Краеведческий материал в преподавании истории
статья по истории на тему
Роль краеведения в преподавании истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведческий материал в преподавании истории
Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного обучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед российской школой на современном этапе. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, поговорить с ними, покопаться в подшивках старых газет. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за её историю и культуру. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее.
Краеведческий подход позволяет вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т.е. организовывать процесс познания наиболее естественным и доступным путем.
Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний. На занятиях кружка ребята занимаются изучением истории села, готовятся к мероприятиям, выполняют творческие работы.
Именно на занятиях кружка были подготовлены работы: «История села Алкино-2», «Топонимика с. Алкино-2», «Вклад с. Алкино-2 в победу в Великой Отечественной войне», «Боевая слава с. Аокино-2», «Афганистан – наша память и боль», «Земляки участники Велико Отечественной войны» и др.
Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно - полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи. Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о русском народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников. Одной из страниц краеведческой работы стало составление истории организаций села и воинских частей. Краеведческий материал обладает многофункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно - полезный и образовательно-воспитательный характер. Краеведение многогранно по своему содержанию, так как в нем сочетаются история, география, природа и этнография, фольклор и топонимика. Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение.
Итогом краеведческой работы стало участие в открытии школьного историко-краеведческого музея. Для занятий краеведением огромное значение имеет музей. Здесь дети могут соприкоснуться с историей, своими руками потрогать экспонаты, поработать с документами.
Одной из целей музея является его участие в учебно-образовательном процессе школы. Работая над темой самообразования «Роль краеведения в преподавании истории и воспитании школьников» я нередко провожу уроки в краеведческом музее с использованием краеведческого материала. Такие уроки способствуют пониманию учащимися значимости своей малой Родины в истории огромной страны, воспитывают у них патриотические качества, нравственные ценности, чувства причастности к своему народу, его истории, культуре.
Считаю, что краеведческая работа очень важна – она формирует правильное отношение учащихся к прошлому, показывая и доказывая, что история родного края – это история именно того места, которое мы называем Родиной. Как писал Чернышевский: «Человек, не знающий истории своего народа, не может считать себя образованным человеком». Поэтому, чтобы понять историю страны, необходимо «прикоснуться» к истории своего края, истории, которая рядом с нами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/21/picture-353276-1611238778.jpg)
Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"
Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-392627-1480062017.jpg)
Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников
В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/31/picture-389744-1640924049.jpg)
Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе
В статье представлен опыт использования краеведческого материала на уроках истории и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-678828-1445759417.jpg)
"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"
"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/20/picture-245994-1366484899.jpg)
Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности школьников
В результате исследовательской деятельности учащихся собран богатый материал для краеведческого музея. Наш краеведческий музей играет большую роль в образова...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/27/picture-402133-1585307914.jpg)
Использование краеведческого материала на уроках истории для создания проектов и творческой работы обучающихся по ФГОС.
Про использование краеведческого материала,документов на уроках истории....
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/28/picture-1340624-1627457862.jpg)
Использование местного краеведческого материала на уроках истории Смоленщины, истории России, во внеурочной деятельности 6-9 классы (методические рекомендации)
Данные методические рекомендации направлены на формирование мотивации обучающихся и включению их в проектную и исследовательскую деятельность по истории и краеведению....
- Мне нравится (1)