«СОСЛОВНЫЙ БЫТ. ОБЫЧАИ И НРАВЫ»
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Цель: Изучение сословного быта, обычаев и нравов
Задачи: Образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия.
Развивающая: развитие творческого мышления; формирование навыков групповой работы с текстом учебника и предметным материалом.
Воспитательная: эстетическое воспитание через знакомство с картинами известных художников, уважения к традиционным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_temett.docx | 34.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Школа №54»
Открытый урок по теме:
«СОСЛОВНЫЙ БЫТ. ОБЫЧАИ И НРАВЫ».
Разработала и провела:
Учитель истории и обществознания
Куриленко Евгения Викторовна
Прокопьевск, 2013
Открытый урок по теме:
«СОСЛОВНЫЙ БЫТ. ОБЫЧАИ И НРАВЫ».
Цель: Изучение сословного быта, обычаев и нравов
Задачи: Образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия.
Развивающая: развитие творческого мышления; формирование навыков групповой работы с текстом учебника и предметным материалом.
Воспитательная: эстетическое воспитание через знакомство с картинами известных художников, уважения к традиционным ценностям.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, тетрадь.
Ход урока.
Организационный момент (1 мин.)
1. Проверка домашнего задания. (7 мин.)
тестовые задания:
1 вариант
- Укажите годы правления царя Михаила Федоровича Романова
а. 1533-1584 гг.
б. 1598-1605 гг.
в. 1613-1645 гг.
г. 1645-1676 гг.
- Территория Российского государства в 17 веке делилась на
а. губернии и округа
б. земщину и опричнину
в. уезды, станы и волости
г. наместничества и земства
- Прекращение созывов Земского собора во второй половине 17 века свидетельствовало об усилении роли:
а. Боярской думы
б. царя
в. приказов
г. местных выборных органов власти
- Свод законов Российского государства, принятый в 17 веке называется
а. «Русская правда»
б. «Жалованная грамота»
в. «Конституция»
г. «Соборное уложение»
- К привилегированному сословию в России 17 в. относились
а. посадские люди
б. священники
в. торговцы
г. крестьяне, жившие на царских землях
2 вариант
- Укажите годы правления царя Алексея Михайловича Романова
а. 1533-1584
б. 1598-1605
в. 1613-1645
г. 1645-1676
- Причина принятия Соборного уложения 1649 г.
а. стихийное бедствие
б. смена правящей династии
в. начало иностранной интервенции
г. огромное количество устаревших и противоречивых законодательных актов
- Усиление власти воевод на местах во второй половине 17 века свидетельствовало о (об)
а. усиление царской власти
б. ухудшение международной обстановки
в. прекращении действия Судебника
г. роста значения выборных местных органов власти
- Население страны, обязанное выполнять натуральные повинности и платить налоги государству в 16-17 вв., получило название
а. служилые люди
б. сыны боярские
в. казачество
г. тяглые люди
- К непривилегированному сословию в России 17в. относились
а. жители «черных слобод»
б. священники
в. дворяне
г. бояре
2. Изучение нового материала.
План урока.
1. Царский двор. (3 мин.)
2. Боярский и дворянский быт. (3 мин)
3. Жизнь посадского населения. (3 мин)
4. Крестьянский быт. (3 мин)
Задание на урок.
Учащиеся в течение всего урока должны проследить, «Какие новшества появились в быту и обычаях 17 века?»
Изучение нового материала.
Столица Российского государства в XVII веке – это большой многолюдный город, где живут люди разного звания и достатка. У каждого из них свой быт, обычаи и нравы.
Вопрос к ученикам: Как вы понимаете термин быт (варианты)
Быт – это повседневная жизнь. Это всё то, без чего немыслимо человеческое существование. Знакомство с повседневной жизнью наших предков, приближает далёкое прошлое, делает Великое более понятным и доступным.
Но изучать быт 17 в. нельзя без знаний быта 16 века. Для того чтобы вспомнить 16 век нам поможет в этом докладчик с сообщением о «Быте и обычаях 16 века».
Доклад по теме «Быт, обычаи и нравы 16 века» (5 мин.)
Предварительно на доске докладчик делает сравнительную таблицу по 16 и 17 веку, но заполняет только 16 век. 17в. заполняется в ходе урока учащимися самостоятельно.
Линии сравнения | Царь и его семья | Бояре и дворяне | Посадский люд | Крестьяне | ||||
17в. | 16в. | 17в. | 16в. | 17в. | 16в. | 17в. | 16в. | |
Одежда | Из дорогих тканей, украшена драгоценностями | Традиционнаяиз восточных и европейских тканей. Много одежды | Из дешёвых привозных тканей. Мало одежды | Домотканая из шкур домашних и диких животных | ||||
Еда | Несколько тысяч человек, более 500 блюд. | Традиционная, восточные продукты, колбаса | Традиционная | Основа – зерновые культуры, много овощей, по праздникам рыба и мясо, ягоды, фрукты | ||||
Жилище | Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна. | Комплекс деревянных строений, разноцветных, окна слюдяные или рыбьи. | Несколько различных строений | Изба по-чёрному, окна рыбьи или холстяные | ||||
Убранство дома | Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры. | Традиционная мебель, иностранные ковры, зеркала, часы, картины, карты | Традиционная мебель, украшенные иконы | Простая мебель | ||||
Развлечения | Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы | Пиры, охота, кулачные бои | ||||||
Посуда | Золотая и серебряная, стеклянная | Золотая и серебряная, стеклянная | Деревянная и глиняная | Деревянная и глиняная |
Весьма подробно описывают Москву иностранцы, посещавшие эту страну в XVI и XVII веках. Страна эта кажется им кошмарной и дикой: «Это — страна пьянства, обжорства, невежества, сна, религиозного фанатизма».
Нам, современным русским людям, трудно представить себе Москву XVI и XVII вв.
Для того чтобы нам узнать какие изменения произошли в 17 веке и произошли ли они вообще учащимся предлагается документ.
Работа с документом (5 мин.)
На экран выводится документ. Учащиеся должны выделить и выписать в тетрадь какие традиции были присущи 17 веку, а также те традиции которые сохранились в нашей жизни из той эпохи?
Документ
«Из записок иностранца А.Олеария о русских людях»
«…У москвичей, как правило, имелось мало запасов и утвари. У большинства не более трех или четырех глиняных горшков и столько же глиняных и деревянных блюд. Мало у них оловянной и еще меньше серебряной посуды – разве чарки для водки и меду. Поэтому-то ни в одном доме, ни у богатых, и у бедных людей, не заметно украшения в виде расставленной посуды, но везде лишь голые стены, которые у знатных завешаны циновками и заставлены иконами. У очень немногих из них имеются перины; лежат они, поэтому на мягких подстилках, на соломе, на циновках или на собственной одежде. Спят они на лавках, а зимою на печи, которая сверху плоска. Тут лежат рядом мужчины, женщины, дети, слуги и служанки. Под печами и лавками мы у некоторых встречали кур и свиней.
…Бояре и посадские люди одевались неодинаково. И разница была не только в покрое платья, сколько в количестве одежды и в той материи, из которой ее шили.
Бояре носили платье из роскошных тканей – тонких сукон, шелков, бархата, парчи. Ткани эти проделывали долгий путь, пока не попадали в русские города из далеких стран Востока и Запада – Средней Азии, Индии, Персии, Китая, Италии, Фландрии, Англии – и были очень дороги.
Посадские люди могли купить себе только сравнительно дешевые привозные ткани – кумач, бязь, миткаль, да и то в небольшом количестве. Они одевались в основном в материи, вытканные городскими ремесленниками или подмосковными крестьянами, а то и у себя дома – льняное полотно, холст и грубошерстные сукна – сермягу, армячину. Кроме домотканой одежды, носили и платье из различных окрашенных и узорчатых тканей…»
Вопросы к документу: Какие традиции были присущи 17 веку? Какие традиции сохранились в нашей жизни из той давней эпохи?
- Царский дворец.
В XVII веке царский дворец претерпевает большие изменения. Он становится многолюдным: одни одевали царя, другие отвечали за сохранность его вещей, третьи одевали после сна. Одна охрана составляла 2 тыс. стрельцов.
Дворцы, в которых жили Романовы, отличались большим великолепием. Кроме царской резиденции в Кремле, появляются постоянные летние резиденции.
Каменные постройки покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрывались войлоком или коврами. Для отделки помещений использовались атлас и кожа.
Внутреннее убранство царских палат также поражает великолепием. Стены отделывались разноцветным сукном, атласом и кожей. В окнах вставлено стекло. Это большая редкость.
В первой половине XVII века главным украшением дворца были выложенные разноцветными изразцами печи, во II половине XVII века появились картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.
Как и прежде царские дворцы состояли из трёх частей: жилых комнат царя и его семьи, парадных залов и хозяйственных помещений.
Во время царских приёмов за стол одновременно садилось от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Царский стол поражал разнообразием и изобилием. У Алексея Михайловича было до 500 различных блюд.
Главным развлечением царя и его двора была ловчая или соколиная охота. Выезд царя на охоту был обставлен особой церемонией, в которой участвовало до 3 тыс. человек.
- Боярский и дворянский быт.
Боярские и дворянские дворы представляли собой подобие царского только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных зданий – избы, подклети, сени, чердаки, крылечки, соединяющиеся между собой.
В богатых домах в окна были вставлены слюдяные пластины, а в домах победнее – рыбьи пузыри. Окна украшены наличниками. Особенностью домов бояр было то, что они раскрашивали их в разные цвета.
Более разнообразным стало внутреннее убранство боярских и дворянских домов. В центре находилась печь. В комнате находились столы, лавки, украшенные росписями и резьбой. На полу лежали ковры. В доме можно было увидеть зеркала, часы, библиотеки.
Посуда была преимущественно золотой и серебряной, но в XVII веке появляется и стеклянная посуда, привозимая из-за границы. В моду входит и венецианское стекло, обтянутые парчой кресла.
Одежда оставалась традиционной, но заметно расширился выбор тканей: наряду с парчой и тафтой добавились ткани, привозимые из-за границы шерстяные и суконные ткани. слайд
Претерпевает изменения и пища. В неё включаются новые продукты: восточные пряности и приправы, лимон, изюм, миндаль, сахар, колбаса.
- Посадское население.
Конечно же, знать (бояре, дворяне, богатые купцы) старались подражать царскому быту. Перед вами дом купца. Эта постройка XVII в.
Оцените достаток купца по горнице (мебель говорит о достатке)
Подворье включало жилой дом и хозяйственные постройки - горницы, сени, клети, баня, конюшня, сараи. Скромной была и домашняя утварь. В домах было много икон, которые находились в красном углу.
Если в жизни горожан можно наблюдать изменения, особенно к концу столетия, то крестьянская жизнь текла медленно, никаких значительных перемен не происходило. (cлайд)
- Крестьянство: повседневный быт и обычаи.
Крестьянский двор – это крытая дранкой или соломой изба, топившаяся по – чёрному, хлев для скота, сарай. Окна затянуты рыбьим пузырём или кусками промасленного холста. (cлайд)
Обстановка довольно скудная: простые столы и лавки. В красном углу обязательно икона, сюда усаживали гостя. Главная часть крестьянской избы это русская печь – зимой здесь спала вся семья, т.к это было самое тёплое место. Посуда деревянная и глиняная. Для освещения жилища использовали светец. Как правило, его вставляли в расщелину печи, а для предотвращения пожара на пол ставили корыто с водой.
Зимой крестьяне переводили скот в избу. Печи с дымоходом отсутствовали, поэтому они топились по-чёрному.
Работа с учебником: (5мин)
Прочитайте материал на стр. 89-90 и ответьте на вопрос: «Чем питались крестьяне?»
Ответ: Основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной (повседневной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво, квас. Много употреблялось в пищу овощей – капусты, моркови, свеклы, редьки, огурцов, репы. По праздникам в небольших количествах готовились мясные блюда. Более частым продуктом на столе была рыба. У зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшие им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах – землянику. Также использовали в пищу грибы и лесные орехи.
Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали - юноши с 15,а девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. С 17 в. венчание в церкви стало обязательным. Одежда шилась из домотканного холста и шкур животных.
Одежда (3 мин.)
Об одежде XVII в. нельзя говорить отдельно, не затрагивая предыдущих эпох. Покрой менялся гораздо медленнее, чем в наше время, когда платья, носившиеся двадцать лет тому назад, уже кажутся совершенно невозможными.
В XVI и XVII вв. покрой платья был почти один и тот же, и в XVII в. только некоторые детали прибавились к костюму прежнего века, например, горлатная шапка, у которой высокий, ушитый каменьями или вышитый золотом, стоячий воротник — козырь и т. д., но основы были те же; это были те же кафтаны, те же охабни, те же шубы. Костюм — как и орнамент, как архитектура и как язык — изменялся незаметно для лиц, носивших его, и изменялся он не по приказам делателей мод, а под влиянием самой жизни всего народа.
Бояре носили платье из роскошных тканей – тонких сукон, шелков, бархата и парчи.
Посадские люди могли купить только дешёвые привозные ткани – кумач, бязь. Они одевались, в основном, в материи, вытканные городскими ремесленниками, а то и как крестьяне в одежду из льняного полотна, домотканого холста, из грубошёрстного сукна – сермяги, армячины. (слайд)
Льняная рубаха – основа женской одежды всех сословий.
Подол и оплечье рубахи украшались вышивкой. Внизу широкие рукава стягивались манжетом – запястьем.
Широкий сарафан надевали поверх рубахи. Голову незамужней девушки украшал кокошник, который оставлял открытой косу – девичью красу.
Летник – вид женской одежды. В зависимости от достатка его шили из разных материалов: от сукна до парчи.
Опашень с длинными рукавами и прорезями у плеч обычно надевали поверх летника в холодное время. Замужние женщины закрывали голову платком-убрусом, а зимой надевали шапку, напоминающую мужскую.
Кафтан – ферязь с очень длинными рукавами был основой мужской одежды. Рукава при необходимости подтягивали, собирая на руках в многочисленные складки. Ферязь была одеждой знати, и она подчёркивала пренебрежение к физическому труду. Недаром в народе возникла поговорка: «Работать спустя рукава».
Охабень – верхняя уличная одежда с широкими рукавами. Отличительной чертой боярского костюма была высокая (горлатая) шапка. Такие шапки шились из горлышек куниц или черно-бурых лис и служили знаком высокого боярского достоинства.
3. Закрепление изученного материала (5мин.)
После выполненного задания проходит обсуждение поставленного вопроса в начале урока: «Какие новшества появились в быту и обычаях 17 века?»
Т.о. сегодня на уроке вы узнали, что из себя представлял царский двор в 17 веке, какие перемены произошли при дворе в 17 веке, что из себя представлял боярский, дворянский, крестьянский быт, жизнь посадских людей, чем быт посадских людей отличался от крестьянского. Вы узнали, что на быт и нравы населения России в 17 веке имели влияние и Запад и Восток. И для того чтобы нам закрепить материал давайте выполним задание №3 на стр.34 из рабочей тетради.
Учащиеся выполняют из рабочей тетради задание №3 на стр.34 и параллельно происходит обсуждение.
Домашнее задание: (2 мин.)
Параграф 11, рабочая тетрадь с.32-34, таблица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сословный быт. Обычаи и нравы
Урок на тему "Сословный быт. Обычаи и нравы" раскрывает обычаи и нравы XVII века....
Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе "Римские религия,обычаи и нравы"
Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе.Используются разные виды деятельности учащихся на уроке.Урок полезен начинающим педагогам...
Урок литературы в 7 классе Н.В.Гоголь "Запорожская Сечь, ее обычаи и нравы..."
Урок интересен тем учителям, кто прошел уровневые курсы. Краткосрочное планирование разработано с использованием семи модулей с применением групповой формы работы....
Сословный быт. Обычаи и нравы в XVII веке.
Сословный быт. Обычаи и нравы....
Сословный быт. Обычаи и нравы.
Цели: - Познакомить учащихся с сословным бытом Руси 17 века, обычаями и нравами.- Показать, что несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в 17 веке в жизни и...
План открытого урока в 5 классе на тему "Религия, обычаи и нравы Рима".
План открытого урока в 5 классе на тему "Религия, обычаи и нравы Рима"....
технологическая карта урока по истории 7 класс "Сословный быт.Обычаи и нравы".
технологическая карта урока "Сословный быт. Обычаи и нравы"...