Конспект урока "Внутренний мир избы"
план-конспект занятия по истории (6 класс) по теме

Хорошилова Маргарита Анатольевна

Формирование базовой культуры личности через знакомство с историческими и духовными корнями своего народа в процессе творческой деятельности. Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы. Воспитывать уважение, любовь к народным традициям, чувство гордости за свою национальную культуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внутренний мир избы

Тема урока "Внутренний мир избы"

 Цель: формирование базовой культуры личности через знакомство с историческими и духовными корнями своего народа в процессе творческой деятельности.

Задачи:

Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.

Развивать эстетический вкус, познавательную активность, национального самосознания учащихся.

Воспитывать уважение, любовь к народным традициям, чувство гордости за свою национальную культуру.

Оборудование: интерактивная доска, декорация русской избы, плетень с  рушником, прялка, корытце, домашняя утварь, лавка, домотканый половик.

Подготовительная работа: дети приносят рукотворные изделия, готовят поговорки о печи.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Основная часть.

  1. «Цветограмма».

  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.
Встречу теплую такую
Я готовила для вас.
Хлебосольством да радушьем
Знаменит родной наш край,
Здесь для вас и сказки русские,
И медовый каравай.
И места гостям приметные
За обеденным столом.
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с вами входит в дом.

Проходите, проходите! Самовар готов, чайком побалуйтесь, пирогов моих попробуйте. Напекла воз, а есть некому.

(Дети усаживаются на лавки).

Растрогали вы меня. Расскажу я вам, как раньше жили.

(Подхожу к изображению  печи). Отгадайте-ка загадку: “Стоит терем, в тереме мучка, а в мучке жучка”. Что это?

Дети:
Может, это печь?

Учитель:

- А ведь угадали. Войдя в избу, на печь сразу внимание обращали. Это был главный предмет в доме. Затрещит мороз, завоет ветер, а на печи тепло да уютно. Хорошая печь – гордость печника и хозяина. Она и жилье отапливала, и еду готовила, и хлеб выпекала, пиво да квас варила, в ней одежда сушилась. В ней даже мылись! Да вы сами поглядите! Русская печь – это и посуда особой формы, горшки да чугуны. А знаете почему?

- Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому должна была иметь большую боковую поверхность (показываю). Кроме того, посуду такой формы легче было доставать ухватом. А вот вы, молодые, помните ли поговорки о печи?

       

Ответы детей:

-Мала печка, да тепленька.

- Когда на печи жарко, тогда и варко.

- Печь нам, что мать родная.

- На печи зимой красно лето.

Учитель:

- Да, народ любил красоту. Ведь все в избе делалось своими руками. Так зарождались народные промыслы. Любая обиходная вещь украшалась резьбой, росписью, вышивкой или кружевом. Все, что ни делалось, делалось тщательно, с любовью, радовало глаз, украшало дом.

 Да, мы видим, любили в Сибири дом украшать.

Ведь  когда-то молодёжь примерно вашего возраста на посиделки собирались, пряжу пряли, вышивали, вязали, песни пели разные, сказки да истории рассказывали.

Но главное рукодельничали, приданное себе готовили. Ведь сваха, приходя в дом невесты, непременно сундук с приданным смотрела. И не только богатство проверяла, но и то, насколько умела и рукодельна будущая жена.

Это мы сейчас одежду в магазине покупаем. А раньше все своими руками делали.

Вот кто из вас, молодых, прясть умеет? ( Показываю, как шерсть чесали, а потом пряли). А ведь, чтобы простые варежки связать, надо было шерсть расчесать, спрясть, ссучить нитки, а уж потом за спицы браться. Поучитесь древнему мастерству да песней гостей порадуйте.

Дом

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

Под потолком шли полавошники,

на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. (Демонстрация посуды принесённой детьми, рассказывают о истории её создания). А около печи укрепляли деревянный настил – полати.

На полатях спали.

Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

 Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении

от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял

из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния.

В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь

от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

- Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.

(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди” )

“Что есть в печи – все на стол мечи”.

Физкультминутка – старинная игра «Третий лишний».

Вышивка

Вышивка – один из древнейших видов народного художественного творчества. Человек издавна передавал и красоту природы,

и свои ощущения, и переживания условными знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. И наши предки различные явления в природе изображали с помощью знаков. Знаков – символов было много, практически все они приобретали смысл “оберегов”. Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохранят от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Располагали такие вышивки-обереги на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди, на полотенцах и скатертях (с обеих сторон), на простынях (по нижнему краю), на платках. ( Показываю вышивку на своём костюме, рушнике, скатерти). Из достаточно простых знаков-символов составлялись более сложные орнаменты. Часто в них изображали птиц, при этом лебедь олицетворял девушку-невесту, верность; уточка, курочка выступали символами трудолюбия и плодородия; голубь – символом супружеской верности и счастливой семьи; пава – символом счастливой любви; а конь с всадником – символом мужества. Женская фигура олицетворяла плодородие земли и всего живого, птицы

на её руках – подвластные ей стихии, а мужская фигура служила символом рода.

Вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать девочек учили с 5-6 лет.

А каждая девушка готовила специальные вышитые полотенца (около ста), которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почётных гостей.

Одежду шили из выкроенных по прямой отрезков ткани, на которых легко вышивать

по прямой нитке. Одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, венчальная, траурная), а также имела особенности в зависимости от возраста, места предыдущего проживания и т. д.

Площадь, занятая вышивкой, и яркость узора зависели от назначения одежды и возраста женщины. Самой нарядной была рубаха молодой, недавно вышедшей замуж женщины. Её она имела право носить только до рождения первого ребёнка. Такие рубахи вышивались красными нитками и отличались сложным узором. Вышивкой в костюме молодой женщины украшали также передник, подол сарафана или юбки. Оформление женского праздничного костюма завершал роскошный головной убор, который украшался цветным или золотым шитьём. С рождением каждого ребёнка количество узоров в костюме женщины уменьшалось, цвет становился менее ярким,

а головной убор скромнее и проще.

В течение нескольких столетий в разных районах России в соответствии с местными природными условиями и особенностями быта вырабатывались определённые приёмы выполнения вышивки, колорит и характер орнамента.

В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного вышивального искусства.

Оформленные вышивкой декоративные занавеси, панно, салфетки органически включаются в обстановку современной квартиры и играют значительную роль в украшении быта. ( Дети показывают принесённую современную вышивку, рассказывают

 о истории её создания).

Орнамент

Геометрический орнамент. Характерен для многих эпох и народов. Несмотря на предельную простоту, до сих пор сохранил эстетическую ценность. Основу построения такого орнамента составляет четкое чередование геометрических элементов в заданном порядке. Очень часто употребляется с другими типами орнамента. Не следует забывать, что прообразом геометрического орнамента была природная форма. Например, греческий меандр символизирует волну, круг – солнце, плетенка – воду.

Растительный орнамент. Самый распространенный в народном искусстве после геометрического и самый излюбленный во многих видах ДПИ. Разные времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем средневековье особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко – тюльпан и пион; в период модерна – лилия и т.д. Можно сказать, что растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций таких мотивов существует бесконечное множество. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости. Фантастический орнамент. В его основе лежат изображения мифических существ: птицы Сирин, сирен, единорогов, львов и др. Часто его использовали в резьбе

по дереву, вышивке, росписи по дереву.

Зооморфный орнамент. Как и в растительном орнаменте, здесь встречаются приближенные к реальным и чрезвычайно упрощенные изображения птиц и зверей. Этот орнамент часто прекрасно сочетается с растительным.

Принимать вас не забота,
Не тяжелая работа,
Принимать вас мы готовы,
Будьте счастливы, здоровы.
А по сердцу вам придется,
Огонечек вновь зажжется.
В наш уютный уголок
Заходите на часок.

III. Домашнее задание

По презентации рассказать о внутреннем мире избы.

IV. Итог. Рефлексия

Удалось ли реализовать поставленные цели?
– Насколько это получилось?
– В чём особенность
 внутреннего мира избы?

А сейчас приглашаю вас всех к столу, чайку попить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Внутренние воды России" 8 класс.

урок обобщающего повторения по теме "Внутренние воды России" 8 класс....

план-конспект урока "Внутренняя энергия"

Урок изучения нового материала.Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийная установка, программное обеспечение для демонстрации интерактивных моделей....

Конспект урока "Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии"

Урок с использованием ЭОР. Приводится полный конспект урока, таблица с используемыми ЭОР....

Конспект урока "Выполнение узора «изба» с применением лоскутной техники".

Разработка конспекта урока на практическое повторение в 7 классе коррекционной школе VIII вида....

Технологическая карта урока "Внутренний мир избы"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского...

конспект урока "Интерьер русской избы"

Конспект урока "Интерьер русской избы " 7кл изобразительное искусство...

План-конспект урока "Декор русской избы" 5 класс

Сценарий урока об избе, как русском традиционном жилище....