Культурное пространство Европы и культура Древней Руси
план-конспект занятия по истории (6 класс)
Урок изучения нового материала. Работа на уроке с рабочими листами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kulturnoe_prostranstvo_evropy_i_kultura_drevney_rusi.docx | 708.57 КБ |
10_karta_shema1.docx | 930.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Неиссякаемый источник вдохновения.
Культура Древней Руси.
Цель урока: формирование яркого представления о культуре древней Руси.
Задачи:
Обучающая:
сформировать представление о культуре Руси, ее особенностях, чертах, отличающих русскую культуру от других цивилизаций;
Развивающая:
способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с учебной литературой, с текстовыми заданиями
Воспитательная:
воспитывать патриотизм, любовь к родине, уважение к создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство.
План.
- Особенности культуры Руси
- Письменность и грамотность
- Литература
- Устное народное творчество
- Зодчество и изобразительное искусство
- Художественное ремесло.
Ход урока.
Организационный момент.
Ребята, мы с вами уже узнали о том, кто были наши предки, как они жили, как формировалось наше государство, кто были его первые правители. А вот сегодня поговорим о еще одной важной составляющей жизни населения. Давайте разгадаем с вами кроссворд. При правильном решении кроссворда, у вас останутся лишние буквы, которые сложатся в нужное нам слово.
Так что является еще одной составляющей жизни человека? КУЛЬТУРА
Почему нам с вами, изучая историю своей страны, нужно особое внимание обращать на культуру?
А что включает в себя понятие культура?
А какие эмоции и чувства вызывают у вас произведения искусства?
А кто-нибудь из вас знает, каким образом 2022 год связан с культурой?
(2022 год будет Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России)
А сегодня мы поговорим о культуре Древнерусского государства. Сегодня работаем с рабочими листами. В листах запишите Тему урока «Культура Древней Руси». Вы видите, что у нашего урока есть еще название «Неиссякаемый источник вдохновения».
Предположите, почему именно такое название?
Исходя их темы урока, сформулируйте, пожалуйста, цель и задачи урока.
Цель урока – изучить культуру Древней Руси.
Задачи:
- Познакомиться с элементами древнерусской культуры
- Сделать выводы о значении культуры Древней Руси, ее вкладе в современную культуру.
- Познакомиться с новыми понятиями – фреска, мозаика, скань, зернь.
- Продолжить формирование умений обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом.
А чтобы выполнить цель и задачи. Я предлагаю вам план занятия.
План.
- Особенности культуры Руси
- Письменность и грамотность
- Литература
- Устное народное творчество
- Зодчество и изобразительное искусство
- Художественное ремесло.
Что ж отправляемся в удивительный мир древнерусской культуры. Познакомимся с творчеством деятелей культуры и искусства первых веков существования нашего Отечества.
Давайте вспомним, что такое культура?
Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.
Древнерусская культура появилась не на пустом месте.
Обратите внимание на карту. Карта Руси. Её основой стало богатое культурное наследие восточнославянских племён. Кроме того, древнерусская культура испытывала влияние соседних народов – балтов, финно-угров, хазар, булгар, печенегов, половцев, западных и южных славян. А также культуры соседних государств. Большое влияние на древнюю культуру оказала Византия, особенно после принятия Русью христианства (Когда?). С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма. Из Константинополя приглашались мастера для строительства храмов, создания икон и фресок, привозили богословские книги. Благодаря тесным контактам с Византией Русь познакомилась с многовековой христианской культурой. Но древнерусские мастера не стали слепо копировать византийских учителей. Они создавали свои уникальные творения, они стремились отразить в них мысли и особенность русского народа.
- Что было главным мотивом древнерусского искусства? ( Патриотизм.)
- Что такое патриотизм? (Призыв к объединению народных сил против иноземных захватчиков. Это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.)
- Приведите пример патриотизма нашего народа. (Ответы детей.)
Первая наша остановка будет Письменность и грамотность.
Как вы думаете была ли у наших предков письменность?
Первоначально среди историков существовало мнение о том, что дохристианская культура была устной, а письменность неизвестной. Но найденные берестяные грамоты опровергли существовавшее мнение. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Во второй половине 9 века Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. Первые школы были открыты при церквях, а позднее при монастырях. Обучали чтению, письму и счету, а также основам христианского вероучения.
А сейчас поработаем с учебников. Откройте учебник на странице 86. Прочитайте пункт 3 стр. 86 абзац 3 и заполнить пропуски
Первые русские книги были _________ и очень дорогими. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам - _________. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, - ____________. Вместо бумаги пользовались березовой корой - __________. Самая древняя из сохранившихся русских книг - ______________________________, написанное в ________________ священником _________.
Проверяем.
В 9 веке зарождалась литература. Первыми литературными произведениями были летописи.
Что такое летопись?
Древнейшая дошедшая до нас летопись «Повесть временных лет» была создана в начале 12 века (около 1110 - 1118 годов) монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Начинается летопись словами «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить?».
Получается о чем повествует летопись?....
Также именно Нестор был одним из первых создателей еще одного литературного жанра – житие. Житие - литературное описание жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых.
Кого первыми причислили к лику святых?
«Житие Бориса и Глеба»
Но самым первым писателем Руси считается Иларион. Наиболее известным его произведением является «Слово о Законе и Благодати».
О чем повествует это произведение? Учебник
Физминутка. Игра: «Верю – не верю».
Верите ли вы, что 2010 год это 21 век?
Верите ли вы, что 988 год это 9 век?
Верите ли вы, что 1247 год это 13 век?
Верите ли вы, что 1812 год это 19 век?
Верите ли вы, что 1438 год это 13 век?
Если верите, тогда приседайте.
Устное народное творчество или Фольклор – устное словесное и музыкальное народное творчество
А именно песни, сказания, былины, пословицы, сказки. Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой – богатырь, защитник народа.
Кто является и сегодня любимыми героями былин?
Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович.
Внимание на слайд. Изображения богатырей старое/новое.
Все они как доказали историки. Были реальными людьми, но жили в разное время – с 10 по 13 века. В сказаниях же они плечом к плечу по призыву князя вставали на защиту родной Русской земли от разных врагов.
Былины не могут дать ни последовательности исторических событий, ни строгого достоверного описания фактов. Но, тем не менее, они вполне историчны, что проявляется в отборе воспеваемых событий, в выборе прославляемых или порицаемых исторических деятелей, в народной оценке событий и лиц. До нас дошла лишь незначительная часть древних былин, сложенных впервые века русской государственности, которые сохранились в той или иной степени в письменных источниках.
Зодчество.
Русь долгие годы была страной деревянной, именно в дереве русский человек выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Но дерево менее прочный материал, чем камень, поэтому памятники этого периода, выполненные в дереве, до нас не дошли. Каменное строительство начинается в конце 10 века. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.).
Вспомните, почему она получила такое название?
Древнейшим из сохранившихся (1036 г.) до наших дней памятником Киевской Руси является Спасский собор в Чернигове. Пятиглавый восьмистолпный храм в Чернигове, действующий храм-музей. Старейший сохранившийся памятник древнерусского зодчества, на протяжении веков неоднократно перестраивался.
Вместе с христианством Русь приняла от Византии и новый строительный опыт и традиции. Церкви сооружались по образцу крестово-купольного храма греков. Так, Софийский собор в Киеве (1037 г.) отразил сочетание славянских и византийских традиций.
Самым известным, сохранившимся до сих пор почти в первозданном виде является Софийский Собор в Новгороде. ( 1045 – 1050 гг) Этот храм строже Киевского. 5 куполов, расположенные в четком симметрическом порядке. В 1165 г. на берегу р. Нерли встает церковь Покрова. Во Владимире были построены Успенский и Дмитриевский соборы. В Новгороде построена церковь Спаса-на-Нередице (1198 г.).
Храм в Древней Руси был местом сплетения нескольких видов искусств. Иконы, фрески, мозаики, богослужение, церковное пение – все составляет удивительную единую картину.
Давайте вспомним, что такое Фреска, мозаика.
Фреска - техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.
Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.
Своды, стены, купол, столбы, хоры, лестничные переходы храма покрывались фресками и мозаиками, на которых изображались отцы церкви, апостолы, архангелы, евангелисты, святые воины - величественные и торжественные, в спокойных и сдержанных позах.
Художественное ремесло.
На протяжении многих веков на Руси постоянно развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее по камню. Деревянные резные украшения стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры мастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камней. Они не только изготовляли различные ювелирные изделия, но и украшали оклады книг, делали золотую и серебряную посуду. Русские мастера использовали очень сложные техники. Например, зернь – узор, состоящий из множества мельчайших шариков – зернышек, напаянных на изделие. Или Скань – орнамент или рисунок, нанесенный тонкой золотой или серебряной проволокой, которую тоже напаивали на металлическую поверхность.
Вывод: Вернуться к задачам урока. Все ли узнали, изучили.
Вывод: Древняя Русь отличалась высоким для своего времени развитием культуры. При этом Русь творчески перерабатывала культурные достижения Византии и других соседних племен, формируя самобытные культурные традиции. И таким образом, древнерусская культура стала неотъемлемой частью европейской и мировой культуры.
Рефлексия.
Сегодня у вас был первый открытый урок. Давайте проверим, как вы чувствовали себя на уроке, комфортно ли было, испытывали ли волнение и смущение.
Мне понравилось, работать было комфортно, все круто
Чувствовалось волнение, но не смотря на него работала в полную силу
Мне было все равно, на уроке работала как прежде
Мне понравилось, но хотелось бы поменьше подобного опыта
Мне не понравилось, смущение и волнение не покидало весь урок
Предварительный просмотр:
Неиссякаемый источник вдохновения
Тема: ___________________________________
__________________ - совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.
1. Письменность
2. Литература.
Первые русские книги были _________ и очень дорогими. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам - _________. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, - ____________. Вместо бумаги пользовались березовой корой - __________. Самая древняя из сохранившихся русских книг - ______________________________, написанное в ________________ священником _________.
3. Фольклор – ___________________________________________________
4. Зодчество.
5. Изобразительное искусство.
6. Художественное ремесло
Неиссякаемый источник вдохновения
Тема: ___________________________________
КУЛЬТУРА - совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.
1. Письменность
2. Литература.
Первые русские книги были _________ и очень дорогими. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам - _________. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, - ____________. Вместо бумаги пользовались березовой корой - __________. Самая древняя из сохранившихся русских книг - ______________________________, написанное в ________________ священником _________.
3. Фольклор – устное народное творчество
4. Зодчество.
5. Изобразительное искусство.
6. Художественное ремесло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по теме "Культура Древней Руси"
Контрольный тест по МХК в 10 классе по теме "Культура Древней Руси"...
Карта урока по теме: "Культура Древней Руси. Страницы истории культуры X - XIII веков"
Карта урока поможет педагогам в создании урока по данной теме....
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс
Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...
Тема урока: Культурное наследие Европы и культура Руси"
Тема урока: Культура Киевской Руси в X – XII веках.Цель урока: Познакомиться с уровнем развития культуры Древней Рус...
Многоканальная модель освоения культурного пространства. «Музыкально-театральная культура XIX века. Развитие классического оперного искусства в России»
Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в атмосферу музыкального театра XIX века через образы, воплощенные в искусстве. Для этого вы можете использовать различные культурные «тек...
Культурное пространство Европы и культура Руси
Презентация к уроку по теме: Культурное пространство Европы и культура Руси...