Тема урока: Культурное наследие Европы и культура Руси"
учебно-методический материал по истории (6 класс) по теме

Парахина Светлана Владимировна

Тема урока:  Культура  Киевской Руси  в  XXII  веках.

Цель урока:  Познакомиться   с  уровнем  развития  культуры  Древней  Руси,  дать  характеристику  различным  её  отраслям в сравнении  с  культурой  Западной  Европы;  выделить   главные  особенности древнерусской культуры. 

Планируемые  результаты:

Предметные: Раскрывать смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие, граффити, самобытность. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде), сравнивать их с Софийским собором в Константинополе, объяснять причины сходства и различия.  Описывать произведения древнерусского изобразительного искусства (фрески, иконы, мозаика).

Метапредметные: Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока.  Планировать свою работу на уроке.  Соотносить информацию учебника о художественном ремесле с иллюстрациями на рабочем листе. Преобразовывать текст в таблицу.

Личностные: Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Формирование уважительного отношения к культурному  наследию предшествующих эпох.

УМК:  «История России» /под ред  А.В. Торкунова. Москва,  «Просвещение»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_kievskoy_rusi.docx27.43 КБ
Файл kultura_kievskoy_rusi.pptx1.82 МБ

Предварительный просмотр:

                                Тема урока:  Культура  Киевской Руси  в  X – XII  веках.

Цель урока:  Познакомиться   с  уровнем  развития  культуры  Древней  Руси,  дать  характеристику  различным  её  отраслям в сравнении  с  культурой  Западной  Европы;  выделить   главные  особенности древнерусской культуры.  

Планируемые  результаты:

Предметные: Раскрывать смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие, граффити, самобытность. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде), сравнивать их с Софийским собором в Константинополе, объяснять причины сходства и различия.  Описывать произведения древнерусского изобразительного искусства (фрески, иконы, мозаика).

Метапредметные: Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока.  Планировать свою работу на уроке.  Соотносить информацию учебника о художественном ремесле с иллюстрациями на рабочем листе. Преобразовывать текст в таблицу.

Личностные: Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Формирование уважительного отношения к культурному  наследию предшествующих эпох.

Оборудование:  Учебник:  «История России» /под ред  А.В. Торкунова. Москва,  «Просвещение»  2016.; Презентация.

Основные  вопросы:

1)  Важнейшие черты стран Европы в IX – XII веках

2)  Особенности культуры Руси

3)  Письменность и грамотность

4)  Литература

5)  Устное народное  творчество

6)  Зодчество

7)  Художественное ремесло.

Тип урока: Урок изучения  нового  материала.

Основные  понятия и термины: Культура – совокупность  достижений  человечества  в производственном,  общественном  и  умственном  отношении; Летопись – историческое  произведение,  в  котором  повествование велось  по  годам  (летам);  Жития – сочинение о жизни святых;  Миниатюра – росписи древних книг, выполненных вручную; Граффити – надписи на стенах храмов;  Фреска – техника  живописи красками  по  сырой  штукатурке;  Икона – в  христианской  церкви   изображения  Иисуса  Христа,  Богоматери  и  святых. Домашнее задание: § 10.

                                                                Ход урока.

Этап урока.

Учебная  деятельность

Формирование УУД

Мотивация:  Беседа (5 минут)

Постановка темы урока,  учебной  проблемы и целей  урока.  Сформулировать  и  поставить  цели  урока.

Беседа (5 минут)

Вопросы: 1) Что такое культура?  Почему  важно  изучать культуру народа?  2) культуру  каких эпох вы изучали раньше? 3) Что вы знаете  о  истории культуры  Древней  Руси?

 

Задание:  Сформулировать тему  урока  и вопросы какие нужно рассмотреть на уроке.

О чём  пойдёт  речь на нашем  уроке?  Какие вопросы  нужно изучить, чтобы наиболее  полно описать  культуру  и жизнь  людей  той  или  иной  эпохи?  

Мы уже знаем, что в X  веке у Восточных славян  сформировалась  и государственность и древнерусская  народность.  Вместе  с  этим  начала  формироваться  самобытная, отличная  от  других, древнерусская  культура. На уроке  мы  познакомимся  с  русской культурой  данного периода  и сделаем  вывод – что оказало наибольшее влияние на  древнерусскую   культуру – язычество  или  христианство? 

Записать тему  урока,  работа  с  понятиями.  

[Слайды 1,2].

Предметные УУД – сравнивать простые  однородные исторические  факты  истории  Средних веков  и истории  древней Руси, выявляя  общие  черты  и  сходства  по предложенным вопросам.

Метапредметные УУД – формулировать собственную  точку  зрения; формирование  умения  слушать и слышать друг друга.

Актуализация опорных знаний. Включение учащихся в совместную  деятельность, подготовку  к  изучению  нового материала.

(5 мин)

 В IX – XII  веках в  Европе  сложилось три самостоятельных  культурных центра: империя Франков  (период правления Карла Великого),  Византийская  империя  и  Киевская  Руси.

Вопросы:  1) Как  вы  думаете,  с  каким культурным  центром  была  большая  связь  и  почему?  2) Культурное  развитие  какого государства  было более  высоким  и  почему? 3) В варварских государствах  Западной  Европы  ценили  античную  культуру  Древнего  Рима  и  греческую  культуру?  Как  к  античной  культуре  относились  в  Византии?

Во время  правления  Карла  Великого в западной Европе  начинается  Каролингское  Возрождение, и вновь  просыпается  интерес  к  античной  культуре, но после  смерти  карла  Великого  началась  усобица, которая  привела  к  расколу  государства и про культуру  забыли  на  целое столетие. Лишь в  XI  веке  начинается  новый культурный  подъём.

Предметные УУД – сравнивать исторические  факты, выявляя  общие  черты  и  сходства  по предложенным вопросам, применять понятийный аппарат  и  приёмы  исторического  анализа  для решения  исторических задач.

Метапредметные УУД – формулировать собственную  точку  зрения; формирование  умения  слушать и слышать друг друга.

Личностные УУД – осмысление  социально-нравственного опыта  предшествующего поколения.

Работа над новым  материалом  

(20 минут)

Письменность и литература.

Зодчество и изобразительно искусство.

Художественное  ремесло и быт  древней  Руси.  

 [ 3 слайд]. Задание:  Какой вывод можно сделать на основе  переписки  Анны  Ярославны (выданной  замуж за французского  короля  Генриха I) с отцом  Ярославом  Мудрым?

Из письма Анны Ярославны: «В какую варварскую  страну  ты меня послал, здесь жилища  мрачны,  церкви  безобразны и нравы  ужасны.  Французы  неграмотны, не знают столовых приборов  и  едят руками,  не  знают печей  и  обогреваются  каминами,  которые  сильно чадят».

Вопросы:

1) Что  вам  известно  о  возникновении  письменности  на  Руси?  С  именами  каких  исторических  деятелей  это  событие  связано?  

2) Подумайте,  как  возникновение  государства  повлияло на  создание  азбуки  у  восточных  славян?  Почему  письменность  была  необходима  жителям Киевской  Руси?  

[ 4 слайд]. Задание:  Прослушайте  фрагменты  текстов  берестяных  грамот,  найденных  в  Новгороде  в  1951 г.  И  скажите,  какой  важный  вывод  о  распространении  грамотности  на  Руси  сделали  учёные,  используя  данные  находки:

«Поклон  от  Марины  к  сыну  моему  Григорию.  Купи  ми зендяцу  добру.  А  куны  яз дала  Давыду  Прибыше.  И  ты,  чадо,  издей  при  себе  да  привези  семо».

«Поклон  к  Юрию  и к  Максиму  от  всех  крестьян.  Что  ты  дал  нам  за  ключника?  Мы  из-за  него  стали  лежебоками,  так  как  он  не  разрешает  нам  отъезжать.  Из-за  него  мы  погибаем.  Если  он  будет  и  дальше  видеть,  нам  нет  сил.  Дай  нам  смирного  человека.  А  в том  тебе  челом  бьём».  

«Поклон  от  Якова  куму  и  другу  Максиму.  Купи  мне,  кланяюсь,  овса  у  Андрея,  если  он  продаст.  Возьми  у  него  грамоту  да  пришли  мне  хорошего  чтения».  

[ 5 слайд]. В основу современных  славянских  систем  письменности  лёг алфавит  «кириллица»,  насчитывающая  43 буквы.  Давайте  их  посчитаем.

С  X  века  азбука  претерпела  значительные  изменения,  некоторые  буквы,  которые  оказались  ненужными  для  передачи  звуков  современной  речи  исчезли.  

Цифры  славяне  также  обозначали  буквами.  При  этом  над  буквой-цифрой  обязательно  ставился  особый  знак – «титло».  

Оформление  книги  представляло  собой  целое  искусство.  В любом  месте  рукописи  могла  располагаться  миниатюра.  Это  настоящая  маленькая  картина.  В  начале  текста  помещали  заглавную букву  крупного  размера – это  инициал  или  буквица.  Их  выделяли  красной  краской,  золотом,  иногда  несколькими  цветами  одновременно.  Переплётом  для  книги  служили  деревянные  доски-крышки.  Они  обтягивались  кожей,  на  которой  горячими  металлическими  клеймами  оттискивали  рисунок.  Скреплялись  книги  медными  или  серебряными  застёжками.  Книгу  украшали  позолотой  и  драгоценными  камнями.  

[6 слайд]. Летописи  наряду  с  данными археологии  служат  нам основными источниками  сведений  об  исторических  событиях.  Первый  летописный  свод появился в 966 – 997 гг.,  «Древнейший  Киевский  свод» 1072 – 1073 гг.  

[7 слайд]  Об  истории  создания  Повести  временных  лет  можно  прочесть  в  учебнике  пункт 4, стр. 87. Вопрос:  О  каких    литературных  произведениях  Киевской  Руси  нам  ещё  известно?  [8,9 слайды] 

Вопрос:   Летописец  писал  «Велика  бывает  польза  от  книжного  учения.  Книги  нас  наставляют  и  учат  идти  путём накопления.  Мы  находим  мудрость  и  воздержание  в  словах  книжных.  Это  источники  мудрости,  ибо  у  книг  неизмеримая  глубина».

Справедливо  ли  это  мнение  в  наше  время?

Древнерусская  архитектура.

[10 слайд].  Принятие  Русью  христианства  способствовало  подъёму русской  архитектуры.  Это  влияние  сказалось  на  выборе  типа  храмовых зданий – крестово-купольного храма.

Объяснить  на  примере  храма  Святой  Софии  в  Киеве [слайд 11].  Несмотря  на  общие  каноны  можно  отметить  существенные  различия  в  архитектурных  сооружениях  княжеств.

Просмотр  слайдов  с  небольшими  комментариями  [слайды: 12,13,14,15].

Живопись  [слайд 16].  Развитие  древнерусской  живописи  неразрывно  связано  с  интенсивным  каменным  строительством.  

Вопрос:  Как  вы   думаете,  почему  в  живописи  того  периода  отражены  преимущественно  библейские  сюжеты?   Просмотр  слайдов    презентации   с  пояснениями  учителя  [слайды  17,18,19,20,21].  

Художественное  ремесло  в  Древней  Руси  достигло  высокого  уровня  как  в  области  практической – оружие,  утварь,  предметы  быта,  так  и  церковными  украшениями,  ювелирными  изделиями.  

Задание  чтение  текста  учебника (пункт 7, стр. 90) и  просмотр  слайдов  [слайды  22,23].

Предметные УУД -  формирование умений анализировать исторический  документ, применять понятийный аппарат  исторического знания и приёмы  исторического  анализа  для  раскрытия  темы.

Метапредметные  УУД –определять причинно-следственные  связи  событий  и  процессов, принимать участие  в  дискуссии,  формулировать собственную точку зрения и точно выражать свои мысли в соответствие  с заданием.

Личностные УУД – осмысление  социально-нравственного опыта  предшествующего поколения.

Первичное  закрепление материала.  Этап  применения  знаний и умений. 

(5 минут)

Вопросы  по  теме  урока:  Какое  влияние  оказало  принятие  христианства  на  развитие  письменности  на  Руси?  Памятники  архитектуры  каких   княжеств вам  больше  всего  понравились?     Какое  влияние  на развитие  архитектуры,  живописи   оказало  принятие  Русью  христианства?  

Подвести к формированию  вывода: На  развитие  и  формирования  культуры  этого  периода  оказали  большое  влияние  традиции  языческой  жизни  Восточных  славян.   А  с  принятием  христианства  ведущая  роль  стала  принадлежать  греческой  культуре. Кроме  того,  в  русской культуре  сосуществовали  довольно  долго  местные  традиции  разных  регионов  Руси. 

Метапредметные УУД – формирование  умений анализировать и обобщать факты и явления, выявляемые  в  ходе  работы  с  историческим  материалом.

Личностные УУД – обрести мотивацию  для дальнейшего изучения исторического материала.

Рефлексия

(5 минут)

Вопросы:  Что такое  культурное  наследие? Как следует  относиться  к  памятникам прошлого? Какие  из  памятников истории  древней  Руси  вам  запомнились  больше  всего  и  почему?  

Какие  вопросы  темы  урока  вами остались  непонятными?

Предметные УУД – Оценивать памятники культурного наследия. Метапредметные УУД – выражать собственное  отношение, описывать чувства, оценивать результаты своей  учебной  деятельности.  

Личностные УУД – обрести мотивацию  для дальнейшего изучения исторического материала.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культура Киевской Руси в IX – XII веках. 6 кл . Учитель истории - Парахина С.В. МБОУ «СОШ № 1». г . Долинска

Слайд 2

Культура Руси в X – XIII веках. Культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. Летопись – историческое произведение, в котором повествование велось по годам (летам). Фреска – техника живописи красками по сырой штукатурке. Икона – в христианской церкви изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых.

Слайд 3

Письмо Анны Ярославны к отцу Ярославу Мудрому. « В какую варварскую страну ты меня послал, здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны. Французы неграмотны, не знают столовых приборов и едят руками, не знают печей и обогреваются каминами, которые сильно чадят».

Слайд 4

Берестяные грамоты «Поклон от Марины к сыну моему Григорию. Купи ми зендяцу добру. А куны яз дала Давыду Прибыше . И ты, чадо, издей при себе да привези семо». «Поклон к Юрию и к Максиму от всех крестьян. Что ты дал нам за ключника? Мы из-за него стали лежебоками, так как он не разрешает нам отъезжать. Из-за него мы погибаем. Если он будет и дальше видеть, нам нет сил. Дай нам смирного человека. А в том тебе челом бьём». «Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения».

Слайд 5

Древнерусский алфавит

Слайд 6

Летописи. Первая летопись – в X веке. Хроника событий велась из года в год. Последние описанные в летописях события заканчиваются XVII веком.

Слайд 7

« Повесть временных лет » «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть».

Слайд 8

Литературные произведения. Жития святых. Митрополит Илларион «Слово о законе и благодати». Монах Илларион «Повесть временных лет» Моление Даниила Заточника». «Слово о полку Игореве». Владимир Мономах «Поучение детям»

Слайд 9

«Слово о полку Игореве» Написано в 1187 г, утеряно после Монголо-татарского нашествия. Обнаружено в конце XVIII в. в Спасо-Ярославском монастыре А.И. Мусиным-Пушкиным Первый экземпляр Сгорел в Москве во время пожара 1812 года. Сохранился в копиях.

Слайд 10

Архитектура. Крестово-купольный храм.

Слайд 11

Софийский собор в Константинополе

Слайд 12

Софийский собор в Киеве Ярослав Мудрый отстраивал Киев в подражание Константинополю. София Киевская построена в подражание храма Софии в Константинополе. В XVII – XVIII веке храм был существенно перестроен.

Слайд 13

Церковь Покрова на реке Нерли. Построена Андреем Боголюбским в 1165 г., в знак скорби по любимому сыну Изяславу, погибшему во время военного похода на Волжских Булгар. Построена как уменьшенная копия Успенского собора во Владимире Шедевр каменного резного зодчества.

Слайд 14

Дмитриевский собор во Владимире. Возведён в княжение Всеволода Большое гнездо в 1194 – 1197 гг. По преданию Всеволод призвав мастеров, сказал им: «Хочу на своём дворе видеть храм, во имя своего святого-мученика Дмитрия Солунского. И пусть будет он таким, какого ещё на Руси не видывали».

Слайд 15

Софийский собор в Новгороде Построен в 1045 – 1050 гг. Возводили те же мастера, что построили храм Софии в Киеве. Реставрация XIX века изменила внешний облик и внутреннее убранство.

Слайд 16

Иконопись . Древнерусская икона… радостно близкая и понятная… русским людям, открывается изумлённому миру как искусство высочайших достижений человеческого духа…» И.С. Остроухов.

Слайд 17

Богоматерь Владимирская. 1/2 XII века.

Слайд 18

Устюжское Благовещение. Икона Новгородской школы XII в. Благовещение – светлый день, когда архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о рождении у неё божественного младенца Икона хранится в Третьяковской галерее.

Слайд 19

Спас Нерукотворный . XII век. Изображение Спасителя на фоне платка. Согласно легенде Иисус идя на Голгофу вытер своё лицо покрытое потом и кровью платком, на котором проступил его лик.

Слайд 20

Архангел Златы власа Икона Новгородской школы XII в. Одна из древнейших новгородских икон Архангел в переводе с греческого – старший ангел. Возглавлял многоярусный иконостас с архангелами, пророками и святыми. Хранится в русском музее в Санкт – Петербурге.

Слайд 21

Дмитрий Солунский . Мозаика Михайловского монастыря в Киеве . Дмитрий Солунский – один из прославленных церковью святых воинов Согласно легенде, воин Дмитрий из греческого города Солуни , принял христианство и погиб мученической смертью во имя веры . Хранится в Третьяковской галерее.

Слайд 22

Ювелирное искусство . Зернь – мелкие золотые, серебряные или медные шарики, припаивались на орнамент ювелирного изделия. Скань – ажурный узор из тончайшей золотой и серебряной крученой тонкой проволоки. Филигрань – стеклообразное покрытие, нанесённое на металлический предмет

Слайд 23

Струнный инструмент – лютня. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель Боян , который «напускал» свои пальцы в живые струны, и они «сами князьям славу рокотали».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта темы: "Вклад Петербурга в культурное наследие Европы нового времени"

Тема "Вклад Петербурга в культурное наследие Европы Нового времени" изучается в IV четверти 6 класса и может служить для обобщения изученного материала об архитектуре Петербурга. В разработке предлага...

Технологическая карта урока "Культурное наследие Московской Руси"

Урок разработан для обучающихся по программе 7 вида по курсу "История России с древнейших времен...". Используемая технология - проблемно - диалогическая....

План-конспект урока : «Культурное наследие: церемонии, обычаи, традиции в осенних праздниках».

Приводится урок обществознания "Культурное наследие: церемонии, обычаи, традиции в осенних  праздниках"...

Публикация на тему: "Освоение культурного наследия учащимися средней школы через понимание личностного смысла произведения искусства"

Любой учитель, преподающий предметы искусства: «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» знает, что рассказывать о произведении искус...

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

Урок изучения нового материала. Работа на уроке с рабочими листами...

Культурное пространство Европы и культура Руси

Презентация к уроку по теме: Культурное пространство Европы и культура Руси...