Конспект урока по обществознанию "Политика" 11 класс.
план-конспект занятия по обществознанию (11 класс) по теме
Систематизирует знания учащихся по теме "Политическая жизнь общества". Помогает вспомнить основные понятия темы, систематизировать изученный материал,сдать зачет, подготовиться к ЕГЭ по обществознанию..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
politika.doc | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренировочные задания
Часть 1 (А)
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А 1. Понятие легитимность означает
1) терпимость к другим мнениям
2) противостояние политических идей
3) правомочность власти
4) приведение к присяге главы государства
2. Определение, соответствующее понятию «государство»
1) единственный собственник всех средств производства, опирающийся на властные структуры
2) высшее руководство, получающее наибольшие выгоды от господствующего положения в обществе
3) основные направления по упорядочению общественных отношений
4) основной институт политической системы
3. К политической деятельности не относится
1) выборы Президента РФ
2) регистрация политической партии
3) выпуск акций открытым акционерным обществом
4) проведение митинга
4. «Человек сам, лучше любого правительства знает, что ему нужно» – этот принцип характерен для идеологии
1) либерализма
2) коммунизма
3) консерватизма
4) популизма
5. Функцией государства является
1) наличие государственного аппарата
2) поддержание общественного порядка
3) суверенитет
4) разделение властей
6. Политический плюрализм означает
1) противостояние официальному курсу
2) множественность политических взглядов и группировок
3) взаимное стремление к положительному результату
4) единство взглядов
7. Является общественно-политическим движением, а не партией
1) «Справедливая Россия»
2) «Гринпис»
3) «Яблоко»
4) «Единая Россия»
8. К институту законодательной власти в современной России относится
1) Федеральное собрание РФ
2) Администрация Президента РФ
3) Совет Министров РФ
4) Верховный суд РФ
9. К признакам государства не относится (не относятся) |
1) законы |
2) налоговые сборы |
3) аппарат власти |
4) валюта |
10. Ценой за жесткую централизацию власти и монополию на принятие решений становится |
1) политическая стагнация |
2) укрепление государственности |
3) обнищание населения |
4) демократическое развитие |
11. Определение: «Целостность, образующаяся взаимодополняющими друг друга отношениями социальных ролей и институтов власти , которые взаимодействуют на основе единых норм и ценностей, принятых в доминирующих социальных группах общества» относится к понятию |
1) государство |
2) политический институт |
3) политическая система |
4) политическая коммуникация |
12. Гражданским обществом называют форму общности, состоящую из частных лиц, классов, групп и институтов, прямо не зависящих от … |
а) существующих правовых норм |
б) политического государства |
в) государственных мероприятий в сфере экономики |
г) распоряжений органов государственной власти |
13. Форма государственного устройства, закрепленная в Конституции России: |
а) территориальная федерация |
б) национальная федерация |
в) территориально-национальная федерация |
г) ни одна из названных |
14. Как называется российский парламент |
а) мажоритарная |
б) пропорциональная |
в) смешанная |
г) ни одна из названных |
15. Самым главным политическим институтом является |
1) общество |
2) право |
3) государство |
4) партия |
16. Чрезмерному укреплению власти государства реально может противостоять |
а) партийная оппозиция |
б) гражданское общество |
в) развитие малого бизнеса |
г) законотворческая деятельность |
17. К компетенции Правительства РФ не относится |
а) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти |
б) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики |
в) осуществление представительской функции |
г) руководство исполнительной властью |
18. Какие три типа основных избирательных систем действуют в мировой политической практике? |
а) парламентская, президентская, смешанная |
б) двухпартийная, однопартийная, многопартийная |
в) пропорциональная, мажоритарная, смешанная |
г) пропорциональная, мажоритарная, президентская |
19. Патриархальный тип политической культуры характеризуется |
а) уверенностью, что влияя на власть можно добиться желаемых результатов |
б) активным участием в политической жизни |
в) восприятием политической жизни, как ненужного элемента |
г) подобострастным отношением к государственной власти |
20. Суверенитет Российского государства ограничен Конституцией на основе |
1) независимости государства от любой другой власти |
2) права издавать законы |
3) признания единственным источником власти многонационального народа России |
4) независимости от иностранных держав |
21. Верны ли следующие суждения о политической идеологии? А. Для политической идеологии характерно активное участие народных масс в её разработке Б. Для политической идеологии характерно наличие программы общественного развития |
1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 22. Верны ли следующие суждения об общественных организациях? А. Общественные организации выступают в роли посредников между государством и населением Б. Общественные организации играют большую роль в духовной сфере общества |
1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 23. Верны ли следующие суждения о признаках демократического режима? А. Для демократического режима свойственна милитаризация общественной жизни Б. Для демократического режима свойственна высокая степень участия граждан в политической жизни |
1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 24. Верны ли следующие утверждения о правовом государстве? А. Правовое государство является политико-правовым оформлением сложившегося гражданского общества Б. Правовое государство используется оппозицией для дестабилизации политической жизни |
1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 25. Верны ли следующие суждения об отрицательных сторонах государственного устройства? А. Государственная власть несет в себе неистребимые импульсы к всевластию и тотальному контролю Б. Неистребимыми пороками государства являются бюрократизм и коррупция |
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
26. Верны ли следующие суждения о роли государства в политической системе?
А. Ведущая роль государства в политической системе определяется его суверенитетом
Б. Ведущая роль государства в политической системе определяется монополией государства на обладание специальным аппаратом принуждения
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
27. Определяющим началом и сущностью государства является его
1) стремление к всевластию
2) бюрократизм
3) общесоциальное назначение
4) политическая роль
28. Какую форму правления описывает известный афоризм «Король царствует, но не правит»?
1) дуалистическую монархию
2) абсолютную монархию
3) парламентскую (конституционную) монархию
4) сословно-представительную монархию
29. Не является видом монархии
1) дуалистическая
2) сословно-представительная
3) абсолютная
4) президентская
30. Внутренний суверенитет Российского государства выражается в
1) праве издавать законы, обязательные для всех членов общества
2) независимости от иностранных держав
3) его распространении на всю территорию государства
4) ограничении источника суверенной власти – многонациональным народом России
31. Внешний суверенитет Российского государства выражается в
1) праве издавать законы, обязательные для всех членов общества
2) независимости от иностранных держав
3) его распространении на всю территорию государства
4) праве на самостоятельность независимо от каких-либо сил
32. Верны ли следующие суждения о деятельности политических партий?
А. Политические партии участвуют в формировании и деятельности органов государственной власти
Б. Политические партии создают свои средства массовой информации
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
33. В современной России сложилась:
1) однопартийная система
2) двухпартийная система
3) система двух с половиной партий
4) многопартийная система
34. Верны ли следующие суждения о политическом режиме?
А. Политический режим определяется способом передачи власти
Б. Политический режим зависит от внутренней государственной структуры
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
35. Верны ли следующие суждения о политическом режиме?
А. Политический режим зависит от внутреннего порядка и политической стабильности
Б. Политический режим определяется через способы осуществления государством своих полномочий
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
36. Определение: «Совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом» относится к понятию
1) политическая оппозиция
2) партийная фракция
3) партийная система
4) политическая партия
37. Верны ли следующие суждения о деятельности политических партий?
А. Политические партии могут заниматься предпринимательской деятельностью
Б. Политические партии могут выходить за рамки конституционного поля
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
38. Определение: «Общероссийское общественное объединение, представляющее собой добровольное объединение граждан РФ, созданное исключительно с целью участия в политической жизни общества посредством формирования выражения политической воли граждан, участия в выборах и представлении интересов граждан в органах юридической власти, государственной власти и местного самоуправления» относится к понятию
1) общественное объединение
2) общественное движение
3) политическая партия
4) партийная фракция
39. Партии со сложной организационной структурой, имеющие постоянное членство и источники финансирования, называются
1) кадровые
2) консервативные
3) массовые
4) клерикальные
40. Верны ли следующие суждения о политических движениях?
А. Политические движения стремятся к достижению власти
Б. Политические движения выражают мнения определенных групп граждан
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
41. Партия не имеющая непосредственного доступа к власти, а потому вынужденная бороться за неё и применять косвенные средства влияния на государство, называется
1) закрытая
2) оппозиционная
3) открытая
4) правящая
42. Верны ли следующие суждения об авторитарном режиме?
А. Авторитарный режим характеризуется высокой степенью свободы в политической и идеологической сферах
Б. Авторитарный режим характеризуется значительной ролью бюрократии
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
43. В многопартийном государстве 7 % порог, необходимый для прохождения в 450-местный парламент, преодолели 4 партии со следующими результатами: партия А – 7%; партия В – 10%; партия С – 20 %; партия Х – 50 %. Какая избирательная система установлена в данном государстве?
1) пропорциональная
2) мажоритарная
3) смешанная
4) недостаточно сведений для определения типа избирательной системы
44. Верны ли следующие суждения о мажоритарной избирательной системе?
А. Мажоритарная система допускает существование большого количества партий
Б. В основе мажоритарной системы лежит принцип, в соответствии с которым распределение голосов в парламенте осуществляется в зависимости от того, какой процент голосов партия получила в результате выборов
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
45. Разновидностью республиканской формы правления не является
1) абсолютная
2) парламентская
3) президентская
4) смешанная
46. По форме правления государство может быть
1) федеративным
2) монархическим
3) тоталитарным
4) унитарным
47. Верны ли следующие суждения о функциях политической культуры?
А. Политическая культура вырабатывает методологию, которой можно руководствоваться во всех сферах человеческой деятельности
Б. Политическая культура вырабатывает у человека стремление к осмыслению политических реалий
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
48. Верны ли следующие суждения о структурных компонентах политической системы общества?
А. Политическая система включает политические, правовые, нравственные нормы и ценности
Б. Политическая система включает политическую идеологию и политическую культуру
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
49. К представительной демократии относится
1) парламентаризм
2) референдум
3) собрание
4) сход
50. В современном развитом обществе властные полномочия осуществляются на основе
1) авторитета
2) права
3) насилия
4) наказания
51. Внутреннее строение государственного аппарата, порядок расположения органов государственной власти, их соотношение называется
1) функциями государственного аппарата
2) компетенцией государственного аппарата
3) полномочиями государственного аппарата
4) структурой государственного аппарата
52. К внешним функциям государства относится
1) охрана правопорядка
2) оборона страны
3) налогообложение
4) охрана прав и свобод граждан
53. Определение: «Взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности» относится к понятию
1) политические отношения
2) политическая деятельность
3) политический институт
4) политическая партия
54. Верны ли следующие суждения об основных целях политических партий?
А. Основной целью политической партии является формирование общественного мнения
Б. Основной целью политической партии является политическое образование и воспитание граждан
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
55. Верны ли следующие суждения о сущности власти?
А. Любая власть означает способность, право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо
Б. Любая власть – это контроль над экономическими ресурсами
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
56. Опосредованное политическое участие граждан осуществляется через
1) участие в избирательных компаниях
2) деятельность избранных депутатов
3) участие в деятельности политических партий
4) реакции на импульсы, исходящие от политической системы
57. Верны ли следующие суждения о непосредственном политическом участии граждан?
А. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в митингах, демонстрациях
Б. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в обращениях и письмах к представителям власти
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
58. Консервативные партии характеризуются
1) призывами к ликвидации принудительной власти государства
2) жесткой организацией
3) призывами к радикальным преобразованиям общества
4) призывами к отстаиванию традиционных путей развития страны
59. Определение: «Способ функционирования политической сферы общества» относится к понятию
1) форма государства
2) форма правления
3) политический режим
4) форма территориально-государственного устройства
60. К институтам гражданского общества не относится:
1) профсоюз
2) региональный отдел образования
3) Общество солдатских матерей
4) политическая партия
61. Какое из представленных ниже положений не относится к ценностям либерализма?
1) отрицание государства
2) принцип разделения властей
3) принцип религиозной свободы
4) недопустимость вмешательства государства в частную жизнь
62. Господство, основанное на исключительных качествах, приписываемых лидеру, называется
1) тоталитарным
2) харизматическим
3) волюнтаризмом
4) олигархическим
63. Подчиненное начало во властных отношениях воплощает(ют)
1) объект политической власти
2) субъект политической власти
3) ресурсы политической власти
4) легальность политической власти
64. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?
А. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ.
Б. Органы местного самоуправления включают представительные органы (совет, земство, дума) и органы администрации во главе с мэром, старостой и др.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
65. Верны ли следующие суждения об идеологии консерватизма?
А. Идеологии консерватизма соответствует высказывание: «Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».
Б. Идеологии консерватизма соответствует высказывание: «Равенство – это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода – это и средство, в некотором смысле и цель в себе».
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
66. Смешанная избирательная система – это
1) избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом относительное большинство голосов
2) избирательная система, при которой одна половина кандидатов избирается по мажоритарному, а другая – по пропорциональному принципу
3) избирательная система, при которой голосование осуществляется по партийным спискам и распределение кандидатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов
4) избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом абсолютное большинство голосов
67. Верны ли следующие суждения о политической партии?
А. Все партии имеют целью борьбу за государственную власть
Б. Все партии делятся только по классовому прзнаку
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
68. В парламентской республике правительство несет политическую ответственность перед
1) судом
2) президентом
3) парламентом
4) всеми указанными органами власти
69. Главное и необходимое условие для существования демократической политической системы общества
1) проведение выборов, гарантирующих реальную возможность избирать среди многих кандидатов
2) компетентность и образованность руководителей
3) временное ограничение пребывания у власти политических лидеров
4) наличие органов местного самоуправления
70. Референдум – это
1) порядок действия избирательных комиссий
2) тип всенародного голосования, объектом которого является важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны
3) тип всенародного голосования объектом которого является тот или иной кандидат
4) право гражданина выступать в качестве избирающего
Часть 2 (В)
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1 — В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
В1 Запишите слово, пропущенное в схеме
1.
Ответ:
2.
Ответ:
3.
Ответ:
В2 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «функции власти».
Организация; престиж; руководство; господство; координация
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «функции власти».
Ответ:
2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «демократия».
Суверенитет народа; принцип большинства; равенство в правах; правовой принцип: «запрещено все, что не разрешено законом»; принцип либерализма.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «демократия».
Ответ:
3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «либерализм».
Право на собственность; индивидуальная свобода; незыблемость традиций; разделение властей; свободные выборы
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «либерализм».
Ответ:
В3 1. Установите соответствие между признаками политического режима и их основными проявлениями:
ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ | ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА |
А) Степень участия народа в формировании органов политической власти | 1) уровень легитимности политической власти |
Б) Реализация основных прав и свобод человека | 2) правовое положение человека |
В) Доминирующие методы осуществления власти | |
Г) Степень гласности в обществе | |
Д) Учет интересов меньшинства при принятии политического решения |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
А | Б | В | Г | Д |
2. Установите соответствие между элементами политической культуры личности и сферами их проявления:
СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ | ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ |
А) Уровень знаний о политике | 1) политическое сознание |
Б) Взаимодействие с институтами гражданского общества | 2) политическое поведение |
В) Отношение к политике | |
Г) Формы и степень участия в политической жизни | |
Д) Владение политическим языком |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
А | Б | В | Г | Д |
3. Установите соответствие между функциями государства и их проявлениями:
ПРОЯВЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ | ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА |
А) Корректировка негативных последствий рыночных отношений | 1) экономическая |
Б) Разработка и проведение налоговой политики | 2) социальная |
В) Поддержка малозащищенных слоев населения | |
Г) Осуществление антимонопольной политики | |
Д) Проведение политики в области образования, культуры, здравоохранения |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
А | Б | В | Г | Д |
В 4 1. Найдите в приведенном ниже списке принципы, лежащие в основе демократического избирательного права, и обведите цифры, под которыми они указаны. |
1) принцип открытого голосования |
2) принцип всеобщности |
3) принцип состязательности |
4) принцип имущественного ценза |
5) принцип неограниченности срока выборов |
6) принцип гласности |
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: |
2. Найдите в приведенном ниже списке черты гражданского общества, и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) экономическая самостоятельность граждан 2) господство одной идеологии 3) правовое оформление и государственная защита прав и свобод граждан 4) невмешательство государства в частную жизнь граждан 5) господство государства над обществом 6) реализация принципа федерализма Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: |
3. Найдите в приведенном ниже списке принципы федерализма, закрепленные в Конституции России, и обведите цифры, под которыми они указаны. |
1) равенство прав субъектов Российской Федерации |
2) государственная целостность России |
3) приоритетность местного законодательства |
4) централизация власти |
5) равенство и самоопределение народов |
6) отсутствие политической самостоятельности административно-территориальных образований |
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: |
В5
1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Не секрет, что в недавнем советском прошлом профсоюзы часто блокировались с администрацией предприятий и партийными организациями. (2). Некоторые общероссийские профсоюзы по-прежнему занимают такую позицию по отношению к государственной власти и к администрации предприятий. (3) Однако обозначилась и другая тенденция, когда некоторые профсоюзы, стараясь обрести популярность, стали демонстрировать фронтальную оппозицию власти. (4) По всей видимости, это связано с желанием получить дешевый авторитет в основном у малоквалифицированных работников.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 |
2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Одна группа ученых считает, что предназначением политики является воплощение правил совместного проживания и принципов справедливости, поддержание общественного порядка. (2) Политическая сфера, согласно другой точки зрения, - это прежде всего борьба, конфликт, стремление отдельных групп добиться реализации своих интересов путем навязывания своей воли и установления политического господства. (3) Представляется, что эти позиции в отношении политики и ее социального предназначения взаимно дополняют друг друга. (4) Во все времена политика была средством господства одних групп над другими и одновременно обеспечивала интеграцию общества и достижение общего блага.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 |
3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Общество, действительно, сложный организм. (2) Без управления и руководства общество существовать не может. (3) Но собственно политическим это управление становится лишь в условиях глубокой имущественной и социальной дифференциации общества. (4) Поэтому прав политолог А.С.Панарин, определяющий политику как «процесс, связанный с разностью потенциалов – экономических, социо-культурных, статусных, и со стремлением снизить ее…».
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 |
В6 1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Лауреат Нобелевской премии, западно-европейский политолог Август фон Хайек утверждал, что ...................(1) требуется не для хорошего управления, но в качестве гаранта, обеспечивающего стремление к высшим идеалам общественной и частной жизни, по сути своей являясь средством для защиты социального мира и ...............(2). Однако господствует ошибочное мнение, что пока возможность одного влиять на другого или группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями, принадлежит воле большинства, это является средством от ..............(3). Нужно учитывать, что ..............(4) должна ограничиться разработкой общих правил, предоставляя ..................(5) выбор во всем, что связано с обстоятельствами места и времени. Ученый также утверждал, что граждане совершают аморальные действия из преданности ……………..(6)».
Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) демократия
Б) ценность
В) свобода
Г) власть
Д) президент
Е) авторитаризм
Ж) государство
З) произвол
И) индивид
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В условиях ...................(1) человеческий коллектив не может существовать. ...............(2) свойственна особая публичная, власть, которая распространяется на все население. Публичная власть упорядочивает отношения в масштабах ..............(3). Будучи верховной и легитимной она обладает ..............(4) на легальное применение насилия в стране: все общественные учреждения могут применять его только на основании ..................(5). Верховенство публичной власти, её независимость именуются ……………..(6).
Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) закон
Б) суверенитет
В) человечество
Г) безвластие
Д) государство
Е) монополия
Ж) общество
З) принуждение
И) политика
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Возникновение ...................(1) относится к ХУП – ХУШ вв., когда зарождались политические системы государств Западной Европы и Америки. Ограничение ...............(2), включение в политическую жизнь «третьего сословия», появление такого способа формирования государственной власти, как ..............(3), поставило вопрос о том, кто будет представлять интересы избирателя. Они стали оптимальной формой посредничества между народом и властью. Но первоначальное отношение к ним было настороженным, т.к. согласно господствующим воззрениям того времени, только ………….....(4) считалось выразителем общей воли общества. Однако постепенно с развитием ..................(5) отношение к ним изменялось. Действительно, было признано, что источником власти является ……………..(6), что и способствовало развитию их деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) демократия
Б) профсоюз
В) государство
Г) выбор
Д) народ
Е) режим
Ж) монархия
З) прогресс
И) партия
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 — С8) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него.
Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.
Есть в обществе особый тип власти. Его главной отличительной чертой является то, что решения, принимаемые субъектом власти, становятся обязательными для всех членов общества, всего населения. Это могут быть решения об определенном порядке взимания налогов, порядке, регулирующем право собственности, порядке рассмотрения и разрешения конфликтов и споров и многое другое. Этот тип власти называется политическим.
В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства – неравенство политическое.<…>
… Разделение людей на принимающих политические решения, осуществляющих управление обществом и на исполнителей сохранилось. Изменился лишь порядок формирования группы управляющих, он стал более демократичным, открытым, а сама группа стала более подвижной, внутренне неоднородной. Эта группа получила в политологии и социологии собственное название – политическая элита, которая перестала совпадать с сословным или экономическим делением общества.
В основе политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Право принимать ответственные политические решения человек получает именно благодаря своему особому статусу в иерархической структуре общества, становясь членом правительства, депутатом парламента, лидером политической партии и т.п. <…>
Политическое правительство создает предпосылки для управления обществом. Ведь для координации жизни социума необходим своеобразный управленческий центр, «мозговой штаб», а также преодоление центробежных тенденций, эгоизма индивидуального и группового интересов. Вот почему история общества – это не история ликвидации политического неравенства, а поиск и создание эффективных способов его организации, чтобы само политическое неравенство не консервировало общество, а способствовало его развитию.
Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений. (Пушкарева Г.В. Власть как социальный институт // Социально-политический журнал – 1995, №2 – С.87-88)
С1 Опираясь на текст, укажите главную отличительную черту политической власти.
С2 Какими особенностями, по мнению автора, характеризуется политическое неравенство на современном этапе?
С3 Право принимать ответственные политические решения, как отмечает автор, получает человек, обладающий особым статусом в иерархической структуре общества. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера факторов, влияющих на достижения человека в современном обществе такого статуса.
С4 В чем видит автор значимость норм и правил, регламентирующих отношения политической власти? Укажите любые три примера данных норм.
С5 1. В чем заключается сущность понятия “политическая идеология”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, используя в них любые из основных разновидностей политических идеологий.
2. Что называется политическими партиями? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, используя в них названия любых политических партий современной России.
3. Назовите основные особенности политической системы современного российского общества.
С6 1. Приведите три примера, иллюстрирующих функции политической культуры.
2. Проиллюстрируйте двумя примерами возрастание роли средств массовой информации в политической жизни общества.
3. Приведите три примера выполнения государством своих внешнеполитических функций.
С7 1. Известный американский политолог З.Бжезинский утверждал: "Демократия, быть может, главное завоевание Запада. Но демократия – это лишь сосуд, который еще должен быть наполнен содержанием… Демократия сама по себе еще не дает ответа на дилеммы общественного бытия и в особенности не определяет "качества жизни…" Почему, по вашему мнению, автор называет демократию “главным завоеванием”? Можно ли согласиться с позицией автора, что демократия не влияет на “качество жизни”, а следовательно, является привилегией богатых стран? Свой ответ аргументируйте.
2. Французский просветитель, правовед и философ Ш. Монтескье в своём труде «О духе законов» (1748 г.) писал: «Для того чтобы предупредить… злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе… не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной… И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти». Основоположником какой теории в политологии стал Ш. Монтескье? В чем заключается её сущность? Приведите три примера, подтверждающие вывод автора о том, что всему наступит конец, «если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».
3. Кардинал Ришелье (1585-1642) – всесильный первый министр Франции, является автором небольшого трактата – «Политическое завещание». В нем он подытоживает свой опыт в управлении делами государства и, в частности приходит к таким выводам:
«Все политики согласны с тем, что если бы народ слишком благоденствовал, его нельзя было бы удержать в границах его обязанностей.
Разум не позволяет освободить его от каких бы то ни было тягот, ибо, теряя в таком случае знак своего подчинения, народ забыл бы о своей участи и, будучи освобожден от податей, вообразил бы, что он свободен и от повинностей…
Я знаю, кроме того, что многие государи потеряли свои государства и своих подданных потому, что они не держали войск, необходимых для их сохранения, из боязни излишне обременить налогами своих подданных, и что некоторые подданные попали в рабство к врагам потому, что излишне желали свободы под властью их прирожденного монарха». Согласны ли вы с точкой зрения кардинала Ришелье на проблему управления государством? Свой ответ аргументируйте. Может ли государство, управляемое так, как советует Ришелье, выполнять все свои функции? Свой ответ обоснуйте.
С8
1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Государство». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политический режим». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политическое участие». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
С9. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
- «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У.Шекспир).
- «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.Ж.Руссо).
- «Когда государства управляются согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести» (Конфуций).
- «Как в природе, так и в государстве, легче изменить сразу многое, чем что-то одно» (Ф. Бэкон, английский философ и государственный деятель).
- «Государственное устройство известной эпохи есть результат её прежних судеб» (И.Г.Фихте).
- «Демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных» (У.Черчиль).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обществознанию 11 класс. Тема: "Рынок труда. Беработица"
"Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы" (Томас Карлейль). Цели урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, разъяснить сущность такого явл...
План-конспект урока "Конфликт" (обществознание, 7 класс)
Интегрированный урок с использованием современных технологий и мультимедийной презентации....
Конспект урока по обществознанию 7 класс "Темперамент человека"
Конспект урока по обществознанию 7 класс "Темперамент человека"...
Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему: "Семья"
конспект урока по обществознанию по учебнику Кравченко А.И....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство 9кл...
Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"
Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс \ Тема урока: «Человек славен добрыми делами»
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс...