открытый урок «Афинская демократия при Перикле». 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Задачи:
Образовательные:
- изучить вопрос о расширении демократии при Перикле в5в. до н.э.;
-систематизировать знания о демократии в Афинском полисе.
Развивающие:
-развивать аналитическое и критическое мышление учащихся через приёмы работы на уроке.
-Воспитательные:
-формировать навык бесконфликтного поведения, умение слушать и тактично исправлять ошибки товарищей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_3.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздаточный материал
Сравни обучение в современной школе и афинской. Что тебе нравится, а что нет? Почему?
Для этого вспомни:
-Со скольких лет начиналось обучение в афинской школе и у нас?
-Почему в афинских школах учили только мальчиков, а сейчас учат всех?
-Чему учили детей?
-До какого возраста обучались дети?
-Что тебе нравится, а что нет в этих системах обучения?
Сделай вывод.
ЗАГАДКИ:
Среди принятых за обедом развлечений была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов я предлагаю отгадать и вам:
*Я черное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым)
*Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. (Зеркало)
*Не говори ничего и ты выразишь моё имя, но если ты назовёшь меня, говоря моё имя, о чудо! Ты выразишь меня. (Молчание)
Афинская демократия при Перикле
Солон Перикл Н.Э
VI в до н.э. V в до н.э.
Афинская демократия | |||
законодательная | исполнительная | судебная | |
ЭККЛЕССИЯ (народное собрание) *граждане старше 20 лет Главный лозунг: «Совет и народ постановили»: +выбор стратега +принятие законов +объявление войны +утверждение мира +распоряжение казной | Совет 500 граждане ст.30лет - выбирались жеребьевкой +формирование повестки дня экклессии | Коллегии ! 10 магистратов *выборные *отчётные *краткосрочные (1год) *оплата труда | Каждые 5-6 лет любой гражданин жеребьёвкой выбирался на должность судьи |
443г до н.э- приход к власти Перикла – до 428 г до н.э.
Реформы Перикла:
-оплачиваемыми государственные должности
- раздачу денег и земли нуждающимся
- обширное строительство в Афинах
- морской союз в морскую державу
Урок «Афинская демократия при Перикле». 5 класс
Задачи:
Образовательные:
- изучить вопрос о расширении демократии при Перикле в5в. до н.э.;
-систематизировать знания о демократии в Афинском полисе.
Развивающие:
-развивать аналитическое и критическое мышление учащихся через приёмы работы на уроке.
-Воспитательные:
-формировать навык бесконфликтного поведения, умение слушать и тактично исправлять ошибки товарищей.
Ход урока:
I.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята, подравнялись и спокойно сели на место.
II.Проверка домашнего задания:
1.Подготовит ответ по плану сегодня – Вадим Соколов.
Сравни обучение в современной школе и афинской. Что тебе нравится, а что нет? Почему?
Для этого вспомни:
-Со скольких лет начиналось обучение в афинской школе и у нас?
-Почему в афинских школах учили только мальчиков, а сейчас учат всех?
-Чему учили детей?
-До какого возраста обучались дети?
-Что тебе нравится, а что нет в этих системах обучения?
Сделай вывод.
2. Пока Вадим готовиться, мы проведём исторический диктант. У доски будет работать Миша Зырянов, остальные в тетради.
-Год Марафонской битвы.
-Как в Афинах называли Совет знати?
-Какое слово переводится как «власть народа»?
-Кто возглавлял греческую армию в битве при Саламинах?
-Как называли старого раба, сопровождающего ребенка в школу?
(490 г. до н.э., ареопаг, демократия, Фемистокл, педагог)
-Давайте, послушаем, что приготовил Вадим.
3. Среди принятых за обедом развлечений была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов я предлагаю отгадать и вам:
*Я черное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым)
*Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. (Зеркало)
*Не говори ничего и ты выразишь моё имя, но если ты назовёшь меня, говоря моё имя, о чудо! Ты выразишь меня. (Молчание)
III Подготовительный этап.
- Кто заложил основы демократии в Афинах? (Солон)
-Дайте определение понятию «демократия». (Демократия - народовластие)
-Какие преобразования осуществил Солон? (отменил долговое рабство, в решении государственных дел принимали участие все граждане Афин, граждане могли присутствовать на судебном заседании)
-
IV. Изучение новой темы.
Фаза вызова
Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. Демократия – это «власть демоса». В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.
Так давайте попробуем выяснить: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕРИКЛА?
Поможет мне сегодня вести урок кандидат исторических наук.
Стадия осмысления и рефлексии
Слушаем внимательно, чтобы смогли ответить на вопросы.
Обратите внимание на ленту времени:
Солон Перикл Н.Э
VI в до н.э. V в до н.э.
Когда и кем были заложены основы демократии? Кто может изобразить это время на ленте времени? Ярик на доске, остальные в тетради.
При ком демократия достигла расцвета? Юля, пожалуйста, покажи на ленте. Остальные в тетради. Молодцы.
-Слушаем дальше.(остановить на словах о поветке дня)
Обратим своё внимание на таблицу.
Афинская демократия | |||
законодательная | исполнительная | судебная | |
ЭККЛЕССИЯ (народное собрание) *граждане старше 20 лет Главный лозунг: «Совет и народ постановили»: +выбор стратега +принятие законов +объявление войны +утверждение мира +распоряжение казной | Совет 500 граждане ст.30лет - выбирались жеребьевкой +формирование повестки дня экклессии | Коллегии ! 10 магистратов *выборные *отчётные *краткосрочные (1год) *оплата труда | Каждые 5-6 лет любой гражданин жеребьёвкой выбирался на должность судьи |
-Какие три ветви власти есть в любом демократическом государстве?
-Из каких двух органов состояла законодательная власть в Афинах?
- Кто мог войти в состав экклессии?
-А кто запомнил, какими словами начиналось каждое собрание?
-Чтобы ответить на вопрос: чем занималось народное собрание в Афинах вам надо прочитать пункт1.2 параграфа 40. Подсказка в таблице: поработаем в парах - вставляете пропущенные слова, а потом проверим- кому удалось сделать более точно? Помним, что обсуждения проходят тихо шёпотом. Вам на это 3 минуты.
- Чем же занимались граждане на заседании экклесии? Анжела? А что получилось у Насти? Молодцы!. Давайте послушаем как работала экклессияи , а так же внимательно про второй орган власти – Совет 500.
-Кто мог стать членов Совета? Паша?
Как выбирались? Ярик?
Чем занималось? Юля?
Молодцы, ребята мы с вами заполнили всё, что какается законодательной власти. Теперь давайте прослушаем особенности исполнительной власти. Их всего пять . Слушаю вы можете по ходу карандашиком делать пометки в тетради.
Кто же может назвать пять особенностей исполнительной власти. Посмотрите, на таблицу – там есть подсказка- начало слова.
Очень хорошо ребята, давайте же дослушаем до конца и выясним – а что же особенного было в судебной власти.
Что же мы запишем в табличку?
Хорошо.
Мы хорошо потрудились – давайте отдохнем – ФИЗМИНУТКА
Возвращаемся в Афины
При ком демократия в Афинах расцвела ? (при Перикле)
В каком году Перикл пришёл к власти. Найдите в учебнике – Коля – Сколько раз он избирался на роль стратега? (15) Кто может сказать, а до какого года правил Перикл? (428г до н.э.)
Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большинства граждан Афин.
Он сделал оплачиваемыми государственные должности, и потому они стали доступны каждому бедняку. Он ввел раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений. Он не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нем отстроили заново афинский акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира. Морской союз при Перикле превратился морскую державу.
Учителями Перикла были замечательные учёные Анаксагор, который изучал явления природы и считал что Солнце и Луна это не боги, а огромные раскалённые камни. Софокл, творец Антигоны, создатель статуй Фидий, отец истории – Геродот – это люди, с которыми общался Перикл и участвовал с ними в учёных спорах.
Но были и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли его в преступлениях. Фидия, например обвинили в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы доказать свою правоту, Фидий снял золотую одежду со статуи, ее взвесили и убедились в честности этого человека.
Именно во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады.
V. Закрепление изученного
Первое государство, которое мы изучали, был Древний Египет. Сравните управление в Афинах и Древнем Египте?
Давайте в заключении напишем синквейн на тему :
1.Афинская демократия
2.три прилагательных
3. два глагола
4.предложение о Афинской демократии
5.существительное синоним, которое подведёт итог.
Юля Анжела Ярик Настя Паша (оценка за урок)
VI. Д/з №40 вопросы после параграфа, к/к + цветные карандаши. Коля и Вадим подойдут на переменке за темой сообщения на следующий урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Афинская демократия при Перикле", 5 класс
Данная презентация будет хорошим дополнением к уроку...
Презентация урока "Афинская демократия при Перикле"
Презентация урока "Афинская демократия при Перикле" по истории Древнего мира для 5 класса....
Урок Афинская демократия при Перикле
урок для сильного 5 класса. Объем очень большой, но дети у меня очень работоспособные, правда "скелет" таблицы мы делали заранее...
Урок "Афинская демократия при Перикле", "История древнего Рима".
На уроке ставится цель раскрыть понятие слова "демократия", противоречивый и ограниченный характер афинской демократии....
Презентация к уроку "Афинская демократия при Перикле"
Презентация для 5 класса с элементами ФГОС....
Урок "Афинская демократия при Перикле"
Урок - открытие новых знаний...
Открытый урок : "Афинская демократия при Перикле"
Тип урока: урок изучения нового материала.Цель урока: изучить общественно- политический строй Афин, после греко-персидских войн;Задачи:Обучающие : выявить основные направления преобразований в обществ...