Мероприятие в 8-9-х классах " Страницы истории в письмах"
методическая разработка (8, 9 класс) на тему

Соловьёва Елена Геннадьевна

Мероприятие, проводимое в 8-9-х классах с целью воспитания чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за подвиги людей в военное и мирное время. На примере писем, написанных в разные годы, позволяющее восстановить исторические цепочки, соединяющие разные поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_stranitsy_istorii_v_pismah.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие в  8-9-х классах

«Страницы истории в письмах»

Цели и задачи: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за подвиги людей в военное и мирное время, через письма, отражающие судьбы конкретных людей, восстановить исторические цепочки, соединяющие разные поколения.

Оформление: презентация «Треугольники с фронта», письма-треугольники времен Великой Отечественной войны, письма и открытки разных лет.

Ход мероприятия

Учитель: Сегодня мы собрались вместе, чтобы восстановить историческую цепочку, соединяющую несколько поколений. Не по учебникам, книгам и фильмам, прикоснувшись к письменным документам, уже вошедшим в историю.

Ведущий: Старые письма… Они хранят неуловимое очарование эпохи, они таинственны, они трогательны… В них заключены целые истории, чьи – то жизни.

Почти в каждой семье в дальнем уголке стола или на полке, в комоде можно найти связку старых писем.

Да-да, в 20-м веке еще писали письма на бумаге. Им может быть сто лет, может быть тридцать. В любом случае они уже стали историей.

Мы начинаем с самых старых писем, которые обнаружились в наших архивах.

Ученик:

Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,

На конверте в углу номер почты стоит полевой.

Его в 43-м мой прадед писал своей маме

Перед тем, как уйти в последний

Решительный бой.

Ученица:

Пускай до последнего часа расплаты,

До дня торжества – недалекого дня –

И мне не дожить, как и многим ребятам,

Что были ни сколько не хуже меня.

Я долю свою по-солдатски, приемлю,

Ведь если бы смерть выбирать, дорогая моя,

То лучше, чем смерть за родимую землю,

И выбрать нельзя.

Зачитываются отрывки из писем  с фронтов Великой Отечественной войны. Военные треугольники. Из письма Василия Ивановича Смирнова, 1924г.р., д.Мясниково Ульяновского сельского совета Брейтовского района Ярославской области (орфография сохранена):

« 7 ноября 42 года. Привет всем моим родным сестрам, моей маме. Мама я хорошо. Встретили праздник…Наверно сестры Нюры дома нет, куда-нибудь отправили на работы. Мама тяжело вам жить. Мне хочется узнать где мой родной отец. Передайте привет всем родным. Мама так что тогда ваш сын придет домой пока не разобьет фашиста. Мама приду домой будем хорошо жить как ранее жили. Остаюсь жив здоров. И вам желаю хорошего. Прошу кто будет письмо проверять денежку не вынимать Катя тебе на память, ходи в школу. Не обижайтесь что плохо пишу.»

« 13 апреля 43 года. Во первых строках моего письма здраствуй моя дорогая сестра …моя родная мать Смирнова С.Г. … Наверно дома у нас невесело. Ребят дома нет никого. Опишите все как ваша жизнь. У нас сама знаешь что весело. Нахожусь на западном фронте. …Остаюсь жив здоров чего и вам желаю.»

« 22 июля 1943 года. Во первых строках моего письма здраствуй моя родная мать вся моя родня. Всем по низкому поклону…. Вам хочу сообщить что я пошол в бой…из боя вышел… Скоро вернемся домой врага разобъем немецкую гадость будем хорошо жить…Мама пока остаюсь жив здоров»

Учитель:

«Выписка из извещения от 7 апреля № 242 Брейтово.

Сын гвардии рядовой Смирнов Василий Иванович

Уроженец Ярославская область Брейтовский район

В бою за Социалистическую Родину был убит 12/II – 1944г.

Подпись, печать Брейтовского РВК Выписка верна»

Смирнов Василий Иванович похоронен в селе Большая Костромка Апостоловского района Днепропетровской области.

Ученик:

Почему весенним днем

Плачут Русские матери громко?

И опять обжигает огнем

Слово страшное «похоронка»

Ведущий: Война – явление жестокое, страшное, но пока существуют на земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят боевые раны людям.

Отгрохотали пушки. Прогнали врага наши прадеды. Наступила мирная жизнь….

Летят в разные концы страны открытки и письма. О чем пишут люди друг другу?

Поздравляют с праздником, желают здоровья, отличной службы, заботятся об условиях проживания, обо всем, что необходимо в условиях мирной жизни. С разрешения авторов и их близких мы прочитаем несколько строк…

Ученица:

О проблемах и удачах,

О квартирах и о дачах,

О болезнях и невзгодах,

О трудах и о тревогах.

Через осени и весны,

Через реки, через версты

Эти письма сообщали.

Удивляли, обещали,

Вразумляли, изумляли,

Поднимали, приземляли.

Сколько счастья в них и муки!

В них и встречи и разлуки,

 Дни рождения и смерти –

Целый мир в одном конверте.

Зачитываются отрывки из сохранившихся писем 60-х – 90-х г.г.

Ведущий: А у этой войны нет истории. Она не написана. Мы знаем о ней ровно столько, сколько нам не опасно знать.

Зачитываются письма из Чечни.

«Здравствуйте, милые мои родные!

Получил ваше письмо. Спасибо что не забываете….У меня дела идут пока нормально. Правда второй месяц в палатке живем, кругом окопы и стрельба по ночам кругом…. Не знаю что вам еще писать, многое вам не интересно, да и не надо знать. Приду может быть и расскажу. Ждите. Скоро вернусь. 2.02.2000г.»

Ведущий: Автор письма живой и здоровый вернулся домой к родным по окончании прохождения службы.

Ученица:

Что теперь с нами стало…

Как Россия устала…

И какая Россию еще ждет война?

Мне не хочется крови,

И не надо нам славы,

Нас так мало осталось

А Россия одна.

1 ученик:

Пусть навек исчезнут войны,

Чтобы дети всей земли

Дома спать могли спокойно,

Танцевать и петь могли!

2 ученик:

Пусть пулеметы не строчат,

Пушки грозные молчат!

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым!

3 ученик:

Хотим под мирным небом жить

И радоваться, и дружить!

Хотим, чтоб всюду на планете

Войны совсем не знали дети!

1 ученик:

Я хочу, чтобы птицы пели,

Чтоб весной ручьи звенели,

Чтобы были голубые небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса.

2 ученик:

Я хочу, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.

3 ученик:

Я хочу, чтоб все смеялись,

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились радостные сны,

Чтобы утро добрым было,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире не было войны!

Исполняется песня «Солнечный круг»

Ребята зачитывают фрагменты из писем, предоставленные из семейных архивов о жизни в 2000-х г.г.

Учитель:

Мирная жизнь : громкие стройки, развитие экономики, появляются на свет дети. Слышен их громкий смех. Люди учатся, работают, влюбляются, мечтают о будущем… Часто ли мы сейчас письма, как они выглядят?

Давайте и мы с вами помечтаем. Каким будет будущее? Что нас ждет впереди? Напишем письмо, обращенное к нашим потомкам. Может быть и оно войдет в историю.

Ребята пишут письма в будущее.

Одно из писем, написанное совместно с руководителем:

Друг мой!

Смотри, как жизнь прекрасна.

Взгляни на мир открытыми глазами.

Тогда перед тобой воспрянет ясно

Картина жизни – сказка с образами.

И в той картине нет больных, нет нищих,

Полна она свободы, веры, света.

И горя днем с огнем

В ней не отыщешь.

Смотри! Смотри!

И ты увидишь это!

Работать, жить, любить…

- все можно.

Нам все позволено,

Твори, мой друг, дерзай!

И, если в жизни что-то сложно,

Преодолей все трудности,

Их непочатый край!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие - звездный час "По страницам истории".

Данная игра проводится в рамках недели истории в школе. Данное мероприятие я проводила с целью повышения интереса учащихся к изучению истории родной страны. Это мероприятие нацеливает учащихся н...

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе. Игра «Поле чудес» «По страницам истории России»

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе СКОУ 8 вида в форме игры "Поле чудес" на тему "Постраницам истории России"...

Внеклассное мероприятие по истории "Героические страницы истории Воздушно-десантных войск"

Данное мероприятие рассчитано на учащихся 8-10 классов Цели: 1. Образовательные: познакомить учащихся с историей воздушно-десантных войск, о вкладе в развитие ВДВ Маргелова В.Ф., показать героизм...

рабочая программа по русскому языку в 8 классе "Страницы истории русского языка"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе предполагает знакомство учащихся с этапами становления русской письменности, с распространением книжности на Руси...

Внеклассное мероприятие "Страницы истории" для учащихся 8-9 классов.

Командная игра, в ходе которой нужно вспомнить имена исторических личностей, события и факты отечественной истории....

Открытое мероприятие КВН среди 6-х классов по истории "Ах, уж эти средние века"

Материал содержит план-конспект мероприятия, приложения к конкурсам, а так же презентацию...

Методическая разработка по истории для проведения внеклассного мероприятия. Чемпионат среди 7-9 классов по истории "Что? Где? Когда?"

Данная разработка содержит материал для проведения игры по истории среди учащихся 7-9 классов....