Конспект урока по теме "Внутренняя политика Екатерины II"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Филиппенкова Наталья Александровна

Учитель истории и обществознания

МБОУ "Школа-гимназия № 10 им. Э.К. Покровского" г. Симферополя

Филиппенкова Наталья Александровна

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ В 7 КЛАССЕ

Тема урока  «Внутренняя политика Екатерины  II»

 

Цели урока:

Образовательные:

-  сформировать у учащихся представление об особенностях и основных направлениях  внутренней политики Екатерины II;

- раскрыть понятие «просвещенный абсолютизм»;

- дать общую оценку внутренней политики Екатерины II.

 

Развивающие:

 - развивать у учащихся умение работы в парах,  сравнивать, анализировать, делать  выводы;

- формировать логическое и образное мышление, навыки работы с документами,  выделения главного, обобщения и систематизации материала.

 

Воспитательные:

 - воспитание чувства патриотизма и уважения к деятелям прошлого своего государства.

 

Формирование УУД

 

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цели и тему урока, вести поиск и выделять необходимую информацию, анализировать и выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: сотрудничать с другими учащимися и строить продуктивное взаимодействие, умение выражать свои мысли, уметь слушать и слышать.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 Методическое обеспечение: учебник А.А.Данилова и  Л.Г.Косулиной «История России. Конец 16-18 века. 7 класс».

Оборудование:  презентация, компьютер, рабочий лист, раздаточный материал.

Ход урок

1.     Организационный момент

      Сегодня замечательный день, погода радует нас. Перед собой я вижу прекрасные лица. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

В жизни  каждого государства большую роль играют ее правители. Именно они  проводят политику, которая определяет дальнейший  путь развития страны.  При их поддержке происходили события изменившие ход мировой истории.  Об этом я говорю не случайно, ведь сегодня необычный день.  День, предшествовавший значимому событию конца XV века.

 - Ребята, а какое сегодня число?

Правильно, 17 апреля 1492 года испанский король Фердинанд и его супруга королева Изабелла подписали с Христофором Колумбом  договор. В нем Колумбу была обещана денежная поддержка для осуществления задуманной им экспедиции «в Индию».

-Кто такой Христофор  Колумб? Что мы о нем знаем? Какое событие в мировой истории связано с его именем?

Молодцы. Однако не стоит забывать о том, что во всех его начинаниях помогли ему  король и королева. Которые видели в  этом интерес не только для себя, но и для своего государства.

2.Определение темы  и цели урока.

    Женщина, о которой сегодня пойдет речь тоже проводила политику, направленную на возвышение  государства. Вам наверняка уже интересно кто же она. Давайте узнаем.  Ребята посмотрите на слайд, что на нем изображено?  Один из этих памятников  был установлен в Симферополе?  С каким событием это связано?     

  Как  называли Екатерину II? (Великой)

  Правильно мы поговорим сегодня о деятельности Екатерины II. 

 

  2.Перед вами представлены изображения.               

 Кто эти люди? Что их объединяет? Скажите,  как называется их деятельность? (Политика)

   Ребята, скажите подписывая соглашение со странами Европейского союза В. Путин  предпринимает действия  внешней или внутренней политики? А подписавши документ об увеличении пенсии вашим бабушкам и дедушкам?

Какую политику мы должны рассмотреть в первую очередь: внешнюю или внутреннюю?

  Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Внутренняя политика Екатерины II».

    Что мы должны выяснить?  Чему научиться?  Что бы хотели узнать для себя?

   На своем примере учитель  рассказывает о целях урока. Сегодня  на уроке я хотела бы познакомить вас с внутренней политикой Екатерины II, дать представление о ее особенностях, развить интерес к истории нашего государства.

   Теперь ваша очередь. (возможно использование шаблона)

 

 Сегодня на уроке я  узнаю…..

 Мне было бы интересно…..

 Для этого я……

                                                                                                    

Запись  темы урока в тетради.

 

3.Актуализация изученного материала

Правда или ложь

 - Сейчас мы с вами вспомним то, что нам известно о Екатерине II.

На экране представлены факты из биографии императрицы, ваша задача определить  является ли это предложение правдой или ложью.

1.В 1742 году императрица Елизавета Петровна назначила своим преемником племянника  внука Петра I  Петра Федоровича.

2.Екатерина II по происхождению была француженкой.

3.В 1762 г., она прибыла в Россию и, приняв православие, получила новое имя – Екатерина Алексеевна.

4. После смерти Елизаветы  Петр III царствовал всего 186 дней.

 

5. Екатерина в 1762 г. отстранила от власти своего мужа, а себя провозгласила императрицей.

 

4. Изучение нового материала.

Беседа по вопросам

 

На предыдущих наших уроках мы рассматривали тяжелый для нашей страны период. Этот период длился 37 лет. Как назывался это период?

В ходе этих событий происходила быстрая смена власти.

 

- Как вы считаете, положительно или отрицательно отразились эти события на экономическом состоянии страны?  Почему?                                                                                               

- В каком положении находилась страна к началу правления Екатерины II?

Ответить  на эти вопросы вам поможет главный источник знаний – книга.

- Можем ли мы сказать, что по уровню развития она была наравне с европейскими государствами?

- Какие задачи стояли перед Екатериной II? Какую политику вы бы провели на ее месте?

   На сегодняшний день  государственные деятели, проводя свою политику, опираются на опыт своих предшественников, а также изучают труды  различных мыслителей и используют их. Екатерина не была исключением. Мы знаем, что Екатерина II хорошо знала труды французских просветителей. Основные идеи, которых лягали в основу ее политики.

- Кто такие просветители? (Это человек, несущий другим людям информацию о лучших достижениях в областях искусства, науки .)

 Кого из них вы можете назвать?  Каковы были их взгляды? 

Что подразумевает под собой термин «просвещенный абсолютизм»?.(  Работа со словарем)

    Однако ее политика имела некие особенности. Какие вы сейчас узнаете, поработав с текстом учебника.

 

Работа с текстом учебника стр. 193.

Прочитайте текст учебника и  дайте ответ на вопрос:

Чем взгляды Екатерины  II отличались от взглядов просветителей ?

  

    Теперь рассмотрим основные мероприятия проведенные Екатериной в русле политики «просвещенного абсолютизма . Перед вами лежит листочек о основными мерами предпринятыми императрицей. Однако не все перечисленные мероприятия были проведены  Екатериной.  Путем исключения вы должны выбрать те, которые провела  именно Екатерина.

  Давайте проверим как вы справились с заданием.

 

   Екатерина, будучи просвещенным монархом понимала необходимость создания нового свода законов вместо уже имевшегося, однако довольно старого Соборного уложения 1649 г. Для этого она созывает в 1767 г.  Уложенную комиссию, т.е. новый законодательный орган.

- Кого императрица решила привлечь для создания этого документа?

- Какие основные сословия общества на то время вы можете назвать?

-К чему стремилась Екатерина привлекая  представителей от всех сословий к созданию  этого документа? (Удовлетворить интересы всех сословий, создать равноправное общество)

- Каковы были их основные требования? Назовите их. (учебник)

 

 

« Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам; Да только воз и ныне там».

 

- Ребята откуда эти строки?

- Как вы считаете, почему я их использую, рассматривая данную тему?

    Правильно каждый из представителей сословий выдвигал свои требования, которые расходились с интересами других.  Поэтому согласия достичь не удалось. Проработав 1,5 года и не приняв никаких решений. Комиссия была временно распущена в связи с начавшейся Русско-турецкой войной. Больше она не созывалась.

 

-Какое сословие было самым многочисленным в это время?  Но тем не менее

  время правления Екатерины историки называют  «золотым веком дворянства». Почему Екатерина не заручилась поддержкой крестьян?

(Дворяне имели власть и богатство и в любой момент могли с помощью военной силы свергнуть ее) Потому  его интересах было проведено ряд  мероприятий.

Откройте учебник на стр. … и назовите основное мероприятие, проведенное в  пользу дворянства.

    

 1785 г. – издание   «Жалованной грамоты дворянству».

 

- Какие привилегии давал данная грамота ?

                                                                                                      

Вывод

Учитель

  -Но не всегда и везде действия Екатерины находили поддержку. оценить результаты деятельности Екатерины II, помогут нам  мнения историков и современников о царствовании  императрицы.

 

Работа с текстом документа  в парах

 

      Н.М. Карамзин

 «Екатерина II была истинною преемницею величия Петрова и второю  образовательницею новой России. Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей. Она ласкала так называемых философов XVIII века и пленялась характером древних республиканцев, но хотела повелевать как земной Бог – и повелевала. Петр, насильствуя обычаи народные, имел нужду в средствах жестоких – Екатерина могла обойтись без оных, к удовольствию своего нежного сердца: ибо не требовала от россиян ничего противного их совести и гражданским навыкам…»

 

 

В. О. Ключевский.

«Это не была самая яркая черта характера Екатерины: она не поражала ни глубиной, ни блеском своего ума <...> У нее был ум не особенно тонкий и глубокий, зато гибкий и осторожный, сообразительный, умный ум, который знал свое место и время и не колол глаз другим, Екатерина умела быть умна кстати и в меру».
 

-Чем отличаются данные 2 документа друг от друга?

- Кого из авторов поддерживаете вы? Свое мнение аргументируйте.

 

5.Закрепление изученного материала.

 

Работа с раздаточным материалом

 

Перед вами лежит рабочий лист. Выполните указанные в них задания.

 

1.Во­ца­ре­ние на рос­сий­ском пре­сто­ле Ека­те­ри­ны II было ре­зуль­та­том

1) двор­цо­во­го пе­ре­во­ро­та

2) на­зна­че­ния её на­след­ни­цей пре­сто­ла по за­ве­ща­нию Петра III

3) осо­бо­го ре­ше­ния Се­на­та

4) при­гла­ше­ния её на пре­стол чле­на­ми Вер­хов­но­го тай­но­го со­ве­та

 

2.По­ня­тие «по­ли­ти­ка про­све­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма» свя­за­но с цар­ство­ва­ни­ем:

1) Павла I

2) Анны Иоан­нов­ны

3) Ека­те­ри­ны II

4) Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча

 

 3 .Кто из на­зван­ных пра­ви­те­лей пришёл к вла­сти в ре­зуль­та­те двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов?

1) Алек­сей Ми­хай­ло­вич, Пётр II

2) Пётр I, Павел I

3) Ека­те­ри­на I, Пётр III

4) Ели­за­ве­та Пет­ров­на, Ека­те­ри­на II

 

4. Внут­рен­няя по­ли­ти­ка Рос­сии во вто­рой по­ло­ви­не XVIII в. ха­рак­те­ри­зо­ва­лась

     1) рас­ши­ре­ни­ем при­ви­ле­гий дво­рян­ства

2) смяг­че­ни­ем со­слов­ных раз­ли­чий

3) со­зда­ни­ем во­ен­ных по­се­ле­ний

4) ослаб­ле­ни­ем кре­пост­ни­че­ства

 

5. Что из пе­ре­чис­лен­но­го было одной из при­чин не­уда­чи де­я­тель­но­сти Уло­жен­ной ко­мис­сии 1767−1768 гг.?

1) не­со­гла­сие Ека­те­ри­ны II с вы­ска­зан­ным боль­шин­ством де­пу­та­тов ко­мис­сии стрем­ле­ни­ем от­ме­нить кре­пост­ное право

2) пре­об­ла­да­ние в её со­ста­ве выс­шей бю­ро­кра­тии

3) про­явив­ши­е­ся в ра­бо­те ко­мис­сии уз­ко­ко­рыст­ные ин­те­ре­сы де­пу­та­тов-дво­рян

4) до­сроч­ное за­кры­тие ко­мис­сии из-за на­чав­ше­го­ся вос­ста­ния под ру­ко­вод­ством Е.И. Пугачёва

 

Дайте определение понятиям:

Секуляризация -

Монополия –

Просвещенный абсолютизм -

   

6.Подведение итогов урока

 

Задание учащимся

   По портрету Екатерины 2  в образе богини Афины Д. Г. Левицкого определите, какие детали художник использует для того, чтобы его героиня предстала в облике богини справедливости. Какие черты личности говорят в пользу такого сравнения?  Какие черты вы бы хотели приобрести?

 

(Независимость, настойчивость,  памятливость, наблюдательность, догадливость, чутьем положения, уменьем быстро схватить и обобщить все наличные данные. Ее трудно было застать врасплох. Всегдашняя собранность и живая сообразительность помогали выбрать оптимальный вариант решения неожиданно возникшей проблемы.)
 

Беседа по вопросам

-Как вы считаете, заслуживает ли Екатерина II звания Великой?

- Кто еще из русских императоров носил это прозвище?

- Можем ли мы считать ее продолжательницей дела Петра I?

 

- Всех ли целей урока мы достигли?

 -Какие стороны деятельности Екатерины мы должны еще рассмотреть на следующих уроках?

 

7.Рефлексия:

Телеграмма соседу (написать что уяснил с урока, че бы ты хотел поделится, что хотел бы чтобы знал твой сосед)

 

8.Домашнее задание:  прочитать параграф 24, проанализировать документ и ответить на вопросы к нему (стр.200).

 

9. Оценивание деятельности учащихся в течение урока. 

Выставление оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Раздаточный материал

 

 

1.Секуляризация  монастырских и церковных земель.

2.Просвещение народа, распространение научных знаний в обществе.

3.Введение коллегии.

4. Создание  Правительствующего Сената.

5. Введение права на открытие предприятий без разрешения правительства.

6. Принятие Табеля о рангах.

7. Разрешение  создания вольных типографии.

8. Начало проведения школьной реформы.

9.Создание Малороссийской коллегии.

10.Разрешение всем желающим заниматься  промыслами

 

 

                                              

Прочитайте документ и ответьте на поставленные  вопросы.

                                   

               Н.М. Карамзин

 «Екатерина II была истинною преемницею величия Петрова и второю  образовательницею новой России. Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей. Она ласкала так называемых философов XVIII века и пленялась характером древних республиканцев, но хотела повелевать как земной Бог – и повелевала. Петр, насильствуя обычаи народные, имел нужду в средствах жестоких – Екатерина могла обойтись без оных, к удовольствию своего нежного сердца: ибо не требовала от россиян ничего противного их совести и гражданским навыкам…»

 

В. О. Ключевский.

«Это не была самая яркая черта характера Екатерины: она не поражала ни глубиной, ни блеском своего ума <...> У нее был ум не особенно тонкий и глубокий, зато гибкий и осторожный, сообразительный, умный ум, который знал свое место и время и не колол глаз другим, Екатерина умела быть умна кстати и в меру».
 

- Заметили  ли вы отличия между этими документами? Какие?

- Кого из авторов поддерживаете вы? Свое мнение аргументируйте.

 

 

 

 

 

Рабочий лист

 

1.Во­ца­ре­ние на рос­сий­ском пре­сто­ле Ека­те­ри­ны II было ре­зуль­та­том

1) двор­цо­во­го пе­ре­во­ро­та

2) на­зна­че­ния её на­след­ни­цей пре­сто­ла по за­ве­ща­нию Петра III

3) осо­бо­го ре­ше­ния Се­на­та

4) при­гла­ше­ния её на пре­стол чле­на­ми Вер­хов­но­го тай­но­го со­ве­та

 

2.По­ня­тие «по­ли­ти­ка про­све­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма» свя­за­но с цар­ство­ва­ни­ем:

1) Павла I

2) Анны Иоан­нов­ны

3) Ека­те­ри­ны II

4) Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча

 

 3 .Кто из на­зван­ных пра­ви­те­лей пришёл к вла­сти в ре­зуль­та­те двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов?

1) Алек­сей Ми­хай­ло­вич, Пётр II

2) Пётр I, Павел I

3) Ека­те­ри­на I, Пётр III

4) Ели­за­ве­та Пет­ров­на, Ека­те­ри­на II

 

4. Внут­рен­няя по­ли­ти­ка Рос­сии во вто­рой по­ло­ви­не XVIII в. ха­рак­те­ри­зо­ва­лась

1) рас­ши­ре­ни­ем при­ви­ле­гий дво­рян­ства

2) смяг­че­ни­ем со­слов­ных раз­ли­чий

3) со­зда­ни­ем во­ен­ных по­се­ле­ний

4) ослаб­ле­ни­ем кре­пост­ни­че­ства

 

5. Что из пе­ре­чис­лен­но­го было одной из при­чин не­уда­чи де­я­тель­но­сти Уло­жен­ной ко­мис­сии 1767−1768 гг.?

     1) не­со­гла­сие Ека­те­ри­ны II с вы­ска­зан­ным боль­шин­ством де­пу­та­тов ко­мис­сии стрем­ле­ни­ем от­ме­нить кре­пост­ное право

     2) пре­об­ла­да­ние в её со­ста­ве выс­шей бю­ро­кра­тии

     3) про­явив­ши­е­ся в ра­бо­те ко­мис­сии уз­ко­ко­рыст­ные ин­те­ре­сы де­пу­та­тов-дво­рян

     4) до­сроч­ное за­кры­тие ко­мис­сии из-за на­чав­ше­го­ся вос­ста­ния под ру­ко­вод­ством Е.И. Пугачёва

 

Дайте определение понятиям:

Секуляризация -

Монополия –

Просвещенный абсолютизм –

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnutrennyaya_politika_ekateriny_ii.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ В 7 КЛАССЕ

Тема урока  «Внутренняя политика Екатерины  II»

Цели урока:

Образовательные:

-  сформировать у учащихся представление об особенностях и основных направлениях  внутренней политики Екатерины II;

- раскрыть понятие «просвещенный абсолютизм»;

- дать общую оценку внутренней политики Екатерины II.

Развивающие:

 - развивать у учащихся умение работы в парах,  сравнивать, анализировать, делать  выводы;

- формировать логическое и образное мышление, навыки работы с документами,  выделения главного, обобщения и систематизации материала.

Воспитательные:

 - воспитание чувства патриотизма и уважения к деятелям прошлого своего государства.

Формирование УУД

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цели и тему урока, вести поиск и выделять необходимую информацию, анализировать и выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: сотрудничать с другими учащимися и строить продуктивное взаимодействие, умение выражать свои мысли, уметь слушать и слышать.

Тип урока: изучение нового материала.

 Методическое обеспечение: учебник А.А.Данилова и  Л.Г.Косулиной «История России. Конец 16-18 века. 7 класс».

Оборудование:  презентация, компьютер, рабочий лист, раздаточный материал.

Ход урок

  1. Организационный момент

      Сегодня замечательный день, погода радует нас. Перед собой я вижу прекрасные лица. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

В жизни  каждого государства большую роль играют ее правители. Именно они  проводят политику, которая определяет дальнейший  путь развития страны.  При их поддержке происходили события изменившие ход мировой истории.  Об этом я говорю не случайно, ведь сегодня необычный день.  День, предшествовавший значимому событию конца XV века.

 - Ребята, а какое сегодня число?

Правильно, 17 апреля 1492 года испанский король Фердинанд и его супруга королева Изабелла подписали с Христофором Колумбом  договор. В нем Колумбу была обещана денежная поддержка для осуществления задуманной им экспедиции «в Индию».

-Кто такой Христофор  Колумб? Что мы о нем знаем? Какое событие в мировой истории связано с его именем?

Молодцы. Однако не стоит забывать о том, что во всех его начинаниях помогли ему  король и королева. Которые видели в  этом интерес не только для себя, но и для своего государства.

2.Определение темы  и цели урока.

    Женщина, о которой сегодня пойдет речь тоже проводила политику, направленную на возвышение  государства. Вам наверняка уже интересно кто же она. Давайте узнаем.  Ребята посмотрите на слайд, что на нем изображено?  Один из этих памятников  был установлен в Симферополе?  С каким событием это связано?      

  Как  называли Екатерину II? (Великой)

  Правильно мы поговорим сегодня о деятельности Екатерины II.  

  2.Перед вами представлены изображения.                

 Кто эти люди? Что их объединяет? Скажите,  как называется их деятельность? (Политика)

   Ребята, скажите подписывая соглашение со странами Европейского союза В. Путин  предпринимает действия  внешней или внутренней политики? А подписавши документ об увеличении пенсии вашим бабушкам и дедушкам?

Какую политику мы должны рассмотреть в первую очередь: внешнюю или внутреннюю?

  Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Внутренняя политика Екатерины II».

    Что мы должны выяснить?  Чему научиться?  Что бы хотели узнать для себя?

   На своем примере учитель  рассказывает о целях урока. Сегодня  на уроке я хотела бы познакомить вас с внутренней политикой Екатерины II, дать представление о ее особенностях, развить интерес к истории нашего государства.

   Теперь ваша очередь. (возможно использование шаблона)

 Сегодня на уроке я  узнаю…..

 Мне было бы интересно…..

 Для этого я……

                                                             

Запись  темы урока в тетради.

3.Актуализация изученного материала

Правда или ложь

 - Сейчас мы с вами вспомним то, что нам известно о Екатерине II.

На экране представлены факты из биографии императрицы, ваша задача определить  является ли это предложение правдой или ложью.

1.В 1742 году императрица Елизавета Петровна назначила своим преемником племянника  внука Петра I  Петра Федоровича.

2.Екатерина II по происхождению была француженкой.

3.В 1762 г., она прибыла в Россию и, приняв православие, получила новое имя – Екатерина Алексеевна.

4. После смерти Елизаветы  Петр III царствовал всего 186 дней.

5. Екатерина в 1762 г. отстранила от власти своего мужа, а себя провозгласила императрицей.

4. Изучение нового материала.

Беседа по вопросам

На предыдущих наших уроках мы рассматривали тяжелый для нашей страны период. Этот период длился 37 лет. Как назывался это период?

В ходе этих событий происходила быстрая смена власти.

 

- Как вы считаете, положительно или отрицательно отразились эти события на экономическом состоянии страны?  Почему?                                                                                              

- В каком положении находилась страна к началу правления Екатерины II?

Ответить  на эти вопросы вам поможет главный источник знаний – книга.

- Можем ли мы сказать, что по уровню развития она была наравне с европейскими государствами?

- Какие задачи стояли перед Екатериной II? Какую политику вы бы провели на ее месте?

   На сегодняшний день  государственные деятели, проводя свою политику, опираются на опыт своих предшественников, а также изучают труды  различных мыслителей и используют их. Екатерина не была исключением. Мы знаем, что Екатерина II хорошо знала труды французских просветителей. Основные идеи, которых лягали в основу ее политики.

- Кто такие просветители? (Это человек, несущий другим людям информацию о лучших достижениях в областях искусства, науки .)

 Кого из них вы можете назвать?  Каковы были их взгляды?  

Что подразумевает под собой термин «просвещенный абсолютизм»?.(  Работа со словарем)

    Однако ее политика имела некие особенности. Какие вы сейчас узнаете, поработав с текстом учебника.

Работа с текстом учебника стр. 193.

Прочитайте текст учебника и  дайте ответ на вопрос:

Чем взгляды Екатерины  II отличались от взглядов просветителей ?

   

    Теперь рассмотрим основные мероприятия проведенные Екатериной в русле политики «просвещенного абсолютизма . Перед вами лежит листочек о основными мерами предпринятыми императрицей. Однако не все перечисленные мероприятия были проведены  Екатериной.  Путем исключения вы должны выбрать те, которые провела  именно Екатерина.

  Давайте проверим как вы справились с заданием.

   Екатерина, будучи просвещенным монархом понимала необходимость создания нового свода законов вместо уже имевшегося, однако довольно старого Соборного уложения 1649 г. Для этого она созывает в 1767 г.  Уложенную комиссию, т.е. новый законодательный орган.

- Кого императрица решила привлечь для создания этого документа?

- Какие основные сословия общества на то время вы можете назвать?

-К чему стремилась Екатерина привлекая  представителей от всех сословий к созданию  этого документа? (Удовлетворить интересы всех сословий, создать равноправное общество)

- Каковы были их основные требования? Назовите их. (учебник)

« Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам; Да только воз и ныне там».

- Ребята откуда эти строки?

- Как вы считаете, почему я их использую, рассматривая данную тему?

    Правильно каждый из представителей сословий выдвигал свои требования, которые расходились с интересами других.  Поэтому согласия достичь не удалось. Проработав 1,5 года и не приняв никаких решений. Комиссия была временно распущена в связи с начавшейся Русско-турецкой войной. Больше она не созывалась.

-Какое сословие было самым многочисленным в это время?  Но тем не менее

  время правления Екатерины историки называют  «золотым веком дворянства». Почему Екатерина не заручилась поддержкой крестьян?

(Дворяне имели власть и богатство и в любой момент могли с помощью военной силы свергнуть ее) Потому  его интересах было проведено ряд  мероприятий.

Откройте учебник на стр. … и назовите основное мероприятие, проведенное в  пользу дворянства.

     

 1785 г. – издание   «Жалованной грамоты дворянству».

- Какие привилегии давал данная грамота ?

                                                                                                       

Вывод

Учитель

  -Но не всегда и везде действия Екатерины находили поддержку. оценить результаты деятельности Екатерины II, помогут нам  мнения историков и современников о царствовании  императрицы.

Работа с текстом документа  в парах

      Н.М. Карамзин

 «Екатерина II была истинною преемницею величия Петрова и второю  образовательницею новой России. Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей. Она ласкала так называемых философов XVIII века и пленялась характером древних республиканцев, но хотела повелевать как земной Бог – и повелевала. Петр, насильствуя обычаи народные, имел нужду в средствах жестоких – Екатерина могла обойтись без оных, к удовольствию своего нежного сердца: ибо не требовала от россиян ничего противного их совести и гражданским навыкам…»

В. О. Ключевский.

«Это не была самая яркая черта характера Екатерины: она не поражала ни глубиной, ни блеском своего ума <...> У нее был ум не особенно тонкий и глубокий, зато гибкий и осторожный, сообразительный, умный ум, который знал свое место и время и не колол глаз другим, Екатерина умела быть умна кстати и в меру».

-Чем отличаются данные 2 документа друг от друга?

- Кого из авторов поддерживаете вы? Свое мнение аргументируйте.

5.Закрепление изученного материала.

 

Работа с раздаточным материалом

Перед вами лежит рабочий лист. Выполните указанные в них задания.

1.Воцарение на российском престоле Екатерины II было результатом

1) дворцового переворота

2) назначения её наследницей престола по завещанию Петра III

3) особого решения Сената

4) приглашения её на престол членами Верховного тайного совета

2.Понятие «политика просвещенного абсолютизма» связано с царствованием:

1) Павла I

2) Анны Иоанновны

3) Екатерины II

4) Алексея Михайловича

 3 .Кто из названных правителей пришёл к власти в результате дворцовых переворотов?

1) Алексей Михайлович, Пётр II

2) Пётр I, Павел I

3) Екатерина I, Пётр III

4) Елизавета Петровна, Екатерина II

4. Внутренняя политика России во второй половине XVIII в. характеризовалась

     1) расширением привилегий дворянства

2) смягчением сословных различий

3) созданием военных поселений

4) ослаблением крепостничества

5. Что из перечисленного было одной из причин неудачи деятельности Уложенной комиссии 1767−1768 гг.?

1) несогласие Екатерины II с высказанным большинством депутатов комиссии стремлением отменить крепостное право

2) преобладание в её составе высшей бюрократии

3) проявившиеся в работе комиссии узкокорыстные интересы депутатов-дворян

4) досрочное закрытие комиссии из-за начавшегося восстания под руководством Е.И. Пугачёва

Дайте определение понятиям:

Секуляризация -

Монополия –

Просвещенный абсолютизм -

   

6.Подведение итогов урока

Задание учащимся

   По портрету Екатерины 2  в образе богини Афины Д. Г. Левицкого определите, какие детали художник использует для того, чтобы его героиня предстала в облике богини справедливости. Какие черты личности говорят в пользу такого сравнения?  Какие черты вы бы хотели приобрести?

(Независимость, настойчивость,  памятливость, наблюдательность, догадливость, чутьем положения, уменьем быстро схватить и обобщить все наличные данные. Ее трудно было застать врасплох. Всегдашняя собранность и живая сообразительность помогали выбрать оптимальный вариант решения неожиданно возникшей проблемы.)

Беседа по вопросам

-Как вы считаете, заслуживает ли Екатерина II звания Великой?

- Кто еще из русских императоров носил это прозвище?

- Можем ли мы считать ее продолжательницей дела Петра I?

- Всех ли целей урока мы достигли?

 -Какие стороны деятельности Екатерины мы должны еще рассмотреть на следующих уроках?

7.Рефлексия:

Телеграмма соседу (написать что уяснил с урока, че бы ты хотел поделится, что хотел бы чтобы знал твой сосед)

8.Домашнее задание:  прочитать параграф 24, проанализировать документ и ответить на вопросы к нему (стр.200).

9. Оценивание деятельности учащихся в течение урока.  

Выставление оценок.

Приложение

Раздаточный материал

1.Секуляризация  монастырских и церковных земель.

2.Просвещение народа, распространение научных знаний в обществе.

3.Введение коллегии.

4. Создание  Правительствующего Сената.

5. Введение права на открытие предприятий без разрешения правительства.

6. Принятие Табеля о рангах.

7. Разрешение  создания вольных типографии.

8. Начало проведения школьной реформы.

9.Создание Малороссийской коллегии.

10.Разрешение всем желающим заниматься  промыслами

        

Прочитайте документ и ответьте на поставленные  вопросы.

        

               Н.М. Карамзин

 «Екатерина II была истинною преемницею величия Петрова и второю  образовательницею новой России. Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей. Она ласкала так называемых философов XVIII века и пленялась характером древних республиканцев, но хотела повелевать как земной Бог – и повелевала. Петр, насильствуя обычаи народные, имел нужду в средствах жестоких – Екатерина могла обойтись без оных, к удовольствию своего нежного сердца: ибо не требовала от россиян ничего противного их совести и гражданским навыкам…»

В. О. Ключевский.

«Это не была самая яркая черта характера Екатерины: она не поражала ни глубиной, ни блеском своего ума <...> У нее был ум не особенно тонкий и глубокий, зато гибкий и осторожный, сообразительный, умный ум, который знал свое место и время и не колол глаз другим, Екатерина умела быть умна кстати и в меру».

- Заметили  ли вы отличия между этими документами? Какие?

- Кого из авторов поддерживаете вы? Свое мнение аргументируйте.

Рабочий лист

1.Воцарение на российском престоле Екатерины II было результатом

1) дворцового переворота

2) назначения её наследницей престола по завещанию Петра III

3) особого решения Сената

4) приглашения её на престол членами Верховного тайного совета

2.Понятие «политика просвещенного абсолютизма» связано с царствованием:

1) Павла I

2) Анны Иоанновны

3) Екатерины II

4) Алексея Михайловича

 3 .Кто из названных правителей пришёл к власти в результате дворцовых переворотов?

1) Алексей Михайлович, Пётр II

2) Пётр I, Павел I

3) Екатерина I, Пётр III

4) Елизавета Петровна, Екатерина II

4. Внутренняя политика России во второй половине XVIII в. характеризовалась

1) расширением привилегий дворянства

2) смягчением сословных различий

3) созданием военных поселений

4) ослаблением крепостничества

5. Что из перечисленного было одной из причин неудачи деятельности Уложенной комиссии 1767−1768 гг.?

     1) несогласие Екатерины II с высказанным большинством депутатов комиссии стремлением отменить крепостное право

     2) преобладание в её составе высшей бюрократии

     3) проявившиеся в работе комиссии узкокорыстные интересы депутатов-дворян

     4) досрочное закрытие комиссии из-за начавшегося восстания под руководством Е.И. Пугачёва

Дайте определение понятиям:

Секуляризация -

Монополия –

Просвещенный абсолютизм –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Художественная культура при Екатерине

В план- конспект вошел материал о великих портретистах эпохи Екатерины Великой....

План конспект урока истории с использованием ЭОР на тему "Внешняя политика Екатерины II"

Урок с использованием электронных образовательных ресурсов. Тема расчитана на два урока. Представлен первый урок "Южное направление"...

Конспект урока "Новая экономическая политика"

Конспект урока для 9 класса, по теме "Новая экономическая политика"...

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века...

Урок истории "Внутренняя политика Екатерины II" 7 класс

Урок истории по теме "Внутренняя политика Екатерины II" в 7 классе. Урок построен с использованием приемов  технологии  развития критического мышления: инсерт, кластер, ПОПС - формула и др....

Конспект урока по обществознанию "Политика" 11 класс.

Систематизирует знания учащихся по теме "Политическая жизнь общества". Помогает вспомнить основные понятия темы, систематизировать изученный материал,сдать зачет, подготовиться к ЕГЭ по обществознанию...

Конспект урока по теме Политика и власть. Автор Журавлев А.А.

Конспект урока по обществознанию, 9 класс, Боголюбов...