Конспект урока истории в 10 классе "Подготовка отмены крепостного права"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Материалы учебного занятия позволят сформировать у учащихся не только представление о борьбе за крестьянскую реформу, показать основные лагеря в этой борьбе и ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права, но и такие важнейшие интеллектуальные умения, как умения анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_v_10_klasse._podgotovka_otmeny_krepostnogo_prava.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Подготовка отмены крепостного права.
Цель занятия:
- сформировать у учащихся представление о борьбе за крестьянскую реформу, показать основные лагеря в этой борьбе и ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права;
- сформировать важнейшие интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документом.
- вырабатывать понимание, что на исход исторических событий, помимо объективных экономических факторов, влияет расстановка политических сил, прочность позиции руководителей государства и их оппонентов.
Опережающее задание:
Класс разбивается на группы – трем группам предлагается сформировать варианты проектов решения аграрных вопросов крепостниками, либералами и представителями революционного лагеря. Четвертая группа – правительство – должна выбрать приемлемый проект (ученики еще не изучали материал реформы 1861 года) и обосновать свое решение. Группа экспертов дает анализ условий, при котором возможно принятие каждого из трех проектов и оценивают правильность изложения позиций и правительственный выбор.
Вводная часть урока.
Учитель начинает урок с разбора эпиграфа (Н.Я.Эйдельман) «Положение освободившихся крестьян, их будущие земельные наделы сначала казались начальству не совсем такими, какими получились в конце концов».
Задача урока: выяснить, какой казалась реформа начальству и в целом обществу до 1861 года и потом сравнить с тем, что получилось.
Учитель кратко рассказывает о подготовке реформ. На доске рисуется схема государственных учреждений, которые занимались подготовкой реформ, очень коротко рассказывается о задачах и функциях каждого из них, принятых документах и итогах деятельности (Приложение №1). Более подробную информацию об этом можно найти в книге Н.Я.Эйдельмана.
Учащиеся должны обсудить следующие вопросы:
- задачи и функции учреждений;
- кто стоял во главе учреждений;
- документы и итоги их деятельности.
Учитель подчеркивает, что для работы комиссии обязательно собиралась статистика по земельным вопросам, производились расчеты, изучался опыт решения вопросов Пруссии, Австрии и Франции. «Вам предстоит та же самая работа».
В процессе подготовки реформы был опубликован Высочайший рескрипт об учреждении из числа местных помещиков губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы. В 1855-1857 гг было подано правительству 60 записок с проектами отмены крепостного права.
Учащимся предлагаются пакеты документов из книги М.Винокуровой, М.Чепелкиной. Эпоха реформ 60-х годов в России, М., 1993:
- К.Д.Кавелин «Записка об освобождении крестьян в России»;
- Ю.Ф.Самарин «Записка о крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе»;
- Речь Александра II перед московскими, губернскими и уездными предводителями дворянства (1856 год);
- Речь Александра II в Государственном совете (январь 1861 год);
- А.М.Унковский «Проект освобождения крестьян»;
- М.П.Позин «Проект освобождения крестьян»;
- Н.Г.Чернышевский «Устройство быта помещичьих крестьян».
Основная часть урока.
В процессе работы над проектами изучаются документы и выявляются особенности отмены крепостного права в различных губерниях страны. С этой целью учащимся предлагаются познавательные задания:
Задание №1. Перед вами – письма двух помещиков, написанных накануне отмены крепостного права. Они датируются 1857 годом. Авторы размышляют о возможном освобождении крестьян от крепостной зависимости. Подумайте, из каких губерний они написаны и почему столь противоречивые мнения об освобождении крестьян существовали среди дворян? Чье мнение, на ваш взгляд, более соответствовало действительности?
- «Чем мы более отпустим людей на волю, тем мы более получим земли при освобождении крестьян, а ты сам знаешь, что у нас земли немного. Пожалуйста, убедись в моей правде, что каждый крестьянин, отпускаемый теперь на волю, хотя и с потерею для меня, сохраняет мне в будущем три или четыре десятины земли и что во всяком случае при появлении указа, чем у нас будет менее крестьян, тем будет для нас покойнее».
- «Ты спрашиваешь меня насчет проектов уничтожения крепостного права. Я читал их со вниманием и грустью. Ежели теперь в России существует какой-либо порядок в народе, то с уничтожением крепостного права он совершенно разрушится…Скажу тебе, что вместе с дарованием крестьянам вольности государь подпишет мне и многим тысячам помещиков смертный приговор».
Задание №2. Используя таблицу «Барщина и оброк в помещичьих имениях в 1858 году», объясните, в каких районах России было выгодно освобождать крестьян от крепостной зависимости (Приложение №2). Предположите, каким образом произойдет освобождение.
В итоге выполнения заданий у учащихся складывается представление о двух мнениях по вопросу о реформе.
Помещики нечерноземных губерний:
- освободить крестьян с землей;
- взять выкуп, несоразмерный со стоимостью земли;
- правительство должно гарантировать выкупную операцию.
Помещики черноземных губерний:
- освободить крестьян без земли;
- похоронить реформы
Учащиеся зачитывают свои «проекты»:
1 группа. Либеральный проект, выражающий мнение помещиков нечерноземных губерний. Ученики могут выступить от имени предводителя тверского дворянства А.М.Унковского, правоведа К.Д.Кавелина, Б.Н.Чичерина и других.
Основные положения «Записок» А.М.Унковского и К.Д.Кавелина:
- освобождение крестьян с землей и имуществом без «переходного» состояния;
- вознаграждение помещикам за землю и освобождение крестьян;
- плата за выкуп личности крестьянина возложена на все сословия России;
- слияние двух сословий – помещиков и крестьян в один земледельческий класс;
- отмена крепостного права – первая реформа, далее будут другие.
Необходимо заметить, что записку К.Д.Кавелина император одобрил, но крепостники были против.
2 группа. Консервативный проект, выражающий интересы помещиков-крепостников из черноземных губерний. Ученики могут выступить в роли предводителей дворянства Полтавской губернии М.П.Позина, генерал-губернаторов Веленской, Гродненской и других губерний – В.Назимова, М.Муравьева и других.
Основные положения:
- оставление основной части земли в руках помещиков;
- крестьянам надо дать минимум земли и хозяйства;
- освободить крестьян без земли;
- предоставить помещикам самостоятельно договориться с крестьянами: сколько земли, какой выкуп;
- предоставить помещикам компенсацию за утраченную власть над крестьянами: дать власть над чиновниками и влиять на управление в государстве.
Промежуточную позицию между этими двумя лагерями занимал самарский губернатор Ю.Ф.Самарин, который полагал, что необходимо:
- освободить крестьян постепенно, в течение 10-12 лет;
- в течение этого срока крестьянам нужно будет обрабатывать землю за барщину.
3 группа. Радикальный проект реформ. Учащиеся могут выступить в роли А.И.Герцена, Н.А.Некрасова, Н.Г.Чернышевского или Н.А.Добролюбова.
Основные положения:
- освобождение крестьян с землей;
- построение нового общества через общину и коллективные формы труда;
- за землю помещикам полагается выплата ничтожной суммы от государства.
4 группа. Правительственный лагерь. Учащиеся могут выступить в роли «мотора» реформы Н.А.Милютина, В.И.Панина, Ю.Ф.Самарина.
Основные положения:
- отмена крепостного права и наделение крестьян гражданскими правами;
- особое крестьянское управление в деревне;
- освобождение крестьян с землей.
Задание:
Какие положения кавелинской записки получили отражение в государственном проекте отмены крепостного права?
Далее учащиеся всех групп знакомятся с реальными Положениями земельной реформф – Положением 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Эксперты заранее знают материал и оценивают работу групп. Главное в дискуссии – обоснование каждого проекта.
Задание: (для большей убедительности можно предложить математические расчеты)
Определите размер выкупного платежа крестьянина Московской губернии за две десятины земли, если известно:
- Стоимость одной десятины – 62 руб.50 коп. (настоящая цена – 38 руб.).
- Из общей суммы стоимости земли крестьянин платил 20%, 80% остальной суммы за него платило государство при условии выплаты крестьянином в последующие 49 лет 6% годовых от суммы, уплаченной за крестьянина государством. Какую сумму должен был заплатить крестьянин и какова настоящая цена этой земли?
Ответ: настоящая цена двух десятин земли – 76 руб., общая стоимость этой земли тогда – 125 руб. крестьянин должен был сразу заплатить 25 руб. (немыслимая цена для него!), и в последующие годы должен был платить по 6 руб. ежегодно. Таким образом, уже за девять лет крестьянин полн6остью окупал реальную стоимость полученной земли, а в последующие 40 лет отдавал деньги ни за что.
Заключительная часть урока.
Она посвящена подведению итогов реформы 1861 года и результатом работы групп. В частности, можно разобрать различные оценки реформы:
Распалась цель великая
Распалась и ударила
Одним концом по барину,
Другим - по мужику.
Н.А.Некрасов. Отрывок из поэмы
«Кому на Руси жить хорошо».
Учащимся предлагается подумать, почему «цепь» ударила по барину и объяснить это.
«Часто и мы много пишем о больших недостатках крестьянского освобождения…Однако, реформа могла быть и много хуже…и это очень важно для российской истории». (Н.Я.Эйдельман).
Что это значит: «реформа могла быть хуже»?
Учащимся необходимо пояснить, что имелась ввиду такая реформа, какой она была объявлена в 1857 году, когда за помещиком сохранялось куда больше земли и власти. «Чем хуже, тем лучше», - так полагали демократы и ждали бунта в ответ на реформу.
Эксперты подводят итоги работы «проектных» групп: чей проект оказался на данном уроке более убедительным.
Домашнее задание:
Написать сочинение на тему «Как пошло бы развитие в России, если бы победил проект моей группы в 1861 году?».
Приложение №2.
Таблица «Барщина и оброк в помещичьих имениях в 1858 году».
Губернии | % оброчных крестьян | % барщинных крестьян | Губернии | % оброчных крестьян | % барщинных крестьян |
Костромская | 87,5 | 12,5 | Тверская | 41 | 59 |
Ярославская | 87,4 | 12,6 | Рязанская | 38 | 62 |
Вологодская | 84 | 16 | Орловская | 28 | 72 |
Олонецкая | 72 | 28 | Смоленская | 27 | 73 |
Владимирская | 70 | 30 | Тульская | 25 | 75 |
Московская | 68 | 32 | Пензенская | 25 | 75 |
Нижегородская | 68 | 32 | Курская | 24,5 | 74,5 |
Калужская | 55 | 45 | Псковская | 23 | 77 |
Новгородская | 45,6 | 54,4 | Тамбовская | 22 | 78 |
Воронежская | 45 | 55 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 8 класс "Накануне отмены крепостного права "
Цель урока:усвоить причины отмены крепостного права, сформировать представление о ходе подготовки отмены крепостного права,сформировать гражданскую позицию по отношению к крепостному праву, личн...
Разработка урока истории "Россия накануне отмены крепостного права"
Комбинированный урок истории России в восьмом классе.Основные вопросы:1. Анализ причин и предпосылок отмены крепостного права2. Характеристи...
Урок истории 8 класс Отмена крепостного права
Урок построен на основе модульно-редуктивного обучения. В течение урока учащиеся работают с листом для учащихся....
Урок в 8 классе "Отмена крепостного права"
Урок в 8 классе "Отмена крепостного права" разработан в рамках ФГОС. Материалы урока включают конспект, презентацию, задания с использованием интерактивной доски, видеоматериалы, рабочий лист для учащ...
Конспект урока. История 8 класс "Отмена крепостного права в России"
Конспект урока истории России в 8классе Урок истории 8 класс. по учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова "История России XX век".Тема урока: « Отмена крепостного права в России». 8 класс.Пред...
Презентация к уроку истории по теме "Отмена крепостного права в России"
Презентация к уроку истории по теме "Отмена крепостного права в России" 8 класс...
Технологическая карта урока в 9 классе "Отмена крепостного права"
Технологическая карта урока в 9 классе "Отмена крепостного права"...