Урок "Афинская демократия при Перикле", "История древнего Рима".
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
На уроке ставится цель раскрыть понятие слова "демократия", противоречивый и ограниченный характер афинской демократии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afinckaya_demokratiya_pri_perikle.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Афинская демократия при Перикле
- Цели урока: раскрыть противоречивый и ограниченный характер афинской демократии:
с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения; с другой - демос, стоявший у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцами и союзниками. Показать преимущество демократической системы управления над авторитарной, проведя параллель с современным демократическим преобразованием в России. Продолжить формирование умений составления, работы со схемами, понятиями, опорными конспектами.
- Оборудование: Учебное электронное издание «История древнего мира»( CorDIs),
Образовательная коллекция «История древнего мира»(CorDIs), карта «Древняя Греция»,
Учебные картины: « Греческий театр»; Афинская гавань Пирей»; « Народное собрание в Афинах в 5 в . до н.э ; кроссворд, опорный конспект, документы учебника, выдержки из книги « Детский Плутарх». презентация "Афинская демократия при Перикле".
- Методы: фронтальная беседа с учащимися, игра- заполнение кроссворда на слайде,
рассказ учителя с привлечением материалов электронных пособий, описание картины учащимся.
Ход урока
- Организационный момент
- Повторение изученного материала по теме «Греческий театр».
- Вопросы беседы:
1. Как возник театр в Греции
2. Покажите на картине три части, из которых состоял театр и расскажите о назначении каждой из них.
3. Что вы знаете об актёрах и хоре?
4. Каких греческих авторов вы знаете, назовите их произведения
5. Расскажите содержание известных вам комедий и трагедий
6. Кто подготовил рассказ о древнегреческом театре? – сообщения-презентации учащихся.
Изучение нового материала
1.Вступительная беседа : «Сегодня нам предстоит выяснить, как в 5 в. до н.э. управлялись Афины – один из самых известных и могущественных греческих полисов того времени. Мы побываем на афинском народном собрании и познакомимся с человеком, укрепившем афинскую демократию. Но, прежде чем вести разговор о событиях 5 в. до н.э., давайте вспомним имя другого выдающегося афинянина, изменившего общественную жизнь Афин в начале
5 в. до н.э.»
-Что изменилось в управлении Афинами, когда Солон был архонтом?
- Как назывался общественный порядок, зародившийся в Афинах в 5 в. до н.э.
2. Объяснение учителя:
Учитель рассказывает, что в 5 в до н.э. Афины стали полисом, где любой гражданин, богатый или бедный, знатный или нет, мог участвовать в управлении. Демос стал правителем Афин, вождем демоса несколько десятилетий был Перикл. Верховная власть в Афинах принадлежала народному собранию (по-гречески экклесия).
Учитель предлагает совершить воображаемое путешествие и побывать на афинском народном собрании. Внимание класса обращается на экран - "Народное собрание в Афинах". Учитель сообщает, что собрание созывалось 3-4 раза в месяц, обычно на холме Пникс в западной части города (учащиеся смотрят на схему Афин). Участвовать в собрании могли только граждане, мужчины, начиная с двадцатипятилетнего возраста. На экклексию приходили и жители города, и земледельцы из ближайших деревень. Собиралось 5-6 тысяч человек. Любой желающий мог выступить с речью; для этого он надевал на голову венок.
Учащиеся рассматривают картину и отвечают на вопросы: кого Вы видите на ступенях? (Значение слова "оратор".) Предположите, кого выводит с собрания стражник? (Наиболее подготовленные школьники вспоминают слово "метек".) Какой момент изобразил художник на картине? (Принятие решения.)
"Так какие же решения принимались на народном собрании?"- формулирует вопрос учитель и предлагает найти ответ, причитав текст на с. 183-184 учебника (со слов "Народное собрание..." до конца первого пункта).
Народное собрание
(экклесия)
выбирало издавало
стратегов законы
объявляло войну распоряжалось казной и
и утверждало мирные утверждало расходы государства
договоры
Работая над схемой учитель напоминает, что в Афинах существовал и народный суд - гелиэя . Школьникам предлагается рассказать, как проходили судебные разбирательства (описание есть в параграфе 30).
Учитель дополняет и корректирует ответы школьников.
Далее учитель предлагает школьникам ряд вопросов: кому принадлежала верховная власть в Афинах? Какие решения принимались на народном собрании? С какого года собрание избирало Перикла первым стратегом?
Подготовленному классу задается и дополнительный вопрос: было ли, на ваш взгляд, управление Афинами справедливым? При обсуждении этой проблемы следует избегать крайних суждений.
Третья часть урока - увлекательный рассказ о Перикле с использованием презентации и дополнительных сведений о жизни этого человека.
После подготовленной презентации о Перикле формируется домашнее задание. Школьникам предлагается прочитать текст параграфа 40 и воспроизведенные в учебнике фрагменты источников ( Аристотель о проверке прав на гражданство, слова Перикла в изложении Фукидида), ответить на вопросы к документам и к параграфу, выполнить задания, сформулированные в учебнике. Кроме того, дома учащимся предстоит ответить и на такой вопрос: что было сделано Периклом для того, чтобы демос получил возможность управлять госсударством?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История Древнего Рима
Презентация для повторения основных моментов истории Древнего Рима...
Электронный задачник "По страницам истории Древнего Рима"
Для обучающихся 5 класса, выполнено в программе Excel. Ребус, задание на усвоение терминологии, загадка, задача и примеры на счет лет в истории, анаграммы и упражнения, 3 теста с выведение отметк...
презентация-сопровождение к занятияю "Своя игра по истории Древнего Рима"
является готовым материалом для проведения повторительно-обобщающего урока или внеклассного мероприятия по теме...
История Древнего Рима - обзор 5 класс
История Древнего Рима - обзор 5 класс...
Контрольная работа по истории Древнего Рима для 5 классов
Контрольная работа по истории Древнего Рима для 5 классов...
Дополнительное чтение по истории Древнего Рима в 5 классе
список книг для чтения по истории Древнего Рима...
Тест по истории Древнего Рима. 5 класс.
История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А. Глава 11....