Конспект урока "Первые современные люди"
план-конспект урока биологии (9 класс) по теме
Описаны происхождение и основные направления эволюции кроманьонцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Konspekt_Pervye_sovremennye_lyudi.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Человек- «материя, познающая самое себя».
Тема: «Первые современные люди».
Цель урока: Изучить биологические и социальные вопросы эволюции кроманьонцев, как одного из этапов антропогенеза.
Задачи урока:
1. Образовательные: Углубление и расширение знаний этапов антропогенеза на основе формирования знаний об особенностях внешнего строения, жизни кроманьонцев; умение сравнивать предков человека, делать выводы, о сходстве и различиях; убедить учащихся в основополагающей роли труда и в становлении человека.
2.Развивающие: Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
3.Воспитательные: Формировать естественнонаучную концепцию эволюционного происхождения человека. Воспитание культуры общения, коммуникативных качеств: умения общаться в процессе парного взаимодействия.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: Урок-лекция (с элементами поиска и диспута).
Структура урока:
1.Организация начала урока;
2 (3). проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3 (2). подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала (актуализация ЗУН);
4. изучение нового материала- изучение неоантропов проводится в постоянном сравнении и сопоставлении с палеоантропами;
5. закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
6. обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
7 (8). подведение итогов и результатов урока;
8 (7). задание на дом.
Оборудование: Тест, наглядность: презентация, таблица “ Этапы эволюции человека».
Ход урока:
Учитель: Сегодня мы продолжим изучение темы «Антропогенез». На предыдущих уроках познакомились с эволюцией приматов (именно они являются «предшественниками» рода Homo) и первыми стадиями эволюции человека. В ходе этого урока изучим современную стадию эволюции человека (неоантропов), выясним основные особенности наших «предков»: их образ жизни, биологические и социальные факторы эволюции, то есть займёмся изучением «глобальной» истории людей как биологического вида. Я надеюсь, что тема будет для вас интересна. Ведь знать, кто мы и как появились, кем были, позволяет осознать сущность человека, его место в системе органического мира. Но, перед этим (чтобы получилась целостная картина), давайте вспомним материал прошлого урока, то есть то, что нам уже известно по теме «Антропогенез»!
Организация проверки домашнего задания:
- Проведение компьютерного тестирования (индивидуально) учащихся (10 минут)- проверка и оценивание автоматическое.
- Работа над ошибками, исходя из тестирования (ошибки выводятся на мониторе). Возможные вопросы:
- - составить схему этапов эволюции человека от дриопитеков (работа учащегося у доски):
- - в это время с классом организуется фронтальная беседа: «Характеристика австралопитеков, архантропов, палеоантропов» (уделяя особое внимание роли биологических и социальных факторов).
А теперь откройте презентацию «Кроманьонец» и посмотрите на первый слайд. Вы видите перед собой рисунки людей. Ответьте на вопрос: «Если бы вы увидели их в современной толпе одетыми как все, обратили бы на него внимание? Отличается он от нас общим внешним обликом? Фактически кроманьонец (почему кроманьонец- слайд второй)- это человек современного типа, что, казалось бы, избавляет нас от необходимости описывать его строение более подробно. Но, не смотря на это, составим «портрет» этого человека, выясним роль биологических и социальных факторов в его эволюции, выясним время его появления и взаимоотношения с другими видами рода Homo. (фрагмент фильма 1).
Существует две основные точки зрения, касающиеся происхождения человека современного типа.
Гипотеза полицентризма | Гипотеза моноцентризма |
Человек разумный возник нескольких местах планеты из разных предковых форм, принадлежащих к палеоантропам (или даже архантропам). | Существовало единое место возникновения человечества из какого- то одного общего предкового ствола. |
Гипотеза широкого моноцентризма Я.Я.Рогинского.
Человек современного типа возник где- то в Восточном Средиземноморье и в Передней Азии. Именно здесь находят наиболее выраженные промежуточные между неандертальцами и ранними ископаемыми формами человека разумного костные остатки. Многочисленные промежуточные формы находят также на юго-востоке Европы. В те времена все эти территории были покрыты густыми лесами, населёнными многообразными животными. Здесь, по- видимому, и был совершён последний шаг на пути к Человеку разумному – слайды 3 ,4, 5. На этой стадии был окончательно сформирован облик современного человека:
- Фигура стала более стройной
- Рост 180-190 см.
- Череп с большой черепной коробкой (объём 1800 см3)
- Широкое и короткое лицо
- Прямоугольные глазницы
- Наличие выраженного подбородка, прямого лба и отсутствие надбровных валиков
- Присутствие подбородочного выступа на нижней челюсти свидетельствовало о том, что кроманьонцы были способны к членораздельной речи
- В головном мозге большое развитие получили лобные доли (а за что они отвечают?) и зоны, связанные с развитием речи и сложной, конструктивной деятельностью.
Но, все эти особенности, это биологические характеристики. А, как мы уже знаем, в процессе эволюции основное значение приобретали социальные факторы- какие же они были? Слайд шестой- посмотрите и прочтите некоторые социальные особенности кроманьонцев - отметьте их можете пользоваться материалом учебника страница 175. Теперь просмотрите отрывок фильма 2 и так же отметьте социальные особенности.
После этого организуется беседа с подведением итогов: «Социальные особенности кроманьонцев».
- Общественный образ жизни и применение накопленного жизненного опыта предков
- Трудовая деятельность и развитие руки как органа труда
- Возникновение речи
- Использование огня
- Изготовление орудий труда- слайд седьмой
- Появление искусства - наскальная живопись, изготовление различных фигурок из костей (чаще мамонтов)- рисунок 66 страница 174, слайд восьмой.
- Социальная организация - родовое общество.
Основные этапы развития человека разумного.
(работа совместно учитель-ученики)
- Небывалое духовное, психическое развитие Человека разумного. Только он достиг такого понимания природы, такого уровня самопознания, который сделал возможным создание искусства (возраст первых наскальных изображений 40-50 тыс. лет).
- Неолитическая революция- приручение животных и окультуривание растений (около 10 тыс. лет назад). До этого человек был полностью зависим от среды при добычи пищи и одежды. Теперь зависимость приобрела иной характер- она стала осуществляться через контроль над некоторыми сторонами среды обитания.
- Научно-техническая революция, в результате которой человек приобрёл власть над природой (в последние 2 тыс. лет и особенно в последние 3-4 столетия).
ВЫВОД (совместно с учащимися как закрепление на основе изученного материала):
Выделенные важнейшие вехи в развитии человека разумного не связаны с изменениями физического облика человека за последние десятки тысяч лет. Различия между кроманьонцами и современными людьми намного меньше, чем различия между отдельными современными этническими группами и расами. Отсутствие уловимых тенденций в изменении строения тела человека за несколько последних десятков тысяч лет косвенно показывает, что эволюция Человека вышла из- под ведущего контроля биологических факторов и направляется действием иных - социальных сил.
Домашнее задание:
Параграф 47.
Знать: основные биологические и социальные особенности Человека разумного.
Уметь: рассказывать об основополагающей роли труда в эволюции человека.
Оценивание деятельности ученика на уроке:
- обращать внимание учащихся на неточности и недочёты при ответах.
- ученик сам оценивает свою деятельность на уроке /высокий или низкий уровень активности, интерес к изучению нового, допущенные ошибки в работе/.
- Оценка учителем ученика.
- Выставление итоговой оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест к уроку "Первые современные люди"
СсылкаРаботает в Office 2007- после прохождения изменения не сохранять....
Конспект урока "Первые люди на Земле" 5 класс
Конспект урока в 5 классе "Первые люди на земле" Может использоваться как самостоятельно, так и в качестве основы для презентации....
План-конспект урока:"Знаменитые люди Великобритании"
План-конспект урока:"Знаменитые люди Великобритании" для 11 класса...
Конспект занятия "Труд людей осенью"
Материал предназначен для воспиитанников I ступени. Способствует формированию здорового образа жизни и познавательной деятельности....
Конспект урока "Древние люди"
Конспект урока Севастополеведения в 5 классе...
Конспект урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России"
В ходе урока вы узнаете о появлении людей на территории современной России, древнейших стоянках человека, зарождении родового строя и совершенствовании орудий труда....