Урок-исследование по региональной истории "Архангельск в истории ВМФ России"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
Материалы могут быть использованы не только на уроке истории, но и на внеклассном мероприятии. Занятие проводится в форме коллективного исследования, где учащиеся, жители Архангельской области, находят с помощью различных источников доказательства определяющей роли города Архангельска в создании регулярного военного морского флота в России при Петре Первом. В ходе нахождения информации по группам школьники создают «фотолетопись», где в хронологической последовательности кратко описывают события, происходивших в конце XVII – начале XVIII века на территории Русского Севера, и приходят к выводу, что Архангельск можно считать родиной российского кораблестроения. «Фотолетопись» дети могут создать в бумажном (на листах ватмана) или в электронном варианте (например, в виде документа MW или презентации).
Презентация к уроку (https://yadi.sk/i/F2INM5oY3P2oJ3) содержит не только опорные тексты для учащихся, но и карты, иллюстрации, фотографии и видеоматериалы. Кроме презентации, учитель помогает ученикам добиться результатов исследования с помощью заранее приготовленных текстов, содержащих отрывки из документальных источников по истории Архангельска, фотокопий и рисунков для иллюстрирования «фотолетописи». Для учителей автор предлагает вариант исследовательского продукта, где содержится вся необходимая информация для доказательства гипотезы исследования.
Урок, к которому составлена представленная презентация, проводится и описывается в соответствии с требованиями ФГОС ООО и следует принципам ИКС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.55 КБ |
prilozhenie_1.docx | 2.83 МБ |
prilozhenie_2.docx | 998.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
ФИО учителя: | Соколенко Марина Ивановна | ||
Класс: | 8 класс | ||
Тема урока: | Архангельск в истории создания Российского Военно-морского флота. | ||
Место урока: | проводится в конце изучения темы «Рождение Российской империи». | ||
Тип урока | комбинированный. | ||
Форма урока: | урок-исследование, в результате которого создается «фотолетопись», которая может быть представлена на бумажных листах или в электронном варианте (документ MW, презентация и др.) (Приложение 1). | ||
Информационно методическое обеспечение: | учебник: Андреев И.Л. История России: конец XVII – XVIII в. 8 класс…. – М.: Дрофа, 2016, презентация к уроку «Архангельск в истории Российского Военно-морского флота» (Презентация), материалы для создания фотолетописи (документы (Приложение 2), фотоматериалы, рисунки и др.). | ||
План урока: |
| ||
Цель урока: | показать роль Архангельска в создании российского морского флота. | ||
Основные задачи урока: | |||
Образовательные: | познакомить с историей г. Архангельска в период правления Петра Первого. | ||
Развивающие: | развивать исследовательские умения; | ||
Воспитательные: | воспитывать интерес к прошлому своего родного края, уважение к землякам. | ||
Методы обучения: | словесный, практический (исследовательский), наглядный (просмотр фото и видеоматериалов) и другие. | ||
Формы обучения: | индивидуальные, групповые, коллективные. | ||
Понятия: | регулярный флот, верфь, струг, фрегат, яхта, «государева дорога», воевода. | ||
Персоналии: | Петр Первый, Федор Апраксин, Иван Рябов | ||
Планируемы результаты | |||
Предметные | овладение целостными представлениями об истории города Архангельска в годы правления Петра Первого, о событиях, происходивших на Севере и сыгравших важную роль в создании регулярного морского флота в России; умение изучать и систематизировать информацию из различных источников; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия значения событий; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления деяний личностей в истории страны и в истории родного края. | ||
Личностные УУД: | сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности; готовность к саморазвитию; осознание своей идентичности как гражданина страны, члена локальной и региональной общности; осмысление опыта предшествующих поколений. | ||
Метапредметные (на уровне УУД): | познавательные | регулятивные | коммуникативные |
умение выдвигать гипотезу, выделять информацию из разных источников, работать с текстом, выделять главную мысль текста, делать выводы, приводить знания в систему. | умение ставить учебные задачи, организовывать и планировать свою работу; осуществлять в ходе работы самоконтроль.
| умение формулировать вопросы и ответы; высказывать мнения и слушать других; работать в группе, распределять роли, публично представлять результаты работы. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечания |
Орг. момент (1 мин.) | Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует: 2 слайд. Здорово ли ваше здоровье на все четыре ветра! Так приветствуют друг друга коренные поморы. Сегодня мы посвящаем урок главному городу поморов – Архангельску. | Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. | Презентация демонстрируется учащимся со 2 слайда
|
Актуализация знаний Создание проблемной ситуации.
(3 мин.) Формулировка проблемы | Учитель создает условия для появления у детей стимула к исследовательской работе. Опираясь на знания ребят, полученных на предыдущих уроках, учитель проводит беседу и подводит их к главной проблеме урока. 3 сл. Наша страна – Россия – великая морская держава. На западе и востоке, на севере и юге ее территорию омывают воды двенадцати морей, принадлежащих к бассейнам трех океанов, и двух внутренних морей. Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Но были времена, когда Россия не имела регулярного морского флота. 4 сл. Какую дату и почему в России считают датой основания регулярного морского флота? 5 сл. Да, в 1696 году, после успешного Азовского похода Боярская Дума утвердила государев указ о создании морского флота. Эскадры, которые разбили турок при Азове, были построены под Воронежем. 6 сл. 30 октября 2016 года Россия отметит День основания Российского Военно-морского флота. Но единого мнения о Дне рождения военного морского флота в России нет. 7 сл. Но ясно одно, это событие связано с именем Петра Первого. 8 сл. А какие города могут претендовать на звание «Колыбель Русского Флота»? Сейчас я вам загадаю загадки об этих городах. С помощью информации на слайдах определите их. 9 сл. Здесь в льняном амбаре Найден бот Петром. Юный царь в ударе, Увлекся кораблем. (Москва, район Измайлово) 10 сл. На озере Плещеевом Петр верфь соорудил. Потешною флотилией Он сам руководил. (Переславль-Залесский) 11 сл. Построен флот Петром был здесь, Что турок покарал. И берег у Азова весь Тот царь «к рукам прибрал». (Воронеж) 12 сл. России город сей оплот Всех красотой пленил. Здесь создан был Балтийский флот, Что шведов победил. (Санкт-Петербург) А вот еще одна загадка. 13 сл. Демонстрирует фрагмент из фильма Ильи Гурина «Россия молодая». 14 сл. Задает вопрос: О каком корабле говорит Петр Первый? Где и когда он был построен? 15 сл. Петр Первый, действительно, впервые вышел в открытое море на яхте «Святой Петр», которая была построена в Архангельске. 16 сл. Можно ли Архангельск, первый порт нашей страны, считать родиной российского кораблестроения? | Отвечают на вопросы учителя. Называют города. Делают краткие выводы о роли городов в создании регулярного русского военного морского флота. Осуществляют просмотр фрагмента фильма. Отвечают на вопросы учителя. |
Автором стихов является автор данной статьи Фрагмент взят из 3 серии фильма «Россия молодая» |
Выдвижение гипотезы исследования (1 мин.) | Чтобы ответить на этот проблемный вопрос мы с вами проведем небольшое исследование. Проблема исследования нам известна, выдвигаем гипотезу. Какую гипотезу мы должны доказать, либо опровергнуть? 17 сл. Попробуем доказать, что Архангельск сыграл определяющую роль в создании Российского ВМФ, и его можно считать родиной российского судостроения. | Выдвигают гипотезу. | |
Постановка целей и задач исследования (1 мин.) | Побуждает школьников к самостоятельному определению темы и целей исследования. Определите сами тему урока и его цель. 18 сл. Итак, сегодня мы исследуем тему «Архангельск в истории создания Российского Военно-Морского Флота». 19 сл. Целью исследования является определения роли города в создании Военно-Морского Флота в России. | Определяют тему урока и цели. | |
Подготовка к проведению исследования (4 мин.) | Для проведения исследования мы разделимся на группу «экспертов» и 2 группы, которые должны создать одну из страниц 20 сл. фотолетописи «Архангельск в истории создания Российского Военно-Морского Флота». Каждая страница посвящена одному из периодов в истории создания Флота. 1-я группа создает страницу фотолетописи «Архангельск в конце XVII века». 2-я группа создают страницу фотолетописи «Архангельск в первой четверти XVIII века». «Эксперты» составляют вводную статью к фотолетописи, оформляют титульный лист. В каждой группе «редакторы» и их помощники в лице «картографов», «хронографов», «фотохудожников» и «архивариусов» будут определять, какие события из истории Архангельска и каким образом сыграли определяющую роль города в процессе превращения нашей страны в морскую державу. Давайте составим план нашей работы, выберем методы исследования и распределим обязанности в каждой группе. Определим, какие материалы необходимы для работы. Вмести с учениками составляет план, выбирает методы, распределяет обязанности в группах, раздает необходимые материалы. 21 сл. Итак, мы с вами будем работать по следующему плану: 1. Изучение источников. 2. Отбор материалов для фотолетописи. 3. Оформление страницы фотолетописи. 4. Представление результатов работы. 5. Подведение итогов. | Работают над планом, определяют методы, создают группы и распределяют обязанности, составляют список материалов. | Образец фотолетописи в Приложение 1 План на 21 слайде записан до урока, но в него могут вноситься изменения |
Проведение исследования (20 мин) | Направляет работу групп, осуществляет необходимую помощь. Проверяет по истечении времени готовность к представлению результатов. | Работают по плану (1-3 пункты) | Документы в Приложение 2 Интернет-ссылки на фотографии и рисунки в Приложение 1 |
Представление результатов и их обсуждение (10 мин) | Настало время познакомиться с результатами вашей работы. На выступление каждой из 3-х групп дается 2 минуты. Используйте в ходе рассказа карту на слайде презентации (22 сл.) | Представляют и обсуждают результаты, используя страницы летописи и карту 22 сл. |
|
Итоги урока. Рефлексия. (5 мин) | Мы провели исследование, представили результаты в виде фотолетописи. Смогли ли мы доказать, что Архангельск является родиной российского кораблестроения. 23. сл. Да, Архангельск сыграл очень важную роль в создании Российского Военно-Морского Флота, его можно считать родиной российского судостроения, он может претендовать на звание «Колыбель Российского Флота». 24 сл. Показывает фрагмент музыкального клипа «Гимн города Архангельска» и читает высказывание К.И. Коничева. | Возвращаются к гипотезе исследования, делают выводы |
Интернет-ресурсы
- http://fb.ru/article/185704/istoriya-rossiyskogo-flota-flot-petra-velikogo (статья «История российского флота. Флот Петра Великого»);
- http://downtown.ru/voronezh/city/4259 (статья «Бренд или не бренд: Колыбель Российского флота»);
- http://politinform.su/obschestvo/4407 (статья «Архангельск – историческая родина кораблестроения);
- http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?levelID=012002007&id=12927&cType=1 (копии сборника статей и указов «Петр Великий на Севере»)
- http://bookabar.ru/index.php (ссылка для скачивания книги Огородникова С.Ф. «История архангельского порта»);
- http://www.архангельск.su/history/torgovyi-centr/ (сайт «Архангельск»);
Литература
- Летопись города Архангельска, 1584 – 1989/ Обществ. научн. ред.: проф. Г. Г. Фруменков, Е.И. Овсянкин; Сост.: В.А. Волынская, В.А. Радишевская, Т.В. Титова]. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн. изд-во, 1990;
- Огородников С.Ф. История архангельского порта. – СПб: Типография Морского министерства, 1875 г.;
- Коничев К.И. Петр Первый на Севере: Повествование о Петре Первом, о делах его и сподвижниках на Севере, по документам и преданиям написано. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн. изд-во, 1984;
- Петр Великий на Севере: Сб. ст. и указов, относящихся к деятельности Петра I на Севере / Под ред. А. Ф. Шидловского. - Архангельск: Губерн. тип., 1909;
- Фруменков Г.Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн. изд-во, 1975;
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ГРУППЫ №1.
Из статей историка Огородникова С.Ф.
«Петр Великий в Архангельске и плоды пребывания его на нашем Севере»
Из труда историка Огородникова С.Ф. «История архангельского порта».
Из книги историка Г. Г. Фруменкова
«Соловецкий монастырь и оборона Беломорья»
«Два посещения Севера много дали Петру и оставили глубокий след в жизни края. Период юношеских "потех" молодого государя закончился. Петр познакомился с морем и полюбил его, приобрел знания в кораблестроении и мореплавании, занялся государственными делами - строительством морского коммерческого флота, отправил русские корабли с отечественными товарами в заграничные порты и положил начало беломорской торговле. "Потехи" юного Петра перешли в серьезные дела, в которых так нуждалась вступившая на путь европейского развития Россия»
ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ГРУППЫ №2.
Из статей историка Огородникова С.Ф.
«Петр Великий в Архангельске и плоды пребывания его на нашем Севере»
Из труда историка Огородникова С.Ф. «История архангельского порта».
Из книги историка Г. Г. Фруменкова «Соловецкий монастырь и оборона Беломорья»
«Летом 1701 года, в пору, когда строительство крепости было разгаре, шведская эскадра в составе 7 боевых единиц вторглась в северные воды России и занялась разбоем. Пришельцы задерживали и уничтожали промысловые суда, у рыбаков отнимали платье, вещи и улов. В конце июня 1701 года неприятельские корабли, как воры, маскируясь английскими и голландскими торговыми флагами, подошли к Двинскому устью, имел своей целью стереть с лица земли строящуюся крепость. Затем неприятель собирался захватить и сжечь Архангельск, чтобы тем самым пресечь заморскую торговлю и расстроить кораблестроительные планы России на Двине. Не зная фарватера, шведы выслали вперед галиот и яхту. Разведывательные суда вели русские пленники - архангельский лодейный кормщик Иван Рябов с монастырским служкой Дмитрием Борисовым. Самоотверженные герои решили пожертвовать своими жизнями во имя родины. У стен Новодвинской крепости Иван Рябов совершил широко известный по научной и художественной литературе патриотический подвиг. При содействии Борисова он посадил на мель под огонь новодвинских батарей яхту и головной галиот шведов с отборным экипажем. Береговая артиллерия расстреляла их, а второй галиот … постыдно бежал в море к своей эскадре».
«Удостоверившись от прибывших в Архангельск кораблей, что неприятель не явится в Белое море и не повторит нападения, Петр сам решил обрушиться: на шведов с такой стороны, откуда его не ожидали. Шестого августа он отправился из Архангельска в обратный путь через Соловецкий монастырь…От Соловецких островов Петр отправился с флотом к пристани монастырской деревни Нюхча, что на морском берегу. Отсюда с двумя яхтами (остальные корабли с Нюхчи вернулись в Архангельск) и пятью батальонами гвардии Петр пошел прямо на город Повенец к Онежскому озеру - дорогой, получившей наименование "осударевой (государевой) дороги". Так назвали трассу от Белого моря к Ладожскому озеру, проложенную сквозь непроходимые беломорско-онежские дебри, непролазные топи и отдельные "зело каменистые" участки. Отметим, что с "государевой дорогой" совпадает трасса современного Беломоро-Балтийского канала… По "государевой дороге" перетащили в Онежское озеро и два фрегата...Из Онежского озера рекою Свирь фрегаты и преображенцы вошли в Ладожское озеро, где войска Шереметева дрались со шведами. Ударившие по врагу с тыла свежие русские силы решили исход сражения. Шведская флотилия в Ладожском озере была истреблена. В октябре 1702 года пал Нотебург (древний новгородский Орешек), затем Ниеншанц. Все течение Невы оказалось в руках России. 16 мая 1703 года в дельте реки "на первом отвоеванном куске балтийского побережья" (Карл Маркс) был заложен Петербург…Для успешного завершения борьбы за Балтику и прочного закрепления на невских берегах нужен был сильный военно-морской флот. Почетную роль в создании такого флота сыграл Архангельск. С 1708 года на Соломбальской верфи началось строительство военных кораблей, а через два года со стапелей сошли на воду два 32-пушечкых фрегата - "Святой Петр" и "Святой Павел". Таким образом, военные корабли стали строить в Архангельске позднее торговых и несколько позже, чем в Воронеже. Правда, по мореходным качествам корабли, построенные на Дону, значительно уступали беломорским, сделанным из местной упругой сосны искусными мастерами. С начала Северной войны судостроение сконцентрировалось в одном Архангельске. Азовская флотилия была заброшена и пополнение ее прекратилось…Беломорье внесло большой вклад в победу над Швецией в дни Северной войны и тем способствовало превращению континентального Московского царства в могучую Российскую империю и великую морскую нацию. Боевые корабли, спущенные на воду со стапелей Соломбальской верфи, хорошо показали себя не только в дни Северной войны. Они вписали много ярких страниц в историю русского военно-морского флота в последующие времена».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование с использованием ЭОР «Факторы, влияющие на климат России» (8 класс)
Конспект урока-исследования с использованием ЭОР (для среднего интеллектуального уровня класса) с технологической картой исследовательской работы учащихся....
Урок - исследование "Как нам обустроить Россию? (столыпинская модель аграрной модернизации страны)"
Урок - презентация отвечает современным требованиям, предъявляемыми ФГОС. Работа в группах построена на основе исследовательской деятельности....
Урок-исследование на тему «Цивилизационный выбор России».
Данный урок проводился в рамках Всероссийской конференции, посвящённой проблемам современного образования. Помимо конспекта урока, материал содержит подробный его анализ....
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Урок -исследование на тему "Почвенные ресурсы России" 8 класс
Урок разработан в помощь учителям географии...
Бородино. Урок - исследование по истории России в 8 классе
Цели: - образовательные: организовать самостоятельное построение учащимися знаний о роли Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года; определение историческое значение Бородинской битвы...
Урок-исследование в 6 классе по истории России по теме "Иван Грозный и его эпоха"
Показать завершающую стадию образования русского централизованного государства;охарактеризовать государство, доставшееся в правление Ивана Грозного; сформировать представление о первом этапе царствова...