Сословный быт. Обычаи и нравы.
презентация к уроку по истории (7 класс) на тему
Цели: - Познакомить учащихся с сословным бытом Руси 17 века, обычаями и нравами.
- Показать, что несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в 17 веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние.
- Формировать у учащихся умения работать с текстом учебника, выделять главное, делать на основе анализа текста учебника необходимые выводы
Оборудование: компьютер, презентация.
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания.
Тест на тему «Культура России в XVII в».
3. Сообщение темы и целей урока.
( сл. 2) Цели урока.
( сл. 3) План урока.
1. Царский двор.
2. Боярский и дворянский быт.
3. Жизнь посадского населения.
4. Крестьянский быт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soslovnyy_byt.doc | 36.5 КБ |
soslovnyy_byt.ppt | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Сословный быт. Обычаи и нравы.
Цели: - Познакомить учащихся с сословным бытом Руси 17 века, обычаями и нравами.
- Показать, что несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в 17 веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние.
- Формировать у учащихся умения работать с текстом учебника, выделять главное, делать на основе анализа текста учебника необходимые выводы
Оборудование: компьютер, презентация.
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания.
Тест на тему «Культура России в XVII в».
3. Сообщение темы и целей урока.
( сл. 2) Цели урока.
( сл. 3) План урока.
1. Царский двор.
2. Боярский и дворянский быт.
3. Жизнь посадского населения.
4. Крестьянский быт.
( сл. 4) Задание на урок.
Какие новшества появились в Русской культуре в 17 веке?
4. Изучение нового материала.
Для того чтобы узнать о жизни царя обратимся к документу на стр. 101 и ответим на вопрос: «Какова была повседневная жизнь царя?»
1) рассказ учителя
( сл. 5) В XVII веке царский дворец претерпевает большие изменения. Он становится многолюдным: одни одевали царя, другие отвечали за сохранность его вещей, третьи одевали после сна. Одна охрана составляла 2 тыс. стрельцов.
( сл. 6) Дворцы, в которых жили Романовы, отличались большим великолепием. Кроме царской резиденции в Кремле, появляются постоянные летние резиденции- Коломенское и Измайловское.
( сл. 7) Самым крупным царским дворцом становится пятиярусный Теремной дворец в Кремле. Каменные постройки покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрывались войлоком или коврами. Для отделки помещений использовались атлас и кожа.
( сл. 8) В первой половине XVII века главным украшением дворца были выложенные разноцветными изразцами печи, во II половине XVII века появились картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.
( сл. 9) Как и прежде царские дворцы состояли из трёх частей: жилых комнат царя и его семьи, парадных залов и хозяйственных помещений.
( сл. 10) – комнаты в царском дворце: опочивальня, кабинет, банная
( сл. 11) Во время царских приёмов за стол одновременно садилось от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Царский стол поражал разнообразием и изобилием. У Алексея Михайловича было до 500 различных блюд.
( сл. 12) Главным развлечением царя и его двора была ловчая или соколиная охота. Выезд царя на охоту был обставлен особой церемонией, в которой участвовало до 3 тыс. человек.
Боярский и дворянский быт.
В беседе с учениками о боярском и дворянском быте учитель использует для наглядности картины Рябушкина «Свадебный поезд в Москве», «Московская девушка XVII века», «Московская улица XVII века в праздничный день».
Вопросы к учащимся: Представители каких категории населения изображены на картинах? Из чего это видно? Во что они одеты? Как они себя ведут в отношении окружающих?
( сл. 13) Боярские и дворянские дворы представляли собой подобие царского только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных зданий – избы, подклети, сени, чердаки, крылечки, соединяющиеся между собой.
( сл. 14) В богатых домах в окна были вставлены слюдяные пластины, а в домах победнее – рыбьи пузыри. Окна украшены наличниками. Особенностью домов бояр было то, что они раскрашивали их в разные цвета.
( сл. 15) Более разнообразным стало внутреннее убранство боярских и дворянских домов. В центре находилась печь. В комнате находились столы, лавки, украшенные росписями и резьбой. На полу лежали ковры. В доме можно было увидеть зеркала, часы, библиотеки.
( сл. 16) Посуда была преимущественно золотой и серебряной, но в XVII веке появляется и стеклянная посуда, привозимая из-за границы. В моду входит и венецианское стекло, обтянутые парчой кресла.
( сл. 17) Одежда оставалась традиционной, но заметно расширился выбор тканей: наряду с парчой и тафтой добавились ткани, привозимые из-за границы( шерстяные и суконные ткани) .
- Рассмотрите рисунок на стр. 87 в учебнике
( сл. 18) Претерпевает изменения и пища. В неё включаются новые продукты: восточные пряности и приправы, лимон, изюм, миндаль, сахар, колбаса.
Посадское население.
( сл. 19) Быт горожан был более скромным. Подворье включало жилой дом и хозяйственные постройки- горницы, сени, клети, баня, конюшня, сараи. Скромной была и домашняя утварь. В домах было много икон, которые находились в красном углу.
Крестьянство: повседневный быт и обычаи.
( сл. 20) Крестьянская изба в основном состояла из крытой дранкой или соломой избы, клеть для хранения имущества, хлев для скота, сарай. Зимой крестьяне переводили скот в избу. Печи с дымоходом отсутствовали, поэтому они топились по-чёрному.
2) работа по учебнику:
( сл. 21) Прочитайте материал на стр. 89-90 и ответьте на вопрос: «Чем питались крестьяне?»
( сл. 22) Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали - юноши с 15,а девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. С 17 в. венчание в церкви стало обязательным. Одежда шилась из домотканного холста и шкур животных.
Главный вопрос урока:
Какие новшества появились в Русской культуре в 17 веке?
Т.о. новые явления в повседневной жизни касались преимущественно лишь господствующих сословий. Уклад жизни большинства населения России продолжался оставаться традиционным.
5. Подведение итога урока:
1) работа с документами на стр. 90-92
6. Домашнее задание:
Параграф 1-11, подготовиться к зачёту.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какой была жизнь разных слоёв населения, их обычаи и нравы; Познакомитесь с новыми терминами. Сегодня вы узнаете:
Какие новшества появились в Русской культуре в 17 веке? Задание на урок:
1. Царский двор. 2. Боярский и дворянский быт. 3. Жизнь посадского населения. 4. Крестьянский быт. План:
Царский двор
Боярский и дворянский быт
Посадское население
Крестьянство: повседневный быт и обычаи
Крестьянство: повседневный быт и обычаи Прочитайте материал на стр. 89-90 и ответьте на вопрос: « Чем питались крестьяне?»
Параграф 4 -11, подготовиться к зачётной работе Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сословный быт. Обычаи и нравы
Урок на тему "Сословный быт. Обычаи и нравы" раскрывает обычаи и нравы XVII века....
«СОСЛОВНЫЙ БЫТ. ОБЫЧАИ И НРАВЫ»
Цель: Изучение сословного быта, обычаев и нравовЗадачи: Образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повс...
Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе "Римские религия,обычаи и нравы"
Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе.Используются разные виды деятельности учащихся на уроке.Урок полезен начинающим педагогам...
Урок литературы в 7 классе Н.В.Гоголь "Запорожская Сечь, ее обычаи и нравы..."
Урок интересен тем учителям, кто прошел уровневые курсы. Краткосрочное планирование разработано с использованием семи модулей с применением групповой формы работы....
Сословный быт. Обычаи и нравы в XVII веке.
Сословный быт. Обычаи и нравы....
План открытого урока в 5 классе на тему "Религия, обычаи и нравы Рима".
План открытого урока в 5 классе на тему "Религия, обычаи и нравы Рима"....
технологическая карта урока по истории 7 класс "Сословный быт.Обычаи и нравы".
технологическая карта урока "Сословный быт. Обычаи и нравы"...