Урок "Афинская демократия при Перикле"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 45 (5 по данному разделу)
Тема урока: Афинская демократия при Перикле
Цели урока:
- Познакомить учащихся с античной демократией; показать позитивные и негативные черты афинской демократии
- Развивать умения работы с текстом учебника и историческими документами; обобщать факты и формулировать выводы; аргументировано доказывать свою точку зрения;
- На примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремление заботиться о людях.
Планируемые результаты:
Предметные: овладевать целостными представлениями об афинской демократии; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности явлений периода афинской демократии;
Метапредметные УУД: самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать опыт демократического устройства в Афинах.
Оборудование: проектор, экран для демонстрации презентации и выполнения контрольного модуля, заданий и ответов на вопросы.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока:
- Организационный момент. (3 мин)
Учитель обращает внимание учащихся на записанный на доске тезис: «Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства». Афиняне гордились тем, что они, простой народ, принимают участие в управлении государством.
Ребята, вспомните:
- Что такое демократия?
- В каком государстве Древнего мира стала устанавливаться демократия?
- Как вы считаете, о чем сегодня мы будем говорить?
Тема урока: «Афинская демократия при Перикле» (слайд 1)
План урока: (слайд 2)
- Чем занималось Народное собрание.
- За государственную службу платили деньги из казны.
- Перикл, его друзья и враги
Проблема урока: можно ли считать Афинское государство во времена Перикла образцовым? (слайд 3)
- Проверка знаний, полученных ранее, в форме тестирования. (5 мин)
Ребята, сегодня мы с вами завершаем изучение раздела Возвышение Афин в V веке до н. э. и расцвет демократии. И прежде чем мы приступим к изучению последней темы этого раздела, мы с вами повторим то, что нам уже известно об Афинах V века. Перед вами небольшие тесты, на выполнение которых вам дается 5 минут.
1. В Афинском полисе правителей называли:
а) властителями; б) брахманами; в) архонтами,
г) фараонами.
2. Главным занятием спартанцев было:
а) ремесло; б) земледелие; в) военное дело;
г) рыболовство.
3. Греки покидали родину и основывали колонии из-за:
а) набегов кочевых племен скифов;
б) угрозы голода и долгового рабства;
в) вторжения северных племен дорийцев;
г) ожесточенной борьбы демоса и знати.
4. Олимпийские игры греки посвящали богу:
а) Посейдону; б) Крону; в) Зевсу; г) Гермесу.
5. Царь персов Ксеркс покинул Грецию после:
а) Марафонской битвы; б) боев в Фермопильском ущелье;
в) Саламинского сражения; г) битвы при Платеях.
6. Персы перестали считаться непобедимыми после:
а) Марафонской битвы; б) боев в Фермопильском ущелье;
в) Саламинского сражения; г) битвы при Платеях.
7. Спартанцы считались хорошими:
а) строителями; б) мореплавателями; в) воинами;
г) купцами.
КЛЮЧ:
1-в; 2-в; 3-б, г; 4-в; 5-в; 6-а; 7-в.
8. С празднествами в честь какого бога связано рождение театра в Греции?__________
Диониса.
9. Как называлась металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики выдавливали буквы?____________
Стилем.
10. Как называлась школа для занятий гимнастикой мальчиков с 12 лет в Греции?_________
Палестра
11. Кто обучался в афинских школах?_____________________
Сыновья афинских граждан.
12. Что использовали афинские школьники для письма?_____________________
Дощечки с воском.
13. Как называется место, где взрослые греки проводили свободное время и обучались красноречию.______________________________________
Гимнасия.
(слайд 4) А теперь проверьте правильность выполнения теста. Поменяйтесь с соседом по парте работами и сверьте ответы с ответами на экране. Оцените работу:
(слайд 5)
1 ошибка – «5»
2- 3 ошибки – «4»
4, 5, 6 ошибок – «3»
Более 6 ошибок – «2»
- Изучение новой темы (15 мин)
В Афинах в V веке до н. э. не было царей и вельмож. Афиняне считали, что любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством. Государством в Афинах управлял демос. Знаменитым вождем демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл.
(Слайды 6-27)
- Физминутка ( на экране) (2 мин)
- Работа по группам Работа с историческим текстом. (6 мин)
Раздаю тексты 3 группам: Выберите, кто будет читать, кто будет отвечать на вопросы.
- Закрепление изученной темы. (5 мин)
Вот и подошел к концу наш урок. Но, прежде чем мы с вами расстанемся, давайте повторим то, что вы сегодня узнали на уроке. Учащиеся выполняют тест на экране вслух. (слайд 28)
1. Перикл начал управлять в Афинах:
А) в 420 г. до н. э.
Б) в 443 г. до н. э.
В) в 476 г. до н. э.
2. Перикл занимал высшую должность:
А) 5 лет
Б) 10 лет
В) 15 лет
3. Перикл происходил из семьи:
А) аристократа
Б) торговца
В) ремесленника
4. Перикл думал:
А) о покорении персов
Б) о могуществе Афин
В) о создании мощного войска
5. По предложению Перикла в Афинах:
А) платили за государственную службу
Б) строили водопроводы
В) обучали женщин в школе
- Рефлексия (сдайд 29) (3 мин)
- На уроке я работал(а)… (активно/пассивно).
- Своей работой на уроке я…(доволен (довольна)/недоволен (недовольна)).
- Урок мне показался… (коротким/длинным).
- За урок я… (не устал(а)/устал(а)).
- Материал урока мне был… (интересен/скучен).
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…
- Было интересно…
- Меня удивило…
- Задание на дом (слайд 30) (1 мин)
§ 40, в раб. тетр. №42, 43 на стр. 32,33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2024/11/05/picture-46242-1730823809.jpg)
Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории
Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории. Цель урока: Расширить и дополнить представления школьнико...
Презентация к уроку "Афинская демократия при Перикле", 5 класс
Данная презентация будет хорошим дополнением к уроку...
Афинская демократия при Перикле
Разработка урока по истории Древнего мира для 5 класса....
Презентация урока "Афинская демократия при Перикле"
Презентация урока "Афинская демократия при Перикле" по истории Древнего мира для 5 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/12/picture-130334-1352739390.jpg)
Урок Афинская демократия при Перикле
урок для сильного 5 класса. Объем очень большой, но дети у меня очень работоспособные, правда "скелет" таблицы мы делали заранее...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/23/picture-140334-1374548507.jpg)
Урок истории в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"
Комбинированный урок с элементами здоровьесбережения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/23/picture-140334-1374548507.jpg)
"Афинская демократия при Перикле"
Презентация к уроку. Используется при объяснении нового материала....