История одного письма. Жизнь и судьба солдата Сидорова
творческая работа учащихся по краеведению (9 класс) на тему
Великая Отечественная война повлияла на судьбы миллионов людей, в том числе и наших земляков. Многие из них были призваны в армию и единственной связывающей нитью с их родными были фронтовые письма. Актуальность изучения фронтовых писем в том, что они являются носителями особой информации, ценной для анализа психологии человека военного времени, для поиска и установления места гибели солдат. Проблема исследования: По фронтовым письмам мы можем изучать исторические события, происходившие на фронтах Великой Отечественной войны, о тяжёлых испытаниях для солдат и их родных, о судьбах земляков. Немаловажную ценность представляют письма с фронта, которым посвящены целые сборники, например, «Последние письма с фронта.1941», сборник «Никто не забыт и ничто не забыто» Ю.К. Стрижникова. В художественной литературе есть письма-шедевры – это «Жди меня» К. Симонова.
Гипотеза исследования: Предполагаем, что письма солдат станут для нас бесценными как дорогая реликвия, как весточка из прошлого, позволят понять душевное состояние рядового человека на войне.
Методы исследования: анализ, логический, описательный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lagunova_memorial.doc | 472 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление.
II. Основная часть. «Мы письма, как летопись боя, как хронику чувств перечтем…». 3-9
1. Фронтовые письма – документы огромной силы. 3-4
1.2. Солдатское письмо – живой источник информации. 4-6
2.Жизненный путь солдата Сидорова Ивана Михайловича. 6-9
2.1. По следам фронтового письма. 6-7
Список источников и используемой литературы: 11
- Введение.
Великая Отечественная война повлияла на судьбы миллионов людей, в том числе и наших земляков. Многие из них были призваны в армию и единственной связывающей нитью с их родными были фронтовые письма. Актуальность изучения фронтовых писем в том, что они являются носителями особой информации, ценной для анализа психологии человека военного времени, для поиска и установления места гибели солдат. Проблема исследования: По фронтовым письмам мы можем изучать исторические события, происходившие на фронтах Великой Отечественной войны, о тяжёлых испытаниях для солдат и их родных, о судьбах земляков. Немаловажную ценность представляют письма с фронта, которым посвящены целые сборники, например, «Последние письма с фронта.1941», сборник «Никто не забыт и ничто не забыто» Ю.К. Стрижникова. В художественной литературе есть письма-шедевры – это «Жди меня» К. Симонова.
Гипотеза исследования: Предполагаем, что письма солдат станут для нас бесценными как дорогая реликвия, как весточка из прошлого, позволят понять душевное состояние рядового человека на войне.
Методы исследования: анализ, логический, описательный.
Цель: На основе фронтовых писем узнать о жизни и судьбе Сидорова И.М. Задачи: 1. Изучить материалы о фронтовых письмах в литературе и в интернете, в школьном музее.
2.Проанализировать фронтовые письма, достоверно описать личность и фронтовую судьбу нашего земляка - Сидорова И.М.;
3. Ответить на вопрос: « Какое значение имеют фронтовые письма для родных и для нас, молодого поколения?».
Моя работа состоит из двух частей. Первая глава «Фронтовые письма – документы огромной силы». Я рассматриваю особенности фронтовых писем, их роль в жизни солдата. Вторая глава посвящена истории жизни и судьбы солдата Сидорова Ивана Михайловича. Место проведения исследования: Степано – Савченский. Сроки: октябрь 2015- октябрь 2016 год.
II. История одного письма. Жизнь и судьба солдата Сидорова.
- «Фронтовые письма – документы огромной силы».
Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. Шла идеологическая обработка в военных частях и в тылу – это был результат партийно - воспитательной работы. Солдаты, авторы писем, старались показать свою уверенность в скорой победе. Но в неофициальной переписке звучала тоска по Родине, по родным и близким, уверенность в победе. В истории отечественной почтовой связи солдатские треугольники (изобретение находчивых солдат) занимает особое место. Большинство писем в годы Великой Отечественной войны отправлялись в виде конверта - треугольника – листа обычной ученической тетради, сложенного особым способом. Лист загибался сначала справа налево, потом слева направо, а оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутри треугольника. Письмо – треугольник не заклеивалось, так как его всё равно должна была прочитать цензура. Помимо писем треугольников во время войны также выпускались «секретки» (открытое письмо-лист без конверта), конверты и почтовые карточки (открытки). Они могли иметь рисунки на темы боевых действий и героического труда в тылу (Приложение №1). Все письма имеют типичную структуру. Почти всегда они содержат:
- дату и обращение к родным в очень торжественной форме;
- сообщение о своём здоровье;
- забота, тревога за благополучие своих родных;
- рассуждения, пожелания, вопросы о быте;
- приветы односельчанам, родственникам, знакомым;
- бытовые службы;
- пожелание получения ответа и продолжения переписки;
- сознательную и бессознательную передачу фактов фронтовой повседневности;
- просьбу сообщить о судьбах родственников, близких, знакомых;
- не представляющие тайны, своеобразные размышления солдата.
Фронтовые письма носили из дома в дом, читали вслух. Они придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А ещё солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его высокой миссии, переживаниях, чувствах, огорчениях, заботах и радостях. Таким образом, окопные треугольники воспринимались как живой организм, они создавали единство фронта и тыла.
1.1. Полевая почта
1 июля 1941 года была создана военно-полевая почта (Военно-полевая почта - почтовая связь, устанавливаемая в действующей армии в условиях ведения боевых действий). Она находилась в ведении НКС (народный комиссар связи) СССР и состояла из фронтовых военно – почтовых сортировочных пунктов, военно-полевых баз армий и полевых почтовых станций при штабах отдельных частей. Миллионы людей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям нашей страны не потерять друг друга. Письма с фронта. Сколько их было написано и отправлено за 1418 дней? Кому их писали солдаты? О чём они писали с фронта? Что их волновало и радовало? По данным Управления военно-полевой почты, в годы Великой Отечественной войны ежемесячно доставлялось с фронта до 70 миллионов писем. С фронта в тыл было отправлено 2 миллиарда 794 миллиона писем, 9,9 миллионов посылок, 35,5 миллионов переводов. Почти в каждом письме можно прочесть строки о боевых товарищах, погибших в боях о желании отомстить за них. А сколько писем не дошло до адресата, уничтожено огнём, пропало в бесконечной дороге от передовой до дома.
Я смотрю на пожелтевшие от времени листки бумаги - обыкновенный солдатский треугольник. Я аккуратно беру их в руки и чувствую тепло, идущее от них. Я думаю, что за каждой строкой этих писем - человеческая судьба и короткая жизнь, оборванная вражеской пулей.
1.2. Солдатское письмо – живой источник информации.
Изучение человеческих судеб на войне можно проводить только на основе источников личного происхождения. К ним относятся письма, дневники, воспоминания. В ходе моей работы я изучила личную переписку солдат Мартынова Петра Васильевича, Кременского Николая Иосифовича и Сидорова Ивана Михайловича. (Приложение №2). В моём распоряжении было несколько писем. При анализе писем я почувствовала запах войны, попыталась проникнуть во внутренний мир солдат, их чувств. На примере писем я сделала вывод, что каждое письмо несёт в себе важную информацию. Какие они разные солдатские письма. Мне они напоминают и о первом боевом крещении, и о многих судьбах фронтовиков, их семьях, и о том, что строки фронтового письма имеют особую, ни с чем несравнимую силу. Они обладают удивительной способностью воскрешать пережитое, рождать отклик в молодых сердцах. На войне, особенно в ожидании первого серьёзного боя, часто в голове солдата бродят разные мысли и сомнения: «Смогу ли я?» Хорошо, если рядом встретится человек, который поймет, воодушевит, вселит веру в твои силы. Читая эти письма, написанные то карандашом, то выцветшими чернилами, удивляешься силе духа этих людей: ни слова жалобы на свою нелегкую солдатскую жизнь, ни намёка на страх или панику. Наоборот, в каждом письме солдаты стремятся поддержать своих родных, беспокоятся о своих детях, с любовью передают привет своим родным и знакомым. С трепетом читаешь эти письма, наполненные теплом и лаской, уважением и почитанием своих родителей, жен, детей. И мне стало понятно, почему фронтовые письма волнуют нас до слез и старшее поколение, и молодое. Они по своему содержанию бесхитростные, трогательные и сокровенные. В каждом из них мало слов, но сказано о многом. В бою нередко складывалась такая обстановка, что людям, идущим на опасное задание, было ясно: придется пожертвовать собой. Многие воины – фронтовики писали свои последние строки, зная об исходе боя, другие – сообщали о гибели своих друзей. В таком случае говорили только откровенно, не лгали, не приукрашивали действительность. Большинство писем предельно лаконичны: на фронте каждая минута была на счету. В письмах нет красивого слога, художественности. В них описание будней войны, радости и волнения, поступков людей, боли потерь. Солдаты писали письма с надеждой на будущую встречу с родными.
Я спрашиваю себя: «Каково значение писем для солдат?». Бойцы бережно хранили весточки из дома. Порой именно эти письма помогали отважно сражаться. Каждый солдат, если он получал весточку из дома, чувствовал себя уверенней, без страха шёл в бой и побеждал, потому что он знал, что его ждут, о нём не забывают. Я считаю, что письма могут быть не только личными, но и деловыми. В этом случае использовалась специальная лексика, свойственная книжной речи, особая форма обращения. Письма, как и судьбы их авторов, не похожи друг на друга. Но в каждом письме звучит голос воина – защитника родной земли, патриота, гражданина своей страны. Солдатские письма – это подлинные документы, живые свидетели войны, её битв, сражений, это мысли воинов. Письма из прошлого – это завещание, оставленное в наследство своим потомкам. Это память о времени, о людях и событиях. Я считаю, что солдат и в последнюю минуту жизни думал о своей семье, о будущей жизни после войны, о Победе.
2. Жизненный путь солдата Сидорова Ивана Михайловича.
2.1. По следам фронтового письма.
Работая в музее нашей школы, я взяла в руки альбом «Фронтовые письма», обратила внимание на пожелтевшее от времени фронтовое письмо. Оно датировано 19 августа 1943года. Письмо Сидорова И.М. (Приложение №3) написано в спешке, карандашом. Многое стёрлось. Письмо тронуло время. Сохранившиеся строки и поныне звучат взволнованно: «По низкому и дорогому поклону своим дорогим сыночкам Шуре и Коле и вам дорогая моя мамочка и тебе дорогая моя хозяечка Катя». Мы чувствуем, что только прошёл бой, ещё не спало напряжение. Солдат не уверен, что останется жив. Он пишет кратко с надеждой на будущую встречу: «Вы обо мне здорово не журитесь. Может, ещё увидимся с вами». Вот и всё. 2 ноября 1943 года Иван Михайлович погиб в бою, совершив свой солдатский подвиг. Всего несколько минут ушло на чтение письма Ивана Михайловича Сидорова. Я увидела человека с красивой душой, с его любовью к жизни, к своей семье, с верой в будущую жизнь, в Победу. Он теперь останется в моём сердце навсегда. Трудно было вспоминать о страшной потере его родным, особенно, его молодой жене, Екатерине Фоминичне, которая ждала своего Ивана Михайловича всю свою долгую жизнь. Вот что записано в тетради воспоминаний: «Ушел на фронт летом 1941 года. Было ему 34 года. Остались мы одни. Мечтал прожить долгую и счастливую жизнь, а погиб в расцвете лет. Трудно было, работала, растила детей. Днём была среди людей, а ночами плакала, уткнувшись в подушку. Письмо хранила на груди. В редкое свободное время перечитывала и ждала, тайно надеялась, что он вернётся, верила и этим жила. Сама трудилась, помогая фронту быстрее разгромить врага». Солдатские треугольники, последние письма отца или брата, сына, присланные с фронта…Они вызывали у родных и близких веру и надежду на скорую радостную встречу, желание внести свой вклад в долгожданную победу. Я думаю, что из поколения в поколение мы должны говорить правду о войне и хранить память во имя тех, кто отвоевал мир, так как в мире сегодня неспокойно. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить…
2.2. Судьба солдата.
В нашем музее хранятся воспоминания встречи с вдовой солдата, Сидоровой Екатериной Фоминичной[1]. (Приложение №4). Она подарила дорогое для неё письмо, которое прислал с фронта её муж – Сидоров Иван Михайлович (Приложение №5). Я решила узнать подробнее, кто же он такой солдат Сидоров? Как он жил? Где воевал? Где погиб, защищая Родину?
Мой поиск начался с изучения Книги Памяти, том 7. [2] Вчитываюсь в короткие строки этой книги, вмещающие целую жизнь человека, охватывает скорбное волнение, неужели это всё, что осталось от воина? «Сидоров Иван Михайлович, родился в 1907 году, рядовой, пропал без вести 02.11.1943 г.». И одновременно возникает другая мысль, а ведь есть пока и те, о ком нет даже такой строки.
Кто же он? Это обыкновенный человек.1 января 1907 года родился в многодетной, крестьянской семье в хуторе Ново – Поляков Милютинского района Ростовской области. Учился в Степано – Савченской школе. До войны трудился в колхозе «Путь Ленина», трактористом. Был женат на Екатерине Фоминичне, имел двух сыновей. Призван Милютинским РВК.
Мы продолжили наш поиск, воспользовавшись сайтом ОБД «Мемориал» и «Family Face». Вот, что мы нашли: «Красноармеец Иван Михайлович Сидоров 1января 1907 года рождения. Призван Милютинским РВК., пулемётчик 5 мотострелковой бригады. Погиб в бою 2 ноября 1943 года у села Верхний Рогачик». Сравнив данные, сделали вывод: во всех наших источниках информации речь идёт об одном человеке – солдате Сидорове Иване Михайловиче. Мы решили узнать о нём ещё больше: где находится место гибели солдата. На карте времён Великой Отечественной войны мы обнаружили Калачевский район Волгоградской области, хутор находился на рубеже Орловка – Новый Рогачик. 5 мотострелковая Краснознамённая бригада Юго - Восточный фронт, полевая почта 35727у. Эти данные мы сообщили родственникам Ивана Михайловича, внучке Парфеновой (Сидоровой) Елене Александровне. Она обрадовалась, что мы нашли место гибели Ивана Михайловича и родные смогут поехать на могилу своего дедушки. Мы пригласили родственников Сидорова И. М. к нам в школу на встречу, чтобы подарить им единственную фотографию, письма и материал, собранный нашим кружком «Поиск» - нашу исследовательскую работу «История одного письма. Жизнь и судьба солдата Сидорова».
Во время проведения исследования по теме «История одного письма. Жизнь и судьба солдата Сидорова» я познакомилась с текстами фронтовых писем. Постаралась понять мысли и чувства солдат, которые были высказаны в письмах более 70 лет назад. Герою нашего исследования, красноармейцу Сидорову И.М. не суждено было вернуться домой, он навсегда остался в 1943 году. Письма с фронта – вот то немногое, что сохранили его потомки на память об этом замечательном человеке. Эти письма с войны, как голос с прошлого, способны научить каждого из нас, как надо любить родину, заботиться о своей семье, чтить старших. Каким надо быть, чтобы спустя 70 лет тебя вспоминали с благодарностью. Нам сегодня многое не понять. В войну люди жили по законам военного времени, их воспитывали словами «Прежде думай о Родине, а потом о себе». Это поколение людей готовили к защите Родины, воспитывали чувство долга, ответственности, готовности в трудную минуту для Родины встать на её защиту. Красноармеец Сидоров Иван Михайлович хотел бить врага и дойти со своими бойцами до Берлина. Что это? Патриотизм или желание вернуться домой, к семье, заняться мирным трудом? Считаю, что солдат Сидоров был настоящим патриотом и гражданином своей страны. Я горжусь этим поколением людей.
Выводы.
Свою работу я посвятила короткой, но мужественной жизни солдата Сидорова И.М.. Цель моей работы: узнать на основе фронтовых писем о жизни и судьбе Сидорова И.М. была выполнена в ходе исследования.
Письма солдат с фронтов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов - это та историческая память о ней, которая никогда не должна прерываться в поколениях.
Изучив документы и источники, я поняла, что письма являются важным объектом военной истории и судеб солдат, погибших в годы войны, и вызывают большой интерес, как письменные исторические источники.
Мы считаем, что выдвинутая гипотеза: письма солдат станут для нас бесценными, как дорогая реликвия, подтвердилась. Она играет большую роль в формировании патриотических, гражданских, нравственных чувств у молодого поколения.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что тема эта актуальна и материалы могут быть использованы в исследовательской работе для дальнейшего изучения событий Великой Отечественной войны. Материалы станут основой музейных экспозиций, будут использоваться в процессе подготовки и проведения мероприятий военно-патриотической тематики. Письма остались как связующая нить между поколением военных лет и нами, живущими уже в другом тысячелетии. И мы изучаем историю не только по учебникам, но и по документальным источникам, которыми являются письма.
- Заключение.
В результате изучения исторических источников, архивных документов, работая с сайтом ОБД Мемориалом и FamilySpace, беседуя с очевидцами, мне удалось много узнать об особенностях внешней формы фронтовых писем, о жизни и судьбе солдата Сидорова И.М. – нашего земляка. Частично восстановлены события его жизни. За скупыми строками автобиографии я увидела нелёгкую жизнь и судьбу Ивана Михайловича. Призван был Милютинским РВК на фронт из хутора Ново-Поляков. Куда он попал сразу установить не удалось, но по номеру части и по данным ОБД Мемориал, можно предположить, что Сидоров И.М. принимал участие в обороне Сталинграда и возможно умер от ран. В книге Памяти т. 7 он считается пропавшим без вести. Но в результате поиска мы обнаружили место гибели солдата. Волгоградская область Калачевский район хутор Новый Рогачик. Мы знаем, что списки погибших устанавливали по памяти, поэтому были допущены фактические ошибки. Можно считать, я в своём исследовании пытаюсь восстановить историческую достоверность. В процессе исследования данной темы мы случайно обнаружили на сайте ОБД информацию о нашем земляке Лесняк Харитоне Андреевиче, который продолжал сражаться под Харьковым и был награждён медалью «За боевые заслуги», хотя считался уже погибшим, а в книге Памяти – без вести пропавшим.
Таким образом, моя работа кроме теоретического исследования нашла практическое применение. Теперь я знаю, фронтовые письма – важный исторический источник, который надо беречь и передавать своим детям, как память о погибших солдатах. Мы благодарны семьям солдат, которые сохранили фронтовые письма – живую историю нашей страны Сидоровым, Кременским и другим. Мы оформили стенд «Фронтовые письма» (Приложение №6). Кружковцы проводят экскурсии в по теме «Письма, опаленные войной» (Приложение №7) для учащихся нашей школы и гостей. Мы считаем, что наша задача - беречь письма и хранить память о солдатах, спасших нашу Родину от врага. Моя работа посвящена солдатам – нашим землякам, спасшим мир от фашизма.
Список используемой литературы.
1. Живая память. Великая Отечественная: правда о войне в 3т.М.1995 год.
2. Книга Памяти, том 7, стр. 313
3. Момотова Н.В. Ценностный мир военнослужащих в письмах с фронтов. Великой Отечественной войны // Социология.-2005г.-№2-с.106.
4. Симонов К. стихотворение «Жди меня».
5. Стрижников Ю.К. сборник «Никто не забыт и ничто не забыто».
6. Сборник «Последние письма с фронта.1941»
Список используемых источников информации.
Фонд музея «Фронтовые письма» МБОУ Степано – Савченская ООШ:
- Беседа с женой Екатериной Фоминичной Сидоровой, 2003год.
- Воспоминания внучки Елены Александровны Парфеновой, 2015год.
- Письмо от 30.01.1943г. Кременского Н.И.
- Письмо от 19.08.1943 г. Сидорова И.М.
- Письмо от 30.11.1943г. Мартынова П.В.
- Фото из семейного архива Сидоровых.
Интернет-ресурсы
- http://www.obd-memorial.ru
- http://www.familyspace.ru
Приложения.
Приложение №1. Фронтовые письма – документы огромной силы.
Письмо-треугольник. Письма 1943 года были написаны, когда врага гнали с нашей территории. Наступил коренной перелом в ходе войны. Письма этого периода часто написаны на специальных бланках, а в 1945 году на трофейной бумаге.
Письмо «Секретка»
Письмо «Почтовые карточки»
Приложение №2. Солдатское письмо – живой источник информации.
Солдатские письма – это подлинные документы, живые свидетели войны, её битв, сражений, это мысли воинов. Письма из прошлого – это завещание, оставленное в наследство своим потомкам.
Письмо Кременского Н.И. от 30.01.1943г. Это письмо написано мальчишкой, который только что закончил школу.
Письмо Мартынова П.В. от 30.11.1943г.
Приложение №3. По следам фронтового письма.
19 августа 1943 года. Сохранившиеся строки и поныне звучат взволнованно. Мы чувствуем, что только прошёл бой, ещё не спало напряжение .Солдат не уверен, что останется жив. Он надеется на будущую встречу.
Письмо Сидорова И.М. от 19.08.1943 г.
Семейный солдат Сидоров И.М. переживает о семье, о здоровье, а молодой Кременской Н.И. старается успокоить свою мать, уверяет, что у него всё хорошо, что будут бить врага. В письмах нет лишнего. Солдаты знали, что письма проверялись цензурой. Благодаря письмам мы можем восстановить многие картины солдатской жизни, сохранить память о наших земляках, погибших на фронте, понять, что их волновало.
Приложение №4. Фото жены Сидорова И.М.
Фото Сидоровой Екатерины Фоминичны. Сидорова Е.Ф. с внучкой.
Мечтал прожить долгую и счастливую жизнь, а погиб в расцвете лет. Было ему 34 года. Остались мы одни. Трудно было, работала, растила детей. Всю жизнь ждала, тайно надеялась, что он вернётся, верила и этим жила.
Приложение №5. Фото Сидорова И.М., август 1943г.
На фото человек с красивой душой, с его любовью к жизни, к своей семье, с верой в будущую жизнь, в Победу. Таким он теперь останется в наших сердцах навсегда.
Приложение №6. Стенд «Фронтовые письма»
Стенд «Фронтовые письма» подарен Милютинскому краеведческому музею.
Приложение №7. Экскурсии в музей.
В нашем музее регулярно проводятся экскурсии по теме «Письма, опалённые войной» как для учащихся, так и для гостей нашей школы.
Фронтовые письма – важный исторический источник, который надо беречь и передавать своим детям, как память о погибших солдатах.
Мы благодарны семьям солдат, которые сохранили фронтовые письма – живую историю нашей страны Сидоровым, Кременским и другим.
[1]- встреча с Сидоровой Е.Ф., 2002г.
[2] - Книга Памяти, том 7, стр. 313
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Невыдуманная история одной сёмужьей жизни» (по повести Ф.Абрамова «Жила-была сёмужка»)
Данный урок демонстрирует возможность реализации межпредметных связей на уроке литературы( биология+русский язык+экология+литература) через изучение повести Ф.Абрамова "Жила-была сёмужка"...
Методическая разработка "История одной судьбы"
Методическая пазработка "История одной судьбы" посвящена Великой Отечественной войне. Она может помочь учителям или педагогам дополнительного образования в проведении воспитательных патриотических мер...
С нами Бог или чудесная история одного солдата…
В этом году мы торжественно всей страной со слезами на глазах встретили семидесятую годовщину освобождения нашего села от фашистских оккупантов. По этому случаю мне захотелось рассказать В...
Реферат исследовательской работы ученицы 7 "а" класса Романенко Юли "Судьба солдата ВОВ Прохорова Кузьмы Никитовича и "белые пятна" в истории Абанского района"
АннотацияРоманенко Юлияпоселок Абан, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Абанская основная общеобразовательная школа №1, 7 «а» класс«Судьба солдата Прохорова Куз...
Краеведческий очерк "Судьба солдата Чиркова"
С каждым годом всё редеют и редеют ряды единственных свидетелей и участников Великой Отечественной войны. Вот и в нашем селе 27 июня 2014 года на 98 году жизни умер последний ветеран Великой Отечестве...
Конспект урока по истории "Судьба солдата"
в рамках акции "Альбом Победы"...
Сценарий конкурса чтецов «С душой поэта и судьбой солдата», посвящённый 100-летию со дня рождения поэта, участника Великой Отечественной войны Эдуарда Аркадьевича Асадова
Цель данного мероприятия - формирование представлений о красоте, мужестве и героизме, доброте и благородстве, скверном и святом на примере жизни и творчества известного поэта Эдуарда Асадова, воспитан...
- Мне нравится (6)
Комментарии
Очень хорошая
Очень хорошая исследовательская работа,спасибо автору. Напишите,пожалуйста, кто автор. Вера Борисовна! Вы делаете такое нужное дело-учите подрастающее поколение хранить память, гордиться подвигами своих прадедов. По вашим материалам видно, что в школе у Вас ведется большая краеведческая,исследовательская работа. Спасибо Вам за патриотизм, за то, что столько сил отдаете патриотическому воспитанию детей