Урок истории в 5 классе на тему "Египет- государство на берегах Нила"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Щурихина Анна Владимировна

урок истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egipet-gos-vo_na_beregah_nila.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории  в  5 классе

Тема урока: Государство на берегах Нила.

УУД:

Личностные: понимают важность учебы и познания нового, принимают ценности других народов.

Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают ее, представляют информацию на основе схем, сообщений.

Регулятивные: самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки.

Учебное оборудование:

карта “Древний Восток. Египет и Западная Азия”;

презентация “Древний Египет”; (Приложение 1)

маршрутные листы (Приложение 2) и визы (Приложение 3) для учащихся.

Задание 1: Древнегреческий историк Геродот говорил: «Египет – дар Нила». Согласны ли вы с Геродотом?

Задание 2: Знаете ли вы слова и их значение?

Дельта.

Папирус.

Ил.

Пороги.

Оазис.

А. Островки зелени в пустыне.

Б. Высокий тростник, который рос по берегам Нила.

В. Огромный треугольник, который образовала река Нил, делясь на рукава при впадении в Средиземное море.

Г. Плодородная земля по берегам Нила.

Д. Каменистые преграды на дне реки, мешавшие судоходству.

На доске: тема урока, новые понятия: цивилизация, папирус, дельта, оазис, ил, фараон, пороги, номы

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма проведения: урок-путешествие.

Ход урока

1.Организационный момент. Учитель и учащиеся класса определяют название нового раздела, главы, тему урока.

Цель урока.  

- Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

2. Изучение новой темы.

План.

1.От первобытности к цивилизации.

2.Страна Египет.

3.Разливы Нила.

4.Объединение Египта.

I.Рассказ учителя и оформление схемы “Признаки государства” на доске.

Более пяти тысяч лет назад на Древнем Востоке появились первые государства. Во главе государства стоял царь. Власть он получал по наследству от отца, а затем передавал её сыну. Каждое царство имело определённую территорию, на которой строились города. Царю служило войско. В главном городе (столице) располагался дворец царя, и находилась казна.

государство

власть (царь)

                                           

             войско                          неравенство                         сбор налогов (казна)

В Древнем мире существовало неравенство одни были богатые и свободные, другие испытывали тяготы бедности и порабощения.

А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнём с истории Древнего Египта.

– Ребята, а как вы понимаете слово цивилизация?

 «цивилизация» - новый этап развития человеческого общества, культура определённой эпохи. Первые цивилизации появились более 5 тысяч лет назад.

На слайде №4  ученики читают определение:

Цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

 – Ребята, я приглашаю вас совершить заочное путешествие по стране Египет!

Для путешествия каждый из вас должен заполнить визу (лежат на столе).

Для того чтобы вернуться домой вам необходимо быстро, а самое главное правильно выполнять задания и получить как можно больше печатей – символа власти любого государства. От этого будет зависеть и ваша оценка. А я буду вашим гидом.

И так, в путь!

II.

А. Работа с настенной картой и показывает место их путешествия, беседуя с учениками:

- Какие части света вы знаете? (Дети перечисляют, учитель останавливается на Африке).

- Где на карте север, юг, запад, восток? (Учитель, слушая детей, двигает указку к северо-востоку и показывает реку Нил, по берегам которой находится Египет).

Ваша  задача: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.

Б. Каждой группе в ходе путешествия необходимо заполнить маршрутный лист.1-я группа ставит себе печать.

Самостоятельная работа с учебником. Для этого вы должны   прочитать текст учебника §6 п. 1,2 и воспользоваться картой учебника на странице 31. После чего заполнить предложенную таблицу (маршрутный лист).

Заполнение таблицы.

Работа по карте.

Ответы учащихся.

Слайд №5 Проверка заполнения маршрутного листа

Слайд-карта №6

Слайд-вывод  №7: Египет – страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

В.  Работа с историческими словами.

Обратите внимание на эти слова  (папирус, дельта, оазис, ил, пороги)

Выполнение задания №2

Физкультминутка.

Г. Работа с историческим документом.

 

 За каждый правильный ответ группа ставит себе печать в визу.

Д. Беседа по содержанию документа и параллельно работа по карте:

- Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет).

- Где находится Египет? (в северо-восточной части Африки).

-Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней).

- Чем защищена восточная часть страны? (рекой и пустыней с болотистыми местами или «безднами»).

- Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным).

- О какой реке идет речь в документе? (о реке Нил).

- Куда впадает Нил? (В Средиземное море).

- Что происходит с рекой, когда  начинается летнее солнцестояние? (начинается разлив Нила).

III.

Е. Сообщение обучающегося:

Путешествие продолжается, и мы переходит к следующему пункту плана «Разливы Нила».

часть сообщения   такого содержания: «В июле, когда стоит страшная жара, всё сохнет, земля трескается, вдруг в реке Нил начинает прибывать вода, и он разливается. Египтяне объясняли это так: «Далеко на юге, за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов, а на полях после разлива Нила остаётся плодородный ил. Поэтому мы поём богу благодарственные песни».

– Нил в жизни египтян играл огромную роль, в честь него египтяне распевали хвалебные песни.

Слайд №9 – “Хвалебные песни Нилу”.

- За что хвалили египтяне Нил и Солнце? (Нил орошает землю, оживляет природу, помогает вырастить урожай.)

Д. Задание №1:решите творческую задачу. Почему древнегреческий историк Геродот называл «Египет - дар Нила?»  Подумайте, прав ли был Геродот?

( Плодородный ил давал возможность заниматься земледелием. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить людей. После разливов Нила оживала природа и хозяйственная жизнь человека).

Не забываем ставить печати за правильный ответ!

IV.

Е. Рассказ учителя:

– Единое государство Египет сложилось не сразу. Давайте узнаем как?

Демонстрация слайдов  №10 -№11– Объединение Египта. Карта. 

Первоначально в Долине и Дельте складываются:

Номы – общины, связанные с местными ирригационными системами.

Затем, согласно преданию,  22 нома долины и 20 номов дельты объединились в два государства. Цари южного государства носили белую корону, цари северного – красную. Длительный период времени государства враждовали, пока царь Верхнего Египта Мина не подчинил себе дельту. Около 3-го тыс. до н.э. страна объединилась под властью одного царя, увенчавшего себя бело-красной короной и ставшего основателем первой династии фараонов.

- Кто такой фараон?

Фараон – повелитель всего Египта.

С этого полулегендарного события начинается история Египетского государства. Первой столицей египетского государства стал город Мемфис названа дата объединения 3118 год до н. э .   .

3. Закрепление. Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог.

1) Чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить задания теста.

Слайд-викторина №12-№13   

ИЛИ

Беседа по вопросам:

Назовите столицу Египетского государства. (Мемфис.)

Как называли повелителя Египта? (Фараон.)

Посчитайте, сколько лет назад образовалось Египетское государство. (Приблизительно 5127 лет назад образовалось государство в Египте.)

Завершив первое путешествие в Древний Египет, мы можем перенести наши знания на контурную карту:

2) Работа с контурной  картой: р.т. с. 20, з.25

4. Итог урока. Оценки (по количеству печатей на визе).

5. Д.З. §6 вопросы. Словарная работа. Р.т. стр.18, зад. №22  

6. Рефлексия:

Ребята, что вам понравилось в путешествии?

Или не понравилось?

Что вы узнали нового, интересного?

Хотели бы еще совершить путешествие в другую страну?

Задание 2: Знаете ли вы слова и их значение?

Дельта.

Огромный треугольник, который образовала река Нил, делясь на рукава при впадении в Средиземное море.

Папирус.

Высокий тростник, который рос по берегам Нила.

Ил.

Плодородная земля по берегам Нила.

Пороги.

Каменистые преграды на дне реки, мешавшие судоходству.

Оазис.

Островки зелени в пустыне.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории в 5 классе на тему: "Государство на берегах Нила"

Открытй урок с использованием современных образовательных технологий:- игровая технология-групповая технология-технология проблемного обучения-компьютерная технология...

Урок истории в 5 классе на тему «Египет - государство на берегах Нила».

Урок рассматривает географическое положение Египта его природно - климатические особенности и историческое развитие государства...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила

Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...

Урок истории. 11 класс. Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами.

Конспект поможет  углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами; подробно рассмотреть причины подъема национальных антиколониальных движен...

Технологическая карта урока по учебному предмету «История Древнего мира» в 5-ом классе на тему «Государство на берегах Нила»

Технологическая карта урока на тему «Государство на берегах Нила» разработана в рамках учебного предмета «История Древнего мира» для обучающихся 5 класса. ...

презентация к уроку истории 10 класса "Расширение территории государства в XVIII веке"

презентация к уроку истории 10 класса "Расширение территории государства в XVIII веке". Представлены основные направления внешней политики, возможна работа учащихся по картам, указаны важней...