Урок-исследование по региональной истории "Архангельск в истории ВМФ России"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

соколенко марина ивановна

Материалы могут быть использованы не только на уроке истории, но и на внеклассном мероприятии. Занятие проводится в форме коллективного исследования, где учащиеся, жители Архангельской области, находят с помощью различных источников доказательства определяющей роли города Архангельска в создании регулярного военного морского флота в России при Петре Первом. В ходе нахождения информации по группам школьники создают «фотолетопись», где в хронологической последовательности кратко описывают события, происходивших в конце XVII – начале XVIII века на территории Русского Севера, и приходят к выводу, что Архангельск можно считать родиной российского кораблестроения. «Фотолетопись» дети могут создать в бумажном (на листах ватмана) или в электронном варианте (например, в виде документа MW или презентации).   

Презентация к уроку (https://yadi.sk/i/F2INM5oY3P2oJ3)  содержит не только опорные тексты для учащихся, но и карты, иллюстрации, фотографии и видеоматериалы. Кроме презентации, учитель помогает ученикам добиться результатов исследования с помощью заранее приготовленных текстов, содержащих отрывки из документальных источников по истории Архангельска, фотокопий и рисунков для иллюстрирования «фотолетописи». Для учителей автор предлагает вариант исследовательского продукта, где содержится вся необходимая информация для доказательства гипотезы исследования.

Урок, к которому составлена представленная презентация, проводится и описывается в соответствии с требованиями ФГОС ООО и следует принципам ИКС.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.55 КБ
Файл prilozhenie_1.docx2.83 МБ
Файл prilozhenie_2.docx998.8 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

ФИО учителя:

Соколенко Марина Ивановна

Класс:

8 класс

Тема урока:

Архангельск в истории создания Российского Военно-морского флота.

Место урока:

проводится в конце изучения темы «Рождение Российской империи».

Тип урока

комбинированный.

Форма урока:

урок-исследование, в результате которого создается «фотолетопись», которая может быть представлена на бумажных листах или в электронном варианте (документ MW, презентация и др.) (Приложение 1).

Информационно методическое обеспечение:

учебник: Андреев И.Л. История России: конец XVII – XVIII в. 8 класс…. – М.: Дрофа, 2016, презентация к уроку «Архангельск в истории Российского Военно-морского флота» (Презентация), материалы для создания фотолетописи (документы (Приложение 2), фотоматериалы, рисунки и др.).

План урока:

  1. Формулировка проблемы, гипотезы, темы и цели исследования.
  2. Подготовка к исследованию.
  3. Проведение исследования, создание фотолетописи.
  4. Представление результатов исследования.
  5. Подведение итогов исследования.

 Цель урока:

показать роль Архангельска в создании российского морского флота.

Основные задачи урока:

Образовательные:

познакомить с историей г. Архангельска в период правления Петра Первого.

Развивающие:

развивать исследовательские умения;

Воспитательные:

воспитывать интерес к прошлому своего родного края, уважение к землякам.

Методы обучения:

словесный, практический (исследовательский), наглядный (просмотр фото и видеоматериалов) и другие.

Формы обучения:

индивидуальные, групповые, коллективные.

  Понятия:

регулярный флот, верфь, струг, фрегат, яхта, «государева дорога», воевода.

 Персоналии:

Петр Первый, Федор Апраксин, Иван Рябов

Планируемы результаты

Предметные

овладение целостными представлениями об истории города Архангельска в годы правления Петра Первого, о событиях, происходивших на Севере и сыгравших важную роль в создании регулярного морского флота в России; умение изучать и систематизировать информацию из различных источников; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия значения событий; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления деяний личностей в истории страны и в истории родного края.

Личностные УУД:

сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности; готовность к саморазвитию; осознание своей идентичности как гражданина страны, члена локальной и региональной общности; осмысление опыта предшествующих поколений.

Метапредметные

(на уровне УУД):

познавательные  

регулятивные  

коммуникативные  

умение выдвигать гипотезу, выделять информацию из разных источников, работать с текстом, выделять главную мысль текста, делать выводы, приводить знания в систему.

умение ставить учебные задачи, организовывать и планировать свою работу;

осуществлять в ходе работы самоконтроль.

   

 

умение формулировать вопросы и ответы; высказывать мнения и слушать других;

работать в группе, распределять роли,

публично представлять результаты работы.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания  

Орг. момент

(1 мин.)

Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует: 2 слайд. Здорово ли ваше здоровье на все четыре ветра! Так приветствуют друг друга коренные поморы. Сегодня мы посвящаем урок главному городу поморов – Архангельску.

Показывают готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Презентация демонстрируется учащимся со

2 слайда

 

Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации.

 

(3 мин.)

Формулировка проблемы

Учитель создает условия для появления у детей стимула к исследовательской работе. Опираясь на знания ребят, полученных на предыдущих уроках, учитель проводит беседу и подводит их к главной проблеме урока.

3 сл. Наша страна – Россия – великая морская держава. На западе и востоке, на севере и юге ее территорию омывают воды двенадцати морей, принадлежащих к бассейнам трех океанов, и двух внутренних морей. Наши морские просторы защищают военные корабли и   подводные лодки. Но были времена, когда Россия не имела регулярного морского флота.

4 сл. Какую дату и почему в России считают датой основания регулярного морского флота? 

5 сл. Да, в 1696 году, после успешного Азовского похода Боярская Дума утвердила государев указ о создании морского флота.  Эскадры, которые разбили турок при Азове, были построены под Воронежем. 6 сл. 30 октября 2016 года Россия отметит День основания Российского Военно-морского флота. Но единого мнения о Дне рождения военного морского флота в России нет. 7 сл. Но ясно одно, это событие связано с именем Петра Первого. 

8 сл. А какие города могут претендовать на звание «Колыбель Русского Флота»? Сейчас я вам загадаю загадки об этих городах. С помощью информации на слайдах определите их.

9 сл.

Здесь в льняном амбаре

Найден бот Петром.

Юный царь в ударе,

Увлекся кораблем.

(Москва, район Измайлово)

10 сл.

На озере Плещеевом

Петр верфь соорудил.

Потешною флотилией

Он сам руководил.

(Переславль-Залесский)

11 сл.

Построен флот Петром был здесь,

Что турок покарал.

И берег у Азова весь

Тот царь «к рукам прибрал».

(Воронеж)

12 сл.

России город сей оплот

Всех красотой пленил.

Здесь создан был Балтийский флот,

Что шведов победил.

(Санкт-Петербург)

А вот еще одна загадка.

13 сл. Демонстрирует фрагмент из фильма Ильи Гурина «Россия молодая». 14 сл. Задает вопрос: О каком корабле говорит Петр Первый? Где и когда он был построен?

15 сл.  Петр Первый, действительно, впервые вышел в открытое море на яхте «Святой Петр», которая была построена в Архангельске.

16 сл. Можно ли Архангельск, первый порт нашей страны, считать родиной российского кораблестроения?

Отвечают на вопросы учителя.

Называют города.  

 Делают краткие выводы о роли городов в создании регулярного русского военного морского флота.

Осуществляют просмотр фрагмента фильма. Отвечают на вопросы учителя.

 

Автором стихов является автор данной статьи

Фрагмент взят из 3 серии фильма «Россия молодая»

Выдвижение гипотезы

исследования

(1 мин.)

Чтобы ответить на этот проблемный вопрос мы с вами проведем небольшое исследование. Проблема исследования нам известна, выдвигаем гипотезу. Какую гипотезу мы должны доказать, либо опровергнуть? 

17 сл. Попробуем доказать, что Архангельск сыграл определяющую роль в создании Российского ВМФ, и его можно считать родиной российского судостроения.

Выдвигают гипотезу.

 Постановка целей и задач исследования

(1 мин.)

Побуждает школьников к самостоятельному определению темы и целей исследования.

Определите сами тему урока и его цель. 18 сл. Итак, сегодня мы исследуем тему «Архангельск в истории создания Российского Военно-Морского Флота».

 19 сл. Целью исследования является определения роли города в создании Военно-Морского Флота в России.

Определяют тему урока и цели.

 Подготовка к проведению исследования

(4 мин.)

Для проведения исследования мы разделимся на группу «экспертов» и 2 группы, которые должны создать одну из страниц 20 сл. фотолетописи «Архангельск в истории создания Российского Военно-Морского Флота». Каждая страница посвящена одному из периодов в истории создания Флота. 1-я группа создает страницу фотолетописи «Архангельск в конце XVII века». 2-я группа создают страницу фотолетописи «Архангельск в первой четверти XVIII века». «Эксперты» составляют вводную статью к фотолетописи, оформляют титульный лист. В каждой группе «редакторы» и их помощники в лице «картографов», «хронографов», «фотохудожников» и «архивариусов» будут определять, какие события из истории Архангельска и каким образом сыграли определяющую роль города в процессе превращения нашей страны в морскую державу.

Давайте составим план нашей работы, выберем методы исследования и распределим обязанности в каждой группе. Определим, какие материалы необходимы для работы. 

Вмести с учениками составляет план, выбирает методы, распределяет обязанности в группах, раздает необходимые материалы. 21 сл. Итак, мы с вами будем работать по следующему плану:

1. Изучение источников. 2. Отбор материалов для фотолетописи. 3. Оформление страницы фотолетописи. 4. Представление результатов работы. 5. Подведение итогов.

Работают над планом, определяют методы, создают группы и распределяют обязанности, составляют список материалов.

Образец фотолетописи в

Приложение 1

План на

21 слайде

записан до урока, но в него могут вноситься изменения

Проведение исследования

(20 мин)

Направляет работу групп, осуществляет необходимую помощь. Проверяет по истечении времени готовность к представлению результатов.

Работают по плану

 (1-3 пункты)

Документы в

Приложение 2 

Интернет-ссылки на фотографии и рисунки в  

 Приложение 1

Представление результатов и их обсуждение

(10 мин)

Настало время познакомиться с результатами вашей работы. На выступление каждой из 3-х групп дается 2 минуты. Используйте в ходе рассказа карту на слайде презентации

(22 сл.)

Представляют и обсуждают результаты, используя страницы летописи и карту 22 сл.

 

Итоги урока.

Рефлексия.

(5 мин)

Мы провели исследование, представили результаты в виде фотолетописи. Смогли ли мы доказать, что Архангельск является родиной российского кораблестроения.

23. сл. Да, Архангельск сыграл очень важную роль в создании Российского

Военно-Морского Флота, его можно считать родиной российского судостроения, он может претендовать

на звание «Колыбель Российского Флота».

24 сл.

Показывает фрагмент музыкального клипа «Гимн города Архангельска» и читает высказывание К.И. Коничева.

Возвращаются к гипотезе исследования, делают выводы

Интернет-ресурсы

Литература

  • Летопись города Архангельска, 1584 – 1989/ Обществ. научн. ред.: проф. Г. Г. Фруменков, Е.И. Овсянкин; Сост.: В.А. Волынская, В.А. Радишевская, Т.В. Титова]. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн. изд-во, 1990;
  • Огородников С.Ф. История архангельского порта. – СПб: Типография Морского министерства, 1875 г.;
  • Коничев К.И. Петр Первый на Севере: Повествование о Петре Первом, о делах его и сподвижниках на Севере, по документам и преданиям написано. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн. изд-во, 1984;
  • Петр Великий на Севере: Сб. ст. и указов, относящихся к деятельности Петра I на Севере / Под ред. А. Ф. Шидловского. - Архангельск: Губерн. тип., 1909;
  • Фруменков Г.Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн. изд-во, 1975;


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ГРУППЫ №1.

Из статей историка Огородникова С.Ф.

«Петр Великий в Архангельске и плоды пребывания его на нашем Севере»

http://library.karelia.ru/elbibl/img.php?lt=b&id=petr_velikiy&page=31&size=567.9986282578875&r=0

Из труда историка Огородникова С.Ф. «История архангельского порта».

Из книги историка Г. Г. Фруменкова

«Соловецкий монастырь и оборона Беломорья»

«Два посещения Севера много дали Петру и оставили глубокий след в жизни края. Период юношеских "потех" молодого государя закончился. Петр познакомился с морем и полюбил его, приобрел знания в кораблестроении и мореплавании, занялся государственными делами -   строительством морского коммерческого флота, отправил русские корабли с отечественными товарами в заграничные порты и положил начало беломорской торговле. "Потехи" юного Петра перешли в серьезные дела, в которых так нуждалась вступившая на путь европейского развития Россия»

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ГРУППЫ №2.

Из статей историка Огородникова С.Ф.

«Петр Великий в Архангельске и плоды пребывания его на нашем Севере»

http://library.karelia.ru/elbibl/img.php?lt=b&id=petr_velikiy&page=43&size=1106&r=0

Из труда историка Огородникова С.Ф. «История архангельского порта».

Из книги историка Г. Г. Фруменкова «Соловецкий монастырь и оборона Беломорья»

«Летом 1701 года, в пору, когда строительство крепости было разгаре, шведская эскадра в составе 7 боевых единиц вторглась в северные воды России и занялась разбоем.  Пришельцы задерживали и уничтожали промысловые суда, у рыбаков отнимали платье, вещи и улов. В конце июня 1701 года неприятельские корабли, как   воры, маскируясь английскими и голландскими торговыми флагами, подошли к Двинскому устью, имел своей целью стереть с лица земли строящуюся крепость.  Затем неприятель собирался захватить и сжечь Архангельск, чтобы   тем   самым   пресечь   заморскую   торговлю   и    расстроить кораблестроительные планы России на Двине.  Не зная фарватера, шведы выслали вперед галиот и яхту.  Разведывательные суда вели русские пленники -  архангельский лодейный кормщик Иван Рябов с монастырским служкой Дмитрием Борисовым.  Самоотверженные герои решили пожертвовать своими жизнями во имя родины.  У стен Новодвинской крепости Иван Рябов совершил широко известный по научной и художественной литературе патриотический подвиг.  При содействии Борисова он посадил на мель под огонь новодвинских батарей яхту и головной галиот шведов с отборным экипажем.  Береговая артиллерия расстреляла их, а второй галиот … постыдно бежал в море к своей эскадре».

«Удостоверившись от   прибывших   в   Архангельск   кораблей, что неприятель не явится в Белое море и не повторит нападения, Петр сам решил обрушиться: на шведов с такой стороны, откуда его не ожидали. Шестого августа он отправился из Архангельска в обратный путь через Соловецкий монастырь…От Соловецких островов Петр отправился с флотом к пристани монастырской деревни Нюхча, что на морском берегу. Отсюда с двумя яхтами (остальные корабли с Нюхчи вернулись в Архангельск) и пятью батальонами гвардии Петр пошел прямо на город Повенец   к   Онежскому   озеру -  дорогой, получившей наименование "осударевой (государевой) дороги". Так назвали трассу от Белого моря к Ладожскому озеру, проложенную сквозь непроходимые беломорско-онежские дебри, непролазные топи и отдельные "зело каменистые" участки. Отметим, что с "государевой дорогой" совпадает трасса современного Беломоро-Балтийского канала… По "государевой дороге" перетащили в Онежское озеро и два фрегата...Из Онежского озера рекою Свирь фрегаты и преображенцы вошли в Ладожское озеро, где войска Шереметева дрались со шведами.  Ударившие по врагу с тыла свежие русские силы решили исход сражения.  Шведская флотилия в Ладожском озере была истреблена.  В октябре 1702 года пал Нотебург (древний новгородский Орешек), затем Ниеншанц.  Все течение Невы оказалось в руках России.  16 мая 1703 года в дельте реки "на первом отвоеванном куске балтийского побережья" (Карл Маркс) был заложен Петербург…Для успешного завершения борьбы за Балтику и прочного закрепления на невских берегах нужен был сильный военно-морской флот.  Почетную роль в создании такого флота сыграл Архангельск. С 1708 года на Соломбальской верфи началось строительство военных кораблей, а через два года со стапелей сошли на воду два 32-пушечкых фрегата -  "Святой Петр" и "Святой Павел". Таким образом, военные корабли стали строить в Архангельске позднее торговых и несколько позже, чем в Воронеже.  Правда, по мореходным качествам корабли, построенные на   Дону, значительно уступали беломорским, сделанным из местной упругой сосны искусными мастерами. С начала Северной войны судостроение сконцентрировалось в одном Архангельске. Азовская флотилия была заброшена и пополнение ее прекратилось…Беломорье внесло большой вклад в победу над Швецией в дни Северной войны и тем способствовало превращению континентального Московского царства в могучую Российскую империю и великую морскую нацию. Боевые корабли, спущенные на воду со стапелей Соломбальской верфи, хорошо показали себя не только в дни Северной войны.  Они вписали много ярких страниц в историю русского военно-морского флота в последующие времена».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование с использованием ЭОР «Факторы, влияющие на климат России» (8 класс)

Конспект  урока-исследования с использованием ЭОР (для среднего интеллектуального уровня  класса) с технологической картой исследовательской работы учащихся....

Урок - исследование "Как нам обустроить Россию? (столыпинская модель аграрной модернизации страны)"

Урок - презентация отвечает современным требованиям, предъявляемыми ФГОС. Работа в группах построена на основе исследовательской деятельности....

Урок-исследование на тему «Цивилизационный выбор России».

Данный урок проводился в рамках Всероссийской конференции, посвящённой проблемам современного образования. Помимо конспекта урока, материал содержит подробный его анализ....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Урок -исследование на тему "Почвенные ресурсы России" 8 класс

Урок разработан в помощь учителям географии...

Бородино. Урок - исследование по истории России в 8 классе

Цели: - образовательные: организовать самостоятельное построение учащимися знаний о роли Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года; определение историческое значение Бородинской битвы...

Урок-исследование в 6 классе по истории России по теме "Иван Грозный и его эпоха"

Показать завершающую стадию образования русского централизованного государства;охарактеризовать государство, доставшееся в правление Ивана Грозного; сформировать представление о первом этапе царствова...