Конспект урока истории в 5 классе на тему: «Государство на берегах Нила».
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_uroka.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Государство на берегах Нила».

Ход урока.

I. Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. (слайд 1)

II.  В начале урока проведём небольшую историческую разминку. Мы с вами закончили изучать первый раздел, написали контрольную работу и вас не затруднят ответы на вопросы. (слайд 2. ответы)

1. Первый металл, освоенный человеком. (МЕДЬ)

2. Наука, изучающая настоящее и прошлое человечества. (ИСТОРИЯ)

3. В какой части света возникло земледелие? (АЗИЯ)

4. Род занятий человека после охоты и собирательства. (РЕМЕСЛО)

5. Богатые, влиятельные люди. (ЗНАТЬ)

6. Появление в обществе богатых и бедных людей. (НЕРАВЕНСТВО)

Учитель подводит итог: Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие-ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе появляется неравенство. Этот процесс приводит к зарождению государства.

III.  1. Ребята, на стр.34 ваших учебников в самом верху перечислены признаки государства. Прочитайте их и мы выделим главные. (слайд 3, схема)

 Более пяти тысяч лет назад на Древнем Востоке появились первые государства. Во главе государства стоял царь. Власть он получал по наследству от отца, а затем передавал её сыну. Каждое царство имело определённую территорию, на которой строились города. Царю служило войско. В главном городе (столице) располагался дворец царя, и находилась казна.

Теперь мы с вами знаем, что такое государство. И сегодня на уроке познакомимся с одним из первых древних государств.

2.Решение проблемной ситуации. (слайд 4)

Вопросы к классу:

-Что вы видите на экране?

-Какие ассоциации вызывают эти фигуры, предметы?

-Как вы думаете чему будет посвящен наш урок?

Учитель: Молодцы! Конечно же это Древний Египет. Тему урока «Государство на берегах Нила» запишите в тетрадь. (слайд 5), (слайд 6)

2. Чтобы познакомится с государством, что нужно про него знать?

Правильно! Это и будем нашим планом на урок. (слайд7)

1. Географическое положение Египта.

2. Природно-климатические условия.

3. Возникновение государства.

3. Постановка проблемного вопроса. В конце урока я бы хотела услышать от вас ответ на вопрос:(слайд 8) Что означают слова из хвалебной песни Египтян Нилу: «Все живут благодаря ему»?

4. Итак ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Откройте ваши атласы на стр. _____ По ходу моего рассказа находите указанные территории.

Древний Египет находился и находится в северо-Восточной Африке (слайд 9,10), где простираются огромные пустыни. Красновато-жёлтые пески сменяются суровыми скалами. (слайд 11) По этой земле несёт свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил.(слайд 12)

(слайд 13) По берегам рек росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник – папирус. Из него делали похожий на бумагу  писчий материал, который назывался папирус.

(слайд 14) Богаты воды Нила рыбой и животными. ПО берегам можно было наблюдать крокодилов. В прибрежных зарослях можно было увидеть бегемота и дикую кошку, удода и пеликана, уток и гусей.

(слайд 15) Течение реки встречало на своём пути каменные  преграды- пороги, мешающие судоходству. Пройдя пороги, река спокойно текла на север

(слайд 16) Впадая в Средиземное море, она разделялась на несколько рукавов, образующих огромный треугольник – дельту.

(слайд 17) Вдали от Нила среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени – оазисы. Там росли пальмы и кустарники вокруг воды, бьющей ключом из-под земли.

(слайд 18) Итак, сделаем запись в тетрадях Египет – это страна в северо-восточной Африке, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

5. Физкультминутка.

Учитель называет слова. Если слово относится к первобытным людям-хлопнуть в ладоши, к жителям Древнего Египта-топнуть ногами.

        (Вождь, пирамида, папирус, старейшина, собирательство, мумия, саркофаг, родовая община). Молодцы! Продолжаем работу!

6. По плану у нас следующий вопрос ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.

Глядя на карту ( стр. 33 в учебнике или в атласах) , что вы можете сказать о климате и природных условиях?

- климат в Египте жаркий. В июне здесь стоит сильная жара. Небо ясное, безжалостно палит солнце. От жары и отсутствия влаги глубокими трещинами покрыта почва. В таких условиях большие реки обычно мелеют, а маленькие совсем высыхают. Но вдруг вода начинает прибывать.

-  Если бы с вами вдруг задали вопрос египтянину: « Что же происходит?», то услышали бы такой ответ: « далеко на юге, за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов, а на полях после разлива Нила остаётся плодородный ил. Поэтому мы поём богу благодарственные песни»

- А вот что же происходит на самом деле мы сейчас узнаем, прочитав  материал вслух на стр. 35 – 36. (слайд 19)

7. И наконец последний пункт нашего плана ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. У вас у каждого на столах лежат карточки с текстом, а в нём пропущенные слова. Сейчас вы самостоятельно прочитаете пункт 3 стр.36-37 в учебниках и впишите пропущенные слова. (слайд 20)

 Проверим (слайд 21): 1. 40  2. воевали 3. Северный Египет  4. Южный Египет. 5. белого 6. шлем. 7. красного 8. возвышение. 9. северный Египет. 10 двойную корону  11. фараонами 12. Мемфис.

8. Подведём итоги. Примерно за три тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта окончательно подчинил Северный Египет, объединив всю страну. Запишите эту дату себе в тетрадь. (слайд 22). Царя стали называть фараон и он стал носить вот такую двойную корону.

Столицей египетского государства стал город Мемфис, запишите в тетрадь.(слайд 23)

9. Возвращаемся к началу нашего урока и вспоминаем проблемный вопрос на который сейчас вы можете мне ответить. (слайд 24) Спасибо, правильно. Молодцы!

IV. Закрепление изученного материала выполним в форме теста. (слайд 25, 26)

V. Рефлексия. (слайд 27)

Выставить оценки!!!

VI. Итог урока. Задание на дом. (слайд 28) § 6 читать, словарные слова изученные на уроке (ПАПИРУС, ДЕЛЬТА, ОАЗИС, ПОРОГИ, ИЛ) переписать в тетрадь с определениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории в 5 классе на тему: "Государство на берегах Нила"

Открытй урок с использованием современных образовательных технологий:- игровая технология-групповая технология-технология проблемного обучения-компьютерная технология...

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: «Государство на берегах Нила»

Тема: «Государство на берегах Нила»Цель урока: знакомство с  природой Древнего Египта и образованием единого государства.Задачи урока:выяснить местоположение и природные условия Древнего Египтапо...

Конспект урока истории 6 класса по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"

Данный урок расчитан на обучающихся 6 классов .Цель урока:  выяснить,  какую роль в борьбе  с западными  завоевателями сыграл Александр Невский.Задачи урока:1....

План-конспект дистанционного урока ТЕМА: ГОСУДАРСТВО НА БЕРЕГАХ НИЛА

Расширить знания учеников о  Египре( местоположении страны, особенностях природных условий, роли Нила в жизни египтян, об образовании единого государства)...

Технологическая карта урока по учебному предмету «История Древнего мира» в 5-ом классе на тему «Государство на берегах Нила»

Технологическая карта урока на тему «Государство на берегах Нила» разработана в рамках учебного предмета «История Древнего мира» для обучающихся 5 класса. ...

Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Государство на берегах Нила"

Ознакомить учащихся с природой Древнего Египта и образованием единого государства....

Технологическая карта урока по истории по теме Государство на берегах Нила.

  Предмет: ИсторияКласс: 5Тема раздела:  Древний Восток.Тема урока:  Государство на берегах Нила.Цель урока: Дать представление о местонахождении Египта на карте мира и особеннос...