конспект урока "Внутренние воды России" 8 класс.
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
урок обобщающего повторения по теме "Внутренние воды России" 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_vnutrennie_vody.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме:
«Внутренние воды и водные ресурсы России» (8 класс)
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме. Выявить степень усвоения теоретических знаний (терминологии) и географической номенклатуры, предусмотренных образовательным стандартом.
- Определить уровень сформированности умений устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы и навыков работы с различными источниками географических знаний.
- Способствовать развитию аналитического мышления учащихся и формированию мировоззренческой идеи о целостности окружающей природы.
- Воспитывать чувство бережного отношения к природе; прививать интерес к предмету.
Тип урока: Урок систематизации и контроля знаний.
Методы:
- репродуктивный;
- частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная.
Оборудование: физическая карта России, настенная контурная карта России, атласы, чайнворды (для каждого ученика).
Оформление доски:
- Тема урока.
- Эпиграф:
Вода - это не просто минеральное сырье, вода - это действительно проводник культуры, это та живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было.
(академик А.П. Карпинский)
- План урока:
- Терминологическая разминка.
- Теоретический тур "В поисках, истины".
- Географический чайнворд.
Ход урока:
- Оргмомент.
Постановка целей перед учащимися, знакомство с планом урока.
- Терминологическая разминка.
- Что такое внутренние воды?
- Перечислите все виды внутренних вод.
- Какие из них имеют наибольшее хозяйственное значение?
Далее проводится словарный диктант по вариантам. Диктант состоит из двух частей: сначала учитель читает определение, а учащиеся записывают только понятия к ним, а затем самостоятельно пишут определения нескольких понятий.
I вариант
- Поток воды, текущий в выработанном им углублении, называемом руслом (река).
- Место, откуда река берет свое начало (исток).
- Река вместе со всеми своими притоками (речная система).
- Границы между бассейнами двух рек (водораздел).
- Воды, находящиеся в верхнем слое земной коры (подземные воды).
Напишите определения следующих понятий:
- Половодье.
- Падение реки.
- Расход воды.
- Озеро
- Водные ресурсы.
II вариант
- Замкнутое природное углубление на суше, заполненное водой (озеро).
- Место впадения реки в море, озеро, другую реку (устье).
- Территория, с которой река собирает свои воды (бассейн).
- Изменение состояния реки в течение года (режим реки).
- Скопление пресного льда на суше (ледник).
Напишите определения следующих понятий:
- Паводок.
- Уклон реки.
- Годовой сток.
- Болото.
- Водный кадастр.
- Теоретический тур «В поисках истины»
Учащимся предлагается блок вопросов, направленных на выявление и объяснение причинно-следственных связей между внутренними водами и другими компонентами природы.
- К бассейнам каких океанов относятся реки России?
- Почему большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан?
- Почему большинство российских рек имеют медленное плавное течение?
- Почему известный русский климатолог Воейков назвал реки «продуктом климата»?
- Какой тип питания и почему преобладает у российских рек?
- Почему большинство рек России имеет весеннее половодье?
- Почему реки бассейна Тихого океана разливаются летом?
- Назовите реки с паводочным режимом, что является причиной паводков?
- Чем паводок отличается от половодья?
- Чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» о наводнении в Санкт-Петербурге.
Что явилось причиной наводнения на Неве?
- Что такое межень? В какие сезоны года и почему наблюдается межень на реках России?
- От чего зависит величина годового стока рек?
- Почему величина годового стока Печоры в 4 раза больше годового стока Дона, не смотря на то, что длина рек примерно одинакова, площади бассейнов почти равны и среднее годовое количество осадков в бассейнах этих рек тоже примерно одинаково?
- Почему самой полноводной рекой России является Енисей, несмотря на то, что в его бассейне выпадает немного осадков?
- Какая закономерность наблюдается в размещении озер по территории России? Почему?
- Перечислите типы озерных котловин. Озера, какого происхождения и почему преобладают в России?
- Какую территорию России называют «озерным краем», почему?
- Каковы причины образования болот?
- Что является источником питания для верховых и низинных болот? Где распространены данные типы болот?
- Почему Западно-Сибирская равнина почти полностью заболочена?
- От каких факторов зависит глубина залегания подземных вод?
- Многолетнюю мерзлоту иногда называют вечной. Вечна ли она?
- Почему в Восточной и Северо-Восточной Сибири многолетняя мерзлота распространена практически повсеместно, а в Европейской части только на Севере?
- Каковы условия образования ледников?
- Почему самые крупные ледники находятся на Кавказе?
- Почему на Урале нет больших ледников, несмотря на то, что он расположен за полярным кругом, где избыточное увлажнение и продолжительная, суровая зима?
- Каково значение внутренних вод в природе и хозяйственной деятельности человека?
- Известно, что Россия занимает первое место в мире по запасам пресных вод, в одном только Байкале содержится 20% всех поверхностных пресных вод мира, но почему же в стране существуют проблемы недостатка воды?
- Для решения водной проблемы был разработан проект переброски северных рек на юг, но в 1986г. внедрение этого, казалось бы, перспективного, проекта было приостановлено. Почему?
После обсуждения учащиеся приходят к выводу о взаимосвязях и взаимозависимостях всех компонентов природы, о необходимости осторожного вмешательства в природные процессы и охране окружающей природы, в том числе и внутренних вод.
- Географический чайнворд.
Проверка знания карты проводится в форме разгадывания чайнворда.
У каждого учащегося имеется листок с чайнвордом. Чайнворд составлен в двух вариантах. Учитель поочередно для каждого варианта показывает географические объекты на настенной контурной карте России, сопровождая показ краткими комментариями.
Учащиеся вписывают названия объектов в горизонтальные строки (буквы "е" и "ё", "и" и "й" взаимозаменяемы). Если все объекты указаны правильно, то в вертикальном столбце под №1 должно появиться ключевое словосочетание: Реки и озера России.
5. Подведение итогов.
Выставление отметок учащимся, принявшим активное участие в теоретическом туре "В поисках истины". После проверки словарного диктанта и географического чайнворда в журнал выставляются две отметки: за знание терминологии и знание географической номенклатуры.
6. Домашнее задание.
Составить кроссворд по теме "Внутренние воды России"
I вариант
- Река, берущая начало на Северном Урале, относящаяся к бассейну Северного Ледовитого океана (Печора).
- Река на северо-западе Восточно-Европейской равнины, впадающая в Белое море. (Онега)
- Река … – Волги правая рука (Ока).
- Левый приток Оби, превышающий главную реку по длине (Иртыш).
- Левый приток Лены (Вилюй).
- Самая длинная река Европы и европейской части России (Волга).
- Река, берущая начало на Тиманском кряже, впадающая в Белое море (Мезень).
- Самая полноводная река России (Енисей).
- Река, берущая начало с одноименного плато, впадающая в море Лаптевых (Анабар).
- Река, берущая начало с Верхоянского хребта (Яна).
- Самая длинная и полноводная река бассейна Тихого океана (Амур).
- Одно из крупнейших озер России, по которому в годы Великий Отечественной войны проходила «дорога жизни» (Ладожское).
- Река, соединяющая 2 крупных озера (Свирь).
- Озеро ледникового происхождения, на котором в 1242г. состоялось Ледовое побоище (Чудское).
- Самое большое озеро в мире (Каспийское).
10
11
12
13
14
15
16
2
3
4
5
6
7
8
9
1
1
Одно из крупнейших озер страны, расположенное на самом крупном полуострове России (Таймыр).
II вариант
- Река, верховья которой находятся на территории России, а среднее и нижнее течение – в Белоруссии и на Украине (Днепр).
- Река, на которой стоит Санкт-Петербург (Нева).
- Река … - Волги левая рука (Кама).
- Река, вытекающая из Кубенского озера, впадающая в Белое море (Двина).
- Правый приток Лены, берущий начало с одноименного плоскогорья (Витим).
- Река, имеющая самый большой водосборный бассейн (Обь).
- Левый приток Амура (Зея).
- Река, берущая начало в Байкальском хребте, при впадении в море Лаптевых образует обширную дельту (Лена).
- Единственная река, вытекающая из озера Байкал (Ангара).
- Река, берущая начало с хребта Сунтар-Хаята, впадающая в Восточно-Сибирское море (Колыма).
- Река, относящаяся к бассейну Тихого океана, впадает в одноименный залив (Анадырь).
- Озеро ледникового происхождения (Онежское).
13. Правый приток Амура, берущий начало в хребте Сихотэ-Алинь (Уссури).
14. Небольшое озеро ледникового происхождения, находящееся на границе с Эстонией (Псковское).
15. Самое глубокое озеро в мире (Байкал).
10
11
12
13
14
15
16
2
3
4
5
6
7
8
9
1
1
16. Какое озеро называют "жемчужиной Валдая" (Селигер).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план- конспект урока "Воды суши" 6 класс по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П.
разработка урока по географии 6 класс по учебнику Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П....
Конспект урока биологии 6 класс"Вода"коррекционная школа 8 вида
Урок биологии в 6 классе "Вода" коррекционной школе 8 вида.В ходе урока учащимися выполняется практическая работа.Цель: обобщение знаний по свойствам воды....
Конспект урока по живому миру "Свойства воды", 2 класс
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.Расширить кругозор, пассивный словарь.Воспитывать бережное отношение к природе....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в 6 классе на тему: "Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды"
Урок с применением электронно-образовательных ресурсов....
Конспект урока географии 7 класс. "Климат и внутренние воды Евразии"
Методическая разработка урока по теме: «Климат и внутренние воды Евразии» 7 класс...
Конспект урока" Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки"
Конспект урока с презентацией по ФГОС...
Урок-конспект "Подземные воды" 6 класс для учащихся с ОВЗ,работающих дистанционно с учителем.
Этот урок разработан с использованием индивидуального информационного метода проектов.Тип урока комбинированный. P { margin-bottom: 0.21cm; } Место и роль данного урока в дистанционном курсе: данн...