Конспект урока "Древнейшие люди"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Большинство ученых утверждают, что человек появился вследствие эволюционного процесса, то есть произошел от человекоподобных животных в результате своего развития. Самых первых людей называют первобытными. Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Мы не можем точно воссоздать картину жизни наших далёких предков. Лишь приблизительно учёные устанавливают время появления древнейших людей на Земле и то время, когда люди стали такими же, как современный человек.
Давайте откроем учебник на с. 9 и посмотрим на карте места расселения древних людей. Обратите внимание на условные обозначения карты (объяснить). Теперь посмотрите на карту, на каком материке жили древнейшие люди? В какой части материка? А теперь попробуем представить себе, как выглядели и как жили древнейшие люди.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevneyshie_lyudi.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Сколько лет прожил Тит Ливий? Древнеримский писатель Тит Ливий, автор книги «История Рима от основания города», родился в 59 году до н.э., а умер в 17 г. до н.э. Сколько лет он прожил? 76 лет.
2. Иисус Христос был распят на кресте на горе Голгофе, по преданию, ему было 33 года. В каком году нашего летоисчисления был казнен Иисус? Сколько лет назад это было?
3. В 1829 году нашли древневавилонские книги. Они пролежали в земле 3200 лет. В каком году они оказались в земле? 1371 г. до н.э.
Сегодня мы отправимся в путешествие к нашим далеким предкам – древнейшим людям.
Тема урока: Древнейшие люди.
Большинство ученых утверждают, что человек появился вследствие эволюционного процесса, то есть произошел от человекоподобных животных в результате своего развития. Самых первых людей называют первобытными. Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Мы не можем точно воссоздать картину жизни наших далёких предков. Лишь приблизительно учёные устанавливают время появления древнейших людей на Земле и то время, когда люди стали такими же, как современный человек.
Давайте откроем учебник на с. 9 и посмотрим на карте места расселения древних людей. Обратите внимание на условные обозначения карты (объяснить). Теперь посмотрите на карту, на каком материке жили древнейшие люди? В какой части материка? А теперь попробуем представить себе, как выглядели и как жили древнейшие люди.
Предполагают, что предки древнейших людей впервые появились в Африке около 4 миллионов лет назад. Ученые называют этих людей «австралопитеками», что в переводе означает «южная обезьяна» (поставить →).
Полагают, что именно от австралопитека произошел первый человек. Ученые называют его «человек умелый» (поставить →). Он появился около 2 – 2,5 миллионов лет назад. Посмотрите на рисунок в учебнике на с. 11. Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была ещё не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Жили в группе по 10 -12 человек.
Теперь внимательно посмотрите на рисунок «древнейшие люди». (учебник – с.10). Представьте себе, что мы не знаем, люди или обезьяны изображены на рисунке. Как можно доказать, что изображены именно люди, а не животные. Посмотрите на человека, который одним камнем ударяет по другому, заостряя его и превращая в орудие труда. Даже самые умные животные не способны его придумать. Запомните, что изготовление орудий труда – главное отличие древнейших людей от животных.
Начало первобытной эпохи в истории человечества связывают с появлением каменных орудий труда. Именно поэтому этот период называют каменным веком. Древнейшие люди использовали для изготовления орудий не только камень, но и дерево. Но так как дерево гниет, археологи обычно при раскопках находят только каменные орудия. Посмотрите, как могли выглядеть каменные орудия (с. 12).
Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота. Собирательство – крайне трудоёмкое занятие. Собранные плоды и растения по сравнению с мясной пищей были малопитательны. Древнейшие люди собирали съедобные коренья и улиток, дикорастущие съедобные плоды и ягоды, яйца птиц. Охота далеко не всегда в те времена была успешной. Именно этим объясняется, почему древнейшие люди, несмотря на большое количество животных, часто страдали от голода. Никто точно не знает, как охотились древнейшие люди, об этом мы можем только догадываться. Давайте познакомимся с догадкой ученых – учебник, с. 12, п. 3, 2-й абзац (ученик читает вслух). Подумайте, почему древнейшие люди не могли прожить в одиночку.
А теперь поговорим об открытии, которое кардинальным образом изменило жизнь человека. Это – огонь. Очень долго люди не умели добывать огонь. Кроме того, они его очень боялись. Как человек овладел огнём? Этого никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажжённое в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя – поймаешь огонь!
Древнейшие люди стали понимать, что мясо, испечённое на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей. Долгое время люди не умели добывать огонь: днём и ночью они поддерживали костры на своих стоянках. Потеря огня была огромным несчастьем для первобытного человека. Много позже люди научились добывать огонь. Потрите одну ладонь об другую, что вы чувствуете? Вот и первобытные люди заметили, что при трении одного куска сухого дерева об другой выделяется тепло. Но чтобы добыть огонь таким способом, требуется и умение, и терпение.
Период овладения огнем характеризуется появлением Человека прямоходящего (поставить →). Так же как его предки, он первоначально обитал в Африке. Человек прямоходящий впервые появился около 1,5 миллионов лет назад. Его сменил Человек разумный – человек современного типа, произошло это около 40 000 лет назад. Фигурная скобка – первобытные люди.
Вопросы самоконтроля.
1) Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?
2) Почему древнейшие люди не могли жить там, где были суровые зимы?
3) В чём было главное отличие древнейших людей от животных?
4) Опишите по рисункам древнейшие орудия труда. Какую работу ими можно было выполнить? (наносить удар в схватке с диким зверем, разрубать на куски мясо, дробить кости)
5) Опишите рисунок «Нападение саблезубого тигра» (С.11) по плану (с.13).
Домашнее задание: читать и пересказывать §1, ответить на вопросы в конце параграфа (с. 11).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Первые современные люди"
Описаны происхождение и основные направления эволюции кроманьонцев....
Конспект урока по английскому языку "Знаменитые люди". Урок закрепления.
План-конспект урока в виде игры "Индиана Джонс"....
Конспект урока по теме "Известные люди истории"
Урок-путешествие на машине времени для 6 класса...
конспект урока по английскому языку для 5 класса по теме :" Помощь людям. Введение грамматики. Настоящее совершенное время".
Тип урока: урок введения нового грамматического материала. Цели урока: социокультурный аспект — знакомство учащихся с такими понятиями, как «Волонтерство. Добровольные помощники». разви...
конспект урока "Люди, которыми мы гордимся"
Данная разработка урока предназначена для учащихся 7 классов. Учебник «Еnglish-7» В.П.Кузовлева. Учащиеся знакомятся с личностями, которые наиболее уважаемы в Британии и США. А также с некоторым...
Конспект уроку історії. Тематичне оцінювання “Звідки і як історики довідуються про минуле” Люди в історії: історичні персонажі, групи людей і народи.
Урок історії 5 клас ТЕМА: Тематичне оцінювання “Звідки і як історики довідуються про минуле”Люди в історії: історичні персонажі, групи людей і народиМета: систематизуват...
Конспект урока "Люди труда" ОДНКНР 5 класс.
Конспект урока "Люди труда" по предмету ОДНКНР для 5 класса. Относится к разделу "Нравственные цености российского народа"....