Проектная деятельность в обучении истории
материал по истории на тему

Kabirov Rustam

Проектная деятельность в обучении истории

Скачать:


Предварительный просмотр:


Применение проектной деятельности в обучении.

    Любые изменения в обществе не обходят стороной и в нашу школу. Порой вторгаясь в устойчивую систему традиционного школьного образования. И сегодня школа выделяет важное место в комплексе педагогических задач проблеме развития познавательной деятельности учащихся. Любая деятельность, в том числе и познавательная, протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если у личности имеются яркие глубокие мотивы, побуждающие действовать активнее, с полной отдачей сил, продвигаться к намеченной цели.
     История – такой предмет, который не может оставить никого равнодушным. А неравнодушный школьник думает, анализирует, советуется с учителем. Учитель может просто ответить на вопросы ученика, а может направить на поиск ответа. Современный урок имеет свои особенности, одной из которых является такая организация урока, которая обеспечивает не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и развитие самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому моя педагогическая деятельность основана на практикоориентированном, деятельностном подходах к преподаванию предметов «История» и «Обществознание». 
Преподавать приходится эти предметы на второй ступени образования в 8 и 9 классах и на третьей ступени в 10-11 классах, где предметы являются базовыми. И здесь возникает необходимость организовать образовательный процесс таким образом, чтобы выпускник школы был компетентен не столько в области знания основ предмета, сколько был вооружен комплексом умений и навыков, которые помогут ему в его дальнейшей жизни, т.е. за часы учебного времени, определенного учебным планом на изучение предметов «История» и «Обществознание», необходимо решить триединую задачу - дать ученику знания, вооружить его умениями и научить действовать в разнообразных жизненных ситуациях.

   Педагогический опыт подсказывает, что решить обозначенную проблему невозможно, изучая лишь теоретический материал, и не подкрепляя его практической деятельностью. Реализуя данную тему, решается задача повышения активности учеников как репродуктивной, так и продуктивной, творческой. Наиболее эффективным в решении данной проблемы является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Проектная деятельность требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности обучающимся с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно-воспитательной деятельности школы. 

    Цель моей педагогической деятельности – это развитие познавательной деятельности учащихся посредством организации проектной деятельности на уроке и во внеурочное время через:
-
формирование умений навыков работы с различными источниками исторической информации;
-
формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
-
формирование специальных и исследовательских умений и навыков;
-
приобретение опыта проектной деятельности.

Задачи работы заключаются в следующем:

1. Разработать механизм развития у обучающихся навыков проектной деятельности.

2. Усилить практикоориентированную содержательную линию курсов истории и обществознания для 8 – 11 классов приемами и методами, развивающими умение разрабатывать, продвигать и публично представлять учебный проект. 

3. Внедрить в процесс обучения и воспитания различные приемы работы, способствующие развитию познавательного интереса к предмету. 

Для достижения поставленных задач мной используются разные учебные пособия, разрабатываются учебно-исследовательские проекты для обучающихся, где я выполняю функции консультанта, тьютора, направляющего деятельность учащихся на создание проектов. Показателями познавательной деятельности является: осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач. 

В своей педагогической практике я использую разные типы уроков: урок – викторина, урок – деловая игра, урок – конференция, урок - лекция, урок – путешествие, урок – устный журнал, урок – экскурсия, урок-презентация. Данные уроки предполагают разные методы, приемы, виды учебной деятельности, способствующие развитию познавательной деятельности. На уроках, во внеклассной работе я использую и проектную деятельность. Проектная деятельность позволяет организовать работу с различными группами учащихся, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения — от репродуктивного к творческому. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удается что-то открыть самому. Моя задача, как учителя, вызвать интерес к процессу исследовательской деятельности, увлечь содержанием и способом выполнения работы. Проектная деятельность позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь — умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности. В процессе выполнения проектной деятельности проявляется и формируется самостоятельная мыслительная деятельность: ребятам приходится сравнивать, анализировать, делать выводы, в этот период происходит подъем воображения и глубокое его преображение. 

Чаще всего использую такие виды проектов, как игровые, исследовательские, творческие, социальные. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По содержанию чаще использую межпредметные проекты, т.к. они интегрируют знания по истории, литературе, искусству, праву. Работа над проектами начинается уже с 8 класса.
В старших классах использую и персональный проект, т.к. это творческая работа с применением исследовательского метода, основы которого в современной дидактической системе соотносятся с деятельностным подходом. Проекты, которые предлагаются детям, — это исследовательские работы, продолжительные по времени, которые требуют знаний из разных областей науки, почерпнутых из периодических изданий, Интернета, требующие развития коммуникативных навыков, т.к. происходят встречи с людьми, проводятся опросы, интервью.

Учащиеся свою работу над проектами строят согласно разработанному плану. На первом этапе отбираю таких учеников, которые умеют работать с текстом книги, подбирать и обобщать и выделяю не только активных, уверенных в себе детей, с удовольствием демонстрирующих свои интеллектуальные умения, но не забываю и таких учеников, которых называют интеллектуально пассивными. На втором этапе, после того как определились желающие работать над проектом, начинается поиск темы и определение целей работы. Тема проекта должна предполагать его будущую значимость для практики и представляла бы интерес для самих ребят. Учащимся предлагаются несколько тем по тем или иным проблемам, которые могут лечь в основу долговременного проекта. Но сначала они самостоятельно пытаются определить тему. При этом нужно координировать деятельность учащихся, так как не всегда подростки могут ставить перед собой цели, и делать это логически обоснованно, с высокой степенью результативности. Самостоятельный выбор темы и определение задач, при минимальной помощи со стороны учителя, вызывает в детях самоуважение и придает им уверенность. После определения тем и целей проектов важно установить последовательность выполнения работы. Чтобы она была проделана успешно, опять необходим контроль со стороны учителя, потому что ученики часто не понимают, как выстроить план действий, как поставить задачи. На этом этапе работы ученики так же определяют и источники информации, с которыми им предстоит работать. После определения темы, целей, рабочих гипотез, задач и источников информации, распределения задач и обязанностей внутри группы приступают к выбору формы отчета на будущей презентации и представлении. Здесь же оговариваются и критерии оценки проекта, включающие в себя соответствие содержания заявленным целям, задачам и темам, структуру работы и ее оформление, качество и эмоциональность подачи материала и т.д. Оговорив всё это, можно приступать непосредственно к исследованию. На следующем этапе предстоит работа в группах. Работа в группе возможна благодаря самостоятельным инициативным усилиям отдельных учеников при полном подчинении личных интересов интересам групповым. При работе в группе ученики не только дополняют друг друга, но и создают здоровую конкуренцию, повышая качество самого проекта. Объединенные в группы учащиеся демонстрируют единство, целостность, сплоченность — качества, формирующие личность. По моему мнению, для достижения максимального результата группа должна состоять не более чем из трех-пяти человек, так как основных направлений в работе обычно не более трех. В ходе работы над проектом я стараюсь подсказывать лишь общие направления и указывать на главные ориентиры «маршрута» поисков. После обсуждения различных вопросов и вариантов ответов на них, придя к определенному заключению, начинается завершающая фаза работы. Проект только тогда можно считать оконченным, когда результаты проделанной работы будут внятно и логично изложены в письменном виде. Но до окончательного его завершения еще далеко, требуются иногда неоднократные доработки. Полностью готовый проект подводится к защите. 

Заключительный этап — защита проекта. Ученики представляют свою работу, участвуют в ее обсуждении. 

Презентации, фотоотчеты и другие результаты проектов, показанные во время выступления, подтверждают, что участие в проектной работе стало увлекательным и интересным для многих учащихся. Кроме того, повысился интерес к самому предмету. Поэтому очень важно организовывать проектную деятельность в современной школе как можно раньше. 

Использование проектной деятельности позволяет достичь ряда задач:

1) Повысить интерес к истории как науке и предмету.

2) Воспитать любовь и уважение к малой родине, к Отечеству, к своим предкам.

3) Привить учащимся навыки исследовательской работы.

4) Помочь обучающимся успешно осваивать большие объемы учебного материала.

5) Создать комфортную доверительную обстановку на уроке.

Таким образом, работа над проектами приводит к тому, что возрастает мотивация к изучению истории и обществознания, успешно осваиваются приемы поисково-исследовательской работы, укрепляется взаимопонимание между учащимися и учителем.

Результатом применения проектной деятельности является стабильная динамика образовательных достижений обучающихся по предметам «История» и «Обществознание», Результатами работы является участие в предметных олимпиадах.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

мастер-класс«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»

Мастер- класс«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»Цель: освоение видов деятельности работы над проектом учащихся с ОВЗ ...

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе.

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе. 1 Разработка проектн...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...