Конспект урока в 10 классе "Законы Хаммурапи"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Конспект и презентация к уроку-практикуму в 10 классе по зарубежной истории на тему "Законы Хаммурапи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._zakony_hammurapi.doc | 62 КБ |
zakony_hammurapi.pptx | 237.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
История 10 класс
Ф.И.О. Шилко Андрей Юрьевич, учитель истории
ОУ ГБОУ СОШ №407 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Предмет: история
Класс: 10
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Форма урока: Исследовательская
Технология: Критического мышления
Тема урока: Законы вавилонского царя Хаммурапи
Цель урока: Познакомиться с фрагментами законодательства древневосточного государства, выявить его характерные черты, определить общественную структуру Древнего Востока
Задачи урока: 1. Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации в исторических источниках;
2. Уметь анализировать используемые материалы;
3. Научить учащихся обмениваться информацией, выслушивать точку зрения одноклассника;
4. Научить учащихся работать индивидуально и в группе;
5. Развивать критическое мышление;
Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся смогут научиться:
1. работать с информацией из исторического источника;
2. выполнять логические операции сравнения, анализа;
3. использовать способы взаимодействия, продуктивного сотрудничества.
Оборудование: раздаточный материал, чистые листы на столах учащихся для работы на уроке.
План урока:
1. Постановка целей и задач урока.
2. Работа с текстом.
3. Подведение итогов.
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов |
1 2 3. 4. | Организационный момент. 2. Этап актуализации знаний 3.Содержательно-операционный этап
4. Контрольно-оценочный этап. | Приветствует учащихся. - Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос – для чего нужен такой предмет в школе как история? Как вы думаете, когда появляется собственно история? Сегодня мы с вами познакомимся с одним из таких письменных источников, а именно с законами Хаммурапи и попробуем ответить на вопросы:
3. Дает возможность выбрать учащимся, в какой и групп они будут работать путём жеребьёвки. Раздает фрагменты из источника. Ставит вопросы, на которые учащиеся должны ответить. 4. Организует работу с вопросами по тексту. Проводит контроль, оценку, рефлексию (соотнесение результата и цели) . | Приветствуют учителя. 2. Учащиеся отвечают на вопросы. . 3. Выбирают группу для работы. Читают текст. Готовят ответы на вопросы по тексту. 4. Отвечают на вопросы по тексту и на вопросы в начале урока.
| 2. Регулятивные УУД: Прогнозирование и целеполагание деятельности. 3. Познавательные УУД: умение структурировать знания; извлечение необходимой информации из источника. Коммуникативные УУД умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами исследовательского характера. 4. Личностные УУД Понимание ценности науки для удовлетворения производственных и культурных потребностей человека. Регулятивные УУД: оценка и саморегуляция Коммуникативные УУД: навыки полно и точно выражать свои мысли. |
Приложение
Законы царя Хаммурапи (фрагмент)
Хозяйство
§ 7. Если человек купит из руки сына человека [полноправный житель Вавилонского царства] или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек — вор, его должно убить...
§ 53. Если человек поленится укрепить плотину своего поля и [вследствие того, что] плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля [общины, то] человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил...
§ 55. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен, и вода затопила поле его соседей, [то] он должен отмерить зерно в соответствии [с урожаем] его соседей...
§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без [ведома] хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины (мина — 0,5 кг) серебра...
§ 235. Если корабельщик соорудит человеку судно и сделает свою работу ненадежно, так, что судно в том же году станет течь [или] получит [другой] недостаток, [то] корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное за собственный счет и отдать прочное судно хозяину судна...
§ 237. Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым [другим] грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем [было], [то] лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем...
§ 259. Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей (сикль — 8,4 г) серебра.
§ 260. Если он украл сошник или же борону, то он должен заплатить 3 сикля серебра.
§ 261. Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, [то] он должен платить ему по 8 гуров (гур — 252,6 л) зерна в 1 год...
§ 274. Если человек нанимает мастерового, то наемную плату... кирпичного мастера... плату ткача... плату камнереза... плату кузнеца... плату столяра... плату кожевника... плату плотника... плату корзинщика... плату строителя... в день он должен давать.
Законы царя Хаммурапи (фрагмент)
Наказания
§ 3. Если человек выступил в суде для лжесвидетельства и слово, которое он сказал, не доказал, [то], если это дело — дело о жизни, человек этот должен быть казнен...
§ 6. Если человек украл имущество бога или дворца, [то] этот человек должен быть казнен...
§ 14. Если человек украл малолетнего ребенка [другого] человека, [то] он должен быть казнен...
§ 21. Если человек сделал пролом в доме [другого человека], [то] перед этим проломом его следует убить и закопать...
§ 195. Если сын ударил своего отца, [то] ему должны отрубить руку...
§ 196. Если человек выколол глаз сыну человека, [то] должны выколоть ему глаз...
§ 197. Если он переломил кость человеку, [то] должны переломить ему кость...
§ 200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, [то] должны ему выбить зуб...
§ 202. Если человек ударил [по] щеке человека, высшего [по положению], чем он сам, [то] он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз...
§ 203. Если сын человека ударил [по] щеке сына человека, равного ему, [то] он должен отвесить одну мину серебра...
§ 205. Если раб человека ударил [по] щеке сына человека, [то] ему должны отрезать ухо...
§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так, что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.
Законы царя Хаммурапи (фрагмент)
Долговая кабала
§ 115. Если человек имеет за человеком [долг] хлебом или серебром и будет держать его заложника, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, [то] это не основание для претензии.
§ 116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить... и если [взятый в залог] — сын человека, [то] должны казнить его [ростовщика] сына...
§ 117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, [то] они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года; на четвертый год должно отпустить их на свободу.
По фрагменту о хозяйстве
1. Заполните таблицу по схеме: отрасли хозяйства, примеры из законов
2. Почему в царских законах проявлена забота о системе орошения? Какое наказание ждало нерадивого земледельца, не заботившегося о своих плотинах и каналах?
3. В законах царя Хаммурапи в качестве платы за работу или преступления упоминается серебро и зерно. Как вы думаете, о какой роли земледелия в жизни Месопотамии говорит этот факт?
По фрагменту о наказаниях
1. Объясните происхождение выражения око за око зуб за зуб Приведите примеры из законов Хаммурапи в соответствующие этому выражению
2. Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет?
3. Почему в § 202, 203 и 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?
(По фрагменту о долговой кабале)
1. Как вы думаете, какие слои населения чаще всего попадали в долговую кабалу?
2. Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу?
3. По вашему мнению, эти статьи законов были написаны в интересах должников или ростовщиков? Поясните свое мнение.
4. Почему Хаммурапи заботился о таких частных вопросах?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока : Законы Хаммурапи
Сегодня мы с вами познакомимся с одним из таких письменных источников, а именно с законами Хаммурапи и попробуем ответить на вопросы: Можно ли охарактеризовать социальную структуру общества на основе данного источника? Можем ли сделать определенные выводы о нравственности Древневосточного общества? Могут ли полученные знания о Древневосточном обществе быть объективными?
По фрагменту о хозяйстве 1. Заполните таблицу по схеме: отрасли хозяйства, примеры из законов 2. Почему в царских законах проявлена забота о системе орошения? Какое наказание ждало нерадивого земледельца, не заботившегося о своих плотинах и каналах? 3. В законах царя Хаммурапи в качестве платы за работу или преступления упоминается серебро и зерно. Как вы думаете, о какой роли земледелия в жизни Месопотамии говорит этот факт?
По фрагменту о долговой кабале 1. Как вы думаете, какие слои населения чаще всего попадали в долговую кабалу? 2. Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу? 3. По вашему мнению, эти статьи законов были написаны в интересах должников или ростовщиков? Поясните свое мнение. 4. Почему Хаммурапи заботился о таких частных вопросах?
По фрагменту о наказаниях 1. Объясните происхождение выражения око за око зуб за зуб. Приведите примеры из законов Хаммурапи в соответствующие этому выражению 2. Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет? 3. Почему в § 202, 203 и 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока истории "Законы Хаммурапи"
дл\ 5 класса...
конспект урока "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
урока с использованием стратегий ТРКМЧП по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" 5 класс....
Конспект урока по истории на тему "Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи" в 5 классе
Конспект урока по истории на тему "Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи"...
Конспект урока истории в 5 классе по теме " Законы царя Хаммурапи"
Главной целью данного урока является формирование умения у пятиклассников работать с текстом документа, анализировать и делать выводы на основании текста Законов Хаммурапи ,давать оценку справедливост...
конспект Урока « Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Тема: « Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»Тип урока: урок овладения новыми знаниямиЗадачи:- обучающие: познакомить учащихся с понятием закон, совершенствование навыков самостоя...
Конспект урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
В конспекте затрагиваются вопросы возвышения Вавилона и правления вавилонского царя -Хаммурапи....
Конспект урока по истории России в 5 классе «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
познакомить учащихся с целями, значением реформ Хаммурапи, направлениями его внутренней политики, ключевыми датами, новыми понятиями....