Краеведческий материал в преподавании истории
статья по истории на тему

Kabirov Rustam

Роль краеведения в преподавании истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kravedcheskiy_material_v_prepodavanii_istorii.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведческий материал в преподавании истории

    Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного обучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед российской школой на современном этапе. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, поговорить с ними, покопаться в подшивках старых газет. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за её историю и культуру. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее. 

Краеведческий подход позволяет вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т.е. организовывать процесс познания наиболее естественным и доступным путем.

Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний. На занятиях кружка ребята занимаются изучением истории села, готовятся к мероприятиям, выполняют творческие работы.

Именно на занятиях кружка были подготовлены работы: «История села Алкино-2», «Топонимика с. Алкино-2», «Вклад с. Алкино-2 в победу в Великой Отечественной войне», «Боевая слава с. Аокино-2», «Афганистан – наша память и боль», «Земляки участники Велико Отечественной войны» и др.

Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно - полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи. Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о русском народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников. Одной из страниц краеведческой работы стало составление истории организаций села и воинских частей. Краеведческий материал обладает многофункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно - полезный и образовательно-воспитательный характер. Краеведение многогранно по своему содержанию, так как в нем сочетаются история, география, природа и этнография, фольклор и топонимика. Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение.

   Итогом краеведческой работы стало участие в открытии школьного историко-краеведческого музея. Для занятий краеведением огромное значение имеет музей. Здесь дети могут соприкоснуться с историей, своими руками потрогать экспонаты, поработать с документами.

Одной из целей музея является его участие в учебно-образовательном процессе школы. Работая над темой самообразования «Роль краеведения в преподавании истории и воспитании школьников» я нередко провожу уроки в краеведческом музее с использованием краеведческого материала. Такие уроки способствуют пониманию учащимися значимости своей малой Родины в истории огромной страны, воспитывают у них патриотические качества, нравственные ценности, чувства причастности к своему народу, его истории, культуре.

Считаю, что краеведческая работа очень важна – она формирует правильное отношение учащихся к прошлому, показывая и доказывая, что история родного края – это история именно того места, которое мы называем Родиной. Как писал Чернышевский: «Человек, не знающий истории своего народа, не может считать себя образованным человеком». Поэтому, чтобы понять историю страны, необходимо «прикоснуться» к истории своего края, истории, которая рядом с нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"

Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...

Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников

В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им...

Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе

В статье представлен опыт использования краеведческого материала на уроках истории и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида....

"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"

"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"...

Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности школьников

В результате исследовательской деятельности учащихся собран  богатый материал для краеведческого музея.   Наш краеведческий музей играет большую роль в образова...

Использование местного краеведческого материала на уроках истории Смоленщины, истории России, во внеурочной деятельности 6-9 классы (методические рекомендации)

Данные методические рекомендации направлены на  формирование мотивации обучающихся и включению их в проектную и исследовательскую деятельность по истории и краеведению....