конспект урока Художественная культура при Екатерине
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 9 класс) по теме
В план- конспект вошел материал о великих портретистах эпохи Екатерины Великой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_hkr_iskusstvo_pri_ekaterine._portret.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Тема урока: Культура Екатерининской эпохи. Живопись.
Тип урока: Урок лекция.
Цель урока: Дать представление светской культуры 18 века. Ознакомить с творчеством художников 18 века: А. Лосенко, Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского.
Оборудование к уроку: Репродукции картин А. Лосенко: портрет А. П. Сумарокова; Д. Г. Левицкого: портрет Е. Н. Хрущевой и Е. Н. Хованской, портрет Е. Р. Дашковой; Ф. С. Рокотова: портрет П.А. Воронцовой в детстве, портрет А. П. Струйской; В. Л. Боровиковского: портрет Е. Н. Арсеньевой, портрет М. И. Лопухиной.
План урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Сообщение нового материала:
- Личность А. П. Сумарокова на портрете кисти А. Лосенко;
- Творчество Д. Г. Левицкого;
- Творчество Ф. С. Рокотова;
- Творчество В. Л. Боровиковского.
- Закрепление пройденного материала.
- Подведение итогов.
Сегодня мы продолжаем работать над темой «Екатерининская эпоха».
Слайд 2
Каждая эпоха отражается в портрете. «История в лицах» дает представление об образе жизни и духовном мире людей, их вкусах. Таким периодом был восемнадцатый век «Столетие безумно и мудро», как назвал его А. Н. Радищев.
Как вы уже догадались, речь пойдет о таком виде изобразительного искусства – живопись, жанра – портрет.
1. Видимо, не случайно известнейший живописец А. Лосенко запечатлел для потомков знаменитого и драматурга А. П. Сумарокова.
А.П.Сумароков – основоположник русской классической драматургии, организатор и директор созданного в 1756 году русского профессионального театра, издатель журнала «Трудолюбивая пчела». Он родился в 1717 году в семье знатных, но обедневших дворян. Тринадцатилетним мальчиком он отдан в кадетский корпус (Рыцарская академия). Одновременно с ним обучались будущие талантливые дипломаты, политические деятели, переводчики, поэты, полководцы: Репнин, Панин, Свистунов, Херасков, Елагин, Каменский, Румянцев – Задунайский. Им написано более 20 драматических произведений. Спектакли были богато оформлены, сопровождались музыкой, привлекали блестящей игрой лучших актеров того времени: Ф. Г. Волкова, И. А. Дмитриевского, Я. Д. Шумского. Новиззна зрелища вызывала восхищение зрителей, но вскоре содержание пьес, где Сумароков рискнул поучать императрицу, вызвали раздражение при дворе, и он был снят с должности директора. Тогда же закончилась издательская деятельность поэта. Это отразилось на его душевном состоянии, которое и без того было омрачено бесконечными интригами завистников.
Слайд 3 Последний номер издания Сумароков завершил горькими строками:
С Парнаса нисхожу, схожу противу
воли
Во время пущего я жара моего,
И не взойду по смерть я больше
на него –
Судьба моей то доли.
Прощайте, музы навсегда!
Я более писать не буду никогда.
Слайд 4
Именно в этот тяжелый период жизни и был написан его портрет А. Лосенко.
Мастер изобразил Сумароков в резком повороте. Гордо вскинута голова, фигура закутана в плащ. Он кажется героем классической трагедии, противостоящим ударам судьбы. Поза чуть театральна, плащ демонстративно драпирует фигуру, но сколько скрытого человеческого страдания отражает лицо! Сумароков бледен: прямой проницательный взгляд устремлен прямо на зрителя, в уголке рта залегла горькая складка. В цвете полотно решено сдержанно, даже строго – почти черный фон, пятно темно-синего плаща, охристое с розовыми оттенками лицо.
Трепетно написан уголок белого кружевного жабо, единственный светлый акцент.
Слайд 5
О несомненном таланте этого живописца В. Г. Белинский говорил: «…без дарования, воля ваша, нельзя иметь ни какого успеха ни в каком времени».
Слайд 6
Женская культура-это не просто культура женщин.
Это особый взгляд на культуру.
Женские ценности в культуре «основаны на чувстве и природе, которые вечны»…
II. Ф.Г. Левицкий выходец из киевской духовной академии, ученик Антропова, оказался на редкость плодотворным художником и в пору зенита своей карьеры в 60-70 е годы «переписал весь Петербург». Руководил портретным классом Академии художеств. Его художественную манеру отличала психологическая конкретность, радостное любование своими моделями. Художественный язык его соответствовал определенности классицизма: поворот фигуры в ¾, жемчужно-серый и золотистый колорит, богатство предметной фактуры: шелк, мех, кружево, живописность. Лица, костюмы, пейзаж – все выписано с любовью и тщательностью.
Самая знаменитая портретная серия Д. Г. Левицкого – «Смолянки», которых А. Н. Бенуа назвал «очаровательными дурнушками. Серия портретов воспитанниц Смольного института была выполнена по заказу императрицы Екатерины II. Все девушки написаны с огромной любовью и тщательностью и отвечают идеалам XVIII века. Лукавые и очаровательные, они среди природы, игры. Музыки, в театральных костюмах.
Слайд 7
«Портрет Е. Н. Хрущевой и Е. Н. Хованской», 1773 год
Левицкий был знаком с многими выдающимися личностями.
Слайд 8
Одна из них – Екатерина Романовна Дашкова, первая женщина Академии наук и президент Российской академии. Образованная, умная и энергичная, она многое сделала для академии наук. Англичанка К. Вильмонт, гостившая в Дашковом имении, писала «Она – доктор, аптекарь, фельдшер, судья, законник, она родилась быть министром или полководцем, ее место во главе государства».
Дашкова изображена в придворном платье из серебряной парчи, с красной Екатерининский лентой через плечо, на груди миниатюрный портрет Екатерины II отличительный знак статс-дамы.
Слайд 9
«Парадный портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия»
Этот образ удостоился оды Г. Р. Державина.
Ф. С. Рокотов – Самый романтичный и талантливый портретист XVIII века. Его биография полна неясностей. Выходец скорее всего из крестьян. Благодаря меценату графу И. И, Шувалову поступает в Академию художеств.
Манера его живописи – размытый рисунок с туманным очертанием фигуры, сумеречность фона, «Тающий мазок». У искусствоведов даже есть выражение «рокотовские глаза» : чуть суженые, «бархатные», таинственно мерцающие.
Слайд 10
«Портрет П. А. Воронцовой в детстве»
Особым лиризмом написан Рокотовым
Слайд 11
«Портрет А. П. Струйской» Этот портрет в наше время прочно слит с восхитительными строками поэта Н. Заболоцкого:
Слайд12
Любите живопись поэты
Лишь ей единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Портретист той же школы – В. Л. Боровиковский (1757-1825) – выходец из дворянской семьи.
В творчестве художника школа женского портрета достигает своей вершины и соответствует идеалам зрелого классицизма. А. Н. Бенуа считал, что этому художнику под силу были самые сильные колористические задачи: «Самобытный, оригинальный чисто русский талант».
Он вводит не только черты классицизма, но и создает первый миф женщины нового времени, который соответствует романтизму конца XVIII века – начала XIX века.
Его портреты проникнуты идеалом близости к природе. Женщина понимается как растение, часть природы, вполне в духе Руссо.
Слайд 13
«Портрет Е. Н. Арсеньевой» - пастушки в соломенной шляпе с яблоком – полон символов и простодушного кокетства. Это полотно в серо-зеленой, серо-розовой гамме нежных оттенков.
В ряду «сентиментальных» портретов выделяется портрет
Слайд 14
«Портрет М. И. Лопухиной»
Написан портрет в жемчежно-голубых тонах.
Грустная красота изображенной девушки оттеняется ее трагической судьбой (на портрете ей 20 лет, а в 24 она умиерла от чахотки), выраженной в стихах поэта Я. П. Полонского:
Слайд15
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души от нас не улетела,
И будет этот взгляд, и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить – страдать – прощать – молчать.
IV. Слайд 16
А теперь я вам предлагаю к репродукциям данных картин подобрать автора.
Определите, чьей кисти принадлежат данные работы.
1 – «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия»;
2 – «Портрет П. А. Воронцовой в детстве»;
3 – «Портрет А. П. Сумарокова»
4 – «Портрет М. И. Лопухиной»
Жудожники :
а) А. Лосенко;
б) В. Л. Боровиковский;
в) Д. Г. Левицкий;
г) Ф. С. Рокотов.
Слайд 17
Правильные ответы:
1 – «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия» - в) Д. Г. Левицкий;
2 – «Портрет П. А. Воронцовой в детстве» - г) Ф. С. Рокотов.
3 – «Портрет А. П. Сумарокова» - а) А. Лосенко;
4 – «Портрет М. И. Лопухиной» - б) В. Л. Боровиковский;
V. Слайд 18
Итак – путь от портрета – маски к портрету индивидуальности сопровождался выработкой эстетических канонов, художественного языка, который в целом соответствовал стилевым принципам классицизма со значительным оттенком романтического восприятия жизни, характерного для ментальности России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Художественные музеи"]
конспект урока "Художественные музеи"]...
Конспект урока "Художественная культура России пореформенной эпохи"
Второй урок темы, в которую вошли музыка и архитектура....
Разработка урока "Художественная культура католического мира" 6 класс
Методическая разработка урока по всеобщей истории для 6 класса, к ней прилагается презентация и рабочий лист...
План-конспект урока «Художественный образ,стиль,язык» 9 класс
План-конспект урока «Художественный образ,стиль,язык» 9 класс...
Конспект урока "Художественное конструирование изделий из древесины (настенный подсвечник)"
Конспект урока по технологии в 5 классе на тему: Художественное конструирование изделий из древесины (настенный подсвечник) Цель урока:Содействовать формированию знаний по конструированию с ...
Конспект урока на по истории " Екатерин 1 и Петр 2"
Конспект урока на по истории " Екатерин 1 и Петр 2"...