Тема урока: «Отечественная война 1812 года.».
В теме урок - первый
Тип урока.
По основной дидактической цели: знакомство с новым материалом;
По основному способу проведения: сочетание различных форм занятий;
По основным этапам учебного процесса: анализ исторических карт и документов, ценностная ориентация;
По форме проведения: комбинированный урок
По целевой установке: урок-исследование с критическим мышлением
Опорные понятия: континентальная блокада, Отечественная война, партизаны, Бородинское сражение.
Персоналии: Александр I, Наполеон Бонапарт, М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион, А.П. Тормасов, М.И. Кутузов, Д.В. Давыдов, Н.Н. Раевский.
Основные даты: 12 июня 1812 г. — начало войны; 26 августа 1812 г. — Бородинское сражение; 25 декабря 1812 г. — манифест Александра I об окончании Отечественной войны.
Средства: карта «Отечественная Война 1812 года», дидактические материалы, , учебник, мультимедиа,
Цель: сформировать представление учащихся о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне.
Задачи:
Формировать:
-умения работать с исторической картой, историческим документом;
- умения проводить посредством анализа аналогии с другими историческими событиями;
- навыки работать с исторической картой, историческим документом;
- способность давать самооценку при закреплении изученного материала;
- способность работать в паре.
Развивать:
- логико-смысловое мышление учащихся, память, умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;
- навыки целеполагания и поиска способов достижения цели;
- креативное мышление.
Воспитывать:
- патриотизм, чувство гордости за Россию и своих предков;
- неприязнь к войне, как к способу решения конфликта
этап | задачи | содержание | Формы работы | методы | УУД | контроль | время |
Организационный | Подготовка учащихся к работе | Учитель: Здравствуйте, садитесь. (Фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовность учеников к уроку; организация внимания и психологический настрой учеников на проведение урока) |
|
|
|
| 2 мин. |
Вводно-мотивационный | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебной деятельности, актуализация опорных знаний и умений Актуализация опорных знаний | Учитель: Сегодня мы будем говорить об одной из величайших страниц нашей истории - борьбе с нашествием французской армии во главе с Наполеоном. Применяя то, что мы знаем и умеем благодаря материалу параграфа «Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.» выполним следующие задания: - Ответьте на вопрос: почему столкновение России и Франции было неизбежным?
- Обсудите в парах, с каким чувством Наполеон вступал в войну, почему он был уверен в собственной победе?
- Определите тему урока и укажите её актуальность в наше время.
- По исходному противоречию поставьте учебную задачу.
ИСХОДНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ: ИЮНЬ 1812 ГОДА | НОЯБРЬ 1812 ГОДА | 640 тысячная, хорошо вооружённая, организованная, отлично обученная, с высоким боевым духом французская армия | 20тысячная деморализованная толпа |
|
Работа в парах |
Структурирование | Л: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. К:формировать сове собственное мнение.Работать в паре, строить продуктивное взаимодействие Р:организация учащимся своей учебной деятельности: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
|
Устный
Письменный
| 5 мин. |
| Постановка цели и определение задач | Учитель. Давайте теперь вместе обсудим выполненные задания и запишем на доске учебную задачу урока (в разных вариациях она звучит по разному, но суть одна): Почему поход в Россию для Наполеона оказался трагическими? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять планы Наполеона в данной войне, а затем выяснить причины, нарушившие их. | Диалог - комментирование | беседа | Р: осуществлять целеполагание;
| Устный , | 2 мин. |
Операционный /организация познавательной деятельности по решению учебной задачи /. | Заинтересовать учащихся, показать непростое положение Российской армии в начальный период войны. Личностный анализ. Проверить умение читать историческую карту. | Учитель. Одному из ваших одноклассников было заранее предложено приготовить сообщение на тему: «Начальный период войны 1812 года», другому – подготовить презентацию на эту же тему с картами и схемами. 1. Сообщение с использованием карты и атласа. Задание: прослушав сообщение и просмотрев презентацию, ответить на вопросы. - Какую тактику ведения войны хотел использовать Наполеон? - Почему русская армия отступает? - Правомерно ли обвинять в предательстве Барклая-де-Толли, объясните свою точку зрения. - Какие важные документы принимает Александр I, которые сделали войну народной?
| Опережающие задание.
| Сообщение с обратной связью | П: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов интернета. К:- Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Устный | 5 мин. |
|
Научить объяснять решения военачальников в связи со сложившейся ситуацией. Формирование умений работать с учебником и историческим документом. | 2. Самостоятельная работа с текстом учебника и схемой. Учитель: теперь проанализируйте текст учебника и ответьте на следующие вопросы. - Почему Кутузов выбирает для битвы место у села Бородино? - Почему Наполеон называет Бординское сражение самой страшной битвой для французской армии? - О чём говорят слова Наполеона: « … французы в нём показали себя достойными нистяжать победу, а русские – быть непобедимыми»? - Определите ключевые моменты сражения. 3. Используя текст учебника, заполнить таблицу. Вопросы решаемые на совете в филях | Как они были решены |
|
|
| Индивидуальная | Мозговой штурм | Л: устойчивый познавательный интерес. П: осуществлять поиск информации с использованием учебника и исторических документов Систематизировать полученные результаты. | Письменный в таблице | 5 мин. |
| Познакомить Формировать умения работать с опорной схемой, логически мыслить, выделять главное | 4. Рассказ учителя об отступлении русской армии. - Какие версии о причинах пожара можно выдвинуть? - Кто руководил партизанским отрядом, действовавшим в Москве? - В чём суть Тарутинского манёвра? 5. Работа с документом № 2 на странице 259-260. - Почему Наполеон не чувствовал себя победителем? Вывод: Наполеон не смог одержать победу над Россией, потому что война приобрела народный характер. 6. Рассказ учителя об изгнании французов и заграничном походе русской армии. Обратить особое внимание: Ноябрь 1812 г. – переправа через реку Березину, бегство Наполеона. 1813-1814 – заграничный поход русской армии. 1813 год- смерть М.И.Кутузова, его захоронение в Санкт-Петербурге. 1814-1815 г.г.- Венский конгресс.
| Фронтальная
Индивидуализированно-парная | Выделение из текста | Л: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. П:- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
Л: устойчивый познавательный интерес. К: формировать в речи описание, объяснениеП: давать определения понятиям, устанавливать причинно-логическую связь. | Устный | 13мин. |
| Формировать умения высказывать свое мнение, делать выводы | Учитель. 7. Самостоятельная работа с текстом c с последующим высказыванием своего мнения по следующим вопросам: - Назовите решения Венского конгресса, определите их последствия для России и стран Европы. - С какой целью был создан Священный союз? Как он повлиял на развитие стран Европы? - Почему Россия будет считаться «жандармом Европы»?
| Фронтально-индивидуальная |
| П:- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
|
| 7 мин. |
|
| Вывод к учебной задаче: патриотизм русского народа, полководческий талант М.И. Кутузова и других русских генералов привели к гибели наполеоновской армии. |
|
| К:- Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
|
Контроль и коррекция. | Понимать и управлять своей эмоциональной средой. | Учитель. - Какие памятники архитектуры посвящены победе русского народа в войне 1812 года?
- Рефлексия деятельности на уроке.
Учитель Бородино – это одна из ярких страниц истории Отечества, наверное, и вы испытывали какие-то чувства, изучая данный вопрос. А сейчас мы с вами создадим « ромашку чувств»: у вас на столе в конверте есть лепестки, они разного цвета вот если вы испытали чувство - гордости, восхищения, то возьмите оранжевый лепесток; - разочарования, то возьмите лепесток синего цвета; - сострадания, сочувствия, милосердия, то возьмите лепесток зеленый; - никаких, лепесток коричневый. На большом столе лежит сердцевина ромашки, приклейте к ней свой лепесток, либо учитель сам создает ромашку, а дети аргументируют, почему они выбрали этот лепесток. Затем ромашка крепится магнитом на карту «Отечественная война 1812 года» на доске
| Индивидуализированно-парная
| Словесно-наглядные | Р: осуществлять контроль П:- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
| Устный
| 5 мин. |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания цели, содержания и способов действий | Учитель. Запишите задание на дом: Параграф №5, контурная карта «Отечественная война 1812 года» | фронтальная | объяснение |
|
| 1 мин. |