стиль, манера художественного изображения.
Вывод: Проанализировав определение, данное в толковом словаре, мы пришли к следующему выводу. Слово письмо оказалось многозначным. К теме нашего урока относится лишь 2-е и отчасти 1-е определение. Итак, письмо – это писание или графические знаки, употребляемые при писании. (Слайд №5)
2 группа. Слайд №6
Определение БСЭ: Письмо – фиксация речи, позволяющая передавать ее на расстояние и закреплять во времени; осуществляется с помощью начертательных обозначений, выражающих те или иные элементы речи».
Вывод: Письмо – фиксация речи (цель) и начертательные обозначения (средство) (Слайд № 7)
3 группа. Слайд №8
Определение В. А. Истрина: Письмо может быть определено как дополнительное к звуковой речи средство общения, возникшее на базе языка, служащее главным образом для передачи речи на большие расстояния и для закрепления ее во времени и осуществляемое при помощи начертательных знаков или изображений, передающих, как правило, те или иные элементы речи – отдельные простые сообщения, слова, морфемы, слоги или звуки.
Вывод: Письмо – средство общения, осуществляемое при помощи начертательных знаков. (Слайд №9)
- Существует ли единое общепринятое определение письма?
( Нет.)
2)Ученики доказывают, что книга – неоспоримый факт письма.
-Как видим, нельзя просто воспользоваться каким-либо имеющимся определением письма. Надо как-то обосновать свой выбор. А для этого необходимо хотя бы в общем виде охарактеризовать рассматриваемое явление. В качестве исходного пункта дальнейших рассуждений можно взять какой-то бесспорный факт письма, хотя бы нашу книгу. Авторы писали ее (потом печатали, но печать – лишь форма письма, поэтому ее здесь можно не учитывать). Теперь книга существует в виде определенного письменного текста, а вы ее читаете. Таким образом, книга, как факт письма выявляет три тесно связанных друг с другом явлений: писание - текст - чтение.
-В каком соотношении между собой находятся такие явления, как писание – текст – чтение?
Все ли это письмо?
(Ученики высказывают свою точку зрения и приходят к выводу, что писание – текст – чтение – это отдельные звенья письма.)
Книга создана для того, чтобы сообщить ее читателям определенные сведения. Но можно было бы сделать иначе: собрать всех, кто читает книгу сейчас, читал раньше или будет читать потом и рассказать им все, что написано в ней. Это было бы непростым делом, но ведь и книга делает то же самое, но более успешно. Таким образом, письмо находится в определенных отношениях с речью. Каковы же эти отношения?
-Может быть, письмо – заменитель речи?
Конечно же, письмо не заменитель речи, а разновидность речи. Письмо переводит речь в текст при писании, затем переводит текст в воспроизводимую речь при чтении; писание – это перевод речи в текст; чтение - перевод текста в речь, а текст – это фиксированная речь. Таким образом, письмо – это фиксация речи. (Его назначение). Однако не всякая фиксация речи есть письмо. Фиксация речи осуществляется лишь с помощью графических знаков, т. е. линий, штрихов, их комбинаций – фигур, наносимых с помощью тех или иных орудий на какую-либо поверхность и воспринимаемых зрением. В настоящее время для письма используется главным образом бумага и ручка или карандаш; механизированное письмо осуществляется с помощью типографской печати, компьютера.
-Итак, что же такое письмо?
Вывод: Письмо – фиксация речи с помощью графических знаков. Слайд №10
3)Задание по группам. Слайд №11
1 группа:
-Для записи музыки используют ноты и другие знаки. Нотная запись музыки – это письмо?
Нет. Это графическое отражение не речи
2 группа: Слайд №12
-Засечки на дереве, указывающие направление движения, - письмо?
( Это не письмо, т. к. нет речи и нет графических знаков)
3 группа: Слайд №13
-Давно уже научились записывать звучащую речь на кассету, диск. Относится ли такая запись речи к письму?
( Нет, т. к. это отражение речи неграфическими знаками.)
Вывод: графическое отражение не речи или отражение речи неграфическими знаками – не письмо. Условимся, что дорожные знаки к системе современного русского письма не относятся, а цифры и другие графические знаки, используемые в книгах и иных произведениях письма, входят в состав письма, но только в расширенном его понимании.
Письмо в строгом смысле охватывает использование лишь алфавита и знаков препинания.
4)- Чтобы лучше представить себе характер современного русского письма и его отношение к письму других народов, надо рассмотреть историю письма и его разновидности или типы.
5) Исследование ученика "Типы письма и соотношения между ними"
Приложение №2. Презентация №2
-Почти 75 современного населения Земли пользуются буквенно-звуковым письмом, которое сейчас образуют четыре наиболее распространенные семьи алфавитов – латинскую (30%), славяно-кирилловскую (10%), арабскую (10%),индийскую (20%). Семьи алфавитов не совпадают с семьями языков по их происхождению. Например, славянские языки используют кириллицу и латиницу.
-Что же такое алфавит?
Это совокупность букв какого-либо фонетического письма, расположенных в исторически установленном порядке. Само слово алфавит образовано от названий двух первых букв греческого алфавита: альфа и бета или по другому произношению [вита]
6) Исследование ученика "История развития алфавитного письма"
См. Приложение №3. Презентация №3
7) Заключительное слово учителя
Письмо имеет длительную историю своего развития. Оно прошло сложный путь от использования примитивных до применения самых совершенных графических форм общения, став одним из важнейших способов коммуникации, без которого трудно представить жизнь современного общества.
Некоторые письменности были изобретены, а остальные – и их большинство – появились в результате постепенной и долгой эволюции.
Однако история еще не закончена. И в современном мире люди изобретают письмо. Но про большинство письменностей нельзя сказать, что их кто-то изобрел. Например, греческое или китайское письмо никто не придумал; они создавались и совершенствовались на протяжении многих веков разными людьми. Да и у письма в целом, насколько можно судить, единственного создателя не было, как и у множества других изобретений человечества.
Важно то, что в совершенствовании систем письма отразился восходящий путь развития человеческого общества в целом. Передача на письме звуковой стороны языка при помощи небольшого количества графем – выдающееся достижение человечества.
Я считаю, что письмо еще будет развиваться. Современная наука и система общества не может существовать без письма. Письмо играет большую роль в развитии общества
3. Домашнее задание (по выбору): составить сложный план на тему "История развития письма"; написать заметку в школьную газету на тему "История развития алфавитного письма"
Список используемой литературы:
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М.,1988.
Русский язык. Энциклопедия. М., 1979. Статьи: «Глаголица», «Кирилл и Мефодий», «Кириллица», «Памятники письменности русского языка», «Старославянский язык».
Супрун А.Е. Введение в славянскую филологию. Минск: Высш. школа, 1989.
Шицгал А. Русский гражданский шрифт.1708 – 1958. М.,1959.
Вержбитская А. Культурология. – М., Познание, 1996г.;
Звегенцев В.А. История языкознания 19 – 20 вв. – М., Дрофа, 1965 г.;
Филякова Е., Меньшов В., Русская письменность, М. 2004 г., 47стр., ил.
Словарь русского языка в 4 томах
БСЭ
Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. - Москва "Просвещение" 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Возникновение и развитие письма как средства общения
Современная письменность прошла достаточно длительный период становления. Называя основные 4 этапа ее развития: •Предметное письмо •Пиктографическое письмо •Иероглифическое пис...
Ирина Герасимова. "История в письмах"
В нашей школе много лет работает кружок юнкоров-краеведов под руководством Ширямовой Т.Н. Одним из направлений работы был поиск захоронений солдат, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Чер...
Мероприятие в 8-9-х классах " Страницы истории в письмах"
Мероприятие, проводимое в 8-9-х классах с целью воспитания чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за подвиги людей в военное и мирное время. На примере писем, написанных в разные годы, ...
История одного письма. Жизнь и судьба солдата Сидорова
Великая Отечественная война повлияла на судьбы миллионов людей, в том числе и наших земляков. Многие из них были призваны в армию и единственной связывающей нитью с их родными были фронтовые письма. А...
История возникновения письма
презентация по теме "История возникновения письма"...
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...
Открытый урок по теме: "История развития славянких типов письма"
К муниципальному мероприятию в моей школе готовлю открытый урок по теме: История развития типов письма и шрифтов славянской письменности". Тема очень интересная......