Алгоритмы работы на уроке истории
учебно-методический материал по истории (7 класс) на тему

Данилова Татьяна Анатольевна

Алгоритмы работы на уроке истории, выполнения творческой работы, проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritmy_raboty_na_uroke_tvorcheskoy_deyatelnosti.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

а) Инструкции по организации работы в группе.

Правила поведения во время работы в команде.

  1. Слушай своих товарищей, не перебивая.
  2. Помогай работать команде. От твоего участия зависит оценка всех членов команды.
  3. «Один за всех и все за одного». От того, как работает каждый, зависит оценка всех членов команды.
  4. Во время работы в команде разговаривай вполголоса, чтобы не мешать другим командам работать.
  5. Не балуйся, не кричи. Ты мешаешь работать окружающим и получить хорошую оценку.
  6. Будь вежливым со своими товарищами. Не оскорбляй их.
  7. Не выкрикивай во время выступления твоего товарища. Если хочешь что-то сказать, подними руку.

Старший команды.

1. Распределяет обязанности между членами группы.

2. Руководит выполнением задания и обсуждением.

3. Помогает членам группы в выполнении задания.

4. следит за дисциплиной в команде.

5. Назначает выступающего.

Хранитель времени 

  1. следит за временем работы группы;
  2. участвует в работе группы;

Эксперты (1 – 2чел.).

  1. подбирают материалы;
  2. анализируют материалы;
  3. отбирают информацию для презентации;
  4. готовят докладчика;

Секретарь.

  1. фиксирует все идеи, ответы, вопросы группы;
  2. участвует в создании слайдовой презентации;

Правила ведения дискуссии.

  1. Высказывай свое мнение открыто, без стеснения.
  2. Говори четко по существу вопроса.
  3. Избегай лишних слов и информации.
  4. Доказывай свои слова примерами из жизни и истории.
  5. Выслушай своего оппонента до конца, не перебивая.
  6. Ты высказался, дай высказаться другим.
  7. Уважай мнение оппонента.
  8. если возникает спор, говори спокойно аргументировано.
  9. Кричать, перебивать оппонента, оскорблять нельзя.

10.Установи время выступлений на дискуссии, чтобы каждый мог высказать свое мнение.

11. Постарайся придти к общему мнению на дискуссии со своими оппонентами.  

Правила выступления группы

  1. Представиться, внятно назвать себя (Меня зовут…).
  2. Кратко пояснить, о чём вы будете говорить («Тема моего выступления…» или «Я хочу рассказать о…).
  3. Говорить по существу, не отклоняться от темы.
  4. Рассказ должен соответствовать слайдовой презентации (дополнять, комментировать…).
  5. Стараться приводить интересные факты, примеры.
  6. Говорить достаточно громко, но не кричать.
  7. Стараться говорить, а не читать (в крайнем случае, обращаться к слайду)
  8. Речь должна быть правильной и чистой.

Как оценивать работу членов команды.

1.Работа с источником информации.

- оценка «5» ставится, когда ученик сам определяет источник информации, читает его, выбирает необходимую информацию без посторонней помощи, помогает своим товарищам найти необходимую информацию в тексте источника, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

- оценка «4» ставиться, когда ученик по подсказке определяет источник информации, читает его, выбирает необходимую информацию с помощью учителя или членов команды, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

- оценка «3» ставиться, когда ученик читает указанный ему текст, выбирает необходимую информацию с помощью учителя или своих товарищей, или нарушает правила поведения во время работы в команде.

2. Ответы на вопросы.

-оценка «5» ставиться, когда ученик самостоятельно нашел ответ на поставленный вопрос, предложил свой ответ товарищам, доказал его и с предложенным ответом согласились большинство членов команды, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

- оценка «4» ставиться, когда ученик с помощью товарищей или учителя нашел ответ на поставленный вопрос и предложил его своим товарищам, но не смог доказать правильность своего ответа на вопрос, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

- оценка «3» ставиться, когда ученик при помощи своих товарищей или учителя искал ответ на вопрос в источнике, но не смог предложить своих вариантов ответа, или нарушает правила поведения во время работы в команде.

3. Заполнение таблиц, составление схем, работа с картой.

- оценка «5» ставиться, когда ученик самостоятельно определил источники, которые необходимы для выполнения задания, нашел необходимую информацию в источнике, доказал товарищам правильность своей версии, заполнял  таблицу или карту, составлял схему, помогал своим товарищам работать с источником информации, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

- оценка «4» ставится, когда ученик с помощью товарищей или учителя определил источник информации, нашел необходимую информацию в источнике, предложил её товарищам, но не смог доказать, выдвигал версии при заполнении таблицы или карты, предлагал свои версии при составлении схемы, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

- оценка «3» ставиться, когда ученик работал с источником информации при помощи товарищей или учителя, принимал участие в заполнении таблицы, карты, схемы, или нарушает правила поведения во время работы в команде.

4. Формулирование выводов и доказательств.

- оценка «5» ставиться, когда ученик делает выводы,  доказывает выводы с помощью источника информации, приводит примеры, факты в качестве доказательства своего вывода, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

- оценка «4» ставится ученику, когда ученик попытался сделать вывод, но не смог его доказать, предлагал  факты и примеры для доказательства других выводов, соблюдает правила поведения во время работы в команде.

- оценка «3» ставиться ученику, когда он предлагал примеры и факты для доказательства выводов принятых командой, или нарушает правила поведения во время работы в команде.

  1. Выступление с результатами работы группы.

- оценка «5» ставиться ученику, когда он четко и ясно излагает информацию, которую наработали в группе, выводы сделанные группой и доказывает их примерами и фактами.

- оценка «4» ставится ученику, когда он излагает информацию, которую наработали в группе, выводы, сделанные группой, но нет четкости в ответе, и не может привести факты и примеры в качестве доказательства, просит помощь у команды.

- оценка «3» ставится ученику, когда он путается при выступлении, нет четкости в его ответах, не может сформулировать выводы и доказательства, группа помогает ученику при ответе.

  1. Участие в обсуждении или дискуссии.

- оценка «5» ставится ученику, когда он активно принимает участие в обсуждении или дискуссии, высказывает свои мысли по обсуждаемому вопросу, приводит примеры и факты в качестве доказательства своих выводов, соблюдает правила ведения дискуссии.

- оценка «4» ставится ученику, когда он принимает участие в обсуждении или дискуссии, высказывает свои мысли, но не приводит примеров и фактов в качестве доказательства, соблюдает правила ведения дискуссии.

- оценка «3» ставиться ученику, когда он иногда высказывает свои мысли во время обсуждения или дискуссии, не приводит примеров и фактов качестве доказательства или нарушает правила ведения дискуссии

Оценочный лист.

№ п/п

Фамилия,  имя участника группы.

Вид работы.

Итог

 Работа с

источником  информации

Ответы на промежуточные вопросы

Заполнение таблиц составление схем, работа с картой

Формулирование вывод

ов и доказательств

Выступление с результатами работы

Участие в обсуждении, дискуссии

1

2

Оценка работы в паре.

Этапы и критерии оценивания

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Оценка

Оценка

Оценка

Оценка

Оценка

  1. Организационный:

-распределение ролей в группе;

-участие в составлении плана действий группы;

-выдвижение гипотез;

2. Поисково-исследовательский:

-участие в сборе информации;

-работа с информацией:

а) отвечал на вопросы по карточке;

б) составлял вопросы;

в) формулировал выводы;

г) участвовал в составлении плана устного сообщения;

д) участвовал в создании слайдов;

 

3. Презентация результатов исследования:

-участие в публичном выступлении;

-задавал вопросы слушателям;

-отвечал на вопросы учителя, уч-ся;

-готовность идти на контакт, договариваться.

«+» - активное участие в работе группы;

«-« - отказ от работы;

«0» - безразличие (нет своей позиции).

План рецензии ответа.

  1. Правильность, полнота, точность ответа (выбери нужное).

 Я считаю, что ответ был:

  • Полным;
  • Недостаточно полным и требует дополнения;
  • Очень кратким и неполным.

      Отвечающий при ответе:

  • Опирался на то, что услышал на уроке;
  • Использовал материалы параграфа учебника;
  • Использовал дополнительную информацию из других источников.

При ответе я обнаружил следующие ошибки (указать какие).

  1. Последовательность изложения материала, знание карты, хронологии событий.

 При рассказе отвечающий:

  • Не путался, говорил последовательно;
  • Рассказывал материал расставив даты по порядку;
  • Постоянно путался, переставлял факты не в той последовательности в какой они идут.

  При ответе были использованы:

  • Карта
  • Картины.
  1. Выводы, правильно ли они сделаны.

 Отвечающий:

  • Сделал вывод и подвел итог рассказу;
  • Не сделал вывод и не подвел итог рассказу.
  1. Эмоциональность.

 Рассказ отвечающего был:

  • Интересный и эмоциональный. Его было очень интересно слушать;
  • Сухой и односложный, без эмоций;
  • Не интересный.
  1. Дополнения.

 К ответу я хочу добавить…

6. Оценка.

Моя оценка – это …

б) Инструкции для организации работы с содержанием учебника, источниками.

Как готовиться к уроку истории.

  1. Прочитай задание целиком, не стремясь запомнить содержание, а только понять.
  2. Найди на карте географические названия.
  3. Определи словами их расположение.
  4. Рассмотри в учебнике рисунки и схемы.
  5. Подготовь ответы на вопросы в конце параграфа, найди объяснение непонятных слов.
  6. Расскажи заданный параграф.

 

Как описывать сословия (классы).

  1. Какой собственность владела данная группа людей?

- средства производства

- движимое имущество

- недвижимое имущество

  1. Кто работал на данную группу людей (или на кого работала данная группа людей)?
  1. Какую роль данная группа людей играла в управлении государством?

- в каких органах государственной власти принимали участие

- куда избирались

- в чьих интересах издавались государственные законы

  1. Сделай выводы о положении данной группы людей.

Как описывать государственное устройство.

  1. Кому принадлежала высшая власть в государстве?
  2. Кому принадлежала власть на местах?
  3. Кто вершил суд?
  4. Из кого состоит войско?
  5. Кому принадлежало право объявлять и вести войну, заключать мирные договоры?
  6. Кто издавал законы?
  7. Кто устанавливал и собирал налоги?
  8. Чьи интересы защищало государство?
  9. Сделай вывод о государственном правлении и государственном устройстве.

Как описывать государственного деятеля.

  1. Внешность.

- черты лица, глаза, волосы, рот

- описание фигуры, рост

- привлекательная внешность или нет

  1. Личные качества.

- черты характера

- волевые качества

- мировоззрение, взгляды на жизнь и государство

- отношение к людям, культуре, религии

- образование

  1. Какие цели ставил в свей деятельности?
  2. Насколько личные качества соответствовали выполнению поставленных целей?
  3. Интересы какого класса (сословия) защищал?
  4. Какие средства использовал для достижения целей?
  5. Каких результатов добился?
  6. Дай оценку историческому деятелю.

Как описывать военные и революционные действия.

  1. Причины.
  2. Повод.
  3. Характер.
  4. Состав воюющих.
  5. Предводители.
  6. Требования, программы, военные планы.
  7. Ход событий:

Дата.

Событие.

Результат.

  1. Итог событий.
  2. Последствия событий.
  3.  Причины поражения или победы.

в) Инструкции для организации творческой деятельности учащихся.

 

Как составить конспект.

  1. Включай в конспект план, тезисы, цитаты и другие виды записей.
  2. Сначала изучи текст, сокращенно запиши основные мысли.
  3. В основу конспекта положи план. Запиши краткие ответы на вопросы плана, используй заголовки и подзаголовки текста, выделяй определения, подчеркивай основные положения.
  4. На полях конспекта записываются дополнительные сведения.

Цитирование.

Цитата должна быть точной, полно отражать главные мысли законченной части текста и иметь связь с вашей общей мыслью.

Как высказать свою точку зрения.

  1. Позиция: в чем заключается ваша точка зрения.

«Я считаю, что …»

  1. Обоснование: на чем основывается ваша позиция, доводы в её поддержку.

« Потому, что …»

  1. Пример: приведи факты, иллюстрирующие твои доводы.

« Например …»

  1. Следствие: вывод.

«Поэтому …»

Как работать с текстом  или с документом.

  1. Причины и обстоятельства появления документа.
  2. Время издания документа.
  3. Автор документа.
  4. Влияние этого документа на исторический процесс.
  5. Содержащаяся идеология.
  6. Фактический материал.
  7. Расставь вопросы к тексту.
  8. Выпиши незнакомые термины.
  9. Проанализируй содержание следующим способом:
  • знакомо « +»
  • незнакомо «-«
  • уточнить «?»
  • интересно «!»
  • очень важно « NB»

Как написать эссе.

  1. Прочитай высказывание и соотнеси его с областью знаний в контексте которых приведено данное высказывание.
  2. Выяви сущность проблемы: определи основную мысль автора, что именно он хотел подчеркнуть.
  3. Раскрой, на какие особенности социального (исторического) явления указывает автор.
  4. Наметь линии, аспекты по которым предполагаешь раскрывать проблему, указанную автором высказывания.
  5. Сформулируй основные положения (тезисы) своего эссе.
  6. Подбери понятия и термины, которые помогают раскрыть проблему.
  7. Продумай возможные варианты ответа, подбери аргументы, примеры, доказательства своей точки зрения.

Как оформить реферат.

1. Реферат выполняется на листах формата А-4.

  1. Объем реферата – 12 страниц рукописного текста (6 стр. печатного).
  2. Текст пишется с одной стороны страницы.
  3. На страницах необходимо оставлять поля – 1,5 см. слева и 0,5 см. справа.
  4. Если в тексте приводиться цитата, выделенная кавычками, необходимо рядом в круглых скобках указать автора и источник цитаты. Например: «Учиться, учиться.» ( В.И.Ленин. Речь на V съезде молодежи. М. «Политиздат». 1989.)
  5. Реферат должен включать в себя: план, список литературы.
  6. Список литературы включает в себя перечисление использованных в реферате произведений, монографий, статей и т.д. Литература оформляется в алфавитном порядке следующим образом:
  • Долуцкий И.И. Отечественная история. М., Мнемозина, 1999г.
  • Косулина Л.К. История России ХХ век. М., Просвещение, 1998г.
  1. Особо ценится наличие в реферате иллюстраций, карт, таблиц, диаграмм, краеведческого материала. Это дополнительный материал, который оформляется дополнительно к объему реферата.

Как составить схему?

  1. прочитай текст.
  2. выбери ключевые слова, фразы.
  3. расположи ключевые слова или фразы в хронологической, логической последовательности.
  4. представь подготовленный материал в виде одной из схем.

Схемы бывают:

  1. цепочка событий:

  1. графическая схема:

 

  1. опорный конспект: слова или события представляются виде рисунков:

- война

- восстание

- граница             - - - -

- река

- войско  

- правитель, царь

- промышленность  

 

Придумай свои обозначения.

Как работать над проектом.

Проект – происходит от латинского слова и буквально означает «камень, брошенный в пустоту». Это определенный план действий по решению какой-либо проблемы.

  1. Актуализация проблемы.
  • Внимательно прочитай заданную учителем тему работы.
  • Поставь несколько проблемных вопросов к данной теме или найди противоречие в рамках указанной темы. Вопросы могут начинаться со слов:

- почему

- с какой целью

- в каком случае

- вследствие чего

- как доказать, что

- чем объяснить, что

  • Выбери проблему, над которой ты будешь работать. Помни, она должна быть реальной, жизненной, решаемой.
  • Опиши подробно, в чем ты видишь проблему, в каких взаимоотношениях она проявляется.
  1. Анализ ситуации.
  • Вспомни несколько ситуаций из жизни, которые подтверждают, что выдвинутая тобой проблема действительно существует.
  • Опиши эти ситуации.
  • Если ты знаешь количественные данные (сколько) по своей проблеме приведи их.
  • Можно провести социологическое исследование по выдвинутой проблеме, опросив окружающих людей.
  1. Целеполагание.
  • Определи цель проекта, т.е. конечный результат, который ты получишь, решив поставленную проблему.
  • Определи задачи проекта, т.е. этапы по которым ты будешь достигать поставленной цели.
  • Определи целевую группу проекта, т.е. круг тех людей, положение которых улучшится после реализации проекта.
  1. Стратегия реализации.
  • Это описание конкретных дел и мероприятий по решению поставленной проблемы. Её можно представить в виде таблицы.

         

№ п.п.

Что сделать

Когда

Кто отвечает

Что нужно

  1. Опиши конкретные планируемые результаты проекта.
  • Кому станет лучше после реализации проекта.
  • Какие вещи будут изготовлены, построены.
  • Какие материалы будут собраны и.т.д

г) Универсальные дидактические задания.

  1. Заполнить таблицу. Какие особенности природы могли породить указанные особенности экономики?

Особенности экономики

Особенности природы

1 осушение болот

2. строительство осушительных каналов

3. развитие ремесла

4. строительство оросительных каналов

5. развитие торговли

6. строительство шадуфов

  1. Заполнить таблицу. Какие особенности экономики могли возникнуть из указанных особенностей природы?

Особенности природы

Особенности экономики.

  1. наличие большой полноводной реки
  2. регулярные разливы Нила
  3. небольшой участок земли вдоль реки, пригодный для земледелия
  4. впадение реки Нил в Средиземное море
  5. наличие горной гряды
  6. жаркий, засушливый климат
  7. большое количество пустынь

  1. Заполнить таблицу. Выписать в правый столбик природные условия, благоприятные для земледелия, а в левый – не благоприятные для земледелия.

  1.  Первые государства образовались в Египте около 1У тыс. лет до н.э. Что такое государство? Сравните первобытную общину и египетское государство.

Вопросы

Первобытная община

Египет

  1. кто управлял человеческим обществом?
  2. кто помогал верховному правителю?
  3. кто вершил суд?
  4. из кого состояло войско?
  5. чьи интересы защищал правитель?

  1. Заполнить таблицу. Сравни положение представителей различных слоев населения в Египте.

Вопросы

Фараон

Вельможа

Раб

  1. кем являлся?
  2. какой собственностью владел?
  3. каковы основные занятия?
  4. кто на него работал? (на кого работал?
  5. сделай вывод о положении слоев населения в Египте.

  1. Заполнить таблицу. Греческое и персидское войско.

Род войск

Из кого состоял

Роль в сражении

Доля добычи

Греция

Персия

                                                                   

  1. Заполнить таблицу. Сравните школьное обучение в Афинах и Спарте.

Вопросы

Афины

Спарта

  1. кто обучался в школе
  2. со скольки лет начинали ходить в школу
  3. чьи дети ходили в школу
  4. школа был платная
  5. какие школьные предметы изучали
  6. как поддерживалась дисциплина в школе

  1. Заполнить схему. Устройство римской республики

                         

                       

д) Список тем для рефератов и исследований.

История России с древнейших времен.

Сентябрь.

  1. Религиозные верования славян.
  2. Владимир – Ясное Солнышко – государственный деятель и русский святой.
  3. Жизнь и житие Бориса и Глеба.
  4. Жизнь и житие Ярослава Мудрого.

Октябрь.

  1. Жизнь и житие Александра Невского.
  2. Ливонский рыцарский орден.
  3. Чингисхан.
  4. Евпатий Коловрат. Разорение Рязани.
  5. Владимир Мономах.
  6. Славянские Апостолы Кирилл и Мефодий.
  7. Русское ремесленное искусство Х – ХШ вв.

Ноябрь.

  1. Жизнь и жития Сергия Радонежского.
  2. Творчество Андрея Рублева. Искусство русской иконописи.
  3. Особенности русской архитектуры Х –ХШ вв.
  4. Жизнь и жития князя Дмитрия Донского.
  5. Творчество Феофана Грека. Византийские традиции в русской иконописи.
  6. Творчество Дионисия Великого.

Декабрь.

  1. Иван Федоров и книгопечатание на Руси.
  2. Подвижничество юродивых на Руси.
  3. Коренное население Сибири до прихода русских.
  4. Ерофей Хабаров. Освоение Дальнего Востока.
  5. Гражданин Минин и князь Пожарский подвиг ради Отечества.
  6. Иван Сусанин. Подвиг гражданина.

 Январь.

  1. Движение раскольников на Руси.
  2. Степан Разин.
  3. Быт и нравы русской деревни XVII в.
  4. Александр Суворов. Его яркие победы.
  5. Адмирал Ушаков – пример воинской доблести.

Февраль.

30.Нравы, привычки и быт русской аристократии XVIII в.

31.Михаил Ломоносов и русская наука.

32.Емельян Пугачев – самозванец или революционер?

33.Фавориты и их роль в эпоху дворцовых переворотов.

34.Сенатор Лопухин и канцлер Бестужев: тайное

     противостояние.

Март.

35.Наполеон Буонопарте – великий француз или тиран.

36.Михаил Кутузов.

37.Герои Отечественной войны 1812 г.

38.Ссылка декабриста Арбузова.

39.Адмирал Нахимов.

40.Художники - передвижники.

Апрель.

41.Героическая оборона Севастополя в русско-турецкой

     войне 1855 – 1856 гг.

42.Основание г. Назарово.

43.Рождение русского терроризма.

44. «Могучая кучка».

45.Сибирский кандальный путь.

История России ХХ век.

Сентябрь:

Быт и нравы российской деревни в начале ХХ века.

С.Ю. Витте – политик, человек.

Последние Романовы.

Русская поэзия начала ХХ века.

Русская живопись начала ХХ века.

Октябрь:

П.А.Столыпин – российский Бисмарк.

Русско-японская война 1904 – 1095 г.г. 

В.И. Ленин – гений или сумасшедший?

Октябрь 1917 г. – оценки и суждения.

Л.Д.Троцкий – великий революционер или предатель?

Ноябрь: 

Батька Махно – бандит или защитник интересов крестьянства?

Крестьяне и советская власть в начале 1920 – х годов.

И.В. Сталин – оценки и суждения.

Коллективизация – страницы истории.

Индустриализация – кто строил промышленность?

Культура 1920 – 1930 г.г. – рождение новой жизни.

Декабрь:

Репрессии 1930 – х годов – великая чистка или геноцид против народов.

Архипелаг ГУЛАГ.

Вооруженные силы СССР в конце 1930 – х – начале 1940 – х годов.

Конфликты на восточных рубежах СССР 1939г.

Январь:

Финская компания 1939г.

Они сражались за Родину.

В тылу врага: советские разведчики во время ВОВ.

Ядерный взрыв – начало новой эры.

Февраль:

Война в Корее. Советское участие.

Карибский кризис. Мир на гране уничтожения.

Н.С.Хрущев – генеральный секретарь КПСС.

КПСС –история развития.

Март:

Л.И.Брежнев – отец застоя?

Вьетнамская война – противостояние двух держав.

Чехословакия 1968г. – попытка модернизации социализма.

Афганистан – боль русского народа.

Апрель:

Чеченский конфликт – будет ли конец?

Б.Н. Ельцин – реформатор?

Социальное развитие России 1991 – 1999 г.г.

Распад СССР – что дальше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Организация просветительно - воспитательной работы на уроках истории и обществознания с целью формирования ценностей здоровья и ЗОЖ.

Программапо пропаганде здорового образа жизниЗдоровье – не все. Но все без здоровья – ничто. (Сократ.)  Основания для разработки программы: ·...

о групповой работе на уроках истории

Особенности групповой работы на уроках истории. Личный опыт применения данной формы работы....

Система работы по формированию общеучебных и специальных умений учащихся в процессе оптимального сочетания разных форм учебной работы на уроках истории

Проблема формирования общеучебных и специальных умений в современных социально-экономических условиях....

Алгоритм работы с учебником истории

Пошаговая инструкция по подготовке домашнего задания....

Нестандартные формы работы на уроках истории и во внеклассной работе

Выступление на МО по теме "Нестандартные формы работы на уроках истории и во внеклассной работе(тема по самообразованию)"...

алгоритмы работы на уроках русского языка

алгоритмы при изучении темы "Союзы" и "Безударные окончания глаголов...

Презентация "Организация самостоятельной работы на уроке истории",Методические указания по выполнению самостоятельных работ

Материал предназначен для использования при организации самостоятельной работы студентов во время урока и во внеурочной деятельности...