Образец рабочей программы
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Здесь я представляю образец одной из моих рабочих программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_istoriya.docx | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Учебная программа разработана на основе:
1.Закон об образовании РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
2. Закон об образовании РТ № 68-ЗРТ от 22.07.2013 г.;
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. – 79 с. – (Стандарты второго поколения);
4. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897;
5. Примерной основной образовательной программы основного общего образования от 08 апреля 2015 года.
6. Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения);
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения).
8. Устава МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче Нижнекамского муниципального района РТ;
9. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче Нижнекамского муниципального района РТ;
10. Положение о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету на 2016-2017 учебный год.
11. Устава МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче Нижнекамского муниципального района РТ
12. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче Нижнекамского муниципального района РТ (приказ МБОУ «Гимназия №2» НМР РТ № 338 от 01.06.2016)
13. Учебного плана МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче Нижнекамского муниципального района РТ на 2016-2017 учебный год с учётом регионального компонента (приказ МБОУ «Гимназия №2» НМР РТ №445 от 27.08.2016)
Общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета «История»
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. В действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования, принятых в 2009–2012 гг., названы следующие задачи изучения истории в школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:
- идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
- рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
- ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
- воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
- общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.
- познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
- формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
- принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
- многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
- многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
- исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
- антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
- историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
- Общая характеристика учебного предмета «История»
- Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России, история татарского народа и Татарстана.
- Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.
- Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.
- В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников.
- Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.
- Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
- Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.
- Патриотическая основа исторического образования имеет цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории. При этом важно акцентировать внимание на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг., раскрыв подвиг народа как пример гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Вместе с тем, позитивный пафос исторического сознания должна создавать не только гордость военными победами предков. Самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского общества на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, согласия и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения, традиции трудовой и предпринимательской культуры, благотворительности и меценатства.
- В школьном курсе должен преобладать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Тем не менее, у учащихся не должно сформироваться представление, что история России – это череда триумфальных шествий, успехов и побед. В историческом прошлом нашей страны были и трагические периоды (смуты, революции, гражданские войны, политические репрессии и др.), без освещения которых представление о прошлом во всем его многообразии не может считаться полноценным. Трагедии нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.
- Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур и религий, укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Следует подчеркнуть, что присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, культурное и экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др.
- Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества. С этим связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества, формирования правового сознания. Следует уделить внимание историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общинное самоуправление, земские соборы, земство, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т. д.), сословного представительства.
- Необходимо увеличить количество учебного времени на изучение материалов по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности, традиций народов России. Культура не должна быть на периферии школьного курса отечественной истории. Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры Средневековья, Нового времени и ХХ века, великие произведения художественной литературы, музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т. д. Важно отметить неразрывную связь российской и мировой культуры.
- Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического развития ведущим и определяющим могут быть либо экономические, либо внутриполитические или внешнеполитические факторы.
- Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в качестве наиболее оптимальной предложена модель, при которой изучение истории будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы. За счет более подробного изучения исторических периодов обучающиеся смогут как освоить базовые исторические категории, персоналии, события и закономерности, так и получить навыки историографического анализа, глубокого проблемного осмысления материалов (преимущественно в ходе изучения периодов истории Нового и Новейшего времени), сравнительного анализа.
- При преподовании учебного курса «История» следует учитывать базовые национальные ценности, в числе которых, согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России входят:
- • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
- • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Место учебного предмета «История» в учебном плане основного общего образования.
Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах по 2 часа в неделю.
Изучение предмета «История» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др. В 5 классе изучается единый предмет «История», представленный учебным курсом «Всеобщая история. История Древнего мира».
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 350 часов, по 2 часа в неделю:
5 класс – 70 часов для изучения истории: история России – 10 ч, Всеобщая история – 60 ч.
В 6-9 классах единый предмет «История» представлен учебными курсами «Всеобщая история», «История России» и «История Татарстана» (региональная составляющая). Материал учебных курсов изучается в рамках одного предмета и в школьной документации оформляется как «История». Учебный материал исторических курсов, в том числе по истории Татарстана, может изучаться следующим образом:
- отдельным модулем каждый, (курс всеобщей истории, истории России, истории Татарстана), причем, изучение всеобщей истории должно предшествовать изучению отечественной истории в рамках определенного хронологического периода;
- интегрированное изучение учебного материала по принципу синхронности. Приоритет – изучению отечественной истории.
Распределение часов возможно примерно следующее: «Всеобщая история» – 24, «История России» – 36, «История Татарстана» – 10 часов в течение учебного года. Возможно интегрированное изучение отдельных тем отечественной и всеобщей истории. В 9-м классе в связи с сокращением учебных недель количество часов на преподавание истории регламентируется локальным актом образовательной организации.
Содействие сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России обеспечивается в рамках региональной/этнокультурной составляющей предмета «История». В связи с введением Историко-культурного стандарта в курсе истории усиливается акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. В Республике Татарстан, как и в каждом из регионов России, с этой целью формируется перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной (Концептуальные основы историко-культурного стандарта). Региональная этнокультурная составляющие исторического образования Республики Татарстан представлена учебным курсом «История татарского народа и Татарстана». В основной (5-9 кл.) школе, где история изучается на базовом уровне, материал по «Истории татарского народа и Татарстана» интегрирован в общий курс истории.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения истории по годам обучения
Личностные:
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
- складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметные:
Регулятивные:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
Познавательные:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.
Коммуникативные:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Предметные:
- освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
- умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
- составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
- понимание вклада древних народов в мировую культуру.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «История»:
Ученик научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять,в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Ученик получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Содержание учебного предмета «История»
(70 часов)
Введение (2 час).
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность (4 часа).
Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир (1 час)
Понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток (20 часов)
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. (8 часов)
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей. (8 часов)
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. (4 часа)
Древняя Греция (20 часов)
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях. (5 часов)
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. (6 часов)
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии. (5 часов)
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. (4 часа)
Древний Рим (19 часов)
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.(4 часа)
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.(3 часа)
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. (6 часов)
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.(4 часа)
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. (2 часа)
Народы и государства на территории нашей страны в древности. (2 часа)
Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Раздел | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Введение | 2 | Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник; Учувствовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю |
Первобытность | 4 | Показывать на карте места расселения древнейших людей; Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы; Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества; |
Древний мир | 1 | Объяснять, как ведется счет лет до н.э. и н.э., используя ленту времени; Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории |
Древний Восток | 20 | Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии; древние города и государства Восточного средиземноморья; территорию Персидской державы; территорию древней Индии; территорию и центры древнеегипетского государства. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения, крупнейших городах Древней Месопотамии; о культуре Древней Ассирии (используя иллюстративные материалы); о культуре Древней Индии, высказывая суждения о ее вкладе в мировую культуру. Объяснять, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире; в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе; предпосылки и следствия создания финикийцами алфавита, значение перехода к монотеизму (в иудаизме); какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев; значение понятий империя, конфуцианство; какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества; Характеризовать источники, рассказывающие о древних цивилизациях (материальные и письменные источники, законы Хаммурапи); 1)основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др. 2)особенности власти фараонов и порядок управления страной; условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей отдельных каст; занятие и положение населения в Древнем Китае. Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, пирамида, папирус; Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру. |
Древняя Греция | 20 | Показывать на карте территории древнегреческих государства, места значительных событий; на карте направления походов Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции; о том, как утверждались демократические порядки в Афинах; о развитии наук, образовании в Древней Греции. Характеризовать верования древних греков, объяснять какую роль играли религиозные культы в греческом обществе; политический строй древнегреческих государств-городов (Афины и Спарта); афинскую демократию при Перикле. Объяснять значение понятий полис, демократия, олигархия, колонизация, метрополия; что значило в древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков; в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие; причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока. Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты. Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения. Составлять исторический портрет (характеристику )Александра Македонского. Раскрывать значение понятия эллинизм. Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма. |
Древний Рим | 19 | Показывать на карте местоположение древнейших государства на территории Италии; На карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после ее разделения; на карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии; о хозяйственной жизни в древнем Риме, положении трудового населения, рабов; о культурной жизни в Древнем Риме; как строились отношения между Римом и провинциями. Раскрывать значение понятий патриций, плебс, республика; консул, трибун, сенат, диктатор, легион, император, провинция. Объяснять кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему учувствовал в политической борьбе; в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан. Характеризовать верования древних жителей Италии; причины и итоги войн Рима; политическую жизнь в древнем Риме и ее участников, важнейшие события. Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника. Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества. Выявлять примеры влияния античного искусства в современной архитектуре. |
Народы и государства на территории нашей страны в древности. | 2 | Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древнейшие государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов, древних государств. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств МТО | Количество |
Учебно-методические пособия, печатные (таблицы, сюжетные картинки, репродукции) 1. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. – 79 с. – (Стандарты второго поколения); 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897; 3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования от 08 апреля 2015 года. 4. Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения); 5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― (Стандарты второго поколения). 6. Всеобщая история, история Древнего мира, учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, Михайловский Ф.А., Бонгард-Левин Г.М., 2013. 7. Набор таблиц по каждому разделу Технические средства обучения - Классная настенная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок. - Ноутбук, компьютер - Интерактивное оборудование - Видеофильмы, соответствующие содержанию курса - Презентации | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения 5 Г класс | |
План | Факт | |||
Введение (2 час). | ||||
1. | Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). | 1 | 2.09 | |
2. | Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. | 1 | 3.09 | |
Первобытность (4 часа). | ||||
3. | Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. | 1 | 9.09 | |
4. | Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. | 1 | 10.09 | |
5. | Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. | 1 | 16.09 | |
6. | От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. | 1 | 17.00 | |
Древний мир (1 час) | ||||
7. | Понятие и хронология. Карта Древнего мира. | 1 | 23.09 | |
Древний Восток (20 часов) | ||||
8. | Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. | 1 | 24.09 | |
9. | Управление государством (фараон, чиновники). | 1 | 30.09 | |
10. | Религиозные верования египтян. Жрецы. | 1 | 1.10 | |
11. | Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. | 1 | 7.10 | |
12. | Познания древних египтян. Письменность. | 1 | 8.10 | |
13. | Храмы и пирамиды. | 1 | 14.10 | |
14. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» | 1 | 15.10 | |
15. | Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. | 1 | 21.10 | |
16. | Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. | 1 | 22.10 | |
17. | Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. | 1 | 28.10 | |
18. | Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. | 1 | 29.10 | |
19. | Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. | 1 | 11.11 | |
20. | Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. | 1 | 12.11 | |
21. | Персидская держава: военные походы, управление империей. | 1 | 18.11 | |
22. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древние цивилизации Ближнего Востока» | 1 | 19.11 | |
23. | Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. | 1 | 25.11 | |
24. | Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. | 1 | 26.11 | |
25. | Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. | 1 | 2.12 | |
26. | Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. | 1 | 3.12 | |
27. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток» | 1 | 9.12 | |
Древняя Греция (20 часов) | ||||
28. | Античный мир: понятие. Карта античного мира. Население Древней Греции: условия жизни и занятия. | 1 | 10.12 | |
29. | Древнейшие государства на Крите. | 1 | 16.12 | |
30. | Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). | 1 | 17.12 | |
31. | Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». | 1 | 23.12 | |
32. | Верования древних греков. Сказания о богах и героях. | 1 | 24.12 | |
33. | Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. | 1 | 13.01 | |
34. | Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. | 1 | 14.01 | |
35. | Афины: утверждение демократии. | 1 | 20.01 | |
36. | Законы Солона, реформы Клисфена. | 1 | 21.01 | |
37. | Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. | 1 | 27.01 | |
38. | Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. | 1 | 28.01 | |
39. | Афинская демократия при Перикле. | 1 | 3.02 | |
40. | Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. | 1 | 4.02 | |
41. | Пелопоннесская война. | 1 | 10.02 | |
42. | Возвышение Македонии. | 1 | 11.02 | |
43. | Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. | 1 | 17.02 | |
44. | Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания. Олимпийские игры. | 1 | 18.02 | |
45. | Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. | 1 | 24.02 | |
46. | Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. | 1 | 25.02 | |
47. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция» | 1 | 3.03 | |
Древний Рим (19 часов) | ||||
48. | Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. | 1 | 4.03 | |
49. | Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. | 1 | 10.03 | |
50. | Римская республика. Патриции и плебеи. | 1 | 11.03 | |
51. | Управление и законы. Верования древних римлян. | 1 | 17.03 | |
52. | Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном. Ганнибал. Римская армия. | 1 | 18.03 | |
53. | Установление господства Рима в Средиземноморье. | 1 | 1.04 | |
54. | Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме. | 1 | 7.04 | |
55. | От республики к империи. Гражданские войны в Риме. | 1 | 8.04 | |
56. | Гай Юлий Цезарь. | 1 | 8.04 | |
57. | Установление императорской власти; Октавиан Август. | 1 | 14.04 | |
58. | Римская империя: территория, управление. | 1 | 15.04 | |
59. | Возникновение и распространение христианства. | 1 | 21.04 | |
60. | Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. | 1 | 22.04 | |
61. | Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. | 1 | 28.04 | |
62. | Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. | 1 | 29.05 | |
63. | Ораторское искусство. Цицерон | 1 | 5.05 | |
64. | Развитие наук. Архитектура и скульптура. | 1 | 6.05 | |
65. | Пантеон. Быт и досуг римлян. | 1 | 12.05 | |
66. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим» | 1 | 13.05 | |
67. | Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. | 1 | 19.05 | |
68. | Итоговое тестирование по курсу «История древнего мира» | 1 | 20.05 | |
Народы и государства на территории нашей страны в древности. (2 часа) | ||||
69. | Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. | 1 | 26.05 | |
70. | Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент. | 1 | 27.05 |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесённые в КТП | Причина | Согласовано с зам. директора по УР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образец рабочего листа по теме "Решение линейных уравнений"
В рабочем листе перед заданиями размещен справочный материал. Данный вид работы полезен для закрепления умений на первых уроках в теме....
Образец рабочей программы по алгебре 9 класса (А.Г. Мордкович) в соответствии ФГОС
Рабочая программа по математике (алгебре) для 9 класса в рамках изучения ФГОС...
образец рабочей программы
последняя версия...
Образец рабочей программы по физике. Первоначальные сведения о строении вещества 7 класс
Образец рабочей программы соответствует требованиям ФГОС. Здесь учитываются планируемые результаты, способы действий обучающихся с имеющимися ЦОР или ТС, критерии оценивания достижения плани...
Образец - примерная программа по проведению и организации школьной недели педагогики и психологии
Приводим вашему вниманию примерную программу по проведению и организации Недели педагогики и психологии в рамках Дня учителя. В рамках этой недели стало традициеий - организация Дня школьного самоупра...
Образец "Индивидуальная программа социального сопровождения (реабилитации и адаптации) несовершеннолетнего"
Основная цель работы с ребенком и семьей: включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечени...
Образец титульного листа для рабочей программы по ФГОС
Титульный лист-это элемент рабочей программы,представляющий первоначальные сведения о ней....