Проверка ДЗ I. Устный опрос Чтение текста с ошибками Текст с ошибками. Почвы в Южном Двуречье не очень плодородны. Также как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой стране. Однако, разливы рек походили не так бурно, насыпи по берегам не строили, каналы для орошения полей и садов не рыли, жители их орошали вручную. Государства возникли здесь намного позже, чем в Египте. Города обычно стояли на берегу рек. Самыми крупными из них были Ур и Урук. В Двуречье было много гор и лесов, поэтому было много строительного материала. Дерево было дорого – деревянные двери имелись лишь в богатых домах. Кирпичи обжигали в печах и строили из них оборонительные сооружения.
2. Пересказ мифа о всемирном потопе. Какие сведения о жизни людей можно узнать из этого мифа. Как в нем отразилась природа страны. Что в мифе, по-вашему, правда, а что вымысел 3. Работа на доске:
Шамаш | Бог Луны | Син | Богиня плодородия и любви | Иштар | Бог Воды | Эа | Бог Солнца |
4. Работа с цветовыми сигналами. - Течет река Нил
- Мало деревьев, дома строят из глиняных кирпичей
- Главный Бог - Бог Солнца
- Столицей был город Мемфис, затем Фивы
- Текут две реки, впадающие в Персидский залив
- После разлива на берегах остается плодородный ил
- Самые крупные города: Вавилон, Ур, Урук, Ашшур
- Находилось одно из чудес света – пирамиды
- Возникла легенда о Всемирном потопе
- Писали клинописью
- Строили насыпи, дамбы, каналы
- Сильный ветер из пустыни мог засыпать поля раскаленным песком
- Самыми грамотными людьми были жрецы
II НОВАЯ ТЕМА „Законы Хамураппи“ В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах, что на территории Междуречья, необычную находку – черный базальтовый столб, на котором были высечены 247 законов, автором которых являлся самый могущественный царь Хамураппи. Хаммурапи был царем Вавилонского царства, которым и управлял с помощью своего Кодекса законов. Как вы понимаете слово «закон»?
Работа в группах по рядам: группа 1 Чьи интересы защищали законы, оцените положение рабов. Положения | Законы Хаммурапи | 1. Деление общества на свободных и несвободных. 2. Положение рабов. | |
группа 2 Дайте оценку системе правосудия в Древнем Вавилоне. Положения | Законы Хаммурапи | 1. Происхождение выражения «Око за око, зуб за зуб». 2. Система правосудия (наказания за преступления). | |
группа 3 Докажите, что законы защищали должников. Положения | Законы Хаммурапи | 1. Положение должников. 2. Юридическая защита должников. | |
Предположительные выводы 1 группа – Законы Хаммурапи нельзя назвать справедливыми, так как они защищали в первую очередь интересы свободных людей и владельцев рабов, а рабы тоже люди, но к ним относились как к товару, вещи, скоту. 2 группа – Мы считаем, что законы вавилонского царя не совсем справедливы, так как за преступления, не очень тяжкие, жестоко наказывали: отрубали руки, выкалывали глаза и даже убивали. Конечно, за преступление человек должен нести наказание, но то, которое соответствовало бы его степени тяжести. 3 группа – В эпоху Хаммурапи люди могли попасть в долговое рабство. Если они вовремя не отдавали долг, то они или их родственники становились рабами. Но они могли снова стать свободными, отработав в качестве раба 3 года, и с ними нельзя было плохо обращаться. Поэтому законы Хаммурапи защищали простых людей от превращения их в рабов и от жестокого обращения. Учитель: Ребята, что вы замечаете? Какое теперь противоречие налицо? Учащиеся: Мы пришли к противоречивым выводам. С одной стороны законы были жестокими, а с другой защищали интересы людей. Учитель: Ребята, представьте, что если бы не было законов. Что бы происходило в обществе, стране, государстве? Учащиеся: В стране был бы беспорядок, совершались бы преступления, люди делали бы что хотели и не подчинялись властям. Учитель: Так значит для чего нужны законы? Учащиеся: Чтобы в стране был порядок, чтобы меньше совершалось преступлений, чтобы людям жилось лучше. Учитель: Скажите, когда все это есть в государстве, оно становится более…? Учащиеся: Сильным. Учитель: Какой вывод мы можем сделать? Учащиеся: Законы укрепляют государство. (Запись в тетрадь). (Слайд 9) Учитель: Ребята, а вы бы хотели сегодня жить по таким законам? Учащиеся: Конечно, нет. Так как сегодня эти законы кажутся очень жестокими и несправедливыми. Учащиеся вместе с учителем формулируют вывод: с точки зрения того времени, законы Хаммурапи – вынужденная мера для регулирования отношений людей и укрепления государства. Кодекс отражает интересы различных слоев населения, в том числе и беднейших, защищая их от обращения в рабство. Сточки зрения современности, законы царя кажутся жестокими и несправедливыми.
|
фронтально 1 ошибка – 1 жетон
оценка
оценка
Правильный ответ – жетон.
Закон - Обязательные правила поведения, установленные высшим органом власти, за несоблюдение которых наступает ответственность.
10 минут |