урок по истории Калмыкии на тему "Ханские палаты"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Арнаева Елена Сергеевна

урок по истории Калмыкии в 9 классе "Ханские палаты" является интегрированным, обладает исследовательским характером. На данном уроке учащиеся закрепляют свои знания на тему "Калмыцкие правители 17-19вв"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок по истории Калмыкии47 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Сарпинская средняя общеобразовательная школа имени Э.Т.Деликова»

Интегрированный урок по истории и культуре родного края

«ХАНСКИЕ ПАЛАТЫ»

Учитель истории: Арнаева Елена Сергеевна

пос. Салын-Тугтун Сарпинского района Республики Калмыкия

УРОК – ЭКСПЕДИЦИЯ

«Ханские палаты»

Цель урока: активизировать знания учащихся по истории родного края

Задачи:

  1. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою историческую Родину.
  2. Продолжить формировать знания по истории и культуре калмыцкого народа.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор

Раздаточный материал: раздаточный материал с хронологией правления калмыцких ханов; подборка мудрых фраз, пословиц, поговорок об истории, стихов о Родине; рабочий лист к уроку.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. Эмоционально-мотивационный настрой учащихся

Здравствуйте! Сегодня у нас не совсем обычный урок-экспедиция.
Сейчас я прошу вас прикоснитесь друг к другу.
Что вы чувствуете?
- тепло
- мягкость
- защиту

Вы прикоснулись друг к другу! Вот и мы сегодня сможем дотронуться, прикоснуться к настоящей истории, к той, которую можно подержать, ощутить в своих руках.

Давайте отправимся в заочную этнографическую экспедицию по истории наших предков, по истории калмыков.
Вы сегодня выступаете в роли исследователей и по ходу урока должны сделать научные выводы, имеющие историческое значение.

Итак, мы с вами отправляемся в Ханские палаты.

II. Актуализация знаний учащихся

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран

Дети слушают рассказ, звучащий на фоне видеоролика о калмыцких ханах

- А теперь возьмите в руки текст прослушанный вами, постарайтесь определить в нем ключевые моменты и создайте свою хронологическую схему управления калмыцким народом. Работу выполняем в парах, в рабочих листах.

Учащиеся работают с раздаточным материалом. Определяют ключевые моменты в правлении каждого хана и выполняют с ним работу по схеме.

- Давайте проверим, каков результат вашей работы с текстом.

Какие ключевые моменты в правлении каждого хана вы нашли?

- Это слово «Объединение»

2-3 учащихся озвучивают результаты работы.

- Действительно, каждый правитель калмыков считал главным в своей деятельности – объединение ойратских этногрупп. И мы в течение урока постараемся посетить все ханские палаты с целью исследовать деятельность каждого правителя. Персидский историк 14 века Рашид-ад-дин писал: «Ойраты всегда имели государя и вождя…»

III. Выполнение учащимися (индивидуально и коллективно) различного рода заданий обобщающего и систематизирующего характера

Сейчас вы видите презентацию с хронологией ойрат-калмыцких ханов, а вы рассказываете главные результаты в правлении.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Чем примечательна деятельность того или иного калмыцкого правителя?
  2. Внешняя и внутренняя политика (участие в войнах)
  3. Характеристика на каждого правителя

  1. Тогон - хан –  Указ о Улан зала, как отличительном символе от других монголоязычных народов
  2. Эсен – хан – объединение ойратских и монгольских племен, разгром китайского войско, мирный договор с Китаем на ойратские условия
  3. Байбагас-хан – организация ойратского чуулгана (съезда), разгром монгольского войска Убаши-хунтайджи
  4. Хо-Урлюк-  – добровольное вхождение калмыцкого народа в состав России, консолидация ойратских племен в самостоятельную монголоязычную калмыцкую народность
  5. Шукур-Дайчин – отказ от ханского титула, упрочение власти над калмыками
  6. Мончак-Пунцук – поход под Азов (1657), помощь калмыков России в войне с Крымом (1661), участие в осаде г.Яика
  7. Аюка-хан – участие в Крымском походе (1673-1674), участие в войне с Турцией (1677-1681), участие в Азовском походе (1696), участие в Северной войне (1700-1721), помощь русскому правительству при Стрелецком бунте (1705), в Булавинском и Некрасовском движении (1708-1709), оказание помощи в Персидском походе (1722)
  8. Церен-Дондок – междоусобные войны с братьями, отрешение от ханства за слабостью
  9. Дондок-Омбо – битва с горцами и приведение их в подданство России (1736), разгром каракалпаков, абазинцев, участие в турецкой войне (1736-1739), приведение в порядок правление
  10. Дондок-Даши – упорядочение калмыцкой жизни, Токтолы
  11. Убуши-хан – положение о Зарго, , участие в русско-турецкой войне (1768), поход на Кубань, голод, земельные ограничения, массовые мобилизации на войну, уход части калмыков в Джунгарию, ликвидация калмыцкого ханства
  12. Чучей Тундутов – вновь деятельность суда Зарго, Коллегия иностранных дел, упразднение калмыцкого ханства.

IV. Рефлексия.

Наша экспедиция в Ханские палаты завершена. Весь урок мы подводили итоги деятельности калмыцких ханов.  И сейчас прошу вас отразить свои мысли, чувства, эмоции, которые вы испытываете. Какую бы вы фразу подобрали, чтобы подвести итог нашей экспедиции?

Учащиеся дают характеристику каждому хану. Например, Хо-Урлюк – дипломат, Дондок-Даши – мудрый, Аюка-хан – властолюбивый, стратег, Шукур-Дайчин- дальновидный, Мончак-Пунцук – отважный и т.д.

Ребята предлагают свои варианты. например:  «Без прошлого нет будущего» и т.д.

V. Итог урока

Учитель благодарит всех ребят за добросовестное и качественное выполнение опережающих творческих заданий, отмечает ребят, активно работавших на уроке.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и ОПК Тема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»

урок  или внеклассное мероприятие для 5-9 классовТема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»Цели урока:§  познакомить учащихся с житием  преподобного Сергия Радонежского,...

Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны"

Конспект урока направлен в первую очередь на воспитание толерантности у учащихся. Цели и задачи урока:показат трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности вы...

Конспект урока по истории 5 кл . Тема урока "Образование государства на берегах Нила"

Цель урока  Цель урока: создать условия для формирования представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положен...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв."

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО ИСТОРИИ   Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв." 6 класс...

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

Технологическая карта урока по истории Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»

Технологическая карта урока по истории   Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»...

Конспект урока по истории 7 класс Тема урока: «Русское государство и общество в середине XVI в.».

Тип урока: открытие нового знанияФорма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.Задачи урока:Личностные:осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, спос...