Урок истории. 11 класс. Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами.
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Конспект поможет углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами; подробно рассмотреть причины подъема национальных антиколониальных движений в этих странах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок истории. 11 класс.
Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами.
Цель:
Образовательная:
- Систематизировать и углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами;
- Подробно рассмотреть причины подъема антиколониальных движений в этих странах.
Развивающая:
- развивать мыслительные навыки: формулировать понятие, выделять существенные признаки; анализировать исторические события;
- отрабатывать навыки работы с текстом учебника, грамотной устной речи;
- формировать логичность мышления, развитие навыков коллективной деятельности (ответственность), формирование способности высказывать и отстаивать свою точку зрения (самостоятельность).
Воспитывающая:
- подвести школьников к осознанию необходимости овладевать умениями поведения и общения на принципах уважения культур, толерантности и диалога.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация пройденного материала.
Опрос домашнего задания. Сообщения учащихся о Б. Муссолини и А. Гитлере, диктаторе Франко.
- Каковы характерные черты тоталитаризма?
- Назовите причины прихода к власти в 20 – 30 годах XX века фашистов.
- Мотивационно-целевой этап
Сообщение темы и цели урока.
1. Вводное слово учителя:
- Большинство стран Азии и Африки в начале 20 века продолжали существовать в статусе колоний индустриальных государств. Метрополии, невзирая на капиталистическую эпоху, продолжали эксплуатировать колониальные земли классическими феодальными методами: насильственный вывоз драгоценных металлов, создание системы работорговли, высокое натуральное и денежной налогообложение. О каких странах мы будем сегодня говорить? (ответы учащихся)
- Тема нашего урока: «Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами» И сегодня попытаемся вместе определить, как менялась экономическая, политическая и социальная жизнь в этих странах во времена перемен после окончания Первой мировой войны и до начала Второй.
План изучения темы:
1. Первая мировая война и страны Азии, Африки.
2.Страны Азии: Япония, Китай, Индия, Турция.
3.Страны Африки и Латинская Америка.
IV. Изучение нового материала:
1. Влияние итогов Первой мировой войны на страны Азии, Африки.
- «Мозговой штурм». (Дата, участники, итоги Первой мировой войны)
- Лекция учителя по первому пункту.
- После Первой мировой войны произошел территориальный передел мира. Побежденная Германия лишилась своих колониальных владений. В 1918 г. великие державы декларативно провозгласили право народов на самоопределение. Для его реализации была создана мандатная система управления колониями. Ее предложили Англия и Франция с целью узаконить захваченные ими германские колонии в Африке, Азии, на Тихом океане и владения Османской империи на Ближнем Востоке.
В конечном итоге положение колоний после Первой мировой войны мало изменилось. Колониальные страны навязывали народам модель развития, нарушавшую местные исторические традиции, но политическое и экономическое положение метрополий после войны стало сложным. Поэтому еще во время войны колонии почувствовали ослабление колониального гнета, т.к. метрополии были заняты боевыми действиями друг с другом и, к порабощенным, пришло понимание того, что против колонизаторов можно воевать.
Не последнюю роль в возрастании национального сопротивления сыграли СССР и Коминтерн. Россия (позже СССР) оказывала антиколониальному движению дипломатическую поддержку, а порой помогала деньгами и оружием (Китаю, Турции, Монголии). Под влиянием Октябрьской революции во многих странах Азии и Африки появились коммунистические партии и группы. Коммунисты считали восточные страны созревшими для социализма, поэтому выступали за проведение социалистической революции и установление диктатуры пролетариата.
-Мировой экономический кризис охватил какие страны и когда? (1929 -1933 США, Европа)
- Одной из причин кризиса стало перепроизводство. Повлияв на метрополии, кризис не мог обойти и колонии. Т .к. произошло свертывание мировой торговли , то это привело к росту недовольства торговцев, а значит и национального рабочего класса и крестьянства. А результатом стало активизация национально-освободительного движения. Национальная буржуазия была недовольна засильем иностранного капитала, который тормозил развитие национальных экономик. Крестьяне и ремесленники были недовольны высокими налогами и рыночной экономикой, которая ассоциировалась у них с колонизаторами. Интеллигенция видела в колонизаторах главного виновника отсталости и ограбления.
Национально-освободительное движение выступало за:
1.Продолжение модернизации и создание сильных процветающих государств.
2. Использование религиозных идей. Так, Гандизм опирался на свойственные индуизму традиции терпимости и ненасилия. Суньятсенизм использовал конфуцианские идеи государства-покровителя. Исламский национализм призывал к восстановлению демократических идей ислама. И только кемализм носил светский характер.
3. Совмещение интересов буржуазии и простых людей и даже звучал призыв к социальной гармонии, к опеке богатых над бедными.
Формы борьбы за реализацию этих идей:
Индия – ненасильственная борьба (сатьяграха) ;
Китай и Турция – вооруженная борьба;
Египет, Индонезия – сочетание пропаганды и вооруженной борьбы.
Кроме национальных партий, в Азии и Африке были созданы коммунистические и профашистские организации. Компартии одержали победу только в Китае, так как партия требовала диктатуры пролетариата (малочислен и слаб) и отказа от религии. Профашистские организации : «Молодой Египет», «Стражи бычьей упряжки».
2. Работа над вторым и третьим пунктами плана проходит самостоятельно. Учащиеся изучают материал, составляют сложный план ответа, который поможет в воспроизведении текста. Работа с учебником по вариантам.
Задание: На основе текста учебника составить сложный план ответа:
Япония – стр.89- 91;
Китай – стр. 91 – 93;
Индия – стр. 93 – 94;
Турция – стр. 94 – 95;
Страны Африки – стр. 95 – 96;
Латинская Америка – стр. 96 – 97.
V. Заключительный этап:
Презентация учащимися результатов самостоятельной работы.
Обобщение и вывод.
-Назовите политических деятелей стран Востока, возглавивших национально-освободительное движение в своих странах.
- Подумайте, почему Япония стала единственной из стран Востока, где произошла фашизация общества.
VI. Рефлексия.
- Сегодня на уроке я узнал…
- Я понял…
- Меня удивило…
- Я не знал, что…
VII. Задание на дом. Пар. 9 , вопросы 1,2, 4, 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый тест по разделам «Между мировыми войнами» и «Вторая мировая война».
Уважаемые коллеги.Представляю Вам тест, разработанный для I курса техникума. Конечно, вопросы в нем именно те, которые мы разбирали с ребятами на занятиях. В спецификации теста есть вся необходимая ин...
Пути развития народов Азии, Африки и Латинской Америки
Презентация к учебнику Н.В.Загладина...
Конспект урока истории в 6 классе "Государства и народы Африки и доколумбовой Америки".
Цель и задачи. Создать условия, при которых обучающиеся смогут: - описать хозяйственную, культурную и религиозную жизнь народов доколумбовой Америки, сравнить процесс организации государств коренны...
Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией
Презентация по всеобщей истории для 9 класса...
Конспект урока по истории Класс: 11 Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»
Конспект урока по историиКласс: 11Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»Цель:Образовательная:· Систематизировать и у...
Познавательные задания для урока «Страны Азии, Африки и Латинской Америки в начале ХIX в.»:
Познавательные задания для урока «Страны Азии, Африки и Латинской Америки в начале ХIX в.»Для урока истории в 11 классе...
Проверочная работа по истории №1 10 кл Тема: «Мир накануне и в годы Первой Мировой войны»
Проверочная работа по истории №1 Тема: «Мир накануне и в годы Первой Мировой войны»...