Технологическая карта урока "Культурное наследие Московской Руси"
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Урок разработан для обучающихся по программе 7 вида по курсу "История России с древнейших времен...". Используемая технология - проблемно - диалогическая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Продолжительность урока – 35 минут
Количество часов на изучение темы - 2 часа (1 час –культурное наследие в области литературы и архитектуры, 1 час – культурное наследие в области живописи и ремесла)
Автор | Процыкова Е.Н. |
Предмет | История |
Класс | 7 |
Вид программы | 7 вид |
Тип урока | Комбинированный |
Тема | Культурное наследие Московской Руси |
Технология урока | Проблемно-диалогическая |
Цель | Предметные результаты: -дать представление о литературных и архитектурных памятниках Московской Руси -работать над формированием умения различать культурное наследие домосковского и московского периодов Руси Метапредметные: -Личностные УУД: понимать причины успеха/неуспеха в деятельности - Регулятивные УУД: определять цель и задачи урока, планировать пути достижения цели, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров - Познавательные УУД: находить нужную информацию в тексте, эффективно работать с несложными схемами - Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение и позицию, её аргументировать; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационное начало урока. Мотивационно-целевой этап | Метапредметные коммуникативные -учу устанавливать рабочие отношения при работе в группе Метапредметные регулятивные определять цель и задачи урока Предметные Актуализация ранее изученных вопросов | Мотивирует класс к предполагаемой деятельности: «Сегодня мы начинаем изучать последнюю тему в последней главе курса «История России с древнейших времён до начала 16 века». Нам предстоит работать сообща. -Напомните мне, пожалуйста, как мы работаем в команде. -Напоминаю, что наша последняя глава называется «На пути к единому государству». Сегодня мы будем говорить о культурном наследии единого государства Русь. -А какие вопросы данной главы мы с вами уже успели разобрать? | Слушают учителя, настраиваются на работу Проговаривают правила работы в команде Вспоминают ранее изученные вопросы темы |
2. Постановка проблемы | Метапредметные познавательные -знакомиться с новым текстом, искать в нём нужную информацию Метапредметные познавательные -формулировать проблему -учитывая различные мнения, определять общую позицию в сотрудничестве | Выдаёт текст «Московская Русь» (приложение 1). Обращается к учащимся с вопросом «О чём говорит этот текст?» *Скорее всего, учащиеся ответят, что текст говорит о сложностях и проблемах становления единого государства Русь Московская. Выдаёт текст № 2 (цитата М.Горького) (приложение 2), задаёт тот же вопрос. ЗАТЕМ -Не находите ли вы, что тексты противоречивы? -Какое противоречие вы увидели? -Какую проблему (основной вопрос) нам предстоит решить на уроке? *Почему сложности 14-16 веков на Руси не привели к упадку культуры? | Читают текст № 1, отвечают на вопрос учителя Читают текст № 2, отвечают на вопрос учителя Выдвигают свои точки зрения Формулируют (каждый) свою проблему. Пытаясь взаимодействовать, формулируют 1 общую проблему. |
3. Выдвижение гипотез. | Метапредметные коммуникативные - формулировать собственное мнение, аргументировать его - определять общую позицию в сотрудничестве Метапредметные регулятивные - планировать пути достижения цели, определять последовательность действий | Предлагает учащимся выдвинуть свои гипотезы – предположения, отвечающие на основной вопрос урока. *Скорей всего, будут названы - Развитие литературы было вызвано стремлением народа к единству, сближению - Храмы и другие архитектурные сооружения строились для защиты от врага в духе христианства - Развитие живописи (в т.ч. иконописи) также было связано со стремлением к единению - Ремесленные изделия совершенствовались с течением времени, т.к. ремесло было необходимо во всех сферах жизни - Как же мы поймём, чья гипотеза верна? - У нас на изучение данной темы выделено 2 урока, поэтому сегодня мы сможем проверить лишь 2 гипотезы. | Обсуждают и формулируют свои гипотезы Приходят к выводу, что гипотезы необходимо проверить. Высказывают предположения как это можно сделать. |
4. Актуализация знаний по отработке 1 гипотезы | Предметные - актуализация знаний по культуре домосковской Руси (развитию литературного жанра) | Проводит беседу: - Какие письменные источники домосковской Руси вам известны? * летописи - Что это? * Запись событий по годам * Моления - Приведите примеры * Слово - Приведите примеры - Какую значимость представляют письменные источники для историка? - О чём говорит разнообразие жанров литературных источников? А увеличение числа жанров с течением времени? * О развитии литературы | Участвуют в беседе, вспоминают ранее изученный материал |
5. Работа с новыми знаниями по гипотезе № 1 | Предметные - познакомить с письменными источниками периода Московской Руси Метапредметные познавательные - эффективно работать с несложными схемами | Раздаёт схемы «Письменные источники Московской Руси» (приложение 3), беседует: - Появляются ли новые жанры в литературе изучаемого нами периода? - О чём это говорит? - Берём ли мы 1-ую гипотезу на вооружение как верную? | Читают и анализируют схемы, вступают в беседу с учителем |
6. Актуализация знаний по гипотезе № 2 | Предметные - актуализация знаний по культуре (архитектуре) домосковской Руси | Беседует с классом: - Какие типы построек Древней Руси вам известны? * крепости, храмы - Какой тип храма характерен для Древней Руси? * крестово – купольный - Объясните, что это значит? Приведите примеры. ** Если нет ответа, обращает учащихся к учебнику, страница 109 - Кто строил храмы Древней Руси? * В основном, иностранные мастера (византийские) | Вступают в беседу, отвечают на вопросы учителя |
7. Работа с новыми знаниями по гипотезе № 2 | Метапредметные познавательные - работать с новым текстом, находить в нём нужную информацию Предметные - получение знаний о шатровом стиле | Обращает внимание учащихся к учебнику, страница 266. - Рассмотрим примеры храмов, построенных в период Московской Руси - Кто строил храмы? * В основном, русские мастера - Почему? - Отличаются ли эти храмы от храмов домосковской Руси? - Чем? Сообщает учащимся о новом, шатровом стиле храмового строительства - Можем ли мы взять на вооружение как верную 2-ую гипотезу? | Работают с текстом учебника и иллюстрациями, отвечают на вопросы учителя Слушают новую информацию |
8. Применение нового знания и подведение итогов урока | Метапредметные Регулятивные - анализировать полноту своих знаний - оценивать свою работу и работу других людей Личностные - понимать причины успеха/неуспеха в деятельности | Выдаёт тест на первичное закрепление (приложение 4) Подводит итоги урока совместно с учащимися - Какой основной вопрос мы с вами решали на уроке? - Какие гипотезы мы выдвинули? - Какие подтвердили? - Какие ещё предстоит обсудить? - Как оцените свою работу на уроке? - Выдаёт и разъясняет домашнее задание (приложение 5) | Читают вопросы, выделяют правильные ответы Вступают в беседу Обсуждают работу друг друга на уроке, оценивают себя, делают выводы о работе на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта темы: "Вклад Петербурга в культурное наследие Европы нового времени"
Тема "Вклад Петербурга в культурное наследие Европы Нового времени" изучается в IV четверти 6 класса и может служить для обобщения изученного материала об архитектуре Петербурга. В разработке предлага...
Технологическая карта "Культура Московской Руси в XIV-XVIвв."
Основное содержание темы: Актуализация знаний о культуре Руси XIII века. Изучение древних памятниках культуры Московской Руси XIV-XVI вв.: архитектурные стили, литературные жанры, устного народного тв...
Технологическая карта урока Культура Древней Руси
На уроке обучающиеся изучать особенности культуры Древнерусского государства и ответят на вопрос "Можно ли считать культуру Древней Руси самобытной?"...
Технологическая карта урока Реки Московской области
Технологическая карта урока предполагает более четкое распределение времени по этапам. Реки Московской области изучаются в 8 классе в курсе "Родное Подмосковье". В рамках этого предмета акту...
Технологическая карта урока "Культура Древней Руси"
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о культуре Древнерусского государства...
Технологическая карта урока по истории Древней Руси на тему: Главные политические центры Руси
План-конспект урока по стандартам ФГОС...
Технологическая карта урока «Орловский кулинарный словарь» как национальное наследие русского народа.
Интеграция урока технологии и программы "Разговор о правильном питании"...