Тематическая тетрадь по курсу «История России» для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Тематическая тетрадь по «Истории Отечества»  представляет собой  сборник заданий по всем  темам, предусмотренным программой по истории Отечества для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Данное пособие предназначено учителям, работающим в коррекционной школе и реализующим на своих уроках личностно-ориентированную концепцию и развивающие технологии обучения, заинтересованным в развитии  самостоятельной  учебно-познавательной  деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями.

В тематической тетради представлены самые разнообразные  задания:  работа с таблицами, со схемами, с текстами исторических документов, работа над историческими понятиями, выполнение занимательных заданий, тестов.  Особенностью заданий  является дифференциация материала по объему и степени сложности.  Использование в рабочей тетради  разноуровневых  заданий  дают возможность учителю индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня психофизического развития учащихся, ученику – более полно раскрыть свои возможности и способности.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskaya_tetrad_8_klass_pervaya_glava.docx900.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая тетрадь

История России

8 класс

специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

VIII вида

Составитель: Лепешкина Н.В.      

Рекомендации учителю

Тематическая тетрадь по «Истории Отечества»  представляет собой  сборник заданий по всем  темам, предусмотренным программой по истории Отечества для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIIIвида.

Данное пособие предназначено учителям, работающим в коррекционной школе и реализующим на своих уроках личностно-ориентированную концепцию и развивающие технологии обучения, заинтересованным в развитии  самостоятельной  учебно-познавательной  деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями.

В тематической тетради представлены самые разнообразные  задания:  работа с таблицами, со схемами, с текстами исторических документов, работа над историческими понятиями, выполнение занимательных заданий, тестов.  Особенностью заданий  является дифференциация материала по объему и степени сложности.  Использование в рабочей тетради  разноуровневых  заданий  дают возможность учителю индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня психофизического развития учащихся, ученику – более полно раскрыть свои возможности и способности.    

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I.

Единая Россия (конец XV века – XVII век)

Иван III – глава единого государства Российского

5

Расширение государства Российского при Василии III

6

Русская православная церковь в Российском государстве

7

Первый русский царь Иван IV Грозный

8

Опричнина Ивана Грозного

11

Присоединение  к  Российскому государству Поволжья

13

Покорение Сибири

14

Быт простых и знатных людей

16

Москва – столица Российского государства

18

Путешествие Афанасия Никитина в Индию

20

Великий иконописец Андрей Рублев

21

Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России

23

Правление Бориса Годунова

25

Смутное время

26

Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков

27

Начало правления династии Романовых

30

Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина

31

Раскол в русской православной церкви

33

Освоение Сибири и Дальнего Востока

36

Повторительно-обобщающий урок «Единая Россия (конец XV века – XVII век)

37

Раздел II.

Великие преобразования России в XVIII веке

Начало правления Петра I.

40

Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга

42

Полтавская битва

44

Победа русского флота. Окончание Северной войны

46

Петр I – первый российский император

48

Преобразования Петра I

53

Эпоха дворцовых переворотов

58

Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова

59

Основание в Москве  первого Российского университета и Академии художеств

60

Правление Екатерины II

62

«Золотой век» дворянства

63

Положение крепостных крестьян

64

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева

65

Русско-турецкие войны второй половины XVIII века

67

Знаменитый полководец  Александр Суворов

68

Русские изобретатели и умельцы

69

Развитие  литературы и искусства в XVIII веке

70

Раздел III. История нашей страны в XIX веке

Россия в начале XIX века

71

Начало Отечественной войны 1812 года

73

Бородинская битва

75

Оставление Москвы

77

Народная война против армии Наполеона

79

Отступление и гибель французской армии

81

Повторительно-обобщающий урок по теме «Отечественная война 1812 года»

83

Правление Александра I

85

Создание тайных обществ в России

86

Восстание декабристов

88

Император Николай I

90

«Золотой век» русской культуры

92

Великий русский поэт А.С. Пушкин

93

Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века

94

Крымская война 1853-1856 гг.

96

Отмена крепостного права

98

Реформы Александра II

100

Правление Александра III

102

Развитие  Российской промышленности

103

Появление революционных кружков в России

104

Наука и культура во второй половине XIX века

105

Жизнь и быт русских купцов

107

Быт простых россиян в XIX веке

107

Повторительно-обобщающий урок «История нашей страны в XIX веке»

108

Иван III – глава единого государства Российского

Задание 1. Заполните перфокарту. На пересечении вопроса и правильного ответа поставьте знак «+».

                                              Понятие

              Что  означает

Казна

Приказы

Наместники

Боярская Дума

Государев Приказ

Уезды

Совещательный орган  при Государе

всея  Руси

Важное государственное решение, с государевой подписью и государственной печатью

Органы государственного управления

Государственная служба, ведающая денежными средствами

Бояре, управляющие  уездами

Части территории  Российского государства

Задание 2.  Выполните тест. Правильные ответы подчеркните.

1. О ком из великих князей идет речь в отрывке?

« В его царствование был введен двуглавый орел на гербе Руси,  начата перестройка Кремля, расширены связи с другими странами. Русь освободилась от монголо-татарского ига».

  • Дмитрий Донской
  • Иван III
  • Иван Калита

2. В каком году произошло освобождение Руси от монголо-татарского ига?

- 1437                              - 1480                                       - 1380

3. Кому принадлежат слова?  »Умерла та курица, которая несла золотые яйца»?

- Петр I                       -  Александр Невский                         - Иван III

Русская православная церковь в Российском государстве

Задание 1. Решив  правильно кроссворд, вы сможете прочесть по вертикали, как называли главу Русской православной церкви.

                                  1

           2

3

4

5

6

По горизонтали:

2. Настоятель православного монастыря.

3. Церковный налог.

4. Служители Русской православной церкви.

5. Священнослужитель, управляющий несколькими городскими и сельскими приходами.

6. Люди, живущие в монастыре и служащие богу.

Задание 2. Заполните перфокарту. Выбрав правильный ответ, отметьте его знаком «+».

                                              Понятие

              Что  означает

Митрополит

Епископ

Десятина

Духовенство

Игумен

Монахи

Настоятель православного монастыря.

Церковный налог.

Служители Русской православной церкви.

Священнослужитель, управляющий несколькими городскими и сельскими приходами.

Люди, живущие в монастыре и служащие богу.

Глава Русской православной церкви.

Задание 3. Заполните схему: «Схема церковного управления».

Первый русский царь Иван IV Грозный

Задание 1. Заполните перфокарту. Выбрав правильный ответ, отметьте его знаком «+».

                                              Понятие

              Что  означает

Царь

Сословия

Земский собор

Судебник

Стрельцы

Пожилое

Церковный собор

Собрание представителей всех русских земель.

Новый сборник законов, принятый при Иване Грозном.

Правитель России.

Различные группы населения, обладающие разными обычаями и традициями, правами и обязанностями, закрепленными в законе и передаваемыми по наследству.

Оплата прежнему хозяину за проживание на его земле.

Собрание высшего духовенства России.

Воины царской армии.

Задание 2. Заполните схему «Система государственного управления при Иване IV  Грозном».

Задание 3.  Отгадайте  ребус

                                                           4-Р

 ГОССТВО

Задание 4.  Напишите название храма. Сколько куполов имеет храм?

Задание 5. Отгадайте ребус.

                                          5  4        3 – Б           2 1

Задание 7. Соотнесите термины и понятия. Ответы впишите в таблицу.

термина

Термины

понятия

Понятия

1.

Царь

1.

Люди, получившие землю за службу.

2.

Бояре

2.

Глава государства.

3.

Помещики

3.

Телохранители царя.

4.

Рынды

4.

Переводчики.

5.

Толмачи

5.

Советники князя, управляли отдельными землями и городами, командовали полками в военных  походах.

№ термина

№ понятия

1

2

2.

3.

4.

5.

Опричнина Ивана Грозного

Задание 1. Решите кроссворд.

            3

5

                 1

4

2

По горизонтали:

  1. Воины царской армии.
  2. Оплата прежнему хозяину за проживание на его земле.

По вертикали:

  1. Различные группы населения, обладающие разными традициями и обычаями, правами и обязанностями, закрепленными в законе и передаваемыми по наследству.
  2. Новый сборник законов, принятый при Иване Грозном.
  3. Правитель   России.

Задание 2. Решите кроссворд.

5

1

4

     2

3

По горизонтали:

  1. Часть Российской территории, находившейся в царском управлении.
  2. Полноправный правитель России.
  3. Часть Российской территории, оставшейся в управлении Боярской думы.

  1. Люди, лично преданные Ивану Грозному, входившие в опричное войско.

По вертикали:

     5. Дворяне, получившие поместье за государеву службу.

Задание 3. Выполните задание.

  • Подчеркните символы царской власти в Московском государстве:

                 держава – скипетр – посох – шапка Мономаха

Задание 4. Ответьте на вопрос.  Правильный ответ подчеркните.

             Для чего Ивану IV потребовались опричники?

  • Для укрепления единоличной  власти  и дальнейшего закрепощения крестьян.
  • Для охраны жизни царя.
  • Для расправы над изменниками.

Задание 5. Заполните перфокарту. Выбрав правильный ответ, отметьте его знаком «+».

                                              Понятие

              Что  означает

Самодержец

Опричнина

Земщина

Опричники

Помещики

Часть Российской территории, находившейся в царском управлении.

Полноправный правитель России.

     Дворяне, получившие поместье за государеву службу.

Часть Российской территории, оставшейся в управлении Боярской думы.

Люди, лично преданные Ивану Грозному, входившие в опричное войско.

Задание  6. Вставьте  в слова пропущенные буквы.

_  П  _   _  ЧН  _  К

С  _  М  _  Д  _  РЖ  _    _

З  _   МЩ  _  Н  _

Задание 7.  Решите анаграммы. Запишите полученные слова. Объясните устно их значения.

А Ь Ц Р    _____________

Р Е Я Б О ________________

С Т О Л Е П Р ________________________

П О Т Л М И И Т Р О _______________________________

Покорение Сибири

Задание 1. Решите кроссворд.

            4

5

1

6

      2

       3

По горизонтали:

  1. Предводитель казаков.
  2. Собрание казаков.
  3. Казачий атаман, завоеватель Сибири.

По вертикали:

  1. Сибирские  города-крепости.
  2. Вольные люди, воины, жившие на  Дону, Днепре и в низовьях Волги.
  3. Хан  (имя).

Задание 2. Заполните перфокарту. Выбрав правильный ответ, отметьте его знаком «+».

                                              Понятие

              Что  означает

остроги

атаман

казаки

круг

Предводитель казаков.

Собрание казаков.

Сибирские  города-крепости.

Вольные люди, воины, жившие на  Дону, Днепре и в низовьях Волги

Задание 3. Рассмотрите  карту в учебнике на странице 41 и назовите  территории, вошедшие в состав Российского государства при Иване Грозном.

Запишите в тетрадь: В состав Российского государства при Иване Грозном вошли: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. О каком событии идет речь в отрывке.  

Ермак воспрянул ото сна

И, гибель зря, стремится в волны

Душа отвагою полна,

Но далеко от брега челны!

Иртыш волнуется сильней-

Ермак все силы напрягает
И мощною рукой своей

Валы седые рассекает…

Плывет… уж близко челнока,

Но сила року уступила,

И, закипев страшней,  река

Героя с шумом поглотила.

Лишивши сил богатыря

Бороться с ярою волною,

Тяжелый панцирь-дар царя-

Стал гибели его виною.

(К.Ф. Рылеев)

_______________________________________________________________

Задание 5. Выполните  тест. Правильные ответы подчерните.

1. Начало освоения Сибири в 1580 годах положил:

  • Челюскин
  • Крашенинников
  • Ерофеев
  • Ермак Тимофеевич

2. Организаторами похода Ермака были предприниматели:

  • Демидовы
  • Строгановы
  • Морозовы
  • Рябушинские

3. В знак благодарности Иван Грозный наградил Ермака:

  • деньгами
  • доспехами

4. В Москве в 1555-1560 годах в ознаменовании покорения Казанского ханства  был построен:

  • Владимирский собор
  • Покровский собор
  • Успенский собор

5. В честь рождения Ивана Грозного построили:

  • Успенский собор в Кремле
  • Церковь вознесения в Коломенском
  • Церковь Спаса на Ильинке

6. Церковь Вознесения, Андроников  монастырь, Донской монастырь, Новодевичий монастырь находятся  в:

  • Петербурге
  • Киеве
  • Москве
  • Пскове

7. Вольные люди, жившие на окраинах Российского государства:

  • крестьяне
  • дворяне
  • казаки

8. О каком  событии  идет речь в отрывке из стихотворения Д. Кедрина?  

Не мерена вдоль и не пройдена вширь,

Пушнина в сибирских лесах хороша,

Покрыта тайгой непроезжей,

И красная рыба в струях Иртыша!

У нас под ногой распростерлась Сибирь

Мы можем землей этой тучной владеть,

Косматою шубой медвежьей.

Ее разделивши по – братски…

Ответ: ________________________________________________________________________

Быт простых и знатных людей

Задание 1. Напишите, какие слои населения  (сословии) проживали в Российском государстве в XVI веке?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.  Заполните таблицу.

Сословия

Занятия

Условия быта

Задание 3. Решите кроссворд. Напишите, какие сословия проживали на Руси в XVI веке.

                        7

                                                1

                                    6

      2

С

                 3

О

С

Л

      5

О

В

4

И

Я

Слова для справок: духовенство, купцы, ремесленники, бояре, дворяне, казаки, крестьяне.

Задание 5. Решите кроссворд.

      5        7                                     8

             1

2

             6

3

4

По горизонтали:

1. Глиняный горшок с носиком, наполненный водой.

2. Деревянный настил под потолком, на котором спали.

3. Изображение Иисуса Христа, богоматери и святых.

4. Одежда крестьянских женщин и девушек.

По вертикали:

5. Зимняя крестьянская одежда из шкур.

6. Крестьянская одежда из грубого толстого сукна.

  1. Основное сословие  Российского государства.
  2. Головной убор, который одевали женщины на праздники.

Задание 6. Вставьте в слова  пропущенные буквы.

С __ Р __ Ф __ Н

К __ ФТ __ Н

К __ К __ ШН __ К

П __ Л __ Т __

Задание 7.  Решите  анаграммы, запишите полученные слова.

ТХБАРА  ________________________

ШАБУ  _________________________

ЛЕАНТ  ________________________

Задание 8. Чем отличалась одежда простых и знатных людей?

Нужное  подчеркните:  цветом, покроем, материалом, ценой

Задание 9. Отгадайте  загадку.

Во мне и стены, и углы.

Жилищем я твоим являюсь,

Но сменишь «о» на «ы»,

То сразу вверх я устремляюсь.

Ответ: _______________________

Задание 10. Отгадайте загадки.

Мать толста, дочь красна, сын храбр,   под небеса  ушел. __________________

Стоит Ерофейка, подпоясан коротенько. ____________________________

Белое поле, черное семя, кто съест, тот разумеет.________________________________

Москва - столица Российского государства

Задание 1.  Решите  кроссворд.

        По горизонтали:

4

                                            1

                                      2

 3

  1. Главная башня Кремля.
  2. Башня, в которой содержали опасных преступников.
  3. Башня, в  которой располагался  колодец для снабжения водой зданий Кремля.

         По вертикали:

4. Башня,  в которой был    построен подземный ход из Кремля.

Задание 2. Заполните перфокарту. Выбрав правильный ответ, отметьте его знаком «+».

                                              Понятие

              Что  означает

Спасская

Водовзводная

Троицкая

Тайницкая

Башня,  в которой был    построен подземный ход из Кремля.

Башня, в  которой располагался  колодец для снабжения водой зданий Кремля.

Главная башня Кремля.

Башня, в которой содержали опасных преступников.

Задание 3. Допишите  предложения.

        Перед Кремлем находилась __________________ площадь. ________________ – значит ______________. На_______________ площади располагались __________________, ___________________ и __________________. __________________________ назывался специальный помост, с которого зачитывали царские указы.

        На территории Кремля располагались главные соборы: ______________________собор,___________________________собор, ________________________________ собор.

________________ собор считался главным храмом России. _______________ собор стал усыпальницей русских царей. ____________________ собор служил  домашней церковью русских царей.

        Рядом с соборами Кремля была построена _______________. Называлась она   «______________________________». Ее высота составляла _______метр.

        Заколокольней__________________________располагалась ____________________ площадь. На этой площади громко зачитывались царские указы. Отсюда пошла пословица: »____________________________________________». На________________ площади установили _______ - _____________  и ________ - _____________________ .

Задание 4. Рассмотрите фотографии соборов Кремля. Поставьте под ними цифры, соответствующие названию памятника.  

        

              ________________                 ________________        _____________

Архангельский собор Московского Кремля

        Успенский собор Московского Кремля

Благовещенский собор Московского Кремля

Задание 5. Объясните  значения прилагательных:

белокаменная

златоглавая

хлебосольная

Путешествие Афанасия Никитина в Индию

«Хождение за три моря»

Задание 1.  Допишите предложения.

        Все, что увидел и узнал Афанасий Никитин в Индии, он записал в книге. Книга эта называется «________________________________».  Он подробно описал в ней______________,___________________индийских народов и их правителей. В книге описана и _________________ Индии, ее ______________ и ________________.  Но не было для Афанасия ничего дороже _________________________  и   ценнее _________________ .

__________лет повел Афанасий  вдали от родины. Наконец, настала пора возвращаться. «Прекрасна страна _______________, но нет ничего дороже ________________!».

Задание 2.  Решите задачу.

В 1466 году Афанасий Никитин отправился  с товарами вниз по Волге. 6 лет провел русский купец вдали от Родины.

В каком  году закончился поход в Индию Афанасия Никитина?

Задание 3.  Решив правильно кроссворд, узнаете, как называли человека, совершавшего путешествия по странам (6).

                                                   6

                   1

5

             2

                          3

4

По горизонтали:

1. Русский купец-путешественник (фамилия).

2. Имя русского купца-путешественника.

3. Страна, славящаяся красотой и несметными богатствами.

4. Город, где похоронен русский путешественник.

По вертикали:

5. Правитель Индии.


Задание 4. Отгадайте ребус.

                 2 - Ф

ИЙ                                     ИН

Ответ: ________________________

Великий Иконописец Андрей Рублев

Задание 1. Решите тест.  Правильные ответы подчеркните.

1. Родоначальник московской школы живописи, автор иконы «Троица».

  • Василий Васнецов
  • Феофан Грек
  • Андрей Рублев

2. Известное произведение Андрея Рублева, которое находится в Третьяковской галерее.

  • «Весна»
  • «Житие святых»
  • «Троица»

3. Что отличало искусство Андрея Рублева от искусства других иконописцев?

  • стремление правдиво передать подлинные черты человека
  • выбор религиозных тем, сюжетов
  • использование четырех цветов красок: темно-вишневого, золотого, серо-лилового и голубого

Задание 2. Решите кроссворд.

            7

           8

           1

             2

5

      6

     3

4

По горизонтали:

1. Великий русский иконописец.

2. Стена перед входом в алтарь из икон, расположенных  в несколько рядов.

3. Музей-галерея, в котором хранятся иконы, написанные Андреем Рублевым.

4. Дерево, которое использовалось для написания икон.

По вертикали:

5. Византийский художник-иконописец.

6. Название иконы, написанной        Андреем Рублевым.
7. Картины, написанные водяной краской по сырой штукатурке.

8. Восточная часть храма, отделенная иконостасом, где мог совершать молитвы  только священник.

Задание 3. Отгадайте ребусы.

                                Ь = О                                О = А    

100    С

Ответ: ___________________

Задание 4. Соотнесите произведения культуры и имена их создателей. Соедините стрелками.

Постник и Барма                                                              Царь-пушка

Андрей Рублев                                                                 собор  Василия  Блаженного  

Андрей Чохов        икона «Троица»

Задание 5. Вычеркните  повторяющиеся буквы. Запишите название города.  Как связан этот город с  русским  иконописцем  Андреем Рублевым?

        

И

Е

Я

М

И

О

Я

Я

Е

И

С

Е

И

К

И

Я

Е

В

Е

И

А

Ответ: _________________________

Задание 6.  Вычеркнитеповторяющиеся  буквы. Из оставшихся букв составьте слово. Что вы можете рассказать об этом человеке? (устно).

,

О

М

Г

П

Н

И

Р

О

Ю

П

М

Е

С

Ж

С

Н

И

К

Ю

Ж

П

                             Ответ:  ___________________________________

Задание 7.  Вставьте пропущенные буквы.

М ___Н____Х

___ К ___ Н ___

Р ___ БЛ ___ В

___ К ___ Н ___ СТ ___ С

Задание 8. Соотнесите произведения культуры и имена их создателей.

«Хождение за три моря»

Андрей  Рублев

«Домострой»

Афанасий  Никитин

Успенский собор

Сильвестр

«Троица»

Аристотель Фиораванти

Первопечатник Иван Федоров

и первое издание книг в России

Задание 1. Решите кроссворд.По горизонтали:

3

                    5

       4

1

             2

1. Первопечатник на Руси.

2. Книга молитв по часам.

По вертикали:

3. Место, где печатают книги.

4. Первая печатная книга на Руси.

5. Помощник Ивана Федорова.

Задание 2. Заполните перфокарту. Выбрав правильный ответ, отметьте его знаком  «+».

                                              Понятие

              Что  означает

Типография

Федоров

Мстиславец

Апостол

Первая печатная книга на Руси.

Помощник Ивана Федорова.

Место, где печатают книги.

Первопечатник на Руси.

Задание 3. Решите тест. Правильные ответы подчеркните.

  1. Когда началось книгопечатание на Руси?:

– 1548 год                         - 1564 год                       - 1581 год

  1. В чем состоит преимущество печатной книги,   укажи правильные суждения.
  • удобно хранить
  • меньше времени тратится на ее издание
  • больше людей имеют возможность их читать
  • мало ошибок в тексте
  • четко и разборчиво написаны тексты
  • красивое художественное оформление

3. Что нового было создано Иваном Федоровым для печатания книг:

    Станок, гусиное перо, пергамент, береста, шрифт, буквы-литеры, краски, чернила

      4. Современное название места, где печатаются книги:

Печатный двор - ______________________________________

5. При каком царе появилось книгопечатание на Руси?

          - Иван III                          - Иван IV                         - Василий III

Задание 4.

Представьте себя учеником начальной школы XVII  века. Сложите слова из следующих букв. Запишите полученные слова.

Пример: Добро – он – мыслете -  _________ДОМ______________

Глаголь – он – рцы – он – добро - _____________________________

Ша – како – он – люди – аз -  _________________________________

Задание 5. Решите примеры. Ответы запишите на второй строчке таблицы. Соотнесите полученные ответы с их буквенным обозначением. Прочтите полученное слово.

        

6

4

8

2

5

9

3

18

Ф

        Ответы

24

15

18

27

6

12

9

Д

Р

Ф

О

О

Е

В

Задание 6. Расшифруйте название самой первой печатной книги на Руси.MCj03972380000[1]

Ответ: ______________________________

Задание 7.  Отгадав слова по горизонтали,  сможете прочесть по вертикали имя человека известного не только на Руси, но и далеко за ее пределами.

1

2

3

4

5

6

7

По горизонтали:

1. Масло из конопли, которым покрывали иконы.

2. Материал для письма.

3. Обращение к читателям в начале книги.

4. Место, где печатали книги.

5. Византийский художник.

6. Стена перед входом в алтарь.

7. Часть названия русской реки, которая впадает в Белое море.

Список литературы

1.   Б.П. Пузанов,  О.И. Бородина,  Л.С. Сековец,  Н.М. Редькина.  «Уроки истории в 7 классе специальной  (коррекционной)  общеобразователь- ной школы VIII вида. Учебно-методическое пособие».  Москва, 2003.

2. М.Т. Студеникин,   В.И. Добролюбова.   «Методика преподавания истории в начальной школе». Москва, 2001.

3.   М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова. «Конспекты уроков для учителя истории. 3 класс» Москва, 2004.

4.   Н.И. Ворожейкина, М.Т. Студеникин.  «Рабочая тетрадь к «Рассказам по родной истории». Москва, 2002.

5.   Е.В. Саплина, А.И. Саплин.  «Введение в историю. Тетрадь творческих заданий». Москва, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Природоведение" для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование, дополнительная литература...

Рабочая программа по курсу "Биология" для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа включает следующиеразделы: пояснительная записка; содержание; количество часов по семестрам; дополнительная литература; календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по курсу "Биология" для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; количество часов по семестрам; содержание; календарно-тематическое планирование; дополнительная литература....

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Тип...

Рабочая программа по истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 8 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым пол...

Опорные конспекты по ряду тем Истории Отечества 9 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Авторские разработка учителя истории Юрченко Е.Ф.

Опорные конспекты будут полезны для учащихся 9  класса, изучающих Историю Отечества в специально (коррекционной) школе VIII вида....

Юрченко Е.Ф. Тематический словарь по Истории Отечества. 7 класс. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида.

Тематический словарь по Истории Отечества  - удачное учебное пособие, которое можно испльзовать на уроках истории . Это сборник для работы над историческими понятиями. Может быть использован на л...