Алгоритмы работы на уроке истории
учебно-методический материал по истории (7 класс) на тему
Алгоритмы работы на уроке истории, выполнения творческой работы, проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritmy_raboty_na_uroke_tvorcheskoy_deyatelnosti.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
а) Инструкции по организации работы в группе.
Правила поведения во время работы в команде.
- Слушай своих товарищей, не перебивая.
- Помогай работать команде. От твоего участия зависит оценка всех членов команды.
- «Один за всех и все за одного». От того, как работает каждый, зависит оценка всех членов команды.
- Во время работы в команде разговаривай вполголоса, чтобы не мешать другим командам работать.
- Не балуйся, не кричи. Ты мешаешь работать окружающим и получить хорошую оценку.
- Будь вежливым со своими товарищами. Не оскорбляй их.
- Не выкрикивай во время выступления твоего товарища. Если хочешь что-то сказать, подними руку.
Старший команды.
1. Распределяет обязанности между членами группы.
2. Руководит выполнением задания и обсуждением.
3. Помогает членам группы в выполнении задания.
4. следит за дисциплиной в команде.
5. Назначает выступающего.
Хранитель времени
- следит за временем работы группы;
- участвует в работе группы;
Эксперты (1 – 2чел.).
- подбирают материалы;
- анализируют материалы;
- отбирают информацию для презентации;
- готовят докладчика;
Секретарь.
- фиксирует все идеи, ответы, вопросы группы;
- участвует в создании слайдовой презентации;
Правила ведения дискуссии.
- Высказывай свое мнение открыто, без стеснения.
- Говори четко по существу вопроса.
- Избегай лишних слов и информации.
- Доказывай свои слова примерами из жизни и истории.
- Выслушай своего оппонента до конца, не перебивая.
- Ты высказался, дай высказаться другим.
- Уважай мнение оппонента.
- если возникает спор, говори спокойно аргументировано.
- Кричать, перебивать оппонента, оскорблять нельзя.
10.Установи время выступлений на дискуссии, чтобы каждый мог высказать свое мнение.
11. Постарайся придти к общему мнению на дискуссии со своими оппонентами.
Правила выступления группы
- Представиться, внятно назвать себя (Меня зовут…).
- Кратко пояснить, о чём вы будете говорить («Тема моего выступления…» или «Я хочу рассказать о…).
- Говорить по существу, не отклоняться от темы.
- Рассказ должен соответствовать слайдовой презентации (дополнять, комментировать…).
- Стараться приводить интересные факты, примеры.
- Говорить достаточно громко, но не кричать.
- Стараться говорить, а не читать (в крайнем случае, обращаться к слайду)
- Речь должна быть правильной и чистой.
Как оценивать работу членов команды.
1.Работа с источником информации.
- оценка «5» ставится, когда ученик сам определяет источник информации, читает его, выбирает необходимую информацию без посторонней помощи, помогает своим товарищам найти необходимую информацию в тексте источника, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «4» ставиться, когда ученик по подсказке определяет источник информации, читает его, выбирает необходимую информацию с помощью учителя или членов команды, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «3» ставиться, когда ученик читает указанный ему текст, выбирает необходимую информацию с помощью учителя или своих товарищей, или нарушает правила поведения во время работы в команде.
2. Ответы на вопросы.
-оценка «5» ставиться, когда ученик самостоятельно нашел ответ на поставленный вопрос, предложил свой ответ товарищам, доказал его и с предложенным ответом согласились большинство членов команды, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «4» ставиться, когда ученик с помощью товарищей или учителя нашел ответ на поставленный вопрос и предложил его своим товарищам, но не смог доказать правильность своего ответа на вопрос, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «3» ставиться, когда ученик при помощи своих товарищей или учителя искал ответ на вопрос в источнике, но не смог предложить своих вариантов ответа, или нарушает правила поведения во время работы в команде.
3. Заполнение таблиц, составление схем, работа с картой.
- оценка «5» ставиться, когда ученик самостоятельно определил источники, которые необходимы для выполнения задания, нашел необходимую информацию в источнике, доказал товарищам правильность своей версии, заполнял таблицу или карту, составлял схему, помогал своим товарищам работать с источником информации, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «4» ставится, когда ученик с помощью товарищей или учителя определил источник информации, нашел необходимую информацию в источнике, предложил её товарищам, но не смог доказать, выдвигал версии при заполнении таблицы или карты, предлагал свои версии при составлении схемы, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «3» ставиться, когда ученик работал с источником информации при помощи товарищей или учителя, принимал участие в заполнении таблицы, карты, схемы, или нарушает правила поведения во время работы в команде.
4. Формулирование выводов и доказательств.
- оценка «5» ставиться, когда ученик делает выводы, доказывает выводы с помощью источника информации, приводит примеры, факты в качестве доказательства своего вывода, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «4» ставится ученику, когда ученик попытался сделать вывод, но не смог его доказать, предлагал факты и примеры для доказательства других выводов, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «3» ставиться ученику, когда он предлагал примеры и факты для доказательства выводов принятых командой, или нарушает правила поведения во время работы в команде.
- Выступление с результатами работы группы.
- оценка «5» ставиться ученику, когда он четко и ясно излагает информацию, которую наработали в группе, выводы сделанные группой и доказывает их примерами и фактами.
- оценка «4» ставится ученику, когда он излагает информацию, которую наработали в группе, выводы, сделанные группой, но нет четкости в ответе, и не может привести факты и примеры в качестве доказательства, просит помощь у команды.
- оценка «3» ставится ученику, когда он путается при выступлении, нет четкости в его ответах, не может сформулировать выводы и доказательства, группа помогает ученику при ответе.
- Участие в обсуждении или дискуссии.
- оценка «5» ставится ученику, когда он активно принимает участие в обсуждении или дискуссии, высказывает свои мысли по обсуждаемому вопросу, приводит примеры и факты в качестве доказательства своих выводов, соблюдает правила ведения дискуссии.
- оценка «4» ставится ученику, когда он принимает участие в обсуждении или дискуссии, высказывает свои мысли, но не приводит примеров и фактов в качестве доказательства, соблюдает правила ведения дискуссии.
- оценка «3» ставиться ученику, когда он иногда высказывает свои мысли во время обсуждения или дискуссии, не приводит примеров и фактов качестве доказательства или нарушает правила ведения дискуссии
Оценочный лист.
№ п/п | Фамилия, имя участника группы. | Вид работы. | Итог | |||||
Работа с источником информации | Ответы на промежуточные вопросы | Заполнение таблиц составление схем, работа с картой | Формулирование вывод ов и доказательств | Выступление с результатами работы | Участие в обсуждении, дискуссии | |||
1 | ||||||||
2 |
Оценка работы в паре.
Этапы и критерии оценивания | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И. |
Оценка | Оценка | Оценка | Оценка | Оценка | |
-распределение ролей в группе; -участие в составлении плана действий группы; -выдвижение гипотез; | |||||
2. Поисково-исследовательский: -участие в сборе информации; -работа с информацией: а) отвечал на вопросы по карточке; б) составлял вопросы; в) формулировал выводы; г) участвовал в составлении плана устного сообщения; д) участвовал в создании слайдов;
| |||||
3. Презентация результатов исследования: -участие в публичном выступлении; -задавал вопросы слушателям; -отвечал на вопросы учителя, уч-ся; -готовность идти на контакт, договариваться. |
«+» - активное участие в работе группы;
«-« - отказ от работы;
«0» - безразличие (нет своей позиции).
План рецензии ответа.
- Правильность, полнота, точность ответа (выбери нужное).
Я считаю, что ответ был:
- Полным;
- Недостаточно полным и требует дополнения;
- Очень кратким и неполным.
Отвечающий при ответе:
- Опирался на то, что услышал на уроке;
- Использовал материалы параграфа учебника;
- Использовал дополнительную информацию из других источников.
При ответе я обнаружил следующие ошибки (указать какие).
- Последовательность изложения материала, знание карты, хронологии событий.
При рассказе отвечающий:
- Не путался, говорил последовательно;
- Рассказывал материал расставив даты по порядку;
- Постоянно путался, переставлял факты не в той последовательности в какой они идут.
При ответе были использованы:
- Карта
- Картины.
- Выводы, правильно ли они сделаны.
Отвечающий:
- Сделал вывод и подвел итог рассказу;
- Не сделал вывод и не подвел итог рассказу.
- Эмоциональность.
Рассказ отвечающего был:
- Интересный и эмоциональный. Его было очень интересно слушать;
- Сухой и односложный, без эмоций;
- Не интересный.
- Дополнения.
К ответу я хочу добавить…
6. Оценка.
Моя оценка – это …
б) Инструкции для организации работы с содержанием учебника, источниками.
Как готовиться к уроку истории.
- Прочитай задание целиком, не стремясь запомнить содержание, а только понять.
- Найди на карте географические названия.
- Определи словами их расположение.
- Рассмотри в учебнике рисунки и схемы.
- Подготовь ответы на вопросы в конце параграфа, найди объяснение непонятных слов.
- Расскажи заданный параграф.
Как описывать сословия (классы).
- Какой собственность владела данная группа людей?
- средства производства
- движимое имущество
- недвижимое имущество
- Кто работал на данную группу людей (или на кого работала данная группа людей)?
- Какую роль данная группа людей играла в управлении государством?
- в каких органах государственной власти принимали участие
- куда избирались
- в чьих интересах издавались государственные законы
- Сделай выводы о положении данной группы людей.
Как описывать государственное устройство.
- Кому принадлежала высшая власть в государстве?
- Кому принадлежала власть на местах?
- Кто вершил суд?
- Из кого состоит войско?
- Кому принадлежало право объявлять и вести войну, заключать мирные договоры?
- Кто издавал законы?
- Кто устанавливал и собирал налоги?
- Чьи интересы защищало государство?
- Сделай вывод о государственном правлении и государственном устройстве.
Как описывать государственного деятеля.
- Внешность.
- черты лица, глаза, волосы, рот
- описание фигуры, рост
- привлекательная внешность или нет
- Личные качества.
- черты характера
- волевые качества
- мировоззрение, взгляды на жизнь и государство
- отношение к людям, культуре, религии
- образование
- Какие цели ставил в свей деятельности?
- Насколько личные качества соответствовали выполнению поставленных целей?
- Интересы какого класса (сословия) защищал?
- Какие средства использовал для достижения целей?
- Каких результатов добился?
- Дай оценку историческому деятелю.
Как описывать военные и революционные действия.
- Причины.
- Повод.
- Характер.
- Состав воюющих.
- Предводители.
- Требования, программы, военные планы.
- Ход событий:
Дата. | Событие. | Результат. |
- Итог событий.
- Последствия событий.
- Причины поражения или победы.
в) Инструкции для организации творческой деятельности учащихся.
Как составить конспект.
- Включай в конспект план, тезисы, цитаты и другие виды записей.
- Сначала изучи текст, сокращенно запиши основные мысли.
- В основу конспекта положи план. Запиши краткие ответы на вопросы плана, используй заголовки и подзаголовки текста, выделяй определения, подчеркивай основные положения.
- На полях конспекта записываются дополнительные сведения.
Цитирование.
Цитата должна быть точной, полно отражать главные мысли законченной части текста и иметь связь с вашей общей мыслью.
Как высказать свою точку зрения.
- Позиция: в чем заключается ваша точка зрения.
«Я считаю, что …»
- Обоснование: на чем основывается ваша позиция, доводы в её поддержку.
« Потому, что …»
- Пример: приведи факты, иллюстрирующие твои доводы.
« Например …»
- Следствие: вывод.
«Поэтому …»
Как работать с текстом или с документом.
- Причины и обстоятельства появления документа.
- Время издания документа.
- Автор документа.
- Влияние этого документа на исторический процесс.
- Содержащаяся идеология.
- Фактический материал.
- Расставь вопросы к тексту.
- Выпиши незнакомые термины.
- Проанализируй содержание следующим способом:
- знакомо « +»
- незнакомо «-«
- уточнить «?»
- интересно «!»
- очень важно « NB»
Как написать эссе.
- Прочитай высказывание и соотнеси его с областью знаний в контексте которых приведено данное высказывание.
- Выяви сущность проблемы: определи основную мысль автора, что именно он хотел подчеркнуть.
- Раскрой, на какие особенности социального (исторического) явления указывает автор.
- Наметь линии, аспекты по которым предполагаешь раскрывать проблему, указанную автором высказывания.
- Сформулируй основные положения (тезисы) своего эссе.
- Подбери понятия и термины, которые помогают раскрыть проблему.
- Продумай возможные варианты ответа, подбери аргументы, примеры, доказательства своей точки зрения.
Как оформить реферат.
1. Реферат выполняется на листах формата А-4.
- Объем реферата – 12 страниц рукописного текста (6 стр. печатного).
- Текст пишется с одной стороны страницы.
- На страницах необходимо оставлять поля – 1,5 см. слева и 0,5 см. справа.
- Если в тексте приводиться цитата, выделенная кавычками, необходимо рядом в круглых скобках указать автора и источник цитаты. Например: «Учиться, учиться.» ( В.И.Ленин. Речь на V съезде молодежи. М. «Политиздат». 1989.)
- Реферат должен включать в себя: план, список литературы.
- Список литературы включает в себя перечисление использованных в реферате произведений, монографий, статей и т.д. Литература оформляется в алфавитном порядке следующим образом:
- Долуцкий И.И. Отечественная история. М., Мнемозина, 1999г.
- Косулина Л.К. История России ХХ век. М., Просвещение, 1998г.
- Особо ценится наличие в реферате иллюстраций, карт, таблиц, диаграмм, краеведческого материала. Это дополнительный материал, который оформляется дополнительно к объему реферата.
Как составить схему?
- прочитай текст.
- выбери ключевые слова, фразы.
- расположи ключевые слова или фразы в хронологической, логической последовательности.
- представь подготовленный материал в виде одной из схем.
Схемы бывают:
- цепочка событий:
- графическая схема:
- опорный конспект: слова или события представляются виде рисунков:
- война
- восстание
- граница - - - -
- река
- войско
- правитель, царь
- промышленность
Придумай свои обозначения.
Как работать над проектом.
Проект – происходит от латинского слова и буквально означает «камень, брошенный в пустоту». Это определенный план действий по решению какой-либо проблемы.
- Актуализация проблемы.
- Внимательно прочитай заданную учителем тему работы.
- Поставь несколько проблемных вопросов к данной теме или найди противоречие в рамках указанной темы. Вопросы могут начинаться со слов:
- почему
- с какой целью
- в каком случае
- вследствие чего
- как доказать, что
- чем объяснить, что
- Выбери проблему, над которой ты будешь работать. Помни, она должна быть реальной, жизненной, решаемой.
- Опиши подробно, в чем ты видишь проблему, в каких взаимоотношениях она проявляется.
- Анализ ситуации.
- Вспомни несколько ситуаций из жизни, которые подтверждают, что выдвинутая тобой проблема действительно существует.
- Опиши эти ситуации.
- Если ты знаешь количественные данные (сколько) по своей проблеме приведи их.
- Можно провести социологическое исследование по выдвинутой проблеме, опросив окружающих людей.
- Целеполагание.
- Определи цель проекта, т.е. конечный результат, который ты получишь, решив поставленную проблему.
- Определи задачи проекта, т.е. этапы по которым ты будешь достигать поставленной цели.
- Определи целевую группу проекта, т.е. круг тех людей, положение которых улучшится после реализации проекта.
- Стратегия реализации.
- Это описание конкретных дел и мероприятий по решению поставленной проблемы. Её можно представить в виде таблицы.
№ п.п. | Что сделать | Когда | Кто отвечает | Что нужно |
- Опиши конкретные планируемые результаты проекта.
- Кому станет лучше после реализации проекта.
- Какие вещи будут изготовлены, построены.
- Какие материалы будут собраны и.т.д
г) Универсальные дидактические задания.
- Заполнить таблицу. Какие особенности природы могли породить указанные особенности экономики?
Особенности экономики | Особенности природы |
1 осушение болот 2. строительство осушительных каналов 3. развитие ремесла 4. строительство оросительных каналов 5. развитие торговли 6. строительство шадуфов |
- Заполнить таблицу. Какие особенности экономики могли возникнуть из указанных особенностей природы?
Особенности природы | Особенности экономики. |
|
- Заполнить таблицу. Выписать в правый столбик природные условия, благоприятные для земледелия, а в левый – не благоприятные для земледелия.
- Первые государства образовались в Египте около 1У тыс. лет до н.э. Что такое государство? Сравните первобытную общину и египетское государство.
Вопросы | Первобытная община | Египет |
|
- Заполнить таблицу. Сравни положение представителей различных слоев населения в Египте.
Вопросы | Фараон | Вельможа | Раб |
|
- Заполнить таблицу. Греческое и персидское войско.
Род войск | Из кого состоял | Роль в сражении | Доля добычи | |
Греция | ||||
Персия |
- Заполнить таблицу. Сравните школьное обучение в Афинах и Спарте.
Вопросы | Афины | Спарта |
|
- Заполнить схему. Устройство римской республики
д) Список тем для рефератов и исследований.
История России с древнейших времен.
Сентябрь.
- Религиозные верования славян.
- Владимир – Ясное Солнышко – государственный деятель и русский святой.
- Жизнь и житие Бориса и Глеба.
- Жизнь и житие Ярослава Мудрого.
Октябрь.
- Жизнь и житие Александра Невского.
- Ливонский рыцарский орден.
- Чингисхан.
- Евпатий Коловрат. Разорение Рязани.
- Владимир Мономах.
- Славянские Апостолы Кирилл и Мефодий.
- Русское ремесленное искусство Х – ХШ вв.
Ноябрь.
- Жизнь и жития Сергия Радонежского.
- Творчество Андрея Рублева. Искусство русской иконописи.
- Особенности русской архитектуры Х –ХШ вв.
- Жизнь и жития князя Дмитрия Донского.
- Творчество Феофана Грека. Византийские традиции в русской иконописи.
- Творчество Дионисия Великого.
Декабрь.
- Иван Федоров и книгопечатание на Руси.
- Подвижничество юродивых на Руси.
- Коренное население Сибири до прихода русских.
- Ерофей Хабаров. Освоение Дальнего Востока.
- Гражданин Минин и князь Пожарский подвиг ради Отечества.
- Иван Сусанин. Подвиг гражданина.
Январь.
- Движение раскольников на Руси.
- Степан Разин.
- Быт и нравы русской деревни XVII в.
- Александр Суворов. Его яркие победы.
- Адмирал Ушаков – пример воинской доблести.
Февраль.
30.Нравы, привычки и быт русской аристократии XVIII в.
31.Михаил Ломоносов и русская наука.
32.Емельян Пугачев – самозванец или революционер?
33.Фавориты и их роль в эпоху дворцовых переворотов.
34.Сенатор Лопухин и канцлер Бестужев: тайное
противостояние.
Март.
35.Наполеон Буонопарте – великий француз или тиран.
36.Михаил Кутузов.
37.Герои Отечественной войны 1812 г.
38.Ссылка декабриста Арбузова.
39.Адмирал Нахимов.
40.Художники - передвижники.
Апрель.
41.Героическая оборона Севастополя в русско-турецкой
войне 1855 – 1856 гг.
42.Основание г. Назарово.
43.Рождение русского терроризма.
44. «Могучая кучка».
45.Сибирский кандальный путь.
История России ХХ век.
Сентябрь:
Быт и нравы российской деревни в начале ХХ века.
С.Ю. Витте – политик, человек.
Последние Романовы.
Русская поэзия начала ХХ века.
Русская живопись начала ХХ века.
Октябрь:
П.А.Столыпин – российский Бисмарк.
Русско-японская война 1904 – 1095 г.г.
В.И. Ленин – гений или сумасшедший?
Октябрь 1917 г. – оценки и суждения.
Л.Д.Троцкий – великий революционер или предатель?
Ноябрь:
Батька Махно – бандит или защитник интересов крестьянства?
Крестьяне и советская власть в начале 1920 – х годов.
И.В. Сталин – оценки и суждения.
Коллективизация – страницы истории.
Индустриализация – кто строил промышленность?
Культура 1920 – 1930 г.г. – рождение новой жизни.
Декабрь:
Репрессии 1930 – х годов – великая чистка или геноцид против народов.
Архипелаг ГУЛАГ.
Вооруженные силы СССР в конце 1930 – х – начале 1940 – х годов.
Конфликты на восточных рубежах СССР 1939г.
Январь:
Финская компания 1939г.
Они сражались за Родину.
В тылу врага: советские разведчики во время ВОВ.
Ядерный взрыв – начало новой эры.
Февраль:
Война в Корее. Советское участие.
Карибский кризис. Мир на гране уничтожения.
Н.С.Хрущев – генеральный секретарь КПСС.
КПСС –история развития.
Март:
Л.И.Брежнев – отец застоя?
Вьетнамская война – противостояние двух держав.
Чехословакия 1968г. – попытка модернизации социализма.
Афганистан – боль русского народа.
Апрель:
Чеченский конфликт – будет ли конец?
Б.Н. Ельцин – реформатор?
Социальное развитие России 1991 – 1999 г.г.
Распад СССР – что дальше?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из личного опыта: Организация просветительно - воспитательной работы на уроках истории и обществознания с целью формирования ценностей здоровья и ЗОЖ.
Программапо пропаганде здорового образа жизниЗдоровье – не все. Но все без здоровья – ничто. (Сократ.) Основания для разработки программы: ·...
о групповой работе на уроках истории
Особенности групповой работы на уроках истории. Личный опыт применения данной формы работы....
Система работы по формированию общеучебных и специальных умений учащихся в процессе оптимального сочетания разных форм учебной работы на уроках истории
Проблема формирования общеучебных и специальных умений в современных социально-экономических условиях....
Алгоритм работы с учебником истории
Пошаговая инструкция по подготовке домашнего задания....
Нестандартные формы работы на уроках истории и во внеклассной работе
Выступление на МО по теме "Нестандартные формы работы на уроках истории и во внеклассной работе(тема по самообразованию)"...
алгоритмы работы на уроках русского языка
алгоритмы при изучении темы "Союзы" и "Безударные окончания глаголов...
Презентация "Организация самостоятельной работы на уроке истории",Методические указания по выполнению самостоятельных работ
Материал предназначен для использования при организации самостоятельной работы студентов во время урока и во внеурочной деятельности...