Интегрированный урок по истории и ОПК Тема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»
классный час по теме

Кушнарева Татьяна Анатольевна

 урок  или внеклассное мероприятие для 5-9 классов

Тема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»

Цели урока:

§  познакомить учащихся с житием  преподобного Сергия Радонежского, раскрыть духовную красоту его личности;

§  провести межпредметные связи с уроками музыки, изобразительного искусства, истории;

§  развивать речь учащихся, умение работать с толковыми словарями;

§  воспитывать в детях доброту, отзывчивость, чувство патриотизма, приобщать к духовно-нравственным ценностям русской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhitie_sergiya_radonezhskogo.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по истории и ОПК

Тема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с житием  преподобного Сергия Радонежского, раскрыть духовную красоту его личности;
  2. провести межпредметные связи с уроками музыки, изобразительного искусства, истории;
  3. развивать речь учащихся, умение работать с толковыми словарями;
  4. воспитывать в детях доброту, отзывчивость, чувство патриотизма, приобщать к духовно-нравственным ценностям русской культуры.

Оборудование и наглядные пособия:

  1. Мультимедийная аппаратура.

Слайды: икона «Сергий Радонежский с житием»

               икона «Троица» Андрея Рублева

               панорама Троице – Сергиевой Лавры.

  1. Репродукции картин                                                                                         М. В. Нестеров «Видение оттоку Варфоломею», «Благословение Сергием Дмитрия Донского на Куликовскую битву».
  2. Фонограммы:                                                                                                    
  1. Колокольный звон
  2. Хор Троице – Сергиевой Лавры
  3. П.И. Чайковский «Утренняя молитва»
  4. «Детство св. прп. Сергия Радонежского (литературно-музыкальная композиция)
  1. Портрет П.И. Чайковского
  2. Карточки с пословицами
  3. Шкатулка, деревянная ложка
  4. Фотоальбом с видами Троице-Сергиевой лавры
  5. Толковые словари
  6. Магнитофон

Ход  урока:

І. Организационный момент.                                                                           Звучит колокольный звон. Дети рассаживаются по своим местам.

На экране:

Тема:       «Житие Сергия Радонежского» и эпиграф урока

…Но еще есть Свет верховный,

   Свет не солнца и планет,

   Но чистейший Свет духовный,

  Свет науки, Божий Свет …

                                         В. Бенедиктов.

ІІ.  Вступительное слово учителя:

      Среди вечных тем литературы, музыки, живописи есть одна, которую трудно назвать «темой», так велико и всеобъемлюще ее значение. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к Свету и Истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему, всему лучшему, что есть в мире.

      Вера в людях не умирала никогда; это она двигала их стремлениями возводить храмы, это она учила любить своих ближних и заботиться о них.

Совесть

Сострадание         --    на экране

сорадование

есть  лучшие человеческие качества, на деле, а не на словах помогающие выполнять завещанную людям заповедь: «Любите друг друга»

       Трудно назвать, например, композитора, творчество которого не включало бы духовно-музыкальных сочинений: Глинка, Мусоргский, Рахманинов, Чайковский… Вот  на последнем имени мы немного остановимся.

       П.И Чайковский (показать портрет) включил в свой «Детский альбом» пьесу «Утренняя молитва». Так на Руси было принято – утром просить у Бога благословение на добрые дела.

       Известно стихотворение 11-летнего Пети Чайковского:

                  Когда молюсь от сердца,

                  Господь мою молитву слышит.

                 Молитва наша есть сестра.

                 Она, как свет, нам душу освещает.

Неторопливо, по-детски  чисто, обращается маленький человек к Богу. Послушайте эту светлую, прозрачную, возвышенную музыку.

(Звучит «Утренняя молитва» П.И. Чайковского)

  1. Какая эта музыка по характеру?
  2. Помогла ли вам эта музыка сосредоточиться, собраться с мыслями, задуматься о своих поступках? (ответы детей)

Вот с этой  сосредоточенностью, вниманием, мы будем сегодня говорить о великом светильнике земли Русской – преподобном Сергии Радонежском.

   ІІІ. Подготовительный этап.

  1. Нам  предстоит познакомиться с житием святого. А что такое житие?        (Житие – это повествование о жизни святого человека)
  2. Какого человека  мы называем святым?                                                          (Это просто добрые и хорошие люди, о которых приятно читать. Святые – это люди совсем особенные, особенно любящие Бога. Святого можно сравнить с меленьким зеркалом, в котором отражается свет солнца, и этот отраженный свет светит другим людям. Святость святых – это отражение святости Бога)

        Далее изучение «Жития …» строится по плану. На экране:

  1. Раннее детство. Сын радости.
  2. Благодатный  отрок. Встреча с черноризцем.
  3. Основание монастыря Святой Троицы.
  4. Игумен земли Русской.

- Вы уже знаете, что жития писали на старославянском языке. Русский алфавит очень изменился, изменился и  словарный состав языка.

Мы будем читать «Житие …» в переводе на русский язык. И все же нам встретятся очень необычные слова.

Дети разбиваются на 3 группы и объясняют смысл слов, используя толковые словари:

І группа                                ІІ группа                                  ІІІ группа

Благоверный                     литургия                                  просфора

Благочестивый                 черноризец                              преподобный

Блаженный                         иерей                                        псалом

Отрок                                   инок                                          часовня

Чадо                                      игумен                                      монастырь

ІV. Основной этап

  1. Чтение отрывка о раннем детстве преп. Сергия. Учитель обращает внимание на то, что мирское имя преподобного – Варфоломей («сын радости»).                                                                                                                  Беседа по прочитанному:                                                                                     - Как звали родителей Варфоломея? (Кирилл и Мария)                                   - Какими они были? (Божьи угодники, благочестивые, добродетельные)       - Какие  чудеса произошли с Варфоломеем во младенчестве? (3 раза вскрикнул младенец во чреве матери во время литургии, отказывался от молока матери в постные дни – среду и пятницу).                                          Итак, вы поняли, что у Кирилла и Марии родился необыкновенный мальчик. Он отличался от других детей. Послушный, тихий, смиренный отрок. Варфоломей обращал на себя внимание родителей своей добротой, любовью к молитве и посещению храма. Но была у него одна большая сердечная скорбь (печаль)… Когда Варфоломею исполнилось семь лет, его решили учить грамоте. К сожалению, мальчик никак не мог научиться читать. Варфоломей очень горевал. Учитель наказывал его, товарищи смеялись. Но однажды с отроком произошло удивительное событие.
  2. Чтение отрывка о встрече Варфоломея с черноризцем.                                  Беседа по прочитанному:                                                                                        -  Как выглядел старец, с которым  встретился Варфоломей? (Он был благообразным, подобным ангелу).                                                                      – Расскажите, о чем беседовали мальчик и черноризец? (отрок поведал о своей печали, старец помолился  и благословил Варфоломея)                     - Какую таинственную пищу дал старец отроку? (Просфору, которая оказалась сладкой на вкус)                                                                                      - Послушайте инсценировку этой встречи.                                                         (Дети слушают отрывок из литературно-музыкальной композиции «Детство св. прп. Сергия Радонежского», аудиокассета)                                     После прослушивания учитель показывает репродукцию картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею.                                                           Беседа по картине:                                                                                                  - Как художник изобразил мальчика? Опишите его одежду, выражение лица, позу.                                                                                                               – Как художник изобразил старца?                                                                     - Почему не показано лицо монаха?                                                                        - Какие чувства вызвала у вас эта картина?                                                        К.Д. Паустовский написал об этой картине так:                                               «В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка-березка. Все это кажется драгоценным. Да так оно и есть… Этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце»…                                                                                                        Ученик читает стихотворение:                                                                         Я вижу, словно  наяву,                                                                                     Лицо ребенка,                                                                                            Глаз изумленных синеву                                                                                   И облик тонкий.                                                                                             Он плоть от плоти той земли                                                                               И кость от кости,                                                                                                 Где осень, ветлы, журавли,                                                                             Крест на погосте.                                                                                               И пусть он хрупок, робок, мал                                                                        Еще сегодня,                                                                                                        Но выбор на него упал                                                                                     Уже Господний!                                                                                             Он землю Русскую спасет                                                                                Святой молитвой.                                                                                                 И с именем его народ                                                                                          Пойдет на битвы.                                                                                                  – Ребята, а как встретили Варфоломея и гостя его родители? (Радушно, с великой радостью)                                                                            

     Да на Руси  народ всегда был гостеприимным и любил странников.                 – Куда отправились мальчик со старцем прежде вкушения пищи? (В часовню)                                                                                                                  -- Прочитайте, что произошло в часовне? (По благословению старца Варфоломей стал четко и стройно читать псалмы)                                        -- Ребята, а вы хотите услышать, какие слова мог читать Варфоломей? Он читал на церковно-славянском языке. (Учитель показывает страницу «Часослова») Видите, какие необычные буквы? Я прочитаю вам отрывок из псалма. Вы, наверное, не поймете многие слова, но я хочу, чтобы вы почувствовали гармонию, глубину, красоту этого языка.                                       (На тихом фоне церковных песнопений учитель читает отрывок из 50 псалма)                                                                                                                        «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесях Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестныя и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся…»

  1. Пункт «Основание монастыря Святой Троицы» разбивается на 3 части. Они распределяются между 3 группами учеников, которые изучают отрывки в течение определенного времени. Представители от каждой группы готовят сообщения.                                                                        

1 ученик                                                                                                                           Кириллу и Марии с детьми пришлось бежать из Ростова, разоренного и запуганного междуусобной войной  князей, и они поселились в Радонеже, княжестве Московском. После смерти родителей Варфоломей с братом Стефаном ушли далеко в дикий лес, далеко от всякого жилья, и там жили вдвоем, проводя все время в молитве и трудах.                                                  Варфоломей  принял монашество, в постриге получив имя Сергий. Брат Стефан не выдержал испытаний и ушел на некоторое время назад, в Москву. Сергий остался совсем один. Вокруг кельи выли волки, бродил медведь. Монаху бывало и голодно, и холодно. Но зверей он не боялся и делился с медведем своим хлебом, а от страхов защищался молитвой.               2 ученик                                                                                                                   Люди стали рассказывать о молодом отшельнике, и многие приходили к нему за советом, а некоторые оставались жить с ним, строя себе маленькие дома-кельи. Больше всех трудился сам святой Сергий – строил кельи для других, рубил дрова, пек хлеб, варил еду, носил воду.  Монахи уговорили его стать их начальником – игуменом. Монастырь был очень бедным. В церкви служили при свете лучины, чаша для Причастия была деревянной, молитвы писали на древесной коре.                                                 3  ученик                                                                                                                  Сергия знали и  почитали многие князья. Он старался мирить их и молился святой Троице, во имя которой был построен монастырь, чтобы, смотря на образ святой Троицы, люди понимали добро единства и грех разделения. (на экране икона «Троица» А. Рублева)                                         Сам же он оставался самым смиренным из  всех монахов, носил самую бедную одежду, работал и служил  другим.

  1. Время, когда жил преподобный Сергий, было  очень тяжелым. Страна согнулась под игом татар – жестоких  завоевателей с Востока. Святой Сергий благословил великого князя Дмитрия Донского на сражение с врагами, сказав ему: «Иди, князь, и Бог правды даст тебе победу».  (Учитель показывает картину М.В. Нестерова «Благословение Сергием Дмитрия Донского на Куликовскую битву». Дети находят и читают соответствующий отрывок из «Жития…»)                                                    Битва произошла на Куликовом поле и была очень страшной. Преподобный послал вместе с князем на бой двух монахов – Пересвета и Ослябю, которые погибли в битве. Молитвы и святость преп. Сергия помогли Руси выдержать самое тяжелое  и темное время русской истории.                                                                                                               Уже  7 веков прошло со времени кончины преподобного, но и сегодня, словно небесный град Божий, на земле стоит созданная святым Троице-Сергива Лавра.                                                                                        (на экране – панорама Лавры)                                                                             Учитель показывает  фотоальбом Лавры.
  1. Закрепление.
  1. На экране – икона «Сергий Радонежский с житием».                                          Дети рассматривают клейма с левого угла и по кругу, объясняя, что на них изображено. Если дети затрудняются – учитель помогает.
  2. Работа с пословицами.                                                                                          Учитель раздает карточки с пословицами. Дети объясняют их смысл, приводя примеры из жития Сергия Радонежского.                                          Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.                                             Жить – Богу служить.                                                                                        Послушание – паче (выше) поста и молитвы.                                                 Умный – смиряется, глупый – надувается.                                                         С молитвою в устах, с работою в руках.
  3. В руках у учителя шкатулка.  Дети задают вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет» и отгадывают,  какой предмет спрятан в шкатулке.                                                                                                                   (В шкатулке находится деревянная ложка. Со времен преп. Сергия в Троице-Сергиевой Лавре занимались резьбой по дереву, а также деревянные вещи были «благословением монастыря»)

VІ. Итог урока

- Что больше всего удивило или поразило в «Житии Сергия Радонежского»?

- Какими качествами обладал преподобный? (Кротость, благочестие, доброта, любовь ко всем)

- Почему святого называют «игуменом земли Русской»? (Он молился за Русь, духовно поддерживал ее защитников, примирял враждующих)

-  Кто из вас был в Троице-Сергиевой Лавре? Поделитесь впечатлениями.

Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия, как  человечность, доброта, милосердие. Многие организации, отдельные граждане нашей страны, осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, к инвалидам. Не тянется ли эта ниточка, эта преемственность из глубины веков, от таких людей, как преподобный Сергий Радонежский?

Лучами земля опоясана,

Цветами земля опоясана.

Ходите дорогами ясными,

Летайте высокими трассами.

Орбитой любви и привета,

Пусть мчится вся наша планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом.

- А какие добрые дела можете совершить вы, даже в таком юном возрасте? (Дети рассуждают)

VІІ.    Домашнее задание

  1. Подготовить краткий пересказ  «Жития Сергия Радонежского».
  2. Записать в тетрадь малознакомые слова, выяснить их значение.
  3. Отдельные учащиеся готовят рефераты: «Битва на Куликовом поле»,      «Троице-Сергиева Лавра в наши дни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе "Житие преподобного Сергия Радонежского".

Житие преподобного Сергия Радонежского. Урок литературы в 8 классе....

По страницам жития Святого Преподобного Сергия Радонежского. Связь с природой.

Познакомить учащихся с некоторыми страницами  жития Святого Преподобного Сергия Радонежского, его  связью с природой...

Электронный образовательный ресурс "Житие преподобного Сергия Радонежского"

Ознакомление детей с жизнью преподобного Сергия Радонежского....

Разработка урока "Житие Преподобного Сергия Радонежского"

Разработка урока  "Житие Преподобного Сергия Радонежского", 7 класс...

Житие преподобного Сергия Радонежского

Урок поможет обучающимся выявить историческую основу фрагментов «Жития Сергия Радонежского», художественные особенности произведения, а также роль подвижнической деятельности Сергия Радоне...

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся жить у Преподобного Сергия Радонежского"

Программа внеурочной деятельности «Учимся жить у преподобного Сергия Радонежского» по общекультурному направлению для обучающихся с ТМНР...